Джорджоне и сфумато
Джорджоне (1477-1510) — имя, под которым повсеместно известен художник Джорджо да Кастельфранко. Он родился в Кастельфранко Венето и прошёл обучение в изумительной венецианской художественной среде. Сведения о его жизни скудны и отрывочны, как и многочисленны и сложны проблемы авторства и иконографической интерпретации его произведений.
Джорджоне, Автопортрет в образе Давида, 1509-10 гг. Масло на панели, 52 x 43 см. Брауншвейг, Музей Герцога Антона Ульриха (HAUM).
Джорджоне исходил из важного опыта Джованни Беллини, хоть он, вероятно, и не был его учеником. Джорджоне удалось революционизировать как стиль, так и содержание работ Беллини, поскольку в своих картинах он достиг необычайной тонкости в реализации живописного сфумато
Термин «сфумато», с итальянского «sfumato» означает размытость контуров и мягкость моделировки, особая манера живописи, ставшая известной благодаря трактатам о живописи Леонардо да Винчи. Главный историк искусства эпохи Возрождения, Джорджо Вазари, писал, что «венецианец» узнал секрет от Леонардо, когда мастер Винчи отправился в Венецию. На самом деле нелегко установить, была ли встреча между двух художников и состоялся ли приславутый обмен опытом.
Мадонна Кастельфранко
Джорджоне, алтарный образ Кастельфранко, ок. 1500 г. Масло на панели, 2 x 1,52 м. Кастельфранко Венето, собор Сан Либерале.
Благодаря тонкости своего сфумато Джорджоне изобразил пейзаж так, как этого не делал до него никто ранее, придав атмосфере ощущение плотности. В его алтарном образе Кастельфранко Мадонна с младенцем уединенно сидят на троне на фоне холмистого пейзажа с лугами и деревьями. Такой пейзаж — это «естественное» изображение природы, так как расстояния на картине переданы путём различных соотношений цветов и света.
Рождественские колядки
Некоторые известные рождественские гимны упоминают обожание пастухов. Некоторые из них делают это, призывая слушателя приехать в Вифлеем, например, » Shepherd’s Pipe Carol «. В современной « Калипсо Кэрол » есть строки «Пастухи быстро выйдут из ступора / увидеть Спасителя мира» и припев «О, теперь отнеси меня в Вифлеем». « Ангелы, которых мы слышали на Небесах », — гласит: «Придите в Вифлеем и посмотрите / Его рождение ангелы поют».
« Придите, все верные » («Adeste Fideles» на латыни) есть стих, который гласит:
Другие гимны, в которых упоминается обожание пастухов, включают « Тихую ночь », « Что это за дитя ?», « Младенец святой, младенец смиренный », « Я удивляюсь, когда брожу » и « Приходите, маленькие дети ». Немецкая песня « Vom Himmel hoch, da komm ich her » («Я иду с небес на землю») содержит несколько строф на тему следования за пастухами и празднования новорожденного ребенка. Чешская колядка «Nesem VAM новины (» Come, All Ye овчарок «на немецком языке » Kommet, IHR Hirten «) относится к Поклонение пастухов, средний стих английской версии пробегов Мари РСВЯ Хофера:
Жизнь
То немногое, что известно о жизни Джорджоне, дано в книге Джорджо Вазари « Жизни выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» . Он приехал из небольшого городка Кастельфранко Венето , в 40 км от Венеции. Его имя иногда появляется как Зорцо ; вариант Джорджоне (или Зорзон ) можно перевести как «Большой Джордж». Неясно, как рано в детстве он уехал в Венецию, но стилистические данные подтверждают заявление Карло Ридольфи о том, что он проходил там свое обучение у Джованни Беллини ; там он поселился и стал известным мастером.
Современные документы свидетельствуют о том, что его талант был признан рано. В 1500 году, когда ему было за двадцать, его выбрали для написания портретов дожа Агостино Барбариго и кондотьера Консальво Ферранте. В 1504 году ему было поручено написать алтарь в память о другом кондотьера, Маттео Костанцо, в соборе своего родного города Кастельфранко. В 1507 году по распоряжению Совета десяти он получил частичную оплату за картину (тема неизвестна), над которой он работал для Зала аудиенций во Дворце дожей . С 1507 по 1508 год он работал вместе с другими художниками своего поколения, чтобы украсить фресками внешнюю часть недавно перестроенного Fondaco dei Tedeschi (или Зала немецких купцов) в Венеции, уже проделав аналогичную работу над экстерьером Casa Soranzo. , Каса Гримани алли Серви и другие венецианские дворцы. Очень немногое из этой работы сейчас сохранилось.
Лаура (1506 г.), Художественно-исторический музей , Вена , Австрия.
Вазари упоминает о своей встрече с Леонардо да Винчи по случаю визита тосканского мастера в Венецию в 1500 году. Все отчеты сходятся в представлении Джорджоне как человека выдающегося и романтического обаяния, великого любовника и музыканта, способного выразить в своем искусстве чувственная и образная грация, тронутая поэтической меланхолией, венецианского бытия его времени. Они также представляют его как автора венецианской живописи, аналогичного тому, что сделал в тосканской живописи Леонардо более двадцати лет назад; то есть как освобождение искусства от последних оков архаической жесткости и предоставление ему полной свободы и полного владения средствами.
Он был очень тесно связан с Тицианом ; в то время как Вазари говорит, что Джорджоне был учителем Тициана, Ридольфи говорит, что они оба были учениками Джованни Беллини и жили в его доме. Они вместе работали над фресками Fondaco dei Tedeschi, и Тициан закончил по крайней мере некоторые картины Джорджоне после его смерти, хотя какие из них остаются очень спорными.
Джорджоне также представил новый круг предметов. Помимо алтарей и портретов, он писал картины, которые не рассказывали истории, будь то библейские или классические, или, если они якобы рассказывали историю, пренебрегали действием и просто воплощали в форме и цвете лирические или романтические настроения, как музыкант мог бы их воплотить. в звуках. Создавая новаторские идеи с мужеством и блаженством гения, он какое-то время оказывал огромное влияние на своих современников и непосредственных преемников венецианской школы, включая Тициана , Себастьяно дель Пьомбо , Пальма иль Веккьо , иль Кариани , Джулио Кампаньола (и его брат). и даже о его уже именитом мастере Джованни Беллини. На венецианской материковой части Джорджионизм сильно повлиял на Морто да Фельтре , Доменико Каприоло и Доменико Манчини .
Джорджоне умер от бушующей тогда чумы 17 сентября 1510 года. Обычно считалось, что он умер и был похоронен на острове Повелья в венецианской лагуне, но архивный документ, впервые опубликованный в 2011 году, указывает на его смерть. на острове Лаццарето Нуово; оба использовались как места карантина во время чумы. Октябрь 1510 года также является датой письма Изабеллы д’Эсте венецианскому другу; просят его купить картину Джорджоне; письмо показывает, что она знала, что он уже мертв. Примечательно, что месяц спустя в ответе говорилось, что картину нельзя было продавать ни за какие деньги.
Его имя и работа продолжают очаровывать потомков. Но идентифицировать и определить среди реликвий его возраста и школы, что именно представляет собой эта работа, и отличить ее от аналогичных работ других людей, которых вдохновляло его влияние, — очень трудное дело. Хотя больше нет сторонников «Пан Джорджионизма», который столетие назад утверждал для Джорджоне почти все картины того времени, которые хоть как-то напоминали его манеру, все еще, как и тогда, есть исключительные критики, которые сокращают список до полдюжины. сохранившихся картин, которые, как они признают, принадлежат этому художнику.
Детство и юность
Биография загадочного художника, отдаленная веками, содержит мало достоверных фактов, и зачастую они легко подменяются домыслами. Итальянские искусствоведы, говоря о Джорджоне, называли того скорее мифом, нежели человеком.
Автопортрет Джорджоне / Web Gallery of Art
Даже о фактах, связанных с рождением будущего мастера живописи, нельзя говорить однозначно. Первые попытки его жизнеописания восходят к 16-му веку, и согласно, им Джорджо родился неподалеку от Венеции, в городке Кастельфранко-Венето, в 1477 или 1478 годах.
Ни один источник не рассказывает о юных годах художниках и о времени, когда тот решился покинуть родной город. Известно, что в Венецию живописец приехал молодым и уже в 1493 году поступил на обучение к известному мастеру Джованни Беллини.
Здесь он обретает внимание к цвету и деталям, сосредоточившись на искусстве пейзажа. Историки полагают, что, закончив учиться, Джорджоне вернулся в Кастельфранко-Венето, где в сотрудничестве с местными художниками занимался оформлением фасадов и интерьеров, работая в технике фрески
Искусствоведы 16–17 веков перечисляют много фресок Джорджоне, но к настоящему времени сохранилась только одна работа — фрагмент фасада Фондако деи Тедески, который хранится в галерее Франкетти в Венеции. Фреска выполнена совместно с Тицианом, который также был учеником Джованни Беллини. Творчество обоих художников крепко связано.
Джорджоне — биография и картины
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне родился в 1478 году. Его творчество было высоко оценено потомками, Джорджоне считается одним из самых значительных фигур в искусстве эпохи Высокого итальянского Возрождения. Он относится к лучшим представителям венецианской школы живописи.
Биография мастера известна не полностью, информации сохранилось немного, даже неизвестна точная дата его рождения. Историки установили, что родным городом его был Кастельфранко-Венето поблизости от Венеции, по названию этого города художник и получил свою фамилию. Еще юношей Джорджоне стал учеником знаменитого Джованни Беллини в Венеции.
Этот город тогда был крупным политическим, торговым центром. В нем активно развивались и поддерживались различные искусства и ремесла.
Первой картиной, выполненной художником полностью самостоятельно, стало полотно «Христос, несущий крест», созданное в 1497 году. Через три года ему довелось повстречаться с великим Леонардо да Винчи (по сохранившимся записям Вазари). Еще через 4 года он написал «Мадонну Кастельфранко» — алтарный образ в часовне Св. Георгия в городском соборе.
Это большое полотно единственное, написанное мастером для церкви. Оно же единственное, не вызывающее сомнения в авторстве Джорджоне. Все остальные картины могут быть выполнены им в соавторстве с учениками.
Также путаницу в атрибуцию полотен вносит тот факт, что мастеру подражало и следовало множество художников той эпохи, включая таких крупных, как Тициан, который после безвременной кончины Джорджоне закончил некоторые его недописанные полотна.
За свою недолгую жизнь художник создал несколько произведений, которые существеннейшим образом повлияли на искусство того времени. Среди них «Юдифь» с оригинальной трактовкой библейского сюжета, «Буря», «Три философа», «Лаура», «Спящая Венера», «Гроза», «Читающая мадонна» и многие другие. Характерной особенностью живописи Джорджоне, которую успешно переняли другие художники Возрождения, является трепетное отношение к изображению пейзажа
У него он не просто выступает фоном для фигур, а является важной частью самой картины. Пейзажу посвящено много внимания, его детали отлично выписаны и дополняют полотно, делают его законченным и выразительным. Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов
В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину. Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы. Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок. Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше
Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов. В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину. Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы. Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок. Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше.
Жизнь художника оборвалась в конце 1510 года во время эпидемии чумы. Мир потерял великий талант, который мог бы достигнуть невероятных вершин в своем творчестве.
Живопись
Одной из первых самостоятельных работ, вышедших из-под кисти Джорджоне, считают картину “Христос, несущий крест”, датируемую 1497 годом. Следующий труд художника также связан с религиозными мотивами: в 1504-м он начал писать картину для алтаря собора Сан Либерале родного города. “Мадонна Кастельфранко” изображает Деву Марию с младенцем в окружении святых Георгия и Франциска.
Картина Джорджоне «Юдифь» / Web Gallery of Art
Жемчужиной наследия Джорджоне считается шедевр, хранящийся в Эрмитаже, — “Юдифь” (1504). Утонченная и гармоничная работа демонстрирует совершенство, которого достигли мастера Высокого Возрождения, недаром долгое время авторство произведения приписывали Рафаэлю. Образ Юдифи олицетворяет силу, которая таится в хрупкости женской красоты, и пронизан светом и умиротворенностью, которым вторит пейзажный фон. Молчаливая одухотворенность, богатство сокрытых жизненных сил характерны для образов, вышедших из-под кисти итальянца.
Картина “Три философа” первоначально была задумана как иллюстрация библейского сюжета, однако в процессе трансформировалась в жанровое полотно. Здесь изображены трое мудрецов, представляющих разные типажи. Они отличаются возрастом, культурой и мировоззрением. Однако лиричный, полный глубины и объема пейзаж объединяет героев в единое целое, оставляя надежду, что эти люди услышат и обогатят друг друга.
Картина Джорджоне «Гроза» / Gallerie dell’Accademia
Природа как действующее лицо еще ярче предстает на полотне “Гроза”, датируемом 1505-1508 годами. Настроенческий пейзаж стал особым жанром в творчестве Джорджоне, о чем говорит и “Сельский концерт” (1510), где образы музыкантов органично вписаны в пасторальный фон. Эти картины носят откровенно светский характер, что знаменует тенденцию, которую задавала венецианская живопись в тот период. Она сосредоточена на человеке и окружающем его пространстве, насыщена цветом и гармоничными тонами.
Однако Джорджоне не перестает осмыслять религиозные и мифологические сюжеты, благодаря чему появляется одна из последних картин — “Спящая Венера, хранящаяся в Дрезденской галерее. Она вновь говорит о гармоничном единстве человека и природы, достигаемом ясностью объема, выразительностью контуров и мягкостью светотени. В каждом мазке читается любование красотой человека и окружающего мира, при этом многодетальность не нарушает гармонии, сливаясь в целостное творение.
Картина Джорджоне «Спящая Венера» / Галерея старых мастеров
Портреты художника полны проницательности и точности. “Старуха” (1508), “Портрет юноши” (1508) посвящены простым, незнатным людям, чьи черты привлекли Джорджоне глубиной и характером. Автопортрет живописца также демонстрирует лицо незаурядное, привлекающее скорее харизмой, нежели правильностью линий. Но все же в первую очередь итальянец — певец красоты, о чем говорят изображения Лауры и Антонио Броккардо.
К концу 1510-х Джорджоне стал законодателем мод в венецианской школе живописи, на его новаторские работы ориентировались молодые художники, а картины итальянца пользовались спросом в частных коллекциях.
Происхождение
Эта работа, вероятно, была завершена Джорджоне, когда он работал в мастерской Винченцо Катены , строгого последователя стиля Джованни Беллини .
Он принадлежал кардиналу Джозефу Фешу (1763–1839) и продан в Палаццо Риччи в Риме 18 марта 1845 года (лот 874) как « Поклонение бергерам» «Джорджоном (Джорджио Барбарелли dit le)» за 1760 скуди (370,53 фунта стерлингов в магазине). курс 4,75 скуди за фунт). Кардинал был дядей Наполеона и коллекционером гигантских размеров. На распродаже 17 и 18 марта было выставлено 1837 картинок; В то время в Лувре было 1406 экземпляров. В сборник вошли « Страшный суд» Фра Анджелико и Танец под музыку времени» Пуссена .
Затем он принадлежал Клавдию Тарралю из Парижа и продан на его продаже на Christie’s в Лондоне 11 июня 1847 года (лот 55) как Поклонение пастырей Джорджоне. На распродаже было выставлено 55 картинок и продано 3383 фунта стерлингов. Джорджоне был продан за 1470 гиней (1544 фунта стерлингов). Эта большая сумма по отношению к общей сумме продажи и тот факт, что это был последний лот, указывает на то, что это был главный предмет продажи.
Именно на распродаже 1847 года картина перешла в собственность Томаса Вентворта Бомонта (1792–1848) из Бреттон-холла, Западный Йоркшир , Англия. От него она перешла к Вентворту Блэкетту Бомонту, 1-му барону Аллендейлу (1829–1907), его сыну Вентворту Бомонту, 1-му виконту Аллендейла , и его сыну, Вентворту Бомонту, 2-му виконту Аллендейла (1890–1956).
Джозеф Дювин завершил переговоры о приобретении Рождества у лорда Аллендейла 5 августа 1937 года. Он был приобретен Duveen Brothers по, по словам коллеги Дювина Эдварда Фаулза, «цене Джорджоне» (315000 долларов и 5000 долларов дилеру Чарльзу Раку). Эксперт Дювина, историк искусства Бернард Беренсон горячо полагал, что картина принадлежит раннему Тициану, и в результате последовала битва воли. Allendale Рождественский в конечном счете , привел к разрыву между лордом Duveen и Беренсоном, заканчивая одной из самых влиятельных связей в истории современного искусства. Дювин продал картину как Джорджоне Сэмюэлю Крессу, магнату универмагов, за 400 000 долларов в 1938 году. Он выставил Рождество в витрине своего магазина на Пятой авеню во время рождественского сезона того же года.
В искусстве
Сцена очень часто сочетается с Поклонением волхвов , что обеспечивает сбалансированную композицию, поскольку две группы часто занимают противоположные стороны пространства изображения вокруг центральных фигур и представляют собой богословскую интерпретацию эпизода, в котором две группы: Евреи и язычники — представляли собой народы мира между собой. Эта комбинация впервые встречается в ампулах Монцы 6-го века, сделанных в византийской Палестине Прима .
В искусстве эпохи Возрождения , опираясь на классические рассказы об Орфее , пастухи иногда изображаются с музыкальными инструментами. Очаровательная, но нетипичная миниатюра в часах La Flora в Неаполе изображает пастухов, играющих с Младенцем Иисусом , в то время как восхищенная Дева Мария стоит в стороне.
Многие художники изображали Поклонение пастырей. Известные примеры включают:
- Корреджо : Поклонение пастухов , Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден
- Караваджо : Поклонение пастухов , Региональный музей, Мессина
- Доменикино : Поклонение пастухов , Национальная галерея Шотландии , Эдинбург
- Джорджоне , Рождество в Аллендейле , Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия
- Эль Греко , Поклонение пастухов , Музей Прадо , Мадрид
- Братья Ленен : Поклонение пастухов , Национальная галерея, Лондон
- Хуго ван дер Гус : Триптих Портинари , Галерея дельи Уффици , Флоренция
- Лоренцо ди Креди : Поклонение пастухов , также Уффици
- Андреа Мантенья : Поклонение пастырей , Музей Метрополитен , Нью-Йорк
- Эдвард Бёрн-Джонс «s витражные окна в Троицкой церкви, Бостон
- Джотто в капелле Скровеньи , Падуя
- Жорж де ла Тур , Лувр , Париж
- Бартоломе Эстебан Мурильо , Эрмитаж , Санкт-Петербург
-
Николя Пуссен и Рембрандт , Национальная галерея, Лондон
Картина Пуссена была осквернена в 2011 году вместе с его Поклонением золотому тельцу .
- Мартин Шонгауэр , Берлин
- Доменико Гирландайо , Часовня Сассетти , Санта-Тринита , Флоренция
- Жерар ван Хонтхорст , Музей Вальрафа-Рихарца , Кельн
Библейское повествование
Поклонение пастырей основано на повествовании из Луки 2 , о котором не говорится ни в каком другом каноническом Евангелии , где говорится, что ангел явился группе пастырей и сказал, что Христос родился в Вифлееме, а за ним последовала толпа ангелов. говоря Слава Богу в высочайшем , мир на земле доброй воли . Это Благовещение пастухам составляет отдельный предмет в христианском искусстве и иногда включается в сцену Рождества как второстепенный элемент (даже если оно происходит до самого поклонения), как в сцене 1485 года Доменико Гирландайо , где его можно увидеть. в верхнем левом углу. Гирландайо также показывает процессию волхвов, прибывающих со своими дарами.
Затем описывается, как пастухи спешат в Вифлеем, чтобы навестить Иисуса , и широко рассказывают о том, что им было сказано о Нем, прежде чем они наконец вернутся к своим стадам. Они славят Бога «за все, что они слышали и видели, как было сказано им» (Луки 2:20). Роберт Гандри отмечает, что заявление «апеллирует к свидетельствам очевидцев в сочетании с небесным откровением ».
Наследие
Castelfranco Мадонна до недавнего очистки. Единственный запрестольный образ Джорджоне.
Хотя Джорджоне умер в 30-е годы, он оставил после себя наследие, которое должны были развивать Тициан и художники 17-го века. Джорджоне никогда не подчинял линии и цвет архитектуре, а художественный эффект — сентиментальному изображению. Возможно, он был первым итальянцем, который рисовал пейзажи с фигурами в виде движущихся картинок в их собственных рамах без религиозной, аллегорической или исторической цели — и первым, чьи цвета обладали той пылкой, сияющей и плавящейся интенсивностью, которая так скоро стала типичным примером работы. всей Венецианской школы .
Атрибуция
Джозеф Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле еще в 1871 году пришли к выводу, что картина написана Джорджоне. Венецианские художники Беренсона (1894) предположительно приписывают картину Винченцо Катене. В 1912 году Роджер Фрай писал, что «изучение форм, особенно пейзажа и листвы на переднем плане, не оставляет у меня никаких сомнений в том, что это сделано Кариани ». В 1937 году Беренсон писал: «Это, должно быть, самая ранняя работа Тициана, но только половина из яиц, а другая половина все еще находится в формуле Джорджоне». Он повторил это мнение на обратной стороне фотографии 1937 года «Тициан, его самая ранняя сохранившаяся работа».
В списке Беренсона 1957 года «Венецианская школа» картина частично приписывается Джорджоне с «Богородицей и пейзажем, вероятно, законченной Тицианом». В каталоге Шепли Национальной галереи искусств 1979 года картина указана как Джорджоне с пятью несогласными, включая Эллиса Уотерхауса и С.Дж. Фридберга .