Картина рафаэля «обручение девы марии» (1504)

Авторы Гайдпарка

  • Витёк Razdolbaeff`f

    День в истории. Бархатная революция

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Союз стран ОДКБ — миф или реальность?

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Канадские тюремщики лечили шизофреника дубинками и перцовыми баллончиками

    Читать полностью

  • stas shmelev

    «Игла Кощея»

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Новая маркетинговая атака ОАК с мифом СУ-75: атакован Дубай

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Путин объявляет шах Зеленскому. Дойдет ли дело до мата?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Не так уж хорошо было изобретателям в СССР. Свидетельствую

    Читать полностью

  • Suxov

    Кто такие «бараны» в современной России?

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Вслед за повышением цен на гречку, дело дошло и до водки

    Читать полностью

  • Виктор Душнев

    Деньги — паразиты

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Самой красивой женщиной мира признали россиянку

    Читать полностью

  • Аленка Аленка

    Что жена должна делать

    Читать полностью

«Донна Велата» (1516)

 

Рафаэль был на пике своего творчества, когда написал портрет «Донна Велата» или «Дама с вуалью». Ему было всего 32 года. Маргарита Лути, обычная девушка, дочь булочника изображена художником с огромным трепетом и любовью, так как именно она была его смыслом жизни. Рафаэль был так влюблён в девушку, что предложил её отцу огромный денежный выкуп — более 3 000 дукатов. Форнарина, так звал свою жену Рафаэль, что означает «булочка». Супруги были счастливы. А через 6 лет Рафаэль скоропостижно скончался. Маргарита не приняла огромное наследство мужа и ушла в монастырь, где слыла до конца своих дней его вдовой. Маргарита на портрете изображена в одежде нежно-бежевых и розовых тонов, голова, как у замужней дамы под покрывалом. Влюблённый Санти передал красоту и спокойный характер своей жены в утончённой изящной позе. Лицо Маргариты нежное, как персик, глаза — прекрасные, огромные, святятся счастьем. Красивая шея и причёска украшена драгоценностями. На портрете Маргарита изображена как изысканная драгоценность, и восхищение мастера своей моделью передаётся зрителю.

О работе:

Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. На заднем плане имеется подпись Рафаэля и дата, написанная римскими цифрами — MDIIII. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках. В правом углу картины изображён один из неудачливых женихов, с досады ломающий о колено свой собственный жезл.

Выбранный сюжет был особенно популярен в той части Италии, где родился и вырос Рафаэль, поскольку кафедральный собор в Перудже гордился своей святыней — обручальным кольцом Девы Марии. Пьетро Перуджино, оказавший сильное влияние на стиль юного Рафаэля, в своё время писал картину на этот сюжет. Поэтому Рафаэль, приступая к работе, взял за основу композицию своего учителя.

Обручение девы Марии (1504)

В момент написания «Обручение девы Марии» Рафаэлю Санти было всего 21 год. В этой картине он еще сохраняет верность своему мастеру Петро Перуджино (1446-1523), перенимая его стиль, тем не менее мы видим, как рождается гениальный художник.

Картину Санти закончил в 1504 году, и именно после этой работы художник получил славу, как сложившийся мастер редкого и необыкновенного дарования.

Марию и Иосифа Рафаэль Санти изобразил в центре площади. Пейзаж, что их окружает, полон двусмысленности. С одной стороны, величественный храм с льющимся светом через проход, с другой строение похожее на барьер между двумя мирами: небесным и земным. Все фигуры на картине – естественны, а их позы пронизаны лиризмом.

Битва святого Георгия с драконом (1504-1505)

Покинув Пируджу, Рафаэль Санти приехал во Флоренцию, где «загорелся» свежими идеями и перенял живописные техники у великих художников. Библейский сюжет картины «Битва святого Георгия с драконом» многие художники использовали в своих работах, т.к. он был популярным, и величайший мастер не остался в стороне.

На картине изображена белая лошадь святого Георгия, бьющая копытами дракона, а сам Георгий пронзает его копьем. Знаменитая картина писалась на дереве маслом. Сюжет описан в древнерусской повести «Чудо Георгия о змие».

В поэтической обстановке Флоренции талант Санти раскрылся в полной мере – он с изучением изучал творения флорентийских мастеров, в особенности Микеланджело и Леонардо.

Литература

  • М.А. Рогов. Античная нумизматика в творчестве Рафаэля: «Обручение Марии» // Артикульт : Журнал. — 2020. — Октябрь (№ 23 (3)). — С. 26-33. — ISSN 2227-6165.
  • Паоло Страда, Сандрина Бандера. Пинакотека Бреры. — Женева-Милан: Skira, 2012. — С. 116—117. — 184 с. — ISBN 978-88-572-1636-2.
  • Raffaello e Brera , exh. cat. ed. by C. Bertelli and M. Olivari, (Milan, Pinacoteca di Brera), Milan 1984
  • Raffaello. Lo Sposalizio della Vergine restaurato , exh. cat. ed. by E. Daffra and M. Ceriana, Milan 2009
  • Champlin, John Denison. Cyclopedia of Painters and Paintings. — C. Scribner’s sons, 1913.
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari, I tempi dell’arte , volume 2, Bompiani, Milano 1999. ISBN 88-451-7212-0
  • AA.VV., Brera, guida alla pinacoteca , Electa, Milano. 2004 ISBN 978-88-370-2835-0
  • Paolo Franzese, Raffaello , Mondadori Arte, Milano 2008. ISBN 978-88-370-6437-2

Триумф Галатеи (1512)

Фреска «Триумф Галатеи» была написана по заказу банкира Агостино Киджи (1466-1520) – самого богатого человека того времени. Рафаэль Санти согласился работать только при одном условии – если натурщицей станет Маргарита Лути (любовница и модель художника). Киджи согласился, и Рафаэль пригласил ее работать за большое вознаграждение.

Фреска изображает Галатею, летящую по волнам, которую тянут по воде дельфины. Она находится в середине, а ее окружают морские существа. Повсюду амуры, намеревающиеся пустить стрелу. Фреска создает радостное настроение, поэтому прекрасно вписалась в зал пиршеств дома семьи Агостино.

Литература

  • М.А. Рогов. Античная нумизматика в творчестве Рафаэля: «Обручение Марии» // Артикульт : Журнал. — 2020. — Октябрь (№ 23 (3)). — С. 26-33. — ISSN 2227-6165.
  • Паоло Страда, Сандрина Бандера. Пинакотека Бреры. — Женева-Милан: Skira, 2012. — С. 116—117. — 184 с. — ISBN 978-88-572-1636-2.
  • Raffaello e Brera , exh. cat. ed. by C. Bertelli and M. Olivari, (Milan, Pinacoteca di Brera), Milan 1984
  • Raffaello. Lo Sposalizio della Vergine restaurato , exh. cat. ed. by E. Daffra and M. Ceriana, Milan 2009
  • Champlin, John Denison. Cyclopedia of Painters and Paintings. — C. Scribner’s sons, 1913.
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari, I tempi dell’arte , volume 2, Bompiani, Milano 1999. ISBN 88-451-7212-0
  • AA.VV., Brera, guida alla pinacoteca , Electa, Milano. 2004 ISBN 978-88-370-2835-0
  • Paolo Franzese, Raffaello , Mondadori Arte, Milano 2008. ISBN 978-88-370-6437-2

Творчество в последние годы жизни

В последние годы жизни Рафаэль был загружен ответственными заказами, выполнение которых шло у него с чередованием моментов наивысшего творческого вдохновения и периодов кризиса и усталости: фрески зала Галатеи (1511), украшение Лоджий Ватикана (1517—1519), картоны Евангельской истории к коврам для Сикстинской капеллы (1515-1516), Мадонна Фолиньо (1511-1512), Сикстинская Мадонна (1513—1514), Мадонна в кресле (1514), Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо). Он пишет и портреты: Бальдассаре Кастильоне (1514—1515), так называемая Донна Велата (ок. 1516), Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция) и Папа Юлий II (1512, там же).

После смерти Браманте (1514) Рафаэль стал ведущим архитектором на строительстве собора Святого Петра, а затем и хранителем римских древностей (1515). Ему приписывают также проекты пеллы Киджи в Санта-Мария дель Пололо, Вилла Мадама и церкви Сант-Элиджио дель и Орефици.

«Обручение девы Марии» (1504)

«Обручение девы Марии» — самая почитаемая работа художника. Она является логическим переходом от манеры живописи школы Перуджино к манере, которая возвысит мастерство Рафаэля и станет вехой в эпохе Великого Возрождения. Рафаэль вдохновился композициями фресок своего учителя Перуджино. Подписав это полотно, Санти, уже как истинный мастер, уверенно заявил о себе всему миру. Основными персонажами картины являются Дева Мария и обручник Иосиф, который надевает ей на палец обручальное кольцо. Пару окружают свидетели происходящего. Цветущий посох в руке Иосифа означает, что Мария избрана Богом. Посохи других женихов, которые стоят поодаль, остаются прежними, и их в отчаянии ломают. Это одна из самых знаменитых картин Рафаэля. Цветовая гамма очень спокойная, в ней преобладают коричневая и жёлтая тональность. Яркое красное платье Марии означает кровь Христа, а синяя накидка — её непорочность.

Преображение (1516-1520)

Алтарную картину Рафаэль Санти начал писать по заказу Джулио Медичи (1478-1534) для кафедрального собора, но закончить ее так и не смог. Рафаэль Санти рано ушел из жизни. В день похорон произведение положили у его изголовья. Он успел нарисовать Христа, апостолов Иакова, Иоанна, Петра и Фавора.

Ученики Санти дорисовали нижнюю часть картины. Произведение описывает библейский сюжет. Христос пошел на высокую гору, где были Иаков, Иоанн и Петр, чтобы продемонстрировать свой истинный облик. Художнику удалось тонко передать свет, исходящий от Христа, кажется, что он поднимается ввысь, а апостолы испытывают ослепление.

Прекрасная садовница (1507)

«Прекрасная садовница» – часть цикл Мадонн, которых рисовал художник эпохи Возрождения. Композиция произведения оживлена чертами, написанными очень реалистично красками Ренессанс эпохи – технику Санти перенял у мастеров поздней античности.

«Прекрасная садовница» – последняя картина Санти, которую он создал во Флоренции. Жанр относится к религиозной живописи. Художник работал над картиной до отъезда в Рим.

Считается, что завершить ее Рафаэлю Санти помог Ридольфо Гирландайо (1483-1561), и этому есть доказательство: Рафаэль чаще всего изображал накидку Мадонны в насыщенных синих цветах, а на картине «Прекрасная садовница» она серо-голубая.

Ранние картины Рафаэля (до 1504)

Молва о таланте молодого художника распространялась. На протяжении десяти лет слава Перуджино стала тускнеть в лучах восходящей звезды его бывшего ученика.

Из ранних работ Рафаэля на религиозную тематику привлекает внимание «Алтарь Одди» (1502-1503, Ватикан, Пинакотека), снискавший громкий успех.
Первоначально алтарный образ находился в капелле Маддалены дельи Одди церкви Сан Франческа в Перуджи. Примечательно, что некоторое время Рафаэль будет работать по заказу семьи Бальони, злейших политических врагов Одди.. В том же 1503 году, когда алтаный образ занял свое место в капелле семьи Одди, настоятельница монастыря Монтелуче, увидев картину, заказала еще одну на тот же сюжет этому «лучшему из мастеров, которого порекомендовало большинство горожан , знакомых с его произведениями»

Правда, сестрам пришлось подождать до 21 июня 1525 года, чтобы увидеть свою картину, выполненную уже не Санцио, к тому времени покойным, но его учениками

В том же 1503 году, когда алтаный образ занял свое место в капелле семьи Одди, настоятельница монастыря Монтелуче, увидев картину, заказала еще одну на тот же сюжет этому «лучшему из мастеров, которого порекомендовало большинство горожан , знакомых с его произведениями». Правда, сестрам пришлось подождать до 21 июня 1525 года, чтобы увидеть свою картину, выполненную уже не Санцио, к тому времени покойным, но его учениками.

На центральной панели находится сцена «Коронование Богоматери», на пределле изображены сцены, в каждой присутствует фигура Богоматери, облаченная в традиционный синий плащ:

«Поклонение Волхвов»

Если сравнить верхнюю часть «Коронование Богоматери» Рафаэля, можно увидеть заимствования из произведения Перуджино «Вознесение Богоматери». Однако жесткое композиционное решение алтарного образа и пределлы вместе с тщательной прописанностью лиц свидетельствуют о том, что ученик постепенно превосходит манеру учителя. Почти буквальное подражание было лишь преходящей фазой, тогда как постоянными приобретениями для его искусства остались великий урок воздушной перспективы, уже в этих ранних работах просматривается отпечаток первых посещений Рима и Флоренции.
Вероятно, Рафаэль, желая познать мир и расширить свои горизонты, еще в ранние годы путешествовал за пределами Умбрии и Марке и побывал в Венеции, Падуе, Флоренции, Орвьето и даже в Риме.

В 1502 г. Перуджино вернулся во Флоренцию, а Рафаэль, вероятно, вступил в штат помощников Пинтуриккио.
По словам Вазари, замечательная возможность была предоставлена ему другом Пинтуриккьо, который, «зная его как великолепного рисовальщика» (Вазари), взял его с собой в Сиену, где должен был расписать прилегающую к собору библиотеку сюжетами гуманиста Энег Сильвио Пикколомини, и Рафаэль сделал рисунки для фресок Пинтуриккьо в библиотеке Пикколомини в Cиeнe, и к картинам «Встреча Фридриха III с Элеонорой Португальской» (ныне в коллекции Баль дески в Сиене) и «Отъезд на Базельский Совет» (галерея Уффици).

В опровержение этого сообщения Вазари исследователи приводят тот факт, что в это время Рафаэль написал своих первых мадонн, в т.ч. «Мадонну Конестабиле», во многом напоминающую картину Перуджино «Мадонна с гранатом», и две картины, находящаяся в берлинском музее.

Фреска «Изгнание Элиодора» (1512)

Сюжет этой фрески был заимствован из текстов Ветхого Завета. Военачальник сирийского царя Элиодор, пытался конфисковать из Иерусалимского храма, золото для бедных. За это Бог покарал его, наслав на него всадника в золотых доспехах. Фреска была аллегорией разгрома французских войск в папской области под началом папы Юлия II, который слыл не только прекрасным военачальником, но и щедрым меценатом. Эта фреска визуально напоминает фреску «Афинская школа». Композиционно она разделена на две равные части — левую и правую. В левой части Рафаэль изобразил своего покровителя папу Юлия II и толпу вдов и сирот, а в правой части — Элиодора, которого изгоняет из храма всадник на белом коне. Прекрасно выстроенная перспектива композиции передаёт глубину пространства, в точке схождения всех её линий изображена минора, указывающая на то, что это — Второй Храм в Иерусалиме. Величие места происходящего события подчёркивает богатая роспись сводов.

История создания

Картина «Прекрасная садовница» была написана в 1507 г., в завершающий этап флорентийского периода творчества своего создателя. Это – последняя «Мадонна», которую Рафаэль создал во Флоренции. Жанр работы «Прекрасная садовница» – религиозная живопись. Историки искусства склоняются к версии, что картина была заказана художнику влиятельным уроженцем Сиены Сергарди, хотя это утверждение не считается безусловно доказанным.

В дальнейшем картина переживала немало переименований и переходов:

  1. Сразу после того, как Рафаэль (или другой художник) закончил работу, ее увезли в Сиену.
  2. Там «Прекрасная садовница» под неизвестным названием попала ко двору Франциска I, где приобрела небывалую популярность.
  3.  До 1720 г. картина значилась в королевском собрании как «Мадонна в платье крестьянки», потом получила от искусствоведа Мариетта название «Прекрасная садовница».

Во Франции, после знакомства с этим произведением, Рафаэль стал популярнейшим художником, а сама «Прекрасная садовница» – примером и классическим образцом для многих живописцев. На сегодняшний день картина принадлежит к галерее парижского Лувра.

Другие работы художника

Галатея

Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.

Освобождение Святого Петра

Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.

Сикстинская мадонна

Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой». Папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.

Афинская школа

Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками.

Сикстинская мадонна (1512)

Образ Христа и Марии в работах Санти появлялся довольно часто, но «Сикстинская мадонна» особенно ценна. Картина предназначалась для Папы римского Сикста II (215-258), и Мадонна была списана с образа жены Рафаэля Маргариты Лути. Одухотворенное лицо Мадонны изображает боль матери, предчувствовавшей смерть сына ради человечества.

Иисус, которого Мадонна держит на руках, изображен упитанным и здоровым, его волосы слегка растрепаны, а ангельская внешность вступает в контраст с глазами, наполненными смысла.

У ног матери Иисуса склонились Сикст II и великомученица Варвара (273-306). Внизу беззаботно устремили взор вверх 2 ангела, они заранее знают, что будет с Христом и его матерью.

https://youtube.com/watch?v=7tR8V0h5K9k

«Положение во гроб» (1507)

! Среди итальянской знати была традиция, в честь какого-либо трагического события, заказывать у именитых художников картины с евангельским сюжетом. Такой была и картина «Положение во гроб», которую заказала Аталанта Баглиони в память о погибшем сыне. Известно множество рисунков и набросков, выполненных Рафаэлем перед началом работ. В результате такого титанического труда на свет появилась картина с безупречной композицией. Она представляет собой две группы людей, разделённых двумя воображаемыми линиями, которые расходятся в разные стороны. Женщины, сопровождающие Богородицу, наклонены вправо, мужчины, несущие тело Христа — влево. Христос изображён в самом центре. Его идеальное атлетическое тело напоминает Христа ос скульптуры «Пьетта» Микеланджело, так как в то время художник находился под огромным впечатлением от творчества этого титана скульптуры и живописи.

Афинская школа (1511)

Один из главных шедевров эпохи Возрождения «Афинская школа» находится в Ватикане. На фреске – все знакомые лица античной философии: Сократ (470 г. до н.э.), Зенон (495 г. до н.э.-425 г. до н.э.), Эпикур (341 г. до н.э.-270 г. до н.э.), Пифагор (570 г. до н.э.-495 г. до н.э.) и т.д.

25-летний Санти приступил к работе после заказа Папы Юлия II, который попросил его расписать 4 комнаты в Ватиканском дворе.

Картина выполнена очень легко, даже воздушно, хотя на ней более 50-ти лиц. Все фрески в зале, включая «Афинскую школу», объединены общей темой – духовенство человека.

В эпоху Ренессанса получил свое развитие классический гуманизм, в основу концепции которой легло изучение духовной деятельности человека.

Портрет молодого человека (1513–1514)

Предположительно это автопортрет Рафаэля, так как лицо молодого человека очень похоже на единственный подтверждённый автопортрет художника. Очень красивый молодой человек сидит вполоборота к зрителю. Его длинные каштановые волосы небрежно спадают по плечам из-под лихо надетого берета. Уверенный взгляд, раскованная поза молодого человека говорит о том, что он знает себе цену. Эту картину во время Второй мировой войны нацисты похитили из усадьбы князей Чарторыйских (Польша) и скрыли в неизвестном месте. Долго она считалась утраченной. Только спустя много лет польское правительство подтвердило, что картина находится в безопасности в частной коллекции.

Портрет папы Юлия II (1512)

Существуют два похожих портрета папы Юлия II, один из которых — оригинальное произведение Санти, а другой — копия портрета, выполненная учениками Рафаэля. Современники утверждали, что папа на портрете выглядит, как живой. Красная мантия папы римского смотрится очень контрастно на ярком зелёном фоне. Лицо папы покрыто морщинами и обрамлено седой бородой, его взгляд задумчив и проницателен, но в целом фигура Юлия II ещё полна сил и энергии. Этот человек при жизни вёл активные военные кампании, но в то же время был потрясающим меценатом, поддерживающим творчество Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Через год после написания портрета папа Юлий II умер, но остался жить вечно на картине Рафаэля. Уникальный папа, покровитель искусства эпохи Высокого Возрождения.

«Мадонна Грандука» (1505)

«Мадонна Грандука» изображает самый популярный сюжет из Евангелия — Мадонну с младенцем. Она написана под большим влиянием работ Мария одета в классическое для XVI века красное платье с чёрной каймой, на голову наброшено голубое покрывало. Эти цвета традиционные — красный цвет означает символ крови Христа, а голубой — непорочность Девы. Лицо Марии печально и спокойно одновременно. В руках она нежно держит младенца Иисуса, который похож на обычного ребёнка, пухленького и крепенького. В дальнейшем этот образ Рафаэль использовал и в других своих картинах, изображающих Мадонну с младенцем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: