Самые знаменитые картины эдварда мунка

«Девушки на мосту» (1901)

В сюжете этой работы воплощается любимая тема автора, сочетание жажды жизни и страха смерти. Мы видим на картине простой провинциальный : невысокие дома, окруженные зеленью деревьев, сухую землю местных дорог, спокойную речную гладь, чистое голубое небо. На мосту, повернувшись спиной к зрителям, стоят три девушки в длинных ярких платьях. Они смотрят на воду под собой, склонив головы, и нам тоже передается их грусть по поводу окончания ясного выходного дня.

Присмотревшись к отражению пейзажа в воде, понимаем, что он изображен не совсем достоверно. Большое дерево сочного зеленого цвета потеряло абсолютно все свои краски, а закатного солнца в отражении и вовсе не стало. Все это символизирует умирающий городок и его скучную жизнь. Одна из девушек даже одета в вызывающего цвета платье — красное, другая стоит в таком же красном платке – так они словно бросают вызов спокойствию и умиротворению провинции.

Наброски к этой работе Эдвард Мунк выполнил в одну из своих ежегодных летних поездок в Осгордстранд – там ему согласились немного попозировать местные девочки-школьницы, которых он встретил на мосту. Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками…»: точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов.

Если же по какой-то причине вы с «Криком» Эдварда Мунка не знакомы, рекомендуем срочно исправлять ситуацию и смотреть познавательное видео с описанием этой картины и историей ее создания:

https://youtube.com/watch?v=Vjm7SXo2Dms

Юность

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Христиании, так в
те годы назывался город Осло, столица Норвегии. Его отец, Кристиан Мунк, был
военным врачом, семья жила небогато и часто переезжала с места на место. Мать,
Лаура Мунк, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять лет, всё
хозяйство и попечение о детях взяла на себя тетя Карен, сестра матери. Отец так
и не смог примириться со смертью любимой супруги, он погрузился в религию и
отстранился от детей.

Эдвард был вторым ребенком в многодетной семье. Старшую
сестру звали София, брата – Андреас, а младших сестер – Ингер и Лаура.

Смерть матери сильно повлияла на будущего художника, мальчик
лишился самого близкого человека и впервые в жизни почувствовал себя предельно
одиноким. Тема одиночества так и будет преследовать мастера всю его жизнь и
найдет воплощение в десятках картин и набросков. Через 25 лет, в память о последней
прогулке с матерью, Мунк напишет трогательную акварель о любви матери и сына.

Первый рисунок Эдвард нарисовал в возрасте 7 лет. Он сам описал
этот случай в дневнике: «Я взял кусок угля, лег на пол и нарисовал
слепцов. Я почувствовал, как рука слушается меня».

Тетя Карен знала толк в живописи и сама неплохо рисовала.
Именно она первая заметила дар мальчика и помогала ему раскрыться в творчестве.
Она же сохранила юношеские акварели и рисунки Мунка – это были ученические
этюды и зарисовки на историческую тему, наполненные экспрессией и пафосом.

Эдвард Мунк «Тетя Карен в кресле-качалке»

Когда Эдварду было 14 лет, умерла его старшая сестра София.
Перед самой кончиной она попросила, чтобы ее перенесли из кровати в кресло, в
котором спустя некоторое время отошла в мир иной. Всю жизнь не отпускала Мунка
эта сцена. Страшная и одновременно обыкновенная трагедия обычной небогатой
семьи. На картине «Комната умирающего» Мунк изобразил горечь
расставания с близким человеком и печаль, накрывшую всю семью. При этом он
дотошно воспроизвел события того страшного дня. На картине изображена вся семья
Мунков – в кресле сидит умирающая София, рядом несчастный отец и тетя Карен. На
переднем плане сам Мунк, смотрящий на Софию, и две его сестры. Слева изображен
брат Андреас, выходящий из комнаты.

Эдвард Мунк «Комната умирающего» 1893

Смерть, а потом и безумие (младшая сестра художника долгое
время лечилась в психбольнице) с раннего детства стали частыми гостями в доме
будущего гения. Юноша сумел полноценно ощутить их присутствие, и именно под
таким мрачным впечатлением он формировался как мыслитель и художник.

Как позже писал Мунк, мать передала ему зачатки смертельной
болезни, а отец посеял в нем семена безумия. Тревога и беспокойство на всю
жизнь стали его постоянными попутчиками.

В 1879 году юный Мунк начал обучение в техническом колледже,
где продемонстрировал прекрасные успехи в различных дисциплинах. Однако через
год он оставил колледж и, к большому неудовольствию отца, принял решение стать
художником. Только тетя Карен поддержала выбор юноши.

Эдвард Мунк «Автопортрет» 1892

«Расставание» (1896)

Говорят, будто Эдвард Мунк написал эту работу, основываясь на собственном опыте неудачной любовной привязанности. Он как бы делит содержание картины надвое: на прошлое и настоящее, на внешний и внутренний мир, на природу и человеческое сознание.

На переднем плане мы видим мужчину с бледным лицом и мрачной мимикой, а в правой части картины – девушку в светлом платье. Ее лицо не обладает никакими конкретными чертами – оно безлико, словно главный герой не хочет ее вспоминать, а наоборот, желает стереть из своей памяти как можно скорее. Чтобы пережить болезненное расставание, мужчина в своем сознании пытается превратить возлюбленную в некую часть пейзажа, растворяя в нем прошлые воспоминания.

Правой рукой мужчина держится за грудь: красный цвет, которым выполнены контуры, символизирует кровоточащее, разбитое сердце. А прямо перед ним находится такое же кроваво-красное нечто, похожее на двуглавое существо или растение, олицетворяющее собой двух расстающихся возлюбленных – изображенная субстанция еще выглядит цельной, но неумолимо разрывается на части.

В данной работе Эдвард Мунк применяет три стиля живописи. В стиле модерн, или ар-нуво, изображен потерянный объект любви, для передачи образа главного героя и его страданий используется символизм, а сюрреализм – для изображения самой любовной пары, находящейся в процессе разрыва отношений и боли от расставания.

«Меланхолия» (1892)

Эта работа является одной из ключевых картин цикла «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

Здесь Эдвард Мунк изобразил полосу побережья, которая рисует на картине черную диагональ и ведет нас к причалу на заднем плане. На нем стоят три фигуры: двое мужчин в черных одеждах, один из которых держит весла, и женский силуэт в белом платье. У причала их ждет лодка, готовая к тому, чтобы отчалить в любой момент.

На переднем плане изображен еще один мужчина, он повернут к причалу спиной. Его темная голова и опущенные плечи контрастируют с бледным каменистым пляжем, напоминая своими очертаниями лежащие вокруг валуны. Он подпирает голову ладонью, его брови задумчиво сдвинуты. Прототипом для этого персонажа послужил друг Мунка, писатель и критик Яппе Нильсен, у которого была несчастливая любовная связь с женой художника Кристиана Крога.

Пейзаж отражает спокойное, задумчивое настроение этой картины Мунка. Среди цветов, использованных при написании «Меланхолии», преобладают оттенки синего, смягченные вечерним светом пейзажа. Мы наблюдаем здесь символистскую тенденцию к упрощению и стилизации форм и цвета.

Брошь. Ева Мудоччи (1903)

После 1902 года литографии Мунка были в основном нарисованы на бумаге.
Были, однако, некоторые исключения, такие как этот портрет Евы Мудоччи 1903 года, выполненный на камне с использованием различных литографических техник.

Ева Мудоччи была известной британской скрипачкой, которая вместе с пианисткой Беллой Эдвардс гастролировала по всей Европе, включая Норвегию.

Эдвард Мунк встретил её в Париже в 1903 году. Они стали близкими друзьями. Первоначально отношения носили любовный характер, но со временем они стали больше похожи на отношения между братом и сестрой. С 1902 по 1908 год она была одним из ближайших доверенных лиц Мунка.

12

«Танец жизни» (1900)

На картине изображен летний вечер у моря в Осгордстранде, городке возле Осло. Все побережье заполнено танцующими парами, но особенно выделяются среди них три женщины.

Слева Эдвард Мунк изобразил девушку в белом платье с желтыми узорами, желтым поясом на тонкой талии и такими же золотистыми, пушистыми волосами, собранными в простую девичью прическу. Девушка тянется левой рукой к высокому цветущему растению.

В центре мы видим женщину с распущенными волосами, в длинном красном платье, ниспадающем на траву. Она не одна – танцует с мужчиной. Пара обнимает друг друга, а по выражениям их лиц можно утверждать, что они готовы к поцелую.

Справа на холсте изображена женщина в строгом черном платье. Ее волосы подобраны вверх, руки скрещены внизу, она несколько завистливым взглядом смотрит на танцующую пару в центре. Черты ее лица говорят нам, что она уже немолода.

В этой работе Эдвард Мунк изображает три этапа жизни женщины – не зря ее ключевые фигуры выполнены в таких символических цветах, как белый, красный и черный. Девушка в белом олицетворяет собой юность, чистоту и непорочность. Она еще не знает любви, но открыта к неизведанному. Женщина в красном – это молодость и зрелость, любовь, страсть и красота. Женщина же в черном символизирует собой увядание, напрасные надежды и одиночество.

Существует и версия о том, что эта картина, как центральная в цикле «Фриз жизни», изображает жизнь (девушка в белом, тянущаяся к цветку), любовь (женщина в красном, танцующая с любимым) и смерть (мрачная и одинокая женщина в черном).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector