А.к. саврасов (1830-1897). распутица. 1894

Алексей Саврасов, «отец отечественного пейзажа»

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) вспоминается нам нечасто. О нем мы думаем лишь, когда представляем знаменитую картину «Грачи прилетели». Почему же это произведение так врезалось в нашу память и «действует» уже почти 150 лет?

«Грачи…» — знаменитая, нежная, знакомая всем с детства картина, ставшая своего рода живописным символом природы России. «Весна русского пейзажа» — так называли её современники.

Суетливые птицы на безжизненных березах, замшелые бревна забора, сероватые облака в небе, грязно-голубая талая вода и облупившаяся штукатурка церкви… Неужели все это притягивает зрителя?

C «Грачей» Алексея Саврасова началось новое направление в живописи — лирический пейзаж.

Саврасов подмечал каждую мелочь и в точности воспроизводил на полотне. Возьмем, к примеру, подтаявший снег. Где-то он потемневший, где-то — сиреневый, нежно-лиловый, голубой и даже розовый. В нижней части полотна на нем лежит легкая сетка теней от берез. На крыше дома художник изображает его желтовато-белым, а на бугре у забора — с проглядывающим розовато-золотистым отсветом.

Небо на картине затянуто облаками, написано в серо-голубых, тусклых тонах. Для того чтобы в точности передать малейшие оттенки, Саврасов специально использовал непокрытый красками холст. Так художнику удавалось изобразить даже небесные блики в проталинах на нижней части полотна.

В произведении нет солнца, однако, согласитесь, это не бросается в глаза. Полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту, свет будто идет от земли. Работа наполнена струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж — не пейзаж».

Алексей Саврасов преподавал в училище живописи и ваяния. В своих учениках он старался пробудить творческое начало, интерес к тому, что тот видит вокруг себя, желание перевести увиденное на язык живописи. Саврасов учил «видеть у природы». Чем свободнее чувствовал себя ученик, тем вернее был его путь, по мнению учителя.

Алексей Кондратьевич выделял три источника, из которых возможно извлечь самое чистое понятие об искусстве. Первое – убеждение каждого, собственное понимание жизни, окружающего мира.

Второе – понятие красоты, формирование идеальных образов. И последнее – изучение великих произведений искусства прошлых веков и современности.

Каждый год, начиная с конца февраля, Саврасов погружался в состояние напряжённого и радостного ожидания. Художник с нетерпением ждал момента, когда можно будет захлопнуть дверь пыльной мастерской и направиться с этюдником и раскладной скамеечкой, на природу: в Останкино, в Измайловский парк и в Сокольники, где «фиалки уже распустились».

You are here

А.К. Саврасов (1830-1897). Распутица. 1894

Only in Russian

А.К. Саврасов (1830-1897). Распутица. 1894

Play
Pause

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Холст, масло. 62,5х79,5

С именем Алексея Кондратьевича Саврасова – одного из основателей Товарищества передвижников – связаны рождение русского реалистического пейзажа, поиски национальной красоты ландшафта. Он стал первооткрывателем лирического пейзажа.Его приближение к природе было постепенным уходом от сочиненных, торжественных романтически эффектных работ в сторону обыденного. Его композиция становится естественной, динамичной, он уходит от локального цвета. Его метод основан на постоянном наблюдении натуры. Саврасов говорил ученикам: «В пейзаже должна быть душа». Его образы природы освещены человеческими чувствами. Пространство в его картинах не доминирует, оно очеловечено и соразмерно человеку. В них есть беззащитность, щемящее чувство жалости и глубокого сочувствия.Пейзаж «Распутица» является одним из наиболее поздних шедевров Саврасова, он написан за три года до смерти художника. После долгого периода болезни и творческого застоя автор проявляет себя как величайший мастер и философ. Ювелирная точность и тонкость рисунка, сложнейшим образом разработанный светоносный колорит рождают образ, пронизанный предчувствиями весны.Саврасов в момент написания работы жил в подмосковной деревне Покровское-Фили, на даче у друзей и очень много работал с натуры. В глубине картины виден силуэт известного храма Покрова в Филях. Несмотря на простоту мотива, отсутствие жанровой составляющей, пейзаж наполнен скрытой жизнью, движением, он поэтичен и возвышен.С помощью разнообразной разработки света, колорита художник достигает единства земли и неба, воды и деревьев. Они принизаны разными, но соотнесенными друг с другом ритмами. Пейзаж насыщен множеством подробностей. Храм, человеческое жилье, фигурки людей видятся как неотъемлемые части русского пейзажа. Мотив дороги в русском искусстве получает многоплановую разработку и осмысливается как символ жизненного пути. Природа, все мироздание видится одухотворенной и очеловеченной, несущей отблеск божественного присутствия.Саврасов был прекрасным педагогом, работал в Московском училище живописи, ваяния, зодчества. Среди его учеников были Исаак Левитан, Константин Коровин – мастера, определившие лицо русской живописи XIX – начала XX в.В Волгоградский музей «Распутица» попала из частного собрания Н.Н. Медовщикова – известного волгоградского театрального художника – в 1988 году.

Open in app

Provided by
Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова — единственный художественный музей региона.
View all guides

Биография художника

Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в Москве, в небогатой купеческой семье. Его детство прошло в Замоскворечье. С ранних лет Алексея привлекало искусство. В 12 лет мальчик прекрасно владел кистью, писал пейзажи гуашью и акварелью. В 14 лет он поступает в Московское училище живописи и ваяния. В тот же год учеба была прекращена из-за болезни матери. В1848 году Алексей вернулся в училище благодаря художнику, возглавлявшему пейзажный класс, К. И. Рабусу, и генерал-майору И.Д. Лужину.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества, как передовое учебное заведение России, было центром художественной жизни Москвы.

Учитель и наставник Карл Иванович Рабус проявлял интерес и к романтическому и к реалистическому направлению в искусстве. Эта двойственность интересов имела большое влияние на юного живописца. Рабуса называли видописцем. Он писал виды Москвы и разных стран. Это было хорошей школой видовой живописи для учеников. Становление художника Саврасова происходило на рубеже двух направлений: романтизма и реализма.

В 1848 году Саврасов написал виды Москвы с Воробьевых гор. За представление этих эскизов он был отмечен лучшим учеником в отчете Московского художественного общества. В 1849 году по совету Рабуса Саврасов совершает поездку на Украину, где пишет работы, принесшие ему первую славу. В молодом живописце увидели надежду русского искусства. В 1850 году за картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850) и «Камень в лесу у Разлива» (1850) Саврасову присваивается звание художника. Спустя три года он приезжает на Украину уже вполне определившимся живописцем.

В 24 года Саврасов получает звание академика за картины «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» (1854) и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854).

В 1857 году Саврасов женился на С. К. Герц (сестре его приятеля Константина Герца). В тот же год, после смерти Рабуса, Саврасову предложили руководство пейзажным классом. В России после смерти Николая I началась «эпоха реформ».  В эпохальные 60-е годы Саврасов был в центре внимания художественной жизни Москвы. В его доме собирались «на чашку чая» и обсуждали вопросы искусства и общества писатели, художники, искусствоведы… В 1862 году Саврасов посетил Всемирную выставку в Лондоне, побывал во Франции, Дании и Швейцарии. Эти  поездки стали мотивом создания прекрасных европейских пейзажей: «Вид в Швейцарских Альпах» (1862); «Озеро в горах Швейцарии» (1866).

В 70-е годы художник посещает Ярославль, Нижний Новгород, Кострому…

На полотнах художника («Разлив Волги под Ярославлем»(1871), «Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом» (1871)) великая река Волга олицетворяет «убогую и обильную, забитую и всесильную» Русь.

В живописном приволжском городе Ярославле художник жил с семьей несколько месяцев, сняв большую квартиру. Его счастливая жизнь внезапно была омрачена трагическими событиями: умерла новорожденная дочка и тяжело заболела жена.

Весной 1871 года, испытывая тяжелейшие утраты, художник начинает работу над картиной «Грачи прилетели».

70-е годы — период творческого расцвета живописца. Любимыми сюжетами становятся приветливые радуги, заливные луга, омытые дождем, склонившиеся над прудом плакучие ивы, утренние и вечерние зори, зимние леса, деревенские околицы, косяки перелетных птиц над убранными полями…

В 1870-е годы воспитанники Саврасова писали природу с чувством единения с ней. Игорь Грабарь писал о вдохновении художника и его преданности ученикам:

В восьмидесятые годы живописец оказался в стороне от художественной жизни Москвы. Ему не хватило силы духа, чтобы выдержать нападения критиков и сохранить веру в будущее. Уходя от наболевших вопросов, он начал топить свою горькую думу в вине. В 1882 году его уволили из училища. Его картины перепродавались, а мастер получал за них жалкие копейки. Однако до конца своих дней художник успешно работал в графике и писал мастерски свои замечательные пейзажи. Так сложилась судьба одного из талантливейших живописцев.

Алексей Саврасов: биография и творчество художника

???? Приветствую любителей живописи! В статье «Алексей Саврасов: биография и творчество» — о жизни и картинах знаменитого российского пейзажиста. В конце статьи вы можете посмотреть картины художника (видео).

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) входит в число знаменитых пейзажистов России и основателей направления передвижников. Своим творчеством он проложил начало новому этапу в русской живописи. Наиболее известной из всех его произведений стало полотно «Грачи прилетели».

Саврасов: биография

Будущий живописец родился в Москве. Талант к рисованию у него обнаружился еще в детстве, и в 1844 г., против воли отца, он начинает учебу в училище живописи в Москве. Первую известность ему принесло произведение «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду».

«Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», 1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Молодому человеку на момент написания этой картины исполнился всего 21 год. Он уже обладал прекрасной техникой и был способен разглядеть романтику в убогих деревенских селениях, распознать тайну прекрасного.

Он продолжает писать. В 1854 г. за полотна «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег…», созданные близ Санкт-Петербурга, заслуживает почетное звание академика.

Уже в тот период творчества Саврасова можно увидеть насколько новаторским был его стиль для живописи. Постоянно экспериментируя с цветом, он использует широкую, контрастную палитру оттенков.

Добавляя к этому детализированность, способность передавать атмосферу через мельчайшие подробности, ему удаётся создавать необычайно реалистичные картины.

Примерно с шестидесятых по восьмидесятые годы, Алексей Саврасов активно творит и участвует в общественной жизни. Преподаёт, участвует в создании пособия по живописи, а также различных выставках, в том числе заграничных. Получает несколько наград и становится одним из основателей «Товарищества передвижников».

«Грачи прилетели» 1871, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В этот наиболее благополучный период его жизни он создает свою знаменитую картину, которая увидела свет на первой выставке художников-передвижников: «Грачи прилетели».

Саврасов очень точно смог изобразить этот тонкий, едва заметный момент перехода зимы к весне. Снег ещё лежит, но уже виднеются проталины и первые лужицы. Разнообразие серых тонов картины очень точно отображают момент, когда природа только просыпается.

Однако прилёт грачей из дальних стран и понемногу теплеющее небо знаменуют скорое обновление и начало новой жизни в природе.

Последние годы жизни

Ближе к восьмидесятым годам заметен спад творчества художника в связи с развившимся алкоголизмом на почве семейной трагедии. В 1871 году погибает горячо любимая дочь, а через пять лет распадается брак. Жена, лишает его возможности видеться с детьми.

«Пейзаж. Село Волынское», 1887

Саврасов пишет все реже и в более мрачных тонах, его картины пользуются, куда меньшим спросом. В 1887 он создает картину «Пейзаж. Село Волынское»

Из-за алкоголизма, он лишился работы и положения в обществе. Он потерял многих друзей и, главное, семью. Погибает он в полном одиночестве и бедности в 1897 году.

Творчество Саврасова

Всё свое творчество Саврасов посвятил любви к России, её природе. Он видел прекрасное в обыденности русских сёл и деревень. Сквозь их простоту и где-то убогость, он сумел разглядеть своеобразную красоту — «Весенний день» (1873).

Пейзажи с изображением русской природы, всегда вызывали душевный отклик у художника. Им посвящено всё его творчество «Дорога в лесу» (1871).

В каждой картине им изображается бескрайний простор и могущество родной природы. Его пейзажи дарят чувство причастности к некому таинству жизни. Ощущается уединённость этих мест, которая будто возвращает к вечной истине («Рожь» 1881).

Такие же теплые чувства он испытывал к сёлам и деревням, полным простоты и где-то неблагополучия, но всё же приятные взгляду. В его творчестве чувствуется определенный трагизм, свойственный русскому народу, и ему же присущие духовные силы и простор.

Вы здесь

А.К. Саврасов (1830-1897). Распутица. 1894

Только на Русский

А.К. Саврасов (1830-1897). Распутица. 1894

Play
Pause

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Холст, масло. 62,5х79,5

С именем Алексея Кондратьевича Саврасова – одного из основателей Товарищества передвижников – связаны рождение русского реалистического пейзажа, поиски национальной красоты ландшафта. Он стал первооткрывателем лирического пейзажа.Его приближение к природе было постепенным уходом от сочиненных, торжественных романтически эффектных работ в сторону обыденного. Его композиция становится естественной, динамичной, он уходит от локального цвета. Его метод основан на постоянном наблюдении натуры. Саврасов говорил ученикам: «В пейзаже должна быть душа». Его образы природы освещены человеческими чувствами. Пространство в его картинах не доминирует, оно очеловечено и соразмерно человеку. В них есть беззащитность, щемящее чувство жалости и глубокого сочувствия.Пейзаж «Распутица» является одним из наиболее поздних шедевров Саврасова, он написан за три года до смерти художника. После долгого периода болезни и творческого застоя автор проявляет себя как величайший мастер и философ. Ювелирная точность и тонкость рисунка, сложнейшим образом разработанный светоносный колорит рождают образ, пронизанный предчувствиями весны.Саврасов в момент написания работы жил в подмосковной деревне Покровское-Фили, на даче у друзей и очень много работал с натуры. В глубине картины виден силуэт известного храма Покрова в Филях. Несмотря на простоту мотива, отсутствие жанровой составляющей, пейзаж наполнен скрытой жизнью, движением, он поэтичен и возвышен.С помощью разнообразной разработки света, колорита художник достигает единства земли и неба, воды и деревьев. Они принизаны разными, но соотнесенными друг с другом ритмами. Пейзаж насыщен множеством подробностей. Храм, человеческое жилье, фигурки людей видятся как неотъемлемые части русского пейзажа. Мотив дороги в русском искусстве получает многоплановую разработку и осмысливается как символ жизненного пути. Природа, все мироздание видится одухотворенной и очеловеченной, несущей отблеск божественного присутствия.Саврасов был прекрасным педагогом, работал в Московском училище живописи, ваяния, зодчества. Среди его учеников были Исаак Левитан, Константин Коровин – мастера, определившие лицо русской живописи XIX – начала XX в.В Волгоградский музей «Распутица» попала из частного собрания Н.Н. Медовщикова – известного волгоградского театрального художника – в 1988 году.

Открыть в приложении

Предоставлено
Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова — единственный художественный музей региона.
Все аудиогиды

Алексей Саврасов и его картины в пермской художественной галерее

Главная страница » Культура » Картины Алексея Саврасова в пермской галерее

Алексей Саврасов – один из самых талантливых русских живописцев второй половины XIX века. Любителям русской живописи он известен как автор живописнейших пейзажей, в которых он воспевает любовь к родному краю.

Картины Саврасова не имеют ярких красок или богатого сюжета. Но рисуя суровую русскую природу, он смог показать тихое очарование родной природы.

Любовь к родным местам – длинная нить сюжетов картин Саврасова, в монотонности которых мы можем увидеть тонкую струну вечной красоты природы.

Алексей Саврасов. Фото 70-х годов XIX века.

Алексей Саврасов известен как автор работы «Грачи прилетели»

Это работа, созданная в 1871 году, стала важной вехой в развитие всей русской живописи. Эта картина выдвинула Алексея Кондратьевича в ряды лучших «певцов» русского пейзажа

К сожалению, множество других гениальных творений мастера остаются в тени его самого известного произведения. А зря.

Так, в пермской художественной галерее выставлена еще одна работа Саврасова, которая по своей выразительности даже превосходит знаменитые «Грачи прилетели».

“Грачи прилетели”. Самое известное полотно Алексея Саврасова

Картина Алексея Саврасова «Весна. Огороды» выставлено в рамках коллекции русской живописи XIX века. Она написана в 1893 году, последние годы жизни художника. К тому времени Саврасов страдал от запоев и практически забросил живопись. Картина стала одним из прощальных произведений мастера.

В ней мы можем почувствовать сильные переживания мастера и его тяжелое душевное состояние. Однако, несмотря на мрачный настрой, можно заметить небольшие синие  проблески на сером небосводе.

Так же, в один из таких проблесков жизни Алексей Саврасов создал это невероятно сильное и трагичное полотно.

Картина “Весна. Огороды” из собрания пермской художественной галереи

В постоянной экспозиции картинной галереи в Перми выставлено только одно полотно Саврасова. Однако в запасниках хранится еще одно произведение – «Северная деревня».

Широкой публике об этом  произведении стало известно в 1966 году, когда была выпущена серия открыток с пейзажами Саврасова. «Северная деревня» – нетипичное для художника произведение. Созданное в 80-е годы XIX века картина показывает закат на фоне русской деревни.

Это нетипичное для Саврасова произведение – такое большое количество ярких и теплых красок нехарактерно для работ Алексея Кондратьевича.

Картина “Северная деревня”

Обе картины попали в пермскую художественную галерею в 20-е годы. Так, картина «Весна. Огороды» сначала была в частных коллекциях, после революции она попала в государственный музейный фонд, из которого и перешла в собрание пермской галереи.

Можно с уверенностью сказать, что это прекрасное полотно – одно из лучших пейзажей русской деревни, представленное в провинциальной галерее.

Обязательно посетите пермскую художественную галерею, чтобы познакомиться с одной из лучших картин Алексей Кондратьевича Саврасова.

Примечания

  1. FAQ regarding what made Napoleon fail in invading Russia
  2. M. Adolphe Thiers, translated by D. Forbes Campbell and H. W. Herbert. History of the Consulate and the Empire of France under Napoleon. — Philadelphia : J. B. Lippincott & Co, 1864. — Vol. IV. — P. 243. — «whilst it was almost impossible to drag the gun-carriages through the half-frozen mud». (regarding November 20, 1812)
  3. Overy, Richard. Russia’s War. — London : Penguin, 1997. — P. 113–114. — «Both sides now struggled in the autumn mud. On October 6 the first snow had fallen, unusually early. It soon melted, turning the whole landscape into its habitual trackless state – therasputitsa , literally the ‘time without roads’. … It is commonplace to attribute the German failure to take Moscow to the sudden change in the weather. While it is certainly true that German progress slowed, it had already been slowing because of the fanatical resistance of Soviet forces and the problem of moving supplies over the long distances through occupied territory. The mud slowed the Soviet build-up also, and hampered the rapid deployment of men and machines.». — ISBN 1-57500-051-2.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: