Автор
Оскар Клод Моне родился в Париже, в ноябре 1840 г. Отец будущего художника был бакалейщиком и видел сына продолжателем семейного дела. В 1845 г. Клод Моне с семьей перебралась в Гавр (Нормандия). Там он окончил школу и, еще в юные годы, приобрел славу карикатуриста. Вскоре Клод Моне стал брать заказы на карикатурные портреты. Он окончательно решил посвятить себя изобразительному искусству.
Клод Моне уезжает в Париж. Родители надеялись, что он получит образование в Школе изящных искусств, но сам художник отказался поступать в учебное заведение. Клод Моне проводил большую часть свободного времени «Кабачке мучеников», где собирались художники нового направления. В 1860 г. Клод Моне отправился на службу в Алжир, но уже в следующем году тетка откупила его от военной повинности.
В первой половине 1960-х годов художник завершает свое обучение живописи. Сначала Клод Моне проходит несколько курсов в институте, на факультете искусств, затем – учится в Студии живописи Шарля Глейра. В 1970-х Клод Моне путешествует – сначала посещает Англию, затем Нидерланды. Наконец, в 1883 г. художник окончательно оседает во Франции, в поместье Живерни. Умер Клод Моне в 1925 г., в Париже.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Первый раз художник женился на Камилле Донсье, которая позировала ему для картины «Дама в зеленом», и еще многих других полотен. В этом браке родились два сына Моне, причем с интервалом в одиннадцать лет. После того, как его любимая супруга умерла, в личной жизни Клода появляется Алиса Гошеде. Однако эти отношения сразу носили неофициальный характер. Влюбленные узаконили их только тогда, когда умер муж Алисы – Эрнест. Алиса умерла в 1911-м, а в 1914 году художника постигла еще одна утрата, умер его первенец Жан.
Клода Моне считают одним из трех живописцев, картины которых продаются по баснословным ценам. Самым дорогим произведением Моне считаются «Водяные лилии», картина, которую он создал в 1905 году. Ее стоимость – 43 миллиона долларов. Полотна великого мастера есть почти во всех мировых музеях. Наследие художника принадлежит Великобритании, России, США.
«Японский мостик» (1900)
В 1990 году Мане написал целую серию картин «Японский мостик». Мостик с ирисами, симфония в розовом, синий и фиолетовый мостик. Все эти работы выполнены с натуры и с одной точки, но в дни с разным освещением, которое придаёт зелени, воде и мостику причудливые цветовые сочетания. Красочный пейзаж передаёт и температуру воздуха — от лёгкой прохлады до изнуряющей жары. Особенно это выражено в картине с фиолетовым мостиком. Пруд, практически заросший лилиями, в островках воды отражает цветовое настроение сада. Вода местами и оранжевая, и ярко-алая, и бордовая, что делает пейзаж фантастически прекрасным и манящим.
14
Самые известные «Кувшинки»
Наиболее известными считаются «Кувшинки», хранящиеся в Оранжери. Впрочем, многие искусствоведы воспринимают весь цикл как единое целое. Почти все картины имеют общее построение композиции и отличаются лишь оттенками и расположением цветов и волн. Объединяет их еще и то, что большинство цветов изображено в движении, и в качестве отражения.
Белые кувшинки
Композиция этой картины, написанной в 1899 г., немного сложнее, чем у большинства других из цикла. На полотне «Белые кувшинки» виден мостик, сквозь густые деревья проглядывает небо. В центре композиции Клод Моне поместил медленно проплывающие под мостиком белые лилии. Размер холста — 89×93, хранится он в Пушкинском музее.
Водяные лилии в розовом
Эта работа серии водяные лилии «Кувшинки» получила свое название из-за розоватого оттенка цветов, окрашивающего их отражения в воде в ало-сиреневый цвет. Композиция картины – одна из самых статичных – цветы на ней прорисованы четче, чем на других. Написаны «Водяные лилии в розовом» в 1898 г., размеры полотна – 81×100. Выставляется произведение в Национальной галерее современного искусства, в Риме.
Голубые кувшинки
На этом полотне, точная дата создания которого неизвестна, ярче всего прорисованы кувшинки, как отражения в воде. На самом деле цветы в композиции – белые, но водяная гладь придает им голубой оттенок. Кувшинки будто тонут в воде, проплывая по ветру. Размеры картины — 200×200, хранится она в парижском музее Д’Орзе.
Пруд с водяными лилиями
Картина, называющаяся иначе «Японский мостик» — первая из серии, созданная в 1899 г. На ней, одной из немногих в цикле, видно деревья не в отражении пруда. В центре композиции – голубовато-серый мостик в азиатском стиле, утопающий в зелени деревьев и кустов. Под ним – медленно проплывающие голубоватые кувшинки. Размеры картины — 90×90, хранится она в музее Принстонского университета.
Зеленые отражения
Поздняя работа цикла «Кувшинки, написанная в 1926 г. Полотно имеет горизонтально вытянутую форму, размеры картины — 200×850 см. Главное в этом произведении – зеленовато-синяя вода, из глади которой виднеются бледно-голубые и розоватые кувшинки
Особое внимание в композиции Клод Моне уделил движению волн. Находится это полотно в Оранжери
Прогулка, женщина с зонтиком
Оскар Клод Моне (14 ноября 1840 — 5 декабря 1926) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.
Клод Моне. «Женщина с зонтиком (этюд фигуры, смотрящей налево)» 1886 г.
«Женщина с зонтиком (этюд фигуры, смотрящей направо)» 1886 г.
«Прогулка. Женщина с зонтиком». 1875 г.
Описание картины Клода Моне «Дама с зонтиком»
Один из величайших представителей жанра импрессионизма в художественной культуре всех времен Клод Моне в своем творчестве стремится передать образы, вызываемые реальными объектами в нашем сознании, а также чувства и эмоции, связанные с ними. В итоге мы получаем картины, фотографически-точные с духовной точки зрения.
Написанная им в 1886 году картина «Дама с зонтиком» на самом деле является серией из 2х полотен «Дама с зонтиком смотрящая направо» и «Дама с зонтиком смотрящая налево». Моделью для обоих выступает одна девушка, Сюзанна Гошеде. На её матери художник позже женился, взяв таким образом девушку к себе в приемные дочери.
Данная серия является идеологическим продолжением для написанной К.Моне в 1875 году «Дамы с зонтиком», изображающей первую жену художника. Сложно говорить о причинах, по которым картины разделены десятилетним промежутком. Возможно, Моне просто ждал подходящей для работы модели.
Немногим художникам удавалось передать не только внешний облик человека, но и его эмоции, чувства, состояние души. «Девушка с зонтиком» К. Моне один из немногих примеров. Нам практически не видны черты лица девушки, эмоция, сокрытая в них, но, тем не менее, отчетливо видно состояние девушки, переданное с помощью цвета и формы. Бесчисленные оттенки синего, зеленого и белого подобраны индивидуально к каждой единице заполненного краской пространства.
Девушка загадочна, неопределенна и в то же время, подобно туману, спокойна и по-своему добра. Мы, как бы видим её душу — нежное переливание красок, разбавленное четкими и яркими мазками, сливается в единое мягкое, легкое и живое пространство-время.
Данное несравненное и удивительное произведение, позволяет смотрящему на него понять всю суть творческой философии Клода Моне, его идеалы и взгляды на суть изобразительного искусства.
Описание картины Клода Моне «Прогулка»
Жену Клода Моне Камиллу с их первенцем сыном Жаном очень часто можно увидеть на полотнах именитого художника. Она позировала ему еще до замужества, будучи 19-летней девушкой, вдохновляя своей красотой на создание будущих шедевров. Моне напишет еще две картины с аналогичным сюжетом, но на них уже будет изображена не Камилла, которая скоропостижно умрет молодой от туберкулеза, а дочь его второй жены Алисы – Сюзанна Гошеде. Из них наиболее удачной будет считаться «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево».
Но все эти события еще впереди, и Моне с радостью изображает дорогих ему людей. Озорной ветер закрутил спиралью легкое платье Камиллы, которая прикрывается от палящих солнечных лучей летним зонтиком. Небольшие перистые облака не мешают солнцу посылать на землю свое тепло. Из-за его лучей облака приобрели серебристый оттенок, что еще больше придает им легкости.
Все приемы импрессионизма присутствуют на этом полотне. Чистые мазки, передающие световую вибрацию, движение воздуха, производят свое неизгладимое действие при рассматривании картины. Самого солнца не видно, но оно находится за спиной Камиллы, от фигуры которой падает вперед тень. Пожалуй, это единственное, что остается неподвижным на картине. Все остальное приходит в движение благодаря летнему ветерку.
Эта необыкновенная способность была подмечена еще Эженом Буденом, который привил Моне любовь к работе на пленэре, показав ему все преимущества создания полотен на открытом воздухе.
От картины невозможно оторваться – она насыщена светом и уверенностью, вечностью молодости и единением земли и неба. Красота женщины и ее ребенка, небольшой кусочек цветущего луга подчеркивают вечную неподражаемость природы, которой Клод Моне не уставал восторгаться всю свою долгую жизнь.
Постепенное восхождение
Моне много рисует, в данный период жизни его излюбленным предметом написания становятся цветы. Он создает такие полотна как «Топинамбур, цветы (цветы иерусалимского артишока)» в 1880 году, а годом позже «Букет подсолнухов».
Именно эта картина была представлена на выставке импрессионистов в 1882 году и вызвала волну одобрения и восхищения. Сам Винсент Ван Гон очень позитивно оценил полотно Моне. Все цветы для композиций Клод увидел в своем саду, из чего родилась прекрасная картина «Сад художника в Ветее».
В 1883 года Моне переезжает в арендованный дом, находящийся в предместье столицы, которое называется Живерни. В этом же году его давний меценат Дюран-Рюэль, поправивший свои дела, организует для Моне индивидуальную выставку. Хоть имя художника становится всё более известным и узнаваемым, финансовое положение живописца оставляет желать лучшего.
Клод Моне «Букет подсолнухов», 1880 годМестонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Клод много путешествует по Франции, создает новые пейзажи, как, например, «Тени на море. Скалы в Пурвиле» и совершенствует свою личную технику. Побывав в Голландии, Моне пишет серию картин, посвященную тюльпановым полям и ветряным мельницам.
Теперь его любимые натурщики – это Алиса Гошеде и её дети. Постепенно творчество Моне признают все больше и больше, затем улучшается и материальная сторона жизни художника. Со временем он даже смог купить дом в полюбившемся ему Живерни, в котором и проживет до конца дней своих.
Дом и сад Клода Моне в Живерни – источник вдохновения художника / art-dot.ru
История усадьбы и сада Моне в Живерни
Клод Моне поселился в нормандской деревне Живерни в 1883-м году
На это место он обратил внимание, поскольку часто проезжал мимо на поезде — это был период его увлечения Руанским собором, который он рисовал в течение двух лет. Моне вообще тяготел к Нормандии: в Гавре прошло его детство и юность, там он написал свою эпатажную (ставшую «вывеской» импрессионизма) картину «Впечатление
Восход солнца», он любил нормандское побережье Ла-Манша, много там писал — особенно его вдохновляли меловые скалы Этрета.
Итак, Моне арендует, а потом приобретает в Живерни дом с участком. Было ему 43 года, и к этому времени — после долгого периода непризнания, отвержения и насмешек – к нему, наконец, пришли успех и достаток.
В Живерни Моне прожил 43 года до самой своей смерти в 1926 году. За эти годы перед домом был разбит дивный сад. Первоначальный участок ограничивался железной дорогой, за которой протекала узкая речушка в заросших берегах. Моне прикупил кусок земли за путями и построил к нему подземный переход (сейчас пути разобраны, поезд через Живерни больше не ходит). Речушку запрудили, развели кувшинки, установили мостик в японском стиле, по берегам посадили плакучие ивы, бамбук, цветы.
Схема усадьбы и сада Живерни
«Пруд с кувшинками» (1899)
Эта картина продолжает цикл «Японского мостика» из дивного сада в Живерни. Пруд с лилиями и кувшинками, над которым раскинулся дивный голубой мостик написан в холодной сине-зелёной гамме. Лишь охристые проблески солнечных пятен на траве и листьях кувшинок говорит о тёплом летнем вечере. Прозрачная вода отражает растения сада — плакучие ивы, густые кроны яблонь, заросли камыша. Кувшинки жемчужной розовой россыпью качаются на воде, контрастируя с изумрудной листвой. Моне обожал свои кувшинки, которые растил сначала для красоты. А потом он стал писать целые полотна, посвящённые только этим растениям.
На пути к абстракционизму
Художник не перестает экспериментировать со стилем написания картин. Он играет со светом, применяет различные новые эффекты. Постепенно техника Моне начинает всё более отдаляться от реалистичных картин мира. С 1890-х годов живописец начинает размывать контуры объектов, находящихся на полотне, и его творчество становится похожим на абстракцию. Некоторые специалисты в изобразительном искусстве считают, что именно Моне стал основополагателем абстракционизма.
Хочется отметить один интересный факт о Клоде Моне. Оказывается, он был успешным садоводом-любителем. Художник не только любил рисовать свой сад, но ему нравилось и покопаться в земле. Моне обменивался семенами со своими соседями по Живерни, ухаживал за цветочными клумбами и другими растениями в саду. Он даже переписывался с питомниками растений по поводу правильного ухода за садом.
За эту картину покупатель заплатил более 80 миллионов долларовКлод Моне «Пруд с водяными лилиями», 1919 годМестонахождение: Частная коллекция