Искрящийся юг
В 1904 году Коровин приехал в Ялту навестить писателя Антона Чехова, который в то время тяжело болел. Позже художник купил участок на побережье. «В Крыму, в Гурзуфе, я нашел прекрасный кусок земли у самого моря, купил его и построил дом, чудесный дом. Туда ко мне приезжали гости, мои приятели — художники, артисты, и многие все лето гостили у меня», — писал Константин Коровин.
Просторную виллу-мастерскую художник спроектировал сам. Называлась она «Саламбо» — как и балет, к которому Коровин создал декорации. На даче часто гостил друг художника, оперный певец Федор Шаляпин. Знаменитый бас несколько раз позировал Коровину, называл его «Паганини живописи». Для Коровина мир был «буйством красок», он говорил, что пейзаж «должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словами, это так похоже на музыку».
На вилле художник часто писал залитый солнцем берег моря, там он создал пейзажи «Пристань в Гурзуфе» и «На берегу Черного моря».
В своих южных полотнах Коровин комбинировал жанр марины и натюрморта: море часто становилось фоном для букетов крымских роз и корзин с южными фруктами: «На берегу моря», «Гурзуф. Корзина фруктов», «Гурзуф». Художник писал такие композиции ярко, используя насыщенные цвета и излюбленный широкий мазок.
История
При написании картины Чёрч использовал рисунок «Пик Чёрча, Арктика» (англ. Church’s Peak. Arctic Regions
), сделанный Айзеком Израэлем Хейсом во время его полярной экспедиции 1860—1861 годов. Согласно подробному описанию, приведённому Хейсом в его книге «Открытое полярное море» (англ.The Open Polar Sea ), а также в более поздней книге Чарльза Томлинсона, пик Чёрча находится на восточном побережье острова Элсмир, со стороны пролива Кеннеди, разделяющего северные канадские острова и Гренландию.
Сам Чёрч был свидетелем северного сияния, которое можно было видеть с острова Маунт-Дезерт (штат Мэн) 23 декабря 1864 года. Он запечатлел его на картине «Северное сияние. Остров Маунт-Дезерт. Из Бар-Харбора, Мэн» (англ. Aurora Borealis. Mt Desert Island. From Bar Harbor, Maine
). Многие американцы, наблюдавшие это северное сияние, восприняли его как предзнаменование победы Севера в продолжавшейся гражданской войне — именно в качестве этого символа и была воспринята картина «Северное сияние», оконченная в 1865 году.
В 1911 году Элеанор Блоджетт (Eleanor Blodgett
) передала картину «Северное сияние» в дар Смитсоновскому музею.
Популярные сочинения
- Характеристика и образ Кирибеевича (опричник) М.Ю. Лермонтову всегда удавались отрицательные персонажи в своих произведениях. Так и этот отрицательный герой в «Песне про купца Калашникова» опричник Кирибеевич, занимает особую роль в творчестве поэта.
- Сочинение по картине Северный край. Сибирская река Васнецова (7 класс) Величайший русский художник Апполинарий Михайлович Васнецов известен прежде всего своими красочными пейзажами, олицетворявшими необъятные просторы России.
- Сочинение по картине Айвазовского Буря на Северном море Море и всё, что с ним связано – любимая тема Айвазовского. Причём, всегда на его полотнах разворачивается какая-то трагедия. Он не рисует спокойное море.
Первые морские пейзажи
Константин Коровин обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями там были Василий Поленов и Алексей Саврасов. Коровин одним из первых среди русских художников представил этюд как самостоятельное произведение — до этого этюды были лишь подготовительным этапом во время работы над картиной. Он писал в технике, характерной для этюдных набросков: широкими мазками, больше внимания уделяя цвету и общей атмосфере композиции, а не деталям.
«Чувствовать красоту краски, света — вот в чем художество выражается; немного, но правдиво верно брать, наслаждаться свободно; отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей — они содержание», — отмечал Константин Коровин.
В 1887 году художник посетил Париж и познакомился с полотнами импрессионистов — их методы оказались ему близки: «И импрессионисты… — у них я нашел все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве».
В Европе Коровин написал первые морские пейзажи. Один из них — «Морской берег в Дьеппе». На нем Коровин изобразил штормовое море, побережье пролива Ла-Манш с характерными обрывистыми берегами и песчаными пляжами. Критики отмечали в пейзаже тональное разнообразие серого цвета, с множеством градаций и оттенков. В эти же годы Коровин написал несколько этюдов с южными морскими видами, на которых изобразил порт Марселя.
История и описание[ | ]
Картина «Север» была впервые показана в 1879 году на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), вместе с двумя другими картинами художника — «После дождя» и «Берёзовая роща».
Картина «Север» была завершающим, прощальным произведением из трилогии художника о северной природе, к которой также относятся картины «Ладожское озеро» (1873) и «На острове Валааме» (1873).
На картине «Север» показан вид с высоты на уходящую в туманную даль равнину, которая на горизонте сливается с сероватым дымчатым небом. Этот величественный пейзаж символизирует безбрежные пространства северных земель, но при этом исполнен глубокой поэзии и любви к суровой природе.
Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи:
В картине «Север» Куинджи как бы с высоты птичьего полёта запечатлел величавую панораму уходящего в седую туманную даль холодного края, тонко передав чувство своеобразной «завороженности» этих неуютных суровых просторов. Очень выразителен и характерен для его творчества мотив растущей на гранитных скалах сосны (художник любил изображать также сосны, вцепившиеся корнями в почву на самом краю обрыва и упрямо тянущиеся к небу). |
Жемчужный север
В августе 1894 года Константин Коровин отправился в творческую поездку к северным морям. Путешествовал он вместе с художником Валентином Серовым, с которым давно дружил
Вояж был организован предпринимателем Саввой Мамонтовым: он планировал строительство железной дороги от Ярославля до побережья Белого моря и хотел привлечь внимание общества и специалистов к неосвоенному краю. Художники побывали в Вологде, Архангельске, Мурманске, на архипелаге Новая Земля, посетили Норвегию и Швецию
Суровый холодный Русский Север поразил Коровина монохромностью красок и сложными цветовыми нюансами. В теплые дни писать морские пейзажи приходилось вечером и ночью: днем мешали назойливые насекомые, а осенью появилась другая проблема — холод. На ветру замерзали и краски, и руки, поэтому находить живописные решения и воплощать их на полотне нужно было быстро.
Во время путешествия Константин Коровин создал несколько морских этюдов: «Ловля рыбы на Мурманском море», «На севере», «Пристань у фактории на Мурмане», «Мурманский берег». Для северных пейзажей художник часто использовал серый цвет, его тонкие жемчужные оттенки.
Во время путешествия художник побывал на островах архипелага Новая Земля между Баренцевым и Карским морями. Коровин вспоминал об этом месте: «Над туманом стоят громады гор, острыми полосами ровно лежат снега. <…> На берегу жалкие лачужки, сбитые из темных бревен с маленькими окнами. От домика к домику натянуты веревки: это чтобы ходить во время ветра. <…> Кругом темные, красно-бурые горы: ночное солнце освещает их. Есть неизъяснимо-таинственное в этом полярном свете».
Природа Севера и люди, их уклад жизни очаровали художника, особенно его поразило северное сияние. Он говорил Валентину Серову: «Какой чудесный край, Север дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Тоша, я бы хотел остаться здесь навсегда».
После Русского Севера, художники отправились в скандинавские страны. В пути они посетили город Хаммерфест, в то время один из самых северных в мире. По возвращении из путешествия Коровин создал картину «Геммерфест. Северное сияние» (1894–1895).
Путешествие длилось два месяца, из поездки Коровин привёз больше тридцати картин и этюдов. Все полотна вошли в единый северный цикл, и позже Коровин использовал их для оформления павильона на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Павильон «Крайний Север» представлял собой деревянный рубленый дом, в котором разместились пейзажные панно, панорамы и диорамы.
В экспозицию Коровин поместил шкуры медведей, одежду поморов, челюсти кита и даже связки с сушеной рыбой: «Стараюсь сделать в павильоне то впечатление, то чувство, которое я испытал там, на Севере. <…> Думаю, как бы передать этот особенный запах океана и скал. Из бочек вынимают мох, который я привез с собой, и кладут его под пол павильона. Самоед Василий, которого я тоже привез с собой, уже выпил, он тоже старается; меняет воду в оцинкованном ящике, в котором сидит у нас милейший тюлень, привезенный с Ледовитого океана и прозванный Васькой».
В 1900 году художник участвовал в оформлении Русского павильона Международной выставки в Париже, где он снова работал над панно. Искусствовед Раиса Власова писала: «Как бы вторя протяженным ритмам необъятных северных равнин, бесконечным узким фризом тянулись по стенам северные пейзажи-панно… «Пристань у фактории на Мурмане», дощатый причал с бочками, огромной лебедкой на нем, устойчивые вместительные рыбацкие лодки, столпившиеся вокруг; в панно «У становища корабля» перед нашими глазами вырастает целый лес аккуратно перечисленных мачт со снастями, рей со спущенными парусами, просмоленных черных канатов». Талант художника нашел всеобщее признание — за оформление павильона Константин Коровин получил две серебряные и две золотые медали и стал кавалером ордена Почетного легиона.