Конспект урока “Описание внутреннего состояния ге¬роев по картине Н. Богданова-Бельского «У дверей школы”
Главная » Русский язык » Конспект урока “Описание внутреннего состояния ге¬роев по картине Н. Богданова-Бельского «У дверей школы”
Здесь Вы можете скачать Конспект урока “Описание внутреннего состояния ге¬роев по картине Н. Богданова-Бельского «У дверей школы” для предмета : Русский язык. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
■еслучайно. Мы будем говорить об этом на нашем уроке. Но не о школе се-Ьдняшней пойдет речь, а о школе дореволюционной России, да к тому же 1ще изображенной на картине.
Задача нашего урока непростая: нам необходимо будет написать сочи-■ение-описание с элементами действия по картине, для чего нужно будет 1кунуться в мир прошлого, оказаться во второй половине XIX века, постоять ■а пороге школы того времени, понять героя картины, который тоже стоит ■а пороге школы. А поможет нам в этом русский художник с непростой |удьбой Николай Петрович Богданов-Бельский.
Для многих детей в дореволюционной России мечта об учебе была не-Выточной. Бедные люди, дети крестьян далеко не всегда имели возмож-Нсть учиться в школе.
Одним из тех, кому действительно повезло, был Николай Петрович Богда-Л-Бельский (1868-1945). Будущий известный художник родился в бедной Ьмье. Мальчик мечтал об учебе, но, возможно, его мечта никогда бы не сбы-Кь, если бы ему не посчастливилось попасть в школу С.А. Рачинского. I С.А.
Он заметил ум, талант, одаренность рятилетнего мальчика, определил его в школу и оказывал ему материаль-и моральную поддержку, пока тот учился.
Первое художественное образование будущий художник получил в ри-альной школе при Сергиевой Лавре, позже учился в академии. I. Богданов-Бельский очень любил свою малую родину — Смоленщину, .in многочисленные пейзажи родных мест.
Работал он и в жанре портре-Н(> прославили его картины, которые он посвятил детям, школе: «Устный I» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). Дате рассмотрим одну из них, которая называется «У дверей школы».
Одна картина как зеркало творчества
Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского — это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, — картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.
ТВОРЧЕСТВО
Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры
Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым
Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.
Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).
В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов.
На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника.
Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).
Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 — 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других.
Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям.
Доброта, чистота восприятия мира, искренность — эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.
После назначения его действительным членом Академии художеств наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.
Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.
Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и множестве других. Прекрасные работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Успех не оставляет художника и сегодня. Спрос на его произведения стабильно высок. Многим россиянам осталось неизвестным творчество Н. П. Богданова-Бельского за последние 20 лет его жизни.
Детство
Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте — шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.
Следующий этап обучения — Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.
Вместо послесловия
Могла ли предположить надрывающаяся от непосильного батрацкого труда крестьянка из Смоленской губернии, что ее сын войдет в историю мировой живописи под фамилией Богданов-Бельский? Николай, описания картин которого в наше время занимают почетные места в каталогах лучших мировых выставок, тоже не мог догадываться, какое блестящее будущее в искусстве его ожидает. К сожалению, талант великого русского живописца был незаслуженно предан забвению на его Родине. Но лица сотен персонажей его картин продолжают жить в выставочных экспозициях и на страницах художественных фотоальбомов. И кажется, что их глазами в современную жизнь заглядывает сам художник. Его взгляд из прошлого пытлив. Ведь наша действительность создана усилиями в том числе и героев его полотен.
Завершение образования
Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.
Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку — Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).
О Рачинском
Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) — российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик. Продолжая начинания своих родителей, преподавал в сельской школе, даже несмотря на то что Рачинские — дворянский род. Сергей Александрович был человеком разносторонних знаний и интересов: в школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию.
В ранний период учительской деятельности Рачинский вел поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя и Льва Толстого, с которыми вёл переписку. В 1880-е года он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей соперничать с земской школой. Рачинский пришёл к выводу, что важнейшая из практических потребностей русского народа — это общение с Богом.
Что касается математики и счета в уме, Сергей Рачинский оставил в наследие свой знаменитый задачник «1001 задача для умственного счета», некоторые задания (с ответами) из которого вы сможете найти по данной ссылке.
Подробнее о Сергее Александровиче Рачинском читайте на странице его биографии в Википедии.
Описание картины Виртуоз Богданова-Бельского
Это ироничное название картины, как я понимаю. Не спорю, что мальчик, который играет на балалайке, может хорошо музицировать… Но всё-таки виртуоза представляешь на сцене во фраке. Пусть он юн и хрупок, но все мэтры восхищаются им, устраивают овацию. А тут лесок, крестьянские дети сидят прямо на земле… Наверное, этот мальчик, на самом деле, юное дарование, но пока этого гения ещё не нашли спонсоры и меценаты. В то время они тоже были!
Итак, картина следующая: летний теплый день, вокруг много зелени, трое детей сидят прямо на земле – слушают четвертого, который спиной к зрителю играет на балалайке, а четвертый ещё стоит над ними.
Главный герой – виртуоз повернул голову к зрителю, мы можем увидеть по его лицу, что он весь захвачен музыкой, даже глаза закрыл от удовольствия. У него безумная цветастая рубашка! Точно ему можно на сцену.
Зрители: два парня и одна девчонка. Всем лет по десять… На ребятах простые рубашки, штаны, на девочке сарафан и косынка. Тот, который стоит, в красной рубашке и «кепке». Мне кажется, что он – пастух, ведь он так внимательно смотрит вдаль. Другие заслушались, а этот будто на работе – не даёт себе расслабиться.
Трое слушают внимательно. У одного парня (белобрысого) выражение грусти. Наверное, он жалеет, что не умеет так играть… У второго (темненького) улыбка-усмешка, он щурится весело. Девочка за их спинами – сама задумчивость. У неё платок красны, как рубашка парня. Может быть, это брат с сестрой. Мама могла купить отрез красной ткани, сыну сшить рубаху, а дочке сделать косынку из лоскута… Но это я предполагаю.
Дети, наверное, тут сели отдохнуть. Но на привале нет еды (или уже нет), они просто слушают виртуоза. Талант! Наверное, дети сами попросили товарища поиграть. После он будет уже молодым человеком играть на деревенских танцах, станет незаменимым. Музыка создаёт хорошее настроение! И кстати, на традиционной балалайке и сейчас играют. Да ток, что удивишься!
6 класс
«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», Богданов-Бельский
Год написания: 1895Размер: 107 × 79 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Вариант 1 — Кратко
10 предложений/ 103 слова
Картина Николая Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» написан в жанре реализма. На ней изображён урок арифметики, который проводит в собственной сельской школе профессор Сергей Рачинский, некогда бывший преподавателем самого художника.
Взглянув на полотно, можно увидеть одиннадцать мальчиков в лаптях и крестьянских рубахах. Большинство из них стоит у чёрной доски, пытаясь решить написанный на ней мелом сложный арифметический пример. В глазах учеников читается интерес и оживление. Их задумчивые позы свидетельствуют о глубокой погружённости в свои мысли.
Сам Рачинский изображён на картине слева. Он сидит в окружении нескольких учеников. Пожилой профессор одет в строгий чёрный костюм и белую рубашку с галстуком-бабочкой. Седые волосы мужчины аккуратно зачёсаны набок.
Вариант 2 — Подробно
22 предложения/ 258 слов
Написанная в жанре реализма картина Николая Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» изображает учащихся сельской школы, открытой московским преподавателем ботаники и математики Сергеем Рачинским. Сюжет этого произведения во многом автобиографичен для художника, поскольку живописец, будучи крестьянином по происхождению, сам в детстве посещал этот пансион и лично был знаком с профессором.
На картине мы видим пожилого Рачинского, сидящего слева. Мужчину окружают одиннадцать крестьянских мальчиков, которым он только что написал на доске необычную арифметическую задачу. Горящие взгляды и задумчивые позы учеников сообщают нам о том, что ребята увлечённо пытаются решить в уме сложный пример.
Кто-то размышляет над тем, как сделать это, стоя прямо у доски. Кто-то отошёл чуть дальше и отвернувшись пытается сосредоточиться, чтобы поймать нужную мысль. Ну а один из мальчиков уже оживлённо шепчет что-то на ухо учителю, вероятно, первым додумавшись до верного ответа.
Едва взглянув на картину, мы сразу можем заметить, насколько внешний облик Рачинского отличается от облика его учеников. Мужчина одет в дорогой строгий костюм и белую рубашку. На его шее аристократично повязан чёрный галстук-бабочка. Седые волосы профессора аккуратно зачёсаны набок. Мальчики же носят простые белые и красные рубахи, небрежно перехваченные на талии узким ремнём. На ногах у них широкие штаны и не по размеру большие стоптанные лапти.
Значительную часть композиции занимает большая чёрная классная доска. Слева от неё на деревянной стене мы можем заметить плакат с изображением нотного стана и картину. Справа виден белый кафель печи.
Полотно написано в светлых спокойных тонах. Общее настроение учеников на уроке радостное. Видно, что мальчики с интересом познают новый предмет и с благодарностью смотрят на любимого учителя.
см. также:Все сочинения-описания картин