Почитание
Марфа почитается как святая в Римско-католической церкви и Восточной православной церкви , и ее чествуют лютеранская церковь и Англиканская община . Со временем, по мере развития почтения к Святой Марфе, преобладали образы зрелости, силы, здравого смысла и заботы о других.
Праздничные дни
Латинская церковь отмечает свой престольный праздник 29 июля и отмечает ее сестру Мэри Бетани и ее брат Лазарь из Вифании в тот же день. Праздник Марты, классифицированный как «полудвойник» в Тридентском календаре , стал «простым» в общем римском календаре Папы Пия XII , «праздником третьей степени» в общем римском календаре 1960 г. и « Мемориал » в нынешнем Общеримском календаре .
В восточных православных и византийские Rite Восточные Католические Церкви память Марфу и сестру Мэри 4 июня Они также ознаменовать их коллективно среди жен-мироносиц в воскресенье из Жен — Мироносиц (третье воскресенье пасхальной -ie, второе воскресенье после Пасхи Воскресенье). Марта также фигурирует в праздновании Лазаря в субботу (день перед Вербным воскресеньем ).
Марта отмечается 29 июля в святцы в лютеранской церкви (вместе с ее братьев и сестер Марии и Лазаря) и в святцы в епископальной церкви .
Марта вспомнила (с Марией и Лазаря ) в англиканской церкви с Мала фестиваля на 29 июля .
Наследие
Епархиальный храм св. Марты и приход св. Роха в Патеросе, Филиппины. Единственная святыня в Юго-Восточной Азии, посвященная Святой Марте.
В Сестры Марфо являются религиозные конгрегации основана в Антигониш, Новая Шотландия , в 1894 году.
Церкви
Реликвия из костей Святой Марфы, Богородицы и Ученики Господней, почитаемая в ее епархиальном святилище в Патеросе.
Святой Марфе посвящен ряд церквей, в том числе:
-
Римско-католические церкви
Приход Святой Марфы в Имусе, Кавите. Единственный приход в Имусской епархии, посвященный святой Марфе.
- Европа:
- Соединенные Штаты:
- Азия
- Римско-католическая епархия Пасига : епархиальный храм св. Марты и приход св. Роха , Патерос, Филиппины , и приход св. Марты в Калаваан-Пасиг.
- Римско-католическая епархия Имуса : приход Святой Марты, Greengate Homes, Малагасанг II-A, город Имус, провинция Кавите.
- Австралия:
- Англиканская община:
- Канада:
- Англия:
- Сент-Марта-он-Зе-Хилл в графстве Суррей
- Брокстоу , Ноттингемшир
- США: Епископальная церковь Святой Марты в:
- Папиллион, Небраска
- Бетани-Бич, Делавэр
- Лексингтон, Кентукки
- Святые Марфа и Мария, Иган, Миннесота
- Методист:
- Лютеранский:
Портрет придворного шута «Эль Примо» (1644)
Диего Веласкес — мастер острохарактерных портретов. Среди картин монархов и придворных особ известно множество портретов придворных карликов. В период с 1630–1640 годов художник написал целую серию изображений маленьких людей. В них он отобразил их характер и трагическую сущность. Одна из таких работ — изображение шута Эль Примо (в переводе с испанского «кузен»). При жизни человека звали Дон Диего де Аседо. Он занимал особое положение у короля Филиппа IV — был хранителем королевской печати и личным посыльным короля. На картине изображён тщедушный человечек, держащий в руках большой фолиант. Привилегию оставаться в шляпе при короле имели карлики и близкие родственники (кузены). Возможно, именно из-за этой привилегии так называли при дворе Дона Диего де Аседо.
Эта работа насыщенна острым драматизмом. Лицо карлика очень интеллигентно и светится благородным умом. Но его физические недостатки: горб, маленькие ручки и ножки, нельзя назвать уродливыми. На фоне остальных портретов карликов этот человек выглядит очень достойно.
9
Картины Веласкеса
Диего Веласкес (1599–1660) — испанский художник, считающийся одной из главных фигур испанского золотого века. Большинство работ Веласкес создал при дворе испанского короля Филиппа IV, а в 19-ом веке его известность распространилась за пределами Испании, а полотна художника стали образцом для подражания многим реалистам и импрессионистам. С того времени мастер считается влиятельной и значимой персоной для всего европейского искусства.
Триумф Вакха (1629)
Известная под названием «Пьяницы», картина изображает римского бога урожая, винограда и виноделия Вакха, в окружении нетрезвых мужчин. Композиционно работу можно разделить на две части. Слева расположена светящаяся фигура Вакха в расслабленной, но доминирующей позе. Справа, на испанский манер, изображена группа пьяниц.
Кузница Вулкана (1630)
Эта картина демонстрирует античный мифологический сюжет, в котором бог Аполлон посещает Вулкана, создающего оружие для бога войны. Аполлон сообщает Вулкану о неверности его жены. Веласкес, мастерски располагая фигуры, создает удивительное ощущение глубины.
Старуха, жарящая яйца (1618)
В период раннего творчества Веласкес был известен своими забавными жанровыми сценами. Среди лучших картин этого периода можно назвать изображение пожилой женщины, готовящей блюдо из яиц. Автор использовал сильные контрасты между светлыми и темными фрагментами наполненной рядом деталей композиции.
Христос на кресте (1632)
Созданная в середине творческого пути художника, работа изображает распятого Иисуса. Оригинальное полотно, передающее спокойствие, достоинство и благородство Христа, считается поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Самая известная религиозная работа мастера вдохновила множество литераторов, в том числе, Мигеля де Унамуно — на создание «Христа Веласкеса».
Портрет Инфанты Маргариты (1659)
Эта работа — один из нескольких портретов дочери Филиппа IV, который показывает мастерство Веласкеса-портретиста. Также художник создавал и другие картины с изображением королевских детей, но наиболее известной является именно эта работа.
Пряхи (1657)
Считается, что данная работа изображает греко-римский мифологический сюжет, согласно которому невероятно талантливая ткачиха Арахна оскорбила Афину своей красотой и самоуверенностью. Согласно мифу, что Зевс превратил девушку в паука.
Сдача Бреды (1634)
Работа демонстрирует обмен ключами, имевший место быть через три дня после сдачи голландского города Бреда. Картина входила в серию из двенадцати картин с батальными сценами, заказанную Филиппом для Зала Королевств в Буэн-Ретиро (Мадрид). Веласкес выбрал сюжет для иллюстрации, показывающий гуманные события на фоне последствий войны.
Венера с зеркалом (1649–1650)
Единственная работа Веласкеса с обнаженной женщиной изображает Венеру, римскую богиню любви, красоты и плодородия, вместе с сыном Купидоном. Кокетливость героини достигается благодаря богатой цветовой палитре и теплым тонам, придающим картине оттенок эротичности.
Портрет Иннокентия X (1650)
Во время поездки в Италию Веласкес предложил папе создать его портрет. Но согласие было получено не сразу, так как папа хотел удостовериться в опытности и навыках мастера. Убедить его помог художник Хуан де Пареха, после чего Веласкес принялся за работу. Тем не менее, художник изобразил Иннокентия в беспощадно правдивой манере, что изначально многих пугало. Однако папа остался доволен и, согласно легенде, сказал: «Все слишком верно!».
Менины (1656)
Один из самых знаменитых портретов мастера изображает пятилетнюю Маргариту Терезу, ее служанок и фрейлин, телохранителей, карликов и собак. Слева можно видеть автопортрет художника с кистью. И по сей день «Менины» являются одной из самых анализируемых и популярных картин западного искусства.
Интерпретация
Мария предпочла слушать учения Иисуса, а не помогать сестре готовить еду. Иисус ответил, что она права, потому что нужно только одно
Чтобы упростить, это часто интерпретируется как духовные ценности более важны, чем материальные дела, такие как приготовление пищи
Два разных слова описывают ее страдания — «беспокоиться» и «отвлекать» — и Лука соответственно удваивает ее имя и использует аллитерацию, чтобы привлечь внимание к ее тревожному поведению (греч. Μάρθα Μάρθα μεριμνᾷς, Марфа, Марфа, merimnas в Луки 10:41) .
Мистик XIII века Мейстер Экхарт в своих проповедях предлагал иную интерпретацию, утверждая, что созерцание не обязательно лучше работы. Мэтью Фокс пишет: «Сострадание и дела, рожденные из сострадания, сами по себе являются актами созерцания». Экхарт видит в Марте фигуру более высокого уровня совершенства. Экономист Генри Эргас рассматривает эту интерпретацию как «уникальную западную сакрализацию тяжелого труда, бережливости и стремления».
Конфликты
Некоторые христиане и ученые объединяют визит Иисуса в Луки 10 к Марфе и Марии в безымянной галилейской деревне с посещением Иоанном Иисусом Лазаря , Марфы и Марии в Вифании , Иудея , во время которого Иоанн постулирует помазание Иисуса . В свою очередь, это Иоанновое помазание Иисуса в Вифании было объединено с помазанием Иисуса грешной женщиной в Галилее из Луки 7. Более того, в католической средневековой традиции Мария Вифанская, как правило, объединяется с Марией Магдалиной (которая также была объединена с грешной женщиной Наин в Евангелии от Луки 7), хотя Новый Завет, скорее всего, означает трех разных людей в трех разных событиях.
Живопись
В начале творческой биографии Веласкес имел репутацию художника, изображающего на своих холстах бедных крестьян и простолюдинов. Наиболее известными работами того периода считаются «Старуха, жарящая яйца», «Двое юношей у стола» и «Завтрак».
Диего Веласкес с поразительной точностью представлял на полотнах людей и окружавшие их предметы, делая упор на контрастном освещении фигур переднего плана и плотности письма. Подавляющая часть картин была выполнена с применением темного фона, который придавал им некоей выразительности и безвоздушности.
В 23-летнем возрасте Веласкес отправился в Мадрид с рекомендательным письмом к архиепископу Хуану Родригесу де Фонсеке. Архиепископ ознакомился с письмом, после чего представил Диего придворному герцогу Оливаресу.
«Старуха жарящая яйца»
Тогда же Оливарес заказал у молодого мастера свой портрет. Когда работа была завершена, герцог был впечатлен талантом Веласкеса, вследствие чего помог ему познакомиться с монархом Филиппом IV. Уже в следующем году его поселили в Мадриде, заверив, что другие живописцы никогда не станут писать портреты короля.
Первый портрет Филиппа IV Диего создал в 1623 г. Правитель сразу рассмотрел в нем талант, поскольку сам обучался рисованию. Позднее он занял 1-е место в конкурсе живописцев, организованном королем, темой которого было изгнание мавров.
В результате, Веласкес удостоился должности камергера и стал придворным художником, имея все условия для полноценной жизни. В начале 1630-х годов он начал писать портреты королевской семьи и приближенных Филиппа IV. За годы творческой биографии он создал свыше 40 портретов монарха.
Любопытно, что кисти живописца принадлежит несколько работ с изображением королевских шутов и карликов, к которым он относился с уважением и состраданием. Тогда же Веласкес стал автором знаменитой картины «Христос на кресте», изобразив Мессию сразу после его мученической смерти.
В конце следующего десятилетия монарх отправил его в Италию, с целью покупки для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и скульптуры. В Ватикане ему оказал теплый прием папа Иннокентий X, заказавший ему собственный портрет.
Спустя 3 месяца Диего Веласкес закончил работу, которая поразила весь Рим. Сам понтифик восторженно воскликнул – «Слишком правдиво!», после чего наградил автора золотой цепью и папской медалью. Одновременно с этим, мастера включили в состав Римской академии. Тогда же он завершил трудиться над картиной «Венера с зеркалом».
Домой Веласкес вернулся весной 1651 г., представив Филиппу приобретенные предметы искусства. В последующие годы биографии он приступил к написанию самых выдающихся произведений в своей карьере – «Менины» и «Пряхи».
Портрет папы Иннокентия X
Каждая из этих работ была наполнена глубоким подтекстом благодаря детализации, позам персонажей, их расположению и освещению. Данные полотна до сих пор являются предметом жарких дискуссий среди искусствоведов. Специалисты выдвигают разные версии относительно их сюжета и подтекста.
Последние портреты королевских особ кисти Веласкеса, создавались незадолго до кончины мастера. Они считаются одними из лучших произведений живописца. Например, в «Инфанте Маргарите Австрийской», техника Диего достигла своего пика: мигающие пятна цвета на широких поверхностях создают практически импрессионистический эффект 3-мерного пространства.
Праведные Марфа и Мария
Краткое житие святых праведных жен Марфы и Марии, сестер праведного Лазаря.
празднование 4/17 июня Праведные сестры Марфа и Мария уверовали во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря.
Лазарь, которого Господь наш Иисус Христос называл Своим другом, и его сестры жили в Вифании, селении, расположенном недалеко от Иерусалима на одном из склонов горы Елеонской. Господь часто бывал в их доме: идя в Иерусалим, и возвращаясь из него в Галилею, Он заходил к ним по пути.
Однажды, приняв Иисуса с учениками, старшая сестра стала готовить большое угощение для гостей, а Мария села у ног Иисуса и стала слушать Его. Сознавая, что одной ей не справиться с приготовлением трапезы, Марфа обращается к Господу: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне.» Не с укором, а с чувством глубокого сожаления, ответил Христос на просьбу озабоченной Марфы: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же благую избрала часть, которая не отнимется от нея». (Лука Гл.10. 40,41)
Именно с этим семейством связано одно из самых поразительных чудес, совершенных Господом во время Его земной жизни: воскрешение умершего Лазаря. Когда Господу сообщили о болезни Лазаря, Он был недалеко от Вифании, но не пошел сразу туда, а задержался на два дня. Иисус знал, что Лазарь умрет, но сказал Своим ученикам, что болезнь Лазаря «…не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.» Он знал, что воскрешением умершего Лазаря прославится Бог и, что слава эта прославит и Его, совершившего такое чудо, Сына Божия. Когда Иисус приближался к Вифании, то Ему сказали, что Лазарь умер и четыре дня уже во гробе. Навстречу Ему вышла сестра умершего, Марфа. «Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой; но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.» (Иоан. Гл.11. 21,22) Затем Марфа приводит ко Господу и сестру свою Марию, которая говорит те же слова, что и Марфа. Слезы Марии, исторгнутые из глубины ее удрученной горем души, вызвали слезы у Господа. На глазах многолюдной толпы совершилось непостижимое человеческому уму чудо: встал из гроба не мнимо-умерший, а человек, труп которого уже разлагался и издавал смрад. Многие, видя это небывалое чудо, уверовали в Господа.
Был Господь в доме Лазаря и за шесть дней до Пасхи. «Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт нардоваго чистаго драгоценнаго мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его: и дом наполнился благоуханием от мира.» (Иоан. Гл.12. 2, 3)
Святые сестры были в числе жен-мироносиц, которые в числе первых удостоились видеть воскресшего Христа.
По убиении святого архидьякона Стефана, наступили гонения на Церковь Иерусалимскую. Праведный Лазарь был изгнан из Иерусалима. Святые сестры Марфа и Мария последовали за ним. Они помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.
Инфанта Маргарита в розовом (1660)
Маргарите десять лет. Необъятный кринолин сравнялся с ростом принцессы, причёска похожа на сложное сооружение. Взгляд девочки обречённый. Она знает, что её ждёт — безоговорочный брак и отъезд в чужую страну. Но всё равно, она — прекрасный драгоценный камень в императорской короне. Белокурые волосы, нежное лицо, царственное платье, покрытое прозрачной вуалью с розовыми полосками, создают очень нежный и трогательный образ.
Это последний портрет инфанты, выполненный Веласкесом. В августе этого же года он ушёл из жизни, оставив после себя прекрасные детские портреты маленькой прелестной инфанты. Больше так её никто не писал. Глядя на последующие портреты Маргариты, можно сказать, что Веласкес обожал свою модель, а любовь, как известно, превращает даже самую невзрачную женщину в красавицу.
7
Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа (1655)
Маленький портрет, всего 60 на 70 см, изображает малышку-инфанту, которой едва исполнилось четыре года. Это один из первых портретов будущей императрицы Священной Римской империи, из целой галереи портретов, которые написал Веласкес. Он был очарован девочкой, и все детские и подростковые портреты инфанты светятся теплотой, с которой художник изображал свою обожаемую модель. Несмотря на жёсткие требования парадного портрета королевской особы, Веласкес изобразил прелестного ребёнка с чистым открытым взглядом. Девочке разрешили держаться за стол, так как позирование занимало много времени, и маленькому ребёнку было трудно устоять в тяжёлом платье. Детство малышки закончилось в 14 лет, когда её выдали замуж за своего дядю, императора Священной Римской империи. Через семь лет, в возрасте 21 года, после рождения шестого ребёнка она умерла.
5
Изображение в литературе
В стихотворении Редьярда Киплинга « Сыновья Марфы » Киплинг защищает людей, которые посвящают себя работе, как Марфа.
В своей книге двери восприятия , Олдос Хаксли упоминает историю о Марии и Марфе, обращаясь различие между тем, что он называет «путь Марии» и «пути Марфы». Хаксли отмечает, что во время его опытов с мескалином время, кажется, стоит на месте, и созерцание — путь Мэри — правит днем. Обычные заботы уходят на второй план. В одном отрывке Хаксли пишет: «Мескалин открывает путь Марии, но закрывает дверь перед Марфой».
В романе Роберта А. Хайнлайна « Достаточно времени для любви » персонаж Минерва говорит: «Я Марта, Лазарь, а не ее сестра Мария». Это, как ответ на попытку другого персонажа описать ее внешность, является свидетельством ее гордости за то, что она имеет практические взгляды.
В романе Tale Служанки по Маргарет Этвуд , женщины слугами антиутопии общества (делает приготовление пищи и уборка) называются «Марфы».
Творческий путь
Первые самостоятельные работы автора написаны в жанре бодегонес (бытовые сцены в трактирах). Он хотел рисовать Испанию настоящей, живой. Интерес к простым людям сопровождал творца всю его жизнь.
Водонос из Севильи
Самая известная из ранних картин Диего Веласкеса – «Водонос из Севильи». Казалось бы, простой портрет торговца. Однако, уже здесь появляется главная особенность его творчества – аллегоричность. В картине «Водонос из Севильи» живописец рисует своего учителя Пачеко, слева от него подмастерье, а в центр помещает себя. Эта картина — олицетворение трех возрастов, трех поколений.
Поражает виртуозность художника – Веласкесу едва исполнилось 20, а его манера письма невероятно реалистична, безупречна.
В 1623 году живописец отправляется со своим учителем в Мадрид. И чудо! Почти сразу ему заказывают портрет взошедшего на престол Филиппа IV.
Молодой король, изучавший некогда живопись, понимает, что перед ним невероятно талантливый художник. И спустя несколько месяцев Диего де Сильва Веласкес назначен придворным художником, он переезжает вместе с семьей в Мадрид.
Филипп IV и живописец становятся настоящими друзьями. Художник стремительно продвигается по карьерной лестнице. А от его мастерской, находившейся во дворце, ключ был лишь у двух людей: у самого портретиста и у короля.
Кузница Вулкана
Основная работа живописца заключалась в рисовании портретов королевской семьи. Но, помимо этого, он должен был писать картины для украшения дворца, что давало ему невероятную свободу в выборе тем; другие придворные художники не могли этим похвастаться. И все же Веласкес в основном рисовал портреты. Когда его натурщиком была не царская особа и не знатный дворянин, художник рисовал простых людей: карликов и уродов, шутов и крестьян.
В 1629 году Диего по совету Рубенса отправляется в Италию учиться. Первую поездку на родину Возрождения нельзя назвать приятной. Все знали о его близости с испанским королем и относились подозрительно, порой даже обвиняя в шпионаже.
Одеяние Иосифа
Но путешествие по Италии принесло свои плоды. Познакомившись с огромным количеством произведений разных художников, Веласкес отдал предпочтение Тициану, что сильно повлияло на характер его живописи. Меняются и сюжеты картин – все чаще мастер прикасается к мифологии («Кузница Вулкана», «Одеяние Иосифа»). А находясь под Римом, художник начинает писать пейзажи на пленэрах, что было совершенно непопулярно в то время.
Вернувшись в Мадрид, мастер снова обращается к изображениям людей. Рисует конные портреты Филиппа IV, его жену, детей. 1630-е стали самыми плодородными в жизни творца. Создаются картины библейского жанра, батальные сцены.
Менины
В 1649 году настает черед новой поездки в Италию. В это раз Диего Веласкес отправляется туда в составе дипломатической миссии. Но тут в нем заиграли амбиции – он решает покорить Италию своим талантом. И случается невероятное – Папа Римский Иннокентий X заказывает Веласкесу портрет. Работа приводит в восторг весь Рим, виртуоза награждают папской медалью.
Пряхи
Спустя два года живописец возвращается в Мадрид. В последние 10 лет жизни он пишет множество работ, среди них его самые известные картины: «Менины» и «Пряхи». Не бросает он и портретную живопись — вновь и вновь заставляет позировать членов королевской семьи, для которых за годы дружбы он стал родным.
Тематика и технические характеристики картины.
На картине изображена молодая женщина, работающая на кухне; перед ней стол, полный еды (немного чеснока, который она должна раздавить, яиц и рыбы). Наверное, она занята приготовлением блюда. Рядом с ней подходит пожилая женщина и, кажется, хочет ей что-то подать указательным пальцем правой руки. На заднем плане, как если бы внутри картины была картина, появляется религиозная сцена, которая дает название картине, поскольку мы видим фигуру Иисуса Христа, говорящего с женщиной, а это — с пожилой женщиной.
Сцена описывает эпизод из Евангелия от Луки , согласно которому Иисус остановился в доме женщины по имени Марфа, и пока она работала над приготовлением еды, ее сестра Мария слушала Иисуса и не помогала ему. сестра. Марфа пожаловалась, и Иисус ответил, что ее сестра Мария выбрала лучшую роль, слушая ее, в то время как Марфа беспокоилась и беспокоилась о количестве вещей, которые ей нужно было сделать. В соответствующем отрывке Евангелия от Иоанна это место называется Вифания . Эти две женщины обычно известны как Марфа и Мария ( Марфа из Вифании и Мария из Вифании ).
Поэтому кажется, что на картине старуха служит связующим звеном между двумя сценами: с одной стороны, она видит, как Мария слушает Иисуса, а с другой стороны, она предупреждает Марту, что ее сестра не помогает ей в этом. приготовление еды.
Веласкес уже нарисовал подобную связанную сцену в картине «Мулатр» ; слуга приходит на кухню, чтобы посмотреть, что следует подать к столу, за этим столом, вокруг которого на заднем плане появляется Иисус Христос с учениками Эммауса .
Деталь: рыбное блюдо.
Как и во всех картинах первого периода, мы должны подчеркнуть качество предметов, представленных на картине, будь то металлические, керамические или стеклянные предметы, в том числе еда, присутствующая на столе, все сделано с вниманием к деталям и отличное фотографическое качество. Это качество также присутствует в задней части сцены, где мы заметим небольшую банку, поставленную на стол.
Фламандские модели
Композиция демонстрирует влияние фламандского искусства прошлого века, когда Питер Аэрцен , а затем его племянник Иоахим Бёкелер , разработали тип большой картины, сочетающей небольшую сцену Нового Завета на заднем плане с современной кухонной сценой с роскошным натюрмортным полотном. продовольственные товары. В нескольких примерах в качестве фоновой сцены используются Христос, Марфа и Мария, в том числе «Четыре элемента: огонь » Бекелера (1570 г.), также находящиеся в Национальной галерее. Есть два Aertsens с такой же комбинацией в музее Boijmans Van Beuningen , Роттердам , и в Художественно-историческом музее в Вене натюрморт с кухонной сценой со сценой Марты и Марии, снова показанной через дверной проем, которую сравнивают с Веласкесом Макларена ( проиллюстрировано). На другой картине Бейкелера (иллюстрированной) в Королевских музеях изящных искусств Бельгии , Брюссель, на переднем плане изображена сцена на кухне с еще живым мясом и служанками, а в коридоре — сцена с Христом и сестрами в почти гризайле . Предположительно, Марта — ближайшая к зрителю фигура, которая, кажется, идет на кухню. Третий Beuckelaer находится в Государственном музее Амстердама . Очень вероятно, что Веласкес видел гравюры этих или подобных произведений.
Описание и толкование
Веласкес нарисовал интерьер кухни с двумя женщинами поясного роста слева; тот, что слева, появился в его « Кулинарии старушки» того же периода. На столе несколько продуктов, возможно, ингредиенты айоли (чесночный майонез, сделанный для сопровождения рыбы). Их приготовила горничная. Чрезвычайно реалистичные, они, вероятно, были нарисованы из собственного дома художника, как они появляются в других винных погребах того же времени.
На заднем плане — библейская сцена, по общему мнению, история Марфы и Марии ( Луки 10: 38–42 ). В нем Христос идет в дом женщины по имени Марфа. Ее сестра Мэри сидела у его ног и слушала, как он говорит. Марта, с другой стороны, пошла «сделать все необходимые приготовления». Расстроенная тем, что Мария не помогла ей, она пожаловалась Христу, на что он ответил: «Марфа, Марфа, … ты беспокоишься и расстраиваешься из-за многих вещей, но нужно только одно. Мария выбрала то, что лучше, и это не отнимут у нее «. На картине Христос изображен в виде бородача в синей тунике. Он показывает на Марту, женщину, стоящую за спиной Мэри, упрекая ее за разочарование.
Блюда показаны приготовленными по типу испанской кухни того времени
Его пристальное внимание к деталям показывает, насколько важным Веласкес считал реалистичные сцены
Бедственное положение Марты явно связано с положением служанки на переднем плане. Она только что приготовила большое количество еды, и по покраснению ее морщинистых пухлых щек видно, что она тоже расстроена. Чтобы утешить ее (или, возможно, даже упрекнуть), пожилая женщина указывает сцену на заднем плане, напоминая ей, что она не может рассчитывать получить удовлетворение от одной работы. Служанка, которая не может заставить себя взглянуть прямо на библейскую сцену и вместо этого смотрит на нас с картины, размышляет над смыслом истории, которая для богословски внимательной современной аудитории включает традиционное превосходство vita contemplativa (духовная жизнь ) над vita activa (временной жизнью), не то чтобы последняя была несущественной. Святой Августин извлек эту мораль из истории V века, за которой последовало множество других богословов. В Контрреформации полезность «активной жизни» была несколько увеличена многими авторами, чтобы противостоять лютеранским утверждениям о духовной адекватности «одной лишь веры».
Это наиболее вероятная интерпретация картины. Однако ученые дали и другие прочтения этого. Некоторые спорили о личности персонажей, предполагая, что горничная на переднем плане на самом деле сама Марта, а дама, стоящая на заднем плане, — просто случайный персонаж.
Еще одним спорным моментом является представление фона. С одной стороны, мы можем смотреть в зеркало или через люк на библейскую сцену. Если это так, это будет означать, что вся картина, передний план и задний план, разворачивается во времена Христа, и, возможно, придаст вес аргументу, что служанка на переднем плане — Марфа. С другой стороны, библейская сцена может быть просто картиной, которая висит на кухне горничной. Учитывая, что винные погреба обычно представляют собой изображения современной Испании, многие думали, что это наиболее вероятное объяснение. Однако Национальная галерея сообщает, что после очистки и реставрации в 1964 году стало ясно, что меньшая сцена обрамлена люком или проемом в стене. Предложение других возможностей, особенно сцены как картины, может оставаться элементом смысла произведения.
Иоахим Бекелар , Христос в доме Марфы и Марии , 1565 г.
Питер Аэрцен , Ванитас со Христом в доме Марфы и Марии , 1552 г.
Иоахим Бекелар , Четыре элемента — Огонь , 1570 г.
Как бы то ни было, мы можем оценить это как ранний пример интереса Веласкеса к слоистой композиции, форме, также известной как «картины в картине». Он постоянно использовал эту форму на протяжении всей своей карьеры. Другими примерами этого являются « Сцена на кухне с ужином в Эммаусе» (1618 г.), « Лас Хиландерас» (1657 г.) и его шедевр « Менины» (1656 г.).
В американской коллекции есть вторая версия картины, с существенными отличиями.
Библейские ссылки
В Евангелии от Луки Иисус посещает дом двух сестер по имени Мария и Марфа . Две сестры противопоставляются: Марфа была «обременена многими вещами», в то время как Иисус был их гостем, в то время как Мария выбрала «лучшую часть», то есть выслушивать беседу учителя. Название их деревни не записано, и (в отличие от Иоанна 11:18) нет никакого упоминания о том, был ли Иисус около Иерусалима. Библейский комментатор Генрих Мейер отмечает, что «Иисус еще не может быть в Вифании , где жили Марфа и Мария ». Но Кембриджская Библия для школ и колледжей утверждает, что это «несомненно Вифания».
Христос с Марфой и Марией , Генрих Семирадский , 1886 г.
В Евангелии от Иоанна Марфа и Мария появляются в связи с двумя событиями: их брата Лазаря (Иоанна 11) и помазанием Иисуса в Вифании (Иоанна 12: 3).
В рассказе о воскресении Лазаря Иисус встречается с сестрами по очереди: Марфа, а затем Мария. Марфа немедленно идет навстречу Иисусу, когда он приходит, в то время как Мария ждет, пока ее позовут. Как отмечает один комментатор: «Марфа, более агрессивная сестра, пошла навстречу Иисусу, в то время как тихая и задумчивая Мария осталась дома. Это изображение сестер согласуется с изображением в Луки 10: 38–42». В разговоре с Иисусом обе сестры сетуют на то, что он не прибыл вовремя, чтобы предотвратить смерть их брата: «Господи, если бы ты был здесь, мой брат не умер бы». Но там, где ответ Иисуса Марии более эмоциональный, его ответ Марфе — это учение, призывающее ее к надежде и вере:
По мере того как повествование продолжается, Марфа зовет свою сестру Марию, чтобы увидеть Иисуса. Иисус велит Марии привести его к гробнице Лазаря, где он приказывает убрать камень со входа. Здесь Марфа возражает: «Но, Господи, к этому времени запахло дурным, потому что он пробыл там четыре дня», на что Иисус отвечает: «Разве Я не говорил тебе, что если бы ты поверил, ты увидел бы славу Божью? ? «. Затем они забирают камень, и Иисус молится и вызывает Лазаря живым из гробницы.
Марфа снова появляется в Евангелии от Иоанна 12: 1–8, где она служит за трапезой в честь Иисуса, на которой ее брат также является гостем. Рассказчик только упоминает, что трапеза происходит в Вифании, в то время как явно параллельные записи в Евангелиях от Матфея и Марка указывают, что это происходит в доме некоего Симона Прокаженного . Как отмечает Католическая энциклопедия: «Мы, безусловно, вправе утверждать, что, поскольку Матфей и Марк помещают сцену в доме Симона, следует понимать, что святой Иоанн говорит то же самое; остается доказать, что Марфа не могла« служить ». ‘в доме Саймона «. Именно во время трапезы женщина (сестра Марфы Мария, согласно Иоанну) помазывает Иисуса дорогими духами.
«Менины» — портал в другой мир
Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.
5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей — королевской четы.
Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.
Кажется, что половина персонажей смотрит на нас. Но на самом деле они глядят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.
О том, что это именно так, мы узнаем благодаря зеркалу за спиной художника.
Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656. Музей Прадо, Мадрид.
В нем отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.
Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.
В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.
Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.
Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655—1657. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. И видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.
Так художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяет. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.
Дальше — больше. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Оттуда льётся яркий свет. Там их мир продолжается.
Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью, и наш мир — соединены происходящим на картине. «Менины» — это портал между двумя мирами.