История создания музея
О возможности создания в столице Франции музея Пикассо впервые стали говорить через пару лет после его смерти, в 1975 году. Организаторы мотивировали это тем, что именно в Париже состоялось становление Пикассо как художника, здесь он состоялся и прожил достаточно большую часть жизни. В то время создать экспозицию не получилось. Причина – в наличии имелось слишком мало работ. Известно, что Пикассо очень редко продавал свои картины. Поэтому большая часть из них осталась в семье.
Вскоре, однако, ситуация изменилась. После смерти художника наследникам досталась вся его коллекция – тысячи работ. Согласно французским законам о наследовании, наследники должны были выплатить государству приличную сумму денег. В итоге стороны пришли к компромиссу. Родственники передали государству в качестве уплаты за наследство сами картины. Это и был первоначальный фонд, легший в основу новой коллекции. Власти выделили для музея здание в известнейшем старинном квартале Парижа, и через несколько лет, в 1985 году, появились первые посетители.
Формирование коллекции
В 1968 году правительство Франции выдало закон, который разрешил платить налог на наследство произведениями искусства, а не исключительно деньгами, как это было ранее. Благодаря этому культурное наследие Франции пополнилось различными произведениями искусства, в том числе работами Пабло Пикассо, которые были переданы в государственную собственность второй женой художника Жаклин Пикассо, а позднее и ее дочерью. В общей сложности семьей Пикассо музею было передано около 5000 работ. Приблизительно 1000 работ были куплены в период после основания музея и по сегодняшний день. Музей Пикассо распахнул свои двери для посетителей Парижа в 1985 году.
https://youtube.com/watch?v=OaTYmtv43Y0
На сегодняшний день собрание музея насчитывает около 6 000 произведений великого художника, среди них 3700 рисунков, живописных полотен, гравюр, а также скульптуры из дерева и металла и керамики. В экспозиции музея также находятся и предметы из коллекции самого Пабло Пикассо – помимо живописных работ своих друзей-художников здесь находится иберийская бронза и прекрасные образцы африканского искусства, в которых знаменитый кубист черпал свое вдохновение для своего Африканского периода 1907–1909 года. Собрание музея содержит также фотографии, рукописи и большое количество архивных документов, предназначенных для исследователей творчества великого художника.
Малага, Испания
Пикассо родился в многоквартирном доме в Малаге, где впоследствии создали фонд в его честь, который занимается организацией выставок и образовательных проектов под именем Пикассо. В здании находятся комнаты, изображающие картины из его семейной жизни, фотографии, некоторые картины и рисунки. Внутри здания воссоздан холл семьи Руис Пикассо, и посетители могут увидеть фотографии членов семьи и узнать о детстве художника. Более крупная коллекция работ Пикассо находится в Музее Пикассо в Малаге, который открылся в 2003 году во дворце Буэнависта. Там выставлены 285 его работ, которые были подарены членами семьи Пикассо или находятся на условиях бессрочного займа.
Наиболее интересные экспонаты музея Пикассо: Ранние академические работы, примеры раннего этапа кубизма, и некоторые из его последних картин, начиная с 1970х годов.
Музей в Малаге
1920 год
Ольге удается восстановить связь с семьей. Она узнает, что ее младший брат Евгений умер еще в сентябре 1917 года, средний брат Николай (подобно многим другим белогвардейцам) бежал в Сербию, а мать и сестра живут в Тифлисе (Грузия), все более нуждаясь.
В это же время Ольга становится постоянной моделью Пикассо. На множестве портретов, выполненных им в неоклассической манере, она почти всегда выглядит спокойной и задумчивой. В ее застывшем, устремленном скорее в себя, чем на зрителя, взгляде чувствуется беспокойство о судьбе родных.
Пабло Пикассо. Задумчивая Ольга. Париж, зима 1923. Национальный музей Пикассо, Париж
Экспозиция
Музей посвящен Пикассо. У посетителя есть уникальный шанс познакомиться с творческим путем великого художника, насчитывающим без малого восемь десятилетий. В основе музея – коллекция, которую наследники передали французскому правительству в качестве уплаты налога на наследование. Аналогичным образом музейный фонд пополнился в 1990 году, когда наследники передали французскому правительству собрание произведений искусства покойной вдовы художника.
Коллекция имеет определенные пробелы. Власти Франции не имеют возможности инвестировать в пополнение музейных фондов такие же суммы денег, как, например, американские коллекционеры. При этом удалось создать уникальное собрание, включающее 250 картин, 158 скульптур, полторы тысячи рисунков, керамику и многое другое. Пробелы в собрании картин компенсируются полнейшей коллекцией выставляемых скульптур и гравюр.
Все произведения располагаются в хронологическом порядке. Вначале голубой период, затем розовый. После – работы, появившиеся вследствие увлечения Пабло Пикассо африканским примитивизмом, кубизмом, сюрреализмом. И затем следует возврат к неоклассицизму.
Работа Пабло Пикассо «голубого» периода «Завтрак слепого»
Пабло Пикассо «Клоун и юный акробат» («розовый» период»)
Предлагаемая коллекция позволяет оценить весь творческий путь Пикассо. Здесь есть наброски, сделанные бедным испанским студентом, только начинающим поиски чего-то нового. Здесь есть и полотна, созданные художником уже под конец жизни.
Пабло Пикассо «Дружба» (африканский период)
Экспозиция картин перемежается рисунками, коллажами, керамикой, барельефами, графикой работы мастера.
Пабло Пикассо- Кубизм
Сюрреализм Пабло Пикассо — «Две читающие девушки»
Каждый посетитель особняка Сале может составить полное впечатление о том, что переживал мастер в те или иные моменты истории. В 30-х годах 20-го века в Испании шла гражданская война, приведшая к власти Франко. Сам Пикассо в те годы расстался с первой женой и разочаровался в политике. В экспозиции этот период представляется, прежде всего, портретами Мари-Терез Вольтер, а также Доры Маар.
Пабло Пикассо «Спящие крестьяне» (период неоклассицизма)
Портрет Мари-Терез Вольтер
Портрет Доры Маар
Следующее десятилетие – война. Пикассо становится пацифистом – здесь выставляется делегатский мандат художника, с которым он присутствовал в 1948 году на Конгрессе Мира. И в дальнейшем творчестве пацифизм становится одним из основных мотивов. О его членстве в Коммунистической партии свидетельствуют его визитки.
«Герника» — символ пацифизма Пабло Пикассо
Отдельное внимание стоит обратить на портреты первой жены художника, русской балерины Ольги Хохловой, и его детей. В музее выставляются два портрета сына Пикассо – «Поль в костюме Арлекина» и «Поль в костюме Пьеро», а также портрет дочери «Майя с куклой»
В этих внешне обычных портретах можно заметить необычного Пикассо.
Портрет сына Пикассо «Поль в костюме Арлекино»
«Поль в костюме Пьеро»
Портрет дочери Пикассо «Майя с куклой»
Коллекция включает в себя портреты и других моделей мастера – его второй жены Жаклин Рок, его муз Франсуазы Жило и Мари-Терез Вольтер.
Портрет второй супруги Пикассо Жаклин Рок
«Муза» Пабло Пикассо Франсуаза Жило
Среди выставляемых работ можно увидеть следы многочисленных экспериментов мастера. Например, созданная в 1942 году «Голова быка» – это велосипедное седло с прикрепленным рулем.
Пабло Пикассо «Голова быка»
Из других известных работ можно назвать скульптуру козы, картины позднего периода «Поцелуй» и «Женщины за туалетом», скульптуру «Беременная».
Скульптура «Коза»
Картина «Поцелуй»
Пабло Пикассо «Женщины за туалетом»
Скульптура «Беременная женщина»
Музейное собрание включает в себя не только работы самого Пикассо. Здесь же находится часть его личной коллекции, переданная наследниками. Наряду с полотнами Эдгара Дега, Ренуара, Сезанна, Матисса и других современных ему художников, выставляемая коллекция включает предметы африканского искусства и бронзу Иберии. В предлагаемой посетителям экспозиции можно взглянуть на картину Анри Руссо «Таможенник» и несколько масок, сделанных умельцами в Новой Гвинее.
Анри Русо «Таможенник»
В музейных фондах хранится множество фотографий. Подобно основной коллекции творений, здесь вы можете увидеть разного Пикассо. Художник за работой и на отдыхе, молодой и в возрасте, одинокий и в окружении семьи.
Юный Пикассо
Пикассо в кругу семьи
Пикассо в процессе работы
Мадрид, Испания
Музей королевы Софии (Рейны-Софии) является выставочным центром испанского современного искусства и владеет 100 работами Пикассо. Самым известным экспонатом музея по праву считается картина «Герника» Пабло Пикассо. Здесь также демонстрируются эскизы и этюды, позволяющие проследить историю создания шедевра. Тема картины, исполненной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме — бомбардировка города Герники, а также ужас испанской революции (1931-1939 годов) и Гражданской войны в Испании.
Картина выполненная по заказу правительства Испании. Пикассо заявлял, что хотел бы видеть её в музее Прадо, но лишь после восстановления в Испании республики. Картина была помещена в Прадо в 1981 году, а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Музей королевы Софии в Мадриде, где и хранится по сей день.
Guernica, 1937
От классики к авангарду
Экспозиция музея позволяет получить представление обо всех периодах творчества Пабло Пикассо – здесь есть как восхитительные и портреты в классической манере (портрет Ольги в кресле 1918), так и полотна в жанре кубизма, знаменитые живописные работы с элементами коллажа, легкие контурные зарисовки, а также большое собрание работ, написанных мастером после 70 лет.
Многие наслышаны о Пабло Пикассо исключительно как о представителе авангардного искусства, однако, этого поистине великого художника невозможно поместить в какие-либо рамки. Будучи необыкновенно одаренным, он без труда поступил в Академию художеств в Барселоне, затем обучался в лучшей школе искусств Европы – в Мадриде. Академические живописные работы Пикассо не уступают вдохновлявших его полотнам Эль Греко, Диего Веласкеса.
Картины в музее Пабло Пикассо в Париже
Пабло Пикассо никогда не боялся оказаться непонятым – он просто пытался отыскать новые формы художественного выражения, которые вылились в эксперименты с искажением человеческих форм и их геометризацией. Особенность произведений Пикассо – это отсутствие в них случайностей – здесь все выверено и все подчинено законам гармонии. Даже будучи искаженными и «безобразными» лица на картинах Пабло привлекают, а не отталкивают.
Необычайно притягательны работы Голубого периода Пикассо – построенные на нюансах, спокойные, задумчивые. В них ощутимо осознание человеком своего одиночества в огромном мире. Розовый период творчества Пабло Пикассо отличается невероятно нежными цветовыми решениями, напоминающими старинные итальянские фрески. В каждой работе этого времени – своя философия и своя загадка.
Удивительное собрание музея Пикассо в Париже позволит охватить все многогранное творчество одного из величайших художников 20-го века.
https://youtube.com/watch?v=u_jCnsDBu78
Барселона, Париж, «голубой» и «розовый» периоды
В 16 лет Пикассо уехал в Мадрид, поступил в Королевскую академию искусств, но учился там с неохотой. Его неуемная натура требовала выражать свою индивидуальность как-то иначе, чем того предписывали традиции классической школы. Через пару лет молодой испанец опять переехал в Барселону, где произошла его встреча с Карлосом Касагемасом, а в 1900-ом они вместе уехали покорять Париж, а заодно и посетили там Всемирную Парижскую выставку.
В 1901 году Пикассо узнал о неожиданном самоубийстве Касагемаса. Это был шок! Пабло снова ринулся в Париж и поселился в том номере, где жил его друг, безвременно ушедший из жизни из-за несчастной любви. Болезненная рана на сердце, неверие в происходящее и чувство вины переросли в тяжелую депрессию, в которой художник пребывал почти три года. Но именно в этот момент он стал писать невероятно глубокие картины, в которых звучала его философия, его внутренние переживания о безысходности, грубости, никчемности жизни.
Специалисты охарактеризовали этот период в творчестве Пикассо, как «голубой», когда все полотна художника были выполнены в синих, голубых, мрачных красках. Самая известная картина, представляющая голубой период – «Старый еврей с мальчиком» 1903 года. На ней изображены двое – полуслепой старец и мальчик, сидящие на полу темного помещения. Юноша уставился остекленевшим взглядом куда-то в точку и без удовольствия грызет яблоко. Старик сидит рядом и по-отечески его обнимает. Несмотря на скудные и невеселые краски, картина внушает долю оптимизма, и пусть жестокий и враждебный мир останется за пределами этой темной комнаты. Сила двух изгоев общества в их единении и поддержке.
«Голубой» период сменился «розовым», когда художник стал рисовать в нежных, розовато-серых и золотистых тонах. Теперь на его картинах заиграли хоть какие-то краски жизни, но отнюдь не веселой и беспечной. Клоуны, бродячие артисты, циркачи, калеки, нищие – все эти люди вынуждены влачить жалкое существование странников, пилигримов, скитальцев, попрошаек.