Образы картины
Но давайте взглянем на это гениальное творение. В первую очередь, стоит познакомиться с его сюжетом. Здесь указан момент появления Иисуса в пустыне после его крещения. Евангелие от Иоанна так описывает события:
Центр композиции занимает фигура Иоанна Крестителя, о которой уже немало сказано. Он занимается крещением людей, что собрались у реки Иордан. Он одним из первых увидел приближающегося Христа и указывает народу на него.
Интересным приёмом художника является размещение Иисуса на возвышенной части ландшафта, из-за чего складывается впечатление, будто он стоит над толпой. Это – один из символов картины.
За спиной Крестителя находится группа новозаветных апостолов
Если взглянуть на людей, собравшихся возле Иоанна, можно отметить, что они в большинстве своём представляют общую массу. Но есть и те, что выделяются среди толпы. За спиной Крестителя находится группа апостолов. В правой части работы Иванова расположена группа людей, выходящих из воды и дрожащих после ритуала купания.
Не менее важную роль играют пейзажные элементы. Они необходимы были для создания особого фона и атмосферы. Здесь виднеются светлые здания Иерусалима, оливковые рощи, а замыкают горизонт горы сероватого цвета. Иванов отмечал сложности создания пейзажа:
Полотно очень колоритно. Природа на нем не менее выразительна, чем фигуры людей
Образ Иоанна Крестителя
Не менее ярким и эффектным образом стал Иоанн Креститель. Иванов отмечал, что нарочно сделал мантию этого персонажа достаточно грубой, а одежду – крайне простой.
Креститель готов взять на себя все пороки человеческие, что и демонстрирует своими стойкостью и неким аскетизмом. В руке Иоанна – крест, что сразу указывает нам на то, чем занимается этот человек.
Центр композиции занимает фигура Иоанна Крестителя
Фигура Иоанна Крестителя была написана одной из самых последних в картине. Иванов долго не мог найти подходящего типажа для создания этого образа. Принято считать, что вдохновение художник почерпнул из работы Рафаэля «Мадонна Фолиньо», где можно заметить подобный образ. Советский искусствовед Алла Верещагина отмечала:
Без сомнения, Иоанн Креститель стал одним из самых ярких и запоминающихся образов картины. Впрочем, именно долгая и кропотливая работа над ним показывает, насколько значимым Иоанна считал Иванов в своём творении.
В правой части полотна расположена группа людей, выходящих из воды и дрожащих после ритуала крещения
В «Явлении Христа народу» Александра Иванова есть масса других интересных образов, а потому можно очень долго детально рассматривать эту работу. Двадцатилетний труд автора стал смыслом его жизни, но, к сожалению, оказался среди последних творений Иванова.
“Автор сделал своё дело – автора больше ничто не держит на земле”, – именно так говорили фаталисты о смерти художника. И эта фраза в очередной раз подчёркивает гениальность и величие его картины.
Щедрин Сильвестр ФеодосиевичКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Щедрин Сильвестр Феодосиевич – русский живописец, выдающийся художник-пейзажист, мастер романтических видов.
Родился в 1791 году в семье знаменитого скульптора Феодосия Федоровича Щедрина, брата известного художника Семена Щедрина. Сильвестр Щедрин с детства был определен в Воспитательное училище при Академии художеств.
Мальчик блестяще учился пейзажной живописи, в Академии был учеником своего дяди, Семена Федоровича Щедрина, а затем обучался живописи в классе Михаила Матвеевича Иванова.
Водопад в Тиволи близ Рима, 1823, Русский музейКолизей, 1819, Третьяковская галереяНа набережной Ривьера ди Кьяйя в Неаполе, 1819, ГТГКолизей в Риме, 1822, Русский музей
Окончил академический курс в 1812 году с большой золотой медалью, полученной за картину, написанную по академической программе “Приморский город, или селение вдали, а на первом плане стадо рогатого скота” (другое название картины – “Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге”) и правом пенсионерской поездки в Италию.
По политическим обстоятельствам (в связи с наполеоновским вторжением 1812 года и последующей войной), художник смог выехать в Италию только в 1818 году. С этого времени вся творческая деятельность живописца будет связана с Италией. Первоначально поселившись у поэта Константина Батюшкова, Сильвестр Щедрин буквально влюбился в Неаполь и его окрестности.
Художник писал неаполитанскую природу непосредственно на натуре, все более и более обращаясь от свойственной русским пейзажистам того периода манерности к прямой, верной и прочувствованной передаче действительности, в особенности эффектов моря и воздуха при солнечном и лунном освещении. Своими картинами, полными поэтического настроения, с отлично нарисованными фигурами, Щедрин приобрел большую известность не только у своих соотечественников, но и у иностранцев, даже пресыщенные итальянцы желали приобрести пейзажи русского живописца.
Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров, 1815Новый Рим. Замок святого Ангела, 1825, Третьяковская галереяОзеро Альбано в окрестностях Рима, 1825, Русский музей
Капри, 1826, Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедникГрот Матроманио на острове Капри, 1827, Государственная Третьяковская галерея, МоскваВ окрестностях Неаполя, Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Прожив долгие годы в Италии и став представителем европейской культуры, Щедрин остался русским художником. Картины мастера романтического пейзажа с нетерпением ожидали русские коллекционеры живописи.
Хотя Щедрин так и не отправил в Россию свои произведения на звание академика, в 1827 году он стал почетным профессором Академии художеств, правда Королевской Неаполитанской академии.
Сильвестру Щедрину не суждено было преподавать в петербургской Академии художеств, однако его произведения во многом сформировали новое поколение русских пейзажистов, искавших дорогу к подлинной, живой натуре. Щедрин Сильвестр Феодосиевич умер в 1830 году в неполные сорок лет от тяжелой болезни, похоронен в Сорренто.
Замок святого Ангела
«Замок святого Ангела» (1823–1825) — самый известный сюжет Щедрина. Строго говоря, это была не картина, а целый цикл из восьми полотен под общим названием. Первая работа имела такой ошеломительный успех, что по многочисленным просьбам Щедрин сделал еще несколько повторений, варьируя освещенность и время суток. Одна из работ находится в Третьяковской галерее.
На холсте художник изобразил набережную Тибра неподалеку от дома, где проживал он сам. Задний план отдан «старому» Риму. Здесь можно увидеть замок и собор, теряющийся в воздушной дымке. На переднем плане – старенькие жилые дома, набережная и рыбацкие лодки. Особую достоверность придают работе тщательно выписанные фигурки бедных рыбаков. Картина живет и дышит. Щедрин подчеркивает контрасты: на полотне соседствуют роскошное римское прошлое и не самое парадное настоящее.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин, «Веранда, обвитая виноградом»
Живопись XIX в.
Пейзажист Сильвестр Щедрин был сыном известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянником пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Сильвестр рос в атмосфере художественных интересов, с детских лет знал коллекции Эрмитажа. В 1800 г. Щедрин поступил в Академию художеств. Будучи прилежным учеником академии, он получил задание изобразить морской город или селение и с успехом справился с поставленной задачей. Он создал классический пейзаж, где четко просматривались три плана, мудрая уравновешенность, но было полное отсутствие воздуха и примет времени дня. За эту работу он получил Золотую медаль и был послан в Италию писать классические пейзажи и изучать древности. В эти годы здесь жили Кипренский, Брюллов и многие другие русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах Зинаиды Волконской.
Щедрин много работал. Сначала его пейзажи по классицистической традиции изображали прославленные античные памятники и исторические места, как, например, «Вид Колизея». Но Щедрин неожиданно открыл для себя иную Италию: Италию обжитых человеком бухточек и прибрежных скал, Италию простых тружеников, моряков, рыбаков, уличных торговцев. Его знали и любили простые люди во многих итальянских городах, а он писал этих людей и свои бесконечные этюды. Русский художник увидел итальянский пейзаж не глазами туриста, ищущего экзотические красоты, а глазами итальянского рыбака или крестьянина, для которых природа является обжитым домом.
Одной из таких работ является картина «Веранда, обвитая виноградом». Глядя на нее, мы видим два просвета, обрамленные кружевом листвы, и ослепительный блеск моря. И только потом замечаем забившуюся в тень от тяжелой полуденной жары жизнь. Это час послеобеденного отдыха, когда на юге все замирает. Рыбак в белой одежде и красной шапочке сидит на парапете, рядом с ним – мальчик в широкополой соломенной шляпе. Прямо на полу дремлет старик.
Люди, изображенные на картине, – это те самые бедняки, которых Щедрин попросил прийти попозировать «на натуре». Они устраивались по своему желанию, при этом дремали или разговаривали, продолжая во время позирования жить привычной им жизнью, полной близости к природе, которая, по словам автора, «ни с чем сравниться не может».
Стоит обратить внимание на листву винограда – мы не увидим рядом двух мазков одного цвета. Лист пожелтевший, лист ярко-зеленый, лист красноватый, лист коричневый, и вся эта масса цветной листвы пронизана лучами солнца
Живописец поминутно менял кисти, смешивал краски. Если, забывшись или устав, он положил бы рядом несколько одинаковых мазков, в картине получилось бы «мертвое пятно», а это недопустимо, т.к. в природе все живет, ежеминутно меняет окраску.
В дальнейшем творчество Щедрина приобретало все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Полюбившуюся набережную, как и другие виды города, Щедрин писал много раз при дневном и лунном освещении. В летнее время художник работал в Сорренто, пейзажи конца 20-х гг. с видами этого места, особенно его гаваней, имеются в Третьяковской галерее и Русском музее.
Сильвестр Щедрин открыл новые приемы, привнес в пейзаж солнце, ветер, сверкание моря, влажный, напоенный морским запахом воздух. Его «ландшафтная нога» ступила из сухого классического пейзажа в живую жизнь.Амет 29/11/2019 Колко пари струва. Ме интересува
Читать онлайн «Государственная Третьяковская галерея» — RuLit — Страница 12
Художник хотел, главным образом, донести до зрителя, что смертный приговор был подписан не венценосным палачом, а раненным в самое сердце родителем, который принял решение в интересах государства.
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900). Радуга 1873. Холст, масло. 102×132
Творчество крупнейшего русского мариниста И. К. Айвазовского подчинено эстетике романтизма. На его полотнах часто бушуют штормы, ветры, поднимаются бури, влекущие корабли к гибели. Непостоянная, вечно изменчивая, подвижная морская стихия не только подсказывала художнику эффектные сюжеты, но давала ему возможность с необычайным мастерством передавать сложные рефлексы света, проникающие в толщу воды и отраженные на ее поверхности.
Мотив радуги — один из излюбленных в искусстве романтизма. Радуга, вставшая над штормовым морем, — весьма завораживающее зрелище, особенно когда под ее дугой уходит под воду корабль, будучи не в силах противостоять разбушевавшимся волнам. Высокий вал скрыл горизонт, и люди, спасающиеся с корабля, борются со стихией. Здесь радуга является не просто редким природным явлением, в изображении которого художник может продемонстрировать свое мастерство живописца. Она становится символом грядущего спасения этих несчастных, их последней надеждой, она словно библейский символ прощения человечества.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791–1830). Веранда, обвитая виноградом 1828. Холст, масло. 42,5×60,8
С. Ф. Щедрин — один из первых русских живописцев, обратившихся к возможностям пленэра, определив тем самым художественные поиски мастеров будущих поколений. Окончив Императорскую академию по классу пейзажа с золотой медалью, в 1818 он отправился в пенсионерскую поездку за границу совершенствовать свое мастерство. Некоторое время Сильвестр Феодосиевич жил и работал в Риме, где исполнял заказы путешествующих русских аристократов, а в 1825 переехал в Неаполь и остался там навсегда. В окрестностях этого города он написал пейзажи, которые принесли ему не только известность, но и славу.
Италию Щедрин, как и все художники-романтики этого периода, воспринимал страной вечного лета, солнца и счастья. Мастера всегда интересовали проблемы света и передачи особенностей состояния воздуха, он стремился максимально реалистично показать всю красоту итальянской природы, поэтому главными героями его полотен были именно свет и воздух.
Одной из любимых тем Щедрина стал полуденный отдых (сиеста). На полотне «Веранда, обвитая виноградом» живописец изобразил маленький уютный мир — полную прохлады веранду и залитый южным солнцем залив. В тени виноградных лоз, увивших крыши, уютно расположились итальянцы, укрывшиеся здесь от полуденного зноя.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). Грачи прилетели 1871. Холст, масло. 48,5×62
Одному из родоначальников русского реалистического пейзажа, А. К. Саврасову удавалось в обыденных городских и деревенских мотивах и сюжетах увидеть и передать необыкновенную поэтическую красоту. Картина «Грачи прилетели» была представлена на Первой передвижной художественной выставке в 1 871 и ознаменовала собой начало нового этапа в развитии русской пейзажной школы, рождение лирического пейзажа.
Под пасмурным и промозглым небом окраины глухого провинциального городка чувствуются душа и боль русского человека. На чуть потемневшем, но все еще белом снегу лежат легкие тени берез, а на бугре у забора заметен розовато-золотистый отсвет от солнца, которое, очевидно, клонится к закату. Мягкая, тонко проработанная лаконичная колористическая гамма, в которой в пределах одного цвета незаметно меняются холодные и теплые тона, почти осязаемо точно передает состояние природы, только что разбуженной от долгого зимнего сна легким дуновением теплого ветра. В этой работе художник не только проявил высокое мастерство в поэтическом выражении обыденного мотива, но и достиг удивительного состояния единства русской природы и народного настроения.
И. Н. Крамской, описывая свои впечатления об этой выставке, говорил, что все пейзажи, представленные на ней, — «это вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в „Грачах“ Саврасова».
Федор Александрович Васильев (1850–1873). Мокрый луг 1872. Холст, масло. 70×114
Пейзаж написан в Ялте, но не с натуры, а по воспоминаниям. По словам Крамского, увидевшего полотно, все в авторе эмоциональных, нередко драматичных пейзажей «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека».
Щедрин С.Ф. «Большая гавань на острове Капри»
Зал 8.
Большую часть работ Сильвестра Щедрина составляют пейзажи Италии. В этих работах нет драм и конфликтов, они полны гармонии, солнца и света. Картина «Большая гавань на острове Капри» написана Сильвестром Щедриным в 1827-1828 годах, в период расцвета творческих сил художника. На полотне отображена уникальная красота южной природы и необычайно правдиво показаны сцены быта простых итальянцев.
Общий фон картины выполнен в холодных цветах. Щедрин не любил бурное море, называл его неопрятным и всегда предпочитал спокойную и тихую водную гладь.
На картине «Большая гавань на острове Капри» мы видим лазурное, слегка взволнованное море с серебристой каемкой волн. На солнце море голубовато-зеленое, а в тени его поверхность жемчужно-серая.
Лодки и парусники слегка покачиваются на водной глади.
Люди на картине Щедрина изображены не схематично, они тщательно выписаны – это дети и взрослые, рыбаки и торговки. Все они заняты своим делом.
Женщины присели отдохнуть, кто-то решил перекусить, рыбаки приводят в порядок сети. Люди не просто оживляют природный ландшафт, они органически объединены с природой.
Эту картину можно назвать олицетворением гармонии природных стихий – неба, моря и человеческого бытия.
О сильвестре щедрине
Природа наделила Сильвестра Щедрина ярким и незаурядным талантом. Во время учебы в Петербургской Академии художеств за блестяще выполненные работы он был награжден многими наградами, в том числе Большой золотой медалью.
Первые работа художника были посвящены городским пейзажам Петербурга. Во время пенсионерской поездки в Италию первоначально он писал пейзажи городов – Рима и Неаполя. В 1825-1827 годах в творчестве Сильвестра Щедрина стали преобладать природные пейзажи, а излюбленным мотивом художника становится спокойное море и голубое небо, гавани и бухты, гроты и террасы.
Сильвестр Щедрин умер в Сорренто, не дожив три месяца до своего 40-летия. Из 108 известных работ художника 47 – пейзажи этого удивительно красивого места.