Поле зеленой пшеницы с кипарисом

Контекст

Ван Гог написал картину в психиатрической клинике, куда он попал после приступа душевной болезни. В палате он не мог писать с натуры — ее заменяли ему гравюры и литографии других художников.

Сюжет и композицию художник позаимствовал у Гюстава Доре, который за 18 лет до этого написал гравюру «Острог». Последняя была создана для книги Б. Жерральда «Лондон». На ней Доре изобразил «парад заключенных» в шестиугольном дворе Нью-Гейтской тюрьмы. Суть действа — в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.


Гравюра «Острог» Гюстава Доре. (wikipedia.org)

Ван Гог изменил форму двора, добавил цвет, отказался от четкой прорисовки фактуры кирпича и лиц всех героев, которые мог бы разглядеть зритель. Чтобы показать, насколько глубок каменный мешок, Ван Гог (как и Доре) изобразил двух летящих птиц.

Описание

На картине изображены золотые поля спелой пшеницы, темный провансальский кипарис, возвышающийся как зеленый обелиск справа, и более светло-зеленые оливковые деревья посередине, с холмами и горами, видимыми позади, и белыми облаками, кружащимися в лазурном небе над ними. Первая версия (F717) была написана в конце июня или начале июля 1889 года, в период безумной живописи и вскоре после того, как Ван Гог завершил «Звездную ночь» , в то время, когда он был очарован кипарисом. Скорее всего, это было написано « на пленэре », рядом с предметом, когда Ван Гог смог покинуть территорию приюта. Ван Гог считал эту работу одной из лучших своих летних картин. В письме к своему брату Тео , написанному 2 июля 1889 года, Винсент описал картину: «У меня есть холст с кипарисами с несколькими колосьями пшеницы, несколькими маками и голубым небом, похожим на кусок шотландского пледа ; толстый импасто, как у Монтичелли , и пшеничное поле на солнце, олицетворяющее сильную жару, тоже очень толстое ».

Ван Гог пришлось отпроситься живописи, чтобы иметь дело с некоторыми серьезными проблемами в связи с психическим заболеванием в конце июля и начале августа, но был в состоянии возобновить живопись в конце августа и начале сентября 1889. После создания камышовой перо рисунок из Работу, которая сейчас находится в музее Ван Гога в Амстердаме, он дважды скопировал композицию маслом в своей студии, одну примерно такого же размера (F615) и уменьшенную версию (F743). Более крупная студийная версия, вероятно, была нарисована за один присест, с небольшими более поздними изменениями, добавившими штрихи желтого и коричневого. Ван Гог набросал дизайн с углем underdrawing ; он нанес тонкую краску на кипарисы и небо, чтобы земля была видна местами, и толстая краска для пшеницы на переднем плане и облаков наверху. Характерно, что он предпочитал блестящий белый цинковый белый (оксид цинка) для белых облаков, а не свинцово-белый , несмотря на его плохие сушильные свойства, его палитра также включала синий кобальт для неба, оттенки хромово- желтого для пшеничного поля, виридиан и изумрудно-зеленый для кустов и кипарисов, и штрихи киноваря для маков на переднем плане, а также синтетический ультрамарин . Версия июльского «пленэра» была проработана гораздо более интенсивно, и ее можно считать этюдом для более продуманной сентябрьской студийной живописи. Он отправил меньшую и менее совершенную студийную версию своей матери и сестре в подарок.

Позднее, в сентябре 1889 года, Винсент отправил большую июльскую и сентябрьскую версии своему брату в Париж. Июльскую версию в 1900 году продала вдова Тео художнику Эмилю Шуффенекеру . Он прошел через руки коллекционера Александра Бертье и арт-дилера Поля Кассирера в Париже, где впервые был выставлен и сфотографирован в галерее Eugène Druet в ноябре 1909 года. Он был продан банкиру Францу фон Мендельсону (1865–1935) в Берлине в 1910 году и оставался с семьей Мендельсонов в Германии и Швейцарии, пока не был продан промышленнику Эмилю Бюрле в Цюрихе в 1952 году. Его сын Дитер Бюрле купил картину в 1993 году и впоследствии подарил ее Музею искусств Метрополитен в Нью-Йорке за 57 долларов. миллионов за счет средств, пожертвованных издателем, дипломатом и филантропом Вальтером Анненбергом .

В Национальной галерее в Лондоне хранится аналогичная версия, написанная в мастерской Ван Гога в сентябре 1889 года и купленная на средства Фонда Курто в 1923 году. Она без подкладки, никогда не покрывалась лаком или воском. Третья уменьшенная версия находится в частной коллекции (продана на Sotheby’s в Лондоне в 1970 году; в США в 1987 году).

Символизм

Эксперты объясняют, что кипарис стал для художника символом печали и упадка. Несмотря на то что верхушки кипарисов направлены строго вверх, на побережье Средиземного моря эти деревья традиционно считаются символом грусти. Именно кипарисы и изображал художник в конце восьмидесятых годов в своих произведениях. Исследователи объясняют это сложными душевными переживаниями мастера. Более того, кипарисовые деревья – это единственные объекты на картине, изображенные вертикально. Автор специально изобразил их отдельно от поля и выделил особенно ярким цветом, что создает большой контраст между чистым, спокойным полем и стремящимися в бессилии вверх одиноких деревьями.


Смотреть галерею

В нижней части полотна изображены светлые поля, пшеничные или ржаные. Создается впечатление, что они клонятся от внезапно налетевшего ветра. На заднем фоне изображены две развевающиеся, как пламя, кроны кипариса. Сам художник признавался, что очень увлекся этими деревьями. Он называл их великолепными. Очень контрастно смотрится, по сравнению с пшеничным полем, изумрудная трава. Как говорил Ван Гог, такие поля требуют большой наблюдательности от художника. Если долгое время всматриваться в их очертания, то можно заметить среди рядов пшеницы кусты ежевики или высокую траву. Так и попытался изобразить их автор с правого края своего полотна. На переднем плане, в самом низу картины, можно рассмотреть мазки, изображающие спелые ягоды на кусте.


Смотреть галерею

Еще более необычным изобразил автор небо на своей картине. На ясном чистом небосводе наблюдаются необычные завитки сиреневых облаков. Видимо, автором было задумано, что непогода на небе – это полная противоположность для спокойного и беззаботного бескрайнего поля, пшеничные колосья которого слегка качаются на ветру. Если внимательно посмотреть на небо, то среди разбушевавшихся облаков можно заметить еле видный полумесяц.

Отрывок, характеризующий Пшеничное поле с воронами

«Мадонной» в Италии звали женщин и девушек, когда при обращении им выражалось уважение. У меня похолодела душа – он знал моё имя… Но зачем? Почему я интересовала этого жуткого человека?!. От сильного напряжения закружилась голова. Казалось, кто-то железными тисками сжимает мозг… И тут вдруг я поняла – Караффа!!! Это он пытался мысленно меня сломать!.. Но, почему? Я снова взглянула прямо ему в глаза – в них полыхали тысячи костров, уносивших в небо невинные души… – Какие же книги интересуют вас, Мадонна Изидора? – опять прозвучал его низкий голос. – О, я уверенна, не такие, какие вы ищете, ваше преосвященство, – спокойно ответила я. Моя душа испуганно ныла и трепыхалась, как пойманная птица, но я точно знала, что показать ему это никак нельзя. Надо было, чего бы это не стоило, держаться как можно спокойнее и постараться, если получится, побыстрее от него избавиться. В городе ходили слухи, что «сумасшедший кардинал» упорно выслеживал своих намеченных жертв, которые позже бесследно исчезали, и никто на свете не знал, где и как их найти, да и живы ли они вообще. – Я столько наслышан о вашем утончённом вкусе, Мадонна Изидора! Венеция только и говорит – о вас! Удостоите ли вы меня такой чести, поделитесь ли вы со мной вашим новым приобретением? Караффа улыбался… А у меня от этой улыбки стыла кровь и хотелось бежать, куда глядят глаза, только бы не видеть это коварное, утончённое лицо больше никогда! Он был настоящим хищником по натуре, и именно сейчас был на охоте… Я это чувствовала каждой клеткой своего тела, каждой фиброй моей застывшей в ужасе души. Я никогда не была трусливой… Но я слишком много была наслышана об этом страшном человеке, и знала – его не остановит ничто, если он решит, что хочет заполучить меня в свои цепкие лапы. Он сметал любые преграды, когда дело касалось «еретиков». И его боялись даже короли… В какой-то степени я даже уважала его… Изидора улыбнулась, увидев наши испуганные рожицы. – Да, уважала. Но это было другое уважение, чем то, что подумали вы. Я уважала его упорство, его неистребимую веру в своё «доброе дело». Он был помешан на том, что творил, не так, как большинство его последователей, которые просто грабили, насиловали и наслаждались жизнью. Караффа никогда ничего не брал и никогда никого не насиловал. Женщины, как таковые, не существовали для него вообще. Он был «воином Христа» от начала до конца, и до последнего своего вздоха… Правда, он так никогда и не понял, что, во всём, что он творил на Земле, был абсолютно и полностью не прав, что это было страшным и непростительным преступлением. Он так и умер, искренне веря в своё «доброе дело»…

История одного шедевра. «Пшеничное поле с воронами», Винсент Ван Гог

1890г. Холст, масло. Размер: 50.5×103 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам Одна из самых знаменитых картин нидерландского живописца. «Пшеничное поле с воронами» долгое время считалась последней работой, которую Винсент написал перед самоубийством. Однако точных подтверждений этому нет. Существует версия, что Винсент покончил с собой в процессе написания этой картины. Именно такая версия финала жизни художника была представлена в фильме «Жажда жизни», где актёр, играющий Ван Гога (Кирк Дуглас), стреляет себе в голову в поле, завершая работу над полотном. Тем не менее, у этой теории нет никаких доказательств, кроме выраженной депрессивности картины, что, вероятно, и вызвало ассоциации с последовавшим вскоре самоубийством художника. Трудиться над этим полотном Винсент предположительно закончил 10 июля 1890 года, за 19 дней до своей смерти. Исследование писем Ван Гога с высокой долей вероятности свидетельствует о том, что его последней работой стала картина «Пшеничные поля», хотя в этом вопросе всё ещё существует неоднозначность. «Пшеничное поле с воронами» написано грубыми, почти неряшливыми мазками. Создается впечатление, что Винсент создавал картину в полном отчаянии. В тяжелом грозовом небе, зловеще кружащих низко над землей черных птицах и пустой дороге, уходящей вдаль, искусствоведы и ценители творчества Ван Гога усматривали намек на явное намерение как можно скорее покинуть этот бренный мир. Депрессивность и мрачность картины в полной мере иллюстрирует ту душевную пропасть, которая привела Ван Гога к гибели. Картина разделена на две части, резкий контраст которых звучит тяжелым дисгармоничным аккордом. Густые, почти черные мазки неба создают в верхней части нервозную динамику. Желтая пшеница сгибается под порывами ветра. Три извилистые неровные дороги как будто уходят в никуда, теряясь среди колосьев. Чем-то испуганные вороны стаей рвутся к небу, выписывая на холсте буквы «М». Их глухая чернота придает картине некоторую глубину, но при этом делает ее еще более мрачной. Ван Гог писал, что при виде бескрайних пшеничных полей его охватывает тоска и грусть. Здесь мы видим крайнее проявление этих эмоций. Мазки хаотично набросаны на холст тяжелой нервной рукой человека, который уже не имеет контроля над своим состоянием. Тяжкий груз жизненных потерь, острых внутренних противоречий перевесил то прекрасное светлое начало, которое Ван Гог, к сожалению, так и не смог донести людям при жизни. О других шедеврах по тегу

Источник

Духовное значение

В молодости Ван Гог думал о служении, чтобы служить трудящимся. Некоторое время он учился в Нидерландах, но его рвение и добровольный аскетизм стоили ему краткосрочного поста в мирском служении. Он стал несколько озлобленным и отверг церковный истеблишмент, но нашел личную духовность, которая утешала и была для него важна. К 1879 году он изменил направление своей жизни и обнаружил, что может выражать свою «любовь к Богу и человеку» через живопись.

Ван Гог писал природу, которая была главной темой его работ в последние 29 месяцев своей жизни, чтобы облегчить его болезни и душевные страдания. До этого периода он отвергал то, что считал узкой религией своих родителей, и занимал почти нигилистическую позицию, в отличие от Ницше , по отношению к религии и Богу. Именно среди цветущих деревьев, оливковых садов и полей Ван Гог чаще всего находил «глубокий смысл», потому что видел в их циклах аналогию с человеческой жизнью. Он написал Тео, что смерть, счастье и несчастье «необходимы, полезны» и относительны, заявив: «Даже столкнувшись с болезнью, которая меня ломает и пугает, эта вера непоколебима».

Поль Гоген , Христос в оливковом саду , 1889 год, Художественный музей Нортона , Уэст-Палм-Бич, Флорида

Обратите внимание на рыжие волосы на автопортрете Христа / Гогена, цвет которых был описан как «сверхъестественно красный» и прямо вызывает ассоциации с Ван Гогом.. Осенняя работа была своего рода реакцией на недавние композиции « Христос в масличном саду » его друзей Поля Гогена и Эмиля Бернара

Разочарованный их работой, которую он охарактеризовал словами «ничего не наблюдалось», Ван Гог писал «в рощах утром и вечером в эти ясные, холодные дни, но при прекрасном ярком солнечном свете», в результате чего получилось пять холстов над тремя, которые он закончил. ранее в этом году. Он написал своему брату Тео: «То, что я сделал, является довольно жесткой и грубой реальностью по сравнению с их абстракциями, но это будет деревенское качество и будет пахнуть землей». Вместо того, чтобы пытаться воссоздать, на что могла быть похожа сцена, он объяснил, что «можно выразить тоску, не ссылаясь на настоящую Гефсиманию, и … нет необходимости изображать фигуры из Нагорной проповеди, чтобы выразить нежное и успокаивающее чувство «. Он также прокомментировал: «Я не буду рисовать Христа в Елеонском саду, но нарисую урожай оливок так, как можно видеть его сегодня, и, придав фигуре человека надлежащее место в нем, можно было бы напомнить об этом. «

Осенняя работа была своего рода реакцией на недавние композиции « Христос в масличном саду » его друзей Поля Гогена и Эмиля Бернара . Разочарованный их работой, которую он охарактеризовал словами «ничего не наблюдалось», Ван Гог писал «в рощах утром и вечером в эти ясные, холодные дни, но при прекрасном ярком солнечном свете», в результате чего получилось пять холстов над тремя, которые он закончил. ранее в этом году. Он написал своему брату Тео: «То, что я сделал, является довольно жесткой и грубой реальностью по сравнению с их абстракциями, но это будет деревенское качество и будет пахнуть землей». Вместо того, чтобы пытаться воссоздать, на что могла быть похожа сцена, он объяснил, что «можно выразить тоску, не ссылаясь на настоящую Гефсиманию, и … нет необходимости изображать фигуры из Нагорной проповеди, чтобы выразить нежное и успокаивающее чувство «. Он также прокомментировал: «Я не буду рисовать Христа в Елеонском саду, но нарисую урожай оливок так, как можно видеть его сегодня, и, придав фигуре человека надлежащее место в нем, можно было бы напомнить об этом. »

Библиография

  • Дю Кен-Ван Гог, E (1913). Личные воспоминания Винсента Ван Гога . Бостон и Нью-Йорк: Компания Houghton Mifflin.
  • Эдвардс, К. (1989). Ван Гог и Бог: творческий духовный поиск . Чикаго: Издательство Университета Лойолы. ISBN  0-8294-0621-2 .
  • Элкинс, Джеймс (2004). Картины и слезы: История людей, плакавших перед картинами . Лондон: Рутледж. ISBN  0-415-97053-9 .
  • Эриксон, К. (1998). У ворот Вечности: Духовное видение Винсента Ван Гога . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдсманс.
  • Джетани, S (2009). Божественный товар: открытие веры за пределами потребительского христианства . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван (электронная книга). ISBN  978-0-310-57422-4 .
  • Leeuw, R (1997) . van Crimpen, H, Berends-Albert, M. ed. Письма Винсента Ван Гога . Лондон и другие места: Penguin Books.
  • Манкофф, Д. (1999). Цветы Ван Гога . Лондон: Frances Lincoln Limited. ISBN  978-0-7112-2908-2 .
  • Норденфальк, К. (2006). Жизнь и творчество Ван Гога . Нью-Йорк: Философская библиотека.
  • Пур, H (1976) . Композиция в искусстве . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications.
  • Сильверман, Дебора, (2000) Ван Гог и Гоген: поиски священного искусства . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN  978-0-374-28243-1 .
  • Stoesz, D (2010). Проблески благодати: размышления тюремного капеллана . Виктория, Британская Колумбия: Friesen Press. ISBN  978-1-77067-179-9 .
  • Ван Гог, V; Сух, Х. (2006). Винсент Ван Гог: Автопортрет в искусстве и литературе . Нью-Йорк: Black Dog & Leventhal Publishers.
  • Уоллес (1969). Редакторы книг Time-Life. изд. Мир Ван Гога (1853–1890) . Александрия, Вирджиния: Книги времени-жизни.

С чего все начиналось

Первые признаки его стиля появляются на его картине «Цветущий Каштан» 1887 года. Этот пышно растущий каштан имеет в своем основании четко изображенный ствол и ветви. Но ближе к кроне дерева и, в целом к краям картины, Ван Гог применяет свою особую технику. Области начинают образовывать завитки и завихрения, в том числе и на фоне растительности. Дерево в центре как бы остается в фокусе, в то время как все остальное становится расплывчатым за счет завихрений.

Когда Ван Гог находился в психиатрической лечебнице Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми, из окна открывался вид на пшеничные поля и темные провансальские кипарисы, а вдалеке виднелись Альпийские горы. В период интенсивного творчества в июне и июле 1889 года он сначала нарисовал части того, что открывалось его взору, а затем превратил эти рисунки в картины.

Винсент Ван Гог, «Кипарисы» (1889).

Возможно, этот рисунок пером и чернилами (сверху) был его первым дублем. Так как следующая картина маслом (ниже) в точности повторяет образ предыдущей, если не считать добавившиеся детали.

Винсент Ван Гог, «Кипарисы» (1889).

Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле с кипарисами» (1889), черный мел и перо.

Затем он увеличил обзор, чтобы картина включала пшеничное поле с кипарисами, которое он нарисовал черным мелом и своим тростниковым пером (сверху). Скорей всего он рисовал эту часть вне здания лечебницы, так как достичь такого вида из окна весьма трудно. Он понял, что из этого получится хорошая картина, поэтому начал рисовать снова на подготовленном холсте размером примерно 73 на 93 см.

Винсент Ван Гог,«Пшеничное поле с кипарисами» (1889).

Скорей всего он закончил картину в один присест, так как это первоначальная версия того произведения, которое он напишет позже тем же летом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector