Сцены деревенской жизни на руси: художник василий максимов (1844

Художник Максимов В.М.

Василий Максимович Максимов родился 17 января 1844 года в деревне Лопино Санкт-Петербургской губернии. Василий рано лишился родителей. В 1855 году он переехал в Санкт-Петербург. Мастерству художника обучался в иконописной мастерской, куда был отдан в ученики. В 1863 году Максимов поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его преподавателями были П.М. Шамшин, А.Т. Марков, Т.А. Нефф, Ф.А. Бруни. В 1864 году Максимов стал членом художественной артели Петра Крестоносцева. Цель этой организации состояла в «совместной работе и жизни». Она просуществовала чуть больше года.

В 1865 году Максимов пишет картину «Больное дитя», за которую получает золотую медаль и статус художника третьей степени. От конкурса на большую золотую медаль художник отказывается. Он решает отправиться в Тверскую губернию, где планирует изучать русский быт. В это время Максимов состоит учителем рисования в имении Голенищевых-Кутузовых. В 1866 году художник совершает путешествие по Волге, которое становится для него новым источником вдохновения. В этот период Максимов окончательно определяется с тематикой своих произведений: жизнь и быт простого народа.

В 1867 году на выставке ОПХ художник представляет свою картину «Бабушкины сказки». За эту работу Максимов получает премию, полотно приобретает для своей коллекции П.М. Третьяков. Одной из самых важных работ в творчестве художника стало полотно «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Эта картина поражает детализированным изображением каждого персонажа, несмотря на то, что их на полотне много. Каждый герой написан очень правдиво.

Восьмидесятые и девяностые годы стали периодом активной работы для Максимова. В это время появляются картины «Больной муж», «Лихая свекровь», «У своей полосы», «Слепой хозяин», «Заем хлеба», «Аукцион за недоимки», «Бедный ужин». Эти работы были отмечены критиками как полотна, наиболее полно и правдиво изображающие крестьянский быт. Художник стремился в своих произведениях делать акцент на положительных началах жизни крестьян, он показывал этих людей как воплощение всего лучшего, что есть в народе.

В череде картин, описывающих жизнь крестьян, особняком стоит полотно «Все в прошлом». Эта работа посвящена теме вымирания дворянских усадеб. Картина проникнута грустью по ушедшим временам.

В последние годы Максимов вынужден был терпеть постоянные лишения. Его картины практически не продавались. Художник скончался 18 ноября 1911 года в Санкт-Петербурге.

Лучшие картины Максимова В.М.

Отрывок, характеризующий Максимов, Василий Максимович

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение. «Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву. – Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался. – Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну! – К какому дому то? – спросил ямщик. – Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем. Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил. – Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь? – Так точно с и у папеньки в кабинете светится. – Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча. Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное. – Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина. – Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку. – Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство! – Всё совсем благополучно? – Слава Богу, слава Богу! Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил. – А я то, не знал… Николушка… друг мой! – Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю! – Да меня то поцелуй! – Душенька… а меня то. Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали. Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.

Биография художника Василия Максимова

Василий Максимович Максимов

Василий Максимович родился в январе 1844 года в деревне Лопино, в окрестностях Новой Ладоги, в крестьянской семье. В раннем детстве будущий художник лишился родителей и был определен учеником иконописца местного монастыря. Врожденный талант и трудолюбие позволили молодому церковному иконописцу поступить (в возрасте 18 лет) в Императорскую Академию живописи.

Случилось так, что первый конкурсный рисунок выполненный первокурсником Максимовым  занял только 69-у место по уровню мастерства. Кого-то такая неудача могла сломить, но Максимов приложил все свои силы и к последнему курсу обучения стал одним из лучших молодых художников. А на одном курсе с Максимовым учились Савицкий, Поленов, Репин.

Ещё в студенческие годы художник начал общаться с будущими передвижниками и по их примеру отказался от написания выпускной работы и заграничной поездки за счет академии. Максимов пожелал писать реальную жизнь российской сельской глубинки.

В 1866 году получив звание классного художника 3-й степени, Максимов отправился в деревню Шубино Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом этого же года художник совершил путешествие по Волге. Эта поездка была очень познавательной и плодотворной.

Позднее он говорил П.М. Третьякову:

Написанная после этого путешествия картина «Бабушкины сказки» было премировано на очередной выставке передвижников и приобретено для Третьяковской галереи.

Следующей работой, которая была с восторгом встречена знатоками живописи стала картина «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу».  Тут и обилие персонажей, и глубокое знание крестьянского быта, и с огромным мастерством выписанные персонажи.

Я не буду описывать все картины художника, которые были отмечены искусствоведами, критиками и коллегами – это будет очень длинный перечень. Самые знаменитые (если так можно сказать о картинах) я собрал в галерею, которую хочу предложить вашему вниманию сегодня.

В 1878 году Василию Максимовичу Максимову было присвоено звание академика.

Последние двадцать лет жизни художника были полны лишений и горькой нужды. Передвижники с их горькой правдой жизни вышли из моды, деньги кончились, а новых заказчиков практически не было.

В декабре 1911 года художника не стало.

Василий Максимович Максимов «Кто там?», 1879 год

Художник Василий Максимов любил рисовать сцены из жизни простых русских крестьян. Он очень ярко и живо описывает их быт, погружая зрителя в атмосферу ушедшей эпохи. На этой картине мы видим сюжет из позапрошлого века: крестьянка осталась в доме одна и испугалась нежданного гостя.

Василий Максимович Максимов «Кто там?» 1879 год

Художник изобразил девушку, которая стоит в простой крестьянской избе около двери. Название картины «Кто там?» говорит о том, что женщина услышала стук в дверь. Только вот открывать она не спешит, поскольку не ждёт никого в гости.

Девушка молода и красива. На ней традиционная белая льняная рубаха, цветастый ситцевый сарафан и белый передник. Героиня картины надела бусы, значит, возможно, собиралась на свидание или же это канун какого-то праздника. Только почему-то стук в дверь не только не обрадовал, но и напугал её. Может быть она услышала голос совсем не своего жениха.

Девушка подперла дверь ухватом, а на пол бросила тлеющую головешку. При этом понятно, что дверь открывается в другую сторону и ухват никак не остановит входящего

Видимо, крестьянке не на шутку страшно, поэтому она в панике даже не обратила внимание на такие мелочи

На картине хорошо видно, что дверь открывается в другую сторону

Несмотря на пугающую ситуацию, картина вовсе не выглядит страшной. В ней есть что-то сказочное и мистическое, близкое к произведениям Гоголя.

На картине можно увидеть занимательные детали. Например, тень девушки слишком большая и жутковатая. Возможно, художник так хотел показать, что страхи её не обоснованы и преувеличены. В руке у героини рубель или ребрак. В старину этим предметом женщины гладили бельё после стирки. Они наматывали на скалку постиранное бельё и раскатывали рубелем, после чего даже плохо отстиранные вещи становились идеально чистыми. Отсюда и поговорка: «Не мытьём, а катаньем».

Картина в целом создаёт интригу и вызывает у зрителя желание узнать, что же всё-таки происходит за дверью. Возможно, все страхи молодой крестьянки напрасны, и ей просто почудились шаги за дверью, а может, кто-то действительно решил навестить красавицу. Однако если незваный гость пришел в надежде «развлечься», он скорее всего потерпит фиаско.

Художник дает своему зрителю право самому интерпретировать сюжет произведения, что придаёт работе дополнительное очарование.

В настоящее время картину «Кто там?» можно в живую посмотреть на экспозиции в Рязанском областном художественном музее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: