НЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЖАНР
– Изменится ли что-то в ближайшее время для посетителей музея? С момента реконструкции прошло не так много времени, и вдруг снова большие перемены?
– В вашем вопросе заключён ответ. Музей ещё побудет таким, каким он открылся зрителю несколько лет назад. Честно признаюсь, мы работали так много и в таких масштабах на уровне краевом, что избаловали посетителя. Он привык приходить каждый раз на что-нибудь новенькое, но… Мы пришли к пониманию обратного: чем быстрее и больше производить интеллектуальных продуктов, тем ниже будет их ценность в глазах потенциальных зрителей, тем менее они будут значить для людей. Музей не может работать как развлекательное агентство, которое подстраивается под любой каприз публики. Мы живём в своём ритме и времени.
– Правда ли, что сегодня главный запрос к музеям – больше интерактивности?
– Интерактив, интерактивность – современные термины, значение которых остаётся весьма туманным для тех, кто ими пользуется. Чаще всего это требование от музея того, что в нём уже есть. В музее так называемый интерактив присутствует почти в каждой его экспозиции. Методы показа экспонатов и организация пространства стали более современными. Яркими примерами как внешнего, так и внутреннего обновления, которые произошли в музее, могут послужить экспозиции «Кабинет исследователя», «Время людей», «Элеонора Прей. Письма из Владивостока».
Сейчас не надо ничего резко менять. Музей истории Дальнего Востока признан одним из лучших и эффективно работающих в России. Мы доказали свою креативность, боеспособность, умение справляться с трудностями, масштабно мыслить. Коллектив вырос творчески и профессионально. За последние годы наиболее успешными стали выставки, открытые в рамках сотрудничества с Музеями Московского Кремля. Первым совместным проектом стала в 2018 году выставка «Карта России. Вехи истории», в минувшем году мы представили зрителю выставку «За службу и храбрость. Награды России». Также немалым интересом пользовались выставки проекта «Коллекционируя Россию», который позволил Владивостоку увидеть уникальные экспонаты из Перми, Мурома, Великого Новгорода и Иваново.
Музей всё больше уделяет внимания людям с ограниченными возможностями, и работа именно с этой категорией посетителей стимулирует нас развиваться ещё быстрее. Мы плотно сотрудничаем с коррекционными школами и интегрируем их рекомендации в детские музейные программы, наши сотрудники постоянно повышают уровень своей квалификации, в частности, обучаясь работе с людьми с ментальными особенностями, адаптируем пространства музея, чтобы они были доступными для посещения.
Экспозиция «Символ вечности»
Под стенами старого здания музея – экспозиция «Символ вечности». Черепаха из тесаного гранита установлена в 1193 году на могильном холме князя Эсыкуя (Дегуная). В середине XIX века на том месте основали село Никольское (ныне город Уссурийск). В 1895 году каменная черепаха доставлена в Хабаровск и стала в числе первых экспонатов только что основанного краевого музея.
Экспозиция «Символ вечности»
6-тонная каменная черепаха в Хабаровске – один из первых экспонатов Краеведческого музея
Если копнуть немного глубже, то это – не черепаха, а биси – помесь черепахи и китайского дракона. Биси «любили носить тяжести». Об этом говорит массивная каменная плита на панцире.
Каменная стела на спине у могильной черепахи из-под Уссурийска
Почему на могилу чжурчжэньского князя поставили черепаху? Потому что для азиатских народов это животное было символом долголетия и вечности. А именно в вечность, по мнению всех этносов мира, уходит душа после разлучения с телом.
Рядом с гранитной черепахой – пара антропоморфных изваяний из того же материала. Это каменные тотемы древнетунгусских племен.
НА ВРЕМЯ КАРАНТИНА
– Как для вас проходит время карантина?
– Отчасти с тоской по посетителю, однако во избежание стагнации мы работаем ещё более интенсивно. Необходимо сделать всё, чтобы потери от этого года были наименьшими. Некоторые специалисты по-прежнему остаются дома на самоизоляции в силу возраста. Мы стараемся обеспечивать их делом и тем самым оставлять на орбите общего процесса.
Есть у нас и несколько проектов онлайн. Сейчас на нашем сайте можно найти идеи для интересного семейного времяпровождения. Это различные творческие задания для детей и родителей – как сделать своими руками почтовую открытку или создать театр теней. Продолжает жить и любимый горожанами проект «Сказки с молоком». Недавно на портале культурно-просветительского проекта «Школа наследия» вышел документальный фильм «Владивостокская крепость», советую посмотреть. К 75-летию Победы запущен портал «Военные письма», на котором представлены фронтовые письма из коллекции музея. В период самоизоляции к работе над этим проектом подключилась большая часть нашего коллектива. Мы вычитывали десятки и сотни писем, оцифровывали их, дешифровывали в печатный формат для удобства восприятия, и для каждого из нас эта история стала очень близкой, личной. В дальнейшем мы планируем оживить опубликованные на сайте письма ветеранов голосами людей, многие из которых являются нашими коллегами из других музеев страны.
Вместе с тем я не являюсь сторонником полного перевода в виртуальное пространство всей деятельности музея. Если люди свыкнутся с мыслью о том, что всё загружено в глобальную сеть, они могут потерять связь с реальностью. Интернет не должен заменить нам живое взаимодействие.
– По вашему представлению, каким будет выход из карантина для музеев?
– Боюсь, музеи не первое, о чём вспомнят люди, когда выйдут в новую реальность. Да и просто так распахнуть двери и принять всех желающих не получится: существует рекомендация Министерства культуры РФ о работе в определённом регламенте, с ограничением количества посетителей. Безусловно, выход из карантина не будет безболезненным и потребует времени. Как бы то ни было, мы продолжаем работать и верить в будущее.
Уникальные экспонаты музея.
ВРЕЗ: Музей не может работать как развлекательное агентство, которое подстраивается под любой каприз публики.
Что посмотреть?
Ну и конечно, многим молодым людям будет интересно узнать о том, как здесь появились первые поселенцы. Было это в начале ХХ века. Потом здесь была гражданская война.
В экспозиции есть два экспоната, которые всегда привлекают внимание мальчишек. Это обрез охотничьего ружья и ствол со ствольной коробкой американского пулемета системы Кольт
А еще есть прообраз современной компьютерной клавиатуры и принтера – механическая пишущая машинка. Только ошибаться на ней нельзя было, если опечатка, надо было начинать заново!
А вот интересный агрегат. В 1967 году работник местного оборонного завода соорудил первую видеоаудиотройку. В одном самодельном корпусе – проигрыватель пластинок, радиоприемник и телевизор. Для тех времен это как революция. Музейный экземпляр, единственный в мире.
Конечно, про все экспонаты не расскажешь. Интересного здесь много. В археологической коллекции – ручная каменная терка. Есть деревянный идол из дерева, или снеговые очки в виде плоской кости животного, в которой прорезана узкая щель.
Есть уголок, посвященный известному в свое время на весь Советский Союз аэроклубу. А еще известен реквизит и костюмы артистов из первой в России детской муниципальной цирковой школой «Веселая арена».
Впечатляет и зал природы, в котором чучела животных, изготовлены местными таксидермистами. Есть здесь чучело редкого краснокнижного дальневосточного кота. Из насекомых поражает воображение жук – уссурийский реликтовый усач. Он самый гигантский в России. Длина его тела до 11 см, а личинка достигает 14 см.
Где снимал Акиро Куросава
Любители кино будут приятно удивлены и экспонатам, связанным с «важнейшим из искусств». В свое время по книге Арсеньва режиссер из Японии снял фильм. Лента получила высшую награду американской киноакадемии – «Оскара». Кстати, знаменитую теперь во всем мире киноленту ленту «Дерсу Узала» Акиро Куросава тоже снимал в окрестностях Арсеньева.
В память об этих съемках, который длились почти год, в музее хранятся некоторые реликвии от съемочной группы. Например, сценарий роли Дерсу, которую играл тувинский актер Максим Мунзук. Есть фотоальбом местных жителей супругов Петровых, которые снимали процесс киносъемки со стороны. А еще здесь хранится дружеский шарж на Юрий Соломина, исполнившего главную роль – В.К. Арсеньева. Кстати, и Мунзук, и Соломин, и Куросава почетные граждане города.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЛАГМАН
– Виктор Алексеевич, что означает юбилейная дата для музея в масштабах края?
– 130-летие совпадает с началом нового периода, с изменением статуса музея, его переходом в другую весовую категорию. В целом возраст очень значительный, можно сказать, корифейский, ведь это первый музей, который открылся на огромном малоосвоенном пространстве Дальнего Востока. Следующим по возрасту идёт Хабаровский краеведческий музей, а остальные музеи региона начали работать уже в XX веке.
В 1890 году Владивосток только 10 лет пребывал в статусе города, вырастая из рамок военного поста. История открытия музея необыкновенна и не похожа на другие тем, что он появился не по приказу сверху, не вокруг какой-либо коллекции, а по инициативе горожан. Именно они решили, что для повышения качества жизни не хватает культурного учреждения, интеллектуального центра, который сделает город не просто прибежищем моряков, не просто местом жительства авантюрно настроенных предпринимателей, краем, где не всегда радостно отбывают годы службы присланные сюда чиновники. А городом новых возможностей, где можно образовываться, общаться, изучать историю. Получается, что наш музей явился порождением желания самих горожан, их представлением о будущем отдалённого региона.
«Ходячая энциклопедия»
Всего в музее 127 тысяч экспонатов. Это один из самых крупных фондов в Приморском крае. Какой из экспонатов появился самым первым, сейчас трудно установить. Но, когда музей получил официальный статус, то при документальном оформлении экспонатом номер 1 стал жетон сельского старосты 1861 года.
А предметов много, историй с ними связанных, тоже не мало. Этими историями сотрудники делятся с посетителями. Среди работников музея есть настоящие старожилы. Это Татьяна Николаева, которую называют ходячей энциклопедией музея. Она про любой экспонат может вам рассказать увлекательную историю, причем если даже вы придете во второй или в третий раз на одну и ту же экскурсию, то услышите от нее каждый раз новые интересные факты.
Раз город носит имя Арсеньева, то все экскурсии начинаются на первом этаже со стенда, на котором в документальных фотографиях история жизни великого путешественника. Здесь есть фото Владимира Клавдиевича с родителями, и редкие кадры дальних и опасных экспедиций.
«Дореволюция»
В 1891 году музей ОИАК открывает свою первую выставку, на которой были представлены коллекции птиц и животных. В 1893 году ее сменила этнографическая выставка. Еще через пару лет создается первая стационарная экспозиция о природе края. Коллекция музея стрмительно росла, и вот уже новопостроенное здание становится для него тесным.
Степан Осипович Макаров (1-й справа) в музее ОИАК 1895 год. Фото: предоставлено Приморским государственным музеем им. В.К. Арсеньева
С 1896 года своеобразным выставочным залом стал сквер у здания музея: здесь был устроен ботанический сад с 40 видами древесных и кустарниковых пород флоры окрестностей Владивостока. Дважды, в 1902 и 1908 годах, делались пристройки к основному зданию, что позволило в два раза увеличить площадь музея. Деньги снова собирали «всем миром». В 1905 году в здание провели электричество, а в 1910 — паровое отопление.
Очень скоро после своего основания музей начинает участвовать в краевых, общероссийских и международных выставках. В 1891 году коллекция по этнографии орочей и археологическая коллекция с неолитической стоянки на реке Сидеми экспонировались перед участниками Международного археолого-антропологического и зоологического научного конгресса в Москве.
В 1899 году коллекция «пьяного хлеба» удостоилась золотой медали Сельскохозяйственной и промышленной выставки в Хабаровске. В 1900 году музей участвовал в выставке Русского отдела Всемирной парижской выставки, где его коллекции по этнографии малых народностей были признаны уникальными и удостоились двух бронзовых медалей.
Гимназистки в здании музея ОИАК. Фото: предоставлено Приморским государственным музеем им. В.К. Арсеньева
Средняя посещаемость музея составляла в дореволюционный период 1,5 тысячи человек в год. К 1916 году в музее ОИАК было собрано более 15 тысяч предметов.
К тому времени владивостокский музей имел отделы: этнографический, древностей Амурского и Уссурийского краев, тюремный, переселенческий и отдельных предметов, геологический (с петрографическим и минералогическим подотделами), зоологический (с подотделами морских животных, ракообразных, насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих), научные коллекции по орнитологии и морской фауне.
С началом первой мировой войны работа музеев начинает встречать препятствия. Так, владивостокскому музею предписывалось в марте 1915 года освободить помещение, которое планировалось переоборудовать для размещения военнопленных. С начала войны постоянно росли цены, и очередной их взлет, который пришелся и на 1917 год, сильно ударил и по музеям.
С 1918 по 1921 годы музей дважды реквизировали, из-за чего в этот период он не принимал посетителей: в декабре 1918 года здание заняла французская военная миссия, а в 1919–1920 годах здесь расположилось Управление снабжением и продовольствием Временного правительства Колчака.
Тем не менее, музею удавалось даже в этих условиях вести научную деятельность и поддерживать свою репутацию научного учреждения. Ученые из европейской части страны, приезжавшие на Дальний Восток, часто выбирали владивостокский музей местом проведения научных исследований.
Картина «Айгунский договор»
В запасниках музея хранится многофигурное историческое полотно «Айгунский договор», написанное в 1947 г. Художник Василий Евтропович Романов в процессе работы над картиной скрупулезно изучал культурный контекст того времени. Он работал с архивными материалами, знакомился с философией восточно-азиатских народов. По крупицам извлекая нужные знания, концентрируясь на мелких деталях, автор смог достоверно передать атмосферу важнейшего для истории России политического события и создать поистине ценное произведение искусства.
«Подписание Айгунского договора». Художник В.Е. Романов 1947 г.
Картина «Айгунский договор» впервые была показана в Хабаровске на краевой выставке, посвященной 30-летию Октябрьской революции и 25-летию со дня освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев. Первую рецензию на это произведения живописи написал Г. С. Новиков-Даурский, именем которого сегодня назван Краеведческий музей в г. Амурске:
Бывал ли Арсеньев в городе?
Музей здесь находится с 1989 года. Хотя официально годом рождения местного главного хранилища исторических фактов и документов считается 1969 год, тогда он располагался по другому адресу. А фактически музейные экспонаты стали собирать еще раньше.
В начале 1950-х в Арсеньев приехал работать учителем истории бывший фронтовик-разведчик Иван Никаноркин. Он, как любознательный по характеру человек, начал интересоваться, а с чего начался город Арсеньев, и вообще был ли в нём когда-нибудь великий путешественник, чье имя носит город.
Первопоселенцы, их дети еще тогда были живы. Семеновка начала образовываться на рубеже XIX и XX веков. А в 1906 и 1912 году, как установил из архивных документов Никаноркин, маршрут экспедиции Арсеньева проходил в 10 км от этого населенного пункта.
Несколько дней отряд стоял на отдыхе. И по воспоминаниям старожилов, мужчина очень похожий на фотографии, которые показывал Никаноркин, приходил к ним в гости. И даже останавливался на ночлег и у одних из них. Образованные люди тогда были редкостью, и человека с умным лицом и такими же речами запомнили они сразу и надолго. Да и сам Владимир Арсеньев, как утверждают сотрудники музея, тоже в документах сообщал, что любил заходить в населенные пункты поблизости.
Кстати, на территории музея есть памятник В.К. Арсеньеву. Его автор скульптор Геннадий Потапов из Москвы. Сначала памятник хотели его поставить где-нибудь в городе. Но пришли лихие 90-е, и монумент несколько лет просто провалялся на складе городского коммунального предприятия. В 1995 году его поставили на территории музея.