Орест кипренский

Неприятная история

Однако его пребывание в Италии было омрачено неприятной историей. Молодую натурщицу, позировавшую Кипренскому, обнаружили мёртвой в его мастерской. Она была накрыта облитым скипидаром и подожженным холстом. Кипренский утверждал, что девушку убил его слуга, молодой и дерзкий итальянец.

Полиция начала расследование, но установить правду оказалось невозможно — слуга скончался в городской больнице «Санта-Спирито». По Риму поползли слухи, что это Кипренский убил натурщицу. Вечный город отвернулся от художника. На улице мальчишки швыряли в него камни и свистели, соседи грозились убить…

Художнику ничего не оставалось, как бежать отсюда в благословенный Париж. Но и там он, к сожалению, не нашёл покоя…

Безвременно угасший светоч

Спустя годы Кипренский вернулся в Италию и разыскал Мариуччу в одном из римских монастырей. Девушке было уже 17 лет. Её красота настолько поразила художника, что несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте он сделал предложение. Более того, ради неё даже перешёл в католичество. Свадьба состоялась через несколько лет, но брак не был долгим, он продлился всего три месяца.

В 1836 году Орест Кипренский скончался от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Дочь Ореста Адамовича Клотильда появилась на свет, когда отца уже не было в живых. О дальнейшей судьбе Мариуччи известно лишь то, что в 1844 г. она вышла замуж, после чего её следы затерялись…

Наталья Швец Репродукция картины Ореста Кипренского «Бедная Лиза»

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»

Первый из русских мастеров

Об Италии Кипренский начал мечтать ещё в 1803 году, когда оканчивал Академию художеств. Мечте этой суждено было исполнится лишь в 1816 году. Именно тогда расположенная к нему императрица Елизавета Алексеевна выделила из личных средств сумму для зарубежной поездки.

Талант Кипренского, как написано выше, итальянские мастера живописи оценили очень высоко. Ему сразу предложили написать автопортрет для флорентийской галереи Уффици, известной собранием большой коллекции автопортретов великих художников. К слову, он стал первым из русских мастеров, который был удостоен чести представить там собственную работу

Сюжет

После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё, и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые проводят вместе все вечера, однако с потерей невинности Лиза потеряла для Эраста и свою притягательность. Однажды он сообщает, что должен вместе с полком выступить в поход, и им придётся расстаться. Спустя несколько дней Эраст уезжает.

Проходит несколько месяцев. Елизавета, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен (на войне он проиграл в карты своё имение и теперь, вернувшись, вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в пруд, около которого они гуляли.

Он не мог забыть свою Мариуччи

Ко всем страданиям прибавлялась тоска по маленькой шестилетней девочке Анне-Марии Фалькуччи, которую художник называл Мариучча. К слову, именно она позировала Кипренскому для знаменитой «Девочки в маковом венке с гвоздикой в руке». Мариучча оказалась ненужной матери и жила в доме художника. Он настолько привязался к малышке, что даже обратился в Ватикан с просьбой оформить над ребёнком опекунство.

«На мрачной и безнравственной стезе, по которой идёт мать её, и она не замедлит сама со временем совратиться с пути чести и добродетели», – писал он в письме к кардиналу. Но поскольку Кипренский находился в православной вере, ему отказали, а девочку забрали в монастырский приют.

Но Кипренский никак не мог забыть свою маленькую музу. Он просил скульптора Самуила Гальберга, оставшегося в Италии, выяснить, как живётся Мариучче: «Я весьма бы желал узнать о её положении. Хорошо ли ей там, не надобно ли чего для помощи».

В следующем письме он пишет: «Прошу сделать мне дружбу, объявить начальнице её, что я непременно приеду в Рим в течение двух или трёх лет и постараюсь нашей Марьючче вполне оказать мое участие, которое я принял в её судьбе. У меня никого ближе её нет на земле, нет ни родных и никого».

Примечания

  1. 12Карамзин Н. М. Бедная Лиза // Избранные сочинения в двух томах. — Москва — Ленинград: Художественная литература, 1964. — Т. I. Письма Русского Путешественника. Повести. — С. 605—621.
  2. Басовская Е. Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. — М.: Интерпракс, 1994.
  3. Очерки из истории русского романа
  4. О. А. Кипренский, «Бедная Лиза». История создания Архивировано 19 февраля 2011 года.
  5. Текст повести «Несчастная Лиза»
  6. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина Архивировано 10 декабря 2008 года.
  7. Все спектакли театра «У Никитских ворот» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 сентября 2009. Архивировано 2 ноября 2009 года.

Художественное своеобразие

Симонов монастырь Сюжет этой повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом («Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле») и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина — массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены надписями — трогательными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!»

) и едкими («Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста. Топитесь, девушки: в пруду довольно места!» ).

Однако, несмотря на кажущееся правдоподобие, мир, изображённый в повести, идилличен: крестьянка Лиза и её мать обладают утончённостью чувств и восприятия, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи дворянина Эраста. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль:

Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!». Герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. Сословного конфликта в повести нет: Карамзин в равной степени сочувствует и Эрасту, и Лизе. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям.

Повесть отличает и «гладкий» язык: Карамзин отказался от старославянизмов, высокопарности, что сделало произведение лёгким для чтения.

«Русский Вандик»

Маленький Орест был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств. Кстати, уже под фамилией Кипренский. Мальчик оказался очень талантлив и его сразу заметили педагоги. За успешные работы его неоднократно награждали медалями. А по окончании образования Орест Адамович получил аттестат I-й степени и шпагу, и был оставлен служить в академии.

Начав рисовать под руководством художника Григория Угрюмова и подражая ему, Кипренский довольно скоро обратился к творчеству Рубенса и Рембрандта. В итоге он создал собственный стиль. Неаполитанские академики, увидев его работы даже отказывались верить в то, что их автор молодой русский художник, а не именитый европейский мастер…

А публика считала его «один из самых лучших портретистов России, когда-либо существовавших, и достойным соперником лучших художников целой Европы». В Италии Кипренского прозвали «Русским Вандиком». И в 1815 году Ореста Кипренского назначают советником Императорской Академии художеств.

Париж встретил равнодушно

Слух об убийстве долетел до Парижа. Русские художники, бывшие друзья Кипренского, отвернулись от него. Враждебно захлопывали перед его носом двери. Выставка картин, устроенная самим художником во французской столице, была встречена равнодушно. И газеты о ней просто промолчали. Великий мастер оказался выброшенным из общества. Естественно, он затаил обиду.

В дорогую сердцу Италию возврата не было, Париж не захотел его принимать. Оставалось лишь одно место на земле, где он мог обо всём забыть и вновь взяться за кисть. Это была Россия.

Но и на Родине его ожидал холодный приём. Многие дома Петербурга закрылись для него, а академическое начальство отказало в присвоении звания профессора. Больших трудов Кипренскому стоило вновь упрочить своё положение, хотя сплетни по-прежнему преследовали его. И это доставляло много боли.

Первые портреты

В начале XIX века русскую художественную богему захватывает увлечение романтизмом. Художники и писатели мало интересуются обыденностью, заурядным человеком. Они обращаются к лирическому герою, который выбивается из общего строя, идет наперекор среде, монотонности жизни. Романтическим образам, как в литературе, так и в живописи, присущи следующие черты:

  • пылкость, яркость, экзальтированность;
  • изображение героя в момент высшего душевного накала и напряжения сил;
  • обращение к исторической и национальной экзотике.

Кипренский, картины которого принято считать эталоном романтической живописи, наиболее полно раскрылся в портретном творчестве. Сразу после окончания обучения он создает галерею своих знаменитых современников: поэтов Батюшкова и Жуковского, баснописца Крылова, государственного деятеля Уварова, будущего московского губернатора Растопчина.

Исследователи биографии Кипренского предполагают, что в его картинах отразилась его натура: эмоциональная, возбудимая, страстная и, вместе с тем, чуткая, обращенная к внутреннему миру человека. Именно это позволило художнику не только запечатлеть на портретах внешность моделей, но и раскрыть характер своих героев.

Аллегории остались неосуществлёнными

Всё его творчество связано с жанром портрета, в котором Кипренский сумел обновить традиции русского портретного искусства.

При этом не следует забывать, что он был также виртуозным рисовальщиком, который в технике итальянского карандаша и пастели создал образцы высокого графического мастерства. К слову, довольно часто по эмоциональности они превосходят даже его живописные портреты. В этом списке и бытовые типажи «Слепой музыкант», «Калмычка Баяуста», и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года, и многие другие работы.

Большое число набросков и свидетельства современников показывают, что художник в свой зрелый период тяготел к созданию большой, как он сам писал президенту Академии художеств Алексею Оленину: «эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины». Он очень хотел написать работу в аллегорической форме и изобразить в ней итоги европейской истории и предназначение России.

К великому сожалению, наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными. Некоторые и вовсе пропали, как случилось с «Анакреоновой гробницей». Эта его идея была реализована в творчестве Карла Брюллова и Александра Иванова.

Семейная история

Историю бедной Лизы художник воспринимал как историю своей семьи. Его мать, крепостную Анну Гаврилову соблазнил и бросил помещик Дьяконов. Она родила сына, который получил имя Орест Копоровский по названию местечка, неподалеку от которого он появился на свет.

Матери будущего художника повезло больше, чем бедной Лизе. После рождения сына помещик выдал девушку замуж за дворового человека Адама Швальбе, а потом и вовсе дал вольную. От Швальбе художник получил своё отчество и всегда почитал его своим отцом. Относительно фамилии «Кипренский» есть несколько версий. Самая распространенная заключается в том, что художник рассказывал о рождении под «звездой любви» и наречении его в честь богини Киприды (Афродиты) – покровительницы влюблённых, отсюда и выбор фамилии.

Один из биографов художника Николай Врангель писал: «Он всегда был мечтателем не только в искусстве, но и в жизни. Даже происхождение его – незаконного сына, – как в романе, предвещает жизнь, полную приключений».

«Бедная Лиза» в искусстве

Литературные реминисценции

  • Сентиментальная повесть «Несчастная Лиза» неизвестного автора (опубликована в журнале «Аглая» в 1810 году).
  • Сюжет «Бедной Лизы» явно отражён в повестях А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и «Станционный смотритель», причём в первом случае история отношений крестьянки и барина раскрывается как комедия, во втором — как трагедия.
  • История Эраста и Лизы обыграна в именах героев и сюжете романов Бориса Акунина «Азазель», «Весь мир театр».

Инсценировки

  • 1989 — мюзикл «Бедная Лиза» — театр «У Никитских ворот», режиссёр Марк Розовский.
  • Камерная опера «Бедная Лиза» — Государственный театр наций, режиссёр Алла Сигалова, композитор Леонид Десятников, в ролях Чулпан Хаматова, Андрей Меркурьев.

Экранизации

  • 1967 — «Бедная Лиза» (телеспектакль), режиссёр Наталья Баринова, Давид Ливнев, в ролях: Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков.
  • 1978 — «Бедная Лиза», режиссёр Идея Гаранина, композитор Алексей Рыбников
  • 1998 — «Бедная Лиза», режиссёр Слава Цукерман, в ролях Ирина Купченко, Михаил Ульянов.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: