Загадка Мадонны Грандука
Если вы хорошо знаете работы Рафаэля, то наверняка вам известно, чем “Мадонна Грандука” отличается от других его работ. Если нет, то посмотрите на пару других картин, чтобы заметить разницу.
Картины Рафаэля. Слева: Мадонна в зелени. 1505 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Справа: Святое семейство (Мадонна с безбородым святым Иосифом). 1506 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Обе картины написаны в то же время, что и Мадонна Грандука. Отличаются они фоном. Почти все Мадонны написаны Рафаэлем на светлом фоне интерьера или на лоне природы. Этим он добивался “циркуляции воздуха” и объемности.
Мадонна Грандука была не исключением. Судя по предварительному рисунку, картина задумывалась с пейзажем на заднем фоне.
Рафаэль Санти. Рисунок к картине “Мадонна Грандука”. Кабинет набросков и этюдов в Галерее Уффици, Флоренция, Италия.
Более того, рентгеновский снимок картины также показал, что Мадонна Грандука изначально была создана совсем с другим фоном.
Рентгеновский снимок картины Рафаэля “Мадонна Грандуки” (скопировано с сайта Corriere Della sera). 1. Под чёрной краской – другой слой краски, окружающий фигуры. 2. Балюстрада 3. Пейзаж 4. Нависающая структура (занавес или дерево). 5. Ещё одна структура (стена дома или занавес).
Многие искусствоведы считают, что Рафаэль в подражание Леонардо да Винчи закрасил свой фон чёрной краской. Ведь великий Леонардо предпочитал темный и мрачный фон. Но тогда Рафаэлю достаточно было заглушить яркие краски. Зачем закрашивать глухим черным цветом?
Я в эту версию слабо верю. Рафаэль отличался очень кропотливой подготовкой перед созданием картины. Не верится, что он создал картину, а потом вдруг его “осенило” изменить фон. К тому же все остальные его Мадонны того же периода написаны исключительно со светлым задним планом.
Я могу предположить, что фон закрасил кто-то другой. Причём сделано это в стиле Караваджо. Поэтому это явно произошло в 17 веке, 100 лет спустя. Химический анализ краски также подтвердил, что изменения внесены в это время.
Вполне возможно, что это сделал Карло Дольчи (1616-1686), религиозный художник 17 века. Картина принадлежала ему всю жизнь. Пока её не купил у его наследников Герцог Франциск III в 1800 году. Приобрёл он её уже с черным фоном. Судя по описаниям картины того времени.
Кстати, Мадонна получила своё название именно в честь этого владельца (Grand Duca – Великий Герцог в переводе с итальянского).
Карло Дольчи. Мадонна с младенцем. 1660-1670 гг. Музей истории искусств, Вена, Австрия
Дольчи любил писать святых как раз на тёмном фоне. Тем самым он усиливал религиозность картин. Возможно, ему вздумалось внести изменение и в “Мадонну Грандука”.
Описание картины «Мадонна в зелени»
Полотно «Мадонна в зелени» обладает размерами 113х88 см. На картине художник отобразил Богоматерь, расположившуюся на поле. Возле женщины располагаются Иисус и Иоанн Криститель. Согласно апокрифическим данным, именно Креститель принял Христа посредством Мессии, будучи детьми. Именно духовный стержень и стал средством, которое позволило проявить зародившуюся историю религиозной дороги.
Столь молодая Мария невероятно красива и изящна. Девушка с любовью оглядывает детей, а в ее образе виднеется безграничная любовь, спокойствие и умиротворение. Иоанн располагается на колене и предоставляет Иисусу крест из дерева. Все фигуры на картине «Мадонна в зелени» отображают благополучие и спокойствие душ.
Стоит отметить и тщательную прорисовку пейзажа «Мадонна в зелени», который отображает водный слой. Вдали отображены горы и небольшой городок. На ближнем плане «Мадонна в зелени» расположился зеленый луг. Вообще полотно обладает конусообразным строением, поскольку Рафаэль Санти сумел проявить мягкость персонажей, выразительность стиля за счет пластики размеров.
Необычные детали Сикстинской Мадонны
Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.
Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?
Причём тут зелёный занавес?
Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.
Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.
Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.
Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.
Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан
Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.
Почему картину сослали в Пьяченца?
Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?
Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.
Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.
Популярные ангелочки Рафаэля
Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.
На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.
Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?
Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден
Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.
О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:
“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу
Первый флорентийский период Рафаэля (1504-1508)
Среди флорентийских картин Рафаэля «Мадонна со щегленком» (1507, Флоренция, Уффици) — одна из любимых картин Вазари:
«А еще Рафаэль был в теснейшей дружбе с Лоренцо Нази; и когда сей последний женился, тою же порой написал ему картину, где маленький Иоанн Креститель радостно вручает птичку расположившемуся у ног Пресвятой Девы мальчику к великому удовольствию обоих».
Заказчик, Лоренцо Нази, принадлежавший к богатой купеческой семье, жил на улице де Барди напротив дворца Каниджани. На дочери Маттео Каниджани Сандре как раз и женился Нази в 1505 или самое позднее 23 февраля 1506 года. Примерно в это время Рафаэль написал «Мадонну со щегленком», мысленно ведя диалог с двумя непревзойденными мастерами: Леонардо и Микеланджело.
Явным источником вдохновения для «Мадонны со щегленком» был Микеланджело: мотив Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Богоматери, заимствован у «Мадонны Брюгге», изваянной Микеланджело между 1504 и 1506 годами и хранящейся в церкви Нотр-Дам города Брюгге.
Вазари пишет: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и с Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением Младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого Св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Это же относится и к Богоматери с ее благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джордже обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо и роскошнейшие великолепные дома наследников Марко дель Неро.
Однако Баттиста, сын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».
Недавнее исследование под рентгеновскими лучами (1972, 1983) в самом деле выявило наличие семнадцати разрозненных фрагментов, соединенных длинными поперечными гвоздями и дополненных тремя небольшими и одной большой вставкой внизу слева с почти полностью обновленной живописью. В таком состоянии картина находится уже несколько веков, и реставраторы до сих пор не решаются к ней подступиться.
«Мадонна в кресле» (1514)
От неподражаемой «Мадонны в кресле» невозможно оторвать глаз. Прекрасная композиция заключена в овал, живые образы Мадонны и детей захватывают и восхищают. Лицо Мадонны резко отличается от классических обликов Богородицы, так как Рафаэль написал лицо Мадонны с лица живой женщины, своей возлюбленной Форнарины. На голове девы полосатая накидка, что придаёт картине естественности трогательного материнства. Мадонна крайне притягательна и прекрасна. Её одежда нарядно украшенная и яркая. Это Мадонна римского периода работ Рафаэля. Она имеет уже какую-то зрелость и властность, уверенность и утончённость.
8
Почему эта Мадонна — Сикстинская?
«Сикстинская Мадонна» предназначалась для алтаря монастырского храма в честь святого папы Римского Сикста II в провинциальном городке Пьяченце, примерно в 60 км от Милана. Сикст II жил в III веке, еще задолго до разделения Католической и Православной Церквей, и в обеих почитается как святой мученик. Титул «папа Римский» в те времена означал всего лишь «епископ города Рима».
Фасад и двор храма св. Сикста II Папы Римского в Пьяченце
Полотно заказал Рафаэлю Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV, который, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века.
Автор
Полное имя художника – Рафаэль Санти, годы жизни – 1483-1520. Родом он был из восточно-итальянского города Урбино. Рафаэль родился в семье, близкой к искусству – отец его значился придворным поэтом и живописцем в свите герцога Урбино.
Мастерство изобразительного искусства Рафаэль начал постигать сначала в отцовской мастерской, затем – в качестве ученика и подмастерья Пьетро Перуджино. Первый живописный опыт художника – фрески, религиозные и романтично-рыцарские сюжеты.
В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию, где активно развивает свой художественный метод. Прежде всего, направление его развития связано с влиянием таких столпов Ренессанса, как Микеланджело, Браманте и Да Винчи.
Последний серьезный переезд художника – в Рим, в 1508 г. Здесь, под крылом Ватикана, официальным живописцем которого становится Рафаэль, он завершает эволюцию своей живописной манеры и создает самые совершенные и прославленные свои произведения. Умер художник рано – ему исполнилось только 37. Причиной смерти послужила простуда, которую неправильно лечили ватиканские врачи.
Картины Рафаэля Санти с описанием
Бельведерская Мадонна (1506, Музей истории искусства, Вена)
Видение Иезекииля (1518)
Дама с единорогом (1506, Галерея Боргезе, Рим)
Донна Велата (ок. 1516, Палаццо Питти, Флоренция)
Коронация Девы Марии (1502-1503, Музеи Ватикана)
Лоджия Ватикана (1517—1519)
Мадонна в кресле (1514, Палаццо Питти, Флоренция)
Мадонна Грандука (1504 — 1505, Палаццо Питти, Флоренция),
Мадонна Конестабиле (1502, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Мадонна Фолиньо (1511-1512, Музеи Ватикана)
Немая (ок. 1507, Национальная галерея Марке, Урбино)
Обручение Девы Марии (1504, Галерея Брера, Милан)
Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция)
Папа Юлий II (1512, Галерея Уффици, Флоренция)
Портрет Аньоло Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)
Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515, Лувр, Париж)
Портрет Маддалена Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)
Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо; Пинакотека Ватикана)
Святой Георгий (1503, Лувр, Париж)
Святой Михаил (1503 — 1505, Лувр, Париж)
Сикстинская Мадонна (1513 — 1514, Картинная галерея, Дрезден)
Сон рыцаря флорентийского (1504, Национальная галерея, Лондон)
Три грации (1505, Музей Конде, Шантийи)
Триумф Галатеи ( 1511)
Изучение творчества Рафаэля в школах
Сочинение-описание по картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» входит в программу 8 класса. При изучении произведения искусства учащиеся:
- готовят доклады-сообщения по теме;
- кратко делают анализ композиции;
- пишут эссе.
«Сикстинская мадонна» — настоящий шедевр, вызывающий восхищение правдоподобностью героев и яркими эмоциями, которые выражают образы. Рафаэль красочно передал внутреннее напряжение, испытываемое каждым изображённым на холсте персонажем. Люди по сей день могут наслаждаться произведением искусства, овеянным множеством поверий и легенд.
https://youtube.com/watch?v=KqkfU0bedBM
Что хотел сказать автор
«Мадонна со щеглом», как и другие произведения прославленного цикла, отражает в первую очередь идею материнской любви. Пресвятая Дева, сидящая на камне, с нежностью смотрит на играющих детей, со спины как будто заслоняя их собою. На лице ее картина отражает любовь и смирение. Цвета одеяния, в которое облачена «Мадонна со щеглом», также символичны: синий – цвет католической церкви, красный – страдания.
Однако, картина несет в себе и другой, менее явный, символический смысл. Блаженная гармония и умиротворение идиллической сцены соседствует со смутной тревогой. Как и в других произведениях, где изображен Иоанн Креститель, Рафаэль заключил в работе «Мадонна со щеглом» аллегорически воплощенную идею неизбежности судьбы, принятия своего жизненного пути и священной жертвенности.
Картина «Мадонна со щеглом полна аллегорий и символов. Птица здесь символизирует будущие страдания и жертву Христа. Книга в руке Богоматери воплощает мудрость. Иоанн Креститель протягивает Богомладенцу птицу, которую Он гладит по голове. Таким образом Рафаэль хотел сказать, что, познав мудрость, Христос принял жребий, уготованный Ему божественным предназначением.
Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны
Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.
Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.
Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва
Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.
Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.
Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.
Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим
На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.
«Мадонна» (1513–1514)
Сикстинская мадонна — самый знаменитый шедевр Рафаэля. Это гимн материнству, любви, состраданию и самопожертвованию. В верхней части картины под тяжёлыми зелёными занавесями изображена прекрасная молодая женщина с малышом на руках. Но это не просто женщина — это Богоматерь с благословенным Младенцем. Её взгляд полон грусти и тоски, отчаянного сопротивления будущему. Кажется, что вот-вот, она прижмёт к себе сильнее ребёнка и отвернётся, пытаясь защитить его. Но она идёт вперёд. Натурой для картины послужила красавица Форнарина, возлюбленная жена Рафаэля.
Ребёнок на картине, наоборот, полон жизни и естественного здоровья, он спокоен, волосы слегка по-детски растрёпаны. Он головой прижимается к матери. Но взгляд Христа уже серьёзен и полон ума.
Слева у ног девы изображён святой Сикст II, в честь которого и названа картина. Рафаэль изобразил на правой руке папы шесть пальцев, как скрытую шестёрку, зашифрованную в имени понтифика.
Справа склонилась в почтительности св. Варвара. Фоном картины служат облака и лики херувимов. Внизу, как бы из окна выглядывают два озорных ангела. Их абсолютное равнодушие к происходящему подчёркивает неизбежность Божественной воли.
5
История создания
Картина «Мадонна в кресле» создавалась в период творческой зрелости, когда Рафаэль уже был известным и ценимым в Ватикане художником – в разгар «Римского» периода, между 1513 и 1514 годами. Жанр произведения — религиозное тондо. Картина была написана одновременно с масштабными работами над станцами – фресками, покрывшими четыре комнаты папского дворца. Современники утверждали, что Рафаэль называл полотно «Мадонна в кресле» одной из своих любимых работ. Образ Святой Девы для нее Рафаэль списал со своей жены, Франорины.
Исследователи считают, что «Мадонна в кресле» была написана под влиянием таких живописцев, как Тициан и дель Пьомбо. Отсюда – отсутствие геометрической выверенности, мягкие, округлые линии, отказ от многоплановости и теплая цветовая гамма. Картина «Мадонна в кресле» была по достоинству оценена как современниками, так и потомками. Многие художники последующих поколений (Цоффани, Энгр и др.) помещали ее на свои полотна, в качестве фоновой детали, или скрытой аллегории. На сегодняшний день «Мадонна в кресле» выставляется во Флоренции, в Палатинской Галерее.
Автор
Рафаэль Санти (р. 1483 – ум. 1520) – уроженец города Урбино, в восточной части Италии. Родился гений Ренессанса в творческой семье – отцом его был придворный живописец герцога Урбино. Мать Рафаэль потерял рано – в восемь лет. Искусствоведы считают, что знаменитый цикл, к которому принадлежит «Мадонна со щеглом» вдохновлен во многом воспоминаниями о ней.
Ранний, «урбинский» период творчества художника тесно связан с именем Пьетро Перуджино – первого учителя и владельца мастерской, где юный Рафаэль работал и набирался опыта. Во Флоренцию художник переехал в 1504 г. Там он познакомился с ренессансным искусством в лице да Винчи, Бартоломео делла Порта и Микеланджело. Благодаря влиянию этих деятелей искусства Рафаэль формирует собственную манеру живописи, сочетая иконописное искусство европейского Средневековья с художественной манерой Византии и античности.
Умер художник в 37 лет. Причиной скоропостижной кончины послужило неправильное лечение простудного заболевания Рафаэль скончался через несколько дней после кровопускания, проведенного папскими лекарями.
Автор книги: Марина Гордеева
М. ГордееваРафаэль Санти 1483-1520
Рафаэль Санти является одним из ярчайших представителей эпохи Возрождения. В своих произведениях он воплотил представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма. Младший современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь, он впитал в себя и синтезировал все достижения великих предшественников, создав свой идеал прекрасного, гармонично развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. «Божественный Санцио» – именно так называли художника современники. Талант Рафаэля и его гениальные произведения с XVI века и по сей день восхищают ценителей искусства.
Разносторонне одаренный художник снискал себе славу в различных областях искусства. Рафаэль был известен как мастер портрета и декора, архитектор, монументалист и поэт, но до сих пор его почитают как создателя прекрасных «Мадонн».
Мадонна Грандука. 1504
Становление гения
Установить точную дату рождения великого живописца не удалось. По одним данным, он родился 26 или 28 марта 1483, по другим, – 6 апреля того же года в Урбино – маленьком горном городке области Марки, принадлежавшем герцогам Ментефельтро (Центральная Италия). Его отец Джованни Санти (около 1435–1494) был придворным художником и поэтом с весьма скромными художественными и поэтическими дарованиями. Благодаря положению отца, еще совсем юный Рафаэль получил свои первые художественные впечатления, часто посещая залы герцогского дворца, стены которого украшали выдающиеся произведения итальянских живописцев. Так формировался не только безупречный вкус будущего художника, но и его умение держать себя в кругах высшего общества, что некоторое время спустя во многом определило его материальное благополучие.
Первые уроки живописи Рафаэль получил у Джованни Санти. Сведения относительно этого факта нам сообщает Джорджо Вазари в жизнеописании гения: «А когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для государства Урбинского»1
Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М. 2001, Т. З. С.131.. Однако документы, подтверждающие слова биографа, не сохранились, поэтому приходится лишь предполагать об участии мальчика в работах своего отца.
Краткие сведения о мастере
Рафаэль Санти талантливейших художник, который представил эпоху высокого Возрождения. Свое умение творец смело проявлял на полотнах и фресках, позволяя обличить его тонкую натуру, доброту, светлость и красоту. Главное, что следует заметить в творениях Рафаэля Санти – старание достичь идеала, любовь к своему существованию.
В период развития своих способностей художник пребывал во Флоренции, где учился у Микеланджело и Леонардо да Винчи. В этот момент Рафаэль Санти формирует собственный стиль написания картин, придающий его творчеству большего спокойствия и гармонии.
Среди наиболее известных факторов из жизни художника следует выделить:
- Родился Рафаэль Санти 6 апреля 1483 года, а умер 6 апреля 1520 года.
- Отец творца был живописцем и работал при дворе, поэтому свой дар и опыт Рафаэль Санти получил от отца.
- Рафаэль Санти имел много учеников, несмотря на то, что под его руководством не вырос ни один художник.
Невесомая красота Сикстинской Мадонны
Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
Почти все Мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх).
Взгляд Мадонны особенный. Грустный. Она знает, что ждёт её сына. Она несёт его нам, людям. В жертву. Нет, она не вцепилась в ребенка. Как это бы сделала любая земная женщина, пытаясь защитить своё дитя. Ребёнок тоже не хватается в тревоге за мать. Они со смирением идут навстречу трагической судьбе.
Рафаэль смог добиться потрясающего эффекта невесомости Мадонны. Обратите внимания, что её босые ступни слегка касаются облаков. В то же время фигуры святых Сикста и Варвары утопают в них. Такой контраст подчёркивает лёгкость главной героини.
Сама Мадонна очень красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Я в это мало верю. Если посмотреть на портрет Маргариты, сразу становится понятно, насколько они не похожи с Сикстинской Мадонной.
Возможно, при создании картины Рафаэль и Маргарита ещё и не были знакомы. Похожие на Маргариту образы появляются лишь начиная с 1514 года. Тогда как Сикстинская Мадонна была написана чуть ранее.
Работы Рафаэля. Слева: Форнарина (Маргарита Лути). 1518-1519 гг. Галерея Боргезе, Рим, Италия. Справа: Магдалена с картины “Святая Цицилия” (модель – предположительно Маргарита Лути). 1514-1516 гг. Национальная пинакотека, Болонья, Италия
Скорее всего Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал в 1515 году своему другу Кастильоне о том, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.
Об отношениях Рафаэля и Маргариты Лути читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.
История создания
Картина «Прекрасная садовница» была написана в 1507 г., в завершающий этап флорентийского периода творчества своего создателя. Это – последняя «Мадонна», которую Рафаэль создал во Флоренции. Жанр работы «Прекрасная садовница» – религиозная живопись. Историки искусства склоняются к версии, что картина была заказана художнику влиятельным уроженцем Сиены Сергарди, хотя это утверждение не считается безусловно доказанным.
В дальнейшем картина переживала немало переименований и переходов:
- Сразу после того, как Рафаэль (или другой художник) закончил работу, ее увезли в Сиену.
- Там «Прекрасная садовница» под неизвестным названием попала ко двору Франциска I, где приобрела небывалую популярность.
- До 1720 г. картина значилась в королевском собрании как «Мадонна в платье крестьянки», потом получила от искусствоведа Мариетта название «Прекрасная садовница».
Во Франции, после знакомства с этим произведением, Рафаэль стал популярнейшим художником, а сама «Прекрасная садовница» – примером и классическим образцом для многих живописцев. На сегодняшний день картина принадлежит к галерее парижского Лувра.
Автор
Рафаэль Санти (р. 1483 – ум. 1520) – прославленный деятель искусства Возрождения. Родился он в семье художника, детство провел в городе Урбино. На начальном этапе Рафаэль обучался изобразительному искусству у Пьетро Перуджино, в чьей мастерской он работал в юности. Уже тогда, первых картинах, было заметно подражание античности и стремление к ясной, гармоничной композиции. Творчество этого художника разделяют на три периода:
- Урбинский – первые опыты в живописи, иконопись, религиозные аллегории. Первые шаги в искусстве Рафаэль совершает под руководством отца, затем – учителя. В самых ранних работах заметно подражание Перуджино.
- Флорентийский – изучение живописной технике, знакомство с другими мастерами Ренессанса, выработка собственного стиля. Рафаэль приближается в своих работах к художникам поздней античности и Византии, становится на позиции реализма и раннего барокко.
- Римский – расцвет и вершина творческого метода. Рафаэль окончательно формирует индивидуальный стиль. Работая на Ватикан, он расписывает храмы, создает масштабные алтарные полотна, фрески и портреты. К этому периоду относится и картина «Мадонна в кресле».
Работая в Риме, Рафаэль обрел настоящую славу и успех. Он занимается не только живописью, но и архитектурой. После смерти знаменитого Браманте, Рафаэль получает от Папы должность архитектора базиликального плана храма св. Петра. Умер Рафаэль молодым – ему исполнилось только 37 лет. Основной причиной смерти называют кровопускание при лечении простудного заболевания.