Таганрогский историко-краеведческий музей

Дворец Алфераки — здание музея

Подлинной архитектурной жемчужиной Таганрога более полутора столетий считается дворец Алфераки, который находится на одной из главных улиц города – улице Фрунзе, в историческом центре Таганрога.

Дворец Алфераки относится к объектам культурного наследия федерального значения, он был построен в середине XIX века тогда уже очень известным столичным архитектором А.И. Штакеншнейдером для богатейшей семьи Алфераки – этнических греков, живших в Таганроге с конца XVIII века.

Вообще, греческая диаспора в Таганроге всегда была весьма внушительной, многие старые названия здесь имели греческие корни (а одна из центральных улиц и сегодня называется Греческой), значительным был вклад греческой диаспоры в экономическое развитие Таганрога как одного из главных торговых портов юга России.

Таганрогский историко-краеведческий музей

Первый представитель рода Алфераки, переехавший в Российскую империю на постоянное место жительства – Дмитрий Ильич, во  годы войны 1768 – 1774 года против Османской империи он воевал в русской армии, за что Екатерина Вторая отблагодарила его российским дворянством и немаленьким имением в Приазовской области. Именно так на юге России появилось поселение с «полугреческим» названием – Лакедемоновка.

Строительство дворца было начато уже при следующем представителе семейства Алфераки – при Николае Дмитриевиче, сумевшем сколотить на торговле внушительное состояние, одно из самых больших на юге страны. Его дом, действительно, был настоящим дворцом, построенным в сочетании таких стилей, как классицизм (классические колонны центрального фасада портик с фамильным гербом) и высокое барокко (обилие украшений, лепнины, мраморных и позолоченных элементов декора, богатая роспись на). Внутреннее убранство также поражало своим великолепием, недаром  по отзыву бывавшего в Таганроге князя Голицына, дворец Алфераки практически не уступал царским дворцам.

Спустя 9 лет после завершения строительства к дворцу был пристроен шикарный двухъярусный зал для приемов и балов. Зал имеет огромный камин, балконы и окна во всю высоту. В настоящее время его стены украшены многочисленными портретами известных людей и видных государственных деятелей того времени, в основном принадлежавших перу неизвестных художников (среди так называемых «неизвестных художников» было немало очень талантливых крепостных живописцев, писавших по заказу своих хозяев), а также портретами представителей семейства Алфераки, во времена которых здесь устраивались роскошные балы, собиравшие все сливки местного общества.

Таганрогский историко-краеведческий музей

Представители следующего поколения Алфераки (сыновья Николая Дмитриевича) были людьми очень талантливыми, известными и творческими, но совершенно лишенными коммерческой жилки. Ведя расточительный, даже, можно сказать, роскошный образ жизни, они потеряли все свое состояние и вынуждены были расстаться с особняком и домовладением, которые перешли в собственность другого богача – грека Негропонте. Тот продал его купеческому коммерческому обществу, устроившему здесь клуб.

Таганрогский историко-краеведческий музей

Общество проводило здесь различные приемы (например, когда в город приезжал цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, здесь проходил торжественный прием в честь этого события), концерты, на которых выступали именитые музыканты. Среди гостей были Чайковский, Щепкин, Мусоргский и другие. На одном из таких концертов в 1876 году, еще будучи студентом, побывал А.П. Чехов. Члены клуба собирались для карточных игр и приятного времяпрепровождения, что нашло отражение на страницах многих рассказов Чехова.

Таганрогский историко-краеведческий музей

Под музей здание дворца было передано в 1927 году, хотя начало формирования музейной коллекции пришлось на конец XIX века, и немалая заслуга в этом принадлежала Антону Павловичу Чехову. Чехов очень много сделал для родного города. По его ходатайству началось формирование коллекции нынешней картинной галереи Таганрога, а также историко-краеведческого музея. Первоначальной основой коллекции музея стали экспонаты, подаренные городу Петербургской Археологической комиссией. Коллекция постоянно пополняется, охватывая период с глубокой древности, когда здесь, на юге нашей страны появились люди, и заканчивая XX веком, драматичным как для всей страны, так и для Таганрога.

Таганрогский историко-краеведческий музей

Зал №4. Выставка «Государственная символика России: история и традиции»

В четырех разделах экспозиции показана символика Российского государства с 18 века, а также символика Ставропольского края, городов Кавминвод и Кисловодска. В экспозиции представлены документы, макеты государственных флагов, рисунки старинных и современных гербов, фотографии памятных мест города – курорта. В витринах можно увидеть денежные знаки, награды, паспорта, сувениры, на которых в разные периоды изображались государственные символы СССР и России.

В коллекции имеются уникальные экспонаты. Например, знамя Кисловодского горкома КПСС, на которое в июле 19891 года был прикреплен орден Великой Отечественной войны 1-й степени, врученный городу-курорту за усилия военных медиков по восстановлению здоровья бойцов и командиров Красной Армии в годы лихолетья, вымпел с росписями членов сборной команды Советского Союза по борьбе и другие.

Что нового

Мнения

Когда день космонавтики не просто день…

Мнения

Пожара бояться – в ТРЦ не ходить?

Мнения

South DevFest 2017 — как это было

Мнения

«Чудо-женщина»: Первый Мститель в юбке и оборотень Люпин

Хроника

Чтоб ты жил на одну зарплату, меркантильный прохожий и город забытых дорог

Мнения

Пираты Карибского моря 5: молодой Джек, зомби-корабль и пара клёвых метафор

Жизнь

Провинциальные выходные: библиотека зовет в гости, исторический фестиваль и новые приключения Джека Воробья

Люди

Стреляю в цель!

Хроника

Догнали и поддали, игра в «войнушку» и каратэ-пацан

Жизнь

Провинциальные выходные: «Ночь в музее», культ личности Линча и «Завет» Ридли Скотта

Что говорят о дворце гости Таганрога:

VKondr
Москва, Россия

Музей располагается в великолепном здании, до революции это было родовое поместье богатой греческой семьи. Дворец внутри очень изысканный с высокими позолоченными потолками и огромным центральным залом. В экспозиции музея предметы искусства и экспонаты историко-краеведческой тематики. Работники музея очень приятные, подсказывают, не шикают.

AlekseyIlyin
Москва, Россия

Если не считать обрушившегося две недели назад потолка на главной лестнице, — эмоции сугубо положительные. Много документов старой эпохи, много фотографий, планы, схемы — думал в полчаса уложиться, но провел в музее больше двух и не заметил времени. Особое впечатление — выставка, посвященная Фаине Раневской.

avapon
Новосибирск, Россия

Знаете, я не особый любитель ходить по музеям, но выдалась свободная минута и решил зайти. Не ошибся и не пожалел ни разу. Очень интересный музей, настолько интересны исторические предметы , что я с удовольствием их рассматривал, медленно переходя от экспоната к экспонату. Время пролетело незаметно. Для себя узнал много нового и интересного. Спасибо за музей!

Николай Я

из музея сделали рынок с непонятными выставками- продажами! увы но ужасно !Это прекрасный особняк !но без ремонта ,это уведающяя истоия

Ivanishe
Москва, Россия

Музей расположен во Дворце греческого семейства Алфераки, который хорошо сохранился как внутри , так и снаружи. Чтобы больше узнать возьмите экскурсию, экспозиции мало информативны без экскурсовода. В парадном зале, высота которого 9 метров, весят картины, стоит прекрасный камин, и попадая туда легко представить как в середине 19 века тут проходили балы… хотя и сегодня здесь можно насладится прекрасной музыкой, в особняке периодически проходят концерты.

Посетили в Июле 2014

Фото и описание

Среди многочисленных зданий Таганрога особо выделяется своим великолепием дворец Алфераки с громадным залом с золочеными потолками, хорами для музыкантов, огромными уникальными люстрами. Снаружи здание привлекает взоры своим необычно пышным и богатым архитектурным декором, тяжелыми лепными украшениями в стиле барокко, высокими центральными колоннами, резко очерченным портиком, на котором до революции был размещен родовой герб Хандриных.

Дворей Алфераки был построен в 1848 году по проекту известного архитектора из Петербурга А.И. Штакеншнайдера, признанного в то время авторитета в дворцовой архитектуре, по заказу одного из богатейших помещиков Таганрога, домовладельца, Николая Дмитриевича Алфераки.

Семья Алфераки относилась к многочисленной греческой диаспоре юга России, основная часть которое поселилась на Черноморском и Азовском побережьях во время правления императрицы Екатерины Великой. Первым на таганрогскую землю прибыл после окончания русско–турецкой войны 1768-1774 годов Дмитрий Ильич Алфераки. Ему, как офицеру, было выделено имение Приазовье, названное в честь его родного селения Лакодемоновкой.

Семья закончила постройку особняка в 1848 году. Позже к дому был пристроен величественный зал почти 9-метровой высоты, украшенный камином, картинами, массивными часами, мраморными скульптурами. Построенный особняк по великолепию внутренней и внешней отделки и художественной росписи действительно представлял собою дворец. Семья счастливо прожила в особняке около 30 лет. Князь М.Г. Голицын после пребывания в Таганроге в 1857 году особо отметил в журнале «Библиотека для чтения» богатство и художественное изящество дома Алфераки.

В главном двухэтажном доме на правах хозяина проживал помещик Николай Дмитриевич Алфераки, а в большом флигеле – сыновья старшего Алфераки – Николай, Сергей, Михаил и Ахиллес. Они не стали продолжателями торгового дела отца: Ахиллес стал композитором, Николай – известным путешественником. Немудрено, что после смерти отца Н.Д. Алфераки, расточительный образ жизни детей привел имение в упадок. В 70-х годах домовладение разрослось на весь квартал и перешло в собственность купцу Негропонте, который распродал его по частям. Дворец и сад выкупило общество купцов для «Коммерческого собрания» — так назывался их клуб. В зале клуба часто устраивались концерты с участием знаменитостей того времени. Тогдашнюю жизнь клуба с неизбежными карточными играми ярко описал А.П.Чехов после пребывания в Таганроге в рассказах «Ионыч», «Маска», «Моя жизнь».

После революции 1917 года в здании располагались разные учреждения, а с 1927 года оно был передано краеведческому музею, основанному в Таганроге А.П. Чеховым. Существовавший на скудные средства музей нуждался в капитальном ремонте, и его начали в 1966 году. А завершили ремонт к ноябрю 1971 года, преобразив его таким образом, что с потолков исчезла художественная лепнина и роспись на библейские темы, в запасники убрали зеркала и скульптуры — минимализм не должен был отвлекать от основной экспозиции.

В период 1989-1996 годов во Дворце провели реставрационные работы, которые позволили во многом восстановить былое величие и архитектурный блеск здания, в особенности, знаменитого двухярусного зала, где по сей день проходят выставки, концерты, отмечаются знаменательные даты в истории города, проходят торжественные бракосочетания. С 1995 года открыта ныне действующая экспозиция, вернулась традиция проведения концертов и выставок, музей вновь стал центром культурной жизни Таганрога.

Зал №3. Выставка «Природные богатства Кисловодска»

Здесь представлены экспонаты древнейшей истории Кавказа, когда территория Кавказских Минеральных Вод была скрыта огромной водной поверхностью гигантского исчезнувшего океана Тетис. В водах его обитали головоногие и брюхоногие моллюски, аммониты, похожие на больших улиток, белемниты, древние морские ежи, крупные морские лилии и другие животные, чьи окаменелые остатки экспонируются сейчас в музее.

Как известно, Ставрополье является родиной южных слонов. Следы пребывания этих исполинских животных в так называемый меловой период (около 100 млн. лет назад) отмечены и на территории Кавминвод. Поэтому в экспозиции можно увидеть окаменевшие зубы, кости слонов, а также их сородичей – мамонтов.

В Кисловодске «отметились» и другие древние животные – динозавры. В 1990 году случайно был обнаружен отпечаток ноги динозавра игуанодона на охраняемой территории кисловодского «Водоканала». Окаменевший пласт (около 50 см) выпал из средней части скалы. На плите отчётливо сохранились три следа, два из них видны прекрасно, третий же менее отчётлив. Следы трёхпалые (их длина в среднем составляет 40 см при ширине 34-35 см), с нечётким ячеистым рельефом в пяточной области. Вокруг них поверхность субстрата приподнята, а сами следы будто вдавлены нажатием ступни динозавра на когда-то влажный осадок. Высота приподнятой бровки составляет 4 см, а глубина следа – 6 см, что косвенно свидетельствует о массе и размере древнего ящера.

Сходные следы известны в верхнеюрских и нижнемеловых отложениях многих районов мира. Игуанадоны «бипедальны», т.е. ходили на двух ногах. Жили в раннемеловой период, передвигались только на задних конечностях, не опираясь на передние и не волоча хвост по земле.

В музейной экспозиции нашлось место современным ярким представителям фауны Ставрополья. Широко представлен разнообразный мир пернатых – поющие, водоплавающие, хищные. В густых зарослях притаились волк, медведь, хитрая лиса. На горных отрогах – красивый и грациозный тур, благородный олень с ветвистыми рогами. Тут же охотится рысь, в траве прячется заяц, на ветвях деревьев живёт белка.

Среди многообразия растений, произрастающих в курортной местности, предпочтение отдано необычному виду, это тыква-горлянка. Растение имеет форму кувшина с узким горлышком. Верхушка его срезается, специальным крючкам удаляются семена, сердцевина. Теперь плод можно использовать как сосуд. Его внешняя поверхность красиво украшается, расписывается. Казачье население активно использовало такие сосуды, ведь они хорошо сохраняют температуру воды даже в самую жаркую погоду и к тому же насыщают её лечебными тонизирующими свойствами.

Экспозиция производит впечатление живой, она озвучена птичьими голосами, звуками леса, степей, чувствуется даже приятный тонкий аромат живописной природы.

Зал №2. Выставка «Кисловодск – город славы и милосердия»

Она подготовлена к 60-летию Победы над фашизмом. Именно в стенах крепости – свидетельнице счастливых и роковых событий в истории города – посетители знакомятся с судьбами кисловодчан, прошедших нелегкими дорогами войны.

Трудным и долгим был путь к Победе. Выставка рассказывает о фронтовиках, медицинских работниках, боровшихся за жизни раненых, бойцах партизанского отряда имени М.Ю.Лермонтова, бесстрашных девушках, сражавшихся в 485-м зенитном полку, об освободителях Кисловодска.
В экспозиции достойное место занимают комплексы, повествующие о добровольцах. Только в первые дни войны поступило свыше 700 заявлений об отправке на фронт. Здесь можно увидеть документы первого секретаря горкома партии Лобова А.И., фотографии добровольцев Косимцевой и Проничкиной, семьи Пикаловых, подавших заявление об отправке на фронт всей семьёй.

Очень достоверно выглядит интерьер призывного пункта с плакатами военного времени, письменным прибором и часами, на которых давно остановились стрелки.
Уже в начале войны были организованы комитеты по оказанию помощи фронту. Местные жители собирали теплые вещи, подарки и отправляли их на передовую. В музее экспонируются письма детей солдатам, вышитые кисеты, салфетка с надписью: «Отомсти, боец», фотография Тимуровского отряда.

Отдельный раздел выставки посвящен жизни города в период фашистской оккупации. Музейщиками собран материал о больнице «Красного Креста», где люди самой гуманной профессии вели бой «без выстрелов», оказывая медицинскую помощь советским солдатам в тылу врага.
39 госпиталей на 21000 коек были развернуты в Кисловодске. Ведущие специалисты прибыли сюда лечить раненых

Медицинские инструменты врача – окулиста Колларж, её документы, справки, а также бинты военного времени, инструменты, лекарства в разделе « Кисловодск — город-госпиталь» привлекают особое внимание. Здесь же представлены фотографии, документы, письма, справки главного хирурга эвакогоспиталей ГнилорыбоваТ.Е., хирурга Прилуцкого, начальника эвакогоспиталя Хомутова и других

Музейными работниками воссоздан также интерьер госпитальной палаты.

В экспозиции представлены материалы об участии кисловодчан в битве за Москву, в обороне Сталинграда, в сражении за Кавказ. Особый интерес представляют образцы боевого оружия и военного снаряжения.

Ветераны войны на мероприятии в музее.

Зал №1. Выставка «Летопись земли кисловодской»

Под сводчатыми потолками большого зала в свете великолепных кованых люстр расположились экспонаты Ш тысячелетия до нашей эры и современные предметы, повествующие о прошлом и настоящем города солнца

Привлекают внимание интересные археологические находки. Это древнее вооружение: сабли и мечи, ножи и кинжалы, наконечники стрел различной формы, боевые доспехи воинов, а также разнообразные женские украшения и домашняя утварь

Настоящей визитной карточкой музея являются искусственно деформированные аланские черепа.

В новой экспозиции широко демонстрируются коллекции одежды разных времен и народов. Достойное место занимают традиционные горские костюмы и предметы повседневного пользования: кумганы, кинжалы, деревянная посуда.

О строительстве крепости у источника, организации лечения на Кислых Водах в Х1Х веке свидетельствуют рисунки, портреты, фотографии и некоторые предметы той поры: кованые гвозди, скобы, пороховницы, макеты первых нарзанных ванн и нагревательных приборов – «самоваров», тяжелые чугунные ядра, дорожные самовары и другие реликвии.

О строительстве крепости у источника, организации лечения на Кислых Водах в Х1Х веке свидетельствуют рисунки, портреты, фотографии и некоторые предметы той поры: кованые гвозди, скобы, пороховницы, макеты первых нарзанных ванн и нагревательных приборов – «самоваров», тяжелые чугунные ядра, дорожные самовары и другие реликвии.

О строительстве крепости у источника, организации лечения на Кислых Водах в Х1Х веке свидетельствуют рисунки, портреты, фотографии и некоторые предметы той поры: кованые гвозди, скобы, пороховницы, макеты первых нарзанных ванн и нагревательных приборов – «самоваров», тяжелые чугунные ядра, дорожные самовары и другие реликвии.

Музейные экспонаты рассказывают о бурных событиях революции и гражданской войны, национализации курорта.

Поистине трагическими и героическими стали годы Великой Отечественной войны, когда город–курорт превратился в город–госпиталь. Летят стремительно годы, уходят в вечность участники кровавых событий, об их бескорыстном подвиге во имя жизни на Земле напоминают потомкам не только памятники и обелиски, но и пожелтевшие от времени фронтовые письма – треугольники, фотографии участников сражений, гармонь, пробитая пулей солдатская каска, противотанковое ружье и другие экспонаты, представленные в нашем музее.

О беспримерных трудовых подвигах жителей Кисловодска повествуют разделы экспозиции периода социалистического строительства.

Достойное отражение нашла в экспозиции успешная работа ряда здравниц и предприятий города в современных, рыночных условиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: