Брейгель питер (старший): биография и произведения

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Питер Брейгель Младший

Питеру Младшему было всего пять лет, когда умер его отец. И свое художественное образование он получил у своей бабки, миниатюристки Марии Верхюлст в Брюсселе. Сыновья Питер и Ян Брейгель делали в мастерских копии картин своего гениального отца.  Они были художниками талантливыми, поэтому их работы пользовались популярностью.

Питер Брейгель Младший. Посещение крестьянского дома

В картине Питера Брейгеля Младшего «Посещение крестьянского дома» (1611) пара богатых горожан приходит к многодетному крестьянскому семейству. Сюда, по всей видимости, отдан на воспитание их незаконнорожденный ребенок. Особо советую вам посмотреть на феноменальную картину художника «Перепись населения в Вифлееме», о которой я рассказывала после посещения выставки ГМИИ из Княжества Лихтенштейн.

Питер Брейгель Младший. Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)

В подавляющем большинстве случаев Питер Брейгель Младший вдохновлялся работами своего отца, чего нельзя сказать о его картине «Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)». В картине художник подчеркивает насмешливое отношение крестьян к юристам, а вернее, к тем, кто у них деньги отбирает.

Питер Брейгель Младший. Бобовый король

Бобовый король

Работа Питера Брейгеля Младшего «Бобовый король (Король пьет!)» (1620) более шестидесяти лет находилась в частном собрании в Барселоне. Зритель оказывается вовлеченным в веселую шумную пирушку. День трех королей — популярный в католических странах , отмечаемый вечером 6 января. Накануне праздника пекли большой пирог, в который прятался боб, символ Рождественской звезды.

Питер Брейгель Младший. Бобовый король, фрагмент

В начале застолья, после службы в храме, пирог торжественно разрезали по числу гостей. Обнаруживший в своем куске боб провозглашался королем. На голову счастливчику надевали бутафорскую корону, ему оказывали всяческие почести и беспрекословно повиновались.

Питер Брейгель Младший. Невеста Духова дня

Немалый интерес представляет картина Питера Брейгеля Младшего «Невеста Духова дня (Дня Святой Троицы)». Стоя перед ней, хочется подробно рассмотреть всех ее персонажей. А сюжет такой: в день празднования Святой Новозаветной Троицы христиане, надев свои лучшие костюмы, вспоминали о сошествии Святого Духа на апостолов. Организовывалось шествие, возглавляемое маленькой девочкой в платье невесты и с короной на голове. Дети славили Святую Троицу, переходили от дома к дому и выпрашивали у взрослых гостинцы.

Ян Брейгель Старший. Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе

PS.

Подведём итог про Брейгеля:

Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.

В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.

Брейгель НЕ был последователем Босха.

Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.

Брейгель – гениальный художник.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Рассматриваем Брейгеля: Избиение младенцев

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался,и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,

от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов

(Мф. 2:16).

Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: “Проповедь Иоанна Крестителя”, “Перепись в Вифлееме”, про которое мы уже говорили и “Избиение младенцев”. На последней картине и хотелось бы сегодня остановиться.

В ней описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета — вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие – проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода.

Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.

Однако это произведение примечательно тем, что у Брейгеля есть два варианта этой картины: один – со страшными сценами убийства младенцев воинами, вторая… Давайте поподробнее разберемся по этому поводу ниже, ведь эти различия делают картины совершенно разными! Детали картины мы будет рассматривать на версии с младенцами. На ней, как это обычно делал Брейгель, изображена простая фламандская деревушка, куда пришли вооруженный люди, выискивающие и закалывающие младенцев в самом центре села перед глазами грозного всадника в черных одеждах. Вот онаТеперь давайте немного препарируем картину и рассмотрим все по деталям.На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем.Повсеместно на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться – вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев.Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щельУ кого-то воин уже забрал дитяА вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома – для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина…Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается…Здесь мать буквально в предобморочном состоянииМать пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечомМать горюет над убитым ребенком… Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам – им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему?На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воиномЗдесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты, заступиться за простолюдиновУбитые горем родителиРодителей запугивают собакойПо указке рыцарей люди выламывают дверии лезут в окнаЗдесь, как я понял, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет – он как раз только что вошел в дом.Тут, видимо, жители деревни тоже умоляют местного представителя знати заступиться за нихЖестокая сцена закалывания ребенка прям в руках материЦентральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают

А вот сравнение со второй версией картины. Видите разницу? Второй вариант – с грабежом в деревне, где младенцы заменены на домашних животных и продукты. Но как ни старался художник замаскировать кровавые сцены убийств, из-под домашних животных видны ручки убитых младенцев.Надо отметить, что Брейгель все же не везде стер или заменил младенцев, в некоторых сценах они остались.

Ещё одна важная вещь – Брейгель заменил бородатого мужчину на рыцаря, от чего в нем больше не стал угадываться Ирод.

Да и и флаг он поменял на более определённый – на золотого испанского льва. Все это делает второй вариант картины более конкретным: здесь явно изображена сцена, уже не образно олицетворяющая то, как испанская корона грабительски и варварско относилась к оккупированной ей в то время Голландии.

НЕ отцовское наследие

Важно отметить, что Питер Брейгель Адский создавал реплики не только отца. И вот тут как раз я объясню, почему его прозвали Адским

Ведь он пробовал работать и в стиле Босха, создавая фантастических существ. Поэтому его прозвали Адским, как раз из-за этих ранних работ.

Питер Брейгель Младший. Искушение святого Антония. 1600. Частная коллекция. Wikiart.org.

Но потом спрос на босховские фантазии угас: людям хотелось больше жанровых сцен. И художник переключился именно на них. Но прозвище так прижилось, что аж до наших времён дошло.

А жанровые сцены любили ещё и французы. Причём с более выраженным сатирическим началом. Именно с французской работы художник сделал реплику «Деревенский адвокат».

Питер Брейгель Младший. Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов). 1630-е. Частная коллекция. Арт Волхонка, 2020.

Видите, даже настенный календарь остался на французском языке. И здесь это сатира, высмеивание работы налоговых юристов…

Это была очень популярная жанровая сцена, поэтому художник и его мастерская сделали немало реплик.

Даниил в яме со львами. 1616

Ветхозаветная книга Даниила рассказывает о том, как библейский герой был осуждён проводить ночь в логове львов за поклонение Богу, а не персидскому царю Дарию. Здесь изображено следующее утро, когда Даниил благодарит Бога за то, что он пережил ночь благополучно. Для богословов образ Даниила, освобождённого из пещеры, символизировал воскресение Христа из гроба.

Рубенс мастерски сочетал реализм и театральность, чтобы оказать сильное эмоциональное воздействие. Например, несколько львов смотрят прямо на зрителя, создавая предположение, что зритель находится в том же пространстве, что и львы, и поэтому, подобно Даниилу, испытывает ту же угрозу, что и дикие хищники. Эта непосредственность усиливается тем фактом, что звери изображены в натуральную величину на огромном холсте и изображены с убедительным реализмом. Дополняет эту правдивость драматическое освещение и преувеличенная эмоциональность молитвенной позы Даниила.

6

Рассматриваем Брейгеля: Избиение младенцев

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался,и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,

от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов

(Мф. 2:16).

     Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: “Проповедь Иоанна Крестителя”, “Перепись в Вифлееме”, про которое мы уже говорили и “Избиение младенцев”.  На последней картине и хотелось бы сегодня остановиться.

В ней описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета — вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие – проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода.

Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.

     Однако это произведение примечательно тем, что у Брейгеля есть два варианта этой картины: один – со страшными сценами убийства младенцев воинами, вторая… Давайте поподробнее разберемся по этому поводу ниже, ведь эти различия делают картины совершенно разными!    Детали картины мы будет рассматривать на версии с младенцами. На ней, как это обычно делал Брейгель, изображена простая фламандская деревушка, куда пришли вооруженный люди, выискивающие и закалывающие младенцев  в самом центре села перед глазами грозного всадника в черных одеждах. Вот онаТеперь давайте немного препарируем картину и рассмотрим все по деталям.На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем.Повсеместно  на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться – вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев.Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щельУ кого-то воин уже забрал дитяА вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома – для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина…Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается…Здесь мать буквально в предобморочном состоянииМать пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечомМать горюет над убитым ребенком…    Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам – им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему?На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воиномЗдесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты,  заступиться за простолюдиновУбитые горем родителиРодителей запугивают собакойПо указке рыцарей люди выламывают дверии лезут в окнаЗдесь, как я понял, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет – он как раз только что вошел в дом.Тут, видимо, жители деревни тоже умоляют местного представителя знати заступиться за нихЖестокая сцена закалывания ребенка прям в руках материЦентральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают

    А вот сравнение со второй версией картины. Видите разницу? Второй вариант – с грабежом в деревне, где младенцы заменены на домашних животных и продукты. Но как ни старался художник замаскировать кровавые сцены убийств,  из-под домашних животных видны ручки убитых младенцев.Надо отметить, что Брейгель все же не везде стер или заменил младенцев, в некоторых сценах они остались.

Ещё одна важная вещь – Брейгель заменил бородатого мужчину на рыцаря, от чего в нем больше не стал угадываться Ирод.

    Да и и флаг он поменял на более определённый – на золотого испанского льва. Все это делает второй вариант картины более конкретным: здесь явно изображена сцена, уже не образно олицетворяющая то, как испанская корона грабительски и варварско относилась к оккупированной ей в то время Голландии.

—>

    Исходя из всего этого, я хотел бы поспорить с распространённым мнением того, что вторая версия картины была перерисована, чтоб не показывать так много жестокости. Как мне кажется, перерисовано это было не из-за тонкой душевной организации заказчика, а наоборот – он хотел, чтоб Брейгель показывал все не аллегорически, а напрямую, он хотел, чтоб картина изображала не библейский сюжет, а буквально журналистское изображение жестокости испанцев.Ещё по теме:

Рассматриваем Брейгеля: Жатва

История и богословие

Большинство биографов Ирода и «вероятно, большинство исследователей Библии» считают, что это событие было мифом, легендой или фольклором, вдохновленным репутацией Ирода. Он не встречается ни в каком другом евангелии, ни в сохранившихся произведениях Николая Дамаскина (который был личным другом Ирода Великого), и Иосиф не упоминает о нем в иудейских древностях , несмотря на то, что записал многие злодеяния Ирода, включая убийство трех собственных сыновей. Это похоже на попытку фараона убить израильских детей в Книге Исход ( ), а точнее на различных вариантах оригинальной истории, которая стала популярной в I веке. В этой расширенной истории фараон убивает еврейских детей после того, как его книжники предупреждают его о надвигающемся рождении угрозы его короне (то есть Моисею), но отец и мать Моисея предупреждаются во сне, что жизнь ребенка в опасности и действовать, чтобы спасти его. Позже, после того, как Моисею пришлось бежать, как Иисус, он возвращается только тогда, когда те, кто искал его смерти, сами мертвы. История массового убийства невинных, таким образом, играет роль в более широкой истории Рождества Матфея, в которой за провозглашением пришествия Мессии (его рождения) следует его отвержение евреями (Иродом и его книжниками и народом Иерусалима). ) и его более позднее принятие язычниками ( волхвами ). Актуальность Иеремии 31:15 для резни в Вифлееме не сразу очевидна, поскольку следующие стихи Иеремии продолжают говорить о надежде и восстановлении.

Против этого мнения большинства выступают некоторые аргументы в пользу историчности этого события. RT France признает, что резня — «возможно, аспект , который чаще всего отвергается как легендарный», и что эта история похожа на историю Моисея, полагает, что «она могла бы породить этот рассказ без исторического основа «. Эверетт Фергюсон утверждает, что эта история имеет смысл в контексте террора Ирода в последние несколько лет его правления, и количество младенцев в Вифлееме, которые были бы убиты — не более дюжины или около того — могло быть слишком большим. незначительна, чтобы ее записал Иосиф Флавий, который не мог знать обо всех происшествиях в далеком прошлом, когда писал их.

Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Старший, Бархатный, (1568-1625) учился в Брюсселе, работал в Неаполе, Риме и Милане, затем в Антверпене, был великолепным живописцем и рисовальщиком. На выставке представлен эффектный, необычайно тонко и тщательно исполненный натюрморт с букетом, составленным из цветов разной формы и окраски, в глиняной вазе.

Ян Брейгель Младший. Букет цветов в вазе

Ян Брейгель Младший

Изображения цветочных букетов в религиозных сценах появились в европейской книжной миниатюре и живописи позднего Средневековья. Они создавали символическую композицию с Мадонной и Младенцем. А также сцены Благовещения, где ирисы и белые лилии иносказательно говорили о непорочности Девы Марии. Современникам художника были хорошо известны слова Эразма Роттердамского о двойном удовольствии, получаемом от изображения яркого цветка. Ведь здесь преклонение перед мудростью Природы соединяется с восхищением мастерством живописца.

Ян Брейгель Младший. Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу

Что было делать в начале жизни Яну Брейгелю Младшему (1601-1678), имея таких гениальных родственников. Он стал учеником известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), своего отца. А в 1622 году, следуя примеру отца и деда, он направился в Италию, работал в Милане и в Палермо. Там встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.

Ян Брейгель Младший. Деревенский пейзаж

Искусство Младшего Брейгеля

В 1625 году художник возвратился в Антверпен в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. В Вене и Париже Ян Брейгель Младший создавал произведения для венценосных заказчиков, был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс,Фердинанд и Ян Баптист, также были живописцами. Они обязательно принимали участие в деятельности семейной мастерской.

Ян Брейгель Младший (1601–1678). Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры

Ян Брейгель Младший в своих картинах приближается к непревзойденному качеству миниатюрной живописи. В них прослеживается настойчивое стремление увидеть в обыденном пейзажном мотиве нечто исключительное и загадочно-привлекательное. Художник достигает этого изящным рисунком деталей. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был очень высоким.

Ян Брейгель Младший. Большой букет (Фрагмент)

Живописное мастерство

Картина «Большой букет из лилий, ирисов,тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза — на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.

Ян Брейгель Младший. Аллегория вкуса

Картина «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию. Кажется, это мнение бытует и в наше время.

Йос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший «Деревенский пейзаж с колодцем»

Примечания

  1. Л. Пуликова. Королевский музей изящных искусств. — М: Директмедиа, 2012. — С. 31. — 95 с. — ISBN 9785871073926.
  2. Т. М. Котельникова. Брейгель. — Галерея гениев. — М: Олма-пресс образование, 2004. — С. 105. — 128 с. — ISBN 5-94849-557-4.
  3. Т. Акимова. Музей истории искусства. — Великие музеи мира (Том 26). — Директмедиа, 2014. — С. 29. — 95 с. — ISBN 9785871072677.
  4. Михаил Кубеев. 100 великих криминальных историй. — М: Вече, 2012. — 416 с. — ISBN 978-5-9533-5675-6.
Цикл картин «Перевёрнутый мир» Битва Масленицы и Поста · Детские игры · Фламандские пословицы
Цикл картин «Двенадцать месяцев» Охотники на снегу · Возвращение стада · Сенокос · Жатва · Сумрачный день
Цикл «Семь смертных грехов» Гнев · Тщеславие · Лень · Сребролюбие · Чревоугодие · Зависть · Похоть · Страшный суд

Описание картины Питера Брейгеля «Избиение младенцев»

Описание картины Питера Брейгеля «Избиение младенцев»

Живописец Брейгель является последним в нидерландской эпохе Возрождения. В своих произведениях по позднесредневековому типу мышления, он демонстрировал глупость и слабость человека.

https://youtube.com/watch?v=PVg4mWyG7Js

Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: «Проповедь Иоанна Крестителя», «Перепись населения», «Избиение младенцев». В этих произведениях впервые затронулась тема жизни простого народа в общечеловеческом социальном плане.

Картины завораживают осознанием достоверности происходящих событий, а сюжет из Евангелие, служит всего лишь прикрытием.

В произведении «Избиение младенцев» описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета – вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода, занимающего царственный трон незаконно.

На художественном произведении «Избиение младенцев» показана атака испанских солдат на нидерландское поселение. Вломившиеся в здания солдаты отнимают детей от матерей.

Автор произведения, скорее всего, был свидетелем бесчинств войск в якобы еретических поселениях. Именно поэтому солдаты царя Ирода в испанской военной форме, а Вифлеем представлен фламандской деревней. В первейших упоминаниях картину так и называют «Нападение на деревню».

На картине изображено как простонародная деревенская семья умоляет не убивать их ребенка, как мать от беспомощности теряет сознание, и много других животрепещущих моментов. Это произведение Брейгеля является первым, в котором затронута историческая социально-моральная тема одновременно. Это связано с происходящими в Нидерландах в то время событий.

Момент создания произведения совпадает с началом революционной борьбы местных жителей с испанским католицизмом и феодализмом.

(3 votes, average: 5.00

Фон

Картина изображает событие , описанное в Евангелии от Матфея 2: 16-18 в Новом Завете в Библии : после того, как царь Ирод был рассказанная волхвов о рождении Иисуса в Вифлееме , он приказал своим солдатам убить всех младенцы в Вифлееме в возрасте до 2 лет. (В библейском повествовании ангел предупредил семью Иисуса, и они сбежали в Египет .) Избиение младенцев отмечается 28 декабря в календарях католической, лютеранской и англиканской церкви как четвертый день Рождества .

Брейгель перевел сцену в голландскую деревню 16-го века , где фламандские сельские жители подвергаются нападению испанских солдат и немецких наемников, возможно, в качестве комментария к поведению оккупационных испанских войск в прелюдии к восстанию голландцев против испанского владычества, также известному как войны Восьмидесятилетних . Очень суровая зима 1564-65 гг., Возможно, вдохновила на создание заснеженной сцены с сосульками, свисающими с карнизов, и пруд, покрытый толстым слоем льда: глубокая зима также вдохновила его картину 1565 года «Охотники в снегу» .

Тайна, мраком покрытая

О жизни Питера Брейгеля Старшего сохранилось ничтожно мало сведений: биография на пару страниц, написанная Карелом ван Мандером в 1604 году, да несколько документов. И хотя ван Мандер мог опираться на свидетельства современников — тех, кто знал художника, — всё же полностью полагаться на его труд не стоит. Дело в том, что в тексте факты соседствуют с анекдотами, которые, скорее всего, были выдуманы самим ван Мандером под впечатлением от брейгелевских полотен. Так, например, автор пишет, что Брейгель и его друг Ганс Франкерт, ювелир из Антверпена, переодевались в крестьянское платье и посещали деревенские праздники и свадьбы, где выдавали себя за родственников молодых. Вполне вероятно, что Брейгель действительно дружил с Франкертом, но всё остальное представляется чистой воды выдумкой.

Предполагаемый портрет Брейгеля. Выполнен после его смерти. (wikipedia.org)

Не известны ни дата, ни точное место рождения художника. Самый ранний документ в биографии Брейгеля, — свидетельство от 1551 года о принятии его в гильдию художников Антверпена. Предположительно, на тот момент ему было между 21 и 25 годами (типичный возраст для процедуры регистрации), исходя из этого исследователи пришли к выводу, что Брейгель мог родиться между 1525 и 1530 годами.
Ещё больше споров вызывает место рождения художника. Не исключено, что он мог появиться на свет в местечке, название которого созвучно с его фамилией. Ван Мандер писал, что художник происходит из деревни Bruegel, расположенной недалеко от Бреды.
Не так много известно и том, где учился Брейгель. Ван Мандер указывает на мастерскую Питера Кука ван Альста в Брюсселе.

Предполагаемый портрет Питера Брейгеля, ок. 1565−1568 гг. (wikipedia.org)

Вскоре после вступления в гильдию Брейгель отправился в поездку по Франции и Италии. Там он, безусловно, познакомился с титанами Возрождения. По возвращении в Нидерланды предположительно в 1554 году Брейгель обосновался в Антверпене, где начал работать в мастерской Иеронима Кока, печатавшего и продававшего гравюры на самые разные темы, от притч до пейзажей. В течение следующих 7 лет Брейгель создал более 40 рисунков для гравюр, используя высокий спрос на изображения в стиле Иеронима Босха.
Примерно с 1562 года у Брейгеля всё чаще заказывают живописные полотна. В 1563 году он переехал в Брюссель и женился на Майкен, дочери Питера Кука ван Алста. В браке у них родились трое детей: сыновья Питер и Ян, продолжившие дело отца, и дочь Мария, о судьбе которой нам ничего не известно.
До наших дней сохранилось около 40 живописных полотен Брейгеля Старшего. Большая часть была выполнена в последние 7 лет жизни художника. Тайной остаётся полный список заказчиков (с уверенностью можно назвать ближайшего советника испанского короля Филиппа II Антуана Перрено де Гранвеля и богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка). Что можно сказать наверняка, так это то, что труд Брейгеля очень хорошо оплачивался. Художник не брался за алтарные картины и почти не писал откровенно заказных портретов, что было нетипичного для середины 16-го века.
Существенное влияние на выбор сюжетов в последние два года жизни Брейгеля оказали политические события в Нидерландах. В 1567 году герцог Альба прибыл в Брюссель. Начались гонения и репрессии. Полотна Брейгеля приобретают звучание тоски и печали. Тем не менее невозможно однозначно сказать, что происходило в душе художника, как он чувствовал себя в то время и о чём думал.

«Мизантроп», 1568. (wikipedia.org)

Брейгель умер в Брюсселе в 1569 году. Перед смертью он наказал своей жене сжечь немало из его работ, вероятно, опасаясь гонений, которые могли обрушиться на семью. Майкен пережила мужа на 9 лет.
Сыновья Брейгеля Питер и Ян, которым на момент смерти отца было пять лет и год соответственно, стали впоследствии художниками. Видимо, произошло это под влиянием их бабушки Майкен Верхюлст, которая была художницей-миниатюристкой. И Ян, и Питер прославятся за счёт многочисленных копий шедевров отца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: