Актриса глазами художника (психологический портрет полины антипьевны стрепетовой) учитель васильева л.а

Презентация на тему: » Актриса глазами художника (Психологический портрет Полины Антипьевны Стрепетовой) Учитель Васильева Л.А. – МОУ «СОШ 26»» — Транскрипт:

1

Актриса глазами художника (Психологический портрет Полины Антипьевны Стрепетовой) Учитель Васильева Л.А. – МОУ «СОШ 26»

2

Цели урока Научитесь анализировать текст. Сравните разные тексты, выявив сходство и различие. Начнете создавать свой текст на основе полученных впечатлений

3

Эпиграф Отчего глаза пылают, как костры? Мысль и боль в них зажигают свет! Расул Гамзатов

4

Портрет написан Н.А.Ярошенко

5

Николай Александрович Ярошенко

6

Портрет написан Н.А.Ярошенко

7

Микротемы Портрет трагической актрисы. Внешняя невзрачность. Внутренняя значимость, сосредоточенность, собранность духовных сил. «Простота композиции» и «симметрия пятен». У Стрепетовой Репина больше темперамента.

8

Главное предложение «Собранность духовных сил человека, его готовность принять удары судьбы и вместе с тем решимость защищаться – такова основная тема этого портрета»

9

Портрет П.А.Стрепетовой Ярошенко Н.А. Репин И.Е.

10

Илья Репин

11

Портрет П.А.Стрепетовой Репин И.Е.

12

Эпиграф Отчего глаза пылают, как костры? Мысль и боль в них зажигают свет! Расул Гамзатов

13

Сходство в описаниях Предмет сравнения Фрагмент из книги С.Пророковой Фрагмент из книги Д.Н.Моргуновой- Рудницкой ГЛАЗА РОТ ВОЛОСЫ ЛИЦО ФОН

14

Сходство в описаниях Предмет сравнения Фрагмент из книги С.Пророковой Фрагмент из книги Д.Н.Моргуновой- Рудницкой ГЛАЗА «Большие, затуманенные страданием глаза» «Темные, горящие, полные переживаний глаза…» РОТ «…остался полуоткрытым её рот» «…красивый рот, готовый заговорить…» ВОЛОСЫ «Рассыпались по узким плечам гладкие каштановые волосы…» «…распущенные, несколько растрепанные волосы…» ЛИЦО «…болезненную прозрачность лица» «…тонкий овал лица…» ФОН «Красноватый, воспаленный фон…» «…горячие краски фона…»

15

Различия Особенности фрагментов Фрагмент из книги С.Пророковой Фрагмент из книги Д.Н.Моргуновой- Рудницкой Тип речи Конструкции предложений Структура текста

16

Различия Особенности фрагментов Фрагмент из книги С.Пророковой Фрагмент из книги Д.Н.Моргуновой- Рудницкой Тип речи Описание с элементами рассуждения Описание Конструкции предложений Часто встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения Третье предложение длинное, с многочисленными однородными членами Структура текста 4 части (делится на абзацы) 1 часть (не делится)

17

Сравнительный анализ текстов В чем смысловое сходство двух описаний портрета? Какие есть синтаксические и речевые различия текстов? Чья трактовка изображения актрисы Вам ближе?

18

Работа дома Сочинение – рассуждение «Актриса глазами художников»

Личное дело

Родился будущий живописец на Полтавщине в 1846 году в семье высокообразованного шляхтича, отставного генерал-майора. Имел Николай двоих братьев и сестру, которая в будущем и станет матерью известного революционера Бориса Савенкова.

Автопортрет. (1895 год). Государственный Русский музей

И безусловно, судьба старшего сына Николая была предрешена его отцом еще с детства, мечтавшем о том, что тот, как и он, дослужится до чина генерала. Девятилетним мальчуганом Коля был зачислен в Полтавский кадетский корпус, где наряду с военными занятиями курсантам давали уроки рисования, к чему у будущего художника был особый дар.

К двадцати пяти годам Ярошенко был уже сложившимся художником, со своим видением мира и выработанным почерком. Из под его кисти вышли первые мастерски выполненные портреты «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».

Подкидыш

Атмосфера таинственности и неблагополучия окружала будущую актрису с рождения. Дело в том, что Стрепетова была подкидышем. Днем своего рождения она считала 4 октября — именно этим вечером 1850 года на крыльце дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова был найден сверток с младенцем женского пола. Кем были настоящие родители девочки, так и не прояснилось. Впрочем, ходили слухи, что Поленька — плод любви актрисы Глазуновой, служившей в тот сезон в нижегородском театре, и гвардейского офицера Балакирева. Полина всегда помнила о том, что она приемыш, всегда чувствовала собственную ущербность, хотя на развитие комплекса неполноценности новая семья вроде бы повлиять не могла.

С приемными родителями девочке определенно повезло. Антип Григорьевич Стрепетов был человеком, что называется, редкой души, разве что увлекался водкой, которая в конце концов и свела его в могилу. Приемная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой актрисой и одновременно дамой высоких моральных качеств, так что в семье культивировали любовь к сцене, но бдительно ограждали детей от закулисной грязи. Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. Что же касается взрослых, то они относились к этой идее с большим сомнением. С одной стороны, сцена — один из немногих честных способов, с помощью которых девушка из небогатой семьи может заработать себе на жизнь. А с другой — ну не с ее же внешностью! Полина росла диковатой и неуклюжей, у нее были плохая фигура и резкие неправильные черты лица. Впрочем, когда девушке исполнилось пятнадцать, приемная мать все же решилась попросить за нее знакомого антрепренера из Рыбинска. Сама Елизавета Ивановна собиралась устроиться в рыбинскую труппу на амплуа вторых старух, а дочь предлагала занять там, где она сможет пригодиться. Полина пригодилась. Довольно скоро выяснилось, что, несмотря на неказистую внешность, девочка обладает явным драматическим дарованием. Стрепетова работала как одержимая: за три года сменила семь городов и сыграла больше ста ролей. Среди ее героинь были подростки с трудной судьбой и кокетливые субретки, героини мелодрам и светские дамы. Впрочем, уже тогда стало очевидно, что лучше всего начинающей актрисе удаются роли женщин из низов — страстных, находящихся во власти инстинктов, стихийно восстающих против своей доли. Лизавета из драмы Писемского «Горькая судьбина», пожертвовавшая всем ради запретной любви, стала самой знаменитой ролью Стрепетовой: она играла ее больше тридцати лет, почти до самой смерти.

В канун двадцатилетия Стрепетовой повезло: она переехала в Самару и поступила играть в труппу антрепренера Рассказова. По сравнению с другими провинциальными деятелями Рассказов был человеком интеллигентным, воспитанником Малого театра. Вокруг него собрался кружок молодых просвещенных артистов. Немудрено, что именно здесь Стрепетова встретила любовь.

Творческий путь

Через год, в 1875 году, состоялся дебют Ярошенко на Четвертой Передвижной выставке, где он представил полотно «Невский проспект ночью», на котором изобразил дождливую ночь и две женщины, съежившихся на пороге богатого дома, их судьба-злодейка выгнала на панель. (К сожалению это полотно было уничтожено во время Второй мировой войны).

И уже совсем скоро он становится членом Товарищества передвижников, и почти сразу же избирается коллегами в правление, где вместе с Иваном Крамским были ведущими представителями движения. Крамского соратники называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».

«Ярошенковские субботы»

В петербургской квартире Николая Александровича проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», которые были своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Постоянными посетителями здесь были знаменитые писатели — Гаршин, Успенский, Короленко, художники — Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, легендарные ученые нобелевские лауреаты — Менделеев и Павлов. Гостил у Николая Александровича и Лев Толстой, который считал художника своим близким другом. И когда семья Ярошенко жила уже в Кисловодске, именно к ним и хотел «сбежать» русский писатель из своей Ясной поляны.

Ярошенко до отставки, нередко бывая на Северном Кавказе, привозил «фантастические» пейзажи вызывающие у столичной публики фурор. По тем временам Северный Кавказ для большинства жителей России был краем далеким и неизведанным. Поэтому, на экспозиции картины «Шат-гора (Эльбрус)», публика посчитала изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией и вымыслом мастера.

Работал Николай Ярошенко в различных жанрах от пейзажа и натюрморта до портрета и жанровых сцен. Но наиболее его творчество проявилось в создании исторических образов выдающихся людей второй половины 19 века, современников мастера. По характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом, умевшим показать всю глубину человеческой души. Со слов жены живописца М.П. Ярошенко: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».

Последние годы жизни

Более двадцати лет Николай Ярошенко прослужил на патронно-минном заводе Петербурга в качестве военного инженера, и незадолго до отставки ему был пожалован чин генерал-майора, об этом так мечтал когда-то отец художника. Уволившись в запас по состоянию здоровья, они с женой уехали в Кисловодск на ранее приобретенную дачу.Атмосферу дружеских петербургских вечеров Николай Александрович с женой возобновили и в Кисловодске. На лето к ним съезжались близкие друзья, а так же постоянными гостями в их доме были знаменитые художники, артисты и ученые, отдыхавшие в Кисловодске летом. Организовывались огромные пикники, походы в горы и различные массовые поездки с посещением достопримечательных мест Кавказа. И отовсюду художник привозил много этюдов и зарисовок.А в конце жизни, невзирая на туберкулез трахеи, Ярошенко отправляется в путешествие по России и миру. Он посетит Поволжье, Италию, Сирию, Палестину, Египет. Из этих странствий мастер привезет немало картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

Надгробный памятник Николая Ярошенко.

Ярошенко не стало в 52 года. Умер художник от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более десяти километров с горы Большое седло, где писал с натуры очередной этюд. Там же, в Кисловодске, художника-генерала похоронили, и там был открыт художественный музей Николая Александровича.

https://youtube.com/watch?v=gGvJ49iAO_w

Вдова художника, пережившая мужа на семнадцать лет, завещала после своей смерти передать большую часть работ мужа в дар его родному городу Полтаве. Они то и составили основу Полтавской картинной галереи, которой позже присвоят имя художника.

Вы здесь

Ярошенко Н.А. Портрет Г.И. Успенского. 1884

Ярошенко Н.А. Портрет Г.И. Успенского. 1884

Play
Pause

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Николай Александрович Ярошенко, продолжая традиции русского реалистического портрета, создал целую галерею образов писателей, поэтов, художников, близких ему по духу и устремлениям. Один из лучших в этом ряду – портрет Глеба Успенского (1843 – 1902), писателя и публициста, который олицетворял собой передовые устремления российской интеллигенции. Чтобы раскрыть характер своего героя, Ярошенко как, прежде всего, мастер психологического анализа, использует минимум художественных средств – портрет написан суховато и почти монохромен с преобладающими в нем серыми и черными тонами. Однако художник необычайно точно передал характерные для Успенского черты: напряженную позу с легким наклоном головы, скрещенные, выразительные кисти рук и особенно глаза писателя, как будто вобравшие в себя всю боль просвещенной части российского общества за судьбу страны. Их пытливый и напряженный взгляд, наполненный внутренним горением, буквально пронизывает зрителя немым вопросом. В результате Ярошенко удалось создать не просто портрет писателя, а собирательный образ «нового человека», верного своим демократическим убеждениям.Картина была показана на XII выставке ТПХВ в 1884 году вместе с другим известным портретом работы Ярошенко – актрисы П.А. Стрепетовой. Судьба Николая Ярошенко во многом отлична от жизненного пути его товарищей. Художник-демократ, активный деятель Товарищества передвижных художественных выставок, которого называли «совестью» передвижников, он, вместе с тем, вплоть до1892 года работал военным инженером-артиллеристом на Патронном заводе в Петербурге и вышел в отставку в чине генерал-майора. Уже в ранней юности Ярошенко был связан с революционно-демократическими кругами. Его жена была курсисткой, бестужевкой, родная сестра Софья, в замужестве Савинкова – журналисткой и драматургом, хотя она куда более была известна как мать знаменитого лидера партии эсеров Бориса Савинкова. Интересно, что когда дочь Успенского Вера Глебовна вышла замуж за племянника Ярошенко Бориса Савинкова в 1899 году, Н.А. Ярошенко и Г.И. Успенский не только духовно, но и кровно породнились.

Открыть в приложении

Предоставлено
Один из крупнейших художественных музеев Урала
Все аудиогиды

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: