Обидеть может каждый
Опрошенные «Известиями» представители частных музеев признают: идея о реестре в принципе хорошая. Но вопросов пока больше, чем ответов.
Информации о принципах дальнейшего функционирования реестра еще слишком мало, поэтому непонятно, насколько полезен он окажется на практике, считает гендиректор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. К тому же не всё зависит от государства.
— Если благодаря реестру частным и государственным организациям станет проще выстраивать взаимоотношения, то это, безусловно, хорошо. При этом способствовать сотрудничеству госсектора с частными учреждениями должен не столько сам реестр, сколько качественно высокий уровень частных институций, — отметила Юлия Петрова в комментарии «Известиям».
Говорить об этом уровне надо очень осторожно и деликатно, предупреждает Сергей Кузнецов. Услышать от представителей государства, что коллекция не имеет ценности, — сильный удар для энтузиаста, который, может, даже не имея значительных финансовых ресурсов, многие годы собирал экспонаты, тратил на это свою зарплату или пенсию и однажды решил представить накопленное публике
В конечном счете, таким людям важна даже не материальная поддержка, а внимание и признание их заслуг по сохранению корневой культуры страны. Это и будет главным стимулом работать дальше
к5
Музейно-выставочный центр «Апатит» в Кировске
Фото: Музейно-выставочный центр КФ АО «Апатит»/mvc-apatit.ru
«Момент истины» для частных музеев настанет в августе. Во второй половине месяца статс-секретарь – заместитель министра культуры Алла Манилова проведет онлайн-конференцию с представителями Ассоциации и входящих в нее организаций со всей страны, и до конца лета первая версия реестра будет сформирована. По оценке Алексея Шабурова, на данном этапе в нее попадут 400–500 музеев. Но в перспективе перечень может быть расширен.
Не посчитали
Музейная отрасль сильно пострадала из-за пандемии. Но если государственные институции смогли прожить карантинные месяцы на бюджетном финансировании, то частным заведениям рассчитывать было не на что. В конце мая в Ассоциации частных музеев России «Известиям» сообщили, что из примерно тысячи организаций около 600 не смогут пережить текущую ситуацию, если не получат господдержку.
Власти призыв услышали: в том же месяце была создана рабочая группа для «подготовки дополнительных предложений по поддержке организаций культуры, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции». Адресатами этой помощи должны были стать как раз частные музеи и театры. В письме (имеется в распоряжении «Известий») на имя заместителя Ассоциации частных музеев России Алексея Харюткина врио директора департамента музеев Минкультуры Алексей Мудров сообщил, что идет разработка комплексной программы продвижения и поддержки частных институций.
Однако, как оказалось, у государства просто не хватает информации о том, какие музеи действуют в стране и что они собой представляют.
к1
Музей рубанка в Енисейске
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин
— Закон о музейной деятельности — 54-ФЗ — есть, а собственно списка частных учреждений, подпадающих под его действие, — нет, — рассказал «Известиям» глава Ассоциации частных музеев Алексей Шабуров. — В базе Союза музеев значится 34 частных организации. В реальности их в десятки раз больше. Поэтому основная цель сейчас — получить представление о том, что у нас в этой сфере имеется в «сухом остатке». А уже потом, на выставках «Интермузей» или «Частные музеи России», Министерство культуры совместно с нашей ассоциацией смогут убедиться в соответствии этих заведений федеральному закону.
Музейные экспозиции
Каждый, кто решит посетить музей, найдет здесь занятие себе по вкусу. Маленькие гости могут не только принять участие в экскурсии вместе со взрослыми, но и почувствовать себя шахтерами, спустившись под землю. А те, кто интересуется геологией профессионально, обязательно оценят богатейшие коллекции музея.
https://youtube.com/watch?v=vWBePgYGNw0
Основные коллекции
Посетителю основных экспозиций предлагается выбор среди нескольких направлений, которые отражают различные области знаний. Среди них:
- Геосфера Земли. Что привело к тому, что наша планета стала именно такой, какие внутренние и внешние силы влияют на нее каждую секунду, что происходит сейчас и, возможно, произойдет на поверхности Земли вскоре – на эти и другие вопросы можно ответить, если посетить экспозицию, посвященную геосфере.
- Геологическая история Земли. Здесь представлены экспонаты, которые являются свидетелями ушедших эпох – от палеозойской до позднеюрской и т. д. Древние окаменелости животных помогут представить, кто и как жил на планете задолго до появления человека.
- Мир минералов. Удивительные горные породы и минералы откроют свои секреты посетителям экспозиции. Особая гордость музея – стенд, посвященный малахиту Урала, который отличается непередаваемой красотой и разнообразием природных рисунков.
- Творение природы в руках мастера. Неповторимые шедевры получаются из камня в руках талантливых людей. В этом можно убедиться, если увидеть те произведения, которые представлены в коллекции музея. Различные фигуры, миниатюры, мозаики и другие работы камнерезов восхищают посетителей уже не один год.
- Геология Москвы. Мало кто из жителей столицы задумывается о геологическом прошлом того места, где живет. Тем не менее ознакомиться с ним стоит, чтобы понимать, что происходило в этой местности миллионы лет назад, как менялся климат, растительное и животное разнообразие.
- Историческая коллекция. Здесь представлены те экспонаты, которые были собраны начиная с XVIII в. знаменитыми естествоиспытателями своего времени. Посетители экспозиции увидят здесь же коллекцию, послужившую когда-то основой для создания геологического музея.
- Коллекция С. М. Миронова. Известный российский политик на протяжении 40 лет собирал различные ценные и интересные минералы, окаменевшие остатки животных и растений, фрагменты метеоритов, изделия из драгоценных и полудрагоценных камней. В 2011 г. Сергей Михайлович передал свою коллекцию, насчитывающую около 1 500 предметов, в дар музею, где теперь ее может увидеть любой желающий.
- Геологическая кунсткамера. Природные кристаллы необычных расцветок и размеров, причудливые по форме древние раковины головоногих моллюсков и бивень мамонта, который признан крупнейшим из когда-либо найденных на сегодня, – все это можно увидеть вблизи, если посетить указанную экспозицию.
Основные экспозиции геологического музея.
Академическая шахта
Сначала гостей знакомят с терминами, приемами работы шахтеров, их снаряжением, техникой и инструментами. Вторым этапом следует спуск в импровизированную шахту, где можно прогуляться по выработке и прочувствовать все достоинства и недостатки работы под землей.
Во время экскурсии можно узнать много интересных фактов: зачем шахтеры берут с собой канарейку, что такое «тормозок» и др. Дети до 7 лет допускаются на сеанс только вместе со взрослыми. Максимальное количество человек в группе – 10.
Интерактивная игровая
Побродить по Солнечной системе, используя шлем виртуальной реальности, или построить ландшафт, как на карте, в интерактивной песочнице – все это доступно посетителям игровой комнаты в музее.
Здесь же есть специальные тренажеры-симуляторы, работая на которых можно почувствовать себя шахтером-профессионалом. Цена билета – от 150 руб. в зависимости от типа развлечения.
В музее находится интерактивная песочница, создающая на песке эффект дополненной реальности.
О своей работе
В музее я занимаюсь практически всем. Эта работа творческая, очень живая и увлекательная. Сюда входит и поисковая работа, и научная, связанная с изучением и описанием музейных коллекций, создание научных концепций, выставочных проектов и музейных экспозиций. Каждый день происходят события или мероприятия, в которых приходится принимать непосредственное участие. В музее настолько большое количество разноплановой работы, что трудно предугадать точно, что тебя ждет. Конечно, есть обязанности, которые необходимо выполнять постоянно и ежедневно. Бывает, весь день настолько загружен, что не замечаешь, как он закончился. Но если удается найти редкий экспонат, узнать его историю, иногда почти детективную, или придумать и освоить совершенно новую методику в работе с посетителями, то ощущение удачи всегда приносит радость.
С чего начинается реставрация
Реставрация объектов культурного значения — достаточно трудоемкий процесс. Естественно, в первую очередь мы информируем непосредственного учредителя нашего музея — администрацию города Сочи, начальника управления культуры. Затем обращаемся в Министерство культуры Краснодарского края. Там есть соответствующие органы, занимающиеся контролем сохранности памятников архитектуры. Без разрешения этих органов мы не имеем права ничего делать, даже, условно говоря, подмазать трещину. Прежде чем начнется работа по реставрации объекта, проводится ряд исследований — работы по архитектурному изучению памятника, инженерно-технические изыскания. Этим занимаются специализированные организации
К нам приезжали сотрудники такой организации, которые очень осторожно проводили замеры каждого миллиметра мемориального дома
Дополнительные услуги
При музее работает «Клуб юных геологов», куда могут вступить школьники с 9 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю в вечернее время. А любителей науки о Земле, достигших возраста 6 лет, каждую субботу приглашают отправиться за «Научными приключениями». Обе программы платные – 3 500 и 3 000 руб. в месяц соответственно.
Кроме того, можно заказать специальную 4-часовую научно-просветительскую программу для детей «День рождения в геологическом музее». Ее стоимость составляет 20 000 руб. за группу от 5 до 12 человек. Дети не только познакомятся с камнями и их свойствами, но и опробуют свои знания на практике, а также поучаствуют в научном квесте.
В музее регулярно проводятся различные научно-просветительские программы для детей.
Об особенности музея
Безусловно, в каждом музее есть определенная атмосфера, даже такой особый культурный уклад. Наш не исключение. Ведь каждый музей особенный, значимый в истории «узелок на память». Наш музей интересен тем, что у него большая история, что он основан как мемориальный. Здесь все аутентичное, достоверное, все, даже земля, если подходить к этому серьезно. Музей нельзя просто так открыть, где угодно. Потому что музей всегда основывается на месте, с которым связана определенная история, определенные значимые события. Конечно, за время существования немного изменилась работа и ее направление, но она не стала менее интересной. Наша деятельность и сейчас связана с изучением творчества Островского в том литературном процессе, который происходил и происходит в стране.
Сейчас многие деятели культуры обращаются к творчеству Николая Алексеевича, например, современные режиссеры, работающие даже в андеграунд-среде. Они ставят спектакли по роману «Как закалялась сталь» для современной аудитории, что для нас часто является неожиданностью. Современные люди находят в книге Островского что-то свое. Кто хочет найти любовь — найдет ее; кто хочет узнать историю и как жили люди в эпоху революций и перемен — найдет это; кто интересуется политикой и хочет знать об истоках политических процессов, которые сейчас происходят на Украине, — тоже найдут это в романе писателя. Читая Островского, мы начинаем лучше понимать, что происходит в современном мире, в нашей собственной жизни, в нашей истории.
Бесценный груз
Алексей Шабуров рассчитывает, что Минкультуры в некоторых случаях согласится на включение в реестр музеев с «неправильным» правовым статусом, если у них есть ценная коллекция. Впрочем, определить это — задача не из легких. Ведь многие собрания состоят не из предметов антиквариата и искусства, а из вещей, которые сами по себе, может, и не уникальны, но вместе неординарно раскрывают определенную тему. Например, в России существуют Музей козла и Музей яблока. Поэтому к экспертизе планируется привлечь государственные учреждения тех регионов, где функционируют частные институции, претендующие на включение в реестр.
В Минкультуры признают: главная сложность — отделить малые частные заведения, формирующие региональную культурную среду, от тех, которые пользуются вывеской «музей», но по своей сути скорее относятся к коммерческим организациям.
Однако не факт, что сами музеи будут стремиться попасть в реестр. Слишком мало пока информации о том, в какой конкретно форме будет оказываться поддержка включенным в список организациям, а вероятность дополнительного контроля со стороны государства — настораживает.
к4
Музей «Традиционные лодки Белозерского края» в Вологодской области
Фото: официальный портал о туризме Вологодской области/vologdatourinfo.ru
— Может оказаться так, что я как владелец небольшого частного музея ничего не выиграю от включения в этот реестр, только получу новые обязанности. Будет приходить масса запросов — «дайте вот такой отчет, заполните такую таблицу…», — беспокоится Сергей Кузнецов. — Помимо меня в музее работает только один человек: он и экскурсовод, и хранитель, и полы может помыть, когда надо. Малые учреждения в регионах не дают того оборота, который позволяет держать большой штат. Как правило, это два-три человека персонала. Когда они будут заниматься обработкой подобных запросов?
Вопрос №19
Сейчас проходит Всероссийская перепись населения, которая является основным источником формирования официальной статистической информации о численности и структуре населения, его распределении по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Какой вопрос ОТСУТСТВУЕТ в переписном листе?
- а. Ваша религиозная принадлежность
- б. Ваше гражданство
- в. Ваш родной язык
- г. Ваша национальная принадлежность
Правильный ответ: а
В отличие от некоторых стран мира в российских переписях населения НЕТ вопроса о религиозной принадлежности человека, религиозных взглядах или отсутствии таковых. В 2021 году в переписном листе есть вопросы про пол, возраст, гражданство, владение языками, место рождения, национальность, образование, состояние в браке, количество детей, источники средств к существованию, занятость.
Вопрос №20
Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?
- а. Гусь
- б. Кухлянка
- в. Кисы
- г. Бурка
Правильный ответ: г
Из перечисленных видов одежды больше всего известна «бурка» — как важный элемент кавказского и казачьего мужского костюма, который часто можно увидеть на сцене во время выступлений фольклорных ансамблей. Она есть и в общешкольной программе по литературе: «Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег» (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени). Бурка, действительно, изготавливается из войлока, её «валяют» из шерсти. Кухлянка как меховая одежда народов Севера, возможно, известна меньше, но и она попала в русскую литературу: например, в книгу И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”»; кухлянка всегда встречается в произведениях Юрия Рытхэу. Гусь, он же совик, – это название верхней меховой одежды, которую надевают в сильные морозы поверх малицы. Кисы — традиционная обувь у коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси и др.), сшитая из камусов (шкуры с голени оленя), с плотной подошвой, высотой до колена.