Александр дейнека «оборона петрограда»

Описание картины «Оборона Петрограда»

«Оборона Петрограда» создается художником в конце 20-х годов, (1928 г., авторское повторение — 1956 г.). Это произведение А. А. Дейнеки считается его лучшей работой на историко-революционную тему, хранится в столичном Центральном музее ВС СССР.

Автор композиционно организует пространство как на античных фризах, избирая мотив шествия защитников города — солдат революции. Это придает картине плоскостность, регулярность, движение в двух направлениях. Композиция строится в трех планах, тремя лентами.

На первом плане идущие на фронт красноармейцы — мужчины и женщины — с винтовками на плечах, одетые по-будничному, их одежда – обычная, рабочая. Их целеустремленные лица решительны и суровы. Фигуры движутся слева направо напористо и неуклонно. Четко переданы художником их вера в будущее, величие их подвига

На втором плане на верхней ленте разворачивается картина возвращения раненых из боя, измученных, но свято верящих в победу солдат. Они уже испытали на себе, что такое война. Ритм движения этой ленты замедлен как бы искривлением, перекошенностью фигур, ими утрачен напор, но осталась вера в то, что другие закончат начатое ими дело. Эта часть картины «Оборона Петрограда» оставляет у зрителя глубинное внутреннее неприятие войны. Антимилитаризм вообще свойственен работам художника.

Контраст между движениями фигур картины Дейнеки «Оборона Петрограда» на этих двух лентах огромен. Группы людей движутся в разные стороны и с разной скоростью. Раненые – бредут, их фигуры – силуэтны. Тогда как идущие в противоположном направлении – фигуры людей, стремящихся в «последний смертный бой», которые трактуются объемно. Обобщенность, типизация образов обеих групп, их уход «из никуда в никуда» придают движению картины Александра Дейнеки «Оборона Петрограда» характер замкнутого круга. Прослеживается повторяемость событий. Это движение, как цвет и объемность фигур переднего плана картины, силуэтность — верхнего и неподвижность пейзажа придают картине своеобразную трехплановую глубину и выразительность, заставляют думать о цикличности и непрерывной связи героизма и цены за него заплаченной. Этот прием решения композиции будет повторяться автором «Обороны Петрограда» Александром Дейнекой в будущем неоднократно.

Вдали на третьей незначительной и узкой ленте картины изображен пейзаж: Нева с кораблями и часть набережной. Застывший от мороза, ледяной от балтийских ветров берег подчеркивает жесткость и суровость полотна, объединяет динамику напряженного ритма движения на двух других лентах.

Работа над картиной

«Оборону Петрограда» художник Дейнека закончил за две недели. Но работе над картиной предшествовал продолжительный и сложный предварительный этап жизни. Неоднократно менялись концепция произведения, и, соответственно, ее композиция. Автором был выполнен ряд эскизов к полотну с реальных, конкретных людей, защищавших от Юденича революционный Петроград. Эскиз командира художником выполнен с настоящего боевого командира-красноармейца.

Художник Александр Дейнека в «Обороне Петрограда» специально ограничил цветовую палитру полотна, выбрав холодные голубовато-стальные, сероватые, бурые тона, максимально выбелил фон. Почти черные мостовые конструкции, четкие и крепкие, подчеркивают четкость и несгибаемую силу фигур первого плана. Сам Дейнека знал о гражданской войне не понаслышке: он сам участвовал в обороне Курска. Возможно, поэтому в картине «Оборона Петрограда» присутствуют не только несгибаемая вера в торжество идеалов революции, но и тема человеческих страданий. Все это передает образ революционного города, событий той героической эпохи, которые еще были живы в памяти людей в конце 20-х годов.

Хоккеисты. 1959-1960.

Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

«Ода весне»

Цветы на ковре. 1948.

Розовые гладиолусы. 1953.

Осень в Царицыне. 1942.

Спящий ребенок с васильками. 1932.

Выходной день. 1949.

Сухие листья. 1933

Парк. Акварель. 1935.

 Крымский пейзаж. 1930

Гладиолусы. 1954

 Пейзаж. 1931

Вилла в Риме. 1965

 Тревожные ночи. 1942

Несостоявшееся свидание. 1947

Желтые цветы. 1954

 

Снегурочка. 1954.

Двор. Картон

В Крыму. 1956.

«В Севастополе», 1953 год

Мать и сестра. 1954 Холст, масло

Весна. 1950.

Порт с кораблями. Бумага, карандаш, гуашь, тушь. Курск. 1929-1930.

Лето в Подрезкове. 1958

Колхозница на велосипеде. 1935

Весна. Крыши. 1954 Картон, масло

 Весна. 1950

Солнечный день. 1933

Старый рынок в Ниме. 1962.

Ночной пейзаж. 1933.

Этюд с жеребятами. 1934

Эвакуация колхозного стада. 1946

Клубника. 1955

Натюрморт с азалией и яблоками

Скульптуры:

Стометровка. 1947.

Мальчик, прыгающий в воду. Бронза, дерево. 1939

У воды. Бронза, гранит. 1952.

Эстафета. Бронза. 1945.

 

Портрет С.И.Л. 1940 Цемент

Девушка у моря. Дерево. 1956.

Вратарь. 1948.

Голова атлета. Алюминий. 1940.

«Толкание ядра». Тонированный гипс. 1957

 Защита Севастополя. Бронза. 1947

 

Девушка.

https://youtube.com/watch?v=ovvknAXU_Fs

Сюжет

Набережная Севастополя. Матросы идут в контратаку. Защитники города, как вышедшие из моря пушкинские богатыри, обрушиваются на врага. Эта картина не о конкретном эпизоде, а о войне в целом. Матрос на переднем плане — воплощение воина-защитника. Кстати, изначальная задумка предполагала, что на месте этого матроса будет изображена схватка. Но затем Дейнека отказался от этой идеи и решил центральным сделать созидательный образ. Для него, что интересно, позировала женщина.

Фон боя — огненно-кровавое месиво. Чёрное море — в свинцово-сером цвете. Свет (советские войска) и тьма (вражеские силы) сошлись на этом клочке суши в смертельной схватке.

«Оборона Севастополя», 1942. (wikipedia.org)

В основу сюжета легли события, увиденные художником на фронте под Юхновом. Дейнека вспоминал: «Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожжёнными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…».

Почему же тогда на картине Севастополь? Художник признавался, что переживал за судьбу любимого города. «Представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолёта. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам», — рассказывал Дейнека.

Севастополь, 1942.(wikipedia.org)

Художник Александр Александрович Дейнека: биография и творчество

Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899 г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.

После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию.

После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа. С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол», где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.

В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций.

В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда». Картина сделала живописца настоящей звездой.

В 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.

Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», а спустя год — плакат «Физкультурница».

В военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами.

После войны художник вернулся к излюбленным сюжетам, был очень востребован. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу «Б»», где с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители.

Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена. Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание академика Академии художеств СССР.

Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.

Никитка — первый русский летун. 1940.

где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского «авиатора». Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки — настенная роспись. Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно — это займёт два года. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом 

«Сутки советского неба»

(на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена «Маяковская», всего за шесть месяцев до её открытия. Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью проходит, и мозаичные панно по сей день украшают станцию. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной, и лишь в 1943 году откроется станция «Новокузнецкая» с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. 

В конце тридцатых творчество живописца пользуется популярностью и признанием не только на родине, но и за границей. В 1937 году панно 

«Знатные люди Страны Советов»

приносит ему золотую медаль Парижской всемирной выставки.

А в 1939 архитектурный проект станции «Маяковская» (мозаики были воспроизведены в натуральном размере в мультимедийной инсталляции «Метрокомната») берёт Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке. 

В 1941 году Дейнека создаёт картину «Левый марш», мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта

Оборона Петрограда

1928 год

Холст, масло

Москва, Центральный музей Вооружённых Сил СССР

«Прием орнаментального силуэта ясен до предела в моей «Обороне Петрограда». И если композиционно замкнутый смысловой круг двух планов — внизу идущих на фронт бойцов, слева направо, и вверху по мосту возвращающихся раненых — вначале создает впечатление плоского двухъярусного построения, то последовательное углубление позволяет убедиться, что прием обратного движения замкнул композицию холста. Горизонтальный фризовый прием принял кольцевой ход, глаз улавливает внутренний смысл композиции. В центре снова намечается переход от профильного плана к изображению бойцов, уходящих в глубь пространства картины. Это не отвлеченные типы бойцов. Фигуры моделированы объемно. Цвет, хотя и скупо, передает цветовую индивидуальную характеристику портретированных. Однако фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Но если это снизило цветовое живописное начало, то подчеркнуло динамику, действие в картине, ее смысл и зримость. Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине».
«Оборону Петрограда» я написал в течение двух недель. Это предельно короткий срок. Но путь к этим двум неделям был очень долгий. «Обороне Петрограда» предшествовало несколько картин … Для новой картины мне нужен был и более непосредственный конкретный жизненный материал. Я обошел Ленинград, с удовольствием смотрел на путиловских рабочих, но завод мне не понравился, зато знакомство с людьми, их лица позволили найти хороший, выразительный типаж. Картину решил назвать «Оборона Петрограда». И хотя уже были сделаны эскизы, я не находил в них того тематического ключа, который нужен был для нового полотна. Несколько работ, написанных перед «Обороной», были эффектны. В них по-своему нашла воплощение современность. Но для нового полотна мне казалось это недостаточным. Необходимо было довести его до такого состояния, когда картина из чисто декоративной становится произведением большой темы. Это был период трудный, даже мучительный — дать картине духовное дыхание. Сама жизнь, ее героика, яркие характеры людей, с которыми я встречался, открыли путь к решению задачи. Прошло много времени, и теперь, когда я гляжу на это произведение, я узнаю среди его героев своих друзей и знакомых рабочих. Их уже, наверное, давно нет в живых, но для меня они продолжают жить такими, какими видел их тридцать пять лет тому назад. Картина по-прежнему мне очень близка. В ней, думается, я нашел путь к воплощению того, что меня глубоко волнует и по сей день — новое в жизни, выраженное языком новой художественной формы. Может быть, только это и способно дать произведению длительную жизнь».
«Свою любимую вещь «Оборона Петрограда» я написал в 1927 году. Для лица и фигуры идущего в центре командира мне позировал настоящий советский командир, один из первых орденоносцев, друг Нетте, с которым он, курьер советской дипломатии, выполнял опасную работу… Но на картине среди своих безымянных товарищей он продолжает шагать к новым боям и дружбе — мой друг Ян Шкурин. А вот «героиня» моей картины «Скука», которую я увидел в Филадельфии, в богатом коттедже, весьма модерном, с самыми левыми картинами на стенах, с самой модной мебелью и сытым бытом. Вероятно, она и сейчас живет и скучает, потому что, кроме холеного, косметического лица, вы ощущаете в ней глубокую пустоту, никчемность, которая не дает личной человеческой радости. Несмотря на видимую обеспеченность быта, несмотря на общепринятые признаки внешней красоты, какая это некрасивая жизнь, какое некрасивое человеческое лицо!»
А.А.Дейнека

все комментарии модерируются на предмет спама, флуда, ненормативной лексики и прочего мусора

Судьба художника

Становление Дейнеки произошло в 1920-е. Это было бурлящее время, кровь молодых, инициативных, творческих людей кипела, голова кружилась от революционной атмосферы. Серьёзное влияние на Дейнеку оказал Владимир Маяковский. Вместе они декларировали в искусстве веру в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату. Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах.


Мозаика Дейнеки в московском метро.(wikipedia.org)

На 1930-е пришёлся пик карьеры Дейнеки. Создаваемый им мир, здоровый и светлый, чётко и в рамках линии партии противостоял больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Художнику заказывают роспись и украшение мозаикой помещений для госучреждений и публичных пространств.

После войны Дейнека вернётся к изображению трудовых будней правильных советских граждан. Выработанный ранее стиль уже похож скорее на ремесло, где нет места экспериментам и новаторству.

Контекст

Художник писал по заказу Комитета по делам искусств при СНК СССР. Договор заключили в декабре 1942-го. Согласно этому документу, эскиз должен был быть представлен к 28 декабря, а окончательный вариант — к 1 февраля 1943 года. Масштабное полотно размерами 2 на 4 метра Дейнека писал запоем. «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину», — вспоминал художник.

«Знатные люди страны Советов», 1937. (wikipedia.org)

Критика встретила полотно неоднозначно. Одни хвалили за эмоциональный накал и силу драматизма, другие — ругали за абстрактность и неубедительность. Сам же Дейнека говорил, что, по его мнению, картина получилась настоящей.

За «Оборону Севастополя» Дейнеку могли наградить Сталинской премией — этот вопрос обсуждался неоднократно. В числе критических замечаний — обвинение в плакатности, непропорциональности фигур, незавершённости. Резюме подвёл писатель Александр Фадеев: «Это не лучшее из того, что он написал. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей». Премию было решено не давать.


«Будущие лётчики, 1937». (wikipedia.org)

На производстве. Женское собрание. Рисунок для журнала «Безбожник у станка». 1925 год.

«Паровой молот на Коломенском заводе», 1925

«Рабочий и крестьянин»

«Футбол»

«Спортплощадка. У финиша», 1927

Иными словами, новый мир, здоровый и светлый, явственно противостоит у Дейнеки старому, больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, «снайперское» искусство — вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи, считая, что настало время «более графическое, чем живописное». В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовёт «своей любимой вещью» — полотно «Оборона Петрограда» с изображением шеренги петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем. 

Новые горизонты.

В том же году Дейнека уходит из «Общества станковистов» вследствие несогласия с руководством. Во-первых, возглавлявший ОСТ Штеренберг возражал против того, чтобы члены общества пробовали себя в других видах искусства, помимо живописи — плакат, журнальный рисунок, театральная декорация. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Сам Александр Александрович комментировал своё решение так: «Я думал, что ОСТ — это случайное название, а для некоторых участников ОСТ оно не было случайным. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Я очень мало писал станковых картин — в год две картины. Собственно говоря, я занимался совсем другим, и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию, и поэтому я оттуда вышел и вошёл в «Октябрь». Нельзя сказать, что его надежды оправдались — новое общество твёрдо стояло на идеологии пролеткульта и из направлений признавало, в основном, только конструктивизм. За время пребывания в «Октябре» Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал «Даёшь», в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из «Безбожника». У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В журнале работает ряд блестящих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ

Сбитый ас. 1943.

«Парашютный десант на Днепре», 1944

Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: «Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…» Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно 

Биография Александра Дейнеки: детство и юность

Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он – лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии. Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция – это очищение сюжета от всего лишнего».

Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?

Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (, ). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался…

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899—1969)

Патриотическая героика мирного индустриального строительства, суровые военные будни и незабываемые дни великой победы над фашизмом, светлая радость материнства и острый накал спортивной борьбы — все эти темы получили воплощение в произведениях живописца, графика, скульптора, мастера монументально-декоративного искусства, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда А. А. Дейнеки.

Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.

Трудовому подвигу народа — строителя социализма посвящены лучшие произведения художника 1930-х гг. Колорит картин Дейнеки теплеет. В эти годы его образы приобретают тонкий лиризм. Особенно ярко эти черты проявились в картине «Мать» (1932, ГТГ). Ее героиня — женщина- труженица, здоровая, крепкая и вместе с тем женственная. Для Дейнеки она идеал нового человека, развитого физически и духовно, свободного и гармонического, прекрасного нравственно и физически.

А. А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.

Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей. Произведения Дейнеки, воспевающие совершенство человека нового общества, резко контрастируют с картинами, созданными художником во время зарубежных поездок. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, ГТГ). Мир, озаренный светлыми мечтами, юность Страны Советов, уверенная в своем будущем, предстают на этой картине.

Но каким суровым становится этот мир на полотнах, созданных в дни Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. Ощетинившаяся противотанковыми ежами и надолбами столица, собирающая силы для решительного контрудара («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»), героические защитники Севастополя («Оборона Севастополя»), тревожные будни тыла («Тревожные ночи»).

В послевоенные годы Дейнека вновь обращается к изображению повседневного труда и быта советских людей. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г.). Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. В начале 1950-х гг. Дейнека создает мозаики для здания Московского государственного университета на Ленинских горах, а в 1958 г. — панно для советского павильона на Международной выставке в Брюсселе. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.

«Художник обязан глубоко и зорко видеть и понимать, чем живет его родина. Знать, что хочет видеть. Обязан это так показать, чтобы зритель сказал: я это видел, знаю, я это люблю» — так сам художник определил цель своего творчества. И этому он неуклонно следовал всю свою жизнь.

Высокая культура театрально-декорационного искусства сочетала богатую живописную фантазию с поисками в области сценических конструкций (А. А. Веснин, А. Я Головин, В. А. Симов, В. А. и Г. А. Стенберги, Ф. Ф. Федоровский, Г. Б. Якулов в РСФСР,

A. Г. Петрицкий на Украине), начало развиваться кинодекорационное искусство (В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, И. А. Шпинель). К высшим достижениям мирового искусства графики принадлежат гравюры на дереве В. А. Фаворского, А. И. Кравченко, П. Я. Павлинова, украинца В. И. Касияна, армянина Акопа Коджояна, рисунки В. М. Конашевича,

B. В. Лебедева, П. В. Митурича, Н. А. Тырсы, акварели Л. А. Бруни, А. В. Фонвизина, украинца А. А. Шовкуненко, офорты И. И. Нивинского, сочетающие большую графическую культуру с глубоким реалистическим восприятием советской жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: