95 лет назад марк шагал завершил картину “над городом”

Главные герои картины

С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.

Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.

А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.

Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.

А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.

Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.

Почему они летают?. Как говорить с детьми об искусстве И почему коза зелёная? — Букник Младший

Мы продолжаем говорить с детьми об искусстве. Сегодня мы смотрим на картину Марка Шагала — одного из самых странных художников.

Марк Шагал (1887–1985) Над городом. 1914–1918 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

Они летают!

Да, они летят. На картине изображены влюблённые. Это сам Марк Шагал и его невеста Белла. Они встретились после долгой разлуки. Им хорошо, и они могут летать, как птицы.

Почему у него одна рука и у неё тоже одна рука?

Взлетев, юноша и девушка стали единым организмом. Одной руки ему достаточно, чтобы придерживать возлюбленную, а ей — чтобы удерживать равновесие.

Картина называется «Над городом», а под ними деревня.

Они летят над Витебском, родным городом Марка Шагала. Теперь это большой город, и дома в нём высокие. А когда художник жил там и писал картину (почти сто лет назад), Витебск был больше похож на деревню.

Почему он и она такие большие, а город под ними такой маленький?

Художник помещает нас, зрителей, как бы рядом с влюблёнными. Поэтому их фигуры мы видим близко, они крупные. Вместе с ними мы смотрим на город сверху и видим его с высоты полёта, поэтому домики и всё, что на земле, маленькое.

А почему коза зелёная?

Шагал показывает, что всё происходящее на картине немножко правда, а немножко сказка. Козы в то время паслись на улицах Витебска, но можно ли было встретить зелёную козу? С такой же вероятностью, как летающих влюблённых!

Почему на картине так много длинных заборов?

В Витебске действительно было много деревянных заборов — Шагал об этом вспоминал. Но, конечно, они окружали дома, а не выстраивались в ряд. Здесь же они как будто собраны для красоты: художник захотел, чтобы забор тоже стал персонажем картины.

Что это за фигурка под забором?

Это человек какает. Поскольку мы смотрим на город сверху, мы видим и тех, кто хотел бы спрятаться и не догадывается, что мы можем его увидеть.

  • Почему-то на улицах никого нет.
  • Видимо, изображено раннее утро, когда люди ещё спят.
  • Куда смотрят влюблённые, и что они видят?

Мы не знаем точного ответа. Влюблённые задумчивы — Белла смотрит в нашу сторону, но мы не можем поймать её взгляд, лицо Шагала повёрнуто назад. Заметно, что они думают о чем-то своем, как будто полёт для них — не чудо, а обычная прогулка.

ЧЕМ МАРК ШАГАЛ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВСЕХ АВАНГАРДИСТОВ

Что такое авангард? Искусство, которое идет вперед, которое делает то, чего не было раньше. С этой точки зрения Шагал, конечно, авангардист. Каждый авангардист создает собственный мир и стиль. Мир Шагала – это мир любви, красоты и чуда. И этому подчинены и стиль, и манера художника. Это и отличает его от многих художников XX века, которые очень часто изображали трагедии, негативные стороны мира, не красоту, а уродство. И хотя у Шагала тоже есть негативные вещи и трагические образы, но все-таки основной мотив – это любовь и свобода, радость и красота.

Лично я не уверен, что теория – такое уж благо для искусства. Импрессионизм, кубизм – мне равно чужды.

По-моему, искусство – это прежде всего состояние души.

А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земле.

Душа свободна, у нее свой разум, своя логика.

И только там нет фальши, где душа сама, стихийно, достигает той ступени, которую принято называть литературой, иррациональностью.

Я имею в виду не старый реализм, не символический романтизм, который принес мало нового, не мифологию, не фантасмагорию, а… а что же, Господи, что же?

Обрученные и Эйфелева башня, 1913 г. Национальный музей Марка Шагала, Ницца, Франция

К тому же чаще всего художники авангарда были людьми неверующими, даже антиклерикальными, некоторые, правда, вдохновлялись религиозным искусством (Гончарова, Петров-Водкин, даже Малевич), но по-своему понятым. А у Шагала религия и авангард сочетаются.

Видимо, он много унаследовал от хасидского иудаизма

А хасиды большое внимание уделяют эмоциям, будь то искренняя радость или глубокое покаяние перед Богом. Молитва у них выражается не только в словах, но и в пении, и в танце

Это тоже передалось Шагалу и отразилось в характере его живописи.

Был праздник: Суккот или Симхас-Тора. Деда ищут, он пропал. Где, да где же он?

Оказывается, забрался на крышу, уселся на трубу и грыз морковку, наслаждаясь хорошей погодкой. Чудная картина.

Пусть кто хочет с восторгом и облегчением находит в невинных причудах моих родных ключ к моим картинам. Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизнь и их поступки, напротив, сильно повлияли на мое искусство.

Праздник Кущей (Суккот), 1916 г. Галерея Розенгарт, Люцерн, Швейцария

Натурщицы сразу обижались, когда я их изображал в виде рыбок. А потом просили на память что-то оставить

Ольга Коршун:  
А вы помните свой первый профессиональный рисунок, которым вы бы гордились? Или, возможно, это произошло в той же изостудии в Доме пионеров?  

Валентин Губарев:  
Первая моя грамота была в изостудии, это еще очень юный возраст. Выставка была общая детская. И там единственный случай, когда я за такую тематику получил грамоту. После к этому не возвращался, потому что это была фантастическая тематика: покорение нашими космонавтами какого-то Юпитера, допустим. Это последний случай, когда я был фантастом в искусстве.  

Ольга Коршун:  
Их украли?  

Валентин Губарев:  
Да.  

Ольга Коршун:  
Это признание!  

Валентин Губарев:  
Я думал: «Вот, признание наконец-то». Боясь расправы, наказания, они все-таки пошли.  

Ольга Коршун:  
А что там было изображено?  

Валентин Губарев:  
В общем-то, я не скажу. Может быть, я уже начал проявляться своим стилем в то время. Где-то со второго курса появился Губарев, каким его знают. С иллюстрацией к Чехову, где можно было подключить иронию, Гоголь позволяет это делать. Естественно, это сразу натурщицы обнаженные обнаружили, когда я их в виде каких-то рыбок стал изображать. Вначале они обижались, зато, когда заканчивалась учеба, просили им на память что-то оставить. Это тоже признание.  

Почему коза зелёная

Марк Шагал любил зелёный цвет. Что не удивительно. Все-таки это цвет жизни, юности. А художник был человеком с позитивным мировоззрением. Чего только стоит его фраза «Жизнь – это очевидное чудо».

Он был по происхождению евреем-хасидом. А это особое мировоззрение, которое прививается с рождения. Оно зиждется на культивировании радости. Хасиды даже молиться должны радостно.

Поэтому ничего удивительного, что он себя изобразил в зеленой рубашке. И козу на дальнем плане – зелёной.

На других картинах у него даже лица зеленые встречаются. Например, в работе “Зеленый скрипач”. Так что зелёная коза – это не предел.

Марк Шагал. Зелёный скрипач (фрагмент). 1923-1924 гг. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк. Wikiart.org.

Но это не значит, что если коза, то непременно зелёная. У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».

И там коза – красная. Картина создана в 1917 году, и красный цвет – цвет только что вспыхнувшей революции, проникает в палитру художника.

Марк Шагал. Автопортрет с палитрой. 1917 г. Частная коллеция. Artchive.ru.

Я и моя деревня (1911)

Сцены из жизни деревни переплетаются с личным восприятием самого художника. Сложная диагональная композиция разделена на две части. В правой части крупное зелёное лицо художника, с левой стороны — голова ягнёнка. Эти двое пристально смотрят в глаза друг другу. Голова ягнёнка прозрачная, сквозь неё просматривается женщина, доящая корову.

В верхней части картины изображена деревня, по дороге между домов идёт крестьянин, а навстречу ему женщина, причем она изображена вниз головой. Всё вместе создаёт причудливую картину, которая передаёт ностальгию художника по родным местам.

2

«Лариса выходит замуж. – За кого? – Художник. – Ой, свят-свят, художники!»

Ольга Коршун:  
Ваши родители были против того, чтобы вы стали художником? Все-таки существует такой стереотип в обществе (это даже не стереотип, правда), что в этой профессии пробиваются только единицы, потому что определяет их талант. Ваши родители не говорили: «Валентин, становись врачом, учителем»?  

Валентин Губарев: 
Я даже забегу вперед. Это опасение, что я художник, появилось позже, у тещи, когда ей сказали: «Лариса выходит замуж. – За кого? – Художник. – Ой, свят-свят, художники!» Репутация такая, в общем-то, незавидная.  

А родители… Я думаю, они считали, когда я увлекался рисованием, что это от улицы как-то меня отстраняет. Хотя я ходил в спортивные секции, баскетбол, футбол. Но мне нравилось рисовать, и, видимо, моей мамочке посоветовали: раз рисует, отведи в Дом пионеров. И потом не только не возражали, мне кажется, им было приятно. Когда поступил в институт, они увидели, что это все-таки может быть профессией. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: