«музеи накопили сокровища, которые никто не видит»

Адрес и как добраться

Геологический музей им. А.А. Штукенберга находится в здании Института геологии и нефтегазовых технологий при КФУ на улице Кремлевская, 4/5.
Проезд:
Метро — станции «Кремлевская», «Площадь Габдуллы Тукая», «Суконная Слобода».
Наземный транспорт — остановка «Центральный стадион», «КАИ», «Улица Чернышевского», «Университет», «Педагогический университет», «Площадь Свободы».

Остальные экспозиции находятся на территории университетского комплекса, на улице Кремлевская, 18 .
В учебном здании №1 (Главный корпус университета) расположены музеи: Зоологический и гербарий им. Э.А. Эверсмана, истории Казанского университета, Лаборатория Е.К. Завойского, Этнографический.

Выставка имени Н.И. Лобачевского находится в учебном здании №2 (Восточное крыло главного корпуса университета),а Казанской химической школы в учебном корпусе №9 (Кафедра физики твердого тела).

https://youtube.com/watch?v=OYnS_C9rdwA

Проезд:
Метро — станция «Площадь Габдуллы Тукая», «Кремлевская», «Суконная Слобода»
Наземный транспорт- остановка «Университет», «Площадь Габдуллы Тукая», «Площадь Свободы», «Театр им. К. Тинчурина», «Педагогический университет».

Мне нравитсяНе нравится

Невыездная Мона Лиза

— Зельфира Трегулова говорила, что когда Третьяковская галерея планирует выставлять свои полотна в регионах, порой обнаруживается, что некоторые музеи не приспособлены для их экспонирования.

— Не некоторые, а, как правило, многие. Нам приходилось в интересах ГМИИ вывозить нашу выставку из таких музейных пространств. Не соответствуют меры безопасности, нет климат-контроля, да и остальные условия оставляют желать лучшего. А еще на месте должны быть люди, которые умеют рассказать о произведении, чтобы человек восхитился встречей с прекрасным.

— В 1974 году вам удалось невозможное — в Москву привезли «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Ходили слухи, что ее опять привезут в Москву. Однако не случилось, не дал Лувр картину.

— «Мону Лизу» Лувр никому больше не даст. Тем более по второму разу. Такое ощущение, что и попросить ничего не можем другого, кроме этой картины. Могли бы что-то другое, чего еще не было в Москве. «Мона Лиза» — не единственная ценная картина. Аналогичные по ценности вещи есть в ряде крупных музеев.

антонова

Посетители фотографируют картину «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Лувр, Париж

Фото: REUTERS/Charles Platiau

— А почему вы именно ее попросили?

— Расскажу, как я ее получила. Была очень конкретная причина. «Мона Лиза» экспонировалась в Токио. До этого она лишь однажды покидала Лувр — ее выставляли в Вашингтоне. Из прессы я узнала, до какого числа картина будет в Токио, а еще, что, возвращаясь в Париж, она обязательно полетит через Москву. Я решила, что раз уж картина покинула Лувр, надо ее попробовать получить хотя бы на несколько дней.

Пошла к Екатерине Алексеевне Фурцевой (министру культуры СССР. — «Известия»). Говорю ей: «Вы всё можете. Поговорите в Париже. Может, они оставят ее в Москве?» Фурцева была знакома с французским послом и решила попробовать помочь. Сказала, что позвонит. И через месяц раздается звонок. «Получила, но есть условия». Должны быть соблюдены все требования охраны: картина закрыта рамой с пятью непробиваемыми стеклами. И не подряд они установлены, а с воздушной камерой.

Такие стекла делали только на Украине. Оттуда нам их и доставили. Но когда начали устанавливать стекла в раму — лопнуло одно, второе. Когда лопнуло третье стекло, работник Министерства культуры Александр Халтурин сказал: «Ирина Александровна, я не выдерживаю, у меня будет сердечный приступ. Я пошел». Это происходило в 12 ночи. Деваться нам некуда, продолжили работать. И только он ушел, стекло встало и простояло всю выставку.

антонова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Непростая политическая ситуация отражается на выставочной деятельности. В Россию до сих пор отказываются приезжать крупные музейные институции из США.

— С Америкой у нас проблемы, государственные музеи отказываются нам давать произведения из своих коллекций. Уже несколько лет существует мораторий по межмузейному обмену России и США. Это связано с историей библиотеки Шнеерсона. Но мы стараемся не терять связи с Америкой и работаем с частными коллекциями. В ГМИИ имени Пушкина с невероятным успехом прошла выставка из США — «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции».

Но, признаться, и коллекционеры не торопятся давать свои сокровища в Россию. В прошлом году я ездила в Америку в одну частную коллекцию. Но можете представить, так и не смогла ее для нас добиться. Когда хозяин пригласил меня отобрать произведения, я сразу предупредила: «Я так просто не могу прилететь за океан и вернуться ни с чем. Или вы готовы дать, или нет. Но я должна знать, что вы согласны».

Заверил, что даст. У него очень хорошие произведения. Я приехала, договорились. Жду от него официальный ответ. Нет. Через два месяца написал об отказе. Я поняла, ему не разрешили везти картины в Россию. Сверху. Правда, он этого не сказал, стал убеждать, что прикипел к этим вещам и не может с ними расстаться. Очень глупая отговорка.

— Вы не потеряли надежду сотрудничать с американцами?

— Нет. Та история не случилась, но другие-то выставки нам удалось организовать.

антонова

Выставка частного собрания голландской живописи XVII века супругов Каплан «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Возрождение модерна

Переосмысление модерна началось спустя полстолетия. Благодаря большой исторической дистанции появилась возможность взглянуть на модерн свежим взглядом. На плакаты 1960-х возвращаются образы с афиш и из журналов начала века.

Постер, Элтон Келли. Изображение: Стэнли Маус / Элтон Келли / Культурный центр Банка Бразилии / Google Art & Culture
Постер, Бонни Маклин. Изображение: Wikimedia Commons
Постер, Джим Блэшфилд. Изображение: Wolfgang’s

Музыканты, конкурируя за внимание слушателя, используют эксцентричные формы, шрифты, узоры, женские образы. Психоделическая культура хиппи переосмысляет модерн ― главное отличие нового «модерна» от образцов прошлого в использовании насыщенных, контрастных цветов и образов, соответствующих духу нового времени

Модерн в Европе

4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.

Афиша для премьеры постановки «Жисмонда», Альфонс Муха. Изображение: Wikimedia Commons
Гребень, Рене Лалик. Фотография: Музей прикладного искусства и ремёсел в Гамбурге
Брошь, Рене Лалик. Фотография: Public domain
Заколка, Рене Лалик. Фотография: Collector Weekly
Флаконы духов, Рене Лалик. Фотография: сайт Lalique

Югендстиль

Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал «Югенд», издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.

Обложка журнала «Югенд», 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons
Журнал «Югенд», 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons
Обложка журнала The Studio, 1893 г., иллюстрация Обри Бёрдсли. Изображение: Wikimedia Commons

От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.

Национальный романтизм

Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.

«Принцесса Лебедь», Йон Бауэр. Изображение: Wikimedia Commons
«Гигантская щука», Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons

Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево, где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.

В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.

Сказочный домик «Теремок» в Талашкино. Фотография: Gorshkov Igor / Shutterstock
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons

Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.

Матрешки Сергея Малютина. Фотография: Wikimedia Commons

В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».

Каса-Батльо (дом Бальо) в Барселоне, архитектор Антонио Гауди. Фотография: Wikimedia Commons

Сецессион

В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.

«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.

Здание Сецессион в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фотография: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock
«Бетховенский фриз», Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost
Стеклянная посуда, Йозеф Хоффманн. Фотография: Wikimedia Commons

Становление модерна

На становление модерна повлияли несколько факторов:

  • рост массового машинного производства;
  • заново открытые для европейцев Япония и Китай;
  • развитие городов и городской культуры;
  • новые философские воззрения.

Именно в начале XX века растёт значение индивидуальности, личности человека, а философия Фридриха Ницше ставит под вопрос общепринятые нормы, мораль, этику, общественно-политические отношения. Также происходят важнейшие события в психологии — Зигмунд Фрейд разрабатывает теории психоанализа и сновидений, даря миру осознание сексуальности и, как следствие, ― декаданс.

Модерн берёт начало в Великобритании, куда промышленная революция пришла раньше всего. К середине XIX века многие товары стали производить машинным способом, что сказалось и на их дизайне. Это довольно сильно напугало рефлексирующих художников. Бездушные копии, лишённые тепла человеческого прикосновения, не должны были наводнить мир ― так считал Уильям Моррис, которого можно назвать одним из первых дизайнеров в современном понимании.

Абонемент на выставки движения «Искусства и ремёсла», Уолтер Крейн, 1890 г. Изображение: Wikimedia Commons
Рисунок для обоев, Уильям Моррис, 1862 г. Изображение: Wikimedia Commons
Мебель производства «Искусств и ремесел». Фотография: Britannica

Моррис считал, что противостоять веку машин нужно, вернувшись к ручной работе и производству уникальных вещей. Ему импонировала эстетика Средневековья с её богатыми растительными орнаментами, заполняющими всё пространство. Пик популярности идей Морриса пришёлся на вторую половину XIX века, а основанное им движение «Искусства и ремёсла» в конце XIX века стало первым предвестником модерна. Его последователи стали создавать вещи в собственной обособленной эстетике, уравняв в правах ремесленные изделия и такие утончённые и привилегированные искусства, как живопись, скульптура и архитектура.

Один из ярких представителей этого движения ― Артур Макмердо. Его обложка для книги «Городские церкви Рена», выпущенной в 1881 году, признана первым произведением в стиле модерн. В таком же ключе, с использованием асимметричного и растительного орнамента, Макмердо оформляет мебель, обои — новый стиль начинает активно распространяться по Европе.

Артур Макмердо, обложка для книги «Городские церкви Рена». Изображение: Wikimedia Commons
Артур Макмердо, стул. Фотография: Wikimedia Commons
Плакат, Чарльз Ренни Макинтош. Изображение: Wikimedia Commons
Стул, Чарльз Ренни Макинтош. Фотография: Phillips

Модерн в архитектуре

Книга «Городские церкви Рена», оформленная Артуром Макмердо, предназначалась в первую очередь для архитекторов, поэтому неудивительно, что модерн начал распространяться именно в их среде.

Первым архитектором модерна был бельгиец Виктор Орта, спроектировавший в 1892 году особняк Тассель в Брюсселе. Здание произвело фурор, а Орта провозгласили создателем «нового стиля» в архитектуре. После того как Эктор Гимар, его последователь, представил новый стиль в Париже, модерн начал триумфальное шествие по Европе.

Лестница в особняк Тасселя в Брюсселе, архитектор Виктор Орта. Фотография: Wikimedia Commons
Коридор Кастель Беранже в Париже, архитектор Эктор Гимар. Фотография: Wikimedia Commons
Павильон парижского метро, архитектор Эктор Гимар. Фотография: Wikimedia Commons

Стоимость посещения и режим работы

Все музеи являются действующими и открытыми для посещения. Поскольку в залах проводятся практические занятия и лабораторные работы, семинары и конференции, вход осуществляется по предварительной записи.
Если вы хотите посетить экспозицию, то необходимо предварительно записаться на посещение.

Этнографический музей Казанского университета.

Стоимость экскурсионного билета для одного посетителя составляет 150 руб, по льготному тарифу — 100 руб.
Стоимость билета для одного посетителя на обзорную экскурсию по одному музею и университетскому комплексу — 270 руб, по льготному тарифу — 170 руб.
Стоимость билета для одного посетителя на обзорную экскурсию по одному музею и университетскому комплексу с посещением лабораторий — 600 руб, по льготному тарифу — 400 руб.

При предъявлении подтверждающих документов, право на льготное посещение выставок КФУ имеют следующие категории граждан:

  • граждане, достигшие пенсионного возраста — паспорт или пенсионное удостоверение (для пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости);
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы, не являющиеся гражданами пенсионного возраста — соответствующее удостоверение;
  • лица, не достигшие возраста 18 лет (бесплатное посещение для детей до 7 лет) — свидетельство о рождении или паспорт;
  • студенты образовательных организаций высшего профессионального образования (бесплатное посещение для студентов КФУ и его филиалов) — студенческий билет;
  • инвалиды — справку, подтверждающую установление инвалидности;
  • многодетные семьи — паспорт, свидетельства о рождении;
  • сотрудники музеев Российской Федерации, члены Международного союза музеев (ИКОМ) (бесплатное посещение для сотрудников КФУ и его филиалов) — соответствующее удостоверение.

В зоологические отделы музея принимаются экскурсионные группы в количестве не более 25 человек. В ботанический отдел — не более 10 человек. Организованные группы школьников принимаются, начиная с 10-летнего возраста. Дети младшего возраста посещают музей только в сопровождении взрослых.
Возможно индивидуальное посещение, но только по предварительной записи.

Геологический музей Казань.

Геологический музей им. А.А. Штукенберга принимает посетителей с 09.00 до 18.00, выходные — суббота, воскресенье.

Музеи: Зоологический и гербарий им. Э.А. Эверсмана, истории Казанского университета, Лаборатория Е.К. Завойского, Казанской химической школы, имени Н.И. Лобачевского и Этнографический — открыты для посещения с 9.00 до 18.00, кроме воскресенья.

Модерн в XXI веке

Одно из главных и глобальных достижений модерна ― принцип проектирования «изнутри ― наружу» сегодня плотно внедрён в саму суть архитектуры, где форма здания подчиняется его наполнению.

Также принципы модерна используют в современном интерьере ― часто офисы крупных компаний выдержаны в едином стиле, в котором нет места чужеродному предмету. Стены, мебель и даже фурнитура подчинены единому порядку, принципы которого были заложены более ста лет назад.

Интерьер магазина re:Store в Санкт-Петербурге. Фотография: onajourney / Shutterstock

В современном интерьере модерн в почти первозданном виде сохранился в виде ламп «Тиффани» из разноцветного стекла, а на фабриках по-прежнему выпускают обои по эскизам Уильяма Морриса или с принтами, на которые дизайнеров вдохновило его творчество.

Главная область, где модерн существует с 1900-х почти без изменений ― это парфюмерия. Флаконы Lalique и Guerlain по сей день не теряют актуальности и служат объектом внимания коллекционеров.

Флакон парфюма Living Lalique. Фотография: Lalique
Флакон парфюма Lalique de Lalique. Фотография: Lalique
Флакон парфюма Guerlain Aqua Allegoria Pera Granita. Фотография: Guerlain
Флакон парфюма Guerlain Shalimar. Фотография: Guerlain

Сегодня наследие модерна выделяется ярким пятном на картах городов. Восстанавливаются не только сами постройки, но и интерьеры, мебель. Зданиям придают новые смыслы ― некоторые из них превращаются в рестораны, отели или музеи. Так, в Самаре в особняке Курлиных находится Музей модерна. В московских особняках этой эпохи исторически располагаются культурные организации или посольства разных стран.

«Модерн» ― modern, современный. И пусть современность модерна осталась далеко позади, его шлейф мы ощущаем уже больше века. Именно модерн заложил основополагающие в современности принципы ― тотальность в архитектуре, искусстве, дизайне.

Что дальше? В новом материале мы расскажем о следующем десятилетии, в котором зародились радикальные идеи модернизма как основы современного дизайна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: