Баухаус. Преподавание в высшей школе строительства и конструирования
В январе 1922 художник принимает приглашение Вальтера Гропиуса в Баухаус в Веймаре в качестве учителя настенного изобразительного искусства. Пока нацисты не закрыли Баухаус в 1932, он был педагогом в Веймаре, Дессау и Берлине, где столкнулся с русским конструктивизмом. В то время в работах художника явно преобладали геометрические структуры. В Дессау он жил с Полом Клее в здании для учителей Баухауза. Вместе с Клее, Лионелем Фейнингером и Алексеем Явленским в 1924 году он основал художественную группу «Синяя четверка» (Die Blaue Vier). В 1926 г. вышел теоретический журнал Кандинского — «Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве». Два года спустя он получил немецкое гражданство, а в 1929 году состоялась его первая персональная выставка акварелей и рисунков в Париже. В 1930 году в Дессау он познакомился с американским промышленником и филантропом Соломоном Робертом Гуггенхаймом, который заинтересовался новым абстрактным искусством и сначала купил несколько его картин, а затем и другие. В настоящее время в Музее Гуггенхайма хранится более 150 картин Кандинского.
Вы здесь
В.В. Кандинский, «Композиция VII», 1913
Только на Русский
В.В. Кандинский, «Композиция VII», 1913
Play
Pause
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
«Композиция VII» Василия Кандинского — одно из самых знаменитых произведений в коллекции Третьяковской галереи, общепризнанный шедевр живописи ХХ века. Картина написана в Германии в 1913 году. Будущий основоположник абстрактной живописи Василий Кандинский родился в Москве. Он получил хорошее гуманитарное образование, окончил юридический факультет московского университета. Но в 30 лет, отказавшись от карьеры профессора, уехал в Мюнхен учиться живописи. Почему? Очень большое впечатление на Кандинского произвело тогда чисто научное открытие. «Это было разложение атома, — вспоминал сам художник. – Оно отозвалось во мне подобно внезапному разрушению всего мира. Внезапно рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким». Это открытие ставило под сомнение традиционное представление о материи и материальной природе мира.
В 1911 году Кандинский издал свою первую книгу. Она называлась «О духовном в искусстве». Текст посвящен беспредметной живописи. Что определяет впечатление зрителя от картины – предмет, изображенный на холсте, или сочетание цветов и форм? Для него ответ был очевиден. А для Вас? Попробуйте определить, какой теме посвящена «Композиция VII» — гибели всего живого на Земле во время Всемирного потопа или Воскресению из мертвых?
Исследователи творчества Кандинского утверждают, что в «Композиции VII» прочитываются библейские мотивы обновления мира. На большом холсте перед зрителем разворачивается событие космического масштаба, и в этом динамическом столкновении красочных пятен, линий, цветных облаков, не сразу можно различить отдельные мотивы. Попробуем приглядеться. В левой части картины можно увидеть светлые волны, набегающие на песок, и, если повезет, черные лодки, скользящие по поверхности воды. Когда закончился дождь Великого потопа, и воды стали отступать, на небе появилась радуга. Это был знак договора между Богом и людьми. Тема радуги определяет цветовой строй Композиции VII, окрашивая космическое зрелище отблесками райской красоты. «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы миров между собою создать новый мир, который зовется произведением, — читаем мы в тексте Кандинского. – Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос. Создание произведения есть мироздание». Если посмотреть на эту картину как на космический пейзаж, то многое становится понятным – и невесомость, и сложность этого неоднородного пространства, и энергетические токи, пронизывающие его как молнии. Самый сильный энергетический поток – диагональ, устремленная вверх. Она как луч, освещает путь. Это движение захватывает и увлекает. Где-то там вверху, на острие этого луча можно различить маленькую крылатую фигуру, напоминающую ангела. Что-то похожее встречается в средневековых фресках: ангел ведет праведников в Рай. «Композиция VII» — самая светлая и ясная из всех композиций Кандинского, по крайней мере, из тех, которые дошли до наших дней. В 1921 году Кандинский окончательно покинул Россию. В 1933, когда в Германии к власти пришли фашисты, он переехал во Францию. Последняя «Композиция Х» написана в 1939 году в Париже. Умер он в конце 1944 года в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен.
Открыть в приложении
Предоставлено
Государственная Третьяковская галерея — художественный музей в Москве, основанный купцом и меценатом П.М.Третьяковым.
Все аудиогиды