Биография художника Василия Максимова
Василий Максимович родился в январе 1844 года в деревне Лопино, в окрестностях Новой Ладоги, в крестьянской семье. В раннем детстве будущий художник лишился родителей и был определен учеником иконописца местного монастыря. Врожденный талант и трудолюбие позволили молодому церковному иконописцу поступить (в возрасте 18 лет) в Императорскую Академию живописи.
Случилось так, что первый конкурсный рисунок выполненный первокурсником Максимовым занял только 69-у место по уровню мастерства. Кого-то такая неудача могла сломить, но Максимов приложил все свои силы и к последнему курсу обучения стал одним из лучших молодых художников. А на одном курсе с Максимовым учились Савицкий, Поленов, Репин.
Ещё в студенческие годы художник начал общаться с будущими передвижниками и по их примеру отказался от написания выпускной работы и заграничной поездки за счет академии. Максимов пожелал писать реальную жизнь российской сельской глубинки.
В 1866 году получив звание классного художника 3-й степени, Максимов отправился в деревню Шубино Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом этого же года художник совершил путешествие по Волге. Эта поездка была очень познавательной и плодотворной.
Позднее он говорил П.М. Третьякову:
Написанная после этого путешествия картина «Бабушкины сказки» было премировано на очередной выставке передвижников и приобретено для Третьяковской галереи.
Следующей работой, которая была с восторгом встречена знатоками живописи стала картина «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Тут и обилие персонажей, и глубокое знание крестьянского быта, и с огромным мастерством выписанные персонажи.
Я не буду описывать все картины художника, которые были отмечены искусствоведами, критиками и коллегами – это будет очень длинный перечень. Самые знаменитые (если так можно сказать о картинах) я собрал в галерею, которую хочу предложить вашему вниманию сегодня.
В 1878 году Василию Максимовичу Максимову было присвоено звание академика.
Последние двадцать лет жизни художника были полны лишений и горькой нужды. Передвижники с их горькой правдой жизни вышли из моды, деньги кончились, а новых заказчиков практически не было.
В декабре 1911 года художника не стало.
Автор картины
Василий Максимович Максимов (1844-1911), сын крестьянина Санкт-Петербургской губернии, сумел получить художественное образование: сначала в столичных иконописных мастерских, затем в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Противник заграничной практики по идейным соображениям, Максимов, заканчивая учёбу в Академии, по примеру художников, фигурантов «бунта четырнадцати», отказался участвовать в конкурсе на большую золотую медаль. Патриотично настроенный, был убеждённым сторонником изучения родины, её самобытных особенностей, жизни в русской деревне, полной нужды и горя, чтобы в своём творчестве правдиво и полно освещать эти темы и вместе с другими передвижниками нести в широкие массы.
Волнительная работа
В 1885 году жена художника унаследовала от родителей небольшую усадьбу Любша на берегу реки Волхов. Максимов влюбился в эти живописные места с крутыми речными берегами, почтенным домом, дышащим историей предков, старыми черёмухами
Спускаясь к реке заросшими тропинками запущенного сада и гладя стволы вековых елей и лип, уже зрелый художник обдумывал картину и подбирал заслуживающие внимание виды. Сделав несколько этюдов, живописец пришёл к выводу, что дом соседки, помещицы Богдановой, отлично и красноречиво сыграет роль барской усадьбы на будущей картине
В 1888 году Максимов уже плотно работает над полотном, назвав его первоначально «Забытая усадьба». Причём видение лиц и фигур пришло к художнику не сразу, он с ними помучился – чтобы изобразить старость не только и не столько как преклонный возраст и дряхлость, а как некоторую умудрённость на фоне безысходности.
Для сочинения по картине «Бабушкин сад» Поленова материалов предостаточно
Само полотно, которому скоро полтора века, неисчерпаемый источник идей и мыслей, их школьники могут раскрыть в сочинении: московская архитектура начала XIX века, её исторические предпосылки и корни, географическая привязка, детальное описание дома, время действия, сами женщины как главные героини произведения, их фигуры и одежда, фантазийные предположения об их жизни, символизм природы, даже тени и голубое небо – художник ведь не зря изобразил каждый элемент картины именно таким. Всё имеет смысл в раскрытии основного лейтмотива картины – жизнь не стоит на месте, эпохи, как и люди, сменяют друг друга. И в ходе истории всё имеет значение и вызывает интерес у пытливого ума.
Первый успех
В 1864 году Максимов становится членом Художественной артели, возглавляемой Петром Крестоносцевым. Артель была организована «для совместной работы и жизни» подобно артели Ивана Крамского, но просуществовала немногим более года. Однако труды Максимова сразу заметили. Его картина «Больное дитя» была удостоена золотой медали Академии художеств «за экспрессию».
Это полотно стало своеобразной «отправной точкой», от которой начался отсчёт серьёзным, «зрелым» работам Максимова. Как и многие его холсты, «Больное дитя» было написано с натуры. В родной деревне у него на глазах умирала 10-летняя племянница. Смерть девочки настолько потрясла молодого мастера, что он решил запечатлеть всё, что врезалось в сердце.
К сожалению, нам эта работа известна лишь по офорту, но даже он позволяет отметить талант художника.
Размышления героинь и зрителя
Чаепитие закончено, женщины сидят молча, каждая погружена в свои мысли. Барыня предаётся воспоминаниям о былом, минувшее теперь единственная её отрада – веки полуопущены, взгляд направлен вдаль, лицо спокойно, на нём только печать прожитых лет. Помощница, хоть и вяжет, но не следит за своей работой, а смотрит поверх очков на притоптанную траву, словно видя в ней себя – так и её всю жизнь приминали, а она сносила всё и служила хозяевам – но она не в обиде, есть крыша над головой, хлеб. Да и нужна она своей старой барыне, сколько и радостей, и бед пережито – почитай, целый век вместе.
Казалось бы, и солнце проглядывает меж облаков в этот день вначале лета, и сирень ярко и пышно цветёт, но грустью и осенью веет от этой картины, весь философский смысл которой в очевидности, неумолимости и неизбежности хода времени…
Тематика
Василий Дмитриевич Поленов «Бабушкиным садом» воспроизвёл не просто необычайно лирическую сцену жизни. Художник тонко, но прямо и без обиняков через философию неизбежности смены поколений внёс неоценимый вклад в понимание зрителями конкретной эпохи спустя многие годы и десятилетия – с исторической, архитектурной и философской точки зрения. Для русского литературного и художественного искусства конца XIX века характерно осознание и осмысление того, что время неумолимо, прогресс стремителен и как бы ни были милы обитателям старые родные уголки, их ждёт сначала забвение, грустное и болезненное
Потом, когда-нибудь, обязательно придёт обновление и историческое преобразование – важно только, чтобы будущие поколения сохранили память, интерес и уважение к прошлому. С этой точки зрения картина «Бабушкин сад» Поленова для сочинения в рамках школьной программы является достойным художественным материалом, способным побудить учеников, особенно старшеклассников, размышлять в историческом и человеческом контексте
«Дворянские гнёзда» ветшали и уходили в историю – страдала чеховская Раневская из «Вишнёвого сада», понимали тургеневские герои, что русское дворянство у рокового рубежа, чутко уловил настроение Василий Поленов «Бабушкиным садом».
Жизненный контекст
Поленов — большой мастер соединять природные и архитектурные мотивы со сценками из повседневной жизни. На картине изображено типичное дворянское гнездо того времени. После войны 1812 года Подмосковье застраивалось особняками в стиле классицизма. Деревянные строения отделывались штукатуркой, лепными украшениями, фронтонами, придающими им видимость каменных домов. Одно из них изображено на полотне. На картине видно, как быстро ветшали такие здания:
- штукатурка крошилась;
- лепнина отваливалась;
- колонны разрушались.
Дом явно требует хозяйского глаза, но старая женщина уже не может обеспечить ему необходимый ремонт, да и не видит в этом смысла. Она постарела, вместе с ней обветшало и подворье, но ее все устраивает. Так внутреннее содержание выливается в видимые постороннему глазу формы. Пусть в доме и саде нет лоска и шика, но они отражают внутренний настрой хозяйки и говорят об уединенной и очень спокойной жизни, в которой мало гостей и много размеренности.
Уходящие в прошлое дворянские гнезда описаны во многих произведениях конца XIX века. Достаточно упомянуть «Вишневый сад» Чехова. Поленов часто посещал подобные дворянские гнезда, когда они еще были в расцвете. Он гостил у своей бабушки в Тамбовской губернии, видел, как жили обитатели этих прекрасных домов. В них любили, страдали, смеялись.
В таких особняках кипела жизнь. По ступенькам стучали каблуки, на конюшнях стояли лошади, двор был полон челяди. Время переменилось, и еще недавно богатые усадьбы отступили под новым жизненным укладом. Молодежь уехала, в дворянских гнездах остались лишь старухи, доживающие свой век в привычной обстановке.
Описание картины Все в прошлом Максимова
«Все в прошлом» — картина, написанная в 1889 году Максимовым Василием Максимовичем, талантливым русским художником-передвижником. Каждый, увидев это полотно, долго не сможет оторвать от него свой взгляд. Многочисленные детали явно притягивают, хочется искать глазами все новые и новые поразительно четко и красочно изображенные фрагменты картины.
На первом плане сразу можно заметить двух женщин старше преклонного возраста. Они вышли на дневную прогулку, любуются красотой окружающего, проникаются приятной теплотой и свежестью весны. Старушка, сидящая в кресле, совсем расслаблена, пристроив рядом свою трость, она может полноценно отдохнуть. На её лице виднеется легкая, но искренняя улыбка. Становится ясно, что её мысли в этот момент погружены во что-то радостное, успокаивающее. Возможно, она вспоминает, как будучи юной девицей, гуляла, наслаждаясь подобной погодой. Благодаря таким моментам в памяти, есть возможность и сейчас прочувствовать былые эмоции, заставляющие трепетать сердце и испытывать умиротворение, удобно положив ноги на мягкую подушечку. Так же рядом можно заметить спящего пожилого пса, который сопровождает хозяйку долгие годы.
Настроение второй женщины явно более задумчивое и скупое на эмоции. Она занята вязанием, сидя на ступеньках. Скорее всего, её судьба, как прислуги и помощницы, была более тяжелой, чем госпожи в кресле. Рядом с вязальщицей стоит самовар и чашка с блюдцем для чая.
Природой, написанной художником на картине, можно любоваться беспрерывно. Открытые нараспашку окна дома показывают, как аромат весны и распустившихся цветов проникает повсеместно. Вдалеке, на нежно – голубом небе с легкими белокрылыми облаками, едва заметны прилетевшие птицы. На заднем плане присутствует еще один дом, но, по всей видимости, уже не жилой, а заброшенный. Ясно, что когда-то это было статное здание с колоннами и чудесным балконом.
«Все в прошлом» — так звучит название картины В.М. Максимова, от и до пронизанной приятной ностальгией. Да, действительно, все жизненные трудности, переживания и хлопоты уже не тревожат персонажей, изображенных на полотне. Им остается только наслаждаться тишиной и спокойствием, тешить свою душу теплыми воспоминаниями и удивляться каждому новому весеннему утру.
Для 6 класса
Описание полотна
Первое, что бросается в глаза при взгляде на картину, — дворянская усадьба. Такими строениями была богата Москва и ее окрестности после пожаров 1812 года. Все постройки были деревянными, но за счет массивных колонн и большого количества штукатурки на стенах визуально создавался эффект надежного каменного дома. Здания из камня были символом богатства и достатка. На холсте хорошо виден облупившийся угол одной из колонн, где под штукатуркой просматривается деревянное основание.
Красивый и нежный фронтон строения указывает на прекрасный вкус владельца и приверженность к классическому стилю в архитектуре. Но вместе с тем на нем можно разглядеть:
- облупившуюся штукатурку;
- разрушающуюся лепнину;
- ржавый карниз.
На переднем плане зритель видит старую женщину и ее внучку. На бабушке старомодное платье и чепец. Девушка одета модно и ярко, она истинная модница. Таким образом художник противопоставляет друг другу старое и новое, уходящее время и грядущее. Старушка выглядит под стать своему дому — так же дряхло и непрезентабельно. Стены здания можно сравнить с крючковатой фигурой женщины.
Цвета на шедевре столь насыщенные, что невольно хочется прикоснуться к полотну и утонуть в этой свежей зелени. Множество отзывов и рецензий по произведению есть на сайте http artru info, «Бабушкин сад» здесь заслужил массу восторженных и хвалебных од от простых обывателей, именитых современных художников и коллекционеров.
Если внимательно рассмотреть репродукцию картины, то можно увидеть неприкрытую тоску по уходящим временам. На полотне все кричит о том, что дворянство гибнет и уходит в историю. На смену ему приходит молодость, активность и новизна. Пожилым дворянам только и остается, что пытаться сохранить остатки своей роскоши, воспоминаний о бурной и блестящей молодости и множестве гостей, некогда посещающих усадьбу.
https://youtube.com/watch?v=ZnZGPCqezAA
[править] Предыстория
В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет. Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры.
Вернувшись в Россию в 1876 году — раньше намеченного срока, он вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III. После окончания войны, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата, на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков, по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом Баумгартен.
Теперь от него, получившего европейский опыт, требовали новых работ. И художник, безусловно, оправдывал эти ожидания — в его последовавших друг за другом произведениях «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Лето», «Заросший пруд» и других появилось такое ощущение света и воздуха, трогательной пейзажной лиричности, что он был назван «мастером интимного пейзажа». Определение это дал начинающий в те годы художник Илья Семенович Остроухов, который писал: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <�…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»
.
Картина «Бабушкин сад» появилась после оглушительного успеха «Московского дворика» и продолжила жанр, названный «интимным пейзажем», явившись частью некоей картинной трилогии, куда вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».
Слава и забвение
Картины «Всё в прошлом» и «Колдун на деревенской свадьбе» сделали художника Максимова известным и успешным. Но крестьянский сын не сумел пройти испытание медными трубами. Последние 20 лет жизни этого талантливого мастера прошли в депрессии, болезнях, пьянстве и нищете…
Художник умер в ноябре 1911-го в возрасте 67 лет в своей родной деревне под Санкт-Петербургом. Крестьяне, которых писал всю жизнь, воздали ему последние почести, неся на руках гроб до самого погоста.
Из статьи Ильи Репина, написанной на смерть художника Василия Максимова: «… И писал свои картины Василий Максимович всегда в глуши, в деревне, окружённый этим самым народом, в крестьянской избе, построенной без всяких прикрас мужиком.
Топорная светёлка была его мастерской. А вдохновители и критики — все тут же под боком. Полная изба приходила к Василию Максимовичу по его зову, народ здраво и умно разбирал каждый его труд.
Василий Максимович не раз рассказывал, как много приходилось ему переделывать по замечаниям деревенских друзей. До тех пор не считал он своей картины законченной, пока она не была совершенно одобрена ими».
Больное дитя Приход колдуна на крестьянскую свадьбу Автопортрет Всё в прошлом
Судьба картины
«Бабушкин сад» Василия Поленова, художника-передвижника, в 1879 году прокатился по городам, очень понравился русской публике и вызвал положительные отклики критиков. Ценители живописи отметили особый настрой, получаемый зрителями при вдумчивом созерцании полотна. Эта особенность, сопоставимая с воздействием поэтической элегии или трогательной лиричной мелодии, была отмечена специалистами в московской прессе и впоследствии закрепилась за живописцем как его индивидуальная художественная техника. Так Поленов стал одним из первых мастеров «пейзажей настроения».
Картину приобрёл для личной коллекции Сергей Михайлович Третьяков, который в основном собирал произведения зарубежных художников, в отличие от Павла Михайловича, старшего брата, предпочитающего русскую живопись. Впоследствии, в 1892 году, Третьяков-младший подарил «Бабушкин сад» старшему брату как основателю галереи.
Увлекательная история
После картин «Всё в прошлом» и «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» ценители живописи всегда отмечают «Бабушкины сказки», утверждая, что именно в ней автор сумел передать внутреннее состояние персонажей. Чего, впрочем, нельзя сказать о действе. Однако оно компенсируется прекрасно написанным нехитрым убранством помещения. Под потолком подвешена люлька для младенца, сушится бельё и тут же — связка грибов или каких-то трав…
Сюжет в принципе довольно прост. Под вечер в избе, освещённой лучиной, собралась вся большая крестьянская семья послушать любимые сказки. В центре полотна бабушка-рассказчица. У неё задумчивое, доброе и мудрое лицо, которое у Максимова получилось очень хорошо. Взгляд её устремлён вглубь той истории, которую она, вероятно, прямо сейчас складно придумывает…
Руки устало лежат на фартуке. Видимо, у неё тоже был нелёгкий день, но сейчас она решила немного отдохнуть и рассказать сказку детворе. Сама-то она знает, что всё это чистой воды выдумка, но слушателям, особенно внучатам, хочется верить небылицам. Двое ребятишек и вовсе замерли, забыв о проказах, и в нетерпении ждут продолжения. За спиной сказительницы можно увидеть ещё трёх детей постарше, которые также слушают, затаив дыхание.
Пожилая женщина не привыкла праздно проводить время. Вот и сейчас у неё в руках веретено и она продолжает трудиться. Рядом сидит женщина с грудным ребёнком на руках. Именно её руки Третьяков предлагал поправить… Она также заслушалась необыкновенной историей.
Чуть в стороне можно увидеть молодку, которая настолько заинтригована сюжетом, что буквально застыла на месте. Да и как тут пошевелишься, когда бабушка знакомит с удивительным миром сказок! Даже взрослые мужчины, написанные в левой части картины, пусть и заняты своей работой, а прислушиваются. Настолько увлекательным оказалось повествование!