Иероним босх «блаженные и про́клятые» или «видения загробного мира» 1490

Левая створка триптиха. Как бесы истязали святого Антония

Сначала дьявол решил истязать святого физически. Шайка бесов подхватила его, подняла высоко в небо. Там они его терзали, били. Но как мы видим на фрагменте левой створки, святой продолжал молиться, углубившись в себя.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Кстати, этот образ Босх мог взять не только из “Золотой легенды”. Но и познакомившись с гравюрой Шонгауэра. Бесы двух художников, конечно, не очень похожи. Однако становится понятно,  что во времена Босха было обычным делом изображать такое количество нечистой силы. Причём в самом жутком Ее облике.

Мартин Шонгауэр. Искушение святого Антония. Гравюра на меди. 1470 г. Музей изящных искусств, Будапешт

Когда святой Антоний уже был при смерти от терзаний бесов, они скинули его вниз на землю. Мы видим на левой створке вторую сцену с отшельником. Два монаха и сельский житель ведут измученного святого по дряхлому мостику. Он без сознания повис на их руках.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Центр и правая створка – пороки и ад

На центральной створке триптиха Босх демонстрирует, как человечество приближает свою погибель похотью и пороками

Отдельное внимание стоит обратить на обилие ягод и фруктов – в средневековой традиции они ассоциировались с сексуальными желаниями

В центре – пруд с голубым шаром, на котором совершаются всевозможные непристойные действия персонажей. Это – царство разврата и разгула. Преобладающими цветами являются зелёный и красный, что символизируют землю и страсть.

Центральная часть картины

Правая часть – хаотический ад, представляющий слияние огня, безумия и музыкальных инструментов. Демоны танцуют с грешниками, а рядом с ними беснуются ведьмы. Один из грешников распят на арфе, на ягодицах другого выжжены ноты.

Правая панель триптиха. Ад и мучения грешников

«Сад земных наслаждений» – уникальное творение Босха. Надо признать, у меня при взгляде на него слегка кружится голова – столько всевозможных образов и важных деталей оставил художник. Наверное, этот триптих стоит причислить к тем самым гениальным творениям, что при каждом взгляде удивляют новыми нюансами, раскрывают прежде невиданные образы и сюжеты. Многие символы его нам лишь предстоит разгадать.

Монстр с человеческим лицом, туловищем из полого яйца и ногами-деревьями.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Пожалуй, это самый известный монстр Босха. Он цвета мертвенно-бледной кожи, с человеческим лицом, телом в виде пустой яичной скорлупы и ногами из трухлявого дерева. Сухое дерево и полое яйцо – символы безжизненности.

Кажется, что монстр стоит на двух лодках. На самом деле эти ноги проломили днища лодок и можно разглядеть, как грешники кричат от ужаса в водной глубине.

Возможно, это демон, который отвечает за наказание пьяниц. Недаром на его шляпе волынка, а над таверной в полом яйце вывеска с ней же. Она была символом праздной музыки и пьяных сборищ.

Пьяницы, как известно, “теряют человеческое лицо”. Может быть, Босх решил обыграть в этом демоне именно это: пьяницы, теряя  своё лицо, отдают его дьяволу. Поэтому монстр и имеет такой обычный, ничем неискажённый лик.

Исторический контекст

Картины Босха отражают религиозные темы, которые доминировали в искусстве и обществе Нидерландов в шестнадцатом веке, особенно католическую религию. Почти каждый обязан был вести себя и действовать как хороший католик, чтобы возвыситься на небеса. Последствия греха были настолько ужасны, что запугать верное послушание в людях высшим наказанием — ослаблением в чистилище и отправлением в ад. Согласно Рейтерсварду, ограниченное число людей, допускаемых на Небеса, «иллюстрирует замечательную спецификацию, содержащуюся в трактате под названием Van der Vorsieningkeit Godes , который распространялся в Нидерландах во времена Босха, о том, что из 30 000 душ только две могли достичь Небес. ” Никогда не будет известно наверняка, читал ли Босх этот трактат , однако известно, что в его родном городе проживало большое количество монахов и монахинь. Его даже называли «благочестивым городом» из-за большого количества братств и религиозных домов.

Почему “Искушение святого Антония” появилось на свет?

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старинного искусства в Лиссабоне, Португалия

Для современников Босха мир был насквозь пропитан злом. Представьте. Целыми деревнями люди впадают в истерии. Сжигают половину женского населения. Ведь они искренне верят, что из-за их колдовских деяний град побил весь урожай.

Вокруг ловушки дьявола. Очень легко впасть в грех. И уже никогда свою душу не спасти. Мировоззрение той эпохи и отражается на картине Босха.

Поэтому образ святого Антония был столь популярен в те времена. Он вселял людям надежду, что злу можно противостоять.

Святой Антоний родился в 3 веке н.э. в Египте. Уверовав в единого Бога, совсем молодым он решает покинуть мирскую суету. Чтобы в тишине пустыни бороться с земными искушениями.

Но его намерения были неугодны дьяволу. Сильно его злило, что обычный человек отказывается от всех соблазнов ради спасения своей души. С этого момента и начинается искушение святого. Но он стойко выдержит все испытания. Став одним из самых известных отшельников христианства.

Кстати, подробности его искушений Босх и его современники узнали из книги монаха Якова Ворогинского “Золотая легенда”. Это книга описывает жизнь почти 200 святых. В том числе и жизнь святого Антония.

Миниатюра об искушении святого Антония из книги “Золотая легенда”. Издание 1470 года, Франция. Хранится в национальной библиотеке Лондона

Грехи Средневековья

Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Дело в том, что в нашем сознании увлечение праздной музыкой или скупость (экономность) не воспринимаются как нечто плохое, в отличие от того, как это воспринимали люди в Средневековье.

Фрагмент музыкального ада

Часть грешников испытывают муки от тех инструментов, играя на которых при жизни, они получали греховное удовольствие.

На данном фрагменте мы видим муки трех грешников. Скупец вынужден вечно испражняться монетами, обжора – испытывать вечную рвоту, а горделивая особа – терпеть приставания демона с ослиной головой и бесконечно смотреться в зеркало на теле другого представителя нечистой силы.

Обустройство полиптиха

У ученых Босха есть другие интерпретации значения этих картин, особенно «Восхождения Блаженных». Панели могут получиться прямолинейными и простыми, но есть много споров о порядке панелей и о том, как их следует размещать в музее. Когда они были вывешены в Венеции в 2011 году, панели были расположены в следующем порядке: « Падение проклятых в ад» , « Ад» , «Космос», « Земной рай» и « Восхождение блаженных» . Земной рай помещался на левом , потому что она напоминает другие панели Eden от Bosch, особенно с его пейзажем, фонтаном, и следуя библейскую конвенцию. Существует также заблуждение относительно того, является ли Земной Рай «раем», потому что он также может быть Чистилищем. Другой возможный вариант — « Восхождение , Рай , Ад и Падение», который вдохновлен Евангелием от Матфея 25: 32–3 в Библии. Идея такова, что традиционно; Бог направляет проклятых в ад слева от него. Ученый Босха Людвиг фон Бальдасс не упоминает о каких-либо других возможных вариантах расположения и считает, что «крылья разделены на две части, одна над другой, что слева представляет собой фигуры спасенных, которых ангелы сопровождают в Рай и наверху. прямо падение проклятых в ад. Некоторые ученые полагают, что «Видения загробной жизни» — это крылья отсутствующей средней панели, которая предположительно была бы Страшным судом.

Критики неоднозначно приписывают эти панели Bosch, однако было бы трудно приписать их состав кому-либо еще. Есть также предположения о том, как эти проекты появились благодаря Босху, независимо от того, являются ли они просто его мыслями или мечтами. В шестнадцатом веке многие люди пытались стимулировать себя к духовному пробуждению, чтобы как можно ближе приблизиться к Богу. Таким образом, это могли быть некоторые из видений, которые видели люди, пытаясь прыгнуть в бессознательную глубину и тайну духовных видений.

Почему “Искушение святого Антония” – шедевр ?

Конечно, картина очень любопытна благодаря своим невероятным персонажам. Но как я уже писала, таких картин и миниатюр было немало в то время. Так почему же именно Босха мы знаем лучше всего? Чем он так поражает?

Босх был виртуозом в проработке деталей. Их так много, что становится жутко. Он как будто охватывает весь мир. И ничто не скроется от его глаз.

Чего только стоит вид горящей вдали деревни. Всполохи пламени, падающий шпиль, толпа спасающихся людей. И все это просто микроскопично. Но так реалистично!

Босх создавал невероятное ощущение глубины пространства. Для этого он высветлял небо у самого горизонта. Но делал его темнее у самого верха картины. За счёт этого картина наполняется воздухом. Это усиливает воздействие образов на зрителя.

Даже самые уродские создания Босха можно назвать изящными. Они чудовищны, но не отвратительны. Омерзения они не вызывают. Скорее любопытство. Каждый из них тщательно продуман.

Считается, что в изображении всяких монстров и бесов именно в картине “Искушение святого Антония” Босх превзошёл самого себя. Всех остальных тем более.

Некоторые монстры даже сделали свою собственную карьеру. Они узнаваемы. Хотя не всегда люди знают, с какой картины Босха она прибыли. Пожалуй, вот этот – самый известный.

Расшифровать самых интересных существ я попробовала в статье “Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

English version

Отрывок, характеризующий Святой Иоанн на Патмосе (картина Босха)

– Ах, Боже мой! Боже мой! Шмит! – сказал он по немецки. – Какое несчастие, какое несчастие! Пробежав депешу, он положил ее на стол и взглянул на князя Андрея, видимо, что то соображая. – Ах, какое несчастие! Дело, вы говорите, решительное? Мортье не взят, однако. (Он подумал.) Очень рад, что вы привезли хорошие вести, хотя смерть Шмита есть дорогая плата за победу. Его величество, верно, пожелает вас видеть, но не нынче. Благодарю вас, отдохните. Завтра будьте на выходе после парада. Впрочем, я вам дам знать. Исчезнувшая во время разговора глупая улыбка опять явилась на лице военного министра. – До свидания, очень благодарю вас. Государь император, вероятно, пожелает вас видеть, – повторил он и наклонил голову. Когда князь Андрей вышел из дворца, он почувствовал, что весь интерес и счастие, доставленные ему победой, оставлены им теперь и переданы в равнодушные руки военного министра и учтивого адъютанта. Весь склад мыслей его мгновенно изменился: сражение представилось ему давнишним, далеким воспоминанием. Князь Андрей остановился в Брюнне у своего знакомого, русского дипломата .Билибина. – А, милый князь, нет приятнее гостя, – сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. – Франц, в мою спальню вещи князя! – обратился он к слуге, провожавшему Болконского. – Что, вестником победы? Прекрасно. А я сижу больной, как видите. Князь Андрей, умывшись и одевшись, вышел в роскошный кабинет дипломата и сел за приготовленный обед. Билибин покойно уселся у камина. Князь Андрей не только после своего путешествия, но и после всего похода, во время которого он был лишен всех удобств чистоты и изящества жизни, испытывал приятное чувство отдыха среди тех роскошных условий жизни, к которым он привык с детства. Кроме того ему было приятно после австрийского приема поговорить хоть не по русски (они говорили по французски), но с русским человеком, который, он предполагал, разделял общее русское отвращение (теперь особенно живо испытываемое) к австрийцам. Билибин был человек лет тридцати пяти, холостой, одного общества с князем Андреем. Они были знакомы еще в Петербурге, но еще ближе познакомились в последний приезд князя Андрея в Вену вместе с Кутузовым. Как князь Андрей был молодой человек, обещающий пойти далеко на военном поприще, так, и еще более, обещал Билибин на дипломатическом. Он был еще молодой человек, но уже немолодой дипломат, так как он начал служить с шестнадцати лет, был в Париже, в Копенгагене и теперь в Вене занимал довольно значительное место. И канцлер и наш посланник в Вене знали его и дорожили им. Он был не из того большого количества дипломатов, которые обязаны иметь только отрицательные достоинства, не делать известных вещей и говорить по французски для того, чтобы быть очень хорошими дипломатами; он был один из тех дипломатов, которые любят и умеют работать, и, несмотря на свою лень, он иногда проводил ночи за письменным столом. Он работал одинаково хорошо, в чем бы ни состояла сущность работы. Его интересовал не вопрос «зачем?», а вопрос «как?». В чем состояло дипломатическое дело, ему было всё равно; но составить искусно, метко и изящно циркуляр, меморандум или донесение – в этом он находил большое удовольствие. Заслуги Билибина ценились, кроме письменных работ, еще и по его искусству обращаться и говорить в высших сферах. Билибин любил разговор так же, как он любил работу, только тогда, когда разговор мог быть изящно остроумен. В обществе он постоянно выжидал случая сказать что нибудь замечательное и вступал в разговор не иначе, как при этих условиях. Разговор Билибина постоянно пересыпался оригинально остроумными, законченными фразами, имеющими общий интерес.

Вы здесь

Иероним Босх «Блаженные и про́клятые» или «Видения загробного мира» 1490

Иероним Босх «Блаженные и про́клятые» или «Видения загробного мира» 1490

Play
Pause

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

«Блаженные и про́клятые» — цикл из четырёх картин Иеронима Босха, представляющих собой, скорее всего, створки полиптиха, центральная часть которого утеряна. Высказывается предположение, что название этого полиптиха — «Страшный Суд». Картины названы в соответствии с сюжетами: Земной рай, Восхождение в эмпирей, Падение грешников, Ад. Первые две панели находились слева от центральной части, две другие — справа. Эти четыре панно упомянуты в 1521 в собрании кардинала Гримани анели были пожертвованы в 1523 году кардиналом Доменико Гримани Венецианской республике, после этого находились в Зале Трёх Глав во Дворце дожей в Венеции.

Левая панель — «Земной рай» (Terrestrial Paradise).

Эта панель представляет земной рай, в котором мужчины и женщины в обществе ангелов направляются в кущи, за которыми мы видим холм, на вершине которого находится источник вечной жизни, молодости и блаженства. Ландшафт, окружающий людей — это и есть рай на земле, место, где пока нет греха. Но справа вверху, в чащобе, вы видите льва, который пожирает жертву, что символизирует наступление неких проблем, которые прекратят однажды прекрасное существование в земном раю.

Левая панель — «Восхождение в эмпирей» (Ascent of the Blessed).

Наибольшую известность приобрел фрагмент «Восхождение в эмпирей», на которой пары ангелов-хранителей выводят из загробного мрака обнаженные души праведников, заслуживших вечное блаженство, через туннель, составленный из концентрических колец света, к пронизанной неземным небесным сиянием Вечности. В конце туннеля в ожидании героя, возможно, находится некий ангел или святой Петр. Концентрические круги имеют оттенки от темного голубого до синего. Но то, что нам видится как туннель из семи сегментов — это, скорее всего, семь планетарных сфер между Землей и Эмпиреем. Такая точка зрения была более распространена в 15 веке, про туннель тогда речь не шла.

Правая панель — «Падение грешников» (Fall of the Damned).

Здесь проклятые души грешников низвергаются демонами в бездну ада на фоне темного, устрашающего пейзажа — лишь отдельные всполохи пламени освещают кромешную тьму. Эта панель выполнена в очеь мрачных тонах.

Правая панель — «Ад» (Hell).

Драма достигает своего апогея в последней сцене — Ад. Сюда попадают потерянные души грешников. Яркие оттенки желтого и красного передают блики пожаров и огня, которые освещают страшно выглядящие адскую скалу и некий бассен под ней. Сведенная в отчаяния рука торчит в центре кроваво-огненного бассейна, в котором плещутся остальные мученики, в то время как на переднем плане обнаженный грешник сидит в унынии, держась за голову — а зеленый черт настойчиво приглашает его начать процедуры.

Image:  is licensed under Public Domain

Список использованной литературы:

Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974

Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992

Г. Мартин. Босх. М., 1992

Открыть в приложении

Предоставлено
History of Art Foundation
Все аудиогиды

Монстр с птичьей головой с котелком и ногами-кувшинами

Этот босховский монстр тоже один из самых узнаваемых. Скорее всего, главные его жертвы – обжоры и чревоугодники. Поэтому их наказание – быть съеденными и испраженными демоном. Котелок для приготовления еды на голове монстра и кувшины для хранения вина на его ногах также указывают на его специализацию.

Кстати, в средние века тебя могли сожрать не только монстры, но и…себе подобные. Голод был частым гостем в Европе, и люди нередко доходили до каннибализма. Даже во времена Босха встречались случаи, когда путников ловили на дорогах и съедали. Или же приютившие хозяева завтракали на утро своими постояльцами.

Ещё один интересный момент: демон сидит на стуле с высокими ножками. Это стул для испражнения. Его могли себе позволить лишь богатые горожане. Впрочем, обжорство тоже было грехом богатых.

Бедные питались лишь серым хлебом, водой и кореньями, редко – мясом. А испражнялись в протекающую через город реку у всех на виду.

Символы картины Босха

Почему же на картине такое множество персонажей и символов?

Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине.

Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее “читать” картину.

Вкушение “сладострастных” ягод и плодов – один из главных символов похоти. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.

Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: