Прибыльный бизнес
Комические сценки с обезьянами были распространены во фламандской живописи 16 века. По одной из искусствоведческих версий, началом этой традиции стала известнейшая работа Питера Брейгеля Старшего «Две обезьяны», которую чаще всего трактуют как визуальную притчу о грехе скупости и грехе расточительности.
Высокий покупательский спрос на подобные сюжеты превратил их в доходное дело. Около 1575 года предприимчивый гравёр Петер ван дер Борхт включил фигуры обезьян в отдельную серию графических работ. Серия имела большой успех, закрепив популярность сенжери.
Далее интерес к этому жанру заказчиков-буржуа возрастает после создания 1600 году Ост-Индской компании, что привело к появлению в Европе ранее неизвестных экзотических пород обезьян. На сенжери неплохо зарабатывали Франс Франкен Младший, Себастьян Вранкс, Яна ван Кессель Старший. Но главными популяризаторами обезьяньих фокусов считаются фламандские мастера Давид Тенирс Младший и его брат Авраам. Сложно сочинённые и многофигурные композиции раскрывают противоречивую двойственность животной природы человека. Как вам парикмахерская, где услужливые обезьяны обихаживают вальяжных котов?
А вот суровый классный наставник в обезьяньей школе устроил показательную порку в назидание нерадивым ученикам. За экзекуцией наблюдает раскрытый том на письменном столе — катехизис или латинская грамматика. Ещё одна книга, нарочито размещённая на переднем плане, — намёк на неумение правильно распорядиться знаниями.
Обезьянья гауптвахта в исполнении Давида Тенирса копирует реалистическую сцену отдыха солдат за картами и вином. Щепотку драматизма ей придаёт появление ночных сторожей, задержавших насмерть перепуганного кота. Воронка на голове помощника капитана и котелок вместо шляпы у одного из солдат намекают на незаконность поведения собравшихся, отсылая к известному образу «облечённых властью дураков». Есть также версия, что эта картина и работа Себастьяна Вранкса — завуалированная критика превышения полномочий военными в Южных Нидерландах того времени.
Затем славную обезьянью традицию продолжил Николас ван Верендаль. Он сотрудничал с Давидом Тенирсом Младшим в Антверпене и был хорошо знаком с работами подобного рода. Порой сразу и не разберёшь, изображены люди или обезьяны.
Приложения
О других проектах Викимедиа:
Дэвид Тенирс Младший , на Wikimedia Commons
Список используемой литературы
- (nl) Корнелис де Би , Кабинет Het Gulden , 1662, стр. 334
- (Коллектив), Бюллетень Королевской комиссии истории , том восьмидесятый, Премьер-бюллетень, Кисслингс, Брюссель, 1911.
- (де) Вильгельм фон Боде , Адриан Брауэр: ein Bild seines Lebens und seines Schaffens , Hobbing, Berlin, 1922.
- Eekhoud G. , Teniers , Bruxelles-Paris, L.-J. Крын и А. Перче, 1926.
- Галеслоот Л. , Некоторая информация о семье П.П. Рубенса и смерти Дэвида Тенирса и иск Дэвида Тенирса и корпорации художников Брюсселя .
- (де) Роузес М. , Geschichte der Malerschule Antwerpens , Th. Riedel, Мюнхен, 1889.
- (автор) Адольф Розенберг , Тенирс дер Юнгере; mit 63 Abbildungen von Gemälden und Zeichnungen , Künstler-Monographien 8, Velhagen & Klasing, Bielefel / Leipzig 1895
- (en) Джон Смит , Краткий каталог работ самых выдающихся голландских, фламандских и французских художников .
- (nl) FT Ван дер Брандерн, Geschiedenis der Antwerpsche Schilderschool .
- Джон Вермолен, Историческая записка о Дэвиде Тенирсе и его семье .
- Альф. Wauters, История окрестностей Брюсселя и Les Tapisseries bruxelloises .
внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы изобразительного искусства :
- Ресурсы, связанные с музыкой :
- Ресурсы исследования
Исидор
:
- Примечания в общих словарях или энциклопедиях :
- Портал живописи
- Портал фламандского региона
Влияние на мировую живопись
Его образование, и ещё более реальная и предполагаемая позиция в обществе, в значительной степени объясняют это. Браувер знал многое о тавернах; Остаде был более совершенен дома в коттеджах и скромных жилищах; Тенирс, повсюду торжествовал средь бела дня, и, хотя многие его интерьеры можно справедливо назвать шедеврами, они редко сравнимы с его сценами под открытым небом, где он без ограничений, давал простор ярким источникам его светящейся палитры. В связи с этим, он часто напрашивался на сравнение с Ватто. Но его сюжеты, взятые из Евангелия или священные предания абсурдные. Замечательная картина, выставленная в Лувре, показывает «Петра отрекающегося от своего учителя» рядом со столом, где солдаты курят и играют в карты. Аналогичным примером является «Освобождение Святого Петра из тюрьмы», две версии которой, необычно изменены, находятся в Дрезденской галерее и коллекции Уоллеса. Он любил возвращаться к сюжетам, которые иллюстрировали два столетия, до Иеронима Босха «Искушение Святого Антония», «Богатый человек в аду», заклинания и ведьм просто для компонирования наиболее комического появления. Его крестьяне пьют, играют в шары, танцуют и поют; они редко ссорятся или дерутся, и если и делают это то, кажется, что притворяются. Произведения Тенирса имеют техническую свежесть, и прямолинейность в средствах и намерениях, что делает их изучение самым восхитительным; как говорит сэр Джошуа Рейнольдс, они достойны самого пристального внимания любого художника, который желает преуспеть в техническом знании своего искусства.
С его картин было изготовлено более 500 пластин; и если это правда, что Людовик XIV полагал, что его «бабуины» (маготы) недостойны места в королевских коллекциях, они нашли превосходных гравёров во Франции — Леба и его ученики — и страстных поклонников. Экземпляр герцога Бедфорда был продан за 18,030 ливров (1,860 фунтов стерлингов) в 1768 году. За «Блудного сына», который теперь представлен в Лувре, выручили 30,000 ливров (3,095 фунтов стерлингов) в 1776 году. Высокая оценка Смита уже дано значительно превысилась. «Стрельцы» в Санкт-Петербурге, он оценил в 2,000 фунтов стерлингов. В 1867 году правительство Бельгии заплатило 5,000 фунтов стерлингов за «Деревенскую пастораль» 1652 года, которая сейчас находится в музее Брюсселя; а изображение «Блудного сына», почти 16 на 28 дюймов, продали за 5,280 фунтов стерлингов в 1876 году.
Хотя ван Тильборг, который был учеником Тенирса в Брюсселе, перенял его манеру, а позже художники часто преуспевали в фигурной живописи на малом масштабе, нельзя сказать, что Тенирс создал школу. Собственно говоря, он является последним представителем великой фламандской традиции XVII века.
Художественное влияние
Под влиянием Рубенса и Адама Эльшаймера его репертуар особенно разнообразен, даже в области пейзажа. Коттедж на участке земли, несколько деревьев на изгибе тропинки ему достаточно в качестве мотива композиции. Но в основном его интересуют эффекты света: ему нравится изображать сельские пейзажи в сумерках, при лунном свете или даже в снежную погоду. В свои лучшие времена ему нравится производить красивый синтез, когда он устраняет детали, видит в массе и действует по цветовому плану. В этом случае живописный элемент, на котором он слишком часто задерживался, исчезает, и художник выражает чувство величия и одиночества.
В начале своей карьеры он по-прежнему строит композицию в трех различных плоскостях: дом, дерево или холм выглядят твердо на фоне света; за этой горкой тропинка или река порождают более светлые оттенки; вдалеке на фоне неба выделяются сгустки, сгустки зелени растаявшего оттенка. А этот, залитый облаками, способствует анимации композиции.
Когда Брауэр умер в 1638 году, он отказался от анекдотического и приземленного жанра, который характеризовал его. Затем он разработал гораздо более изысканный стиль, в то же время энергичный, тонкий и полный энергии, а также блестящую и искусную технику, отличающуюся легким прикосновением и нежным цветом.
Жизнь
Крестьянин играет на волынке на фоне пейзажа
Авраам Тенирс родился в Антверпене, где он крестился 1 марта 1629 года. Он был сыном выдающегося художника-жанриста Давида Тенирса Старшего и Димфны Корнелисс де Вильд (также известной как «Димфна Хендрикс»). Трое из его братьев также были живописцами: Давид Младший (1610–90), который стал самым успешным представителем династии живописцев Тенирса, Юлиан III (1616–79) и Теодор (1619–97).
Сельское застолье
Авраам Тенирс, вероятно, тренировался со своим отцом и старшим братом Давидом. Он был принят как «wijnmeester» (то есть сын мастера) в гильдию Антверпена Святого Луки в 1646 году.
Авраам женился на Изабель де Рур 16 июля 1644 года. Он был капитаном местного schutterij (гражданского ополчения) Антверпена. Он активно участвовал в местной риторической палате под названием « Олифтак » («Оливковая ветвь»), где он был принят в качестве капитана в 1660 году. В 1661-62 годах гильдии Франциск Бок был зарегистрирован в качестве его ученика.
Как и его брат Давид до него, Авраам получил признание в суде в Брюсселе, и любивший искусство эрцгерцог Австрии Леопольд Вильгельм — тогда губернатор Южных Нидерландов и житель Брюсселя — назначил его придворным художником.
Авраам умер в Антверпене.
биография
Он сын Давида Тенирса -старого и Димфны де Вильд и, следовательно, племянник Юлиана Тенирса . Первые уроки живописи он получил от отца, но связь с Адрианом Брауэром оказала ему большое влияние.
В 1632 году он стал членом гильдии Антверпена как специалист по малым религиозным форматам и жанровым картинам. Затем он подружился с Яном Брейгелем Старшим , известным как де Велюр , и в 1637 году он впервые женился на своей дочери Анне. В то время он получал несколько государственных субсидий, в том числе дотации на должность магистра капеллы Святого Причастия в церкви Сен-Жак и декана гильдии Сен-Люк.
В 1647 году он работал на эрцгерцога Леопольда-Вильгельма Габсбургского , когда он управлял Испанскими Нидерландами, а в 1651 году он последовал за ним в Брюссель в качестве придворного художника.
В это обвинение входило управление коллекцией произведений искусства эрцгерцога. Он понял , в 1660 году, иллюстрированный каталог Theatrum Pictorium , для которого он сделал небольшие копии итальянских картин, таких как венецианцы XVI — го века . Большая часть коллекции поступила с аукционов английской знати, изгнанной пуританством
Леопольд Вильгельм завещал коллекцию своему племяннику Леопольд I — го , так что он стал императорской собственностью и в настоящее время является важной частью истории искусства музея в Вене .
Его работа для Леопольда-Гийома принесла ему огромный успех у иностранных правителей, таких как принц Вильгельм II Оранский , королева Швеции Кристина и король Испании Филипп IV . Затем он также работал на Дон Жуана Австрийского , преемника Леопольда-Гийома. Его производство становилось все более и более обильным и быстрым, в результате чего ухудшалось качество его работ: более легкие и менее энергичные композиции и менее нежные цвета.
В 1656 году он повторно женился на Изабель де Френ, от которой у него было четверо детей.
В 1663 году он был посвящен в рыцари и основал Академию художеств в Антверпене.
Он отец художника Давида Тенирса III .
Искусство как «обезьяна природы»
Расцвет сенжери пришёлся на эпоху Рококо с её причудливыми, фантазийными формами. Особой популярностью жанр пользовался во Франции, где даже возникла мода на т. н. «обезьяньи комнаты». Блистательный образчик — интерьеры замка Шантийи: обезьяны в тканой обивке стен и мебели, лепных украшениях, рисунках ковров. Авторство приписывается художнику Кристофу Юэ, чьи выразительные образы послужили также образцом для знаменитого майсенского ансамбля расписных фарфоровых миниатюр.
В сенжери этого периода обыгрывались не только повседневные занятия людей, но и актуальные политические события, веяния моды, творческие практики. Так, программная работа Антуана Ватто — отклик на эстетические дискуссии своего времени, иллюстрация полемической идеи: «Искусство — обезьяна природы».
Со временем сенжери становятся более камерными, дидактизм ослабевает, злободневность смягчается изяществом художественной подачи. Жан-Батист Шарден вывел в облике шимпанзе увлечённого антиквара. С видом заправского знатока он пристально разглядывает в лупу старинную монету. Стоящий рядом пуфик едва выдерживает небрежно наваленную груду книг — вероятнее всего, пособий по нумизматике.
Картина Александра-Габриэля Декана — изобретательная сатира на некомпетентность кичливых салонных арт-критиков. Расфранчённые обезьянолюди пристрастно изучают пейзаж в стиле Николя Пуссена. На развороте брошенной на пол книги различимы слова «Экспертиза… Мы нижеподписавшиеся оценщики…». Значит, вердикт заранее готов? Какое лицемерие!
Эта насмешливая и поучительная сценка стала объектом многочисленных подражаний. Так, Эммануэль Нотерманн изменил разве что сюжет обсуждаемого экспертами холста, оставив неизменными комичные позы и характерные детали.
Преодоление границ
Сформированный во фламандской живописи и достигший апогея во французском рококо, в 19 столетии жанр сенжери расширяет свою географию. Здесь не обойтись без упоминания американского художника Уильяма Холбрука Берда. Одна из самых известных его работ пародирует интеллектуальный кружок. Центральная группка персонажей оживлённо обсуждает нечто заинтересовавшее их в научном издании. На столе и под столом томятся в ожидании ещё пять фолиантов. Эта неявная, но значимая деталь намекает на поверхностный характер дискуссии. Кажется, «учёные мужи» с умным видом лишь разглядывают иллюстрации, имитируя работу мысли.
Отголоски сенжери возникают и в анималистической живописи позапрошлого века. Однако художники-анималисты пишут обезьян не ради осмеяния людей, а из восхищения естественностью, неподражаемой пластикой, уморительными повадками животных. Аллегоричность если и остаётся, то становится предельно прозрачной.
Умилительную сценку с мартышками-«читателями» запечатлел немецкий художник Габриэль Макс. Обезьянки корпят над первым томом философского трактата «Дуализм». Участь трактата незавидна: на подлинные намерения хвостатых читателей указывают вырванные страницы. Сейчас эта картина активно обыгрывается в мемах и демотиваторах.
Работа
Пьяница и курильщики в таверне
Общий
Авраам Тенирс в основном известен своими жанровыми сценами, которые изображают темы и выполнены в стиле, не отличающемся от стиля его отца и брата Давида, которые являются его предполагаемыми учителями. Его любимыми предметами были деревни, где крестьяне танцевали или играли музыку, гостиницы, где крестьяне пили, пили и курили, а также сцены с обезьянами.
Сцены в караульном помещении
Если атрибуция музея Прадо верна, Авраам нарисовал две сцены караульной, которые сейчас хранятся в коллекции музея Прадо. Сцена караульной — это тип жанровой сцены, которая стала популярной в середине 17 века, особенно в Голландской республике . Во Фландрии было также несколько практиков этого жанра, включая Давида Тенирса Младшего, Антона Губау , Корнелиса Маху и Яна Баптиста Тейссенса Младшего .
Сцена в караульном помещении обычно изображает внутреннюю сцену, где офицеры и солдаты веселятся. Сцены в караульном помещении часто включают наемников и проституток, делящих добычу, преследования пленников или других предосудительных действий. Первая сцена караульного помещения, приписываемая Аврааму Тенирсу, изображает караульную комнату с черным слугой и грудой оружия, седлом и боевым штандартом на переднем плане и несколькими солдатами, собирающимися вокруг костра на заднем плане.
Сцена караульной
Во второй сцене караульного помещения, приписываемой Аврааму Тенирсу, в караульном помещении преобладает нагромождение разрозненных металлических доспехов, нагрудников, барабана, оружия и шлемов на переднем плане, в то время как солдаты-крестьяне курят трубку или пьют перед камином. тени на заднем плане картины. Доспехи, изображенные на двух картинах, уже были устаревшими на момент написания, поскольку металлические доспехи, нагрудные пластины и шлемы вышли из употребления с 1620-х годов. Возможно, что в соответствии с морализаторским замыслом жанра, доспехи являются отсылкой к мотиву vanitas, заключающемуся в быстротечности силы и славы.
Авраам Тенирс объединил жанры певицы и караульной сцены в композиции Singerie in a Guardroom, которая сейчас находится в Королевских музеях изящных искусств Бельгии .
Певицы
Обезьяны, играющие в карты
Авраам Тенирс способствовал распространению жанра «обезьяньей сцены», также называемой «певица» (слово, которое по-французски означает «комическая гримаса, поведение или фокус»). Смешные сцены с обезьянами, появляющимися в человеческой одежде и в человеческой среде, — это живописный жанр, зародившийся во фламандской живописи в 16 веке и впоследствии получивший дальнейшее развитие в 17 веке. Фламандский гравер Питер ван дер Борхт представил певицу как самостоятельную тему около 1575 года в серии гравюр, прочно укоренившихся в художественных традициях Питера Брейгеля Старшего . Эти гравюры были широко распространены, и эту тему затем подхватили другие фламандские художники, в частности, художники из Антверпена, такие как Франс Франкен Младший , Ян Брейгель Старший и Младший , Себастьян Вранкс и Ян ван Кессель Старший .
Давид Тенирс Младший стал главным исполнителем этого жанра и развил его вместе со своим младшим братом Авраамом. Два брата смогли удовлетворить преобладающие на рынке искусства вкусы и, таким образом, сыграли важную роль в распространении жанра за пределами Фландрии. Позже в 17 веке художники, такие как Николаес ван Верендаль , известный в основном как художник натюрмортов с цветами, также начали рисовать «обезьяньи сцены».
Гравюры
Авраам Тенирс был искусным гравером и известен своими гравюрами, сделанными в основном по произведениям его брата Давида. Примером может служить гравюра Авраама « Деревенская ярмарка» по эскизу Давида.
Издательский
Курильщики и пьющие
Авраам Тенирс продолжал свою деятельность как возвещатель. Он отвечал за публикацию Theatrum Pictorium («Театр картин»), проекта, инициированного его братом Давидом с целью создания набора гравюр из всей коллекции произведений искусства эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Поскольку Дэвид был директором этой коллекции произведений искусства, он задумал этот план, но в конечном итоге несколькими граверами была изготовлена только серия из 246 пластин (243 из них представляли примерно половину итальянских картин, принадлежавших тогда эрцгерцогу). Авраам Тенирс опубликовал первое издание в 1658 году на вкладных листах без номера.
Авраам также опубликовал гравюры, сделанные различными граверами по произведениям его брата Давида.