Живопись
Искусствоведы по праву считают Рейнольдса родоначальником школы английской живописи — первооткрывателем оригинального стиля, стремившегося к сочности и яркости письма. Художник сумел в собственном творчестве соединять черты прославленных предшественников — Коореджо, Тициана, Рубенса, Рафаэля и Рембрандта.
Лучше всего ему удавались портреты, отмеченные сходством и выразительностью, а также грациозной постановкой фигуры и четкой прорисовкой лиц. Главными произведениями этого направления являются полотна «Лорд-изгнанник», «Мистрис Мейер в виде Гебы» и изображение актрисы Сары Сиддонс.
Джошуа Рейнольдс — «Адам Фергюсон» , 1782 год.
Исторические сюжетные картины Джошуа уступали его работам в основном жанре, поскольку композиция казалась надуманной, лишенной реалистичности и символов. Но и среди них порой попадались по-настоящему выдающиеся произведения, такие как «Амур развязывает пояс Венеры», «Воздержанность Сципиона» и «Эскизы детских голов».
К сожалению, на ряде полотен, написанных в течение долгой биографии, краска потрескалась и облупилась, потеряв фактуру и цвет. Это было связано с экспериментами, которые регулярно проделывал художник, замешивая колеры не на масле, а на выжимках из неизвестных веществ.
Впрочем, на публичных выставках, проводимых в середине XVIII века, картины были представлены во всем великолепии и привлекали сотни людей. Но мало кто знал, что аксессуары и одежду рисовали помощники мастера, а он, чтобы сэкономить время, создавал только головы персонажей.
Джошуа Рейнольдс — «Мисс Изабелла Торольд» , 1759 год.
Это не умаляло заслуг живописца, бывшего еще видным общественным деятелем, а также основателем аристократического клуба, который назывался The. В него входили писатели, политики, актеры, меценаты и философы: Джузеппе Баретти, Сэмюэл Джонсон, Дэвид Гаррик и Джеймс Босуэлл.
В 1768 году, после учреждения Королевской академии художеств, Рейнольдс стал ее президентом и получил статус рыцаря и дворянина. Он долгое время оставался во главе Ассоциации художников Великобритании и вступил в лондонское Общество дилетантов с целью исследования античных руин.
К сожалению, этим планам не суждено было сбыться, поскольку Джошуа имел проблемы со здоровьем и в последние годы жизни потерял зрение на одном глазу. Он хотел покинуть пост президента, но коллеги уговорили остаться из уважения к мастерству художника и общественному труду.
Сара Сиддонс в роли трагической музы , вдохновение для работы
Рейнольдс был вдохновлен не только необычайным талантом Сары Сиддонс воплотить трагическую героиню в «Макбете», но и классическим сюжетом муз из древнегреческих / римских мифологий, которые пытались создать многочисленные скульпторы. Рейнольдс изобразил Сиддонса как Мельпомену, музу трагедии.
Эта работа была написана, когда миссис Сиддонс было 28 лет и она находилась на пике карьеры. Когда она вошла в студию Рейнольдса, он взял ее за руку и сказал: «Взойди на свой бесспорный трон и милостиво передай мне отличное представление о Трагической музыке» .
Как и старые мастера, Рейнольдс тайно подписал свое имя в работе, нанеся его на золотую вышивку на подоле ее платья
Некоторые утверждают, что Рейнольдс использовал миссис Сиддонс в качестве публичного выступления, чтобы привлечь внимание после своей последней выставки, которая не была принята так хорошо. Но это спорно.
Многие ученые полагают, что Рейнольдс был вдохновлен «Исайей» Микеланджело (см. Связанные рисунки ниже), найденным на потолке Сикстинской капеллы, но Сиддонс утверждал, что сходство в позе и положении тела было просто случайным. Рейнольдс, как она сказала, изначально поставил ее в другую позицию, а она перешла на более благоприятную.
Сара Сиддонс в роли трагической музы анализа
Сочинение:
Техника Рейнольдса для этой композиции в значительной степени опиралась на его световые эффекты и смелые очертания, которые, казалось, усиливали естественную гармонию. Объект полностью освещен, и с помощью этой техники смело обрисовано ее присутствие. Две аллегории, Жалость и Ужас, стоят позади нее на двух более глубоких уровнях.
Выражение трагедии:
Рейнольдс изобразил выражение лица Сиддонса явно противоречащим ему, но с очень элегантным и благородным видом, источающим чувство изящества. Она выглядит нерешительной, поскольку аллегории затуманивают ее суждение о ее сложной ситуации, которая, тем не менее, закончится трагедией из-за преступления, которое совершит леди Макбет, и угрызений совести, которые она перенесет.
Рейнольдс знал, что зрители сразу же отождествят его с самой известной актерской ролью Сиддонса — леди Макбет.
Цветовая палитра:
Рейнольдс использует элементы черного и ярко-оранжевого цвета для выделения во всем изображении, чтобы акцентировать внимание на няне, поскольку две фигуры, их фасады окрашены в широкие тени, словно сливаются с бурным бурным фоном.
Телесный оттенок достигается с помощью различных слоев белого поверх кармина и озерной марены, с использованием ультрамарина и более темно-синего оттенка, смешанного с шеей Сиддона и кожей в тени. Оттенки серого также присутствуют в более заметных теневых областях.
Ее платье покрыто тонкой смесью желтой охры с темно-коричневыми и светлыми оттенками. Различные оттенки оранжевого можно увидеть сквозь выделенные участки золотистой ткани, чтобы создать естественный блеск, отражающий реальную жизнь. Серый и полностью белый оттенки перекрывают цвета и изображение, в которых играют тень и свет.
Работа кистью:
Голова Сиддонс очень тонко нарисована тонкой и тонкой кистью, в то время как окраска ее лица сохраняется тонким тонким слоем. Фактически, Рейнольдс опасался, что чрезмерное остекление испортит окончательный результат.
Художник применяет мелкие детали к складкам богатой тяжелой ткани. Платье имеет более свободные, широкие штрихи, а также складки ее рубашки, которые содержат сильные белые штрихи, случайно нанесенные вокруг ее руки, со светло-коричневым и серым, смешанными для игры тени в складках, чтобы создать глубину. Эти штрихи и свободные, и легкие.
Мягкие округлые мазки использованы для создания опасных облаков, собирающихся вокруг ног актрисы, с округлыми линиями красно-оранжевого цвета для драматического эффекта. Тот же ярко-оранжевый цвет можно увидеть и в драпировке на ее коленях, и в аллегорических фигурах.
Эти фигуры имеют плавные мягкие линии, что делает их похожими на настоящие скульптуры в том стиле, который они обычно изображали в классическом стиле.
Из биографии художника
Сэр Джошуа Рейнольдс. Автопортрет
Джошуа Рейнольдс родился в 1723 г. в Плимптоне (графство Девоншир). Рано обнаружил любовь к искусству. В 1741 г. в Лондоне он поступил в ученики к портретисту Т. Гудсону и 3 года занимался под его руководством. В 1749 г. Рейнольдс отправился в Италию для изучения произведений великих мастеров: Тициана, Корреджо, Рафаэля и Микеланджело. Возвратившись в Лондон, занялся портретной живописью и вскоре получил известность как искусный портретист. Рейнольдс сочетал черты светской парадности и монументальности с меткостью психологической характеристики. Он создал галерею портретов своих современников, в большинстве случаев представителей высших слоев общества.По его инициативе в Лондоне впервые появились публичные художественные выставки. Рейнольдс также был основателем литературного общества и президентом новоучрежденной королевской Академии художеств. По этому случаю возведен в дворянское достоинство. Затем получил звание первого королевского ординарного живописца.В 1789 г. Рейнольдс перестает видеть одним глазом. В последние годы жизни Рейнолдс совсем ослеп и был вынужден прекратить занятия живописью. В 1790 г. он покинул Академию.Умер Рейнольдс в Лондоне 23 февраля 1792 г.
Детство и юность
Джошуа Рейнольдс родился в Плимптоне 16 июля 1723 года, и его детство прошло в строгой религиозной английской семье. Отец, преподобный учитель гимназии, воспитывал сына вместе с сестрой и братьями в мыслях о жизни, посвященной обществу, а не искусству или науке.
Несмотря на мнение образованного родителя, часть детей увлекалась творчеством, а старшая дочь Мэри Палмер всерьез занималась писательским трудом. Она спонсировала учебу Джошуа с гонорара за литературное произведение и отправила мальчика к портретисту, которого звали Томас Хадсон.
Джошуа Рейнольдс — автопортрет
Помимо освоения графики и живописи, будущий художник интересовался философией и любил беседовать с Захарией Маджем, бывшим священником и другом семьи. Благодаря регулярному общению будущий художник узнал о Плутархе и познакомился с выдержками из произведений знаменитого Леонардо да Винчи.
В 1749 году отец отпустил Рейнольдса в Италию, где он наслаждался картинами Тициана, скульптурами Микеланджело и других великих мастеров. Вернувшись в Англию сформировавшимся автором, молодой человек начал участвовать в выставках и вскоре стал самым известным из лондонских художников-портретистов.
Первый портрет
Вернувшись в Англию в 1752 году через Флоренцию, Болонью и Париж, Джошуа Рейнольдс обосновывается в Лондоне. Его сестра Фрэнсис становится у него экономкой, а художник уже начал работу, которая сразу принесет ему большую известность. Он написал «Портрет адмирала Кеппела» в позе Аполлона Бельведерского (1753). Молодой адмирал красив и строен, а его портрет полон романтики.
Левую сторону окутывает густая тень, а справа под облачным светлым небом покачиваются на волнах моря корабли. Август Кеппел – само совершенство: правильные черты лица, красивый разлет бровей над большими глазами, прямой нос, губы, которые слегка тронула улыбка. Правую изящную руку он выбросил вперед, а второй придерживает эфес шпаги. Фигура не статична, а полна динамики. Август Кеппел изображен на фоне скал и волнующегося моря, с пенистыми гребнями волн. Поразительно красивы серебристо-розовые оттенки неба, отблески которого падают на жилет и камзол адмирала. Портрет так понравился, что незамедлительно стали приходить заказы.
Творчество
Рейнольдса можно считать родоначальником настоящей английской школы живописи — основателем того отличающего ее направления, которое стремится, главным образом, к глубине тона и к сочности письма и не осталось без влияния на другие новейшие школы, особенно на французскую и английскую. Рейнольдс был эклектик, умевший в своем творчестве разумно соединять качества нескольких излюбленных им мастеров, одновременно подражавший Тициану, Рубенсу, Рембрандту и Корреджо. Всего лучше удавались ему портреты, замечательные по сходству, выразительности, изящной постановке фигур, умному подбору аксессуаров и смелой, сочной манере письма. Как на главные произведения Рейнольдса в портретном роде следует указать на «Лорда-изгнанника» (в Лондонской национальной галерее), портреты герцога Мальборо с женой и шестью детьми (в Бленгеймской галерее), лорда Гитфильда, виконта Дж. Альтгорна, графини Бют, герцогини Бюкклейх, трагической актрисы Сиддонс, Нелли Обрин, леди Гамильтон, леди Кеппель, автопортрет художника, портреты Китти Фишер, «Страуберийскую девушку» (у маркиза Гертфорда), «Девушку с муфтой», «Мистрис Мейер в виде Гебы» (у барона Ротшильда, в Лондоне), «Маленького Самуэля» (в музее Монпелье) и др
Что касается исторических картин Рейнольдса, то они значительно уступают его портретам; композиция страдает в них принужденностью, недостатком благородства и отсутствием истинной жизни, хотя среди них встречается немало таких, в которых видно мастерство первоклассного живописца, каковы, например, «Смерть кардинала Бофорта» (в Дульвичской коллегии, близ Лондона), «Смерть Уголино и его сыновей», «Амур, развязывающий пояс Венеры» (в лондонской национальной галерее) и некоторые др. В Эрмитаже имеются три картины Рейнольдса: «Младенец Геркулес, удушающий змей» (№ 1391), «Воздержанность Сципиона» (№ 1392) и повторение вышеозначенного «Амура» национальной галереи (№ 1390). Многие из произведений Рейнольдса потеряли первоначальный блеск красок и потрескались вследствие того, что, исполняя их, он пробовал употреблять, вместо масла, другие вещества
Речи, произнесенные им в качестве председателя королевской академии, изданы в Лондоне впервые в 1778 г., потом еще несколько раз (последнее издание 1884 года; нем. переводе Лейшинга — «Zur Aesthetik und Technik der bildenden Künste», Лейпциг, 1893). Полное собрание литературных произведений Рейнольдса издано в Лондоне в 1797 и 1835 годах
Очаровательная куртизанка
Свободен и полон непринужденности, которую отмечает творчество мастера в шестидесятые годы, портрет Нелли О’Брайен. Это одна из любимых моделей Рейнольдса.
В это время Нелли была возлюбленной виконта Болинброка, которому родила в 1764 году сына. Сидящая фигура молодой женщины изображена крупным планом. За ней расположены густые кусты, через которые проникают лучи солнца. Свет ложится бликами на фигуру модели и кудрявую белую собачку, которую она держит на руках, а лицо скрывается в тени шляпки
Именно оно – спокойное, приятное, доброжелательное – больше всего привлекает к себе внимание