Рекомендации
- Буззеголи, Эцио (декабрь 1987 г.). «Микеланджело как колорист, обнаруженный в заповеднике Дони Тондо ». Аполлон : 405–408.
- Хартт, Фредерик; Дэвид Г. Уилкинс (2003). История итальянского искусства Возрождения: пятое издание . Нью-Джерси: Прентис-Холл. С. 506–508.
- Хаюм, Андре. « Дони Тондо Микеланджело : Святое Семейство и семейный миф». Исследования по иконографии . 7 / 8.1981 / 82 (1982), № 1: 209–251.
- Олсен, Роберта Дж. М. (2000). «Раскрашенный преданный тонди: Дони тондо Микеланджо Буонаротти «. Флорентийское тондо . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. С. 219–226.
- Натали, Антонио (2014), Микеланджело. Внутри и снаружи Уффици , Флоренция: Maschietto Editore, 2014. ISBN 978-88-6394-085-5
Архитектура
Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.
Базилика Святого Лаврентия
В «Базилике Святого Лаврентия» («Basilica di San Lorenzo») Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).
Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.
Ворота Пиа
«Порта Пиа» («Porta Pia») – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.
Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.
Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири
Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.
История одной фальшивки
В Древнем Риме знатные и богатые граждане жаловались, что в продаже стало появляться слишком много различных подделок еще более древних шедевров искусства.
Во времена великого итальянца, о котором мы рассказываем, этим также грешили талантливые умельцы.
Однажды Микеланджело сделал копию одной известной греческой статуи. Она была очень хороша, и близкий друг сказал ему: «Если ты закопаешь ее в землю, то через несколько лет она буде выглядеть как оригинал».
Недолго думая молодой еще гений последовал этому совету. И действительно, в прошествии некоторого времени он весьма удачно и за высокую цену продал «древнюю скульптуру».
Как видите, история фальшивок и всевозможных подделок стара, как мир.
Примечания
- Подобные фигуры обнажённых юношей (ignudi ) присутствуют и на потолке Сикстинской капеллы.
- Regina Stefaniak. [books.google.com/books?id=qUfjYaP8nwcC&pg=PA4&dq=ignudi+doni+tondo&as_brr=3&cd=1#v=onepage&q=nudes&f=false Mysterium Magnum: Michelangelo’s Tondo Doni]. — BRILL, 2008. — С. 4. — 159 с. — ISBN 9789004165441.
- Emmanuel Cooper. [books.google.com/books?id=H7GkruoSABwC&pg=PA9&dq=homosexual+doni+tondo&hl=en&ei=yJivTPr0EsOVOvy9kd0I&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=2&ved=0CCoQ6AEwAQ#v=onepage&q=homosexual%20doni%20tondo&f=false The Sexual Perspective: Homosexuality and Art in the Last 100 Years in the West]. — 2, исправленное. — Routledge, 1994. — С. 9. — 400 с. — ISBN 9780203993491.
Почему «Святое семейство» Микеланджело называют «Тондо Дони»?
Богатый торговец тканями, коллекционер и меценат Аньоло Дони в 1504 году сочетался законным браком с дочерью флорентийского банкира Маддаленой Строцци. Предположительно, в честь этого события купец сделал заказ на создание тондо религиозной тематики у известного мастера Микеланджело Буонарроти.
Интересный факт, связанный с противостоянием двух сильных личностей, описан их современником Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях». Оценив свою работу в 70 дукатов, художник получил от расчетливого заказчика только 40. Тот решил, что этого достаточно, а автор не будет поднимать шума. Микеланджело пришел в ярость и потребовал либо возврата картины, либо выплаты 140 дукатов. Скупец, здраво оценивая произведение и понимая его истинную стоимость, вынужденно заплатил вдвое.
Произведения Микеланджело
Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными произведениями Микеланджело. Многие работы мастер делал без всяких набросков и эскизов, а просто так, держа в голове готовую модель.
Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане.
Известнейший цикл фресок Микеланджело.
Мраморная статуя работы Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции.
Мраморная скульптура в музее Барджелло.
Мраморная статуя Мадонны с младенцем Христом в церкви Богоматери Нотр-Дам.
Итальянская картина 12-ти или 13-летнего Микеланджело: самая ранняя работа маэстро.
Круглая по форме картина (тондо) 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства.
«Пьета» или «Оплакивание Христа» — единственная работа, которую маэстро подписал.
Мраморная статуя высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в Риме.
Фреска в Апостольском дворце Ватикана, в Капелле Паолина.
Лестница в библиотеке Лауренциана
Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница Лауренцианы, которая напоминает поток лавы (поток мысли).
Проект купола Собора Святого Петра
По причине смерти Микеланджело, строительство купола заканчивал Джакомо Делла Порта, сохранив замыслы маэстро без отступлений.
СТАНОВЛЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ В ИСКУССТВЕ
В годы становления Микеланджело в искусстве Флоренции преобладал декоративный стиль. Молодой художник, не удовлетворясь им, обратил свои взоры к наследию старых флорентийских мастеров. Среди рисунков пятнадцатилетнего Микеланджело есть копии работ Джотто (1267-1337) и Мазаччо (1401-1428). Оба художника отличались мощной, строгой и чистой манерой письма. Большое влияние на Микеланджело оказали также древние римские скульптуры. Когда в 1506 году была обнаружена знаменитая скульптурная группа «Лаокоон», он одним из первых прибежал взглянуть на вернувшийся из небытия шедевр. Именно Микеланджело определил, что статуя выполнена из 2-х кусков мрамора, хотя Плиний, древнеримский писатель-эрудит, описавший в своей работе скульптурную группу Лаокоон, говорил о цельном камне.
Вместе с тем Микеланджело настойчиво изучал человеческое тело. Он не только постоянно рисовал с натуры, но и, следуя примеру Леонардо, присутствовал при анатомических вскрытиях, стремясь понять устройство тела человека.
Из этих источников сложился фигурный стиль Микеланджело. Правда, со временем художник стал меньше интересоваться внешней привлекательностью и сосредоточился на передаче душевных переживаний. Это хорошо заметно, если сравнить «Страшный суд» с росписью свода Сикстинской капеллы.
Мастерство Микеланджело было настолько высоким, что явилось эталоном для многих поколений живописцев. На протяжении столетий каждый приехавший в Рим художник, прежде всего, стремился попасть в Сикстинскую капеллу, чтобы увидеть знаменитые фрески Микеланджело. Остальные изучали их по копиям, имевшимся в каждой европейской академии живописи. Общепринятым было мнение, что невозможно научиться писать мужскую обнажённую натуру, не освоив наследие Микеланджело. Для кого-то оно стало основой для выработки собственного индивидуального стиля (таков, например, Рубенс), хотя нужно признать, что некоторым художникам и скульпторам оно не пошло на пользу — принявшись копировать микеланджеловский стиль, они так и не смогли выбраться из-под него и создать свой художественный мир.
На протяжении XVII и XVIII веков популярность Микеланджело шла на убыль. Пальму первенства у него перехватил Рафаэль, чьи основные работы также находятся в Риме. Это объясняется тем, что стиль Рафаэля, разнообразный и красочный, больше соответствовал течениям, господствовавшим в то время в европейской живописи. Однако с появлением романтизма вновь вернула себе ведущее место знаменитая «terribilita» Микеланджело, ставшая источником вдохновения для новой генерации европейских художников.
Благотворное воздействие творчества Микеланджело длится и по сей день — оно нисколько не устарело.
Техника [ править ]
Свидетельства живописного стиля Микеланджело можно увидеть в Дони Тондо . Его работа над изображением предвещает его технику в Сикстинской капелле .
« Дони Тондо» считается единственным существующим панно, которое Микеланджело написал без помощи помощников; и, в отличие от его « Манчестерской Мадонны и гроба» (обе Национальная галерея, Лондон ), его приписывание никогда не подвергалось сомнению. Сочетание ярких цветов предвещает такое же использование цвета в более поздних фресках Микеланджело на Сикстинском потолке. Складки драпировки резко смоделированы, а моделирование фигур отчетливо скульптурно, что позволяет предположить, что они вырезаны из мрамора. Обнаженные фигуры на заднем плане имеют более мягкую модель и выглядят предшественниками игнуди., обнаженные мужские фигуры на фресках Сикстинского потолка. Техника Микеланджело включает растушевку от наиболее интенсивных цветов сначала к более светлым оттенкам сверху, используя более темные цвета в качестве теней. Применяя пигмент определенным образом, Микеланджело создал «несфокусированный» эффект на заднем плане и сфокусировал детали на переднем плане
Самый яркий цвет находится в одежде Богородицы, что говорит о ее важности в образе. Мужественность Марии можно объяснить тем, что Микеланджело использовал мужские модели для женских фигур, как это было сделано для Сикстинской капеллы
Микеланджело использовал ограниченную палитру пигментов включая свинцово-белый, азурит , вердигрис и некоторые другие. Он избегал охры и очень мало использовал киноварь .
БРОСАЮЩАЯ В ТРЕПЕТ СИЛА
Говоря о силе воздействия работ Микеланджело, его современники часто употребляли слово «terribilita», что можно перевести как приводящая в трепет. Прошедшие с тех пор века ничего в этом смысле не изменили.
Больше всего поражает художественный универсализм Микеланджело. Он создавал одинаково гениальные произведения в области живописи, скульптуры и архитектуры. Кроме того, Микеланджело известен как превосходный рисовальщик и глубокий поэт.
Его характер и склад мысли можно представить по пятистам дошедшим до нас письмам художника и многочисленным отзывам современников.
Абсолютно все мемуаристы сходятся в том, что жизнь Микеланджело была без остатка посвящена работе. Вспоминают, что он даже спать ложился в башмаках и одежде, не желая тратить время на раздевание и одевание. Очень часто за весь день он ограничивался одним куском хлеба, который съедал прямо во время работы.
Микеланджело оставался равнодушен к внешним атрибутам успеха, но при этом очень гордился своим аристократическим происхождением. Его кредо — художник должен быть, прежде всего, творцом, а уж потом крепким ремесленником. К собственному творчеству он относился предельно эмоционально. Так, крушение планов, связанных с возведением усыпальницы Юлия II, повергло Микеланджело в глубокую депрессию. «В этой усыпальнице я похоронил всю свою юность», — с печалью писал он в 1542 году. Художник отличался недоверчивостью и подозрительностью, был вспыльчив и несдержан в речах. Он отваживался перечить самому Юлию II. Но со своими родственниками и друзьями Микеланджело был неизменно нежен, щедр и внимателен.
Нам довольно много известно о жизни Микеланджело. Вместе с тем есть в ней и «белые пятна». Непонятно, например, где, как и когда он столь блестяще овладел художественной техникой. В ученики к Доменико Гирландайо Микеланджело поступил в 1488 году, в возрасте 13 лет, то есть на несколько лет позже, чем это было принято. Странным выглядит то, что юный художник не платил за обучение, но сам получал заработную плату. Это даёт основание полагать, что к этому моменту он уже обладал определёнными навыками. Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, предпочитая называть свой талант богоданным и тем самым мифологизируя его.
Но если даже в живописи Гирландайо мог быть учителем Микеланджело, то совершенно неясно, где Микеланджело овладел приёмами резьбы по мрамору. Бертольдо ди Джованни, у которого он учился в «академии» Медичи, был специалистом по бронзе, но эту технику Микеланджело использовал крайне редко. Тем не менее, уже первые его скульптуры принесли ему славу несравненного и ювелирно-точного мастера.
Описание
Мария — самая заметная фигура в композиции, занимающая большую часть центра изображения. Она сидит прямо на земле без подушки между собой и травой, чтобы лучше передать тему своего отношения к земле (?). Иосиф расположен на изображении выше Марии, хотя это необычная особенность композиций Святого Семейства . Мария сидит между его ногами, как будто он защищает ее, его большие ноги образуют своего рода де-факто трон. Есть некоторые споры относительно того, получает ли Мария Младенца от Иосифа или наоборот. Святой Иоанн Креститель , то покровитель из Флоренции , очень часто включается в флорентийской работе с изображением Мадонны с младенцем. Он находится посередине картины, между Святым Семейством и фоном. Сцена кажется деревенской: Святое Семейство развлекается на траве и отделено от любопытной (казалось бы) несвязанной группы сзади невысокой стеной.
Картина все еще находится в оригинальной раме, на которую Микеланджело мог повлиять или помочь в разработке. Рама изящно вырезана и довольно необычна для пяти голов, которые она содержит, которые трехмерно выступают в пространство. Подобно обнаженным тонам фона, значения этих голов были предметом спекуляций. На раме также изображены полумесяцы, звезды, растения и головы львов. Эти символы, возможно, являются отсылками к семействам Дони и Строцци , взятыми с гербов каждого из них. Как изображено на рамке, «луны связаны лентами, которые соединяются со львами», что, возможно, относится к браку двух семей.
Есть горизонтальная полоса, возможно стена, разделяющая передний план и задний план. Фоновые изображения представляют собой пять обнаженных тел, значение и функция которых являются предметом множества спекуляций и споров. Поскольку они намного ближе к нам, зрителям, Святое Семейство намного больше, чем обнаженные тела на заднем плане, устройство, помогающее создать иллюзию глубокого космоса в двухмерном изображении. Позади Святого Иоанна Крестителя находится полукруглый гребень, к которому «игнуди» опираются или на который они сидят. Этот полукруг отражает или отражает круглую форму самой картины и действует как фольга для вертикального характера основной группы (Священного семейства). Мария и Иосиф смотрят на Христа, но ни одна из обнаженных на заднем плане не смотрит прямо на него. На дальнем фоне изображен горный пейзаж в атмосферной перспективе.
Флорентиец Микеланджело Буонарроти
Известно, что Микеланджело никогда не подписывал своих произведений. Однако тут имеется единственное исключение. Он подписал скульптурную композицию «Пьета». Говорят, что это происходило следующим образом.
Когда шедевр был готов и выставлен на всеобщее обозрение, молодой 25-летний мастер затерялся в толпе и пытался определить, какое впечатление оказывает его работа на народ.
И вот к своему ужасу он услышал, как двое жителей итальянского города Милана активно рассуждали о том, что такую дивную вещь мог создать только их земляк.
А в то время между культурными центрами Европы происходили настоящие состязания за звание наиболее престижных и плодовитых, в плане гениев, городов.
Будучи же коренным жителем Флоренции, наш герой не стерпел гнусного обвинения в том, что он миланец и пробрался ночью в собор, прихватив с собой необходимые резцы и прочие инструменты. При свете лампы он высек на поясе Мадонны гордую надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».
После этого никто не смел «приватизировать» происхождение великого мастера. Однако говорят, что он потом жалел об этой вспышке гордости.
Кстати, вас может заинтересовать один забавный случай из жизни Тициана, также великого художника эпохи Возрождения.
Почему «Святое семейство» Микеланджело называют «Тондо Дони»?
Богатый торговец тканями, коллекционер и меценат Аньоло Дони в 1504 году сочетался законным браком с дочерью флорентийского банкира Маддаленой Строцци. Предположительно, в честь этого события купец сделал заказ на создание тондо религиозной тематики у известного мастера Микеланджело Буонарроти.
Интересный факт, связанный с противостоянием двух сильных личностей, описан их современником Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях». Оценив свою работу в 70 дукатов, художник получил от расчетливого заказчика только 40. Тот решил, что этого достаточно, а автор не будет поднимать шума. Микеланджело пришел в ярость и потребовал либо возврата картины, либо выплаты 140 дукатов. Скупец, здраво оценивая произведение и понимая его истинную стоимость, вынужденно заплатил вдвое.
Литература[ | ]
- П.Д. Баренбойм. Мария в искусстве Микеланджело: Мадонна Британского Музея . — М.: ЛУМ, 2020, 60 с. ISBN 978-5-906072-30-6
- Barolsky, Paul. Michelangelo’s Doni Tondo and the Worshipful Beholder (англ.) // Notes in the History of Art : journal. — 2003. — Vol. 22, no. 3. — P. 8—11.
- Buzzegoli, Ezio. Michelangelo as a Colourist, Revealed in the Conservation of the Doni Tondo (англ.) // Apollo : journal. — 1987. — December. — P. 405—408.
- d’Ancona, Mirella Levi. The Doni Madonna by Michelangelo: An Iconographic Study (англ.) // The Art Bulletin : journal. — Taylor & Francis, 1968. — Vol. 50, no. 1. — P. 43—50. — ISBN 9780815318231.
- Hayum, Andrée. Michelangelo’s Doni Tondo: Holy Family and Family Myth (англ.) // Renaissance Quarterly : journal. — Renaissance Society of America. — Vol. 33, No. 1, no. 1. — P. 209—249.
- Olson, Roberta J. M. Lost and Partially Found: The Tondo, a Significant Florentine Art Form, in Documents of the Renaissance (англ.) // Artibus et Historiae : journal. — 1993. — Vol. 14, no. 27. — P. 31—65.
- Olsen, Roberta J.M. Painted Devotional Tondi: Michelangleo Buonarotti’s Doni Tondo // The Florentine Tondo (англ.). — New York: Oxford University Press, 2000. — P. 219—226.
- Smith, Graham. A Medici Source for Michelangelo’s Doni Tondo (неопр.) // Zeitschrift fur Kunstgeschichte. — Taylor & Francis, 1975. — Т. 38 Bd., H. 1. — С. 84—85. — ISBN 9780815318231.
- Zimmer, William. The Tondo (неопр.) // Art Journal. — 1991. — Т. 50, № 1. — С. 60—63.
Описание [ править ]
Мария — самая заметная фигура в композиции, занимающая большую часть центра изображения. Она сидит прямо на земле без подушки между собой и травой, чтобы лучше передать тему своего отношения к земле (?). Иосиф расположен на изображении выше, чем Мария, хотя это необычная особенность композиций Святого Семейства . Мария сидит между его ногами, как будто он защищает ее, его большие ноги образуют своего рода фактический трон. Есть некоторые споры относительно того, получает ли Мария Младенца от Иосифа или наоборот. Святой Иоанн Креститель , то покровитель из Флоренции, очень часто включается во флорентийские произведения, изображающие Мадонну с младенцем. Он находится посередине картины, между Святым Семейством и фоном. Сцена кажется деревенской: Святое Семейство развлекается на траве и отделено от любопытной (казалось бы) несвязанной группы сзади невысокой стеной.
Картина все еще находится в оригинальной раме, которую Микеланджело мог повлиять на создание или помочь в ее создании. Рама изящно вырезана и довольно необычна для пяти голов, которые она содержит, которые трехмерно выступают в пространство. Подобно обнаженным тонам фона, значения этих голов были предметом спекуляций. На раме также изображены полумесяцы, звезды, растения и головы львов. Эти символы, возможно, являются отсылками к семействам Дони и Строцци , взятыми с гербов каждого из них. Как изображено на кадре, «луны связаны лентами, которые соединяются со львами», что, возможно, относится к браку двух семей.
Есть горизонтальная полоса, возможно стена, разделяющая передний план и задний план. На заднем плане изображены пять обнаженных тел, значение и функция которых являются предметом множества спекуляций и споров. Поскольку они намного ближе к нам, зрителям, Святое Семейство намного больше, чем обнаженные тела на заднем плане, устройство, помогающее создать иллюзию глубокого космоса в двухмерном изображении. Позади Святого Иоанна Крестителя находится полукруглый гребень, к которому «игнуди» опираются или на который они сидят. Этот полукруг отражает или отражает круглую форму самой картины и действует как фольга для вертикального характера основной группы (Священного семейства). Мария и Иосиф смотрят на Христа, но ни одна из обнаженных на заднем плане не смотрит прямо на него. На дальнем фоне изображен горный пейзаж в атмосферной перспективе.
Символика растений
Растение перед Иоанном Крестителем имеет аспекты иссопа и василька , но, скорее всего, это иссоп, потому что он растет из стены. Василек является атрибутом Христа и символизирует Небеса, а иссоп символизирует как смирение Христа, так и крещение . На заднем плане растет цитрусовое дерево, олицетворяющее ливанский кедр . Микеланджело использует иссоп и дерево как визуальное представление цитаты Рабана Мауруса : «От кедра Ливанского до иссопа, растущего на каменной стене, у нас есть объяснение Божественности, которую Христос имеет в Отце, и человечества, которое он происходит от Девы Марии «. Клевер на переднем плане олицетворяет Троицу и спасение. Анемоны олицетворяют Троицу и Страсти Христовы.
Символика растений [ править ]
Растение перед Иоанном Крестителем имеет аспекты иссопа и василька , но, скорее всего, это иссоп, потому что он растет из стены. Василек является атрибутом Христа и символизирует Небеса, а иссоп символизирует как смирение Христа, так и крещение . На заднем плане растет цитрусовое дерево, символизирующее ливанский кедр . Микеланджело использует иссоп и дерево как визуальное представление цитаты Рабана Мауруса : «От кедра Ливанского до иссопа, растущего на каменной стене, у нас есть объяснение Божественности, которую Христос имеет в Отце, и человечества, которое он происходит от Девы Марии «.Клевер на переднем плане олицетворяет Троицу и спасение. Анемон представляет собой Троицу и Страсти Христовы.
Жизнь Микеланджело
Оттавио Ваннини — Микеланджело представляет скульптуру фауна Лоренцо Великолепному, (1635), Флоренция, Дворец Питти
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, возле Ареццо, и вырос во Флоренции. Когда ему было 12 лет он пошёл учиться в мастерскую художника Доменико Гирландайо. Свои первые шаги как скульптор он сделал во Флоренции в саду Святого Марко. Там у него была так же возможность изучить античную скульптуру из коллекции Лоренцо Великолепного, при дворе которого он жил. Находясь у Медичи, Микеланджело общался в кругах лучших представителей интеллектуалов и художников, посвятившим его в культ классицизма и неоплатонизма.
В 1494 году, после изгнания Медичи из Флоренции, Микеланджело уезжает из города и останавливается в Болонье, где он выполнит некоторые скульптуры для Арки святого Доменико в одноименной церкви. Спустя год, Микеланджело возвращается в уже республиканскую Флоренцию, а ещё через год едет в Рим, где создаёт свои первые знаменитые шедевры — «Бахус» для кардинала Рафаеля Риарио и «Пьета» для Ватикана. Карьера Буонарроти резко пошла вверх, развиваясь между двумя главными центрами Итальянского Возрождения — Римом и Флоренцией.
В 1501 году Микеланджело снова возвращается во Флоренцию, где к тому времени уже находились два других гения — Леонардо и Рафаель. Это год создания его самой популярной мраморной скульптуры — «Давида», эмблемы идеалов гуманизма. Художник так же работает над множеством частных заказов — создаёт «Тондо Дони», единственную в своём творчестве картину, для Аньоло и Магдалены Дони, совместный проект с Леонардо для фресок в Зал Советов «Битва в Кашине» и «Битва в Ангари», который однако, никогда не был реализован.
Самой масштабной его работой стала роспись потолка Сикстинской Капеллы по заказу понтифика Джулио II, на которую у Микеланджело ушло 4 года тяжёлой работы в полном одиночестве. Фреска представляет из себя сложную последовательность сцен из историй Старого Завета с участием главных лиц библейской и языческой античности. Одновременно, тот же папа заказал художнику создать для него надгробный памятник, но к его смерти в 1513 году работа еще не была завершена. Окончательный его вариант, был готов лишь к 1545 году, состоящий из скульптуры «Моисея», исключивший, однако, изначально задуманные для надгробного комплекса статуи «Рабов» (Париж, Лувр) и «Узников»(Флоренция, Галерея Академии).
С 1515 года, во время понтификата Леона X и Клемента VII Медичи, Микеланджело опять работал во Флоренции над комплексом Сан Лоренцо, никогда не реализованном, надгробными памятниками Медичи и лауренцианской библиотекой. В годы последней республики (1527-1530) Микеланджело был ответственным за строительство оборонительных стен города, а в 1534 году он навсегда покинул Флоренцию, переехав окончательно в Рим.
По заказу Паоло III он полностью посвящает себя созданию своей самой скандальной работы — «Страшный суд» на задней стене Сикстинской Капеллы (1536-1541). В комплексной иконографии фрески отображаются философские идеи художника, обсуждаемые в те времена в кругах, где он бывал в сопровождении Виттории Колонны, поэтессы, аристократки, музы-вдохновительницы и близким другом Микеланджело.
Последние годы жизни Буонарроти посвятил крупным архитектурным и урбанистическим проектам. Среди самых значимых таких проектов было устройство площади Кампидольо (piazza Campidoglio), проект Порты Пия (Porta Pia), церковь Сан Джованни Фиорентини (San Giovanni Fiorentini). Он так же стал ответственным за строительство собора Святого Петра, спроектировав купол и приступив к его возведению.
В конце жизни Микеланджело вернулся к теме Пьеты, создав, полные боли, свои последние скульптуры Пьета Бальдини и Пьета Ронданини, в которых отображаются его размышления о человеческой слабости и о смерти.
После смерти Микеланджело, 18 февраля 1564 года, его любимый племянник, Леонардо Буонарроти, в тайне от папы римского, перевёз тело своего дяди во Флоренцию. Герцог Козимо I Медичи попросил художников Академии искусств, основанной годом раньше до этого в честь Микеланджело, организовать в память о нём торжественную церемонию в церкви Святого Лоренцо.
Многогранный талант Микеданджело
К моменту написания «Святого семейства» Микеланджело Буонарроти прошел хорошую школу. Уже были созданы скульптуры «Пьета» и «Давид», принесшие ему мировую известность. После возвращения во Флоренцию он работал над заказами, которые получал от духовенства и знати. Его скульптурные работы ценились очень высоко.
Вам будет интересно:Портреты Рафаэля: названия и описание шедевров
Но Микеланджело хочет на практике применить знания, которые он получил в юношеские годы в мастерской живописи братьев Гирландайо. Он берется написать станковое произведение в форме тондо, которое называют «Мадонной Дони» или «Святым семейством». Считается, что это единственная оконченная, сохранившаяся до наших дней его станковая работа. Хранится она во Флоренции, в галерее Уффици.
Позже будут созданы бесценные скульптуры эпохи Возрождения, оказавшие влияние на всю мировую культуру, написаны фрески в Сикстинской капелле во Флоренции, расписан купол Ватиканского собора в Риме, создан архитектурный комплекс Капитолия. Известны его сонеты, некоторые из которых были положены на музыку еще при жизни автора.
Техника
Свидетельства живописного стиля Микеланджело можно увидеть в Дони Тондо . Его работа над изображением предвещает его технику в Сикстинской капелле .
« Дони Тондо» считается единственным существующим панно, которое Микеланджело написал без помощи помощников; и, в отличие от его Манчестерской Мадонны и Погребения (обе в Национальной галерее, Лондон ), его приписывание никогда не подвергалось сомнению. Сочетание ярких цветов предвещает такое же использование цвета в более поздних фресках Микеланджело на Сикстинском потолке. Складки драпировки резко смоделированы, а моделирование фигур отчетливо скульптурно, что позволяет предположить, что они вырезаны из мрамора. Обнаженные фигуры на заднем плане имеют более мягкое моделирование и выглядят предшественниками ignudi , мужских обнаженных фигур на фресках Сикстинского потолка. Техника Микеланджело включает в себя растушевку от самых интенсивных цветов сначала к более светлым оттенкам сверху, используя более темные цвета в качестве теней. Нанося пигмент определенным образом, Микеланджело создал эффект «несфокусированной» на заднем плане и сфокусировал детали на переднем плане
Самый яркий цвет находится в одежде Богородицы, что говорит о ее важности в образе. Мужественность Марии можно объяснить тем, что Микеланджело использовал мужские модели для женских фигур, как это было сделано для Сикстинской капеллы.
Микеланджело использовал ограниченную палитру пигментов, включая свинцово-белый, азурит , вердигрис и некоторые другие. Он избегал охры и очень мало использовал киноварь .