Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Сургутский художественный музей»
Сургутский художественный музей был основан 1 ноября 1992 года.
С самого начала он не укладывался в рамки традиционных, общепринятых представлений о музее. Вплоть до 2001 г., пока у него не появилось собственного помещения, вел «кочевой» образ жизни — коллекции хранил в коммерческих банках, переезжая из одного в другой, выставочные и образовательные проекты осуществлял на чужих площадках. Начиная с нуля, музей по крупицам собирал и собирает свои фонды, охватывая период с глубокой древности и заканчивая авангардными поисками современных художников.
Музею удалось вернуть уникальные коллекции художественных бронз – памятников культуры Югры эпохи средневековья, вывезенных в разное время после раскопок с территории Сургутского района.
Сегодня собрание музея включает коллекции русского изобразительного искусства конца XIX — начала XX вв., современного искусства Сибири, национального искусства народов Севера, археологические коллекции III-XV вв. насчитывают более 10000 единиц хранения, из них более 2500 единиц включены в Государственный Музейный фонд Российской Федерации. Оружие, защитное вооружение, разнообразная посуда, изящные серебряные украшения, попавшие на нашу территорию из Ирана, Западной Европы, Волжской Болгарии, Золотой Орды, коллекция Западносибирских зооморфных художественных бронз, коллекцию иронического искусства (графика, фотография и скульптура).
Возможно, музейное собрание не столь многочисленное, но, тем не менее, Сургуту есть чем гордиться. За годы своего существования музей воплотил в жизнь значительное число ярких художественных проектов, благодаря которым стал известен не только в городе, округе и в России, но и за рубежом. Среди наиболее успешных проектов музея – выставки: «Огниво Одина? История одного предмета», «Видевшие лицо Тарн», «Открытое хранение. СреднеОБЬе в бронзе и металле. IX-XIV вв.», Международный форум визуального юмора КАРИКАТУРУМ, фотопроект «ОБИтатели» и многие другие.
Сегодня Сургутский художественный музей — это не только сокровищница, где сосредоточены признанные и проверенные временем произведения искусства, но и оснащенный современным специализированным оборудованием выставочный комплекс, досуговый и образовательный центр.
Контактная информация
Директор Круглова Светлана Викторовна, (3462) 51-68-08
Главный хранитель Чаплыгина Светлана Владимировна, (3462) 51-68-12
Заместитель директора по науке Перепечина Ольга Сергеевна, (3462) 51-68-12
Вопрос №24
«Ысыах» – главный национальный праздник этого народа, который его представители, проживающие в столице, ежегодно, в течение уже многих лет, отмечают в начале июня в музее-усадьбе «Коломенское». Праздник связан с поклонением солнечным божествам и плодородием. О каком народе идет речь?
- а. Буряты.
- б. Уйгуры.
- в. Калмыки.
- г. Якуты.
Правильный ответ: г
«Ысыах» – это древний якутский праздник, связанный с поклонением Солнцу и началом короткого северного лета, приуроченный ко дню летнего солнцестояния (21 июня). В Республике Якутия его отмечают как главный национальный праздник в году – с большим размахом. С 2007 г. он проводится и в Москве, на территории музея-заповедника «Коломенское». В этот год, год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, в московском музее-заповеднике была установлена Сэргэ – сакральная коновязь, традиционный символ праздника. С тех пор «Ысыах» в Москве проводится ежегодно на одном и том же месте, как правило, в первой половине июня – раньше, чем в Якутии. Якутский праздник Ысыах
Почему важно расширять фондохранилище?
Художественный музей Алтайского края сформировался коллекциями первых ведущих музеев страны(это и Русский музей,и Эрмитаж), поэтому фондовое собрание музея достаточно солидное. Те картины,которые хранятся сейчас в запасниках,не экспонировались многие годы. Ежегодно проводится их реставрация.
Прежде всего,реставрируют то,что войдет в число постоянных экспозиций. Это огромная работа,которая требует кропотливого,тщательного труда и,безусловно,денег(их тоже выделяют из краевого бюджета). Сейчас в фондохранилище очень тесно. Так как ежегодно(четыре раза в год) производится закупка новых работ,уже сложно находить под них место.
Строительство художественного музея в Барнауле.
Алиса Батурина,altapress.ru.
О новой художественной силе
«В периоды стихийного разрушения старого, в периоды Гражданской войны и общей разрухи страны искусство, конечно, не могло иметь благоприятных условий для своего развития. Очень часто экономические тиски наиболее сильно и трагически давили художников, мало приспособленных к борьбе за существование в той форме, которую эта борьба приняла за последние годы, лишая их возможности работать и развиваться в искусстве. Наряду с этим отмечаем отрадные явления: искусство, представленное в музеях Петрограда и Москвы, не только расширялось в своих бесценных собраниях, но и распространялось по многим городам России, лишенным до того рассадников живописной культуры. За время революции явилась новая художественная сила, полная бодрости, веры в себя и преданная безграничной любовью к искусству».
Вопрос №9
У многих народов России существовал обычай, по которому женщина должна была скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором. Чаще всего женщины начинали закрывать волосы:
- а. После получения паспорта
- б. После развода
- в. После рождения первого внука
- г. После свадьбы
Правильный ответ: г
При ответе на этот вопрос лучше использовать самые общие знания культуры и истории народов России, элементарную логику и чувство юмора. Паспортизация граждан была введена в СССР только в 1932 году, при этом подавляющему большинству сельских жителей паспорта начали выдавать только в 1970-е гг. Поэтому паспорт к традиционной культуре и обрядности никакого отношения не имеет. Именно свадьба кардинально меняла статус женщины, да и мужчины, в традиционном обществе. Фактически, свадьба была главным обрядом в жизни человека. После свадьбы резко менялись права и обязанности женщины, менялись ее костюм и прическа. Правда, у некоторых народов молодая женщина меняла головной убор после рождения первого ребенка или через год после свадьбы.
Сколько потратили и потратят еще?
278 млн рублей уже потрачено на новый музей,из них 40 млн освоено «Селфом» и примерно 238 обанкротившимся «СтройГАЗом». При этом ущерб от трехлетнего простоя новые власти края оценили в 30 млн рублей.
Всего на достройку музея из краевого бюджета выделили 611,7 млн. Кроме того впереди — закупка оборудования. До начала торгов расходы на оборудование оцениваются примерно в 900 млн.
Ранее предполагалось,что Алтайский край для достройки музея получит помощь из федерального бюджета в объеме 300 млн рублей. Однако сейчас краевые чиновники говорят о том,что помощи ждать неоткуда,поэтому все расходы возьмет на себя региональный бюджет.
https://youtube.com/watch?v=gxYdM-JbiQk
Вопрос №25
Парфюмер, изобретатель, коллекционер и меценат Генрих (Анри) Брокар немало сделал для развития мыловаренного и парфюмерного дела в Москве. Он открыл новый способ изготовления концентрированных духов, а его духи «Любимый букет императрицы» до сих пор популярны под названием «Красная Москва». Фабрика «Брокар и Ко», ныне известная как «Новая Заря», находилась в Замоскворечье. А откуда родом был Брокар?
- а. Германия.
- б. Франция.
- в. Швейцария.
- г. Царство Польское.
Правильный ответ: б
Генрих Афанасьевич Брокар, урожденный Анри Брокар, родился в Париже (Франция) в 1837 г. в семье парфюмера Атанаса Бракара. Перебравшись вслед за отцом в Россию в 1862 году, Анри Брокар стал называться Генрихом Афанасьевичем (от Атанасовича). Свою российскую карьеру Генрих Брокар начал в качестве главного парфюмера у купца 2-й гильдии Константина Павловича Гика, основавшего в конце XVIII века одну из первых в Москве и в России парфюмерно-косметических фабрик. Вскоре Брокар изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Позже Брокар основал в Москве товарищество «Брокар и К°», производившее косметическую и парфюмерную продукцию, которое затем стало фабрикой «Новая Заря». Генрих Брокар.
О необходимости создания музея нового типа
«Мы пришли, чтобы очистить личность от академической утвари, выжечь в мозгу плесень прошлого и восстановить время, пространство, темп и ритм, движение, основы нашего сегодняшнего дня. <…>
В новой организации музея лежат основы, которыми не пользовалось научно-художественное музееведение. Здесь нет места ни времени, ни истории, ни эстетическим переживаниям, ни реальной трактовке.
Здесь культ живописи руководит созданием музея.
Этот музей должен быть центральной главой развития всей музейной сети по площади Российской Советской Федеративной Республики. Он же распределяет все работы художественных сил страны во все отдаленные центры».
Ольга Розанова, Ксения Богуславская и Казимир Малевич на «Последней футуристической выставке картин „0,10“». Петроград, 1915–1916 годы
Вопрос №21
Эта московская улица находится в районе древнего московского урочища Болото. Ее название тюркского происхождения означает «грязь, болото, трясина, влажная земля, глина». Выберите из списка название этой улицы.
- а. Балчуг.
- б. Теплый Стан.
- в. Ордынка.
- г. Маросейка.
Правильный ответ: а
В самом центре Москвы расположилась одна из самых древних улиц столицы – улица Балчуг. Она тянется от Раушской до Садовнической набережной. Ограниченная Москвой-рекой с одной стороны и Водоотводным каналом с другой стороны, улица Балчуг является, к тому же, и одной из самых коротких в столице. Ее протяженность составляет всего 250 метров. По одной из версий, свое название улица получила от слова тюркского происхождения, обозначающего «болото, грязь, глина». Это связано с тем, что современная улица расположена на территории древнего урочища Болото. Пойма реки в этом месте очень низкая, поэтому сильные дожди и паводки превращали улицу в настоящее непросыхающее болото с глинистой почвой.
Мемориальный комплекс геологов-первопроходцев Дом Ф. Салманова
Мемориальный комплекс геологов–первопроходцев «Дом Ф. Салманова» — структурное подразделение Сургутского краеведческого музея, ядром которого является дом первооткрывателя сибирской нефти Фармана Салманова, сохранившийся на своем историческом месте.
На открытой территории комплекса растут 5 кедров – остатки некогда существовавшей тайги, которые были сохранены самим Фарманом Салмановым. В этом доме легендарный геолог проживал со своей семьей с 1957 по 1961 годы – в период, предшествующий эпохе нефтяных фонтанов Югорской земли. В настоящее время в доме Салманова можно ощутить колорит и атмосферу, характерные для Сургута конца 50-х начала 60-х годов ХХ века. Дополняют впечатление домашние животные, живущие на территории комплекса: собака Белка, кролики, кошка Даша. Салманов сам занимался разведением кроликов, и сотрудники музея сохранили эту традицию.
Ежегодно 31 марта на территории мемориального комплекса геологов-первопроходцев проходит памятный митинг. Мероприятие посвящено светлой памяти Фармана Курбановича Салманова – легендарного геолога-разведчика, первооткрывателя сургутской нефти, именем которого гордится каждый сургутянин
Первоочередной задачей Сургутского краеведческого музея является донесение столь значимых исторических сведений до подрастающего поколения, ведь принципиально важно не придать их забвению
Сегодня трудно переоценить вклад геологов-энтузиастов XX в. в создание крупнейшего отечественного топливно-энергетического комплекса.
Заведующий комплексом – Рашевский Василий Викторович.
Мемориальный комплекс находится по адресу:
г. Сургут, ул. Терешковой, 49, тел. для справок: (3462) 51-68-04, 23-62-54.
Режим работы: среда-воскресенье с 10.00 до 17.00 ч.
Стоимость входного билета: взрослый — 60 руб., детский — 40 руб.
Музейный комплекс «Купеческая усадьба. Дом купца Г.С. Клепикова»
В Музейном комплексе «Купеческая усадьба. Дом купца Г.С. Клепикова» представлены подлинные атрибуты купеческого быта и русской старожильческой культуры кон.XIX-нач.XX вв. Дом купца Клепикова уже более 100 лет стоит на месте своего основания и хранит сургутские традиции
Особое внимание в выставочном пространстве уделено истории пароходства на Оби, воссоздана купеческая лавка времён зимних ярмарок в Сургуте. В выставочных залах представлены предметы мебели, игрушки и аксессуары, использовавшиеся в быту сургутского зажиточного населения
Загляните в Купеческий дом и совершите путешествие… в Россию – деревянную, провинциальную, забытую… В старом русском доме Вам откроются тайны, которые хранят экспонаты: ветхие фотографии, блестящий подсвечник, комод, ломберный столик, ходики… Комнаты некогда жилого дома наполнены уникальными предметами старины и легендами о жизни прежних обитателей усадьбы.
В доме купца Клепикова действует услуга «Фотоателье на Купеческой». Сургутский краеведческий музей предлагает фотосъёмку в оригинальном интерьере купеческого дома в городских костюмах рубежа XIX-XX вв. Посетители смогут познакомиться с бытом, нравами и традициями горожан того времени. Фотография в интерьере купеческого дома станет прекрасным сувениром для горожан и гостей Сургута.
Заведующий комплексом – Михайлова Марина Альбертовна.
«Купеческая усадьба. Дом купца Г.С. Клепикова» находится по адресу:
г. Сургут, ул. Просвещения, 7.
Тел. для справок: (3462) 51-68-04, 28-18-80.
Режим работы: среда-воскресенье с 10.00 до 17.00 ч.
Стоимость входного билета: взрослый — 60 руб., детский — 40 руб.
Прикоснитесь к прошлому и откройте для себя новую жизнь старого дома…
Центр патриотического наследия
Работа Центра патриотического наследия началась 22 июня 2007 г. в День памяти и скорби.
Центр патриотического наследия – единственный в округе центр, в котором ведётся научно-исследовательская работа по данной теме. Сотрудники центра напрямую работают с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, поисковыми отрядами, общественными организациями и объединениями города.
За время работы Центра в нём состоялись мероприятия, на которых открывались новые факты истории Сургута. Благодаря проведённым исследованиям научных сотрудников, вниманию посетителей представлены уникальные документы из Государственного архива Министерства Обороны РФ (г. Подольск), Центрального военно-морского архива Министерства Обороны РФ (г. Гатчина), Государственного архива Ханты-мансийского автономного округа–Югры, архивного отдела Администрации г. Сургута.
Мероприятия, проводимые сотрудниками Центра, способствуют передаче исторического опыта и знаний от фронтовиков молодёжным патриотическим организациям, а также являются началом сотрудничества между ними. Работа Центра направлена на воспитание гражданского самосознания у молодёжи, толерантного отношения друг к другу, патриотизма через воссоздание и сохранение историко-культурного наследия.
Заведующий Центром – Аркадова Наталья Викторовна.
Центр патриотического наследия находится по адресу:
г. Сургут, ул. Просвещения, 7/1 (за зданием Горвоенкомата).
Тел. для справок: (3462) 51-68-04, 28-53-05.
Режим работы: среда-воскресенье с 10.00 до 17.00 ч.
Стоимость входного билета: взрослый — 60 руб., детский — 40 руб.
Сокровища Особой кладовой
В Российском этнографическом музее есть особый отдел под названием «комната сейф». «Бронированная комната», «комната-сейф», «Особая кладовая» — так на протяжении столетия менялось название этой небольшой части Российского этнографического музея, снабжённой внушительными сейфовыми замками, бронированными ставнями и дверьми, за которые не так-то просто попасть даже его сотрудникам.
Эта «бронированная кладовая» сейчас именуется как «Особая кладовая». Помещение предназначено для хранения чрезвычайно ценных экспонатов. К примеру, здесь собраны дары дому Романовых — это кавказское оружие, отделанное серебром; буддийские культовые предметы; роскошное, сверкающее золотом и драгоценными камнями оружие и конское убранство из подарков эмира бухарского и подносные блюда для хлеба и соли, выполненные талантливыми русскими ювелирами.
Позже в «Особой кладовой» появились коллекции по разным народам, переданные музею императором Николаем II с 1902 по 1915 год. В дальнейшем при формировании фонда сюда на хранение поступали ценные предметы от известных собирателей, приобретённые сотрудниками музея в экспедициях, а также купленные у частных лиц.
Нужен ли такой дорогой музей жителям края?
В Барнауле сложился колоссальный дефицит экспозиционно-выставочных площадей. Столица края не может не то что принять другие коллекции,а даже представить свои большие выставки. Обновленный художественный музей станет одним из самых больших за Уралом.
В нем будут соблюдены все установленные нормы работы,начиная от температурного режима и влажности,заканчивая должной охраной объектов. Это позволит привлечь в Барнаул крупнейшие российские и даже зарубежные выставки. Помимо классического искусства в музее будут выставлять современные экспозиции — для этого специально выделили мультимедийный зал «Чердак».
О деньгах
«Все тащат купленные вещи. Лентулов — 3 вещи, Машков — 3 вещи, Кончаловский — 3 вещи, Рождественский — 2 вещи, Малевич — 3 вещи, Беутова — 3 вещи, Кузнецов — 3 вещи, Удальцова — 3 вещи и т. д. Все получат деньги, ассигновки… все по 20 тысяч, кроме Франкетти — 14 тысяч, Удальцова — 14 тысяч, Малевич — 28 тысяч, Татлин — тоже.
Древин показывает Штеренбергу 4 вещи Моргунова и 2 вещи Удальцовой и сравнивает
Штеренберг кипятится: почему у Моргунова 4, а у Удальцовой 2; к Татлину, Татлин заявляет, что вещи Моргунова отправят в провинцию…
Великолепное оправдание, разница только в том, что Моргунов получил 28 тыс., а Удальцова — 14 тысяч! Но это, конечно, не важно. Зато Моргунов — приятель Татлина…
Анти и Древин спрашивают у Татлина, почему их не купили… Без Малевича купить нельзя, но Толстая Софья Дымшиц-Толстая — художница-авангардистка, работала в отделе ИЗО Наркомпроса, участвовала в организации МЖК.предлагает Анти принести 2 вещи, как и в прошлый раз»
«Работа моя остановилась, Гарри Речь идет о Генрихе (Гарри, Андрее) Блюменфельде (1893–1920) — русском художнике, участнике объединения «Бубновый валет» в Москве и деятеле «пензенского авангарда» 1918–1920 годов. тоже почти не писал. Я решила, что Гарри должен отправиться в Швейцарию на поправку. Я заняла денег где только могла, и он уехал. Я же немедленно отправилась домой, в Москву, на рождественские каникулы. Впоследствии я узнала, что Гарри заболел туберкулезом и попал в сумасшедший дом. Что он женился и у него был ребенок. Несколько раз он приходил к нам в Петрограде. Был уже тогда неизлечимым морфинистом, бросался на людей и требовал морфия и опять попал в сумасшедший дом. Умер он от туберкулеза 26 лет. Перед смертью подарил мне чудесный пейзаж — черный с белым. В голодные годы я продала его в Музей живописной культуры».
Даты основания и День рождения музея
Датой основания Российского этнографического музея считается 1895 год, когда под руководством Самуила Дудина был образован отдельный этнографический отдел при Русском музее.
Учредителем этнографического отдела Русского музея считается Николай II, а инициатором открытия стал путешественник, этнограф, художник Самуил Дудин. Однако для свободного посещения всех желающих музей был открыт лишь в 1923 году.
Всё же днём рождения Российского этнографического музея (РЭМ) принято считать 23 января 1902 года. Именно в тот год он был основан как этнографический отдел Русского музея императора Александра III, учреждённого 25 апреля 1895 года указом императора Николая II.
Вопрос №22
В 2006 г. в Москве открыли необычный памятник фольклорному персонажу, которого считают своим и на Кавказе, и на Востоке. Он лукав и мудр, справедлив и насмешлив. Скульптор изобразил героя вместе с его верным спутником – осликом. Как зовут героя?
- а. .Синдбад-Мореход.
- б. Ходжа Насреддин.
- в. Алладин.
- г. Али-баба.
Правильный ответ: б
1 апреля 2006 г. на Ярцевской улице в районе м. «Молодежная» установлен памятник герою восточных сказок и легенд Ходже Насреддину, работы скульптора Андрея Орлова. Памятник Ходже Насреддину на Ярцевской улице в Москве.
Вопрос №23
Усадьба семьи Лазаревых, построенная в XVIII веке, стала не только центром московской армянской общины, но и впоследствии – лазаревской гимназией, институтом восточных языков, театральной студией под руководством Евгения Вахтангова, Институтом востоковедения Академии наук СССР, а ныне – посольством Армении в России. Где именно в Москве расположен переулок с этим уникальным зданием?
- а. Якиманка.
- б. Китай-город.
- в. Замоскворечье.
- г. Марьина Роща.
Правильный ответ: б
Бывшая усадьба купца армянского происхождения Л.Н. Лазаряна, переселившегося в Россию из Персии в XVIII в. и ставшего Лазаревым, а ныне Посольство Республики Армения расположена в районе Китай-города, в Армянском переулке. Армянский переулок, 2. Лазаревский институт и посольство Армении в Москве.
Расположение и украшение залов музея
В центре Санкт-Петербурга, на площади Искусств, расположен один из крупнейших в России и мире этнографических музеев — Российский этнографический музей (РЭМ).
Этнографический музей существует уже более 100 лет. Он расположен в здании, которое специально возвели для показа этнографических коллекций. Автор проекта: архитектор императорского двора В. Ф. Свиньин.
По проекту архитектура, внутренняя отделка здания музея была осуществлена таким образом, чтобы она оптимально подходила к его предназначению — показу этнографических коллекций. Стены экспозиционных залов окрашены в спокойные тона без росписей и лепных украшений.
Одновременно, со строительством здания этнографического музея в Санкт-Петербурге, была заказана специальная герметичная мебель в Германии. Была построена дезинфекционная камера, которые служат музею до настоящего времени.
Внутри РЭМ имеет чёткую симметричную планировку с торжественными Мраморным залом и парадным Аванзалом в центре. На каждом из 2-х этажей — в левой и правой частях здания расположены по 12 залов, объединённых центральной галереей.
Ещё подробности в аудиогиде об Этнографическом музее в Петербурге
Вопрос №26
В Москву этот замечательный врач немецкого происхождения, известный как «святой доктор», переехал по приглашению князя Репнина-Волконского. Во время Отечественной войны 1812 года служил в качестве хирурга в русской армии. Боролся с эпидемиями типа, холеры, трахомы. Основал больницу неотложной помощи и изобрел метод анамнеза, который сейчас используется всеми врачами-клиницистами. Сделал очень многое для облегчения участи заключенных и ссыльных. Назовите его имя.
- а. Фёдор Петрович Гааз.
- б. Фёдор Андреевич Гильтебрандт.
- в. Иоганн Герман Лесток.
- г. Карл Федорович Фукс.
Правильный ответ: а
Федор Петрович Гааз, урожденный Фридрих Йозеф Гааз, обрел в России вторую родину. После окончания в 1810 году его договора с князем Репниным, у которого он работал домашним доктором, доктор Гааз остался в Москве. Имея к тому времени обширную частную практику, он занимался лечением бедных, регулярно работая в Староекатерининской и Преображенской больницах. По распоряжению императрицы Марии Фёдоровны он был награжден орденом св. Владимира. Доктор Гааз также занимался научной работой, исследовал кавказские минеральные источники и стал основателем курортологии в России. В 1829 г. Федор Петрович по приглашению князя Д.В. Голицына вошел в состав попечительского совета о тюрьмах, а затем был назначен главным врачом над всеми московскими тюрьмами. После того, как он поближе познакомился с ужасающими условиями содержания заключенных в российских тюрьмах, Гааз распродал свое имущество и посвятил жизнь облегчению их участи, за что и получил прозвище «святой доктор». Гигиена и санитария в тюрьмах при Гаазе поднялись на очень высокий уровень. Он полностью перестроил и реформировал главную московскую тюрьму на Бутырке. «Святой доктор» Фёдор Петрович Гааз // Академия медицинского образования.
История вопроса
Стройку на площади Октября барнаульцы и жители края наблюдают уже без малого семь лет. В начале 2012 года власти Алтайского края заявили о необходимости реставрации художественного музея. Потом здание признали не подлежащим восстановлению и вовсе снесли.
За строительство нового музея взялась крупная на тот момент строительная компания «СтройГАЗ». Но у нее возникли финансовые проблемы,и в 2016 году компанию признали банкротом.
Почти три года музей простоял никому не нужным строительным объектом. В конце 2018 компания «Селф» получила право на его достройку. Возобновили работы только в начале 2019-го.
Вопрос №7
В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?
- а. Хомут, в который запрягают лошадь
- б. Серп, которым жнут зерновые в поле
- в. Коромысло, на котором носят ведра с водой
- г. Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб
Правильный ответ: г
Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».
Вопрос №8
Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:
- а. Шашка
- б. Черкеска
- в. Папаха
- г. Пояс
Правильный ответ: а
Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе — это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично.
Вопрос №15
Греческое слово «этнос» — «народ» уже давно стал своеобразным определителем: «этно джаз», «этно рок», «этно стиль». И просто «этника» — чуть ли не всё, что связано с культурами и обычаями разных народов. А что означает термин «этнофутуризм»?
- а. Направление в современном искусстве
- б. Религиозное течение
- в. Экологическое движение
- г. Государственная национальная политика
Правильный ответ: а
Термин «этнофутуризм» происходит от греческого «ethnos» (народ) и латинского «futurum» (будущее). Это направление в разных сферах современного искусства, от музыки, театра, литературы до живописи и декоративно-прикладного творчества, которое обращается к родным языкам, использует образы и символы этнических традиций. Оно начало формироваться в 1990-е годы в финно-угорской среде, но сегодня стало частью общего художественного контекста многих стран.
Что мы увидим в итоге?
Срок выполнения контракта составляет 845 календарных дней. Исходя из этого,примерной датой открытия музея сейчас называют 15 января 2021 года. В результате должны получить следующее:
- расширенную площадь музея(если раньше зал вмещал менее 5% экспозиций фондохранилища,то сейчас сможет больше 10%),
- большую служебную зону для фондохранилища,
- мультимедийный зал для организации современных выставок,
- актовый зал на втором этаже,
- все необходимое для доступа и передвижения по музею малоподвижных граждан,
- три лифта,способные перевозить даже самые тяжелые экспонаты,
- буфет в подвальной части на 84 посадочных места,
- гардероб на 300 мест.
Строительство художественного музея в Барнауле.
Алиса Батурина,altapress.ru.