Талантливый историк
Александр Николаевич был не только талантливым художником, но и одаренным историком искусства и критиком. Во времена его юности еще не было истории искусства как самостоятельной дисциплины. Существовала только художественная критика, представленная жанрами очерка и аналитической статьи (чаще всего это были обзоры выставок).
Вид Монплезира и Екатерининского корпуса в Петергофе
Автор рано начал пробовать себя в написании серьезных искусствоведческих текстов. Широко известен уникальный случай, когда он захотел дополнить книгу Рихарда Мутера (1860—1909) «История живописи». При издании этой книги в России Александр Николаевич добавил к ней… главу об истории русской живописи. Ему показалось несправедливым, что изобразительное искусство России не нашло отражения на страницах такого серьезного капитального издания. Текст был написан очень талантливо и выдержал соперничество с оригинальной манерой Мутера.
Фонтан
Это был беспрецедентный пример дополнения книги иностранного автора. В советское время книги западных авторов (не только искусствоведов, но и философов и литературоведов) часто снабжали огромными предисловиями и послесловиями, в которых давалась критическая оценка зарубежным эстетическим теориям. Но случаев написания отечественным автором главы как инициативного дополнения к зарубежной искусствоведческой книге больше не было. Бенуа создал уникальный прецедент. Впоследствии к этому талантливому труду прибавились другие специализированные тексты об искусстве. Некоторые работы автора публиковались в СССР даже тогда, когда он покинул страну.
После революции художник много работал как иллюстратор и сценограф. В течение нескольких лет он заведовал картинной галереей Эрмитажа. Современная эрмитажная экспозиция во многом базируется на принципах, разработанных Александром Николаевичем, и эти принципы выдержали испытания временем.
Борис Вальехо и Джули Белл: спортивное фэнтези
Супруги Борис Вальехо (которого в 1990-е в России называли Борисом Валеджио) и Джули Белл — американские художники, работающие в жанре фэнтези. Множество их рисунков с полуголыми воинственными мужчинами и женщинами в окружении драконов, единорогов и прочих мифических созданий знакомы нам по обложкам книг и альбомов, календарям и футболкам.
Оба художника влюблены в человеческое тело и прорисовывают персонажей с анатомической точностью. Борис в молодости занимался бодибилдингом, а Джулия — спортом. Здоровое и крепкое тело для них — это жизнь.
Супруги позировали друг другу и всячески помогали в творчестве.
Источник
Они вместе рисуют комиксы и иллюстрируют фантастические произведения. Джулия со скрупулезной точностью выписывает природу и животных, а к изображению декоративных элементов и драгоценных камней у нее особенная страсть, так как одно из ее любимых направлений в искусстве — ар-нуво.
Источник
Илья Репин и Иван Айвазовский: как сделать из мариниста портретиста
Все мы знаем Айвазовского как великолепного мариниста. Мало кто вспомнит его «сухопутные» произведения, а уж портреты тем более. Людей художник изображал крайне редко — в основном отводил им скромное место где-то там, в уголочке, чтобы пейзаж не портили. Человеческие фигуры получались у Айвазовского как ветерок над морем: легко, неуловимо и символично.
Однако это не помешало живописцу создать серию из двадцати картин, героем которых стал Пушкин. Айвазовский познакомился с поэтом в 1836 году на выставке в Академии художеств, но рисовал его по памяти уже годы спустя.
Например, посмотрите на работу «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца». Нашли поэта? Ну да, он один из тех двух всадников в углу картины. Который? Возьмите лупу!
И. К. Айвазовский «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» (1899)
Посмотрим на другую картину — «Пушкин на берегу Черного моря». Поэт отдыхает на каменистом берегу. Выражение его лица мы видим недостаточно четко, чтобы определить по нему, насколько холодны камни, на которых он сидит.
И. К. Айвазовский «А. С. Пушкин на берегу Черного моря» (1887)
И вот нам попадается на глаза «Прощание Пушкина с морем». Пушкин-гигант во весь рост на большом холсте (228×157 см). Сейчас-то мы заглянем в его глаза и увидим в них отражение сосредоточенного Айвазовского с кисточкой в зубах. Стоп! А в отражении — кто-то другой!
Биография художника Александра Бенуа
Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.
Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.
И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.
В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV».
Прогулка короля
Купальня маркизы
Фантазия на Версальскую тему
Представление султанше
Людовик XIV кормит рыб
Король прогуливается в любую погоду
Прогулка короля
Прогулка короля
В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.
Ораниенбаум
Аллея
Картины Петербурга
Парад при Павле I
Карнавал на Фонтанке
Ораниенбаум. Японский сад
Китайский павильон. Ревнивец
С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.
Водный партер в Версале
Пруд в Версале
Фонтаны Версаля
Версаль
Версаль под дождём
Версаль. У Курция
Каштаны весной. Версаль
Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.
Беседка в парке. Павловск
Петергоф
Петергоф
Большой дворец. Петергоф
В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».
Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.
Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.
А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!
Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»
Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского
Итальянская комедия
Итальянская комедия
Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.
С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.
С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…
И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.
Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.
Прогулка короля
Удивительна роль Короля-солнца на этой картине. Чтобы отыскать Людовика IV, приходится весьма пристально всматриваться в изображение. На первом плане скульптурная композиция на воде. Пухлые амуры преисполнены жизни, от этой группы исходит ощущение динамичности, чему способствует в том числе технический прием – амуры написаны бронзовой краской, придающей изображению особое тепло и объемность. Что же на заднем плане? У смотрящего на картину может возникнуть ощущение, что скульптурная здесь именно эта процессия, во всяком случае, жизни в ней куда меньше, чем в резвящихся пухлых амурах. Длинные шлейфы. Почти игрушечные пажи, несущие за придворными дамами эти шлейфы. Громоздкие сооружения на головах… А вот же сам король! Можно бы сказать, что он впереди, только на этой картине его расположение скорее характеризуется как «на окраине». Луи IV, Король-солнце повернут спиной, мы видим шляпу, парик и кафтан. Он уходит, как ушел его век, как ушла его эпоха.
Бенуа с первой встречи был очарован Версалем, а период царствования Людовика IV его несказанно привлекал и завораживал. Художник посвятил целые циклы картин дворцу и прогулкам короля. В частности, короля он неоднократно «выводил на прогулку»: «Прогулка короля» 1896 г., «Прогулка короля» 1897 г. И даже суровое: «Король прогуливался в любую погоду» 1898 г.
Не прогулками едиными королевский досуг был занят. Вот, к примеру, изображение того, как «Людовик XIV кормит рыб» 1897 г. Или придворные развлечения при Короле-солнце: «Маскарад при Людовике XIV» 1898 г.
Но Бенуа и сам понимал, что это время безвозвратно кануло в лету. И, возможно, подозревал, что его таланта не хватит на то, чтобы вывести прошедшие времена в пространство вневременное. «Мне, страстному поклоннику этого жеманного искусства, больно об этом подумать, но я сам чувствую, что дальше гальванизировать покойника нельзя, нужна новая жизнь», – признавал несвоевременность «версальских мотивов» художник.
В России, которую уже волновали проблемы иного порядка, которую будоражило предчувствие войн и революций, «Версальский цикл» (а описываемая картина входит именно в этот цикл, а не в более ранний — «Последние прогулки короля») был принят холодно. Бенуа обвиняли в том, что он спрятался от суровой действительности в «фантастических версалях», и ставили ему в укор архаичность. Особенно отличился в критике работ Александра Бенуа этого периода Анатолий Луначарский. В статье о «Версальском цикле» он не поскупился на язвительные замечания и завершил ее словами: «Господин Бенуа вызвал в публике род специального психического оглушения: Версаль перестал действовать. «Как хорошо!» — говорит публика и широко-широко зевает».
Александр Бенуа: его время и творчество
- Details
- Category: Русское изобразительное искусство и архитектура на стыке XIX и XX веков
- Published on Wednesday, 11 July 2018 09:42
- Hits: 1855
Александр Бенуа прожил долгую жизнь, наполненную творчеством. Он был художником, иллюстратором, критиком, литератором, художником по костюмам, декоратором.
Академия художеств оттолкнула его своим академизмом и нечуткостью к новым веяниям в искусстве. Но и новое искусство он поначалу отвергал, хотя и пытался понять. Когда модернизм стал преобладающим стилем в искусстве, Бенуа с горечью заметил: «Многие даровитые живописцы стыдились своих реалистических «замашек», пряча от посторонних глаз простые, здоровые этюды и выставляя только опыты кубических деформаций натуры, газетных этикетных наклеек и тому подобный вздор», — писал об этом периоде Бенуа.Его критиковали за рафинированность картин, но при этом он сотрудничал с советской властью, сберёг сокровища Эрмитажа и Русского музея.
Пейзажи и портреты кисти Александра Бенуа
Последний зал экспозиции знакомит посетителей с Бенуа-портретистом и пейзажистом. Это разнообразные по мотивам и духовной наполненности пейзажи Бретани — её суровой природы, диких скал, долин, заброшенных жилищ, облик которых отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. В 1910-е Бенуа в Италии, Швейцарии и Испании работал над пейзажами небольших городков и деревенек («Наш сад в Монтаньоле», «Розовый дом в Кресоньо» — обе 1912). В эмиграции он остался верен жанру пейзажа. Бенуа открыл для себя Париж старинных парков и кварталов («Улица в Париже», 1924). В 1930-е годы художник создал целый ряд пейзажей Франции и Италии («Кассис. Улица», 1931).
Открытие выставки состоится в режиме онлайн 8 декабря. Выставка продлится до 9 марта 2021 года. Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Лукойл».
Редакция благодарит пресс-службу Государственного Русского музея за помощь в подготовке материала
А. Бенуа – театральный художник
В своих воспоминаниях художник подчеркивает, что в детстве он был переполнен театральными впечатлениями. С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство культа театра. В искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.
А. Бенуа «Ведьма». Эскиз костюма к постановке «Спящая красавица» (1957)
А. Бенуа. Эскиз декорации к драме А. Дюма «Дама с камелиями» (1923)
А. Бенуа. Эскизы костюмов для балета К. Константинова «Березка» (1946)
А. Бенуа и революция
Сначала Бенуа испытывал даже некоторую симпатию к большевикам, из-за этого он потерял расположение прежних приятелей и коллег. Новое правительство привлекло его к защите от вандализма художественных сокровищ. Он боролся за сохранение культурного наследия, сотрудничал с Максимом Горьким в Комиссии по охране памятников искусства. Он был одним из первых, кто побывал в Зимнем дворце после его штурма и описал это в своих воспоминаниях.Бенуа помогал восстановить деятельность Русского музея и составить новую экспозицию искусства XVIII–XX вв. Также он работал над сохранением архитектурных памятников Петербурга и его пригородов, а результаты своей работы освещал в серии статей.С 1918 г. Бенуа заведовал картинной галереей в Эрмитаже и отбирал из частных коллекций, собранных во дворцах Царского Села и Петергофа, картины для музеев. Во многом благодаря Бенуа Эрмитаж и Русский музей не были разграблены.
А. Бенуа «Версаль» Бумага, гуашь. 44 x 64 см. Национальная галерея Армении (Ереван)В 1922 г. им был закончен альбом «Версаль», в котором акварели художника сопровождаются его собственным текстом. В издание включены 26 акварелей, вступительная статья и иллюстрированная обложка. Версаль – одна из любимых тем Бенуа. Это олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства. Об этом он пишет так: «…Версаль – не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюблённого в природу человечества, властвующего над этой самой природой… монументальный гимн мужественной силе, вдохновляющей женской прелести, объединённым человеческим усилиям для общих целей».
А. Бенуа «Версаль. Сад Трианона» (1906)
Образ Версаля в творчестве Бенуа
Следующие залы посвящены образу Версаля в творчестве Бенуа.
В 1905–1907 годах главное место в занятиях Бенуа занимала живопись. Одну из групп пейзажей тех лет составили изображения Версаля. «Героями» версальских этюдов, представленных на выставке, являются сам величественный парк, фонтаны, бассейны и «населяющие» их скульптуры. Бенуа любил эту сотворённую волей человека природу в солнечные часы, но чаще изображал в серые дни лета, в сумраке осени и зимы.
Ретроспективные произведения Бенуа всегда рождались на конкретном историческом материале. Мастера очень волновала передача атмосферы ушедшей жизни. Это с особой силой сказалось в знаменитом цикле акварелей и гуашей «Последние прогулки короля Людовика XIV», которые Бенуа создал во Франции под впечатлением от Версаля.
А. Бенуа, картина из цикла «Последние прогулки короля Людовика XIV», (1897)
Казимир Малевич. «Натюрморт», 1911 г.
Известный русский импрессионист до написания картины «Черный квадрат» долго искал себя и свой стиль. Он считал, что нужно нести искусство в жизнь, а не наоборот, и тогда жизнь станет поистине прекрасной. В исканиях он обращался к импрессионизму и кубизму: он любил яркие цвета, сильные и резкие эмоции. «Натюрморт» – как раз работа периода исканий. Художник выполнил его в технике «клуазоне»: французский стиль росписи, в котором большие пятна цвета замыкаются черными жирными линиями.
7. Илья Машков. «Натюрморт. Фрукты на блюде», 1910 г.
Художника называют «королем натюрмортов», а искусствоведы считают его родоначальником русской колористической традиции. Действительно, любимым жанром Машкова был натюрморт: на холстах можно встретить яркие тыквы, сочные лимоны, апельсины, нежные персики, сочный разрезанный ананас и многое другое.
«Натюрморт. Фрукты на блюде» стал началом его работы в этом жанре. Кстати, в свое время художники Анри Матисс и Валентин Серов рекомендовали эту картину меценату Морозову. Для Машкова это было настоящее признание.
Описание 3
Русская художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова написала свою картину «За обедом» в 1914 году. В настоящее время она хранится в фондах Государственной Третьяковской галереи.
Как рассказывают искусствоведы, на полотне изображены дети Зинаиды Серебряковой. У картины есть ещё два названия: «За завтраком», «Завтрак детей». Глядя на картину, сразу можно заметить поразительное сходство детей. Восьмилетний Женя уже успел съесть полтарелки супа, а трёхлетняя Танюша к еде ещё даже не притрагивалась: за заднем плане заботливая кухарка наливает ей в тарелку горячий суп. Непохоже, что Таня голодна, потому что предпочитает смотреть на маму, а свежеприготовленный суп её мало привлекает. Зато у семилетнего Шуры пустую тарелку уже унесли, он первым прибежал на обед и уже успел всё съесть. Он явно наелся, потому что даже любимый компот допивает еле-еле. Кроме того, осталась нетронутой тарелка с печеньем. Может быть, у Тани с Жени хватит места в желудке, чтобы попробовать вкусную выпечку?
Несколько слов об одежде персонажей картины. Мальчики одеты в одинаковые синие рубашки, а у Танюши поверх строгого синего в полоску платьица надет белый сарафанчик. Видно, что в семье Серебряковых принято было приходить на обед опрятно одетыми.
Кухонный стол накрыт белоснежной скатертью, на ней стоит фамильный столовый набор с необычным орнаментом. Особенно восхищает вместительная супница, в которой ещё супа предостаточно, а значит, не все члены семьи собрались за обеденным столом. Это подтверждает и скучающая поодаль тарелка – в ожидании не успевшего проголодаться четвёртого члена семьи.
Графин с любимым компотом выделяется на столе ярким пятном и никак не гармонирует со столовым сервизом. Может быть, потому, что его не планировали подавать на стол, он был принесён кухаркой специально по просьбе детей?
На столе можно заметить графинчик поменьше, видимо, с водкой, который ждёт, когда утолившие голод дети уйдут, а их место займут проголодавшиеся взрослые. Рюмка водки за обедом – это классический атрибут обеденного меню в начале 20 века. Но взрослых пока за столом нет, но о их существовании можно догадаться не только по рукам невидимой кухарки, пустой тарелке и непочатого графина с водкой, но и по незримо присутствующей на картине матери – по эту сторону картины, к которой прикованы взгляды малышей
Конечно же, мама пишет их портрет, хотя в тот самый миг, который мы видим на картине, она говорит им что-то важное
Картина вызывает у меня тёплые ощущения, потому что пропитала материнской любовью художницы.
Любовь к историческим сюжетам
Эпоха Людовика XIV
Более всего Александра Бенуа интересовали две эпохи: Петербург XVIII-начала XIX вв. и Франция Людовика XIV. Он создал Русскую серию картин и Версальскую серию, в которых удивительно точно воспроизвёл колорит и стиль эпохи.
А. Бенуа «Прогулка короля» (1906). Акварель, гуашь, карандаш, перо, картон, серебро, золото. 62 × 48 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На первом плане картины всё-такие не король, а скульптурные амуры. Луи IV, которого называли «Король-солнце», изображён уходящим и со спины – его эпоха тоже уже ушла. А за ним идут придворные дамы, пажи несут за ними их длинные шлейфы. На головах, по моде того временит, – целые сооружения.Чем так привлекал и завораживал Бенуа период царствования Людовика XIV (1638-1715)? Он посвятил целые циклы картин дворцу и прогулкам короля: «Прогулка короля» (1896), «Прогулка короля» (1897), «Король прогуливался в любую погоду» (1898), «Людовик XIV кормит рыб» (1897), «Маскарад при Людовике XIV» (1898).Царствование Людовика было временем консолидации и единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, оно вошло в историю как Великий век. Почему его называли «Король-солнце»? Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Людовик занимался балетом. В одной из балетных постановок юный Людовик предстал в образе Восходящего солнца и Аполлона – Солнечного бога. На Карусели 1662 г., данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал на коне в костюме римского императора, а в руке у него был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию.
А. Бенуа «Прогулка короля» (1898). Акварель, гуашь, бумага. 46 × 21,4 см. Государственный Русский музей (Петербург)
А. Бенуа «Людовик XIV кормит рыб» (1897). Акварель, гуашь, картон. 62,5 × 47,8 смОднако, несмотря на любовь к эпохе Людовика XIV, А. Бенуа сам понимал, что долго невозможно художественно существовать в этом времени: «Мне, страстному поклоннику этого жеманного искусства, больно об этом подумать, но я сам чувствую, что дальше гальванизировать покойника нельзя, нужна новая жизнь» (А. Бенуа).
Русская серия картин А. Бенуа
В 1907-1910 гг. по заказу книгоиздателя И.П. Кнебеля для издания «Русская история в картинках» А. Бенуа выполнил серию картин из русской истории. Кнебель заказал Бенуа картины из XVIII в.: «от Петра до Павла».Три композиции художник посвятил Петру I и его эпохе: «В немецкой слободе», «Петербургская улица при Петре I» и «Петр I в Летнем саду».
А. Бенуа «В Немецкой слободе. Отъезд царя Петра I из дома Лефорта» (1909)
А. Бенуа «Пётр I в Летнем саду»Ещё четыре картины повествуют о конце XVIII в.: «Утро помещика», «Суворовский лагерь», «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» и «Парад в царствование Павла I».
А. Бенуа «Парад в царствование Павла I» (1907). Акварель, гуашь, бумага, картон. 82 × 59 см. Государственный Русский музей (Петербург)На картине изображён зимний день. На заднем фоне – строящийся Михайловский замок. Справа на коне сам император, за ним – его сыновья. Слева марширует солдат. Обычная сцена военного быта. Историк Н.М. Карамзин описывал правление Павла I самыми мрачными словами: «…казнил без вины, награждал без заслуг; отнял стыд у казни, у награды – прелесть; умертвил в полках наших благородный дух воинский (…) и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать».На втором плане изображены марширующие полки и бегущие за ними солдаты. Иллюстрации в издании Кнебеля сопровождались словесным описанием. Бенуа ненавидел военную муштру, но изображать такие картины любил: «Да мне и этот мрачный день, и этот мокрый снег, и эта серая стужа – всё это ненавистно, но мне нравится воскрешать в памяти и изображать в картинах такие видения».Бенуа, как и летописцы, в своих исторических картинах остаётся объективным и историчным.