«Охота на львов», как часть живописного «сериала»
«Охота на львов» – не единственная работа Рубенса на эту тему.
Художник создал целую серию таких работ, пользующихся спросом у знати.
Но именно «Охота на львов», хранящаяся в Пинакотеке Мюнхена, считается лучшей.
Хотя в этой серии есть ещё более экзотичная «Охота на гиппопотама».
Питер-Пауль Рубенс. Охота на крокодила и гиппопотама. 1616 г. Старая Пинакотека, Мюнхен
И более прозаичная «Охота на волка и лису».
Питер Пауль Рубенс. Охота на волка и лису. 1621 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
«Гиппопотам» проигрывает «Львам» из-за более простой композиции. Он и создан был на 5 лет раньше. Видимо Рубенс поднаторел и во «Львах» уже выдал все, на что способен.
А в «Волке» нет той динамики, которой так выделяются «Львы».
Все эти полотна огромны. Но для замков это было в самый раз.
Вообще, Рубенс почти всегда и писал такие масштабные работы. Он считал ниже своего достоинства брать полотно меньшего формата.
Он был смелым человеком. И любил сюжеты посложнее. При этом был самоуверен: искренне считал, что ещё не было такого живописного вызова, с которым он бы не справился.
Ничего удивительного, что ему давались сцены охоты. Смелость и уверенность в этом случае только на руку живописцу.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Персей и Андромеда.
Перейти на главную страницу
Упорядоченный хаос в «Охоте на львов»
Несмотря на хаос из копыт, морд и ног, Рубенс виртуозно выстраивает композицию.
Копьями и телом мужчины в белом картина по-диагонали бьется на две части. Все остальные детали как бы нанизаны на эту диагональную ось, а не просто разбросаны по пространству.
Чтобы вы понимали, насколько мастерски выстраивал композицию Рубенс, приведу для сравнения картину его современника Пауля де Воса. Причём на ту же тему охоты.
Пауль де Вос. Травля медведей. 1630 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тут диагонали нет, а скорее разбросанные по земле собаки вперемешку с медведями. Причём медведи какие-то не такие, согласитесь. Их морды больше на кабаньи похожи.
Творчество Питера Пауля Рубенса
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 23.01.2017 17:41 Питер Пауль Ру́бенс – фламандский живописец эпохи барокко.
Поскольку эпоха Позднего Возрождения через маньеризм плавно перешла в барокко, то в творчестве Рубенса проявились черты всех этих стилей: реалистическое изображение действительности, присущее венецианской школе; чувственность барокко; богатство красок и жестов, свойственных маньеризму. Не избегал Рубенс мифологических и религиозных тем, часто обращался к портрету и пейзажу– словом, был универсальным художником своего времени.
Жизнь Марии Медичи
Несмотря на довольно неблагоприятную политическую ситуацию, деятельность художника на протяжении 1620-х поражает своим разнообразием. Он руководил работой граверов и живописцев в своей мастерской, оформлял книги различной тематики для издательства, делал картоны для шпалер, выполнял эскизы для скульптурных проектов и различных изделий художественных ремесел.
В 1621 Рубенс получил свой самый важный в жизни заказ, который принес ему международную славу.
В январе 1622 художник отправился в Париж, чтобы выполнить договор, заключенный с Марией Медичи — матерью Людовика XIII, — написать картины для двух галерей нового Люксембургского дворца.
Программа изображений четко составлялась самой королевой, а в интерпретации сюжетов, их последовательности, а также порядке размещения фигур в композиции художнику предоставлялась значительная свобода.
Исторический цикл «Жизнь Марии Медичи» (1622–1625, Лувр, Париж) является исключительным. Сохраняя достоверность в изображении героев, обстановки и костюмов, Рубенс обогатил композиции многочисленными аллегорическими и мифологическими персонажами.
Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, присутствуют два крылатых амура, олицетворяющих собой любовь и супружество. Они держат перед монархом достаточно приукрашенное изображение невесты.
За всей этой сценой благосклонно наблюдают Юпитер и Юнона.
В двадцати четырех больших панно художник рассказывает о политических событиях, происшедших во Франции в начале XVII века. Каждая картина, вошедшая в серию, представляет собой самостоятельное произведение, но вместе с тем является частью общего замысла.
Все полотна цикла отмечены театральностью, роскошной пышностью и декоративностью — чертами, характерными для искусства барокко. Монументальный строй композиций, эффектные архитектурные или пейзажные фоны, приподнятый колорит определяют несравненные декоративные качества картин.
Для выполнения заказа живописец был вынужден привлечь своих учеников.
Рубенс и его наследие
+T —
Друзья, хочу поделиться впечатлениями о выставке «Rubens and his legacy», которая открылась в январе в Лондонской Королевской Академии Искусств . Фламандский художник работал в стиле барокко и писал все, начиная от семейных портретов и заканчивая расписыванием потолков и сводов в храмах.
Но больше всего Питер Рубенс известен своими чувственными обнаженными женскими телами, как говорится, «рубенсовскими пышными красавицами». Королевскому художнику позировали флорентийские богачи Медичи, камеристки испанских Габсбургов и английские владыки.
На протяжении многих веков подлинная индивидуальная техника живописца отпечатывалась в наследии Пикассо и Рембрандта, в портретах Ван Дейка, в охотничьих сценах Делакруа и в пейзажах. Тут можно было увидеть шикарные произведения Ван Дейка , Ватто, Ренуара, Тернера, Мане, Сезана, Делакруа, Климта, Пикассо, Бэкона.
Художник и сам никогда не стеснялся подражать, в том числе Тициану и Брейгелю. Освоив жанры ренессансной живописи, он стал универсальным художником своего времени. Стиль, манера, мироощущение и художественные штудии самого мэтра оказали колоссальное влияние на других живописцев. Именно поэтому и их произведения вошли в один из разделов экспозиции.
Рубенс обожал жизнь и эта торжествующая витальность сквозит не только на его картинах. Ею наполнены и его рисунки, и его наброски. Он стал одним из тех мастеров, что предугадали наступление кинематографа, до изобретения которого оставались века, композиции разработаны как мизансцены, и мастерство владения светотенью по-прежнему поражает воображение.
Блуждая из зала в зал, посетитель сможет проникнуться и ознакомиться с самыми знаменитыми английскими художниками таких как : Джон Констебл, Томас Гейнсборо и Уильям Тернер в «Поэтическом «зале, в зале посвященном «Элегантности» — сравнить портреты кисти Рубенса с произведениями Антонио ван Дейка и Жана Оноре Фрагонара, а в зале «Вожделение» оценить, как по-разному может преломляться влияние Рубенса в работах Пабло Пикассо и Поля Сезанна. Мне запомнилась комната с современными художниками, перекликающимися с творчеством великого Рубенса, например, картина Френсиса Бэкона» Спящая фигура» напомнила рубеновское пышное тело.
Многие из картин на выставке имеют впечатляющую историю: один из пейзажей Рубенса в свое время приобрел первый премьер-министр Великобритании Роберт Уолпол. Другие работы художника, которого кураторы называют, помимо всего прочего, успешным пропагандистом абсолютизма, украшали резиденцию Марии Медичи.
Каждый из художников кон аспектах живописи Рубенса, и работы, представленные на этой выставке, демонстрируют различные варианты влияния: здесь есть и точные копии, и творческие копии, и стилизации, и «цитаты», которые лишь перекликаются с картинами мэтра. Только самые лучшие художники могли «перевести» визуальный язык Рубенса так, чтобы он стал их собственным стилем.
Картина «Похищение дочерей Левкиппа», долгое время считавшаяся подделкой, была признана работой Питера Пауля Рубенса и была включена в данную экспозицию. Теперь Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна в Осло может гордиться собственным подлинником Рубенса благодаря стараниям неравнодушного куратора.
Полотно из Осло могло быть написано Рубенсом в 1610—1611 годах.
На картине — мифическая сцена о братьях-блинецах Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, Касторе и Поллуксе, похитивших дочерей царя Левкиппа — Гилаиру и Феб (те были обручены с их двоюродными братьями).
Что касается находки, выглядит она грубее известной картины и дочери более недовольны с виду, но Ван Хаут – голландский эксперт и куратор, заявил о полной уверенности в подлинности полотна, «иначе не включил бы его в выставку», еще и столь ответственную.
Сад любви — Питер Пауль Рубенс. 1632.
В одном из залов нашему вниманию представлено известнейшее полотно Рубенса, написанное для себя, а не для продажи. В возрасте 53-х лет художник обретает любовь к совсем юной, шестнадцатилетней Елене Фурман. После нескольких лет вдовства его жизнь вновь наполняется радостью и семейной гармонией, несмотря на большую разницу в возрасте с молодой супругой.
Именно поэтому лица всех женщин на полотне художника напоминают лицо его возлюбленной – красиво очерченные глаза, пухлые губы, алые щёки, пышные формы. Внешность обоих мужчин на картине также напоминает более ранние автопортреты Рубенса – у обоих испанские бородки и вьющиеся волосы.