Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Память о дагестанском Гомере XX века

Имя поэта и сегодня остается на слуху. Об этом свидетельствует название Сулейман-Стальского района – той местности, где родился и жил он. Многие его произведения были переложены на музыку. В 1988 году был записан музыкальный альбом, в который вошли песни на слова поэта. Во многих школах Дагестана изучают творчество своего земляка. А в том доме, где он проживал в ауле Ашага-Стал, с 1950 года был открыт музей Сулеймана Стальского.

Его был назван Лезгинский музыкально-драматический театр в Дербенте, а также улицы многих российских городов. В Дагестане есть село Стальское (Кизилюртовский район). А в одном из скверов Махачкалы установлен памятник великому Сулейману. О жизни поэта в 1957 году сняли фильм «Так рождается песня».

https://youtube.com/watch?v=Vm1pkFY-06Q

История и литература – это огромное поле, на котором со временем теряются многие известные некогда имена. Однако есть и те личности, в том числе и поэты, кто не остается забытым, поскольку люди помнят об их делах и словах. Сулейман Стальский – один из тех, кто посвящал свои стихи Дагестану, родной земле. И потому он остается в народной памяти.

Поэзия поэта: известные стихи и произведения

Творчество Стальского может кому-то показаться наивным. Однако стихи его по-своему глубоки. Поэт выражал свои чувства тем языком, на котором говорил и мыслил. Поэтому его произведения очень поэтичны.

Свои произведения прославленный дагестанский поэт создавал на лезгинском и азербайджанском языках. Он никогда не записывал стихи, однако, по воспоминаниям современников, помнил наизусть каждую строчку. Его песни запоминали люди, поэтому Стальский называл соседей своими книгами и говорил, что именно они являются носителями его стихов.

Русскоязычным читателям произведения лезгинского сочинителя стали известны благодаря многочисленным переводам. Стихи Сулеймана Стальского на русском языке появлялись в печати достаточно часто. Их переводили Н. Ушаков, Э. Капиев, Я. Смеляков, С. Липкин и многие другие литераторы.

Дореволюционный этап творчества – это обличение богатеев и рассказы о бедах простого народа. После революции поэт слагал стихи в честь перемен, воспевал новую власть, конституцию, Красную Армию. Он не занимался стихосложением на заказ и всегда говорил только о том, что чувствовал.

Стиль стихотворного изложения – это классические рубаи, когда в четверостишии три первые строчки рифмуются в одном ключе, а последняя строчка является произвольной. Однако строение фраз в стихах таково, что мотив этой строчки с одним и тем же словом в конце переходит от строфы к строфе.

Наиболее известными его произведениями являются:

  • «Соловей»;
  •  «Свобода – счастье»;
  •  «Дагестан»;
  • «Думы о родине»;
  •  «Кавказ».

О стихотворениях Сулеймана Стальского в свое время спорили критики. Лингвист Г. Гаджибеков считал, что его нельзя считать простым ашугом, поскольку все его творчество свидетельствует о том, что он – настоящий поэт.

Биография Сулеймана Стальского

Люди, далекие от поэзии и особенностей топонимики кавказских сел, считают, что Сулейман Стальский, придумывая свой псевдоним, хотел, чтобы он был созвучен с именем Иосифа Сталина. Однако, его настоящая фамилия Гасанбеков, – уроженец старинного аула Ашага-Стал. Именно отсюда и его псевдоним. Ашага-Стал располагался в Кюринском округе Дагестана, а центром округа являлось село Касумкент. Сегодня Касумкент – центр Сулейман-Стальского района.

Родился будущий поэт 18 мая 1869 в бедной лезгинской семье. Вследствие ссоры отец выгнал супругу, и той пришлось рожать малыша в хлеву. Сразу после рождения, ребенка забрал отец – мать даже не подпустили к младенцу. Поэтому вскармливала его соседка. Отец с самого детства загружал сына работой. В доме было много детей от второй жены, но пасынок всегда оставался для мачехи «чужим».

Вскоре после того как Сулейману исполнилось десять лет, заболел и умер его отец. Будущий поэт был вынужден батрачить, работал в Дербенте, в Гяндже, в Самарканде. Довелось будущему поэту в полной мере узнать, как может быть тяжела работа – он был вынужден заниматься различным трудом: чернорабочим, строил мост через Сырдарью, работал на нефтяных промыслах.

Как вспоминал сам поэт, все молодые годы прошли у него в работе. Он не замечал, как проходит время, а когда смог скопить немного денег, понял, что ему уже исполнилось 30 лет. Семьей он обзавелся поздно, взяв в жены дочь объездчика из аула Орта-Стал.

Шли годы, и он ни разу о сложении стихов даже не помышлял. Но однажды все изменилось. В аул пришел певец-ашуг, послушать которого собрались жители всего селения. Он, вслушиваясь в слова песни, вдруг понял, что бродячий поэт выражает его собственные мысли.

Он удивился, почему раньше не приходило в голову попытаться самому сложить стихи. К вечеру он смог сложить свое первое произведение, прочитал его соседям, но те не поверили – решили, что он где-то просто услышал эти стихи. Чтобы доказать им свое умение, поэт сочинил еще одну песню. Именно так начался его творческий путь в народе, дом Сулеймана Стальского стал известен всей округе.

Поэтическая слава пришла довольно быстро, и скоро о новом поэте из Дагестана заговорили многие. В 1909 году он решил соревноваться с несколькими знаменитыми ашугами и с успехом выдержал испытание. Тем не менее, поэт так и остался бы всего лишь одним из народных сказителей-поэтов.

Но после того, как в России власть перешла к большевикам, многое начало меняться. Новые руководители страны понимали, что необходимо развивать культуру регионов, и присматривались к местным талантам. Именно так с ним и произошло. Его стихи начали публиковаться сперва в местных газетах, а затем и во всесоюзных изданиях. В 1927 году в Москве вышел сборник стихов лезгинских поэтов, куда вошли и его произведения.

https://youtube.com/watch?v=2Q_LitVqhjc

Тем не менее, Сулейман всегда воспринимал себя, прежде всего, как крестьянина и рабочего человека, а уж потом как поэта. Он продолжал заниматься сельским хозяйством, работал в Ашага-Стальском колхозе. Более того, поэта делегировали на Всесоюзный съезд животноводов. Как свидетельствует фото, его выступление на том съезде слушал сам Сталин, сидевший в президиуме.

В 1934 году он принимал участие в Первом Всесоюзном съезде советских писателей. На этом крупном литературном мероприятии он познакомился с Максимом Горьким, который, слушая стихи поэта, назвал его Гомером 20-го века.

В том же году Стальский удостоился звания Народного поэта Дагестана, а через два года был награжден орденом Ленина. До самой смерти он занимался творчеством. Умер в ноябре 1937 года.

Певец любви к Родине, добра и человечности

По национальности аварец, Расул появился на свет в 1923 году в семье народного дагестанского поэта. Его отец Гамзат Цадаса поощрял увлечение сына поэзией. Не случайно Расул с девяти лет писал стихи, а когда стал постарше, его литературные публикации начали появляться в газетах. В 1943 году появился первый сборник стихов Гамзатова, опубликованный на аварском языке. Интересно и то, что Расула Гамзатовича Гамзатова в возрасте 20 лет приняли в Союз писателей СССР.

Гамзатов писал не только стихи, но и прозу, занимался переводами, был публицистом. Страна его творчество оценила высоко. Поэт получил Сталинскую и Ленинскую премии, в 1974 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Кроме того, Гамзатов стал лауреатом многих литературных премий, как советских, так и зарубежных.

В первую очередь, Расул Гамзатов известен своими стихами, многие из которых перекладывались на музыку и становились песнями. Нет в стране человека, который не слышал бы знаменитых «Журавлей». Композиция посвящена героям Великой Отечественной войны, павшим в боях и не вернувшимся домой. Но не все знают, что эти стихи в первоначальном варианте звучали так:

Позже, когда поступило предложение сделать это стихотворение песней, Гамзатов решил изменить несколько слов, чтобы произведение приобрело более широкое социальное значение и посвящалось всем воинам огромной страны.

Гамзатов, как и многие другие поэты Дагестана, сотрудничал с республиканскими и всесоюзными газетами и журналами. Его песни пели такие известные советские артисты, как Галина Вишневская, Иосиф Кобзон, Анна Герман, Марк Бернес, София Ротару, Валерий Леонтьев, Вахтанг Кикабидзе, Муслим Магомаев. По мотивам его поэмы «Горянка» был написан балет и снят художественный фильм.

Умер Расул в 2003 году. Он всю свою жизнь любил Кавказ, свой родной край. Об этом говорится и в его произведении «Мой Дагестан»:

Памятники Гамзатову сегодня можно увидеть в Махачкале, Москве, Санкт-Петербурге, и даже в Ялове (Турция).

Дагестанская поэзия как срез российской литературы

Сегодня в Дагестане по-прежнему хватает поэтов. Кавказская литература остается важным звеном общероссийской. При этом местная поэзия сохраняет свою самобытность. Таланты могут писать как на своих родных языках, так и на русском: у каждого из них есть свое представление об окружающем мире; кто-то воспевает земную любовь, кого-то вдохновляет природа Кавказа. Но все они – это поэты, воспевшие Дагестан в самых разных его проявлениях, его горы, историю, людей.

В 1995 году было законодательно учреждено почетное звание, которое может быть присвоено литературоведам или драматургам, которые смогли создать произведения, ставшие известными и значимыми для общества. На сегодняшний день званием «Народный поэт (писатель) Дагестана» награждены Муталиб Митаров, Расул Гамзатов, Фазу Алиева, Магомед Абасов.

Не нужно думать, что в этом горном краю есть всего несколько имен, составивших славу кавказской литературы. Многие из поэтов в свое время прошли войну, принимали участие в жизни страны, ездили по городам Советского Союза с творческими вечерами. В список прославленных поэтов Дагестана можно включить такие имена аварских, даргинских, кумыкских, лезгинских стихотворцев:

  • Сулейман Стальский;
  • Раджаб Динмагомедов;
  • Загид Гаджиев;
  • Муса Магомедов;
  • Абу-Бакар Ахмедхан;
  • Аткай Аджаматов;
  • Алимпаша Салаватов;
  • Шах-Эмир Мурадов;
  • Хизгил Авшалумов.

https://youtube.com/watch?v=8m4t5866g9c

Этот список можно продолжать, поскольку имен очень много. Поэты Дагестана всегда говорят со своими читателями искренне и делятся с ними чувствами, мыслями и тревогой о будущем Кавказа.

История дагестанской поэзии

О том, какими поэтами была богата дагестанская земля в стародавние времена, известно очень мало. Как правило, это были народные певцы-ашуги, которые исполняли свои песни и былины по селениям и аулам. В старину фольклор практически не отражался в летописях и хрониках. Поэтому сегодня нам не узнать, кто же был первым народным дагестанским поэтом. Записи об ашугах начали появляться лишь в 18 столетии.

Одним из таких «запротоколированных» поэтов стал Саид из Кочхюра (Саид Кочхюрский). Он по происхождению был лезгином, но писал не только на родном языке, но и на азербайджанском. Известность ему принесли стихи, в которых он отражал труд простых горцев, вынужденных работать на ханов. Саид, родившийся в 1767 году, сам всю жизнь был вынужден работать батраком и отлично знал, что такое добровольное рабство.

Он протестовал против тех бесчинств, которые творились богатеями, был очень популярным ашугом. В результате Сурхай-хан II пригласил ашуга к себе, чтобы тот развлек его песнями. Все шло неплохо, и песни Саида нравились гостям, пока кто-то из богачей не сообщил хану, что этот нищий певец ведет себя дерзко и непочтительно смотрит на самого властителя. Обозленный хан приказал ослепить Саида. Но, даже оставшись без глаз, ашуг продолжал сочинять песни, в которых говорил крестьянам правду об их жизни. Умер Саид Кочхюрский в 1912 году.

В XIX веке были известны такие поэты Дагестана, как Эльдарилав, Омарла Батырай, Ирчи Казак, Етим Эмин. Все они подарили своему горному краю яркие стихи и песни, в которых рассказывали о своей любви к родине, о той борьбе, которую вели горцы за свою свободу. Уделялось место в этом творчестве и простой любви к женщине, семье, детям.

Социалистическая революция 1917 года дала новый толчок развитию литературы и поэзии дагестанских талантов. Местные писатели, наконец, смогли не только читать стихи слушателям, но и переносить их на бумагу. Поэтому, если раньше многих кавказских литераторов знали только самые узкие круги, то теперь у них появились поклонники в масштабах целой страны.

Самым известным поэтом Дагестана, чьи стихи переводились на многие языки, стал Расул Гамзатов.

Раннее детство и юность

Будущий поэт появился на свет 18 мая 1869 года в селении Ашага-Стал Кюринского округа Дагестанской области. Родился в семье простых крестьян. Родители были лезгинами.

Появление маленького Сулеймана было омрачено событиями, произошедшими еще до его рождения: отец выгнал из дома мать Сулеймана, и та родила сына в хлеву, оказавшись совсем без сил. Из-за чего в итоге о будущем поэте до его семилетнего возраста заботилась соседка. Сама мать не выдержала этого с самого начала и покинула дом, а позднее скончалась, так и не встретив своего ребенка.

Отец Сулеймана не сумел простить ее и вымещал свой гнев на маленьком сыне, заставляя его работать по дому с четырех лет. Позднее отец женился снова, а маленький Сулейман стал слугой собственному отцу и мачехе.

В возрасте 11 лет Сулейман остался и без отца, а с 13 лет мальчику пришлось заниматься тяжелым трудом. Он подолгу работал на железной дороге, занимался нефтяным промыслом, был слугой в богатых семьях. Все свое детство и юность он упорно работал до тех пор, пока в его селении не появился лезгинский ашуг (бродячий певец). После этого его жизнь в корне изменилась.

Притчи о Сулеймане Стальском

Существует немало притч о Сулеймане Стальском. Вот две из них.

Притча о Сулеймане и юноше

Сулейман сидит на пороге сакли босиком, расстегнул ворот бешмета и по-стариковски согнул колени, в руках он держит посох. Перед ним на глиняном полу сверкает жаркий квадрат солнца, мешая ему смотреть на собеседника.

— Ты приехал ко мне в гости, а затеваешь спор, — говорит он. — И вчера и сегодня одно и то же. Отдохни, не утомляйся, будто какой-нибудь доктор! Ты же поэт, ты должен понять: уходит конь — остается зелёное поле; уходит герой — остается его слава, Я не герой, и слава живого поэта, конечно, — не слава героя. Она непостоянна, подобно костру, пламя которого надо все время поддерживать: иначе пламя меркнет и перестает озарять лицо. Я ещё жив, зачем же ты советуешь мне безделье? Оставь. Поэт должен быть щедрым, как соловей. Я не болен… На свете много чудес, и ты, конечно, всего не знаешь. Разные бывают поэты. Дождь одинаково орошает землю, но в пустыне не растут ни мак, ни цветы.

— Пустыня не в счёт. Это нечто мертвое, Сулейман.

— Пустыня — это пустыня, юноша! Мертвое всегда холодно, а пустыни иногда бывают горячими и полны жизни, полны всяких змей и скорпионов. Заметь: пустыня страшнее старости. Это болезнь, ржавчина, бесплодие души, и вылечить её труднее, чем вылечить старость… Бывают разные поэты, как и почва! Говорящий сеет, слушающий жнёт. Ты слушай. Я расскажу, почему я не боюсь, что опустошится мое сердце, и почему я неутомим. Молодость много значит, но одна молодость, юноша, ничего не значит. У настоящего поэта душа должна кипеть, как сад. Хорошие слова растут на высоких деревьях, а их нужно выращивать. Поэт тот, кто многоопытен и молод душой. Его любовь должна быть щедрой, как солнце летом (ветви сада цветут под солнцем!), его ненависть должна быть яростной, как река в грозу (корни сада питаются влагой!). Без этого заглохнет жизнь, и сад души вскоре обратится в пустыню. В молодые годы мои я слышал, что истинная любовь, и честная ненависть, как два крыла, едины и что на них-то и парят орлы. Чем крепче крылья, тем выше полет орла. Летай! — говорили мне мои учителя. Никогда не прощай даже маленькой обиды врагам, ибо с каждой прощенной обидой ты роняешь одно перо из крыла ненависти и спускаешься ниже. Если все герои — соколы, то поэт должен быть орлом: летай, раскрывай крылья пошире! И сейчас я говорю то же самое всем, кто спрашивает у меня о вдохновении: Летай! Это закон, которым начинается песня…»

(Из книги Эфенди Капиева «Поэт»)

Притча о том, как Сулейман сочинил стихотворение на крыше сакли

«Однажды погожим летним днем Сулейман Стальский лежал на крыше своей сакли и смотрел в небо. Вокруг щебетали птицы, журчали ручьи. Всякий подумал бы, что Сулейман отдыхает. Именно так подумала и жена Сулеймана. Она поднялась на крышу сакли и позвала Сулеймана домой:

— Хинкал (любимое национальное блюдо в Дагестане) готов и уже стоит на столе. Пора обедать. Сулейман не ответил и даже не повернул головы.

Через некоторое время Айна второй раз позвала мужа:

— Хинкал остывает, скоро его нельзя будет есть!

Сулейман не пошевелился. Тогда жена принесла обед на крышу, чтобы Сулейман, уж раз ему так хочется, пообедал там. Она подала ему обед, говоря:

— С утра ты ничего не ел. Попробуй, какой вкусный хинкал, я приготовила.

Сулейман рассердился. Он вскочил с места и закричал на свою старательную жену:

— Вечно ты мне мешаешь работать!

— Но ты же лежал и ничего не делал. Я думала…

— Нет, я работаю. И больше мне не мешай.

И правда, в этот день Сулейман сочинил своё новое стихотворение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: