Хлеб и Сальвадор Дали
«Хлеб неотступно преследовал меня всю жизнь, и я писал его бессчетное число раз» — признавался Дали в «Дневнике одного гения». Художнику нравилось превращать обыденные вещи в объект поклонения и череду навязчивых образов. Хлеб на его картинах может быть всем, чем угодно — в том числе и просто хлебом.
Впервые Дали написал корзинку с хлебом еще в 1926 году, будучи 22-летним художником. Потом он возвращался к этой теме с завидным постоянством. Пока что это еще «просто хлеб», но уже здесь видна издевка: реалистическая манера исполнения натюрморта нетипична для середины 20-х гг XX века. Дали насмехается над зрителем, словно бы говоря: «посмотрите — я современный художник, но пишу в манере „старых мастеров“». Ирония автора становится ярче в работах 1932 года с совершенно ерническими названиями: «Антропоморфный хлеб» и «Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда, пытающийся содомизировать краюшку португальского хлеба». Манера живописи автора академична, а вот тематика… Дали слишком сложен для того, чтобы издеваться над чем-то одним. Здесь достается всем — и художникам-абстракционистам, и сюрреалистам с их убийственной серьезностью, и салонному фрейдизму.
Впоследствии художник регулярно возвращается к теме хлеба, но со временем и она претерпевает трансформации. В 50-е годы Дали увлекается католицизмом и переосмысливает свое творчество (или делает вид). Хлеб перестает быть для него просто предметом изображения, а становится строительным материалом. В 1969 году уже немолодой художник знакомится с известным французским булочником Лионелем Пуленом и заказывает ему необычные вещи, изготовленные из хлеба. К примеру — стулья. Или мебель для спальни. Впрочем, хлеб как символ интересует Дали ничуть не меньше: стены открывшегося в 1974 году театра-музея имени художника украшены буханками каталонского хлеба, выполненного из керамики.
И все-таки, почему именно хлеб? — Ответов на этот вопрос может быть множество. Во-первых, хлеб, сам по себе сложный символ. Для Дали, выросшего под сенью католической церкви, он не мог не вызывать религиозных ассоциаций. На которые, естественно, накладывались общекультурные представления о хлебе, как символе достатка. Во-вторых, в постоянном возвращении к этому образу читается страх Дали перед бедностью — так считает часть искусствоведов. И, наконец, в-третьих, хлеб — сам по себе удобный мотив для художника-модерниста. В 1917 году Марсель Дюшан создал свой самый известный реди-мейд, — скульптуру «Фонтан» , которая при ближайшем рассмотрении оказывается банальным фаянсовым писсуаром. Это не просто хулиганская выходка. Дюшан доказал, что произведение искусства может быть создано просто помещением вещи в соответствующий контекст (музея, полотна, выставки). Хлеб у Дали — это точно такой же «найденный предмет», даже тогда, когда изображается художником на полотне. Объектом искусства он становится только благодаря контексту.
Какой хлеб любил сам Дали, доподлинно неизвестно. В двух книгах, написанных им (“Тайная жизнь Сальвадора Дали” и “Дневник одного гения”), эта тема почти никак не раскрыта (упоминается лишь “поджаренный хлеб”). Вероятно, на столе великого художника чаще всего бывало что-то весьма простое — вроде каталонского хлеба или обыкновенного французского багета.
История создания
Официальное открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года. Центр музейного комплекса составляет здание старого городского театра, где году в возрасте 14 лет Дали впервые выставил свои работы на коллективной выставке вместе с Жозепом Бонатеррой Грасом и Жозепом Монтурьолем Пучем
Как-то летним вечером Дали обратил внимание на щербатую кирпичную кладку театра. В сопровождении художника Жоакима Бека де Кареды он осмотрел руины, конструкция постройки его поразила, он предложил это место для музыкальных спектаклей
Его предложение не встретило отклика, к тому времени от здания, построенного в 1849 году архитектором Жозепом Рока-и-Бросом, оставались одни развалины, шаткий обгорелый скелет. Гражданская война 1936 года положила конец его былой славе, в феврале он был подожжен солдатами национальной гвардии. Поворотный момент наступил в мае 1961 года, когда Дали рассказал Рамону Гуардьоле, меру Фигераса, и Мелито Казальсу, своему доверенному фотографу, о намеренье построить здесь необычный музей. Несмотря на рвение гениального художника, ему пришлось ждать целое десятилетие, пока его мечта не начала воплощаться в жизнь. Причиной подобной задержки была нескончаемая тяжба между Мэрией Фигероса и Главным управлением изящных искусств, не желавшим финансировать проект. Недоверие Мадрида было вызвано концепцией музея, которую отстаивал создатель: Дали не собирался выставлять ни одной оригинальной картины, только репродукции. «Музей никого не разочарует,- настаивал художник.- У фотографий есть одно преимущество: они лучше оригинальных работ. Люди еще успеют разочароваться, когда увидят оригиналы.» В конце концов Дали пришлось уступить, и он согласился передать музею оригиналы картин. 13 октября 1970 года, после того как конфликт был улажен, начались работы по реконструкции здания театра. Силуэт Театра-Музея стал символом международного поп-арта. Его геодезический купол не спутать ни с чем, строительство крыши над сценой музея было поручено Эмилио Пересу Пиньейро и начались в январе 1973 года. Для этого архитектор использовал конструкцию из стекла и стали, вдохновившись работами американского дизайнера Ричерда Фуллера. В течение 1984 года стены здания постепенно покрылись буханками крестьянского хлеба. Ритмическим повторением хлебов дом должен был вызывать эффект, аналогичный особняку с раковинными Касса де Лас Кончас в Саламанке или итальянскому Палаццо Деи Диаманти. Этот прием, уже опробованный Дали в середине 50ых годов на доме в Кадакесе, говорил о преклонении художника перед хлебом. «Хлеб стал одним из давних предметов фитишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен.» Для завершения оформления экстерьера художник отобрал несколько гигантских яиц, похожих на те, что украшают дом Порт-Льигате. Выбор был вполне закономерным: Дали использовал яйца во многих своих картинах, перформансах, акциях и скульптурах. Помимо того, что яйца символизируют пищу, ампурданские яйца, особенно желтые, славятся своим качеством и ценятся на рынках гораздо дороже, чем другие. 12 октября 1983 года к театру был присоединен соседний дом Горгот, в ансамбль входила башня «сейчас известная как башня Галатея» и часть средневековых стен города. Позднее башня Галетея стала последней резиденцией художника. Согласно распоряжению художника, он был погребен здесь ос всеми почестями 25 января 1989 года. Предсмертное желание гения – слиться с этим скроенным по собственным меркам музеем было полностью в его характере. После смерти художника фонд «Галл-Сальвадор Дали» приобрел здание, примыкающее к башне Галатея. Постройка была переоборудована в музейный зал, в котором с 2001 года хранится великолепная ювелирная коллекция, придуманная Дали для Оуэна Читхема. Произведения из жемчуга, рубинов, сапфиров, золота и бриллиантов достойно венчает донкихотскую затею, мысль о которой в один летний вечер посетила Дали, пока он созерцал, как отражение колокольни Св.Петра постепенно исчезало в высыхающей луже. «Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.»
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Обьяснения к фотографиям творений Дали из книги
Выгодное соглашение и открытие музея…
В 1961 году на пост мэра Фигерасе избирается образованный и любящий культуру человек, поставивший цель поднять престиж города. Он и сделает его курортным и культурным центром Каталонии.
За помощью мэр обратился к великому уроженцу Фигераса и попросил Дали подарить городу и его жителям одну из его работ. В ответ Дали предложил создать необычный музей-театр, в котором будут не только произведения живописи, но и вся архитектура и интерьер пропитаны духом сюрреализма. В стенах театра будут проводиться и театрально-музыкальные представления.
Чиновники из Управления изящных искусств долго сопротивлялись, но в 1971 году всё же выделили средства на строительство музея. Четыре года ушло на восстановление здания старого театра, размещение коллекции и обустройства фасада и внутреннего интерьера.
Музей-театр торжественно открыл двери первым своим посетителям 28 октября 1974 г., став первым в мире музеем подобного типа.
«Постоянство памяти»
Это одна из известнейших картин великого художника. Она является своеобразным символом скоротечности и относительности временного пространства. Как это ни парадоксально, но идея написания этой картины пришла к художнику, когда он размышлял о плавленом сыре.
Картина представляет собой относительно спокойный пейзаж, на безмятежном фоне которого медленно плавятся и растекаются часы. Сам пейзаж является своего рода отражением внутреннего состояния художника. Большинство считают, что время – это своего рода прямая, у которой есть начало и есть конец. Но, по мнению великого художника, времени свойственно меняться и растягиваться, и наиболее точно можно было изобразить его именно в виде «мягких» часов.
В силу узнаваемости образов данной картины идеи и мотивы «Постоянства памяти» не один раз использовались в рекламных принтах.
В рекламе Lexus композиция осталась такой же, а вот все составляющие картины Дали заменены на соответствующие детали автомобиля. Тэглайн: Every piece is a masterpiece — «Каждая деталь — шедевр».
Уникальные предметы интерьера, созданые итальянской компанией Antartidee, вызывают аллюзии на работы Сальвадора Дали. Только представьте, как в реверансе перед вами склоняется комод, а часы расплавляются, как масло на солнце. В коллекции два направления – уникальные предметы интерьера и юмористические скульптуры, отражающие неординарное виденье общеизвестных профессий и хобби. Коллекция разрабатывается ведущими дизайнерами Италии Роберто Фериолио и Мауро Монтермини и отличается ярко выраженным стилем, поистине итальянской красочностью и фантазийностью. Все изделия коллекции Antartidee можно увидеть в музее Сальвадора Дали в Испании
Скульптура «в память Сальвадора Дали» — это памятник утекающему времени. Он установлен у входа в музей творчества Сальвадора Дали, который находится в городе Санкт-Петербург, в штате Флорида, США. Памятник очень оригинален и в точности отвечает не только своему названию, но и особенностям творчества Сальвадора Дали, известного своей сюрреалистической манерой живописи.
Экспозиция музея Дали
Музей Дали, расположенный в Фигерасе, способен похвастать собранием, включающим 1500 экспонатов. Большая часть – подлинные картины, имеются работы, написанные совместно с другими мастерами. Музей Сальвадора Дали в Фигерасе владеет весьма многогранной коллекцией. Поэтому он оптимален как для фанатов мастера, так и простых любителей всего необычного.
Посетители больше всего внимания уделяют собственному собранию Дали, которое было передано музею. От разнообразия глаза разбегаются: труды Эль Греко, платья Пако Рабанна и многое другое. Музей Дали в Фигерасе удивит и скульптурами, созданными основателем.
Гости музея отдают должное талантам Дали как художника, часами гуляя от зала к залу и оценивая знаменитые на весь мир работы. Однако представительницы прекрасного пола, оказавшиеся в Фигерасе, уделяют не меньше времени осмотру ювелирных украшений, выставленных в музее Дали. Они были созданы по эскизам художника лучшими мастерами своего дела из Испании.
С 2001 года на территории музея хранится ювелирная коллекция, придуманная для Оуэна Читхема. Она гармонично дополнила концепцию музея Дали в Фигерасе, став еще одним этапом к погружению в мир сюрреализма.
Сам Дали при работе над музеем в Фигерасе утверждал, что одна из его основных задач – сделать так, чтобы посетители уходили с ощущением, будто бы они увидели яркий театральный сон. Что ж, можно поздравить его с успехом.
Разумеется, музей Сальвадора Дали в Фигерасе имеет в своем распоряжении культовые работы художника. Например, у гостей музея есть шанс своими глазами оценить ряд грандиозных творений:
- «Призрак сексуальной привлекательности»
- «Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече»
- «Корзинка с хлебом»
- «Галатея со сферами», пр.
Музей Дали богатством своей коллекции вызывает восторг даже у далеких от высокого искусства персон.
Не стоит сомневаться, что музей Дали в Фигерасе позволит сполна прочувствовать бунтарский дух – отдельные залы предназначены для ознакомления с перформансами Сальвадора, трехмерными изображениями и скульптурами. Особого внимания из представленного в музее в честь Дали заслуживает комната с лицом Мэй Уэст, осознать многогранность которой можно лишь при подъеме на небольшую высоту. Данная работа лишний раз свидетельствует о необычном взгляде Дали. Выходец из Фигераса вновь удивил новаторским видением.
Христос Святого Иоанна Креста (1952)
Эта картина наполнена глубоким чувством веры и мистицизма. Вдохновлённый рисунком XVI века, выполненного св. Иоанном Креста, Дали изобразил своё видение распятия. Зритель смотрит на крест сверху, как бы, со стороны Бога Отца. Сам художник объяснял свою картину, что после двух видений у него чётко сформировалась композиция и сюжет картины. Вначале после первого видения он предполагал изобразить Христа в терновом венке и с кровью, которая превращается в красные гвоздики, но, после второго видения, в котором как бы говорилось, что Христа мало, а крови много, Дали убрал все кровавые атрибуты.
12
Где найти актуальную информацию о музее Дали
https://youtube.com/watch?v=Chx9s22ykdw
Узнать организационные нюансы можно в любое время суток на https://www.salvador-dali.org. Однако на сайте музея пока нет права выбора русского языка.
Сколько стоят билеты в музей Дали в Фигерасе
Взрослый билет – 16 евро. Дети младше 9 лет могут посетить музей Дали бесплатно при наличии взрослого с билетом. Ночное шоу в музее Дали оценивается примерно в 15 евро.
Наши советы по Барселоне:
- Как избежать очередей в достопримечательности Барселоны. Билеты в Саграда Фамилия и Парк Гуэль минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
- Экскурсии по Барселоне с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Барселону.
- Barcelona City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Барселоне и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- Отели Барселоны: наш выбор и рекомендации.
- Bus Turistic – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Барселоны быстро, с ветерком и комфортом.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
13.50€
35€
24€
7.90€
ПОСМОТРЕТЬ
Как появился музей Дали в Фигерасе
Здание, в котором ныне располагается известный на весь мир музей, появилось в Фигерасе еще в середине XIX столетия. Изначально здесь базировался городской театр. Любопытно, что во время одной из выставок в нем были размещены творения еще совсем юного Дали.
Гражданская война ударила не только по численности населения, но и всерьез отразилась на искусстве. Испанские гвардейцы разрушили, а позже почти полностью сожгли важный объект Фигераса, который затем был преобразован в музей Дали. К счастью, в 60-х годах прошлого века Сальвадор Дали договорился с мэром города о восстановлении театра и организации музея, где будут выставляться картины гения сюрреализма. Официальное открытие музея Дали состоялось в сентябре 1974 года.
Тайная вечеря (1955)
Будучи настоящим и темпераментным испанским католиком, Дали, использовал тексты Евангелия для воссоздания в своих полотнах новых идей, форм и нового содержания. Картина «Тайная вечеря» визуально похожа на фреску, её композиция строго симметрична. Те же позы Христа и его учеников, те же жесты, но от этого полотна совсем другое впечатление. Перед зрителем воссоздан интерьер со стеклянной крышей и стенами, скорее похожий на здание будущего. За огромными окнами безжизненный пейзаж, над которым распростёрты Божественные объятия. Центральная фигура Христа очень живая, несмотря на то, что она прозрачна и сквозь неё проглядывается пейзаж. В противовес прозрачности и наполненной Святого Духа сущности Христа, его ученики изображены самыми обычными людьми. Они склонили головы, слушая проповедь. Жестами рук Христос будто бы говорит зрителю, что Он есть сын Божий.
13
Описание интерьеров музея Дали
Немалая часть элементов музея, составляющих его внутреннюю отделку, была создана руками Дали. Например, сюрреалист лично занимался росписью стен залов, где ныне представлены его творения. Кроме того, Дали декорировал комнаты музея в Фигерасе, используемые для представления трехмерных версий работ.
Не нужно быть знатоком сюрреализма для понимания, что интерьер музея Дали в Фигерасе развивает идеи, представленные в картинах гения. Порой кажется, что узоры покинули пределы, созданные рамками, и материализовались в пространстве, придуманном Дали. Стеклянные стены с пустотами, коридоры, обрывающиеся тупиком в самом неожиданном месте, удивляют посетителей музея Дали с первых минут пребывания.
Описание интерьеров музея Дали
Сальвадор Дали прекрасно понимал, что лучший способ представить свое видение сюрреализма – создать иллюзию погружения в мир дерзкого направления, пропитав любимым течением в авангардном искусстве каждый уголок музея в Фигерасе. Здесь романтическая задумка сталкивается с реальным положением вещей, что дает столь неоднозначный результат. Дали приложил все усилия для погружения в собственный мир грез.
Метаморфозы Нарцисса (1937)
Сюрреалистичное полотно «Метаморфозы нарцисса» написано вод впечатлением от разговора двух рыбаков, который Дали случайно услышал, путешествуя по Италии со своей женой Галой. Мужчины бурно обсуждали своего знакомого, который обожал смотреться в зеркало. Это веселило рыбаков, и они называли его не меньше как чудаком «с луковицей в голове», то есть слегка больным на голову. В Древнегреческой мифологии Нарцисс был как раз самовлюблённым типом, которого боги превратили за это в цветок. А нарциссы — растения луковичные. Весь этот сюжет и воплотился на полотне Дали.
На переднем плане картины изображена рука, сжимающая яйцо, из которого произрастает цветок нарцисса. А с лева, сидящий на корточках и любующийся своим отражением человек, как бы повторяет форму руки с яйцом. Это отражение повторяется на вершине горы. Кстати, на most-beauty.ru вы можете посмотреть на фотографии самых красивых сортов нарциссов.
7
Популярность и текущее местоположение
В 1940-х годах Уильям Николс, главный редактор журнала This Week , увидел работу художника в художественной галерее . Найдя этот кусок, картину с изображением буханки хлеба, одну из самых очаровательных картин, которые он когда-либо видел, он напечатал ее в своем журнале, дав этому художнику первую массовую аудиторию . Журнал This Week Magazine , синдицированный воскресный журнал, в свое время имел тираж 15 миллионов экземпляров — самый большой в мире.
Картина находится в Театре-Музее Дали Фигерас, где хранится широчайший спектр работ Сальвадора Дали (1904–1989), управляемый Фондом Гала-Сальвадора Дали.
1962−1963 года — ДНК
Сальвадор Дали дружил с ученым Северо Очуа, от которого узнавал все последние новости из области науки. Также Дали приятельствовал с Фрэнсисом Криком, Джеймсом Уотсоном и Морисом Уилкинсом, которым была присуждена Нобелевская премия по физиологии или медицине в 1962 году за открытие ДНК.
Getty Images
Северо Очуа
Это открытие повлияло на Сальвадора, отразилось в его стереоскопических произведениях, где он воспроизводит структуру гена. Это открытие также подкрепляет желание художника обрести бессмертие. Кроме портрета умершего брата, про который мы писали в начале, одной из самых интересных работ, созданных Дали под впечатлением от научного открытия, стала картина GALACIDALACIDESOXIRIBUNUCLEICACID (оммаж Крику и Уотсону): на ней Дали совмещает изображение структуры гена с ангелами — и снова науку с религией. Возможно, он верит, что секрет бессмертия в совмещении этих двух противоположных вещей.
Личная жизнь
1929 год принес перемены в личную жизнь Сальвадора Дали и его родственников. Он встретил единственную любовь всей жизни — Елену Ивановну Дьяконову, эмигрантку из России, которая на тот момент была женой поэта Поля Элюара. Она называла себя Гала Элюар и была старше художника на 10 лет.
После первой же встречи Дали и Гала никогда больше не расставались, а его отец и сестра пришли от этого союза в ужас. Сальвадор-старший лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Ана Мария разорвала с ним творческие отношения. Новоиспеченные любовники поселяются на песчаном берегу в Кадакесе в небольшой лачуге без удобств, где Сальвадор начинает создавать свои бессмертные творения.
Сальвадор Дали и его жена Гала Дали
Через три года они официально расписываются, а в 1958 году состоялось их венчание. Долгое время пара жила счастливо, пока в начале 60-х годов не начался разлад в их отношениях. Пожилая Гала жаждала плотских утех с молоденькими мальчиками, а Дали стал находить утешение в кругу юных фавориток. Для своей жены он покупает замок в Пуболе, куда может приезжать только с согласия Галы.
Около 8 лет его музой была британская модель Аманда Лир, с которой Сальвадора связывали лишь платонические отношения, ему достаточно было часами наблюдать за своей пассией и наслаждаться ее красотой. Карьера Аманды разрушила их отношения, и Дали без сожаления расстался с ней.
Политический контекст
Дали написал в каталоге галереи Bignou в Нью-Йорке, что написал « Корзину хлеба» за два месяца, когда «происходили самые потрясающие и сенсационные эпизоды современной истории», и закончил «за день до окончания войны».
Подзаголовок картины « Скорее смерть, чем стыд» приобретает в этот период особое значение. Корзина расположена на краю открытого стола на совершенно черном фоне, что является предзнаменованием ее собственного жертвенного разрушения.
Адольф Гитлер , хорошо известный Дали, застрелился, прежде чем его удалось схватить 30 апреля 1945 года. В эссе Дали «Покорение иррационального», написанном в 1935 году, Дали говорит о «моральном голоде» современного человека. эпоху, когда немецкий народ искал помощи через Гитлера и национал-социализм . Дали пишет, что последователи Гитлера «систематически кретинизировались машиностроением» и « идеологическим беспорядком», которым они «тщетно пытаются укусить старческую и торжествующую мягкость пухлых, атавистических , нежных, милитаристских и территориальных спинок любой гитлеровской няни. . » Далее, этот «иррациональный голод» помещается перед культурным обеденным столом, на котором находятся только … холодные и незначительные остатки еды ». Гитлер, изображенный как пятка буханки хлеба на краю пропасти, резюмирует мнение Дали о Гитлере и его окончательной кончине.
Дали также сказал, что картина была написана в ту неделю, когда атомная бомба упала на Японию . «Моя цель состояла в том, чтобы достичь неподвижности предвзрывного объекта», — сказал Дали. В контексте атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки фраза «Скорее смерть, чем стыд» также может означать, что лучше умереть жертвой, чем нести позор за то, что сбросили бомбы.