Статуи и рельефы
Вам будет интересно:Семиотический подход к осмыслению культуры. Семиотическая концепция культуры
Подобно драгоценным камням, украшавшим ювелирные изделия, статуи были декором для новых зданий. Готические скульптуры размещались на фасадах, помогая формировать очертания сооружений и их рисунок, ими украшали порталы, арки и контрфорсы. Наряду с фресками и прочими произведениями изобразительного искусства, в галереях, оконных рамах, фронтонах, за пределами здания и в его интерьере можно увидеть монументальные скульптурные произведения.
Основой композиций, как и в романском искусстве, преимущественно были библейские и евангельские сюжеты. Тела не скрывались в обязательном порядке под одеждой, а ее покровы подчеркивали формы. Мастера проводили эксперименты, пытаясь придать своим творениям больше жизни и подвижности. Так, например, скомканные или глубокие складки, расположенные на платье у статуй, подчеркивали порывистость движений, их резкость при повороте.
Архитектурные стили модернизма
Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль.
Характерные черты:
- решительное обновление форм и конструкций,
- аналитический подход к функции зданий,
- строго рациональное использование материалов,
- открытость к структурным нововведениям.
Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «красивая архитектура», и отдает предпочтение минимализму. Основные элементы:
- асимметричные композиции,
- кубические или цилиндрические формы,
- плоские крыши,
- использование стали и железобетона,
- большие окна.
В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:
- желание экономить,
- широко использовать новые материалы,
- с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.
В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.
Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:
- Брутализм,
- Конструктивизм,
- Функционализм,
- Рационализм,
- Де Стиль (неопластика),
- Баухауз и другие.
Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия
Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье Модернизм в архитектуре.
Декоративные элементы
Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения. Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.
Готическая архитектура — видео
Готический архитектурный стиль
Передовые строительные технологии делают возведение зданий в готическом стиле более доступным благодаря широкому выбору облицовочных материалов и возможности замены натурального камня на более доступные аналоги. Современные постройки в готическом стиле отличаются оригинальностью и обилием света, что лишает их средневековой мрачности и обеспечивает комфортность пребывания.
Наиболее известные архитектурные сооружения в готическом стиле
Франция: Собор Шартре, XII-XIV вв. Собор Реймсе, 1211-1330 гг.. Собор в Амьене, 1218-1268 гг. Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в. Собор в Бурже, 1194 г.
Германия: Кёльнский собор, 1248-XIX в. Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.
Англия: Собор Кентерберийский XII-XIV вв. Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв., Лондон. Собор в Солсбери 1220-1266 гг. Собор в Экстере 1050 г. Собор в Линкольне XVI в. Собор в Глостере XI-XIV вв.
Чехия: Собор святого Вита 1344-1929 гг.
Италия: Палаццо Дожей XIV в. Миланский собор 1386-XIX в. Ка дОро в Венеции XV в.
Испания: Собор в Жероне 1325-1607 гг. Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.
Норвегия: Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.
Дания: Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.
Швеция: Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.
Готические сооружения в европейских странах
Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.
Особенности Английской и Французской готики
Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.
Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления
Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.
Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году
Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.
Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики
Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.
Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны
Готика в Германии и Чехии
Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.
Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году
Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.
Украшение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году
Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.
Создание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры
Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.
В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры
Испанские и итальянские готические здания
Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.
Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора
Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.
Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах
В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.
Церковные храмы Кастилии наиболее точно следуют французской классикеКафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году
Готика в других европейских странах
Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.
Дворцовый «Зал Капитула»
Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.
Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.
Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.
Домский собор – крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Презентация на тему: » Скульптура готики Готика Готика — период расцвета монументальной скульптуры, в ней возрастает значение статуарной пластики, в рельефе появляется тяга.» — Транскрипт:
2
Скульптура готики
3
Готика Готика — период расцвета монументальной скульптуры, в ней возрастает значение статуарной пластики, в рельефе появляется тяга к горельефу — высокому рельефу. Скульптура позднего средневековья, связанная эстетически и по содержанию с готическим стилем полностью подчинена христианской идеологии, тесно связана с архитектурой и строгими правилами изображения сакральных фигур. Фактически, в готические времена скульптура, как самостоятельное искусство не рассматривалось. Она была призвана не только украшать храмы и монастыри, но и служить несущими частями сложных археологических конструкций, и, разумеется, объектом почитания, наряду с иконами. Внешняя схематичность и простота готических скульптур объясняется тем, что мастера в своих поисках опирались не на античные традиции, а на эстетические и технологические традиции варварского мира, уходящие в языческие времена.
7
Выразительность и художественная стройность готической скульптуры вдохновляют и современных скульпторов. На одном из фасадов Вестминстерского аббатства находится галерея мучеников 20 века, все фигуры выполнены в соответствии с канонами готической скульптуры.
8
Всем известны скульптуры горгулий и чудовищ, украшающие венцы собора. Мало кто знает, что это только подражание готике, а сами скульптуры появились над собором гораздо позже.
9
Среди шедевров готического искусства можно назвать собор Нотр-Дам в Париже.
10
Скульптурная группа «Неразумные девы» Магдебургского собора выполнены в реалистичной манере, они полны эмоционального драматизма и образуют самостоятельную группу, привлекающую внимание посетителей
11
«Царством скульптуры» называют Реймсский собор. Здесь можно увидеть тысячи рельефов и сотни скульптур. Мастера, создававшие Реймсский собор, вложили в свои произведения столько внутреннего содержания и динамизма, что даже отодвинули архитектурные красоты на второй план. Скульптура «Улыбающегося ангела» просто завораживает.
13
Усыпальница герцогов Бургундских. Дижон, Франция.
21
Заключение Искусство средневековья, просуществовав тысячелетие, выдвинуло новый круг идей и образов, новые эстетические идеалы, новые художественные приемы и новое содержание. Питаясь идеями христианства, это искусство глубоко проникло во внутренний мир человека. Огромен интерес искусства средневековья к нравственному облику человека, к тому, что определяется словом «духовность». Средневековое искусство создало грандиозные художественные ансамбли; оно решило гигантские архитектурные задачи, создало новые формы монументальной пластики и живописи, а главное, явило собой синтез этих монументальных искусств, в которых стремилось передать полную картину мира. И в этом огромный вклад искусства средневековья в мировую культуру.
Что такое Готическое искусство?
Термин «готика» имеет необычную историю и коннотацию. Современники стиля никогда не использовали этот термин, описывая свои работы. Наверняка, они были бы удивлены, узнав, что в скором времени люди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения, изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский». Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей. В общем смысле этот термин описывает здания с остроконечными арками, выполненными в вертикальном стиле, в отличие от используемого в предшествующем романском искусстве горизонтального стиля.
Три неразумные девы. Магдебургский собор.
Связь с архитектурой
Готическая скульптура Средневековья была теснейшим образом связана с архитектурой, как и романская
Соборы обоих периодов возвышались над городом, обозначая важность и большое влияние религии во всех областях жизни
Свое начало готический скульптурный стиль берет во Франции. В этом направлении первыми работами считаются статуи, расположенные на портале базилики в Сен-Дени, а также в Шартрском соборе. Впоследствии он распространился по Европе и был популярным до начала Нового времени, когда готику сменило искусство Возрождения, ориентированное на традиции античности.
Вначале готические скульптуры Франции создавались из каменных блоков и в то же время оставались их частью. Тогда самостоятельных, отдельно находящихся статуй не существовало. Медленное развитие пластического мастерства, направленного на ваяние отдельных фигур с пропорционально воплощенными частями тела, началось на заре 13-го столетия.
Для них было характерно множество деталей и излишеств. Если скульптура у греков отражала идеи наглядности и простоты, то готика склонялась к сложности, гротескности, элегантности. Именно такая сложная смесь из идей и элементов дает представление о том, что это фигура, выполненная в данном стиле.
Выдающиеся произведения
Среди шедевров готики нужно отметить находящийся в центре Парижа собор Нотр-Дам. Над одним из его фасадов находится галерея царей, изображающая иудейских правителей, описанных в Ветхом Завете. Этим подчеркивается неразрывная связь двух Заветов. Зритель видит обращенные к нему благообразные лица. Они светятся добротой и как будто смотрят на прохожих с улыбкой. В этих ликах удивляет то, что они очень разнообразны, у каждой из скульптур виден свой характер.
Интересными являются и скульптуры, которые украшают раку с находящимися в ней мощами волхвов. Она находится в Кельнском соборе, в алтаре. Каждое из изображений является индивидуальным и выполнено с необычайной точностью.
Близко познакомиться с готической скульптурой позволяют порталы Шартрского собора. Здесь можно увидеть изображения ветхозаветных персонажей, картин Страшного суда, Иисуса Христа и Богородицы. Каждая из работ достойна особого внимания, уникальна по содержанию и исполнению.
Реймсский собор иногда называют царством скульптуры готического стиля. В нем можно увидеть сотни статуй и тысячи рельефов. Создавшие собор мастера вложили в создание скульптур так много динамизма и внутреннего содержания, что архитектурные красоты были отодвинуты на второй план. Имеющаяся здесь статуя «Улыбающегося ангела» буквально завораживает посетителей.
В Магдебургском соборе нужно особо отметить скульптурную группу под названием «Неразумные девы». Она выполнена в реалистичной манере и полна эмоционального драматизма
Она также образует самостоятельное произведение, привлекая внимание публики
Архитектурные стили классицизма
На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.
Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре
Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются
- правильностью планировки,
- чёткими формами,
- симметричными композициями и
- сдержанным убранством.
Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.
В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:
- Палладианизм или ранний классицизм,
- Георгианская архитектура,
- Ампир,
- Регентство,
- Бидермейер,
- Федеральная архитектура.
Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон
В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.
Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 -1650 гг) «от простого — к сложному» нашла выражение в строений 17—19 веков.
Архитектурные стили данного направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.
Готический стиль
На основе романского стиля возникла готика с устремлёнными ввысь шпилями, заостренными арками и резьбой на религиозные темы. Этот стиль возник на севере Франции в 12 веке. Получил широкое распространение в австрийских, немецких, чешских, испанских, английских городах.
В Италии приживался с большим трудом и сильными изменениями, которые положили начало «итальянской готике». В конце 14 века этот архитектурный стиль трансформируется в так называемую «интернациональную готику».
Готический собор в Лионе, Франция
Для интересующихся более подробно в статье Готический стиль в архитектуре. В статье Готические соборы средневековья описаны 6 наиболее ярких образцов готики в Европе. Пример лучистой готики приведён в статье о Кёльнском соборе.
Неоготика и современность
Интерес к готическому стилю в архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.
Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:
Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.
Готическая спальняИсточник i.pinimg.com
- Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
- Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.
Интерьер с каминомИсточник roomester.ru
- Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
- Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.
Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com
- Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
- Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.
Кухня-столоваяИсточник roomester.ru
Видео описание
Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:
https://youtube.com/watch?v=2PsG1wOtlG8
Фото современных домов в готическом стиле
Небольшой современный домИсточник upload.wikimedia.org
Загородный домикИсточник stroimnovyidom.ru
Французская готика в современных домахИсточник proekt-sam.ru
Черный готический домИсточник i.pinimg.com
Смешение современного и готического стиляИсточник mir-s3-cdn-cf.behance.net
Небольшой современный дом в неоготикеИсточник i.pinimg.com
Готический дом в заснеженом садуИсточник i02.fotocdn.net
Деревянный дом в черном цветеИсточник i.pinimg.com
Современная готика в ЧехииИсточник cdn.jhmrad.com
Дом с эркерамиИсточник silka.com.ua
Маленький дачный домикИсточник stroimnovyidom.ru
Готический особняк с террасойИсточник smarthomemaking.com
Загородный дом из кирпичаИсточник cdn.jhmrad.com
Двухэтажное строение с мансардойИсточник i.pinimg.com
Восточная готикаИсточник i.pinimg.com
Готический стиль в архитектуре и интерьере способен подарить немало интересных идей для дизайна гостиной или спальни, но он подходит далеко не каждому, и потому не считается популярным направлением
Чтобы воплотить этот непростой стиль, важно знать, какие особенности ему присущи, уметь выбрать отделочные материалы и мебель, подобрать текстиль и декор в нужной цветовой гамме
Зелёная, органическая архитектура
Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.
Зелёная архитектура. Офисное здание, Малага, Испания
Архитектор 20 века Ф.Л.Райт впервые использовал термин «органическая архитектура«, сформулировал её принципы и придерживался их в своих работах. Он умел совмещать желания заказчиков с уникальностью окружающей среды. Убедится в этом можно, познакомившись с примерами работ талантливого мастера.
Но не менее (а может и более) органической является архитектура другого великого зодчего Антонио Гауди. Он вдохновлялся формами, наблюдаемыми в природе, и переносил их в свои творения. Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.
Фасад
Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:
- Высокие стены, иногда с имитацией колонн или полуколонн;
- Удлинённые стрельчатые окна больших размеров. Могут быть как одиночными, так и сгруппированными, с более крупным в центре. Как правило, имеют массивную раму и витражные узоры, иногда даже на простом стекле;
- «Роза» — окно круглой формы, разделённое фигурным каркасом на симметричные относительно центра элементы, напоминающие лепестки цветка или части звезды;
- Портал. Представляет собой, оформленный особым образом, главный вход в здание. Предназначается для визуального увеличения дверного проёма, что достигается путём его многократного повторения. Может содержать карнизы, наличники или пилястры, дополненные барельефами и скульптурами;
- Треугольные фронтоны (вимперги) — выступающие части фасада здания, ограниченные по бокам двумя скатами крыши и карнизом в основании. Применяются для оформления балконов и входов;
- Массивные кованые двери. Для соответствия готическому стилю, их проёмы должны иметь вытянутую, заострённую форму с глубоким сводом, украшенным скульптурным орнаментом.
- Арочные конструкции, в том числе — полуарки. Призваны придавать строению визуальную воздушность и невесомость.
Устремление вверх
Чтобы разобраться в искусстве готической скульптуры, целесообразным будет сказать несколько слов о направлении в общем. Готика зародилась на севере Франции в середине 12-го века, а в 13-м распространилась на территориях, где сегодня находятся такие страны, как Германия, Австрия, Чехия, Испания, Англия. Позднее она проникла в Италию, а еще позже – в Восточную Европу, продержавшись там до 16-го века.
Вам будет интересно:Адыгейцы: религия, численность, традиции и обычаи
В отличие от круглых арок, массивных стен и маленьких окон, характерных для романского стиля, готике присущи арки, имеющие заостренный верх, высокие и узкие башни, колонны, фасады, украшенные резными деталями, стрельчатые, многоцветные окна.
картина
Общая характеристика готической живописи
Готическая живопись отличалась жесткими, простыми и в некоторых случаях естественными формами. Его начали использовать для украшения алтаря (декоративного панно за алтарем), в основном сценами и рисунками из Нового Завета, страстью Христа и Девы Марии..
В качестве фона картин использовался золотой цвет с изысканным декором с дотошными деталями. Позже картины меняли свою тему на менее религиозную и более рыцарскую с историческими событиями.
Кроме того, религиозные и светские темы были представлены в освещенных рукописях с типичными для готики стилями..
Использование стекла имело место в Европе из-за художественных работ, сделанных с этим материалом, в дополнение к этому они использовались в больших расширениях, таких как розовые окна и окна. Для покраски стёкол использовались чёрные краски, яркие цвета и, позже, использование жёлтых увеличилось.
Дуччо
Дуччо Буонунсенья был одним из величайших итальянских художников средневековья и основателем сиенской школы. Искусство Дуччо было основано на итало-византийской традиции, преобразованной в классическую эволюцию, с новой духовностью в готическом стиле.
Самая большая из всех его работ — алтарь собора в Сиене, известный как «Maestà». Стиль Дуччо был похож на стиль византийского искусства с золотым фоном и знакомыми религиозными сценами. Итальянский готический художник сумел покорить среду благодаря своей точности и деликатности.
Maestà
Maestà — это алтарь, состоящий из серии отдельных картин, заказанных городом Сиена итальянскому художнику Дуччо в период с 1308 по 1311 год в итальянском соборе Сиены..
Лицевые панели составляют великую Богородицу с ребенком в окружении святых и ангелов, а также сцену из детства Христа с пророками.
Культура
Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:
- Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
- На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
- Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
- Развивается научная мысль и университетское образование.
Архитектурные стили постмодернизма
Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.
Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).
Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.
Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.
С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.
Хай-тек в архитектуре
High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.
Эти изменения были внесены и реализованы ключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.
Здание в стиле хай-тек: штаб 4 канала, Horseferry Road, Лондон, 1994
Деконструктивизм
Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.Деконструктивизм характеризуется
- использованием фрагментации,
- манипулированием идеями поверхности структуры,
- переопределением ее форм и
- радикальным проявлением их сложности в здании.
Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.
Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.
Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания
Стили историзма в архитектуре
Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.
Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899–1908 Бельгия
К нему относят
- субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
- комбинации с неомавританским или византийским стилями,
- вариации на тему барокко — необарокко
- и тему греческого стиля — неогрек.
Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».
Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.
Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.
Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.
Заключение
Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.
Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.
Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.
Заключение
Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.
Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.
Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.