Биография эдуарда мане

Эдуард Мане: литература

«Нана». 1877 г.Холст, масло. 150х116 см.Гамбург, Кунстхалле.Заказать постер.
 

«1876 год. Мане целиком поглощен мыслями о приближающемся Салоне. Возможно, образ из современной жизни (он намерен его представить в этом году на суд жюри) — туалет дамы полусвета — навеян интимной связью с Мери Лоран. Как бы то ни было, натурщицей была не она, а другая знаменитая кокотка, Генриэтта Хаузер, любовница принца Оранского. Он пишет ее в галантном дезабийе — на ней корсет из голубого атласа и белая муслиновая сорочка. Выгибая талию, она подкрашивает свою задорно-вызывающую физиономию, тогда как позади, в некотором отдалении, с чувством собственного достоинства ожидает некий господин, сидящий на канапе в вечернем костюме, в цилиндре, с тростью в руке. Без опыта, полученного в Аржантейе и Венеции, Мане не смог бы выполнить такую светлую живопись. Но если  Мане дает таким образом понять, что он великолепно воспринял урок импрессионизма, то с еще большей очевидностью он подчеркивает, что урок этот он тут же ассимилировал и претворил применительно к своему собственному методу, подчинил своей привязанности к форме. Отсюда, очевидно, и его резкая реакция, когда ему пытаются навязать звание импрессиониста.

В ноябре, все еще работая над этой картиной (она будет закончена только к январю 1877 года), Мане читает в печатающемся «с продолжением» романе Золя «Западня» — о нем спорит весь Париж — историю девицы легкого поведения по имени Нана. Это имя — кстати, достаточно распространенное среди девиц такого сорта — Мане и избрал в качестве названия своей картины.

Помимо «Нана», он пошлет в Салон еще портрет известного баритона Фора в роли Гамлета. Отбор картин продуман очень основательно: он решил зарекомендовать себя художником умеренным и сразу же пресечь возможную недоброжелательность жюри. Никаких картин на пленэре в духе «Аржантейя» или «Стирки», просто портрет, лишенный даже намеков на революционные поиски, а еще жанровая сцена. Последняя, не будь она так виртуозна по живописи, могла восприниматься с оттенком анекдота. Что же, Мане опять заблуждается: если жюри и примет портрет Фора, то «Нана» обречена на изгнание. За что? Но ведь это так просто, посудите сами: за аморальность. Обнаженная натура — сделайте одолжение, но не полураздетая! Дезабийе — это же непристойно! И точно г-ну Мане мало полураздетой особы, так он написал еще и мужчину во фраке позади нее. Это уже порнография. Предлог слишком хорош, чтобы жюри не ухватилось за него.

Выведенный из себя Мане немедленно выставляет «Нана» в витрине галереи на бульваре Капуцинок. Нана! Шлюха Нана! При виде этой «натуралистической» сценки (слово, введенное в моду Золя) ханжи отводят глаза. Еще немного — и витрину галереи разнесут вдребезги.

По правде говоря, в 1877 году Париж находится в сильнейшем возбуждении. «Западня», появившаяся на прилавках магазинов в феврале, мгновенно превращает Золя в самого известного и самогопроклинаемого современного романиста; старый Гюго гремит с высот своего Олимпа: «После нечистоплотности он перешел к непристойности; я вижу бездну, глубины которой измерить мне не дано». Импрессионисты в третий раз устроили свою выставку и навлекли на себя вспыхнувшее с новой силой негодование…»

По материалам книги А.Перрюшо «Эдуард Мане»./ Пер. с фр., послесл. М.Прокофьевой. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб. 2000. — 400 с., 16 с. ил.Книга на ОЗОНе

Нелёгкий путь к искусству

Просмотрев рисунки сына, которые он привёз из путешествия, отец перестал сомневаться в его художественном призвании. Он посоветовал Эдуарду поступить на учёбу в школу изящных искусств Парижа. Но молодой Мане побоялся, что, как и на факультативных уроках рисования в коллеже Роллена, преподавание будет скучным, академическим и жёстким. Поэтому в 1850 году начал брать уроки живописи в мастерской модного на тот период французского художника-академиста Тома Кутюра.

«Нана»

Через несколько лет обучения между Мане и Кутюром стали возникать разногласия. Эдуард категорически не хотел принимать буржуазную направленность стиля в живописи, которая господствовала тогда во Франции. Кутюр предпочитал стилистические и жанровые каноны рисования, а Мане привлекало живое искусство. В 1856 году он покинул мастерскую художника и занялся самообразованием.

Он часто посещал Лувр, где изучал картины известных художников. Также Эдуард много путешествовал по Европе, в результате чего увлёкся старой живописью. В Италии, Испании, Германии, Голландии, Австрии он обошёл все художественные музеи, после которых пытался скопировать работы великих мастеров (так поступает любой начинающий художник). Особенно влияние на его подход к творчеству оказали Тициан, Рембрандт, Веласкес.

К 1858 году Мане приобрёл в Париже известность как художник, подающий надежды. Он стал вхож в различные салоны, где завёл знакомства с представителями высшего общества. Особенно доверительные отношения завязались у него с поэтом Шарлем Бодлером.

«Гитарреро»

В 1859 году Эдуард принял решение выставлять свои картины в Парижском салоне. Но тогда его произведение «Любитель абсента» отвергли. Лишь спустя два года критиками благосклонно были приняты две работы Мане «Гитарреро» и «Портрет родителей». Не меньший успех картины имели и у публики. Такое признание принесло художнику неплохие деньги, славу, а самое главное, похвалу отца. Ещё до выставки Огюст Мане гордо показывал гостям картину, где сын изобразил своих пожилых родителей.

Обнаженные тела в живописи

И до Мане, и во времена Мане обнаженных тел на полотнах было предостаточно. При этом эти работы воспринимались с большим воодушевлением.

“Олимпия” была показана публике в 1865 году в Парижском Салоне (самой главной выставке Франции). А за 2 года до этого  там же была выставлена картина Александра Кабанеля “Рождение Венеры”.

Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. Музей д’Орсе, Париж.

Работа Кабанеля была воспринята публикой с восторгом. Красивое обнаженное тело богини с томным взглядом и струящимися волосами на полотне в 2 метра мало, кого могут оставить равнодушным. Картину в этот же день купил император Наполеон III.

Почему Дега простил Мане

Дега через какое-то время простил Мане, даже признался общему приятелю, что Мане прав относительно изображения его жены.

Почему же такой вспыльчивый, прямолинейный по отношению к другим, Дега простил такой некрасивый поступок своему другу Мане?

Как писал сам Дега, “невозможно долго злиться на Мане”. Видимо он имел в виду его душевные качества и большой талант.

Вообще Дега восхищался работами Мане и коллекционировал их. Так, просыпаясь каждое утро, Дега в первую очередь видел два натюрморта Мане – “Окорок” и “Груши”.

О том, почему Мане создавал такие замечательные, но небольшие натюрморты, я уже писала в статье “Для чего Мане написал натюрморт со стеблем спаржи”.

Натюрморты Эдуарда Мане. Слева: Окорок. 1875 г. Коллекция Баррелля, Глазго, Шотландия. Справа: Груши. 1880 г. Вашингтонская национальная галерея, США.

Когда дружеские отношения между Дега и Мане восстановились, Дега попросил своего друга вернуть ему натюрморт “Сливы”.

Однако выяснилось, что Мане их продал. Как я уже писала, картина так и не дошла до потомков. Зная о том, как бережно Дега хранил картины Мане, наверняка бы картина осталась цела, если бы осталась у него.

Биография

На протяжении всей жизни картины основоположника импрессионизма Эдуарда Мане, освободившего живопись от оков академических стандартов, подвергались критике. Современники гравера, увязшие в косности и консерватизме общепринятых норм, восхищались работами, написанными в соответствии с художественными канонами, порицая тех, кто пытался привнести в искусство что-то новое.

Портрет Эдуарда Мане

Из-за того что публика на протяжении долгого времени не понимала и не принимала произведений, отражавших личное мировосприятие художника, первая официальная выставка сообщества, в которое, помимо Мане, входили небезызвестные Камиль Писсарро, Пьер Ренуар, Поль Сезанн, Фредерик Базиль и Эдгар Дега, ознаменовалась провалом.

Творчество Моне и выставка импрессионистов

С 1874 по 1886 год прошло восемь выставок импрессионистов. Моне не участвовал в трех из них в 1880, 1881 и последнем в 1886 году. Однако он постоянно подчеркивал, что то, что у него было общего с группой, было больше взаимной дружбой, чем общим пониманием искусства. Как он признался в интервью в 1895 году, его работа никогда не ограничивалась рисованием предметов как таковых, а лишь настроением вокруг них и красотой окружающего их воздуха. Таким образом, на протяжении всей своей жизни Моне преследовал почти невозможное, но всегда был последовательным в своих усилиях. Доказательством огромной решимости столкнуться с уникальностью мимолетного момента является многократное повторение одного и того же мотива, составляющего серию работ.

В 1877 году Моне решил изобразить свое увлечение парижским вокзалом Сен-Лазар на холсте.

Шесть лет спустя, ища место для жизни вдали от шума и суеты Парижа, Моне открыл для себя Живерни. Небольшой поселок всего с тремя сотнями жителей, расположенный в 80 км к северо-западу от столицы, стал пристанищем мечты художника и его семьи. Именно в Живерни были созданы необычные циклы: стога сена и тополя, растущие вдоль реки Эпте, нарисованные от рассвета до заката с изменением времен года и погоды.

Созданные между 1888 и 1890 годами, картины все еще были лишь одним из следующих этапов на пути к захвату мимолетного мгновения. Моне последовательно сдвигал эту границу, умножая взятые на себя мотивы и, таким образом, стремясь к парадоксу — навсегда заключив на холсте лишь мимолетное представление — чистое и неповторимое впечатление.

Согласно тезису художника, каждый объект сам по себе не является специфическим. Его размер материализовался только в сочетании со светом. В свою очередь, то, как мы воспринимаем это как впечатления, определяется только первым взглядом, потому что только он может быть полностью объективным и нейтральным. Записью этих утверждений творчество Моне стало серией из тридцати полотен, изображающих фасад собора в Руане, созданных между 1892 и 1894 годами. Моне работал над представлениями собора, как и в предыдущей серии, в разное время суток и переменную Погода. В письмах жене Алисе он писал, что помешан на работе и пишет до семи картин одновременно.

Постепенно популярность Клода Моне росла, а вместе с ней и количество проданных работ художником. После многих лет нищеты и неопределенности, наконец, пришло время долгожданной стабильности. Художник купил дом в Живерни в 1890 году.

Ранние годы

Портрет Мане работы Фантен-Латура

Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 года в старинном особняке на улице Пети Августин (ныне улица Бонапарт ) в богатой семье с хорошими связями. Его мать, Эжени-Дезире Фурнье, была дочерью дипломата и крестной дочери шведского наследного принца Чарльза Бернадотта , от которого произошли шведские монархи. Его отец, Огюст Мане, был французским судьей, который ожидал, что Эдуард продолжит карьеру юриста. Его дядя, Эдмон Фурнье, посоветовал ему заняться живописью и отвел молодого Мане в Лувр . В 1841 году он поступил в среднюю школу Коллеж Роллен . В 1845 году по совету своего дяди Мане поступил на специальный курс рисования, где познакомился с Антонином Прустом , будущим министром изящных искусств и последующим другом на всю жизнь.

По предложению отца в 1848 году он отплыл на учебном судне в Рио-де-Жанейро . После того, как он дважды провалил экзамены, чтобы поступить на военно-морской флот , его отец уступил его желанию продолжить художественное образование. С 1850 по 1856 год Мане учился у академического художника Томаса Кутюра . В свободное время Мане копировал старых мастеров в Лувре.

С 1853 по 1856 год Мане посетил Германию, Италию и Нидерланды, в течение которых он находился под влиянием голландского художника Франса Хальса и испанских художников Диего Веласкеса и Франсиско Хосе де Гойя .

Выставки

  • В конце 1910 — начале 1911 года британский художник и искусствовед Роджер Фрай организовал выставку Мане и постимпрессионистов в галереях Графтон в Лондоне. Выставка ввела термин постимпрессионизм . Мане был представлен девятью работами, в том числе « Бар в Фоли-Бержер» (1881/1882).
  • 1992: Эдуард Мане, Моменты в истории. Städtische Kunsthalle Mannheim с 18 октября 1992 г. по 17 января 1993 г.
  • 2013: Мане. Риторно в Венеции , Палаццо Дукале , Венеция.
  • 2016: Мане — См. Взгляд современности. Кунстхалле Гамбург , Гамбург, с 27 мая по 4 сентября 2016 г.
  • 2017/2018: Эдуард Мане . Музей фон дер Хейдта , Вупперталь, с 24 октября 2017 года по 25 февраля 2018 года.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: