Абсент — напиток богемы
Потребовалось несколько десятков лет, чтобы абсент завоевал бешеную популярность сначала во Франции, а потом и во всей Европе и «ее окрестностях». Все началось с самой обычной обязаловки среди французских войск, воевавших в Северной Африке. С 1830 года каждому солдату выдавался этот напиток для профилактики тропических заболеваний, а также для обеззараживания питьевой воды. Употребление абсента оказалось замечательным профилактическим средством, и к середине 19 века его «применение» было введено во всей французской армии, воевавшей в разных странах и на разных континентах.
Во второй половине 19 века абсент становится культовым напитком европейской богемы. Большими почитателями этого напитка были А. Тулуз-Лотрек, В. ван Гог, О. Уальд, Э. Хемингуэй, Э. По, Г. Аполлинер, К. Моне, П. Пикассо, Э. М. Ремарк и другие. Писатели, художники и поэты искали в абсенте вдохновение, и оно посещало их…
Как это не покажется странным, абсент пользовался большой популярностью у молодых девушек и дам. Многие дамы пили его неразбавленным, чтобы сохранить тонкий стан. А если учесть, что его крепость была 70−80 градусов, то последствия вполне предсказуемы. Это увлечение обернулось тем, что многие девушки и богемные дамы допились до цирроза печени.
Чем же так пленил этот напиток его ценителей? Абсент отличался особым привкусом, который нельзя было ни с чем сравнить. Это примерно, как дым сигарет с ментолом не идет ни в какое сравнение с дымком сигарет других сортов табака.
https://youtube.com/watch?v=3qj2GYTILEk
Творческие личности и влияние на них Абсента
«После первого стакана абсента видишь мир таким, каким хотел бы его видеть. После второго видишь несуществующий мир. И наконец ты видишь мир в точности таким, каков он есть, а хуже этого ничего не бывает» Оскар Уайльд
Первыми открывателями и ценителями стали писатели, поэты и художники – типичные представители парижской интеллигенции. Абсент не просто пили по праздникам и значительным датам, его обоготворяли, ему посвящали стихи, поэмы, писали картины.
Поэты «проклятого поколения» были уверены, что он дает им силу для творчества, вдохновения, помогает раскрыть сущность бытия, познать границы реального и воображаемого. Однако все эти убеждения были лишь плодом воображения и фантазии. Все это объясняется тем, что абсент обладает некоторыми галлюциногенными свойствами, а после и привыканием организма.
Ниже вашему вниманию представлен список самых знаменитых «абсентистов», изменивших мир литературы и искусства.
1. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Пожалуй, Ван Гог является самым знаменитым «абсентистом». Доктора проводят прямую параллель между употреблением абсента и присутствующей желтой гамме на большинстве картин художника. Как долго он его пил – никто не знает, но существуют исторические факты, что его могли видеть с бокалом абсента, прогуливавшегося по улицам Парижа. Возможно, его психические расстройства, которыми он страдал, напрямую зависят от его алкоголизма.
2. Поль Мари Верлен (1844-1896) Поэт богемы и интеллигенции. Слава Верлена была очень большой, а вот репутацию он заслужил нехорошую: гениальный поэт, который пьет алкоголь и проводит время с проститутками. Постоянные спутники Верлена – поэт Рембо и абсент.
В 1895 он пишет «Исповедь», где упоминает про этот напиток: «…источник безумия и преступлений, идиотизма и позора». Он просит запретить его производство, так как чувствовал, что у него вырабатывается привычка пить его и днем и ночью. Из-за его пагубного влияния он не раз подвергал свою семью опасности, нападая на жену и пытаясь ее поджечь. Как оказывается, это было не единственным случаем: в припадке он стрелял в своего верного друга Рембо.
3. Чарльз Кросс (1842-1888) Кросс – выдающийся человек своей эпохи. Он занимал по праву достойную вершину в области химии и физики. Был как художником, так и музыкантом. Большое разочарование пришло к нему тогда, когда он не смог по финансовым вопросам получить патент на свое изобретение (1877 год, проигрыватель). Однако он был известен и как изобретатель телеграфа и цветной фотографии.
Интересен тот факт, что Кросс был завсегдатаем так называемых «абсент-кафе» в Париже и мог выпивать до двадцати порций абсента в день.
4. Алистер Кроули (1875-1947)
Кто еще так не будет защищать абсент как Кроули?
Он ему, можно сказать, поклонялся. Большинство его произведений посвящено именно абсенту. В своем эссе «Зеленая богиня» он пишет: «С абсентом связаны не только особые пороки и опасности, но и милости и добродетели, которых не даст никакой другой напиток».
5. Эрнест Хемингуэй (1899-1961) Не обошел стороной этот напиток и такого писателя как Хемингуэя. Он пил его даже после того, как абсент был запрещен во многих странах. Следы «зеленого зелья» мы можем обнаружить в таких его произведениях как «По ком звенит колокол» и «Смерть в полдень».
6. Пабло Пикассо (1881-1973)
Пикассо застал абсент в самый разгар его популярности.
В 1901 году он создает свои знаменитые работы: • «Любительница абсента», • «Пьющая абсент», • «Абсент».
Считая, что напиток помогает ему мыслить иначе и создавать тем самым «шедевры», он не прекращал его пить и созидать.
В 1914 году он заканчивает свою работу «Бокал абсента». Это произведение рвет некоторые шаблоны в области скульптуры. Художник так это комментирует: Меня заинтересовало отношение между настоящей ложкой и ненастоящим бокалом. Они сталкиваются друг с другом».
Было сделано шесть бронзовых копий, которые сам Пикассо расписал по-разному. Каждая работа была уникальной и признана обществом как произведение искусства.
Это далеко не весь список выдающихся писателей и художников, создававших свои шедевры под воздействием абсента… • Эдуард Мане – картина «Любитель абсента», • Эдгар Дега – полотно «Абсент», Бодлер, Тулуз-Лотрек, Гюго и другие.
ЯДОВИТОЕ ЗЕЛЬЕ
Деформированное сознание
Весной 1914 года Пикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а сам бокалвылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы. Коническое основание бокала — шея. Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара.
С модели этой скульптуры было сделано шесть бронзовых отливок, которые Пикассо расписал по-разному. Скорее всего, художник пытался как-то объяснить воздействие этого напитка непосредственно на мозг пьющего и показать, что происходит в голове героини его известнейшей картины «Любительница абсента», написанной в 1901 году.
Пабло Пикассо «Две женщины в баре» 1902
ТВОРЧЕСКАЯ БОГЕМА
Особую популярность абсент приобрел среди творческой богемы. Как известно, творческие люди любят все неординарное и необычное, возможно поэтому их притягивал ритуал потребления абсента, а возможно, необыкновенный вкус и цвет напитка и его возбуждающее действие. Но, так или иначе, считалось, что абсент пробуждает новое восприятие мира, приносит с собой творческое вдохновение, необыкновенные чувства и ощущения.
Даже пронесся слух, что после выпитого стакана абсента женщины становятся гораздо желаннее. Абсент пили и восхваляли, художники увековечивали его в картинах, писатели и поэты — в своих произведениях, называя абсент «Зеленой Музой».
Любители абсента это целая серия в искусстве от Тулуз-Лотрека и Мане до Ван Гога, Гогена, Дега. Все они, как и Пикассо, пили абсент, любили абсент, писали любителей абсента. Была во всем этом какая-то завораживающая тайна.
Как понять картины Пикассо
А теперь главный вопрос: как же понять работы Пикассо.
Пикассо виртуозно издевался над формой.
Сначала он деликатно вытягивал ее в своём Голубом периоде.
Пабло Пикассо. Две сестры. 1902. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Потом осмелел и начал дробить ее в коллажах и кубизме.
Затем надувал женщин, как воздушные шарики.
А ещё разбивал на мелкие осколки и «склеивал» их кое-как.
Пабло Пикассо. Плачущая женщина (Дора Маар). 1937. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.
Мы недоуменно смотрим на то, как форму и линию искажают и рушат каноны классического искусства. И пытаемся понять, за что же он так!
Но все это Пикассо делал с одной целью. Чтобы показать СУТЬ вещи или человека, а не их ИЗОБРАЖЕНИЕ.
Я попробую это объяснить на примере двух его работ.
1. Груша, 1914.
Пабло Пикассо. Композиция с разрезанной грушей. 1914. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
На картине «Натюрморт с разрезанной грушей» мы НЕ видим изображение груши. Но мы видим кусочки холста в крапинку, и мы вспоминаем о подобной текстуре грушевой мякоти. Нежный бежевый и коричневый тоже ассоциируются с грушей. Уже не говоря о характерной дуге.
Все эти обрывки образа груши вызывают у нас не только зрительное воспоминание о груше, но и о ее вкусе, и том, какая она на ощупь.
Художник запускает в нашем мозгу цепочку ассоциаций, и вот ОН – полнокровный образ Груши.
2. Сон, 1932.
Пабло Пикассо. Сон. 1932. Частная коллекция. Ru.wikipedia.org.
Во время изматывающего брака с Ольгой Хохловой Пикассо случайно встретил юную Марию-Терезу.
Он, конечно, писал ее. Лицо в стиле кубизма – показано одновременно с двух точек зрения, и в профиль, и анфас. Это прямое указание на двойственную природу этой женщины.
Пикассо показывает нам, что чувственность и мягкость преобладали в этой женщине. Поэтому в целом образ соткан из плавных и округлых линий.
Но при этом в ней была заложена вторая сторона. Физически она была слегка мужеподобна, с узкими бёдрами и широкими плечами. И эту часть художник нам тоже показывает.
Мария-Тереза вся как бы разделена на две части. Одна часть с приоткрытой грудью, другая – как будто плоская. Одна – розового оттенка, другая – холодного бледно-желтого.
Да и фон двоякий. Слева – мужские полоски, справа – женские цветочки.
Вот такой вот Инь и Янь по-пикассовски.
Андрей Аллахвердов. Пабло Пикассо. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
Как мне кажется, у Пикассо получилось показать самую большую фигу Ее Величеству Фотографии. Ведь фотография может передать любое изображение. А вот суть вещи – едва ли. Зато это может Живопись и Пикассо.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Как пили абсент?
Необычная популярность абсента явилась толчком к производству специальных аксессуаров для его сервировки и приготовления. Существовали несколько типов абсентовых бокалов, обязательным атрибутом были перфорированные ложечки для сахара, графины и «абсентовые поилки-самовары».
Процедура приготовления напитка выглядела следующим образом: на дно бокала наливалась одна треть крепкого абсента, затем на его верх помещалась ложечка с отверстиями с кусочком сахара, на кусочек сахара через ложечку тонкой струйкой наливалась ледяная вода. Когда вода смешивалась с абсентом, то напиток начинал мутнеть.
Способы смешивания абсента с водой у разных любителей были свои: кто-то добавлял воду по каплям, кто-то лил тонкой струйкой. Эти особенности учли изготовители аксессуаров. Например, если вода наливалась в бокал из специального графина, то в его верхней части было несколько дырочек, закрывая одну или несколько, можно было регулировать скорость смешивания жидкостей.
Если за одним столом собиралась компания любителей абсента, то на столе стоял «абсентовый самовар» с водой, и каждый участник застолья мог приготовить себе очередную порцию напитка, не дожидаясь, когда ему подадут кувшин с водой.
«Возрождение» абсента
Возрождение абсента началось в Англии, где этот напиток никогда не был запрещен, причем его ввозили туда из других стран. Многие алкогольные компании попытались реанимировать былую славу и популярность абсента. Сейчас под личиной «абсента» выпускается огромное разнообразие всяких настоек, которые не имеют ничего общего с оригиналом. Да и технология выпуска псевдо-абсента поставлена на широкие капиталистические рельсы.
Современный абсент — это разнообразные горькие настойки, которые продаются по завышенным ценам. Рекламные компании всячески обыгрывают дух «Зеленой феи» и напускают туману о «запретном образе» абсента. Кроме того, это прибыльное предприятие продолжает выпускать аксессуары для употребления напитка. В частности, у многих туристов, покупающих абсент, естественно, возникает желание купить перфорированную ложечку, коих продается великое множество и разнообразие, чтобы насладиться напитком по «всем правилам науки».
Следует только учесть, в «новоиспеченном абсенте» любитель, как правило, не найдет галлюциногенного туйона, а значит, ему не удастся поймать в свои объятия «Зеленую фею». Но стоит ли об этом жалеть?
Теги: напитки, спиртное, алкоголь, история
А было ли ухо?
Популярный миф о Ван Гоге гласит, что художник сам себе отрезал ухо. Действительно, во время работы в Арле художник лишился этой части тела, но существует несколько версий произошедшего. Согласно одной, Винсент мучился от боли и шума в ухе и в нервном припадке решил его отрезать. По другой, тут не обошлось без вмешательства Поля Гогена. Одно время художники пытались жить и работать вместе. Они подрались, и в пылу ссоры Гоген полоснул Ван Гога по уху. Правда, как выяснили специалисты, Ван Гог лишился не всего уха, а только мочки. О том, что в этой истории замешан Гоген, говорит и сам художник в одном из писем другу: «Все, что случилось между нами, пусть и останется между нами. Не будем об этом говорить». Конечно, две такие яркие личности не могли ужиться вместе, тем более что женщины всегда предпочитали Гогена…
Весь последний период творчества живописца весь пронизан желтым цветом. Яростное солнце, подсолнухи, золотые поля, сверкающие звезды – желтый цвет считается одним из основных в палитре Ван Гога. Известно, что художник страдал от душевной болезни, он принимал лекарства от эпилепсии, и, возможно, из-за этого его восприятие цвета могло измениться. Есть и более прозаическая версия. Не секрет, что художник увлекался абсентом. Эта настойка была очень модна среди парижской богемы – вспомним знаменитую картину Пабло Пикассо «Любительница абсента». Дело в том, что в этом напитке содержится туйон, который способен влиять на восприятие цвета.
Работы военного времени (1937-1945)
«Фазан» 1938
«Голова женщины в шляпе» 1939
«Мария Тереза в венке» 1937
«Мастерская художника» 1943
«Майя с куклой» 1938
«Молящая» 1937
«Натюрморт» 1945
«Плачущая женщина с платком» 1937
«Птицы в клетке» 1937
«Раненная птица и кот» 1938
«Склеп» 1945
«Женщина в красном кресле» 1939
В 1946 году художник работал над картинамии панно для замка семьи Гримальди в Антибе (курортный город Франции). В первом зале замка было установлено панно под названием «Радость жизни». Основными персонажами этого пано были сказочные существа, фавны, кентавры и обнаженные девушки.
«Радость бытия» 1946
В этом же году Пабло познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой они поселились в замке Гримальди. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. В это время художник часто рисовал своих детей и Франсуазу, но долгой идиллия не продлилась: в 1953 году Франсуаза забрала детей и ушла от Пабло Пикассо. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Доказательство тому рисунки тушью, на которых уродливый старик-карлик с красивой молодой девушкой.
Один из самых известных символов «Голубя мира» был создан в 1949 году. Впервые он появился на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже.
В 1951 году Пикассо была написана картина «Резня в Корее», которая повествует о зверствах той «забытой» войны.
«Резня в Корее» 1951
В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Вдохновила Пикассо на такое увлечение ежегодная выставка керамики в Валлорисе, которую он посетил еще в 1946 году. Особый интерес художник проявил к изделиям из мастерской Мадура, в которой он позже и работал. Работа с глиной позволяла признанному живописцу и графику забыть ужасы войны и окунуться в иной радостный и безмятежный мир. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи… Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо» И. Каретников, вышедшая в 1967 году.
Пикассо в мастерской Мадура
Керамика Пикассо в музее, Париж
Сравнивая работы Пикассо с керамикой античных времен можно найти некоторые сходства:
В 1958 году для парижского здания ЮНЕСКО была написана композиция «Падение Икара».
«Падение Икара»
Винсе́нт Ван Гог (Vincent Van Gogh) 1853 — 1890
Известный художник страдал от наследственного психического заболевания большую часть своей жизни.
Считается, что абсент стал катализатором в его психическом состоянии. Но, влияние абсента на его работы и поведение фактически неизвестно.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что он был заядлым пьяницей, зависимым от ряда веществ, даже от разбавителя краски.
Возможно, он также стал жертвой отравления от наперстянки, которая в то время была распространенным методом лечения эпилепсии.
Это объясняет особый стиль передачи света в картинах Ван Гога (метод лечения эпилепсии мог привести к тому, что пациент становится сверхчувствительным к свету).
Известно, что психоз, который испытал Ван Гог, больше соответствует острому алкоголизму, чем «абсентизму».
ЯДОВИТОЕ ЗЕЛЬЕ
Деформированное сознание
Весной 1914 года Пикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а сам бокалвылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы. Коническое основание бокала — шея. Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара.
С модели этой скульптуры было сделано шесть бронзовых отливок, которые Пикассо расписал по-разному. Скорее всего, художник пытался как-то объяснить воздействие этого напитка непосредственно на мозг пьющего и показать, что происходит в голове героини его известнейшей картины «Любительница абсента», написанной в 1901 году.
Пабло Пикассо «Две женщины в баре» 1902