Описание картины питера брейгеля «битва масленицы и поста»

«Месяцы» Питера Брейгеля Старшего

Работе над этой серией пейзажей, изображающей полный годовой цикл изменений природы, Брейгель посвятил весь 1565 год. «Месяцы» были созданы по заказу антверпенского финансиста Николоса Ионгелинка, видного коллекционера произведений искусства, в собрание которого уже входили полотна Брейгеля «Вавилонская башня» и «Несение креста». К своей коллекции Ионгелинк относился сугубо практически — как к удобному средству вложения денег (что, впрочем, было вполне обычным делом в среде нидерландских собирателей картин). Когда художник еще только начинал работу над «Месяцами», заказчик уже распорядился их судьбой: 22 февраля 1565 г. Ионгелинк передал всю свою коллекцию антверпенской городской казне в обеспечение крупного денежного займа, взятого им у города. Ионгелинк так и не выкупил свой залог, и лучшие картины Брейгеля оказались запертыми в городском казнохранилище на долгие десятилетия. Вот уже много лет «Месяцы» Брейгеля вызывают бурные дебаты исследователей. Спорят, например, о том, сколько картин первоначально входило в серию: одни предполагают, что их было двенадцать и каждая изображала определенный месяц; другие доказывают, будто их всего четыре и посвящены они временам года, так что из цикла исключается то «Сенокос», то «Жатва». Наиболее правдоподобна версия, что Брейгель написал шесть картин, посвятив каждую двух месяцам сразу. Открывается цикл картиной «Охотники на снегу» (февраль-март). Третья (впоследствии утраченная) картина — это апрель и май. Затем следуют «Сенокос» (июнь-июль), «Жатва» (август-сентябрь) и «Возвращение стада» (октябрь- ноябрь). Несомненно, идея «Месяцев» навеяна календарными миниатюрами часословов XIV-XV вв. Однако в картинах Брейгеля господствует совсем иное настроение, чем в миниатюрах

Сцены сельских работ, служившие в Средние века своеобразными символами соответствующих месяцев (например, фигурка косца обозначала июнь, жнеца — август), занимают в его картинах хотя и важное, но отнюдь не главное положение. Каждое время года — это неповторимое состояние земли и неба

Так, в картине «Охотники на снегу» зима под кистью художника предстает равниной, сияющей сплошной белизной нетронутого снега, открывающейся зрителю внезапно и с высоты, словно в полете; зеленовато-серое небо невольно хочется назвать небесным сводом: так оно холодно и спокойно. В «Жатве» прямо перед зрителем расстилается пшеничное поле с его тяжелой янтарной желтизной; небо над ним — сиренево-белое, словно отдавшее земле все свое живительное тепло. В «Месяцах» художник начинает выводить на первый план укрупненные фигуры людей. Это крестьяне, занятия которых естественно подчинены смене времен года. Таким образом, человек выступает как органическая часть природы. Все пейзажи не только величавы, но и по- своему уютны. Даже в заснеженной равнине есть что-то домашнее, ибо повсюду видны следы близости людей — трактир, запруда, колокольня. Такова приветливая земля Нидерландов, жители которых лучше других народов обживали природу, не нанося ей вреда. Питер Брейгель умеет показывать зрителю самые простые вещи как чудо. Картинам «Месяцев» созвучны слова философа и писателя Эразма Роттердамского (1469-1536): «Бог способен явить любые чудеса — в нарушение законов природы, но ежедневно творит чудеса намного большие: Эти чудеса в естественном ходе вещей, т.е. в самих законах природы, которые нам привычны, и поэтому мы не замечаем их чудесности».

Как инквизитор превратился в персонажа картины про Масленицу

Впрочем, и без Босха у Брейгеля хватало впечатлений, которые сформировали его как самостоятельного художника. В 1552 году Иероним Кок отправил Питера Брейгеля в Италию, чтобы там он сделал серию зарисовок римских развалин. «Заграничные виды» также были востребованы у покупателей. Путешествие Брейгеля длилось несколько лет. Здесь уже сама природа стала его учителем. Италию и Альпы, через которые Брейгель возвращался на родину, житель равнин забыть так и не сумел.

Реформация также оставила след в душе Брейгеля. С детства он привык к страшным зрелищам виселиц и эшафотов, которые наравне с ветряными мельницами, городскими ратушами и колокольнями были частью пейзажа. Наверняка, Брейгель видел популярные гравюры со сценами расправы Карла V с непокорным городом Гент или со сценами аутодафе.

И даже в Италии, с ее солнцем, с лазурью ее неба и теплом ее моря, Брейгель стал свидетелем жестокостей, творимых испанской инквизицией. В Риме он видел горы сжигаемых книг, слышал крики еретиков, отправленных на пытки. Все это естественным образом и привычно входило в его память, в природу его естества и неминуемо должно было вылиться в творчестве.

Биографы Брейгеля не исключают, что в Риме он мог видеть, как в первые дни поста великий инквизитор, тогда им был знаменитый Караффа, в сопровождении охраны обходил лавки мясников, изымая нераспроданный товар. Возможно, именно этот человек, прославившийся своей жестокостью, творимой с маской праведника, стал прототипом одного из героев знаменитого полотна Питера Брейгеля «Битва Поста и Масленицы» («Битва Карнавала и Поста»).

Питер Брейгель Старший. Битва Карнавала и Поста. 1559

Картина Питера Брейгеля — одно из самых ярких изображений празднования Масленицы в истории искусства, настоящая энциклопедия народной жизни, в которую вошло множество сатирических зарисовок. Главная сцена разыгрывается на центральной площади города между Карнавалом, веселым толстяком, сидящим на бочке вина, и тощим благообразным старцем Постом. Оба персонажа наделены характеризующими их многочисленными символами. У Поста на голове улей, символизирующий умеренность и верность Церкви, у Карнавала — миска с паштетом. Картина разделена на две части: благочестивых сторонников Поста и веселящихся сторонников Карнавала. На стороне «тьмы», в свите Карнавала — ряженые в масках и странных нарядах, повсюду разбросаны игральные карты, яйца и кости, а свинья пожирает свои фекалии возле колодца. Кто-то бренчит на мандолине, кто-то тащит на голове стол с вафлями и булочками, один из гуляк переоделся в матрону в чепце, увешанную бусами из яичной скорлупы. На стороне «света» — молящиеся и благочестивые труженики.

Неизвестный художник. Битва Карнавала и Поста. По мотивам Иеронима Босха. Около 1600–1620. Дерево, масло. Рейксмузеум, Амстердам

Грустная масленица у Брейгеля

Пасмурный день. 1559

Несколько лет спустя Брейгель женится. У него родился первенец. Художник имел успех, особенно среди богатых и знатных людей Антверпена и Брюсселя. Он переезжает в Брюссель, в том числе, чтобы избежать преследований инквизиции, без разбору уничтожавшей жителей Нидерландов.

По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках), известным как «Времена года», или «Месяцы». Год напряженной работы. В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы. Но работы («Охота на снегу», «Пасмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел. Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа. Судя по всему, он так и не смог вернуть займ, поэтому картины на долгие годы были скрыты в подвалах городского ломбарда.

А между тем, в картине этой серии «Пасмурный день» Брейгель вновь обращается к теме масленицы. Только вот написана она совсем по-другому.

«Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя». Затянутое грозовыми тучами небо. Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам. Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. Хотя зима на исходе, и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится. За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги. У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье. В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала». Ему на голову надевали бумажную корону, и он угощал друзей вафлями.

Как Брейгель стал Брейгелем

Охота на зайца. Гравюра. 1560

Вообще, сведения о жизни Питера Брейгеля крайне скудны. Он родился то ли в 1525, то ли в 1530 году, учился, путешествовал по Италии, женился и умер.

Все сведения о нем биографы и исследователи черпали в его работах и косвенных свидетельствах его жизни. Судя по всему, он был хорошо образован: знал латынь и античную мифологию, внимательно читал Ветхий и Новый завет, имел глубокий и серьезный интерес к механике и точным наукам. Владел иностранными языками, путешествовал по Италии и находил там себе работу и друзей.

Ему едва исполнилось 15 лет, когда он приехал в Антверпен, чтобы поступить учеником в мастерскую Питера Кука ван Альста. Придворный художник императора Карла V, был хорошо известен как в Нидерландах, так и далеко за ее пределами. Вместе с учениками Питер Кук изготавливал картоны (эскизы) для ковров, эскизы витражей, немного занимался станковой живописью, много путешествовал, правда, уже без подмастерьев. Мечтая походить на итальянских живописцев, он занимался переводом архитектурных трактатов. Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему, и, прежде всего, выбирать доски для своих работ. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках. Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. Такие доски вместе с учениками Кук покупал на пристани, варил в льняном масле, грунтовал, шлифовал и только после этого позволял ставить клеймо гильдии. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно. Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. Но так как Питер Кук часто был в отъезде, то заниматься с его учениками приходилось его же супруге — Майкен Верхюльст. Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры. Урок тщательной прорисовки персонажей, внимания к деталям и нюансам Брейгель усвоил на отлично.

Франс Халс. Гуляки на Масленицу (Веселое общество). Около 1616–1617

Между картинами Халса и Брейгеля всего 50 лет разницы, а отличия просто колоссальные. Троица, празднующая Масленицу, написана со всеми нюансами характеров главных героев, в отличие от «коллективного» характера картины Брейгеля. Сюжет прост — двое гуляк пытаются охмурить молодую даму, которая выглядит весьма довольной этим соперничеством. На заднем плане бродячие комедианты играют с горшком, перекидывая его из рук в руки до тех пор, пока тот не разобьется, за что уронивший его должен был угостить товарищей. Между тем сегодня считается, что центральный персонаж — переодетый женщиной мальчик, а его кавалеры — персонажи народного театра: Пикельхеринг и Гансвурст. Пикельхеринг носит гирлянду из традиционной масленичной еды, имеющей символический смысл: соленая селедка (давшая ему имя) и мидии символизировали мужские и женские половые органы соответственно. Яйца, присутствующие в гирлянде, считались афродизиаком и были признаком мужской доблести. На столе также множество деталей, указывающих на «мужские» и «женские» формы, в том числе волынка и открытая кружка. Известно, что сам Халс был большим любителем пирушек (в архивах сохранились его многочисленные счета за жареных быков) и посвятил этой веселой теме некоторое количество своих работ.

Ян Миль. Карнавал в Риме. 1653. Холст, масло.Музей Прадо, Мадрид

«Битва Масленицы и Поста»

За внимание к обыденной жизни Брейгеля звали «мужицким», а за тонкий юмор, соседствующий с площадным грубым смехом «Питером-шутником» и «Питером-забавником». Но прежде всего он был Питером созерцателем, отчужденным наблюдателем, который не выносит оценочных суждений и не мыслит себя судьей

Он находится над схваткой. Наблюдает с точки, которая позволяет ему не принимать участия в происходящем.

Увы, мы не знаем заказчика, не знаем кому, почему, зачем понадобились эти детали и подробности быта, философия, в духе которой Брейгель написал в 1559 году картину «Битва Масленицы и Поста».

Известно только, что Брейгелю на этот период тридцать, может тридцать пять лет, и он является членом гильдии святого Луки. То есть работает самостоятельно. И еще — он максималист.

К картине «Битва Масленицы и Поста»можно относиться двояко. Например, как к живописи абсурда. Ведь что может быть абсурднее на картине длинного уродца с серым лицом и корзиной на голове. Вооружившись пекарской лопатой и селедкой он вступает в бой против оседлавшего винный бочонок толстяка. Но обратившись к исторической действительности, мы понимаем, что картина Брейгеля — это опыт этнографического исследования.

Под псевдонимом Босх

Гнев. Гравюра. 1557

Антверпен был центром торговли гравюрами. Гравюры вообще были ходовым товаром в эпоху отсутствия телевизора. Они были относительно недороги и куда популярнее картин. Гравюры привозили из Италии и Германии, и, скупая в мастерских Антверпена, их вывозили в Испанию и Францию. Поэтому когда умер ван Альст (1551 год), Брейгель оставил его мастерскую и поступил художником к Иерониму Коку.

Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах». Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов. Иероним Кок не только выпускал гравюры по рисункам востребованного покупателями Босха, которого сам очень чтил. Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника. В Брейгеле он нашел талантливого ученика и бесподобного копииста. Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был, и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке. Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником. Но то, что Брейгель долгое время находился под воздействием работ Босха, его откровений, его рая и ада — очевидно. Как очевидно и то, что работы Босха перевернули сознание Брейгеля, научили его смотреть на вещи не изнутри, а сверху, не проживая, а сопереживая.

«Безумная Грета» (1563), музей Майер ван ден Берг, Антверпен

Старинная легенда гласит, что во времена восьмидесятилетней войны жила в Нидерландах бедная крестьянка Грета. Оба её сына погибли, муж спился и пропал, а в одно «прекрасное» утро пропала и любимая сковородка. Это уже был перебор, и Грета захотела во что бы то ни стало вернуть ее назад. Будучи хорошей христианкой, она точно знала, что сковородки есть в аду, и решила отобрать себе одну штуку у чертей. Поскольку в стране шла война, ворота ада найти было несложно, и, сняв доспехи с убитого солдата, Грета отправилась в ад.

Картина «Безумная Грета» на выставке в Вене
Главное внимательно слушать экскурсовода!

В центре картины расположена героиня фламандского фольклора — Безумная Грета, которая, являясь воплощением жадности, в порыве безумия штурмует ад. Ее долговязая воинственная фигура в тряпье, доспехах и каске выглядит очень трагикомично. Глаза выпучены, рот открыт,  в руках сковородка и меч, а под ногами вертятся вылезшие из пасти ада существа в стиле Иеронима Босха. Сюрреалистичную картину завершают люди, которые бьются за золото на фоне ярко красного неба. При этом они не знают самого главного. То что им кажется золотом — на самом деле всего лишь отходы жизнедеятельности гиганта.

Пасть ада и Безумная Грета во всей красе
Исчадия ада в стиле Босха

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891

Игру «Взятие снежного городка» Василий Суриков впервые увидел еще в раннем детстве: она была традиционной частью масленичных гуляний. «Городок» строился на реке или на центральной площади и состоял из двух обледеневших стен с воротами. Участники делились на осаждавших и осаждаемых, целью первых было захватить «городок», вторых — удержать оборону.

Картина была написана в непростой для Сурикова период: в 1888 году скончалась жена художника, после чего он вместе с дочерями уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. Именно там он начал писать «Взятие снежного городка». Как истинный реалист, многие моменты Суриков писал с натуры: городок был построен во дворе его усадьбы, и наравне со многими друзьями и родственниками художника, на картину в качестве героев попали крестьяне деревни Базаиха. В 1900 году «Взятие снежного городка» удостоилось серебряной медали на Всемирной выставке в Париже.

Борис Кустодиев. Масленица. 1916. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Питер Брейгель – Путеводитель от Михаила Шварца

Питер Брейгель, родившийся в голландском городе Бреда, был одним из великих европейских художников. Он работал во Фландрии, Антверпене и Брюсселе.

«Вавилонская башня» Питера Брейгел

Питер Брейгель, родившийся между 1525 и 1530 годами в голландском городе Бреда, был одним из  великих европейских художников. Он работал во Фландрии, Антверпене и Брюсселе, где скончался в 1569 году. Многие его работы представлены в Вене в Музее истории искусств.

Сюжеты его картин, не вписываясь в традиционную иконографию, были больше аллегорического или, скорей, сатирико-аллегорического типа. Жизнь Брейгель воспринимал как явление причудливое и странное. Это относилось не только к его собственному существованию, но и к жизни толпы, которую он наблюдал, воспевая с большим чувством юмора ее естественную непосредственность.

Питер Брейгель

Однако Брейгель был известен так же, как пейзажист. Пейзажей он написал довольно много.

В картинах, написанных за последние годы, его живописное искусство наполнено драматическим расколом между природой, что есть истина, и человеком — воплощением ошибок.

К этому периоду принадлежат картины, написанные в Антверпене для Николаса Йонгелинка — шесть больших досок примерно одного размера (117×163), известные как Календарь 1565 года; на каждой из них изображены два месяца года (доска с весной, к сожалению, утеряна).

Одна из самых знаменитых картин «Охотники на снегу» прославилась зимним пейзажем с изображением маленьких людей на фоне грандиозной природы.

На оледенелом пруду крошечные фигуры катающихся на коньках, движения которых едва намечены в общем неподвижном пейзаже.

Примерно в 1568 году художник написал на двух дубовых досках большие картины (114×164 см) — «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец».

Событие в первой картине происходит в хлебном амбаре: большой праздничный стол, за которым приглашенные сидят, едят, пьют; молодая жена в одиночестве неподвижна и грустна; в двери входят еще какие-то люди.

Это же чувство высокой пластичности есть и в «Крестьянском танце», происходящем под открытым небом. Здесь четкость линии сопровождается интенсивной пластичностью и пастельными тонами. На переднем плане тяжело танцует пара; за игроком на волынке внимательно наблюдает его товарищ — широко распахнув глаза, он будто контролирует правильность звуков инструмента.

В левой части картины виден стол с несколькими крестьянами, будто спорящими между собой; за ними — целующаяся пара.

Одним словом, в картине во всем пульсирует живая жизнь: от фигуры к фигуре, от движения к движению, от жеста к жесту; и, несмотря на четко представленные индивидуальные характеристики отдельных персонажей, в общем эта картина производит впечатление безликости толпы.

В Музее истории искусств представлены работы:

«Игры детей» Питер Брейгель, 1560«Битва Масленицы и Поста» Питер Брейгель, 1559«Вавилонская башня» Питера Брейгеля«Возвращение стада» Питер Брейгель, 1565Питер Брейгель «Охотники на снегу»«Обращение Савла» Питер Брейгель, 1567«Крестьянская свадьба» Питер Брейгель«Крестьянский танец» Питер Брейгель, 1568

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Архив блога

Архив блоганоября 2021 (1)октября 2021 (1)сентября 2021 (1)августа 2021 (1)июля 2021 (1)июня 2021 (2)мая 2021 (1)апреля 2021 (1)марта 2021 (1)февраля 2021 (1)января 2021 (3)декабря 2020 (1)ноября 2020 (2)октября 2020 (2)сентября 2020 (2)августа 2020 (2)июля 2020 (1)июня 2020 (3)мая 2020 (3)апреля 2020 (2)марта 2020 (2)февраля 2020 (4)января 2020 (4)декабря 2019 (1)ноября 2019 (3)октября 2019 (3)сентября 2019 (7)августа 2019 (4)июля 2019 (8)июня 2019 (4)мая 2019 (3)апреля 2019 (2)марта 2019 (3)февраля 2019 (5)января 2019 (3)декабря 2018 (3)ноября 2018 (3)октября 2018 (6)сентября 2018 (1)августа 2018 (4)июля 2018 (2)июня 2018 (3)мая 2018 (5)апреля 2018 (1)марта 2018 (10)февраля 2018 (12)января 2018 (12)декабря 2017 (7)ноября 2017 (16)октября 2017 (8)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: