Биография
холст, масло
Родился в Таганроге в семье военного врача (село Красный холм, позднее — Бароновка). Был определён на обучение в Таганрогскую классическую мужскую гимназию.
Рано потеряв родителей, был отдан родственниками на воспитание в частный пансион при Лифляндской дворянской гимназии в местечке Биркенруэ Венденского уезда Лифляндской губернии, по окончании которого в 1862 году, К. А. Савицкий поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи. Учился у профессоров Ф. А. Бруни, А. Т. Маркова и П. П. Чистякова.
За время учёбы в Академии награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распятие Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба». В 1871 году за программу «Каин и Авель» награждён малой золотой медалью, после чего отправлен Академией за границу, где по 1874 год получал стипендию Императора Александра II. После посещения художественных академий Дрездена и Дюссельдорфа, жил и работал в Париже, увлекался гравюрой по металлу.
С 1872 года экспонент, с 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже, в 1882 на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.
После трагической гибели жены в феврале 1875 года вернулся в Россию, поселившись в Динабурге, где художник создал несколько своих самых значительных произведений: «Встреча иконы» (1878), «На войну» (1880).
Педагогическая деятельность
С 1883 по 1889 годы К. А. Савицкий жил в Санкт-Петербурге и преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1891 переехал в Москву преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1894 года руководил в Училище натурным классом. С 1895 года — действительный член Императорской Академии художеств, в 1897 году «за известность на художественном поприще» К. А. Савицкому присвоено звание академика живописи.
Согласно завещанию генерал-лейтенанта Н. Д. Селивёрстова, застреленного в 1890 году в Париже польским социалистом Сигизмундом Падлевским, в собственность городской казны города Пензы перешли 300 тысяч рублей и коллекция собранных генералом книг и картин с условием организации в Пензе художественной школы, которая должна была носить имя наследодателя.
Первым директором вновь построенной Пензенской картинной галереи и Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова, поступивших в ведение Императорском Академии художеств и Министерства Императорского Двора в 1898 году, был назначен академик живописи К. А. Савицкий. Художником была разработана собственная программа обучения, внесены изменения в планировку здания, лучшие выпускники Училища зачислялись без экзаменов в Императорскую Академию художеств. Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки.
К. А. Савицкий возглавлял Училище до момента своей смерти 31 января (13 февраля) 1905 года. Похоронен на Митрофановском кладбище в Пензе.
Биография Константина Савицкого
Константин Аполлонович Савицкий
Константин Аполлонович родился в 1844 года в городе Таганроге (в дачном местечке Франковка), в семье военного врача.
Детство и юность будущего художника прошли в Таганроге. Много лет спустя Константин Аполлонович писал:
Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество.
Рисовать мальчик начал рано. Семья выезжала на берег моря или в Приазовские степи, и маленький Костя с увлечением делал зарисовки с натуры. Да и в Таганрогской классической мужской гимназии его любимым уроком было рисование.
Когда Константин перешел в пятый класс гимназии в его семье случилась страшная трагедия: один за одним, неожиданно, умерли родители. Подростка забрал к себе дядя, который жил в Латвии. Так Константин оказался в частном пансионе при Лифляндской дворянской гимназии.
В 1862 году, после окончания гимназии, Константин Савицкий прибыл в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств, в класс исторической живописи. Его учителями стали А.Т Марков, Ф.А. Бруни, П.П. Чистяков.
Очень скоро Константин становится одним из лучших учеников академии, получает (за свои работы) шесть серебряных и одну золотую медаль.
В 1871 году был отправлен академией за границу, много путешествовал по Европе и, в конце концов, обосновался в Париже. В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже.
В феврале 1875 года, после трагической гибели жены, вернулся в Россию и поселился в Динабурге. Именно там были созданы самые известные картины художника: «Встреча иконы», «На войну» и некоторые другие.
С 1878 года – член Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1883 по 1889 годы Константин Аполлонович Савицкий живет в Петербурге, преподает в Центральном техническом училище технического рисования.
На войну
В 1894 году художник переезжает в Москву и становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1894 году Савицкому присваивают звание действительного члена Императорской Академии живописи, а в 1897 – академика.
В 1890 году в Париже был застрелен польским националистом генерал-лейтенант Селиверстов, который завещал городской казне города Пензы 300 тысяч рублей и коллекцию картин, с условием организации в городе художественной школы, которая должна носить имя наследодателя.
На деньги Селиверстова в Пензе была построена художественная галерея и художественное училище. В 1898 году Константин Аполлонович Савицкий был назначен первым директором художественной школы и картинной галереи. Савицкий разработал свою программу обучения и эта программа оказалась настолько успешной, что лучшие ученики художественной школы зачислялись в Императорскую Академию художеств без вступительных экзаменов.
Мечты
Умер Константин Аполлонович в январе 1905 года, на посту директора своей любимой школы.
И прежде чем пригласить вас в картинную галерею я просто обязан вспомнить ещё одного Савицкого – сына художника, который пойдет по стопам отца и станет Академиком художеств СССР.
О творчестве Георгия Константиновича Савицкого я обязательно расскажу на страницах этого сайта.
Картины Константина Савицкого
Картины Константина Савицкого пронизаны восхищением природой, сочувствием к нелегкой судьбе русского крестьянства и искренним интересом к жизни простого люда. За сострадание к обездоленным и угнетенным художника позже назовут «Некрасовым в живописи» и «печальником горя народного». Среди признанных шедевров:
- «Охотник» (1874) — прототипом героя стал Аполлинарий Михайлович Васнецов.
- «Встреча иконы» (1878) — образ Богоматери визуально разделяет присутствующих на тех, кто привез икону и тех, кто пришел помолиться ей.
- «Темные люди» (1882) — после окончания выставки, на которой впервые демонстрировалась картина, художник немного смягчил кровожадные лица героев.
- «На войну» (1888) — после ряда критических замечаний художник переписал картину. Первую версию он разрезал на части.
- «Отец» (1896) — отчаянные, молящие, упрямые глаза отца больного ребенка стали смысловым центром произведения.
- «Инок» (1897) — автору позировал один из учеников художественного училища Пензы. Во время первой русской революции этот молодой человек выстрелит в жандарма.
Для творчества художника характерны умелое объединение множества персонажей в одном произведении, сдержанный колорит. Яркие же, контрастные цвета в его произведениях уравновешивают, а не усиливают друг друга.
Интересные факты
На картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» Константин Савицкий нарисовал всех медведей, но выкупивший шедевр Павел Михайлович Третьяков стер его подпись с холста скипидаром. Художники сумели сохранить дружбу, а справедливый Шишкин отдал часть гонорара за работу своему соавтору.
На онлайн-портале Very Important Lot всегда можно принять участие в тематических аукционах, ознакомиться с работами современных художников и недорого купить оригинальные картины для личной коллекции.
Работает
- 1860: Группа людей прощается , картон, масло, Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
- 1868: Портрет уличного музыканта , холст, масло, 107 см X 80 см.
- 1872: У окна или Дети с цыплятами , гуашью, акварелью и карандашом, 24,5 см X 33,7 см
- 1874: Охотник , холст, масло, 97,5 см X 153,7 см
- 1874: Ремонтные работы на железнодорожной линии , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1875: Море в Нормандии или Рыбаки в опасности , холст, масло
- 1876; Путешественники в Оверни , холст, масло, Русский музей в Санкт-Петербурге
- 1876: русская крестьянка на опушке леса
- 1878: Осень в лесу , холст, масло
- 1878: Вручение иконы , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1879: Мечты
- 1880: юная белорусская девушка
- 1883: Подозреваемые , холст, масло, Русский музей в Санкт-Петербурге
- 1883: Беглецы , картон, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1884: Рабочий
- 1885: Отпевание на кладбище девятого дня , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1886: Крестьянин , картон, карандаш, 21,27 см X 12,7 см.
- 1888: На войне , холст, масло, Русский музей в Санкт-Петербурге
- 1890: Домашняя сцена
- 1892: На окраине села
- 1893: Первый шлейф , картон, гуашь, Нижегородский музей изобразительных искусств.
- 1895: В ожидании приговора , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1897: Монах , холст, масло.
- 1902: На мельнице
- 1902: Автопортрет
- 1903: Быстрый спуск , холст, масло.
Для нижеследующих названий работ даты не найдены.
- На вершине острова , холст, масло, 70 см X 176,5 см , Третьяковская галерея в Москве.
- В деревне
- Перед трибуналом
- Дети дома
- Беглецы в Сибири
- Зима в лесу , холст, масло, 37 см X 26 см
- Ведьма
- Поле
- Мертвая лошадь
- Отец
- Прихожая
- Деревня Косино . Эта деревня находится в Польше.
- Нищий
- Натюрморт с мальвами , холст, масло, 101,95 см X 85,72 см
- Крестьянин
- Крестьянка с корзиной, в лесу
- Портрет Е.К. Савицкого
- Портрет жены художника и их сына Жоржа
- Портрет Николая Карловича Грандковского , Третьяковская галерея в Москве
- Плачущий солдат , Русский музей в Санкт-Петербурге
- Больная лошадь