Артистизм
Картины
Голодный лев бросается на антилопу , 1905 год
Руссо утверждал, что у него «нет другого учителя, кроме природы», хотя он признал, что получил «некоторые советы» от двух известных академических художников , Феликса Огюста Клемана и Жана-Леона Жерома . По сути, он был самоучкой и считается наивным или примитивным художником.
Его самые известные картины изображают сцены из джунглей, хотя он никогда не покидал Францию и не видел джунглей. Рассказы поклонников о том, что в его армию входил французский экспедиционный корпус в Мексике , безосновательны. Его вдохновили иллюстрации в детских книгах и ботанических садах Парижа , а также картины диких животных из таксидермии. Во время своего срока службы он также встречал солдат, переживших французскую экспедицию в Мексику , и слушал их истории о субтропической стране, с которой они столкнулись. Критику Арсену Александру он описал свои частые визиты в Сад растений : «Когда я захожу в стеклянные дома и вижу странные растения экзотических земель, мне кажется, что я погружаюсь в сон».
Наряду с его экзотическими сценами одновременно производились более мелкие топографические изображения города и его окрестностей.
Он утверждал, что изобрел новый жанр портретного пейзажа , чего он достиг, начав рисовать с определенного вида, например, любимой части города, а затем изобразив человека на переднем плане.
Критика и признание
Плоский, казалось бы, детский стиль Руссо подвергался пренебрежению многими критиками; люди часто были шокированы его работой или высмеивали ее. Его наивность была чрезвычайной, и он всегда тщетно стремился к общепринятому признанию. Многие наблюдатели отмечали, что он рисовал как ребенок, но работа демонстрирует изощренность его конкретной техники.
Сюжет
В самом сердце джунглей ягуар напал на лошадь. И хотя жертва выказывает попытку сопротивления, очевидно, что ей не спастись. Животные больше напоминают людей. Поединок хищника с травоядным похож на противостояние мужчины и женщины. Грациозные ноги лошади напоминают женские, а грива — локоны. Растения огромны. Для их изображения живописец использовал более 20 оттенков зелёного, чем очень гордился. Кажется, что художник спрятал в таинственной глубине леса волшебных существ. Но что на самом деле там, за этими зарослями, известно было лишь Руссо.
«Нападение ягуара на лошадь», 1910. (Pinterest)
Непосредственность, с которой изображена атака ягуара на лошадь, усиливает ощущение тревоги. Очевидно, что лошадь — звено пищевой цепи, и в дикой природе её убийство — естественная вещь. Но всё же мы стараемся не смотреть на подобные сцены. Руссо же изобразил её по-детски просто, в ярких красках, крупно. И это обескураживает.
«Нападение в джунглях», 1891. (Pinterest)
биография
Ранние годы
Руссо родился в Лавале, Майен , Франция, в 1844 году в семье жестянщика; он был вынужден работать там маленьким мальчиком. Он учился в средней школе Лаваля в дневном отделении, а затем в качестве пансиона после того, как его отец стал должником, а его родителям пришлось покинуть город после захвата их дома. Хотя Руссо был посредственным в некоторых школьных предметах, он получил призы по рисунку и музыке.
После школы он работал юристом и изучал право, но «попытался дать лжесвидетельство и искал убежища в армии». Он прослужил четыре года, начиная с 1863 года. После смерти отца Руссо переехал в Париж в 1868 году, чтобы содержать свою овдовевшую мать в качестве государственного служащего.
В 1868 году он женился на Клеманс Буатар, 15-летней дочери своего домовладельца, от которой у него было шестеро детей (выжил только один). В 1871 году он был назначен сборщиком октроев Парижа, собирая налоги с товаров, ввозимых в Париж. Его жена умерла в 1888 году, и он женился на Жозефине Нури в 1898 году.
Карьера
Тигр во время тропической бури (Удивлен!) (1891) был первой из многих сцен в джунглях, по которым Руссо наиболее известен.
С 1886 года он регулярно выставлялся в Салоне независимых , и, хотя его работы не занимали видного места, с годами они привлекали все больше поклонников. Тигр во время тропической бури (удивлен!) Был выставлен в 1891 году, и Руссо получил свой первый серьезный отзыв, когда молодой художник Феликс Валлотон написал: «Его тигра, удивившего свою добычу, нельзя упускать; это альфа и омега живописи». Однако прошло более десяти лет, прежде чем Руссо вернулся к изображению своего видения джунглей.
В 1893 году Руссо переехал в студию на Монпарнасе, где жил и работал до своей смерти в 1910 году. В 1897 году он написал одну из своих самых известных картин — «Богемен эндорми» ( «Спящая цыганка» ).
В 1905 году большая сцена Руссо в джунглях «Голодный лев бросается на антилопу» была выставлена в Салоне независимых рядом с работами молодых ведущих художников-авангардистов, таких как Анри Матисс , в том, что сейчас считается первым показом «Фовистов» . Живопись Руссо, возможно, даже повлияла на именование фовистов.
В 1907 году мать художника Робера Делоне , Берта, графиня де Делоне, заказала ему написать «Заклинателя змей» .
Le Banquet Rousseau
Когда Пабло Пикассо наткнулся на картину Руссо, продаваемую на улице в качестве холста для рисования, молодой художник сразу же узнал гений Руссо и пошел ему навстречу. В 1908 году Пикассо провел в своей студии в Le Bateau-Lavoir полусерьезный, полу-бурлескный банкет в честь Руссо. «Банкет Руссо» , «одно из самых заметных общественных событий двадцатого века, — писал американский поэт и литературный критик Джон Малкольм Бриннин , — не был ни оргиастическим, ни даже роскошным событием. красочное событие в рамках революционного художественного движения в момент его самого раннего успеха, а также благодаря тому факту, что в нем приняли участие люди, чьи отдельные влияния излучались, как спицы творческого света, через мир искусства на протяжении поколений ».
Среди гостей банкета Руссо были: Гийом Аполлинер , Жан Метцингер , Хуан Гри , Макс Жакоб , Мари Лорансен , Андре Салмон , Морис Рейналь , Даниэль-Анри Канвейлер , Лео Штайн и Гертруда Стайн .
Морис Рейналь, в Les Soirées de Paris , 15 января 1914 г., стр. 69, писал о «Le Banquet Rousseau». Спустя годы французский писатель Андре Салмон вспоминал обстановку знаменитого банкета:
Пенсия и смерть
После выхода на пенсию в 1893 году Руссо дополнил свою небольшую пенсию подработкой и работой, например, игрой на скрипке на улице. Он также некоторое время работал в Le petit Journal , где выпустил несколько его обложек. Руссо выставил свою последнюю картину «Сон» в марте 1910 года в Салоне Независимых .
Мечта (1910), МоМА
В том же месяце у Руссо случилась флегмона в ноге, которую он проигнорировал. В августе, когда он был госпитализирован в парижскую больницу Неккера, где умер его сын, у него обнаружили гангрену ноги. После операции он умер от тромба 2 сентября 1910 года.
На его похоронах семь друзей стояли у его могилы: художники Поль Синьяк и Мануэль Ортис де Сарате , пара художников Робер Делоне и Соня Терк , скульптор Бранкузи , домовладелец Руссо Арман Кеваль и Гийом Аполлинер , написавший эпитафию, которую Бранкузи поставил на картине. надгробие:
Черты
К характерным особенностям этого стиля относят:
- отсутствие линейной перспективы — у объектов на переднем и заднем плане одинаковые размеры;
- проработка главных и второстепенных образов композиции;
- преобладание плоских форм;
- отсутствие визуальных эффектов;
- осознанное пренебрежение пропорциями при изображении людей и животных;
- в будничном сюжете могут быть мифологические создания.
Главное отличие примитивизма от импрессионизма — детализация объектов, равномерный фон. Но чаще всего этот стиль путают с народным творчеством.
Отличие от лубка в том, что художники вкладывали глубокий смысл в свои рисунки. Также черты примитивизма можно увидеть в творчестве живописцев, получивших классическое образование.
Контекст
Руссо был уже зрелым мужчиной, когда начал всерьёз заниматься живописью. Он никогда ни у кого не учился, как следствие, пропорции на его картинах искажены, формы упрощены, перспектива и тени отсутствуют.
Когда в 1885 году он арендовал помещение, чтобы открыть мастерскую, его поддерживали советом и делом некоторые из художников. Примерно тогда же он впервые выставил свои работы в Салоне Отверженных. И был осмеян. Но Анри Руссо верил в себя и ждал, что другие поймут его. Он собирал публикации о картинах, надеясь на признание. Но, увы, публика похихикивала и сравнивала его полотна с детскими рисовашками. Друг живописца художник Робер Делоне говорил: «В другую эпоху он расписывал бы стены дворцов по заказу меценатов. В нашу же вынужден быть шутом для обывателей, он — такой серьёзный, такой спокойный. Что за бессмысленная ирония судьбы!»
«Заклинательница змей», 1907. (Pinterest)
Если бы Руссо получил образование художника, вероятно, мы никогда не увидели бы его магические работы. Именно оторванность от правил по причине их банального незнания позволила ему в полную силу показать образы из своих снов и фантазий. Современное искусство не было бы таким, каким мы его знаем, если бы Руссо на рубеже веков не разрушил стену между реальным и фантазийным.
Подробное описание стиля
Примитивизм — это направление в живописи, в котором художники упрощают формы и художественные средства для создания картины. Его последователи противопоставили классическим канонам эмоциональность и лаконичность. Примитивисты вдохновлялись произведениям первобытных культур.
Кажется, что рисунки созданы ребенком, но за упрощенными образами лежит художественный замысел. В этом направлении большее значение придают цвет и эмоции, чем натурализм передачи.
Изображения наносят на холст отдельными крупными мазками. Визуальные эффекты и техника рисования не играют большой роли. Художник стремится передать свои впечатления в максимально простой форме.
История развития
Примитивизм в живописи возник в конце XIX века. Но истоки нового стиля можно найти в наскальных рисунках, религиозных и бытовых предметах древних цивилизаций. Примитивизм стал реакцией творческих людей на буржуазное искусство. В то время были модными кубизм, фовизм и другие авангардные направления.
Импрессионизм утратил свои позиции, и живописцы стали искать новые способы самовыражения. У истоков примитивизма стоял Анри Руссо, его влияние можно увидеть в работах Марка Шагала и Пабло Пикассо. Примеры их работ — «Авиньонские девицы», «Над городом».
Общество раскритиковало новаторский подход смелых художников. Выставки вызывали ожесточенные споры, и лишь благодаря авторитету Матисса и Писсаро, оценивших новый взгляд на живопись.
Российские художники находили вдохновение в лубочном искусстве. Появились скандальные выставки Михаила Ларионова — «Бубновый валет», «Ослиный хвост».
Но русский примитивизм отличается от западноевропейского. Его последователи старались стилизовать направления народного творчества. В памфлете Александра Шевченко был впервые использован термин «неопримитивизм». В России он стал доминирующим течением, позже на его основе сформировался супрематизм.