Творчество
В начале 1870-х Владимир Маковский зарабатывал созданием иллюстраций для журналов, росписью иконостасов, плафонов, ваз. Это позволяло обеспечить близких. Его авторству принадлежит произведение «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», на создание которого Владимира Егоровича вдохновил рассказ «Бежин луг» Ивана Тургенева.
Картина принесла создателю медаль имени Виже-Лебрен, а также статус классного художника I степени. Последнее предполагало возможность получения дворянского титула, материального вознаграждения и поездку в Европу на обучение.
Полотно «Игра в бабки» привлекло к Маковскому интерес со стороны мецената Павла Третьякова. Картина была приобретена им для галереи, что стало своеобразным признанием таланта живописца.
Картина Владимира Маковского «Крах банка»
В 1870 году мастер в числе 15 других представителей искусства подписал устав Товарищества передвижных художественных выставок. В компании единомышленников он пытался облегчить реализацию плодов творчества и развитие интереса к искусству со стороны общественности. Поначалу художник просто состоял в товариществе, а затем оказался в его правлении.
В творческой биографии автора превалировали жанровые работы, основной сутью которых становилось описание житейских сцен. К числу юмористических творений относятся изображения с участием купцов, чиновников и мещан. Яркими примерами такого формата стали «В приемной у доктора», «Тихонько от жены».
В 1873 году увидела свет картина «Любители соловьиного пения», благодаря которой Маковский стал академиком живописи и получил финансовое вознаграждение. Полотна автора были представлены за рубежом. Они участвовали в экспозиции Всемирной выставки, проводившейся в Вене.
Спустя время юмор ушел из произведений Владимира Егоровича Маковского. Его сменила социальная тематика. Портфолио художника пополнилось портретами нищих и случайных прохожих. Сочувствие революционерам автор выразил в работах «Осужденный», «Крах банка» и «Ожидание». В полотнах живописец делал ставку не на описываемое действие, а на переживания персонажей, передавая драматизм ситуации посредством их эмоций.
Лейтмотивом творчества художника оставались изображения жанровых сцен с участием детей. В 1881 году появилась картина «В жаркий день», написанная в стиле реализма, присущего Маковскому. Вскоре художник-передвижник начал создавать произведения на крестьянскую тематику. К таким относилось, например, «Свидание».
Занятия живописью и работу над акварелями мастер совмещал с изготовлением гравюр на металле. В 1887 году свет увидел альбом из 12 работ, описывавший быт украинских крестьян. Тогда же художник занялся церковной росписью. В храме Христа Спасителя, расположенном в Харьковской губернии, мастер создал фрески и расписал иконостас. В сотворчестве с Илларионом Прянишниковым Маковский подготовил «Севастопольский альбом» с изображениями на тему Крымской войны.
Картина Владимира Маковского «Свидание»
В 1892-м живописец получил должность профессора Императорской академии художеств и спустя 2 года перебрался из Москвы в Санкт-Петербург. В Северной столице он открыл собственную мастерскую, а в 1895-м стал ректором Высшего художественного училища.
Революция 1905–1907 годов вдохновила деятеля искусства на создание тематических произведений. Но автор скрывал их от общественности, боясь увольнения из академии. В этот период живописец часто путешествовал, представляя авторские выставки. В 1915-м широко отмечалось 50-летие творческой деятельности Маковского.
С приходом к власти большевиков Владимира Егоровича уволили с занимаемой должности, но предоставили регулярную пенсию. В 1918-м на выставке передвижников были представлены произведения Маковского на революционную тематику.
«Осужденный» (1879)
Постепенно в сюжетах художника пропадает присущий ранним картинам юмор и ироничное отношение к персонажам. Полотна приобретают драматизм и неоднозначность. Таковы несколько вариантов картины, изображающей разночинцев, ставших на путь революционной борьбы, и отношение к таким деятелям представителей разных слоёв русского народа.
Молодого человека вооруженный конвой выводит из здания суда. На выходе его ожидают родственники, среди которых мать, отец, юная девушка и пожилой человек. Судя по всему, главный герой по происхождению из крестьян или городской бедноты. Его невеста и её отец относятся к более зажиточному классу. Художник не выказывает явной доброжелательности к осужденному, не видно сочувствия к нему и у окружающих. Он принес своим близким одно страдание – мать умоляюще сложила руки, увещевая сына, отец безутешно рыдает.
Да и сам революционер не выглядит непреклонным героем-страдальцем за народ. В его взгляде – потерянность и отсутствие убежденности в своей правоте. Маковский, картины которого – точное отражение царящих в обществе настроений, показывает изменение отношения к методам борьбы с существующим строем, к которым прибегали радикально настроенные партии и движения, подобные «Народной воле».
Наследие
Владимир Егорович отличался огромным трудолюбием и творческой плодовитостью. Результатом его многолетней работы стала подлинная энциклопедия самых типичных явлений русской действительности на изломе двух веков. Он обращался к темам разного масштаба – от бытовых сцен до массовых политических акций – и воплощал их с подлинным художественным мастерством.
Историки отечественного искусства отмечают, что к концу жизни В. Е. Маковский стал сторонником более консервативных взглядов на развитие живописи, отрицательно относясь к поискам новых тем и выразительных средств. Но масштаб этой фигуры в русском изобразительном искусстве от этого не становится мельче.
«На бульваре» (1886)
Маковский часто говорил, что в распоряжении художника всего несколько минут, за которые надо успеть рассказать то, что у писателя может занять много страниц. В 1880 годы мастер достиг наивысшего мастерства в создании подобных картин-новелл. Одной из подобных вершин и по живописному мастерству, и по содержанию является полотно «На бульваре». В этот период картины В. Е. Маковского содержат всего двух персонажей, но и их хватает для глубокого анализа общественных проблем огромного масштаба.
Перед нами маленькая повесть о драматическом изломе в жизни молодой семьи. Представляется, что они родом из деревни, где готовились прожить, подобно своим родителям, в обычных трудах и радостях крестьянского уклада. Но мужа потянуло в город, на заработки, на новую, «красивую» и интересную жизнь. И вот через какое-то время жена приехала навестить супруга. Теперь они чужие. Он успел пропитаться городским духом – тщательно следит за внешностью, в руках небольшая гармошка – видно, что ему больше всего нравится в городской жизни.
Девушка еще совсем молода, но уже понимает, что её может ждать в будущем, где она видит полную беспросветность. От этой картины Владимира Маковского так и веет тоской, она является своеобразным отображением и частной драмы двух маленьких людей, и демонстрирует масштаб национальной проблемы уничтожения привычного образа жизни, который складывался веками, а теперь разрушается по мере развития промышленных центров.
«Любители соловьев» (1873)
Это полотно представляло русскую живопись на Всемирной выставке в Вене, где было удостоено большого внимания со стороны зрителей.
За окном раздалась соловьиная трель, и трое мужичков заслушались, прервав своё немудреное застолье. Один, стоя, замер, глядя в окошко, пытаясь высмотреть маленькую пичужку. Второй, явно выпивший больше своих приятелей, взмахами ладони отсчитывает переливы соловьиной песни. Третий, самый солидный, слушает, задумчиво пощипывая бороду. Здесь все полно жизни и звука: свет из окошка, позы и жесты персонажей, пузатый горячий самовар, простой, но «вкусно» написанный натюрморт.
Известен отзыв об этой картине великого Достоевского, высоко оценившего исходящие от картины добро и внимание к простому человеку, имевшие не только русский, но и общечеловеческий масштаб
Биография художника Владимира Егоровича Маковского
Автопортрет
Художник Владимир Егорович Маковский родился в январе 1846 года, в Москве, в семье известного живописца и основателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Маковского Егора Ивановича.
Мама Владимира – Любовь Корнилиевна (урожденная Моленгауэр).
В семье было 5 детей: Александра, Константин, Николай, Владимир, Мария. Младшая сестра художника, Мария, стала певицей. Все остальные дети известны истории, как художники. И художники совсем не рядовые — действительно великие живописцы.
Семья проживала в квартире с видом на Кремль на берегу Москва-реки. В доме часто бывали известные люди – Гоголь, Глинка, Брюллов, Тропинин, Щепкин и т.д. Любовь Корнилиевна организовывала музыкальные, рисовальные и литературные вечера, которые были известны всей Москве.
От мамы Владимир Егорович унаследовал красивый голос, брал уроки игры на гитаре и скрипке, с раннего детства начал рисовать – первым учителем рисования у мальчика был В.А. Тропинин. В возрасте 15 лет Владимир Егорович написал первую настоящую картину «Мальчик продающий квас».
С 1861 по 1866 год Владимир Маковский учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, получает звание классного художника III степени и серебряную медаль за картину «Литературное чтение» (картина есть в галерее и вы имеете возможность оценить силу таланта двадцатилетнего художника).
Через три года Владимир Маковский получает звание классного художника I степени и золотую медаль. В этом же году в семье Владимира Егоровича рождается первенец и художник увлекается темой детства – он пишет целую серию картин на детскую тематику. Картину «Игра в бабки» покупает для своей галереи П.М. Третьяков. Можно говорить о том, что в 1869 году к художнику пришло всероссийское признание – в Третьяковскую галерею приобретались только лучшие картины.
В 1873 году за картину «Любители соловьев» Владимиру Маковскому присваивается звание академика, а сама картина выставляется на Всемирной выставке в Вене. Вот что написал о этой картине Фёдор Достоевский:
…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще.
В 1872 году Владимир Маковский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, а через два года его избирают членом правления Товарищества.
С 1882 года по 1894 год Владимир Егорович преподает живопись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1892 году художнику присвоили звание профессора.
В 1895 году Владимир Егорович Маковский назначается ректором Петербургской Академии художеств. Он возглавлял академию до 1918 года.
Умер художник в феврале 1920 года, похоронен на Смоленском православном кладбище в Петербурге.
Я очень долго подбирал картины для своей галереи. Тяжелый выбор. Владимир Егорович много работал и после него осталось щедрое творческое наследие. И все работы просто неразумно «втискивать» в одну галерею – глаз «замыливается», пропадает радость обретения, если так можно сказать. Я выбрал, для начала, 25 работ. Может быть не самых лучших из того, что было написано художником. Но я намерен продолжить тему и опубликовать на сайте если не все, то максимально возможное количество работ этого живописца.
Галерея[править | править код]
- «Крах банка», 1880
- «Цыганское гадание», 1912
- «Крестьянка с детьми», 1883
- этюд к картине «9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905-1907
- этюд картины «9 января 1905 года на Васильевском острове»
- «Ночлежники», 1889
- «Семья художника», 1893; Национальный музей искусств Азербайджана
Список работ
Список полотен кисти Маковского
- «Собиратель картин и рисунков», 1869, ГТГ (
)
- «Игра в бабки», 1870, ГТГ
- «Приемная доктора» 1870, ГТГ
- «Придворные певчие» 1870, ГТГ
- «Любители соловьев» 1873, ГТГ
- «Ожидание», 1875, ГТГ
- «Друзья-приятели», 1878, ЧОКГ
- «Осуждённый», 1879, ГРМ
- «Благотворительница», 1878
- «Толкучий рынок в Москве», 1879
- «У мирового», 1880
- «В четыре руки», 1880
- «Казначейство в день выдачи пенсии»
- «Крах банка», 1881
- «Оправданная», 1882
- «Моление о Чаше» ЦАК МПДА
- Портрет И. М. Прянишникова, 1883, ГТГ
- «Свидание», 1883, ГТГ
- «На бульваре», 1886—87, ГТГ
- Портрет И. Е. Цветкова, 1890, ГТГ
- Портрет И. Е. Сорокина, 1891, ГТГ
- Портрет Д. А. Ровинского, 1894, ГТГ
- «Семейное дело», 1884
- «Материалист и идеалист», 1900
- «Освящение публичного дома», 1900
- «Пастушки», 1903
- «9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905
- «Проводы новобранца», 1912, ГМИИ им. А. С. Пушкина, отдел личных коллекций
- «Девочка-сиротка», 1913; холст, масло
- «В сельской школе», 1883
«Игра в бабки» (1870)
Художник рано женился, и в 1869 году у него родился первый сын, ставший впоследствии также художником – Александр Маковский. Владимир Егорович, картины которого уже имели отчетливую жанровую принадлежность, с того времени много внимания уделяет детской теме. Среди таких его полотен выделяется картина, ставшая первой, закупленной знаменитым коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым. Это стало для Маковского символом окончательного признания его в качестве живописца.
Крестьянские дети играют в самую доступную для них игру. В ней используются бабки — маленькие косточки из скелета домашних животных – коровы или свиньи. Это соревнование в меткости: те косточки, в которые попали специальным битком (бабкой, утяжеленной свинцом), становятся добычей игрока.
…Сейчас для них главное – игра, которой они отдаются со всей страстью. Один, сидя, сосредоточенно подсчитывает добычу, другие внимательно ожидают очередного броска. Маковский, картины которого отличает дотошность в бытовых деталях, точен и в психологических нюансах. Все играющие обладают своим темпераментом, своим характером. Общее – мягкий юмор и оптимизм, неистребимый даже нищетой одежды и ветхостью окружающих построек.
Ранние картины Маковского отличает избыточная проработка деталей, иногда мешающая целостному восприятию. В дальнейшем кисть художника обретает большую свободу, а палитра станет более цельной, что позволит избежать некой пестроты, присущей, в частности, рассмотренной нами картине.