Признанное величество
Немалая часть жизни признанного художника была связана с Петербургом. Появившись в городе в начале 1860-х годов, начинающий мастер пейзажа сменил множество квартир на Васильевском острове. По словам Куинджи, только в этих местах он черпал вдохновение, тонко переплетающееся с единением души
«Дом художников» знаменитого купца Елисеева сразу привлек внимание живописца как источник творческого потенциала. Огромная мансарда, возведенная на крыше за пару лет до въезда художника, стала уютным уголком для создания шедевров
Здесь он не только творил, любуясь великолепными видами на Стрелку Васильевского острова и Петроградскую сторону, но и передавал свои знания, раскрывал секреты мастерства юным дарованиям. Гостей в свой мир Куинджи впускал неохотно. Вещи и быт тоже казались ему чуждыми. Он покупал только самое необходимое из мебели. Из описи имущества после смерти известного пейзажиста видно, что простор и свет были главным убранством в мансардной мастерской. Из общей картины выделялся лишь черный рояль, который художник подарил своей жене Вере Леонтьевне в знак любви и преданности, да микроскоп на журнальном столике – для изучения свойств красок. Архип Куинджи жил достаточно скромно и уединенно. Несмотря на замкнутый образ жизни, он много сил отдавал процессу обучения. Будучи преподавателем по пейзажу, Куинджи жертвовал большие суммы Академии Художеств для организации выставок молодых мастеров кисти. Он не стремился к богатству – коллекционеры находили его сами, предлагая бешеные деньги за произведения или хотя бы этюды. В середине 80-х годов позапрошлого столетия современники бурно обсуждали покупку картины Куинджи великим князем Константином. Но мнение окружающих мало интересовало самого живописца – он продолжал творить.
Тайная мастерская
В музее-квартире на Биржевом переулке воссоздана атмосфера профессиональной деятельности художника. Мольберты и кисти, картины и этюды, смазанные палитры и высохшие краски погружают посетителей в мир, полный света и вдохновения. Такую обстановку мастер боготворил.
На пике творческого роста и славы Архип Иванович перестал показывать собственные произведения. Годы затворничества, проведенные в мастерской, стали для художника временем уединения и полной отдаленности от мира тщеславия. Однажды молодые художники не выдержали и попросили Архипа Ивановича показать свои работы. Собрав в светлой мансарде всех учеников, Куинджи представил живописные картины и графику, которые он тайно создавал в течение двадцати лет.
Сегодня музей-квартира – это шикарная экспозиция, посвященная живописным и педагогическим талантам Куинджи. Посетители могут свободно пройтись по кухне, гостиной, спальне и мансарде известного художника. Большинство вещей, принадлежавших мастеру, не сохранилось. В музее представлены картины, эскизы учеников и последователей живописца, воссоздана рабочая атмосфера. Идея создания небольшого мемориала, имеющего огромную историческую ценность, принадлежит ученику Куинджи Рериху. К 150-летию известного пейзажиста в 1991 году музей-мастерская был открыт для широкого круга зрителей.
Личная жизнь
В 17 лет юноша влюбился впервые и навсегда. Избранницей стала юная Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки — зажиточного купца. Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка. На что получил категоричный ответ:
Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова
Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Архип заработал необходимую сумму. Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.
В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.Архип Куинджи
После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки.
Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.
Детство и юность
Будущий художник родился 27 (15 по старому стилю) января в Мариуполе. Известны 3 варианта года рождения. После смерти в архиве Куинджи нашли три паспорта, в которых указаны – 1841, 1842 и 1843 г.р. Его отца Ивана Христофоровича – грека по происхождению, сапожника по профессии – все звали еменджи (с турецкого – «трудовой человек»). А вот деда ювелира величали куинджи – «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия художника. О матери никаких сведений нет.Портрет Архипа Куинджи, кисти И. Е. Репина, 1877
В наши дни исследователи чаще склоняются к 1842-му. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа. Мальчик рано осиротел и воспитывался то в семье тети, то у дяди по отцовской линии. Он много работал: пас гусей, собирал кизяк. Будучи еще малышом, яро защищал животных от хулиганов и помогал тем, кто слабее.
Михаил Неведомский пишет о детстве Архипа Куинджи:
Учился Архип сначала у малограмотного учителя-грека. Изучив греческую грамматику поступил в городскую школу. Науки не привлекали ученика, зато он с удовольствием рисовал. В качестве холоста будущему пейзажисту подходило все: забор, стена, обрывок бумаги.
В 11 лет Куинджи поступил на работу по строительству церкви: вел учет кирпичей, а в свободное время расписывал стены комнаты, в которой жил. После этого трудился у хлеботорговца. Рисовал мальчик все время, и ему посоветовали пойти в ученики к Ивану Айвазовскому.Архип Куинджи
Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика, не увидев таланта, учить ребенка не стал, но и не прогнал. Выделил ему место под крышей и поручил красить забор и толочь краски для этого. Занимался с Архипом родственник Айвазовского Адольф Фейсслер. Спустя пару месяцев Куинджи вернулся в Мариуполь и начал работать ретушером у местного фотографа. Затем Куинджи отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. И все же Куинджи неизменно почитал Ивана Константиновича и был незлопамятным: будучи уже академиком (с годами он все же добился этого звания), он взял в ученики его внука Михаила Латри.
Картины
1869 — «Исаакиевский собор при луне» 1872 — «Осенняя распутица»1875 — «Бурьян» 1875 — «Осень. Пасмурный день над степью» 1878 — «Вечер на Украине» 1878 — «Закат солнца в лесу» 1887 — «Крым. Берег моря» «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»(1890—1895)1900 — «Закат в степи» 1905 — «В Крыму» 1908 — «Цветник. Кавказ»
Архип Иванович, выходец из семейства бедного мариупольского сапожника-грека, всей своей жизнью подтвердил, что достоин изначального прозвания (еменджи — трудовой человек): он действительно ломил как вол на ниве искусства. И денег, и недвижимости нажил немало, и потому к исходу дней стал, что называется, миллионщиком. Художник-капиталист в России в XIX веке, тем более среди передвижников, — это нечто. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников (на удивление, оно просуществовало до 1930 года). В его фонд мэтр положил несколько миллионов рублей, да еще передал в дар огромный земельный участок в Крыму. Было ли это тщеславным желанием прослыть новым Медичи или то была искренняя забота о молодежи — сказать трудно. Приятель-соперник Куинджи Иван Иванович Шишкин отзывался о нем неоднозначно: то «хитрый грек», то (что было чаще) — «чародей».
Кстати, недавно об Архипе Куинджи вновь вспомнили. Причиной тому стала картина «Ай-Петри. Крым», которую похитили во время выставки работ мастера в Третьяковской галерее. Могучий Ай-Петри решен Куинджи в монохромной гамме – кажется, мастер использовал все оттенки синего… И вот уже перед зрителем предстают величественные очертания знаменитой крымской горы. Хорошо, что буквально на следующий день полиция задержала 32-летнего Дениса Чуприкова, который объяснил, что при помощи полотна собирался рассчитаться с долгами. А вот про эту выставку я нашла замечательный материал и приведу его позднее
Фото и описание
Музей-квартира А.И. Куинджи располагается в Санкт-Петербурге, в Биржевом переулке, в доме, часто называемом Домом художников, так как в нем в разное время жили многие знаменитые русские живописцы: И.Н. Крамской, М.П. Клодт, А.И. Корзухин, А.К. Беггров, Н.А. Бруни, И.И. Шишкин, братья Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, Г.Г. Мясоедов; ученые Н.Е. Введенский, В.И. Вернадский и другие. Является филиалом Музея Российской Академии художеств, также как и музеи-квартиры П.П. Чистякова, И.Е. Репина, И.А. Бродского.
Музей-квартира А.И. Куинджи представляет собой мемориальный музей, в котором полностью воссоздана обстановка, окружавшая много лет талантливого художника, ставшего знаменитым благодаря своим великолепным живописным пейзажам.
Архип Иванович Куинджи (1842-1910) является одним из лучших русских художников пейзажной живописи. Очень многое связывало его с Санкт-Петербургом. Именно здесь он испытал первый успех, стал знаменитым, здесь он повстречался со своей будущей супругой. Все свои «петербургские» годы Куинджи прожил на Васильевском острове.
Поменяв большое количество квартир, молодые супруги выбрали дом в Биржевом переулке
Квартира, располагающаяся на последнем этаже, привлекла внимание художника, в первую очередь, обширной мансардой-мастерской. Отсюда открывался прекрасный вид на Петербург, Петроградскую сторону и Стрелку Васильевского острова
В мастерской было очень удобно работать. Здесь по вечерам к Архипу Ивановичу приходили его ученики, с которыми он беседовал, передавал им свой опыт. Среди особенно знаменитых учеников выделяют Н. Рериха, К. Богаевского и А. Рылова. Также по-своему интересны Я. Бровар, А. Борисов, К. Вроблевский, П. Вагнер, Г. Калмыков, В. Зарубин, А. Кандауров, А. Курбатов, П. Краузе, В. Пурвит, М. Латри, Е. Столица, Ф. Рушиц, А. Чумаков, Н. Химона.
В этой квартире А.И. Куинджи прожил 13 лет. Здесь и скончался в 1910 году. После смерти мастера его ученик Н. Рерих предложил создать в исторической мастерской музей. Но осуществить эту идею удалось лишь к 150-летию со дня рождения Куинджи.
В настоящее время в музее посетители могут посетить кабинет, столовую, гостиную и мастерскую, восстановленную в 1980-х годах. В нее из квартиры можно попасть, поднявшись по лестнице.
Мастерская художника представлена экспозицией, посвящённой его педагогической деятельности в Академии художеств, где с 1894 по 1897 годы он являлся профессором пейзажной живописи. Здесь можно увидеть большое количество работ учеников мастера, как совсем юной поры, так и более зрелого периода. Помимо постоянной экспозиции в мастерской проводятся временные выставки.
Куинджи оставил весьма заметный след в истории Академии художеств. На его пожертвования проводились регулярные Весенние выставки, на которых молодых живописцев поощряли премиями за наиболее удачные работы. В 1909 году по инициативе художника и на его средства появилось сообщество живописцев, которое получило название Общества имени А.И. Куинджи. Центром правления данного творческого союза выступили ученики Куинджи. Художник завещал «Обществу» внушительную сумму, земли на побережье Крыма и все работы, оставшиеся после его кончины. Общество проработало до 1929 года, а после было закрыто, и вся его живописная коллекция попала в Русский музей.