Северо-западная армия генерала Юденича
штаб генерала Юденича
Сибирь и Дальний Восток
. Альбомы «Ижевцы-воткинцы», «Белоповстанцы»
Союз фронтовиков 1918 Уфа, 1919 Верховный Правитель Воткинцы, Тобол 1919 Каппель и Волжский корпус Ижевцы-воткинцы, 1923 Белоповстанцы. Глудкинцы Атаман Анненков, история Волжане Каппеля, 1923, Гирин
- Униформа и знаки различия
- Награды, полковые знаки, жетоны, юбилейные и памятные значки
- Картины, рисунки, гравюры
- Документы, приказы
- Книги, журналы, газеты, рукописи
Листовки, плакаты, обращения, марки
День Русского Партизана в Париже, 1933 год.
Структура, расписания, история частей Белых армий.
В Книге Памяти упоминаются подразделения, полки и кадры полков Русской Армии. Это относится прежде всего к боевым расписаниям Русской Армии и ВСЮР, а также к истории формирования и боевому пути полков, имеющих многовековую историю, а также сформированных во время гражданской войны.
Форма одежды также в Галлиполи несколько видоизменилась в соответствии с реформированием Армии (сокращением после кровопролитных Крымских боев), климатическими условиями жаркого лета, а также наличием запасов русской и французской мануфактуры для постройки обмундирования.
Исторически структура и соответственно штатные расписания вооруженных сил до эвакуации ноября 1920 года делятся на следующие исторические периоды:
Исторические периоды
- Российская Империя, Русская Императорская армия, предыстория событий
- Гражданская война в России
- Великий Русский исход. Военные лагеря на чужбине
- Предвоенная военная эмиграция
- Вторая Мировая война, Русский Корпус, РОА и КОНР
- Лагеря DP
- Послевоенная эмиграция
Центральный дом актера
Когда-то самый высокий на Арбате серый дом с рыцарями был одним из самых престижных доходных домов Москвы. Он был построен в 1914 году по заказу купца Якова Филатова по проекту архитектора Валентина Дубовского. Дом был записан на жену купца — Анну Филатову.
Семиэтажный дом громадой возвышался над малоэтажной застройкой Арбата, в виде городского замка. Интерьеры, не дошедшие до нас, поражали роскошью — мраморные лестницы с дубовыми перилами, лифты с авторской отделкой, просторные комнаты с витражами и огромными зеркалами, комнаты для прислуги. Фигуры рыцарей были установлены на уровне пятого этажа, благодаря им дом стали называть — дом с рыцарями.
Кроме квартир с 5-6 жилыми комнатами, сдаваемых в наем, в доме разместились женская гимназия Марии Жиц и престижный детский сад. В гимназии преподавали танцы и многие гимназистки становились балеринами. В советское время в доме с рыцарями селились партийные работники, дом оставался престижным, здесь жил Григорий Зиновьев. Часть квартир сделали коммуналками, часть оставили целыми. В 1992 году в здание переехал Центральный Дом актера.
Ресторан Прага
Изначально в здание конца XVII века находился доходный дом. В 1872 году здесь открылся трактир «Прага», который посещали в основном московские извозчики, называя трактир «Брага». В 1896 «Прагу» выиграл в бильярд купец Семен Тарарыкин. С помощью архитектора Льва Кекушева он перестроил трактир и превратил в ресторан с лепниной и большими зеркалами. На крыше была сделана открытая терраса и зимний сад.
Место стало любимым среди московской интеллигенции. Здесь бывали Илья Репин, Иван Бунин, Александр Блок, Максим Горький, Александр Куприн, Сергей Есенин и другие знаменитости.
После октябрьской революции ресторан был национализирован. В 1924 году здесь открылась столовая Моссельпрома. В конце 30-х ее закрыли, новую жизнь ресторан получил в 1955 году, когда он открылся после большой реконструкции. Торт «Прага» был придуман начальником кондитерского цеха ресторана — Владимиром Гуральником.
В постсоветское время «Прага» принадлежала группе АСТ бизнесмена Тельмана Исмаилова, владельца Черкизовского рынка. В 2015 году АСТ была признана банкротом и ресторан перешел за долги ВТБ. В настоящее время владельцем «Праги» стал бизнесмен Мирослав Мельник.
Экспозиция[ | ]
Мемориальная доска на стене дома, где жил Андрей Белый, 2010 год Голубые глаза и горячая лобная кость — Мировая манила тебя молодящая злость. И за то, что тебе суждена была чудная власть, Положили тебя никогда не судить и не клясть. На тебя надевали тиару — юрода колпак, Бирюзовый учитель, мучитель, властитель, дурак! Как снежок на Москве заводил кавардак гоголек: Непонятен-понятен, невнятен, запутан, легок… Собиратель пространства, экзамены сдавший птенец, Сочинитель, щегленок, студентик, студент, бубенец… Конькобежец и первенец, веком гонимый взашей Под морозную пыль образуемых вновь падежей.
Осип Мандельштам в память об Андрее Белом
На начало 2020 года в коллекцию музея входят несколько тысяч мемориальных предметов. При формировании музейного пространства организаторы стремились отобразить как биографию, так и идейное развитие творчества Белого.
Экспозиция начинается с прихожей
, в которой стоят личные чемоданы писателя, с которыми он путешествовал по России, Германии и Швейцарии. Выставка продолжается вдетской комнате , в углу которой стоит витрина с пеленальным конвертом Андрея Белого, подаренным музею дальней родственницей, а также висят семейные фотографии. Предметы, представленные вдетской , рассказывают об учёбе Белого в гимназии Льва Поливанова и, позже, на естественном отделении физико-математического факультета МГУ. Тут лежат гимназические учебники, свидетельство о дворянстве при поступлении в университет. В этой комнате располагаются материалы, связанные с первым автобиографическим произведением — повестью «Котик Летаев»: рисунки, материалы о строительстве Гётеанума и отношениях Белого с первой женой, которой и посвящена повесть.
Соседняя комната принадлежала матери писателя Александре Бугаевой
. Здесь хранится её фотоальбом с изображениями художника Льва Бакста, а также первый сборник стихов писателя «Золото в Лазури», посвящённый матери. Оригинальная мебель не сохранилась, и работники музея приняли решение заменить её на похожую того же временного периода. В комнате висит портрет первой возлюбленной Белого Маргариты Морозовой, работы художника Виктора Штембера.
В кабинете Николая Бугаева
стоит рабочий стол профессора и материалы, связанные с друзьями и известными гостями. В другой части комнаты представлены материалы о жизни Андрея Белого в подмосковном посёлке Кучино и материалы его работы над романом «Москва», прототипом главного героя которого стал отец писателя. Многие мемориальные вещи долгое время хранились во Франции: вторая жена писателя Клавдия передала чемодан с личными вещами крестнику Андрею Богословскому, который, в свою очередь, передал их на хранение французскому посольству. Только в 2010 году мемориальные вещи вошли в коллекцию музея.
Следующий зал экспозиции — столовая
. Здесь представлены личные вещи писателя, а также оригинал стихотворения Осипа Мандельштама, написанного в день смерти Андрея Белого. Центральным экспонатом является автобиографическая схема «Линия жизни».
Последней комнатой экспозиции является Гостиная
, в которой ранее собирался кружок «аргонавтов» и принимались многочисленные гости семьи. На начало 2020 года музей используетгостиную в качестве выставочного зала, для проведения конференций и музыкальных вечеров.
- Андрей Белый и первая жена Ася Тургенева, 1910-е
- Портрет Маргариты Морозовой работы Виктора Штемберга, 1893 год
- Портрет Андрея Белого, выполненный Леоном Бакстом, 1905 год
- Рисунок клуба «аргонавтов» Леонида Пастернака
Отцовский кабинет
Известный математик и крупный деятель образования, профессор Николай Васильевич Бугаев имел персональный кабинет, обстановку которого постарались сохранить. Массивный письменный стол служил домашним рабочим местом. Письменные приборы, настольная лампа, рукописи и сувениры расставлены как при жизни владельца. Футуристический портрет профессора позволяет предположить широту интересов к современному искусству, хотя может объясняться и вкусами сына.
Музейные витрины кабинета вмещают и труды отца, и произведения Андрея Белого. Старший Бугаев являлся автором многих математических и прикладных работ. Они представлены вместе с парадными карманными часами (возможно, наградными). Из работ сына в этой комнате представлены произведения, написанные уже в Советской России и в период недолгой эмиграции в Германию.
Уголок отдыха обставлен мягкой мебелью и столом для чаепития с пузатым самоваром. Дополняют интерьер металлическая этажерка оригинальной конструкции и подвесной шкаф, репродукции на стенах. Личные вещи Андрея Белого – галстуки, запонки и заколки, амулеты были собраны родственниками писателя и переданы в его дорожном саквояже.
Театр имени Вахтангова
Фонтан «Принцесса Турандот»
Перед театром установлен фонтан с бронзовой фигурой принцессы Турандот, покрытой позолотой, восседающей на троне. Скульптор фонтана — Александр Бурганов. Он был открыт в 1997 году в честь 75-летия постановки спектакля «Принцесса Турандот». Премьера по сказке Карло Гоцци прошла 28 февраля 1922 года — это последний спектакль, поставленный Евгением Вахтанговым. 29 мая 1922 г. выдающийся режиссер скончался, ему было 39 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище. Спектакль «Принцесса Турандот» стал символом театра имени Вахтангова и его визитной карточкой, с большим успехом он шел на сцене театра несколько десятилетий.
Узнать историю театра имени Евгения Вахтангова можно на экскурсии, проводимой музеем театра. Здесь можно будет увидеть основную сцену, закулисье, Сталинскую ложу, мемориальный кабинет Рубена Симонова и Михаила Ульянова, а также историческую фотовыставку и выставку костюмов. Стоимость билета — 500 руб., бронировать билеты надо заранее.
Историческое здание театра находится на Арбате в доме №26, в 2015 году была открыта Новая сцена в доме №24. В этом же здании в 2016 году открылась дополнительная сценическая площадка — Арт-кафе.
Альфа Арбат Центр
Восьмиэтажное офисное здание Альфа Арбат Центра находится напротив легендарного ресторана «Прага». Оно было построено в 2005 году на пустыре, образованном после падения авиабомбы в годы Великой Отечественной войны. Сначала здание принадлежало компании «Альфа-Групп» и было построено по ее заказу. В настоящее время владельцем является группа ПСН Дмитрия Ананьева, бывшего владельца Промсвязьбанка.
Многие архитекторы отмечали, что здание портит исторический облик Арбата и подавляет своими размерами здание «Праги». Это такой огромный современный высотный монстр, мимо которого хочется быстрее пройти к исторической части улицы. На первом этаже Альфа Арбат Центра находятся магазины, ломбарды, рестораны и кафе.
Комната матери
Такое наименование носит бывшая спальня родителей Андрея Белого. Здесь размещены несколько сохранившихся фотографий Александры Николаевны Бугаевой, которая привила своему сыну интерес ко многим искусствам, что и отвратило его от математической сферы интересов.
Находящийся в комнате красочный женский портрет изображает предмет детской влюбленности писателя – Маргариту Морозову. Крупное полотно кисти известного художника Штембера изображает хозяйку светского салона в бальном одеянии. Эта женщина увлекала многих, в частности, ее считают прототипом Царевны – Лебедь великого Врубеля.
В Комнате матери наиболее полно представлены прижизненные издания произведений Андрея Белого. Имеются экземпляры с фотографией писателя. Публиковались произведения Андрея Белого до революции гораздо активнее, нежели в советский период. Почитаемый многими подлинным гением литературы, он критиковался приверженцами революционного искусства, ограничивалась и даже запрещалась печать его произведений.
Из меблировки этой комнаты сохранились ряд предметов, в том числе туалетный столик с изящным зеркалом. Приметная люстра с плафоном из синего стекла дополняется несколькими настенными светильниками, обеспечивая хороший обзор экспонатов. Дополняют экспозицию фотографии и живописные произведения в рамках, стоящие на столике и висящие на стенах.
Личная жизнь
Познакомившись и сблизившись с поэтом Александром Блоком, Андрей Белый начал ухаживать за его женой Любовью Менделеевой, позже они стали любовниками. В этом драматическом любовном треугольнике все трое мучились почти четыре года, пока не произошёл окончательный разрыв, отразившийся в пьесе Блока «Балаганчик». Поэт же Андрей Белый уехал за границу и вылил свои страдания в поэтических сборниках «Пепел» и «Урна».
Практически в это же самое время Белый состоял и в другом любовном треугольнике – со своим собратом по символистскому течению поэтом Валерием Брюсовым и его женой поэтессой Ниной Петровской. Этот роман Андрея и Нины начался совсем невинно, но вскоре Петровская так сильно влюбилась в Белого, что доходила в своих чувствах до мистического поклонения ему. Андрей решил порвать эти отношения, ему хватало любовного романа с Менделеевой Любой, женой Блока, но Петровская принялась буквально преследовать его. Дошло до того, что Нина предприняла попытку убийства своего возлюбленного. Во время перерыва в лекции, которую читал Андрей в политехническом институте, она подошла и выстрелила в него в упор. К счастью, браунинг дал осечку. Вся эта коллизия позднее нашла отражение в романе Брюсова «Огненный ангел».
В 1909 году Белый познакомился с художницей, племянницей великого русского писателя Ивана Тургенева. Девушку звали Анна (близкие люди называли её Ася), они сблизились и стали жить гражданским браком. Она разделила с ним годы странствий, когда с 1910 по 1912 годы он путешествовал по Египту, Палестине, Тунису и Сицилии. Весной 1914 года Андрей женился на Асе официально, их бракосочетание прошло в Бёрне.
В 1916 году он один уехал в Россию, Ася за ним не последовала, оставшись в Дорнах. Спустя пять лет он вернулся к жене, но после объяснений стало понятно, что дальнейшее совместное проживание уже невозможно.
Поскитавшись пару лет за границей, Белый вернулся в Москву. Супружеская жизнь с Анной Тургеневой осталась в прошлом, но в его судьбе появилась другая женщина. Васильева Клавдия Николаевна стала последней возлюбленной поэта. В 1925 году по приглашению своих друзей они уехали в Кучино, где поселились на даче знакомых. Как говорил потом Андрей Белый, эта усадьба стала для него как Ясная Поляна для Льва Толстого или как Ялта для Антона Чехова. Здесь он наконец-то смог с головою погрузиться в творчество. В 1931 году Клавдия и Андрей узаконили свои отношения.
Клавдия Николаевна сделала последние годы жизни Белого счастливыми, она была тихой и очень заботливой, окружила его своим вниманием, а он в ответ ласково называл её Клодя. 8 января 1934 года у Андрея случился инсульт, он умер на руках своей супруги, похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище
8 января 1934 года у Андрея случился инсульт, он умер на руках своей супруги, похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище.
https://youtube.com/watch?v=adGUHF1fY04
Памятник Булату Окуджаве
Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 – 12 июня 1997) знаменитый поэт, бард и писатель является одним из самых известных арбатцев. Он жил в коммуналке на улице Арбат, дом 43, квартира 12. Окуджава автор 200 песен, его именем названа Государственная литературная премия, лауреат премии «Русский Букер». Знаменитые слова Окуджавы про Арбат: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое отечество,никогда до конца не пройти тебя» (Песенка об Арбате, 1959 г.).
Бронзовый памятник Булату Окуджаве был открыт 8 мая 2002 года и приурочен к его дню рождения и дню Победы. Автор — народный художник России, скульптор Георгий Франгулян изобразил барда в 40-летнем возрасте, высота фигуры — 2,5 метра. Структура композиции кроме фигуры Окуджавы включает его тень, две арки, две скамейки и бронзовый столик. Композиция приподнята на невысокий замощенный постамент и представляет собой кусочек арбатского двора.
Гостиная и столовая
Гостиная с выходом на балкон сохраняет практически прежнее свое предназначение. Если во времена символистов она служила местом творческих встреч, то и сейчас здесь обсуждают литературные проблемы, относящиеся к Серебряному веку. Второй портрет Маргариты Морозовой украшает стену. В углу у окна – фортепьяно, остальная обстановка состоит преимущественно из стульев для гостей и участников мероприятий.
Участниками сборов приверженцев символизма были не только поэты и писатели, это течение было также распространено в музыке и живописи. В гостиной звучали не только стихотворные и прозаические сочинения, но и музыкальные произведения, в том числе музыка гениального Рахманинова. Художники презентовали свои работы как на собственные сюжеты, так и иллюстрирующие произведения литераторов.
Акварели и гравюры современников Андрея Белого развешаны на внутренней стене комнаты, над диванчиком и креслами работы мастеров тех лет. Около двух десятков посадочных мест для гостей и участников мероприятий в большинстве представлены венскими стульями с гнутыми спинками.
Много исторических реликвий представлено в последней комнате мемориальной квартиры Андрея Белого — столовой. Здесь предметы мебели, фотографии и вещи, рукописи и печатные издания. Главный экспонат столовой, а может быть – и всего музея занимает одну из стен этого помещения. Автобиография Андрея Белого – Линия жизни выполнена им самим в виде наглядной схемы, расчерченной разными цветами и типами линий.
Автор графически изобразил собственное энергетическое состояние в различные моменты жизни, отметив наиболее влиявших на него людей и самые значимые события. Здесь нашли отражение увлечения и пристрастия писателя, начиная с раннего детства. Прослеживаются связи жизненных впечатлений и сюжетных линий его произведений. Квартира Андрея Белого почиталась им как единственный и неповторимый дом, таким остается и для почитателей его таланта.
Как добраться до Арбата
На метро до станции «Смоленская» Арбатско-Покровской линии (синяя ветка), далее пешком по Смоленскому бульвару, пройдя под аркой или по Троилинскому переулку. Идя от этой станции вы увидите сталинскую высотку — здание МИДа, расположенное на Смоленской-Сенной площади, его высота вместе со шпилем — 172 метра. В начале Арбата, вернее это уже конец улицы (нумерация домов здесь заканчивается) в двухэтажном здании находится Макдональдс.
На метро до станции «Арбатская» Филевской линии (голубая ветка), далее пешком мимо старейшего в Москве кинотеатра «Художественный», перейти дорогу по подземному пешеходному переходу в сторону ресторана «Прага». Повернуть налево, пройдя вдоль здания ресторана и обогнув его, свернуть на улицу — здесь начинается Арбат.
Арбат в Москве
Несколько фактов об Арбате:
- Улица Арбат в Москве является старейшей. Она существует уже более 5 веков.
- Арбат – это символ старой Москвы и самая известная улица города. О нем слагали песни и стихи, снимали фильмы, писали книги.
- Название улицы Арбат, вероятно, произошло от арабского слова «арбад», что означает пригород, предместье. Оно было занесено в Москву в XV веке арабскими купцами или крымскими татарами.
- Арбат в середине XVII века пытались переименовать в Смоленскую улицу, но новое название не прижилось.
- Арбат протянулся от Арбатской площади до Смоленской, на расстояние чуть больше километра. К Арбату часто относят и Приарбатье – ближние улицы и переулки.
- На Арбате жило множество талантливых людей – писателей, музыкантов, ученых и философов, с легкой руки поэта Андрея Белого их стали называть арбатцы.
- Через Арбат Сталин ездил из Кремля на подмосковную дачу, по улице проходила правительственная трасса.
- Арбат в Москве часто называют Старым Арбатом, противопоставляя его Новому Арбату — улице, созданной в XX веке.
- Арбат стал пешеходной улицей в 1986 году после масштабной реконструкции. Асфальт поменяли на плитку, установили ретро-фонари, скамейки и вазоны с цветами.
- Из-за популярности улицы у туристов на Арбате находится огромное количество сувенирных и антикварных магазинов, ломбардов и конечно кафе, много уличных художников, букинистов и торговцев. Вечером загораются фонари, играют уличные музыканты. За рекламными вывесками торговцев, рассчитанных в основном на иностранцев, теряется главное достоинство и красота московского Арбата — его историческая архитектура.
- Слово «Арбат» давно стало нарицательным, так называют пешеходную туристическую улицу в каком-либо городе.
Арбат в Москве часто ругают и критикуют, говоря, что он уже не тот. Для кого-то он не тот, потому что там стало мало уличных торговцев и сувенирных палаток, для кого-то наоборот их слишком много. Кому-то там слишком тихо, кому-то слишком многолюдно, несмотря на многообразие мнений Арбат остается популярнейшей достопримечательностью Москвы.
История появления и развития символизма в русской литературе
Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе связывают с именем Жана Мореаса, который в 1886 году опубликовал манифест «Le Symbolisme»
Ключевыми понятиями поэтики, если принимать во внимание эту работу, нужно признать символ и идею. Все явления этого мира, по мнению теоретика французского символизма, являются отражениями мира идей, и именно с этой точки зрения представляют интерес для символизма
Жан Мореас писал буквально следующее: «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними».
Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.
Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.
Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
- В. Брюсов, один из первых русских символистов, называл Ф. Тютчева основоположником поэзии нюансов, а строчка из стихотворения Федора Ивановича Silentium стала девизом представителей русской символистской школы («Мысль изреченная есть ложь»).
- А. Фет полагал, что цель поэта – «открыть просвет в вечность», а не создать образ. Он старался не изображать в своих стихах реальность, а навевать настроение. Такой подход к искусству как раз и был близок символистам. В частности, именно у Афанасия Афанасьевича учился символист К. Бальмонт музыке слова.
Манифестом русского символизма стала книга Д.М. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», изданная в 1893 году в Санкт-Петербурге, где и проживал ее автор. Это была публикация его лекции, впервые прочитанной в 1891 году. В этой работе Дмитрий Мережковский обозначил ключевые элементы символизма (или «нового искусства»): мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности и символизацию.
Параллельно в Москве В. Брюсов и его сокурсник А. Митропольский работали над альманахом «Русские символисты» (1894—1895 гг.).
С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.
Д. Мережковский и З. Гиппиус
Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.
Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.
Площадкой, объединяющей символистов старой и новой школы, стал журнал «Весы» (1904 – 1909 гг.), который выпускался издательством «Скорпион». Также художественно-печатными органами русских символистов были журналы «Аполлон» и «Золотое руно».
Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.
В. Брюсов и К. Бальмонт
Обучение
В 11-летнем возрасте Андрей поступил на учёбу в лучшую московскую частную гимназию Поливанова Л. И., где его самыми любимыми увлечениями стали восточная религия (оккультизм, буддизм) и литература (особенно мальчика интересовали произведения Ибсена, Ницше и Достоевского). На последних курсах юношу очень увлекла поэзия. Среди стихотворных произведений особое предпочтение он отдавал поэтам Франции и символистам России (Мережковский, Брюсов и Бальмонт).
Когда парню было 15 лет, он сблизился с будущим русским поэтом Сергеем Соловьёвым, сыном известного переводчика. Андрей довольно близко вошёл в их семью, здесь происходили его знакомства с новинками искусства в музыке, живописи, философии. Именно в доме Соловьёвых с сочувствием были встречены его первые поэтические опыты и придуман творческий псевдоним ‒ Андрей Белый.
В 1899 году он окончил учёбу в гимназии и по настоянию родителей сдал экзамены для поступления в Московский университет. На физико-математическом факультете он выбрал естественное отделение, потому что с ранних юношеских лет, несмотря на свои мистические и художественные настроения, Андрей стремился к точным наукам.
В университете он усиленно занялся изучением теории Дарвина и зоологией беспозвоночных, много уделял внимания химии. При этом он не пропускал ни одного номера ежемесячного художественного иллюстрированного журнала «Мир искусства», в котором изучал новинки творчества русских символистов.
В 1903 году Белый окончил университет с красным дипломом.
В 1904 году в этом же Московском университете Андрей стал студентом историко-филологического факультета. В качестве своего руководителя он выбрал знаменитого русского логика, переводчика и философа Бориса Александровича Фохта. Однако спустя год Белый перестал ходить на занятия, а в 1906 году написал в деканат прошение об отчислении его из университета. Он принял решение целиком и полностью посвятить себя литературной деятельности.
Детская комната Бори Бугаева
Небольшая комната, представляемая публике как Детская, действительно выполняла эту функцию после рождения ребенка в профессорском семействе. Деталей обстановки тех времен практически не сохранилось. В комнате собраны свидетельства раннего периода жизни будущего символиста. На стенах фотографии в детском возрасте, фото родителей. Необычен экспонат в застекленном шкафчике на гнутых ножках – это конверт для пеленания, парадная деталь реальной жизни, использовавшаяся по прямому назначению и именно для нашего героя.
Музейные витрины, представленные в детской комнате, содержат две категории экспонатов. Первая – документы, свидетельствующие об обучении в гимназии и университете, на возглавляемом отцом факультете. Окончив математический, учился на историко – филологическом факультете, почувствовав влечение к литературе. Вторая – произведения Андрея Белого, повествующие о детских и юношеских годах писателя. В них описаны как интерьеры родительской квартиры, так и ее хозяева и гости, ставшие прототипами некоторых персонажей.
Литературная деятельность
Зимой 1901 года Белый познакомился с опытными символистами Брюсовым, Гиппиус и Мережковским. А уже в 1903 году вокруг него стал образовываться кружок молодых символистов, который состоял в основном из студентов университета. Кружку было дано название «Аргонавты», а Андрей стал его идейным вдохновителем и несомненным лидером.
В 1903 году Андрей начал вести переписку с поэтом Александром Блоком, а спустя год они уже познакомились лично. Это знакомство в будущем вылилось в долгие годы мучительной вражды и дружбы.
В январе 1904 года в Москве начал издаваться ежемесячный научно-литературный журнал «Весы». Андрей Белый вёл с издательством тесное сотрудничество.
Свои собрания кружок «Аргонавты» проводил на квартире у известного российского общественного деятеля и юриста Павла Ивановича Астрова. На одном из заседаний было принято решение об издании литературно-философского сборника. В 1906 году вышли две первые книги этого сборника, которому дали название «Свободная совесть».
В 1909 году Белый работал в московском издательстве «Мусагет», он был одним из его основателей, здесь поэт занимался переводами, а также печатал свои стихи.
В 1911 году Андрей отправился путешествовать на Ближний Восток и в Северную Африку. Впечатления от этой поездки нашли отражение в «Путевых заметках».
Вернувшись в Россию, в 1912 году, Белый немного поработал редактором в журнале «Труды и дни». Затем снова отправился за границу, где в Берлине произошло его знакомство с Рудольфом Штейнером, австрийским основоположником религиозно-мистического учения антропософии. Андрей с головой окунулся в это учение и стал учеником Штейнера.
В этот период вышло три тома его теоретических и критических статей:
- «Символизм»;
- «Луг зелёный»;
- «Арабески».
Немного Белый стал отходить от поэзии символизма, всё больше в его творчестве появлялось прозаических произведений, например, романы «Серебряный голубь» и «Петербург», а также автобиографическая повесть «Котик Летаев».
С 1914 по 1916 годы Андрей жил в Швейцарии, где принимал участие в строительстве храма «Гетеанум». В конце 1916 года Белого вызвали в Россию на проверку его отношения к воинской повинности. Жена Ася с Андреем не поехала, осталась в Швейцарии, решив полностью отдаться делу Штейнера и возведению храма.
Первую Мировую войну Белый считал общечеловеческим бедствием, а революцию в России 1917 года он воспринял в качестве возможного выхода из глобальной тупиковой катастрофы. Эти идеи нашли воплощение в его произведениях:
- цикл эссе «На перевале», состоящий из трёх частей «Кризис жизни», «Кризис мысли» и «Кризис культуры»;
- очерк «Революция и культура»;
- поэма «Христос Воскрес»;
- поэтические сборники «Королевна и рыцари» и «Звезда».
Наряду с творчеством Андрей занимался преподавательской деятельностью. Для молодых пролетарских писателей и поэтов в пролеткульте в Москве он читал лекции по теории прозы и поэзии.
С 1921 по 1923 годы Белый вновь провёл за границей, но после полного разрыва супружеских отношений с женой вернулся в Россию, где начался особенно плодотворный период его творчества, в основном теперь он писал прозу:
- дилогия романов «Москва» («Московский чудак» и «Москва под ударом»);
- роман «Маски»;
- мемуары «Воспоминания о Блоке»;
- трилогия «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций».
Значительным вкладом для литературоведческой науки оказались исследовательские работы Белого « Мастерство Гоголя», «Ритм как диалектика и «Медный всадник».
Структура, расписания, история Белых армий
- Зарождение Армии. Добровольческая Армия 1918 г.
- Корниловские части: Ударный отряд, корниловский полк, дивизия
- Самурский пехотный полк и солдатский батальон
- Донская Армия
- Вооруженные Силы Юга России (ВСЮР) . 1919-1920 гг. История Белых частей до Новороссийской эвакуации марта 1920 г.
- Русская Армия генерала Врангеля. 1920 г. Бои на Каховке и в Крыму до эвакуации ноября 1920 года
- Черноморский флот и Русская эскадра. Крым, Константинополь, Бизерта
- 1 Армейский Корпус Русской Армии генерала на ноябрь 1920 года (сразу по прибытии в Галлиполи)
- Русская Армия барона Врангеля после Галлиполи. Балканы, Болгария, СХС
- Бронепоезда Белой армии
- Танки и бронеавтомобили
- Белая армия Адмирала Колчака, июнь 1919
- Военные училища в Сибири. Дополнительные сведения
- Пехотные и стрелковые полки армии Колчака
- Партизанская дивизия Атамана Анненкова
- Каппелевцы (Волжане генерала В.К. Каппеля)
- Земская Рать, Приморье 1922, состав
Основные черты русского символизма
Приведу основные черты русского символизма:
- концепция двоемирия, то есть признание существования двух миров: реального и идеального;
- стремление постичь тайны идеального мира с помощью мистики или теологии;
- преставление о том, что постичь высшую реальность в состоянии только избранные;
- отражение идеальных сущностью с помощью символов;
- многоплановость содержания;
- музыкальность и звукопись;
- давление формы над содержанием (искусство ради искусства);
- экспериментаторство (поиск новых форм);
- мифотворчество.
Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.
В. Брюсов: «Этот мир – иного мира тень,
Эти думы внушены оттуда,
Эти строки – первая ступень».
Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».
Вяч. Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении».
«Образы выпотрошены, как чучела, и набиты чужим содержанием, – критиковал символистов О. Мандельштам. – Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».
Символистским произведение можно назвать, основываясь на характерных признаках символизма. Вот они:
использование символов;
двоемирие;
возвышенные темы;
мистицизм;
иносказания;
недосказанность;
многозначность;
наличие собственной поэтической мифологии;
внимание к форме, структуре произведений, музыкальности стихотворного ритма, звукописи.
Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но использовались и другие:
- эпические (рассказ, новелла, сказка, повесть);
- лироэпические (поэма);
- драматические (трагедия, драма).
Причем пьесы могли писаться в стихах.
Исследователи русского символизма выделяют еще один жанр, присущий именно этому течению. Это книга (или цикл стихотворений). Произведения символистов часто издавались сборниками, и были связаны друг с другом. Это помогало создавать собственную мифологию.
А. Белый, А. Блок, В. Иванов