Подготовьте характеристику портрета княгини трубецкой. характеристика героя княгиня трубецкая (русские женщины некрасов н

Характеристика русских женщин через княгиню Трубецкую

Для того чтобы лучше понять произведение и дух времени, необходима хотя бы одна характеристика героя. Княгиня Трубецкая, ее персонаж в поэме, идеально подходят для того, чтобы нарисовать образ не только одной женщины, но и передать настроения всех женщин России.

Читая поэму, можно сразу сказать, что княгиня искренне любит своего мужа. Ради любви она готова преодолеть любые препятствия, и это одна из главных черт всех русских женщин. Им не нужны ни высший свет, ни положение в обществе, если муж находится где-то на каторге. Княгиня Трубецкая не была одинока в своем решении и своей верности, еще девять русских женщин отправились вслед за своими мужьями.

Как они описывали условия жизни в своих записках, это было очень тяжело. В основном они могли лишь смотреть на тюрьму, но и это придавало огромные силы их мужьям.

Такая самоотверженность действительно может считаться великим подвигом русских женщин.

Судьба декабристов

14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов, не согласных с властью царя. Они хотели уничтожить монархию и крепостное право, однако восстание не удалось провести по плану, и декабристов попросту разогнали. Царь Николай узнал, кто участвовал в восстании, и наказал всех. Дворян он сослал на каторгу в Сибирь, а это было невиданное по силе наказание для высших слоев общества.

Между прочим, первой женщиной, если можно так выразиться, в этом восстании была княгиня Трубецкая. Характеристика героини будет неполной без упоминания о ее муже, который и был руководителем всего восстания.

Личная жизнь

Перемены в личной жизни юной Екатерины Ивановны случились вдали от родного Петербурга. В Париже 19-летняя девушка на одном из балов знакомится с князем Сергеем Петровичем Трубецким. Представитель славного дворянского рода был на 10 лет старше и имел за плечами блестящую биографию: годы военной службы, пройденную войну 1812 года, за отличие в которой награжден рядом орденов.

Сергей Петрович Трубецкой

Как пишут историки, союз Трубецких не был заключен по страстной и мгновенной влюбленности. Первые впечатления девушки были отнюдь не восторженными: разницу в возрасте дополняли не блестящая внешность и замкнутость князя. Но познакомившись ближе, Каташа оценила его ум, манеры и благородство. А он, в свою очередь, был очарован ее добрым характером и благовоспитанностью.

Брак, одобренный обеими сторонами, зарегистрирован 16 мая 1820 года. Через год молодожены вернулись в Петербург, где Трубецкому пожалован чин полковника. К этому времени он уже уволился со строевой службы и пребывал в статусе старшего адъютанта при военном штабе. Чета Трубецких поселилась в доме Лавалей, откуда Екатерина все чаще стала уезжать за границу лечиться. Женщина никак не могла зачать ребенка и очень переживала по этому поводу.

Дом Екатерины Трубецкой в Санкт-Петербурге

В отличие от Марии Волконской княгиня Трубецкая знала о политических взглядах мужа и даже пыталась переубедить повстанцев, отговорить от задуманного. Поэтому декабрьские события 1825 года не стали для женщины неожиданностью. Но положение Трубецкого было очень опасным. Оно осложнялось тем, что дворянин был одним из предводителей заговорщиков, хоть и не вышел на Сенатскую площадь во избежание еще большего кровопролития.

Летом 1826 года Сергея Трубецкого приговорили к смертной казни. Однако вскоре император изменил приговор на вечную каторгу. Среди причин, побудивших государя сделать это, историки называют воспоминания Николая I об «умнице княгине Трубецкой».

Портрет Екатерины Трубецкой

Этот же мотив был проявлен и когда Екатерина попросила разрешения следовать за супругом. Николай I всячески отговаривал ее от этого шага. Но Трубецкая оказалась непреклонна и, получив высокое дозволение, выехала в Сибирь 24 июля 1826 года, на следующий же день после того, как туда под конвоем этапировали ее горячо любимого мужа.

Антропов Алексей Петрович — русский портретист

Автопортрет

Антропов Алексей Петрович (1716—1795) — русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты.

В истории русского искусства Антропов остался прежде всего как замечательный портретист, творчество которого исходило из национальной традиции XVII века и портретного канона петровского времени, олицетворяя следующий этап в развитии русской портретной живописи XVIII века.

Родился 14 (25) марта 1716 г. в Санкт-Петербурге, в семье чиновника — отец художника служил в Канцелярии от строений.

В 1742 г. Антропов участвует, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве.

В Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе. Также участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.

В 1752 г. Антропов получил заманчивое предложение ехать в Киев для исполнения живописных работ в построенном по проекту Ф. Растрелли архитектором И. Мичуриным Андреевском соборе.

Помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную алтарную картину «Тайная вечеря».

Из Киева художник отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь он знакомится с меценатом И. И. Шуваловым, куратором созданного в 1755 г. Московского университета. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера». Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы, и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному, иконописному и финифтяному мастерству». В доме Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий.

Антропов скончался 12 (23) июня 1795 г. в Петербурге. Похоронен на некрополе Александро-Невской лавры.

Портрет графини М. А. Румянцевой

Портрет Петра I

«Портрет неизвестного в красном комзоле»

Портрет неизвестной

«Портрет тверского архиепископа Платона Левшина»

«Портрет Петра Андреевича Колычева»

«Портрет Анны Ивановны Колычевой»

«Портрет Д.И.Бутурлина»

«Портрет Екатерины II»

«Портрет Екатерины II»

«Портрет казацкого атамана Ф.И.Краснощекова»

«Портрет архиепископа С.Кулябки»

«Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли»

«Портрет неизвестной»

«Портрет Анны Карловны Воронцовой»

Детство и юность

Екатерина Ивановна Трубецкая родилась 3 декабря 1800 года в Петербурге. Ее отец – Жан Лаваль, французский эмигрант, приехавший в Россию в конце XVIII века и скрывавшийся от событий Французской революции. На новой родине он взял имя Иван Степанович, служил в министерстве иностранных дел. Мать Александра Григорьевна Козицкая – дочь известного сибирского промышленника Ивана Мясникова, владелица салона в Петербурге.

Екатерина Трубецкая в юности

У семейной четы Лавалей родилось 6 детей — 2 сына и 4 дочери. Первенец Екатерина, или как ее ласково звали родные, Каташа, росла очень живой и любознательной девочкой. Ни она, ни ее сестры не знали отказа в развлечениях, нарядах, прогулках. При этом девочки получали лучшее образование, изучали литературу, искусство, музицировали.

Каташа имела от природы прекрасный голос, который был украшением балов и светских вечеров. Современники описывают Екатерину как милую особу, не классическую красавицу, но, бесспорно, обладающую обаянием и веселым нравом. Полноватая, невысокого роста, светловолосая, с живыми и умными глазами – такой предстает княгиня на портретах художников тех времен.

Сам будущий император Николай I, будучи еще Великим князем, очарован ею на одном из балов и называет ее «самой просвещенной девицей высшего света».

Портрет Екатерины Трубецкой

Сестры Лаваль подолгу жили с родителями в Европе и по возвращении были законодательницами столичной моды – привозили новые наряды, ткани, украшения. В петербургском особняке Лавалей на Английской набережной, который больше походил на дворец, устраивались самые пышные балы в столице.

Стоит ли говорить, что будущие богатые наследницы имели высокое положение в обществе и были завидными невестами. Словом, существование Екатерины Лаваль в юности было счастливым и беззаботным. Судьба словно давала ей шанс насладиться полнотой бытия, прежде чем окунуться в жизнь, полную лишений и испытаний.

Каторга в Сибири

Прибыв поначалу в Иркутск, княгиня долгое время не могла выяснить, куда отправили ее супруга. Здешний губернатор Иван Цейдлер чинил ей всевозможные препятствия, надеясь, что женщина сдастся и уедет обратно в Петербург. Но не такова была Каташа. Она написала Цейдлеру длинное, обстоятельное письмо, после которого Трубецкую направили на Нерчинские рудники, предварительно заставив подписать бумаги, лишающие ее титулов, имущественных и прочих прав.

Мария Волконская

В Нерчинске она встречает княгиню Марию Волконскую, также приехавшую вслед за мужем. Вместе женщины отправились к месту каторги своих мужей, в Благодатский рудник. Это было начало большой дружбы на долгие годы, которая закончится, увы, так нелепо.

С февраля 1827 года началась жизнь в каторжном поселке близ рудника. Они сняли деревянную хибару и стали выживать в условиях, которые кардинально отличались от прежней роскоши. Привыкшие к помощи слуг, дамы с утра до вечера кололи дрова, носили воду, разжигали печь, варили еду.

Дом, в котором жили княгини Мария Волконская и Екатерина Трубецкая

Своих денег у них не было, жили на мизерные дотации от тюремного начальства, за каждую потраченную копейку вели строгий отчет. В такой ситуации женщины порой съедали за день только по куску черного хлеба, чтобы отправить горячий обед мужьям в тюрьму. О покупке одежды не было даже речи, Екатерина Ивановна износила башмаки настолько, что ходила полубосая, отчего слегла сильно простуженная.

А еще на этих героических женщинах лежало обязательство моральной поддержки. Они навещали каторжан, писали за них письма их семьям и приносили весточки из дома, выписывали газеты и читали столичные новости. Не зря декабристы писали в мемуарах, что приезд этих высокодуховных особ стал для них глотком свежего воздуха.

Екатерина Трубецкая в старости

Неизвестно, сколько бы выдержали эти утонченные аристократки в столь жестоких условиях, но, к счастью, к концу 1827 года каторжан перевели в новую Читинскую тюрьму, и жены последовали за ними. Здесь жизнь оказалась уже получше: специально для декабристских жен построили улицу с деревянными бараками, впоследствии названную Дамской.

Но самым большим счастьем для княгини стало то, что в Чите родился долгожданный первенец Трубецких – дочь Сашенька. Всего у пары родилось 9 детей, из них 5 умерли в малолетнем возрасте. В живых осталось 4: Александра, Елизавета, Зинаида и младший сын Иван.

Дочери Екатерины Трубецкой

В 1839 году истек срок каторги Сергея Петровича, ему было разрешено перебраться на поселение в местечко Оёк близ Иркутска. Здесь Трубецкой начал погружаться в сельское хозяйство, а Екатерина Ивановна, получившая превосходное образование, сама занималась с детьми (вместе с родными в семье воспитывались и другие дети декабристов), учила их грамоте, письму, музыке.

Однако подрастающим дочерям нужно было получать пансионное образование, и в 1845 году княгиня добилась для семьи разрешения переселиться в Иркутск. Графиня Александра Лаваль выслала дочери денег на покупку дома в сибирской столице.

Дом Екатерины Трубецкой в Иркутске

По злому року обеим декабристкам – и Трубецкой, и Волконской — приглянулся дом бывшего губернатора Цейдлера. Вероятно, обе ждали друг от друга уступок, но Трубецкая в итоге приобрела недвижимость, за что Мария Николаевна смертельно обиделась на подругу и оборвала с ней все связи.

В 1846 году скончался отец Екатерины Ивановны, старый граф Лаваль. Николай I не разрешил княгине приехать в Петербург проститься с отцом. Сама же Екатерина Ивановна пережила отца на 8 лет, успев за это время сделать много благородных и добрых дел для декабристов и их семей.

Поступок княгини Трубецкой

Ключевым моментом поэмы является противостояние губернатору, в котором раскрывается характер женщины. Зная, что ее мужа приговорили к бессрочным каторжным работам за участие в восстании декабристов, она решает отправиться за ним. В «Княгине Трубецкой» Некрасов рассказал, как губернатор пытался всеми способами отговорить Екатерину Ивановну от этого решения.

Для этого он пытается сыграть на ее родственных чувствах, говоря, что решение отправиться в Сибирь губительно для ее отца. Но княгиня отвечает, что несмотря на всю свою любовь к отцу, долг жены для нее важнее. Затем губернатор начинает описывать ей все тяготы пути, предупреждая, что дорога настолько трудная, что может подорвать ее здоровье. Но даже это не пугает целеустремленную Екатерину Трубецкую.

Губернатор пытается запугать ее рассказами об опасностях жизни с каторжниками, напоминает ей о той обеспеченной жизни, которую она вела. Княгиня остается непреклонной. Тогда он сообщает, что, последовав за мужем, она лишается всех прав и больше не принадлежит дворянскому сословию, а добираться до Нерчинских рудников княгиня будет под конвоем. Но Трубецкая готова подписать все бумаги, только бы она смогла увидеться с мужем.

Пораженный и восхищенный ее силой духа, мужественностью, преданностью мужу и чувству долга, губернатор рассказывает ей правду. Ему было поручено остановить ее любыми способами. Наконец, он дает ей разрешение на выезд из Иркутска к мужу.

Реальная история княгини Трубецкой

Жизнь и характеристика княгини Трубецкой являются историческими фактами, и даже более того — они записаны со слов сына, И.С. Трубецкого, с использованием мемуаров самих жен декабристов. Трубецкая была первой женщиной, которая отправилась вслед за мужем, бросив вызов всему светскому обществу. Поскольку она была первой, то ей было тяжелее всего, именно поэтому в поэме речь идет о княгине Трубецкой. Да, княгиня действительно предполагала невероятные мучения и тяготы суровой жизни в Сибири, однако ее судьба оказалась не слишком плохой. Первое время они с мужем действительно жили на каторге, и только спустя 15 лет им дали разрешение выехать оттуда. Они поселились в своем доме и занимались земледелием.

Со временем срок ссылки истек, и они перебрались в Иркутск. Здесь семья смогла приобрести себе дом. Историческая характеристика княгини Трубецкой требует указания, что эта женщина не просто однажды совершила подвиг, но всю жизнь была сильной личностью. Ее знали все в городе, ведь в доме княгини всегда были готовы накормить и обогреть путников, каторжников и всех несчастных. Так княгиня Трубецкая заслужила уважение и почет, поэтому провожать ее в последний путь в 1854 году пришел практически весь город.

Творчество

В составе команды Вишнякова он работал над монументально-декоративными росписями в Зимнем (1744-1745), Летнем (1748), Царскосельском (1749) и других дворцах. В 1750 г. писал декорации под руководством итальянских мастеров Д. Валериани и А. Перезинотти.Большинство из этих работ не сохранилось.В 1752 г. он получил заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», построенного в Киеве архитектором И. Мичуриным по проекту Ф. Растрелли. Алексей Антропов расписал кафедру, купол, создал ряд икон иконостаса и образов в алтаре.

Иконостас храма Андрея Первозванного

А. Антропов. Апостол Андрей. Икона из иконостаса Андреевской церкви в КиевеХудожник писал также и портреты – сначала ещё в стиле парсун, а затем всё более современные.

А. Антропов. Портрет Елизаветы Петровны (1753-1755). Холст, масло. 82,2 х 67 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)После работы в Киеве авторитет Алексея Петровича Антропова как живописца значительно укрепился, и ему было поручена роспись плафонов в Головинском дворце (Москва), где часто гостила императрица.

С 1758 г. художник работает в Петербурге, где вновь поступает в распоряжение Канцелярии от строений. Почувствовав необходимость в продолжении образования, он берёт частные уроки, в этот период его больше всего интересует портретная живопись. Славу одного из лучших русских портретистов ему принес портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой. За эту работу ему было повышено жалованье и присвоен чин подпоручика.

А. Антропов. Портрет А. М. Измайловой (1759). Холст, масло. 57,2 х 44,8 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)В течение последующих двух лет художник создал целую галерею замечательных портретов: архиепископа С. Кулябки, княгини Т.А. Трубецкой, духовника императрицы Ф.Я. Дубянского и др.

А. Антропов. Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой (1761). Холст, масло. 54 х 42 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Портрет казачьего атамана Ф. И. Краснощёкова, героя Семилетней войны, создан Антроповым в характерном для украинских портретов XVIII в. стиле – художник был знаком со своеобразным искусством местных портретистов.

А. Антропов. Портрет казачьего атамана Ф. И. Краснощёкова (1761). Холст, масло. 61 х 48,5 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

С 1761 г. Антропов работает в Синоде надзирателем за живописцами и иконописцами. В его обязанности входило писать и поправлять иконы, исполнять портреты, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, а также обучать новых мастеров.

А. Антропов. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (конец 1750-х гг.). Холст, масло. 56 х 49 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. РадищеваК торжествам, посвященным вступлению на престол императрицы Екатерины II, в 1762 г. художник вместе с подмастерьем Д. Левицким подготовил 8 её портретов для триумфальных ворот в разных частях Москвы. Портрет государыни Антропов написал и для Троице-Сергиевой лавры. Впоследствии он не раз возвращался к образам царской семьи. В период с 1764 по 1766 г. Антропов написал множество копий с портретов Екатерины II и юного Павла, исполненных в основном иностранными авторами.

А. Антропов. «Портрет Екатерины II» (1766). Холст, масло. 241 х 176 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Особое место среди парадных портретов занимает портрет графа Виллима Виллимовича Фермора – видного государственного деятеля. Граф Ви́ллим Ви́ллимович Фермо́р (1702-1771) – русский государственный и военный деятель, генерал-аншеф, генерал-губернатор Смоленска. Во время Семилетней войны командовал русской армией при Цорндорфе, под его руководством русские войска впервые заняли Восточную Пруссию с Кенигсбергом.

А. Антропов. Портрет В.В. Фермора (1765)Вернувшись в Петербург, художник был утвержден в прежней должности в Синоде.

А. Антропов. Автопортрет (1784). Холст, масло. 61 х 47 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: