Демон поверженный, михаил врубель

Почему «Пан» считается самой успешной работой Врубеля

В чем же настолько хорош оказался мастер в этом произведении? Прежде всего умелой передачей таинственной атмосферы.

На заднем фоне богатый русский пейзаж, и в этом не возникает сомнений. Хотя если разобраться, то пейзаж не особо детализирован и проработан: белые пятна стройных берез, созданные летящими свободными мазками и размытые темнотой кроны кустов и деревьев. Однако, эти скромные признаки владений лесного царя в совокупности с яркой луной, бросающей отблески на водную гладь, создают ощущение глубины и бесконечности лесного массива. Не возникает никаких сомнений, что зритель картины стал свидетелем какого-то мистического действа.

Рассматривая, выдающуюся во всех смыслах фигуру пана, невольно восхищаешься экспрессией и мощью созданного творцом образа. Персонаж словно впечатывается в сознание, настолько он выразительный. А ведь цветовая гамма, в которой выполнен пан Врубеля, довольно тусклая: пастельные оттенки, уходящие в тени. И это воистину великое мастерство — создать яркий образ, не используя красочность и насыщенность.

Знаменитая картина художника Михаила Врубеля «Пан»

Главная › Картины Русских Художников ›

«Пан» Михаила Врубеля — непревзойденный шедевр русской живописи из собрания Третьяковской Галереи. Произведение выполнено в 1899 году. Холст, масло, 124х106 см.

Картина является элементом цикла на тему сказочных фантазий, в который вместе с «Паном» входят следующие работы:

  • «Сирень»
  • «Царевна-Лебедь»
  • «К ночи»
  • «Жемчужная раковина»

Почему «Пан» считается самой успешной работой Врубеля

В чем же настолько хорош оказался мастер в этом произведении? Прежде всего умелой передачей таинственной атмосферы.

На заднем фоне богатый русский пейзаж, и в этом не возникает сомнений. Хотя если разобраться, то пейзаж не особо детализирован и проработан: белые пятна стройных берез, созданные летящими свободными мазками и размытые темнотой кроны кустов и деревьев.

Однако, эти скромные признаки владений лесного царя в совокупности с яркой луной, бросающей отблески на водную гладь, создают ощущение глубины и бесконечности лесного массива.

Не возникает никаких сомнений, что зритель картины стал свидетелем какого-то мистического действа.

Рассматривая, выдающуюся во всех смыслах фигуру пана, невольно восхищаешься экспрессией и мощью созданного творцом образа. Персонаж словно впечатывается в сознание, настолько он выразительный.

А ведь цветовая гамма, в которой выполнен пан Врубеля, довольно тусклая: пастельные оттенки, уходящие в тени.

И это воистину великое мастерство — создать яркий образ, не используя красочность и насыщенность.

«Пан» Врубеля. Сюжет

По замыслу художника мы наблюдаем некоего мифического персонажа, находящегося на службе, возможно какому-то языческому божеству.

Этот герой благородный, обладающий определенными возможностями и наделенный великой силой, но не принадлежит к абсолютно высшей касте. Поэтому Врубель и назвал это произведение «Пан», а не «Царь» или «Лесной бог».

Это существо в царстве природы что-то вроде генерала в армии, но более утонченный и одухотворенный.

Но держит он этот простой предмет с таким эстетизмом, словно у него в руках изысканная арфа. Становится понятно, что этот музыкальный инструмент предназначен отнюдь не для стада овец, а для высших созданий.

Возможно, лесных нимф.

Немного истории создания

Картина «Пан» была создана Врубелем во время пребывания на отдыхе в Орловской губернии в имении госпожи Марии Тенишевой. На фоне богатой природы средней полосы России, испытав невероятное вдохновение во время ночных прогулок, Врубель создал эту красоту. Хотя изначально в этой местности планировал написать портрет жены.

Знаменитая картина художника Михаила Врубеля «Пан» Ссылка на основную публикацию

Описание образа

На первый взгляд, картина изображает лишь прекрасный женский образ. Как иллюстрацию к известной сказке репродукцию демонстрируют в начальных классах и просят школьников написать сочинение на тему литературного и художественного произведения или даже нарисовать царевну, как её видит ребёнок. Однако профессиональные критики чувствуют в созданном Врубелем образе более глубокий подтекст, который складывается из двух составляющих:

  • расположение героини, заполняющей собой почти всё полотно;
  • особенности виднеющегося за ней пейзажа.

В характеристиках Царевны-Лебедь непременно присутствуют такие эпитеты, как «печальная», «загадочная», «мистическая». Образ вызывает тревогу, напоминает о своеобразии характера, неустойчивом психическом состоянии автора, которое проявилось от постоянного напряжения и его страсти к изображению демонов.

Но делая акцент на описании героини «Царевны-Лебедь», нельзя забывать и о деталях, так как они тоже очень важны для анализа картины. Девушка в белых развевающихся одеждах изображена на фоне моря и далёкого города, на которые уже спускаются сумерки. Этот контраст светлого и тёмного оставляет неизгладимое впечатление. Море и город — совершенно реальные объекты, значит, и девушка-лебедь настоящая. Но в то же время от неё веет таким волшебством, что и пейзаж кажется сказочным.

При взгляде на полотно создаётся ощущение, будто царевна обернулась, но для чего? То ли собираясь звать за собой, то ли, напротив, предостеречь от чего-то… Последние лучи заката тем временем как бы торопят царевну превратить себя в птицу. Притом это особенная птица, в ней сочетаются две стихии — морской воды и бескрайнего воздуха…

Немного истории

Врубель Михаил Александрович (1856–1910)

Врубель М.А. — уникальный, универсальный русский художник. Он рисовал акварели, писал картины и панно, расписывал стены храма, создавал театральные декорации, занимался прикладным искусством, скульптурой, архитектурой. Михаил Александрович Врубель (родился в 1856 году в Омске — умер в 1910 году, в Санкт-Петербург)

Способности к рисованию проявились еще в детстве. Учился Врубель легко, был в классе первым, окончил гимназию с золотой медалью.
Кстате, Михаил Врубель поступил в гимназию в Санкт-Петербурге, а завершил гимназическое образование в Одессе, в Ришельевской гимназии. Не могу не упомянуть об этом. Врубель еще ни один раз посетит Одессу.

Здание Ришельевской гимназии 1910 г. Одесса

Здание бывшей Ришельевской гимназии. Одесса. Наши дни.

После окончания гимназии Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, видимо этого требовала семейная традиция, а вот поступление в Академию художеств — это было осознанное решение 24-летнего Врубеля. С 1880 года он становиться вольнослушателем. В Академии он учится четыре года и учиться у Чистякова Павла Петровича, учениками которого были Васнецов В.М., Поленов В.Д., Репин В.И., Серов В.А. Официально Академию Врубель не закончил. В 1883 году его пригласили в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви ХII века. Работа длилась пять лет. В 1890 году Врубель переезжает в Москву. В 1891 году вместе с другими художниками иллюстрирует юбилейный двухтомник сочинений М.Ю.Лермонтова. Иллюстрации Врубелем были выполненны черной акварелью ( блестящая графика ). В 1890 художник впервые приезжает в Абрамцево, в имение мецената Саввы Мамонтова, и увлеченно занимается майоликой и керамикой.
В 1896 году участвует во Всероссийской нижегородской выставке. На выставке, приуроченной к коронации Николая II, Врубель написал два панно ( вернее, пытался написать) «Микула Селяниновича» и «Принцессу Грёзу». Работы были вынесены из павильона выставки, вывезены и дорабатывались уже в Москве и в Абрамцево. Высокое жюри выставки сочли обе работы Врубеля чудовищными и забраковали их, а сам Врубель приобрел шумную известность . В 1896 году он переезжает в Санкт-Петербург к С. Мамонтову, где и знакомиться со своей будущей  женой — певицей Надеждой Ивановной Забелой. И хотя ему было 40 лет, а ей -28 уже через полгода после их знакомства состоялось венчание в Швейцарии, там они провели и медовый месяц. (В 1901 году у них родился сын Савва, но через два года супруги потеряли единственного ребенка).

Царевна-Лебедь Врубель М.А. 1900 г.

Надежда Ивановна Забела

Первые симптомы болезни обнаружили себя еще в 1898 году, это были просто сильные головные боли, потом появиться бессонница, возбуждение. В 1902 появились первые признаки душевного расстройства. Болел Врубель долго и мучительно. Знаменитый психиатр В.М.Бехтерев, к которому отвели Врубеля, поставит страшный диагноз — болезнь не излечима (третичный сифилис, видимо не до конца вылеченный в молодые годы ). В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. Надежда Ивановна умерла в 1913 году ( ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом.

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи. Врубель М.А. был талантливым и неординарным человеком, прожил интересную, увлекательную и бурную жизнь. Работы художника исключительно оригинальны и самобытны ( необыкновенно красочны акварели Врубеля ). Работы Врубеля находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

История создания картины «Пан»

Как и все лучшее в этом мире, самые значимые работы художники создают спонтанно. Вдохновившись какой-нибудь идеей, творческая личность может рисовать дни и ночи напролет, без еды и усталости. Именно такие картины и являются самыми ценными. Ведь они обнажают душу творца, который смог описать волнительную для себя идею в красках. Именно так и родилась картина Врубеля «Пан».

Художник с семьей приехал на отдых к известной в то время меценатке М. Тенишевой. Имение ее находилось в Орловской губернии. Здесь, вдали от крупных городов, художник планировал написать несколько портретов своей жены, и даже начал работу над первым из них. Но после прочтения книги французского автора А. Франсуа «Святой сатир» художник изменил свой эскиз. Вместо своей жены, он стал рисовать старого пана. Несмотря на внушительные размеры холста, 1240 x 1063 мм, работа шла быстро, и была закончена буквально за 4 дня.

Новые публикации

Сохранять традиции, чтобы двигаться вперёд: в Литве прошёл XVI фольклорный фестиваль «Покровские колокола» 16.11.2021

Фольклорный фестиваль «Покровские колокола» прошёл в литовской столице – и вновь с успехом.  Как будто нет пандемии, нет ограничений в передвижении и непреодолимых проблем с визами. Для организаторов этого международного праздника фольклорного искусства все проблемы, как выяснилось, преодолимы.

«Фёдор Достоевский – поэт человечности»: Год Достоевского отмечают в Дрездене 16.11.2021

В Германии творчество Ф. М. Достоевского пользуется исключительным интересом. Об этом свидетельствуют новые переводы его произведений на немецкий язык, сценические постановки в крупнейших немецких театрах. Дрезденский Немецко-русский институт культуры инициировал проведение Года Достоевского – 2021 в Германии.

Николай Свентицкий – о миссии русских театров за рубежом 15.11.2021

Директор Тбилисского государственного русского драматического театра им. А. С. Грибоедова, заслуженный артист Российской Федерации Николай Свентицкий недавно отметил свой юбилей. Но подводить итоги пока рано – впереди новые планы по продвижению русской культуры и объединению русского театрального пространства в странах СНГ.

«Я давно уже люблю эту женщину до безумия». Любовь и влюблённость в жизни Достоевского 15.11.2021

«Ищите женщину!» – применительно к писательской деятельности это наблюдение особо значимо, поскольку способные глубоко мыслить и переживать мужчины, как правило, тонко чувствуют женщин и подвержены их влиянию. Ф. М. Достоевский не был исключением.

Россия была уникальной империей 15.11.2021

В этом году исполнилось триста лет со дня принятия Петром Первым титулов императора всероссийского и отца Отечества и провозглашения России империей. Хотя на самом деле у нашей страны был имперский опыт и до этих событий. Но с этого момента Российское государство стало укреплять позиции в кругу европейских держав и влиять на судьбы всего мира.

У ненависти свои законы. В Латвии запретили георгиевскую ленту 13.11.2021

Латышские националисты могут ликовать – Сейм Латвии большинством голосов утвердил поправки к законам о собраниях, шествиях и пикетах, запрещающие использование георгиевских лент на публичных развлекательных и праздничных мероприятиях, шествиях и пикетах. Латвийский антинацистский комитет и Русский союз Латвии собираются опротестовывать данные поправки как антиконституционные.

Русский язык за рубежом: стирая границы 12.11.2021

В ходе пленарного заседания «Русская словесность за рубежом», проходившего в рамках Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности, было поднято немало проблем, связанных с современным преподаванием русской филологии за рубежом.

Нюрнбергский процесс и его уроки в наши дни 12.11.2021

«Нюрнбергский процесс: история, юстиция, память» – под таким названием 11 ноября в Москве Германский исторический институт и Институт всеобщей истории РАН провели круглый стол, приуроченный к 75-летию завершения основного международного Нюрнбергского процесса над ведущими нацистскими преступниками.

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885

За пять лет жизни в Киеве художник выполнил огромный объём работ, но самое главное — смог прикоснуться и впитать в себя истоки русской живописи.

На хорах Кирилловской церкви, которую Врубель самостоятельно расписал, он изобразил монументальную фреску «Сошествие Святого Духа на апостолов». Мастеру удалось точно соединить первоисточники византийской манеры иконописи с собственными портретными изысканиями.

Для написания фигур апостолов и Богоматери художник использовал реальные прототипы людей, с которыми общался во время жизни в Киеве.

Церкви России, перепрофилированные во времена СССР.

Немного биографии и особенности творчества…

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в городе Омске, и уже 10 годам маленький Миша проявил артистические способности, в том числе и к рисованию. Ни его родственники, ни он сам и не думал, что станет художником, но уже первые его эскизы и наброски свидетельствовали о большом творческом потенциале.

Со временем, обучаясь в Академии художеств, у Врубеля появилась особая художественная манера, как говорится, свой почерк. То, что главным персонажем его работ стал демон, породило множество слухов, что художник продал душу дьяволу, а когда житель потустороннего мира открыл мастеру своё истинное лицо, Михаил Врубель ослеп и помешался рассудком.

Детство и юность

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в расположенном на слиянии рек Иртыш и Омь городе Омске. Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь.


Портрет Михаила Врубеля

В связи со спецификой работы главы семейства Врубели часто переезжали из города в город. В 1865 году семья переехала в Поволжье, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Именно в Саратове Михаил увидел привезенную в город копию фрески итальянского скульптора и художника Микеланджело «Страшный суд», которую он, к удивлению отца и мачехи, после просмотра сумел воспроизвести со всеми характерными подробностями.


Семья Михаила Врубеля

Склонность сына к искусству радовала Александра Михайловича, но не вносила никаких изменений в планы, которые глава семейства имел в отношении наследника. Профессиональная деятельность Михаила была предопределена с самого его рождения. Творчески одаренный мальчишка не испытывал восторга от перспективы стать юристом, но идти наперекор отцу не решился.

В 1874 году Врубель поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Северная столица действовала на Михаила гипнотически: город-архитектурный музей, в котором каждый дом, каждый закоулок имели свою историю, пленил деятельного юношу. Он жил у родственников на Галерной улице в 47-м доме, а по соседству (в 53 доме) за полвека до него останавливался литературный пророк Александр Сергеевич Пушкин.


Родители Михаила Врубеля

Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Этот выдающийся деятель искусства заполнил своими мыслями, убеждениями и композициями до конца не сформировавшийся духовный мир Михаила. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль, исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.


Молодой Михаил Врубель с сестрой

В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. Служение в качестве военного юриста при всех перспективах карьеры вытеснялось из сознания тонко чувствовавшего мир юноши безграничной любовью к живописи. Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова. В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств.

Решение сына, презревшего семейную традицию и избравшего свой собственный жизненный путь, повергло Александра Михайловича в шок. Отношения между родственниками безвозвратно испортились.


Автопортрет Михаила Врубеля

В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова, и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. Став наставником Врубеля, Павел Петрович открыл в воспитаннике новые, доселе никак не проявлявшие себя грани, пополнив тем самым свою преподавательскую копилку, в которой на тот момент уже находились Суриков, Васнецов и Репин, еще одним талантливым учеником. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.

Сочинение по картине Пан — Михаил Врубель

Картина «Пан» единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня! Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса «Святой Сатир».

И свою картину художник сначала назвал «Сатир».

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Но больше все же от Лешего — и пейзаж русский, и облик Пана. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями?.

Известно, что никто не позировал Врубелю, и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе, или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня — неизвестно.

https://youtube.com/watch?v=1xEEvbf4SK8

А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью.

Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки.

Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок.

(1

Описание картины

У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный.

Идейным центром картина Врубеля «Пан» выступает голова старца. У мужчины средь белой копны волос явно видны рога. Мифическое существо, которое в интерпретации художника очень напоминает лешего, просто не может ими не обладать. Ведь рога – это признак нечистой силы, приблизительно такой же явный, как копыта и хвост.

Связь с «Демонами»

Многие считают, что царевна — это ещё одна «демоница» Врубеля.

Намёк на это таится в её внешности:

  • бледная кожа;
  • тёмные волосы;
  • длинные пальцы;
  • огромные глаза, приковывающие к себе нечеловеческим и загадочным взглядом.

Кроме того, белый и голубые холодные оттенки одеяния походят и на свадебный наряд, особенно в сочетании с роскошным кокошником, и на платье Снежной королевы, холодной и бесчувственной.

Такое изображение главной героини, возможно, даже не вполне соответствует сказочному персонажу. Та ли эта царевна, которая впоследствии станет примерной женой Царю Салтану? А если всё же вспомнить исходную сказку, почему её хочет погубить коршун? Не из-за того ли, что своей способностью к волшебству она обязана связи с потусторонним миром? Но, как намекает далёкая полоска света на фоне, есть в царевне и нечто человеческое, она знает, каково это, любить…

И на что намекает зрителю простирающийся за главной героиней вид на замершую воду и мёртвые огни города? Почему на острове, о который бьются заманивающие и зачаровывающие путника волны, неразличимы постройки рук человека? Там нет ни княжеского, ни крестьянского дома, только яркие красные, жёлтые и оранжевые огни.

Картина не даёт ответов, но заставляет рождаться в умах вопросам. Зритель не знает, откуда появилась царевна. Возможно, как следует из мифов и легенд, она — та самая прекрасная дева с чарующим голосом, рождённая из морской пены и превращающаяся в птицу, чтобы иметь возможность покинуть воду. И в таком фантастическом происхождении действительно есть что-то демоническое.

Рисуя такие образы, Врубель мог контролировать свою психику. Изображение царевны, совсем не выглядящей радостной, стало попыткой художника выразить смутный страх будущего, возможно, даже предвидение собственной скорой болезни, депрессии, в которую он начнёт погружаться уже через год. То, что он делал, сейчас называется арт-терапией. По свидетельствам врачей во время занятий живописью Михаилу Александровичу становилось лучше. Такой вывод сделали психиатры после тщательного изучения создаваемых мастером картин.

Тем не менее арт-терапия не спасла художника. К концу жизни он чувствовал себя всё хуже, потерял зрение, у него случались припадки. Умер Врубель 14 апреля 1910 года.

Автопортрет. 1885

В творческой копилке художника множество автопортретов, но этот, написанный во время пребывания в Киеве, наиболее точно передаёт черты характера и устремления мастера.

Графика занимала особое место в творчестве Михаила Александровича, и автопортрет выполнен именно в такой манере. Целеустремлённый, но немного напряжённый взгляд как бы символизирует, что художник ещё находится в творческом поиске, ещё ищет свою особую манеру передачи реальности на холсте и в скульптуре.

Размытые контуры также свидетельствуют об исканиях молодого художника, но в уверенно нанесённых карандашных линиях уже чувствуется твёрдая рука мастера.

Жемчужная раковина

Михаил Врубель. «Жемчужная раковина». 1904 г.  Картон, пастель, гуашь, уголь. (35х43)Третьяковская галерея г. Москва

На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). По преданию, поэт Максимилиан Волошин принес в подарок Врубелю створку большой морской раковины. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете.  «Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: