Академия иппологической науки (к 150-летию тимирязевской академии)

Публикации

  1. Пятилетова И. , Кузнецова Ю. Летопись героического похода. Образовательный проект «Берега», М., 2021.
  2. Кузнецова Ю. Орловский рысак – символ России. – Каталог Государственного музея-усадьбы  Архангельское  «Искусство в движении. Каретная галерея князей Юсуповых», М., 2019.
  3. Кузнецова Ю. Ахалтекинский след в русской верховой породе. По материалам музея коневодства. – Альманах «Ахал-Теке информ», 2016, с. 140-147.
  4. Кузнецова Ю. Встречи в Музее коневодства. – Альманах  «Ахал-Теке информ»,  2016, с. 172-177.
  5. Круподерова О. Жемчужина китайской живописи в Музее коневодства. – Альманах «Ахал-Теке информ», 2017, с. 156-159.
  6. Кузнецова Ю. Музей коневодства – место дружеских встреч. – Альманах Ахал-Теке информ», 2017,  с. 152-153.
  7. Кузнецова Ю. Жемчужина Востока. – Альманах «Ахал-Текеинформ», 2017, с. 60-68.
  8. Кузнецова Ю.Н. Восточные лошади в произведениях художников Х1Х века. (По  материалам Музея коневодства). – Альманах  «Ахал-Теке информ», 2018, с. 150-155.
  9. Савицкая С., Кузнецова Ю.Н. Туркестанские войны и ахалтекинские лошади конца Х1Х века глазами русского офицера. – Альманах «Ахал-Теке информ», 2018, с. 118-129.

Роль в учебном процессе

Даже сегодня это культурное учреждение в своей деятельности в значительной степени руководствуется принципами его основателя, академика Б. Завадовского. Он хотел создать в первую очередь мировоззренческий музей, призванный не только продемонстрировать посетителям экспонаты, но и по возможности наглядно показать наличие в биологии общих принципов. По его мнению, основной упор должен делаться на изучении жизнедеятельности разнообразных организмов, чему способствует наглядная демонстрация объектов. Также неотъемлемой частью экспозиции Завадский считал исследования, в которых могли бы принимать участие сами посетители, получая, таким образом, практические знания и приобретая навыки.


Смотреть галерею

Поэтому музей им. Тимирязева с полным правом можно считать ориентированным на школьную и студенческую аудитории; экспозиция его активно используется в учебном процессе. Имеющиеся экспонаты создают прекрасную базу для проведения практических занятий по многим темам среди детей и молодежи. Кроме того, сотрудники учреждения специально разработали интерактивные программы, предназначенные для школьников, а также для семейных посещений.

КСК «Измайлово»

Еще одно место в Москве, где можно насладиться общением с лошадьми — конно-спортивный комплекс «Измайлово». Кроме занятий по верховой езде там проводятся увлекательные экскурсии и квесты, которые никого не оставят без положительных эмоций. А также на лесной поляне среди деревьев или на дизайнерских фотозонах все желающие могут договориться о проведении фотосессии. На территории клуба имеется два банкетных зала, в которых при необходимости можно организовать торжественно проведение мероприятий, в том числе детских праздников и свадеб. Однако это еще не все — для посетителей готовы предложить место для проведения тимбилдингов для любого количества людей, возрастов и профессий. На территории клуба бесплатно предоставляется охраняемая автопарковка.

Расписание:

КСК «Измайлово» работает ежедневно с 8:00 до 21:00, однако лучше всего заранее договориться о занятии по верховой езде или о предоставлении других услугах клуба по телефону указанному на его сайте.

Цены:

Аренда пони или лошади на 1 час для фотосессии выйдет 4 000 рублей. Квесты для детей (группа от 10 до 30 ребят) продолжительностью 1,5 часа будут стоит 1 500 рублей за одного ребенка. Однако если детей меньше, то провести мероприятие все равно можно, только стоимость проведения будет фиксированной — 15 000 рублей. А вот взрослые, в отличии от малышей, могут присутствовать на квестах бесплатно.

Индивидуальные занятия (максимум два человека) с тренером возможны на пони (в холке до 150 см):

  • 30-минутная тренировка — в будни 1 700 рублей, в выходные — 2 000 рублей,
  • часовая тренировка — в будни 2 200 рублей, в выходные — 2 500 рублей,
  • занятие на определенной лошади — в будни 2 500 рублей, в выходные — 2 700 рублей,
  • занятие по конкуру — в будни 2 500 рублей, в выходные — 2 700 рублей.

Индивидуальные занятия по верховой езде на лошадях:

  • часовая тренировка — в будни 2 500 рублей, в выходные — 3 000 рублей,
  • занятие на определенной лошади — в будни 3 000 рублей, в выходные 3 300 рублей.

Музей коневодства

В библиотеке музея — свыше 1 книг и журналов по коневодству, от уникальных фолиантов XVI — XVII веков до современных русских и зарубежных изданий. Основную часть коллекции составляют произведения тех художников, для которых лошадь была не случайным, а постоянным объектом изображения.

Основу фондов составила художественная коллекция крупного знатока орловской рысистой породы лошадей Якова Ивановича Бутовича – владельца, а в первое послереволюционное десятилетие директора Прилепского конного завода Тульской области. Прилепская коллекция была дополнена произведениями из хранилищ Государственного музейного фонда. Книжный фонд насчитывает свыше 12 тысяч книг и журналов на различных языках — от фолиантов, изданных в ХVI-ХVШ вв., до последних номеров отечественных и иностранных журналов.

В фототеке хранится почти 55 тысяч негативов, в фильмотеке – свыше трех десятков видеофильмов. Имеются коллекции поддужных колокольчиков, почтовых марок, открыток, конвертов, значков, всевозможных сувениров с изображениями лошадей.

В 1940 году музей был передан Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева, где стал неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Постоянная экспозиция была создана в конце 1940 года под руководством выдающегося отечественного ипполога, основателя кафедры коневодства в академии В.О. Витта, развита и дополнена профессором А.С. Красниковым; в основных чертах она сохраняется, пополняясь по мере необходимости новыми экспонатами.

Музей коневодства РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева представляет собой уни­кальное собрание произведений искусства, изображающих лошадей и их использование. В музее экспонируются и хранятся около оригинальных живописных, графических и скульптурных работ русских и иностранных художников.

Собрание экспонатов музея знакомит посетителей с разными типами и породами лошадей, с историей коневодства и коннозаводства разных направлений, с рекордистами рысистых, верховых и тяжеловозных пород, с выдающимися производителями и чемпионами пород.

Картины музея – подлинники, среди которых много произведений выдающихся художников: Авилова, Виллевальде, Врубеля, Грекова, Грузинского, Кившенко, Ковалевского, Коссака, Орловского, Пластова, Покаржевского, Поленова, Рубо, Савицкого, Салахова, Самокиша, Сверчкова, Серова, Соколова, Степанова, Сурикова, Туржанского, Филиппова, Френца, Швабе, Юона и других. В музее особенно богато представлено творчество Н. Г. Сверчкова. Скульптура представлена работами Клодта, Лансере, Мэна, Обера и других.

Богатые фонды музея позволяют ежегодно устраивать несколько тематических выставок картин, акварелей, произведений графики. Отдельные экспонаты из фондов музея предоставляются для показа на выставках в других городах России и за рубежом. Их видели любители лошадей и искусства не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Париже, Дрездене и Хельсинки. Большим успехом пользовалась выставка «Лошади России» в США.

Ежегодно, с 1999 года музей участвует в Международных конских выставках: «Эквирос» и «Иппосфера» – у его стенда всегда собирается много посетителей. Как правило, на этих выставках музей представляет юбилейные тематические экспозиции.

В 2005 году Музей в содружестве с Всероссийским фондом культуры и Государственным историческим музеем провел в новом выставочном зале ГИМ большую выставку «Царь Конь», где представил несколько десятков картин из фондов и основной экспозиции. Эта выставка имела широкий резонанс в средствах массовой информации.

Небольшой коллектив музея наряду с работой по хранению и изучению фондов, проведением занятий и экскурсий составляет «Библиографический указатель литературы по коневодству и конному спорту», являющийся ценным пособием для студентов и специалистов. Ежегодно сотрудники музея публикуют в коневодческих журналах и других периодических изданиях статьи по вопросам коневодства.

Музей является необходимым элементом учебного и научного процесса. В музее регулярно проходят лекции-экскурсии по учебному плану для студентов РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева и многих других вузов, а также для школьников, учащихся средних специальных учреждений и специалистов аграрного сектора, других категорий посетителей.

С чего начинался Музей коневодства

Каждое стоящее явление, событие – плод чьих-то усилий. За каждым стоит человек, его душевные силы, средства, энергия, его чаяния и надежды. Сами собой только сорняки на огороде растут. Чтобы собрать такую по масштабности коллекцию произведений искусства, которую представляет своим посетителям Музей коневодства, требовалось немало сил и вложений. А основателем музея был Яков Бутович.

Это человек, любовь к лошадям которого, как говориться, завела слишком далеко.

Родился в семье богатых украинских помещиков в 1881 году, свое увлечение лошадьми проявлял еще с детства. Чем вводил в шок всю свою родню. Не взирая на всеобщее неприятие близкими, остался верен своей мечте и всю свою жизнь все-таки посвятил этим благородным животным.

Мало того, ему даже не досталось полноправная часть родительского наследства, другим детям были наделены большии части, с условием, что когда Бутович в конец разориться со свими лошадьми, онии будут поддерживать брата материально. Всеобщее неверие и скепсис ничуть не смутили энтузиаста. И он много достиг за свою жизнь.

Очень больше внимание уделял генеалогии орловской рысистой породы, есть труды, написанные им по вопросу орловской породы и коневодства в целом.
Стал коннозаводчиком, его конный завод располагался в имении Прилепы Тульской губернии. Его завод успешно развивался, заводские лошади из Прилеп получали золотые медали на выставках, занимали призовые места на скачках.
Много сил и средств выделял для сбора экспонатов в коннозаводческую галерею при своем заводе

С этой галереи и берет свое начало Музей коневодства.

Одним словом, выдающийся, целеустремленный был человек.

Но пришло время, сменилась власть, и хотя Бутович сотрудничал первое время с новым правительством, какое-то время оставался директором своего завода и музея в Прилепах, ставшего государственным. В 1928 году Бутовича все-таки арестовали он был осужден тульским губернским судом по статье 109 УК (злоупотребление властью) и статье 107 (получение взятки должностным лицом). Половину наказания отбывал в тульской тюрьме, половину — в Соловецком лагере.

Но и в заключении любовь к лошадям этого человека «не угасла». Представляет интерес написанное Яковом Бутовичем в тюрьме, теперь его труды опубликованы. В 2003 году вышла в свет первая часть воспоминаний Бутовича «Мои Полканы и Лебеди», в 2008-м — вторая: «Лошади моей души. Воспоминания коннозаводчика». В 2010 -м опубликована третья часть, «Лебединая песня. Воспоминания коннозаводчика». Он писал об орловских лошадях, о людях, о жизни.

В 1934 году Бутович был расстрелян.

А музей перевезли из Прилеп в Москву и передали в музей коневодства и коннозаводства при Московском ипподроме в 1929 году. В 1940 гoду экспонаты были переданы Тимирязевской академии, под ведомством которой Музей коневодства и до теперешнего времени.

Кони бегают по кругу

Конечно, в музее коневодства настоящих лошадок, которые могли бы галопом скакать по кругу, нет. Но, попадая сюда, кажется, что находящиеся повсюду кони вот-вот оживут и весело выбегут на волю. Это и не удивительно. Ведь изображенные на экспонатах великолепные животные выглядят в точности как живые.

Кони в музее везде. Богатейший фонд учреждения включает в себя:

  • фотографии (около 55 тыс.);
  • видеофильмы (свыше 30 штук),
  • журналы, книжки и прочие художественные произведения на разных языках, посвященные коневодству (более 12 тыс., среди которых есть как фолианты, изданные в 16–18 вв., так и свежие номера отечественной и иностранной периодики);
  • открытки, конверты и почтовые марки;
  • коллекция поддужных колокольчиков;
  • значки и другие сувениры с изображениями лошадей;
  • оригинальные живописные, графические и скульптурные работы российских и зарубежных художников (приблизительно 3,5 тыс.).

Среди подлинников полотен, графики и скульптуры множество произведений выдающихся мастеров – Врубеля, Серова, Сурикова, Грекова, Клодта, Авилова, Ковалевского, Мэна, Поленова, Френца и других.

Уникальная архитектура

Первоначально, с 1922 по 1934 год, Тимирязевский музей в Москве располагался в двух залах Свердловского университета на Миусской площади. Впоследствии под его экспозицию был выделен уникальный архитектурный комплекс на улице Малой Грузинской, 15, где музей находится до сих пор. Его помещения были построены в девятнадцатом веке московским купцом и коллекционером Щукиным специально для устройства Музея русских древностей. Хотите полюбоваться красивейшей архитектурой данного сооружения? Нет ничего проще. Станция метро, возле которой находится музей, — «Тимирязевская». Приезжайте, не пожалеете!

Первые экспозиции

В первую очередь Биологический музей (Тимирязевская улица богата на подобного рода заведения, что и обусловило путаницу в названиях) получил экологический отдел, в котором были установлены стеклянные витрины с растениями, вольеры с животными и аквариумы с рыбами. Также был создан эволюционный отдел, включающий в себя рисунок древа, которое наглядно демонстрировало этапы в развитии животного и растительного мира. Некоторые экспозиции были посвящены эволюции человека и вопросам продления жизни. Уже тогда в лаборатории физиологического отдела посетителям демонстрировались опыты с животными, а в некоторых случаях они даже сами принимали в них непосредственное участие. Кроме того, в музее была открыта одна из первых в стране экспозиций по генетике и по вопросам селекции.

Музей коневодства

В основе фондов музея лежит «Коннозаводская галерея» — уникальное собрание произведений искусства, посвященных исключительно лошадям. Эту укникальную коллекцию собрал коннозаводчик и большой знаток орловской породы Яков Иванович Бутович, который был хозяином и директором Прилепского конного завода Тульской области. Бутович собрал 1200 экспонатов.

23 января 1929 года при Московском ипподроме открыт Государственный научно-художественный музей коневодства и коннозаводства в основой экспозиции которого стало собрание Бутовича. А сам Яков Бутович был арестован, затем выслан из столицы. Но и в ссылке он не оставил дела всей своей жизни. Он писал воспоминания, пытаясь сохранить для потомков различные интересные сведения и составлял каталог своей коллекции. К сожалению, Яков Бутович умер в крайней нужде. Даже точная дата его смерти неизвестна — это примерно 1937–1938 годы. Музей коневодства передан Тимирязевской академии в 1940 году.

Фонды музея постоянно пополняются. Сейчас это более трех с половиной тысяч картин, скульптур, произведений прикладного искусства графики, более пятидесят пяти тысяч негативов, свыше тридцати фильмов, коллекция поддужных колокольчиков, значков и различных сувениров с изображением лошадей, конвертов, открыток и марок.

Главную часть живописной коллекции составляют работы анималистов и баталистов, для которых лошадь являлась постоянным и любимым объектом. Это Б. Биллевальде, А. Кившенко, П. Грузинский, П. Ковалевский, А. Орловский, П. Клодт, М.Авилов, М. Греков, Е. Лансере, Н. Самокиш и другие. Здесь представлены и подлинные произведения русских живописцев и скульптуров Врубеля, Серова, Верещагина, Сурикова, Поленова. Особое место в коллекции занимают работы основоположника русского анимализма Н. Сверчкова. Это более 450 рисунков и акварелей, литографий и картин.

Все экспонаты музея знакомят зрителей с породами лошадей, с разными направлениями коневодства и коннозаводства, с рекордсменами среди лошадей тяжеловозных, рысистых верховых пород, с чемпионами среди производителей. Залы музея расположены по кругу. Картины на всех стенах висят почти вплотную. Везде красавцы кони скачут галопом или летят словно птицы, грациозно встают на дыбы или неистово бьют копытом.

Один из уникальных экспонатов — портрет графа Орлова на его коне по кличке Свирпый II. Этот конь стал родоначальником орловской породы лошадей. А портрет написан при жизни Орлова в 1795 году. Есть два трогательных экспоната — скелеты коней по кличке Улов и Бычок. В 19 веке это были жеребцы-рекордсмены.

В музее собрана богатейшая библиотека — более двенадцати тысяч экземпляров журналов и книг по коневодству.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: