Мемориал славы мамаев курган и другие достопримечательности города-героя волгограда

Реставрация монумента

За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.

Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.

Реконструкция включала следующие работы:

  • замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры;
  • монтаж наружного освещения;
  • противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры;
  • устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными;
  • частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи;
  • восстановление заржавевшей арматуры;
  • очистку от мха, грязи, плесени;
  • обработку защитными составами;
  • благоустройство прилегающей территории.

Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.

Скульптура «Родина-мать зовет!»

Общая высота скульптуры 52 метра. Это было сделано по настоянию Н. С. Хрущева (цель — сделать выше Статуи Свободы и обогнать Америку хоть в этом). В руках женщина держит не знамя, как планировали сначала, а стальной 33-метровый меч. В 1972 г. его заменили на такой же, но сделанный из специальной стали, которая лучше выдерживает нагрузку. Толщина бетона около 30 см. В общем, скульптурная композиция весит почти восемь тысяч тонн.

Статую еще не построили, а пессимисты уже пророчили ей скорое падение. Специалисты по проектированию особо работали над этим вопросом, придумав и реализовав сотни уникальных наработок, в том числе 99 металлических тросов, гасящих излишнее напряжение изнутри, специальные ниши для установки домкратов (в действие домкраты так ни разу и не приводили), внутри работает целая научная лаборатория по контролю всех параметров и многое-многое другое.

Начало экспозиции

При проходе мимо горельефа «Память поколений», на котором изображены мирные жители, идущие почтить солдатский подвиг, и по высоким ступенькам через аллею пирамидальных тополей, квинтэссенция мемориала видится еще очень маленькой. Прекрасная эспланада выводит на площадь Стоявших насмерть. Неизвестный солдат в своем извечном движении закрывает от опасности женщину, свою Родину-мать, ценою собственной жизни. Стены-руины, тянущиеся по обеим сторонам лестницы, передают не только картины и сцены жизни и смерти защитников Сталинграда, из репродукторов слышатся военные песни, голос знаменитого диктора Левитана, прерываемый свистом пуль и взрывами бомб.

Зал воинской славы и площадь Скорби

Помещение заполняют звуки неспокойной музыки, настраивающей не прочитать, а увидеть в целом все семь тысяч двести фамилий погибших. Вот почему Мамаев курган называется Мамаевым курганом — пока горит вечный огонь в большой руке потомка, будет жить и Родина-мать. Чеканит шаг почетный караул, а на выходе площадь Скорби и могила неизвестного солдата и очень известного генерала (впоследствии маршала Советского Союза) В. И. Чуйкова.

Скульптура скорбящей по погибшему женщины и выплаканное ею озеро слез. Образ собирательный, но трогающий до глубины души. Чуть дальше – братские могилы (большая и малая). Над малой стоит скульптура Риты. Впервые ее на свой страх и риск сделал неизвестный скульптор и установил на братской могиле на Мамаевом кургане. Впоследствии она была отлита из бронзы, она немного удалена от основной части комплекса. После строительства недалеко от нее церкви маршрут по кургану обрел закономерное окончание.

Композиция «Родина-мать зовет!»

По окончании войны было много споров, как увековечить память о переломном моменте под Сталинградом на пути к победе. Высказывали даже мнение оставить все как есть, а людей переселить в другие города. Но люди шли на смерть ради жизни, и памятником им не может служить разрушенное войной место. Было принято решение о строительстве грандиозного памятного мемориала на данном участке, уже по праву носившему наименование «курган». Скульптор Е. В. Вучетич не ответил на вопрос о том, почему Мамаев курган называется именно так, но ввел это название на уровень официальных бумаг. Ему было поручено общее руководство над проектированием и возведением скульптурной композиции, посвященной героям Сталинградской битвы.

Не очень заметна на фоне огромного числа скульптур, композиций башенная часть танка на небольшом постаменте. А ведь именно ею отмечена вершина «высоты 102», место, где стояло два кирпичных водонапорных бака. Статую «Родина-мать зовет!» Вучетич решил расположить на искусственно насыпанном высоком холме недалеко от реальной вершины.

Почему Мамаев курган называется Мамаевым, ведь это словосочетание тавтологично и означает «бугор бугристый»? Вучетичу, видимо, очень нравилась аналогия с Малаховым курганом в Севастополе.

Вокруг город живет своей мирной жизнью, с ее простыми, но вечными ценностями. Но попав на Мамаев курган, переносишься на десятки лет назад, и в порывах ветра слышится свист пуль, а далекая гроза создает иллюзию разрыва бомб и снарядов, горящей землянки и непривычных запахов.

Мамаев курган: история возникновения

Возможно, что он был курганом в древности, хотя в ходе эпизодических раскопок Нового времени ничего похожего не выявлено, как и не подтверждены слова Геродота о возведенном на нем царем Киром каменном военном укреплении. В XX веке раскопками заниматься было некогда. До Великой Отечественной войны большевикам было не до этого, хотя многие ученые и работали над вопросом о том, почему Мамаев курган так называется. До войны это место местные называли более прозаично – «бугор», что на наречии волжских татар звучит, как ни удивительно, «мамай». В период военных действий и обороны города курган называли «Высотой 102».

Сарматы, которые жили в этих местах почти тысячу лет до IV века, считали курган сакральным местом. То, что они проводили в этом месте свои тайные обряды, доказано историкам. Почему курган назвали Мамаевым, а не «курганом Кира», что было бы с исторической точки зрения более правильным? Ведь историки подтверждают факт нападения огромной армии персов во главе с Великим Киром в начале VI века нашей эры на поселившихся здесь скифов. Правда, скифы воевать «по правилам» не желали и между пирами и охотами вели партизанскую борьбу, сочетая ее с тактикой «выжженной земли». Кир поднимался на вершину кургана и даже, согласно Геродоту, построил на ней каменную крепость. Однако это ему не помогло, и от скифов он еле унес ноги.

На целое тысячелетие потух интерес кого-либо к этому месту. Возникла Золотая Орда, но эта точка на карте, а также сама история Мамаева кургана ее не интересовала. Пока в конце XIV века на вершине не появился великий Тамерлан. Он мстил Золотой Орде и хану Тохтамышу за набеги на свои земли. Неизвестно, действительно ли ему было видение, но после спуска с вершины он свернул этот поход и вернулся домой. Такое с Тамерланом случилось в первый и последний раз.

Конструктивные особенности монумента

«Родина-мать» в Волгограде возведена из железобетона. Женщина стоит на невысокой плите-постаменте, который опирается на почти полностью скрытый под искусственной насыпью фундамент. Для ее создания понадобилось около 150 т земли.

Внутри монумент полый. Все его пространство разделено на пустые ячейки-соты горизонтальными и вертикальными перекрытиями. Толщина горизонтальных перекрытий — около 0,2 м, вертикальных — от 0,25 до 0,8 м. Они придают скульптуре дополнительную жесткость.

Этой же цели служат 99 стальных тросов толщиной 3,8 и 4,25 см:

  • 77 — внутри туловища;
  • 10 — в левой руке;
  • 12 — в правой руке.

Они натянуты внутри монумента и поддерживают его каркас. Снаружи никаких дополнительных креплений нет. Скульптура стоит на постаменте только за счет собственного немалого веса.

Современный меч, который держит в руках женщина, выполнен из стали. В нем предусмотрено несколько отверстий, уменьшающих парусность оружия и амплитуду его раскачивания. Первоначальная версия меча была изготовлена из нержавеющей стали с титановой листовой обшивкой, которая сильно шумела на ветру и смещалась.

Оборона «высоты 102» осенью 1942 г.

Но почему назвали Мамаев курган — курганом стойкости, мужества и отваги? Его удержание не дало возможность немцам выйти на набережные Волги, хотя обстрел переправ они вели и наши подкрепления не высаживались, а часто десантировались на набережные города. Ничто не могло помочь захватчикам преодолеть выдержку и храбрость защитников «Высоты 102». Ни артобстрелы и бомбежки, ни танковая поддержка, ни численный перевес в живой силе. Пока высоту не занял в результате фронтальной атаки полк 13-й гвардейской дивизии, ее оборонял сводный (из остатков частей 112-й дивизии и полка НКВД) отряд и положение дел на этой важнейшей точке было неясным.

На запросы о подкреплении генерал Чуйков отвечал всем одинаково: «Дать людей сейчас не могу. Но прибавить огня можно». И из-за Волги прилетали немногочисленные, но такие важные в этот момент «посылки от своих», в том числе и на запрос «вызываю огонь на себя». На северном и восточном склонах холма немцы хозяйничали недолго. Но надо отдать им должное, они сумели построить несколько ДЗОТов. На вершине оборудовали КП дивизионной артиллерии. В небольшом овражке около него журчал родничок – единственный источник воды (не считая достаточно близко протекающей Волги). Бойцы прозвали его «родником жизни» и не открывали по ночам огонь, когда противник набирал себе воду (немцы поступали аналогично).

В октябре удалось отбить западный склон холма, и даже продвинуться немного на юго-запад, но оборонявшие в это время «высоту 102» части 284-й дивизии полковника Н. Ф. Батюка, прозванного «огнеупорным», откатились назад. Они не выдержали сокрушающего контрудара фашистов и оставили западный склон и вершину с каменными кирпичными водонапорными баками (фактически мини-крепостями).

Метр за метром отвоевывали в ноябре бойцы Красной армии землю на «высоте 102» (на разных участках продвижение составило от 75 до 100 метров). Одновременно полковник Батюк поощрял снайперское движение.

Стены-руины на Мамаевом кургане.

Направляясь к Площади Героев, посетители проходят между двумя стенами, которые называются «Стены-руины». Находясь между ними, можно ощутить неподдельный ужас того времени. Левая часть композиции представляет собой стену разрушенного здания, на которой начертаны клятвы советских воинов. На правой части стилизованный горельеф отображает фрагменты ожесточенных сражений за Сталинград. Гнетущее впечатление усиливает звуковое сопровождение в виде пулеметных очередей, обрывков сводок Совинформбюро, куплетов военных песен и рева истребителей, доносящихся из спрятанных динамиков.

История создания скульптуры

Битва под Сталинградом (нынешний Волгоград) — одна из самых трагичных за всю Великую Отечественную войну. И невозможно переоценить подвиг советских солдат, которые переломили ход сражения.

В память об их героизме еще до окончания войны было решено воздвигнуть монумент. Конкурс эскизов был объявлен в 1944 году. Проекты поступали со всей страны — от архитекторов, скульпторов и солдат. Были заявки даже из-за рубежа — из Шанхая, Марокко. В результате была выбрана работа архитекторов Вучетича Е. В. и Никитина Н. В.

К строительству монумента приступили только в 1959 году и длилось оно восемь долгих лет. Работу начали с создания искусственной насыпи, сооружения основания. И только в 1964 году на кургане возвели строительные леса для создания самой скульптуры.

Это был один из самых сложных этапов работы. На площадке находилась уменьшенная копия статуи «Родина-мать», на которой через каждые 5 см были выполнены срезы. По ним делали маленькие лекала на кальке, которые затем в увеличенном виде переносили на фанеру. С их помощью на кургане также послойно собирали армированную форму с наружной гипсовой опалубкой.

В 1965 году началась работа по укладке бетона, а в 1967 году на статуе установили меч. В этом же году состоялось открытие монумента.

Оборона Сталинграда

И опять много веков подряд эта точка на карте никого не интересовала. Пока стратегической задачей на весну-лето 1942 года Гитлер не объявил взятие города имени Сталина, одним из основных узлов сопротивления которого и стал «большой бугор».

Сталинградская битва длилась 200 дней, около 135 суток (с сентября 1942 г. по январь 1943 г.) шло упорное сражение за не самый высокий холм Ергенской гряды — «Высоту 102». Первым на кургане расположился командный пункт 62 армии, которую в сентябре возглавил генерал-лейтенант В. И. Чуйков, отстоявший не только «Высоту 102», вокзал и примыкавшие к ним основные заводы, но и сам город. С него армии открывался прекрасный вид на половину города.

Зал воинской славы и списки погибших на Мамаевом Кургане.

Площадь Героев упирается в подпорную стену кургана, украшенную барельефами, тематикой которых является победа советского народа над фашизмом. Через вход, проделанный в стене, посетители попадают в Зал Воинской Славы, служащий храмом скорби по погибшим в жестокой битве защитникам города Сталинграда. В центре сооружения, выполненного в виде цилиндра, из пола поднимается мраморная рука, держащая вечно пылающий факел. Это символизирует помощь павших бойцов в борьбе за безоблачное будущее Родины. На стенах этого пантеона прикреплены обрамленные траурными лентами плиты, на которых начертаны фамилии солдат и офицеров, павших в боях за освобождение и оборону города. Скорбное чувство усиливает звук равномерно стучащего сердца и негромкое исполнение «Грез» Шумана. На выходе из зала и возле пылающего вечного огня, как дань потомков погибшим, стоит почетный караул, сменяющийся каждый час.

Что было далее

За многие месяцы обороны склоны холма были перепаханы минами, снарядами и бомбами. Каждый метр земли был усыпан пулями и обильно окроплен кровью как советских, так и немецких солдат. С середины сентября в этом направление наступление вели три пехотные дивизии немцем, которых с флангов поддерживали еще четыре, в том числе две танковые. Но главное – это постоянные налеты вражеской авиации. Весь день шла бомбежка. Наши истребители периодически прилетали из-за Волги. Был случай, что они сбили 6 фашистских бомбардировщиков, в том числе один тараном (лейтенант Н. П. Токарев), но это была капля в море. Командный пункт пришлось эвакуировать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: