Урок №2. Придумайте собственные правила
Анри Матисс у себя дома. Фото Анри Картье-Брессон. Ванс, Франция, 1944
С раннего возраста Матисс был бунтарем. В 1892 году он бросил школу и начал рисовать. Вскоре после этого он отказался от своих занятий, которые вели традиционные академические художники и заставляли его рисовать классические натюрморты и пейзажи. В 1898 году после того, как его представили Импрессионизму, Матисс решил на протяжении года рисовать то, что ему хотелось.
Эта «страсть к Цвету», конечно же, превратилась в фовизм. Вместе с Андре Дереном, Морисом де Фламинком и другими художниками Матисс бесстрашно применял яркие пигменты для своих пейзажей и портретов, получая негативные реакции от мира искусства до своей первой выставки работ – сначала в 1905 году в «Осеннем салоне» в Париже, а после в 1913 году на Арсенальной выставке в Нью-Йорке и Чикаго (одна из американских газет использовала заголовок «Анри Матисс виноват в каждом художественном грехе в календаре».)
Несмотря на отрицательную реакцию, Матисс придерживался своего мнения. В 1912-м году на вопрос о том, почему он нарисовал на холсте голубые томаты, он сказал: «Потому, что я так их вижу, и я ничего не могу поделать с тем, что другие не видят так же».
Матисс продолжал поражать своей оригинальностью на протяжении своей карьеры, особенно в использовании цвета. Например, в отличие от большинства импрессионистов, за которыми он и его сверстники следовали, он часто использовал черную краску для своих полотен.
В своего оригинальной книге заметок и размышлений «Джаз», которая вышла в 1947 году, Матисс призывал всех к уничтожению всех художественных приемов:
Посуда и фрукты на красно-черном платке (1906)
Работа была создана в 1906 году в Коллиуре, о чем свидетельствует пурро – испанский винный сосуд, который мы видим на полотне художника. Автор работал над картиной летом. Весной 1906 Матисс путешествовал по Северной Африке, откуда кроме впечатлений, привез еще и керамику, и восточные ткани. Эти элементы стали неоднократно появляться в полотнах художника.
Красно-черный ковер, который ранее по ошибке назывался платком, фигурировал также и в других произведениях Матисса: «Красный ковер» и «Натюрморт с гипсовой статуэткой». Яркий коврик занимает почти все полотно, являясь украшением для посуды и фруктов. Только стеклянный сосуд показывает свою независимость.
Как Матисс стал пуантилистом
В 1904 году прошла первая выставка Анри Матисса, однако в художественном сообществе она осталась незамеченной. Но не для Анри — там он познакомился с пуантилистом Полем Синьяком. Вскоре они вместе уехали в Сент-Тропе за свежими идеями и новыми впечатлениями. Стиль пуантилизма, для которого характерны яркие точечные мазки, вдохновил Матисса. Из поездки он вернулся со своим первым шедевром «Роскошь, покой и наслаждение»
Однако примкнуть к направлению пуантилистов Матиссу было не суждено: довольно скоро он отказался от этой техники в пользу энергичных мазков и смелых цветов.
Уже тогда Анри осознал: цвет совсем не обязательно использовать, чтобы выразить действительность наиболее реалистично.. Он способен выразить отношение, состояние, образ и чувства, которые испытывает сам художник. Матисс говорил: «если бы я хотел получить точное изображение, я позвал бы фотографа». В его палитре появились бирюзовый, красный, оранжевый — все те цвета, которые художники не рисковали использовать и прятали за тщательной растушевкой. Краски на его полотнах наконец начали обретать голос.
Роскошь, покой и наслаждение, 1904 Попугайные Тюльпаны, 1905
Важным моментом в становлении Матисса как независимого художника стала его встреча с женой. Анри и Амели познакомились на свадьбе у друга. Уже тогда молодые люди поняли, что влюбились друг в друга. Трогательные письма, долгожданные встречи, букеты фиалок. Амели первая поверила в талант Матисса и убедила его в том, что он должен продолжить заниматься искусством, искать свой стиль. Матисс перед свадьбой признался Амели, что хотя он и любит ее, живопись он всегда будет любить больше. Она приняла эту правду, став его главной музой жизни. Амели родила ему двоих сыновей и воспитала его внебрачную дочь, которая была у Матисса от его модели Каролины Жобло.
Анри Матисс. Анри и Амели Матисс, 1913
В трудные периоды, когда заработка едва хватало на обеспечение семьи, жена открыла свой салон шляпок, на заработок с которого они долгое время существовали. Терпеливая, сочувствующая и бесконечно верящая в своего мужа — такой была Амели.
Библиография
- Коварт, Джек; Доминик Фуркад (1986). Анри Матисс: Ранние годы в Ницце 1916–1930 . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная художественная галерея . ISBN 0-89468-097-8 .
- Элдерфилд, Джон (1996). Анри Матисс: Шедевры из Музея современного искусства . Нью-Йорк: Музей современного искусства . ISBN 0-87070-112-6 .
- Антониоз, Майкл; Берггрюэн, Оливье; Берингер, Ханнес; Лабрус, Реми; и другие. (2006) Анри Матисс: Рисование ножницами: Шедевры последних лет под редакцией Оливье Берггрюна и Макса Холлейна, перевод с немецкого издания 2003 года Пола Астона. Нью-Йорк: Prestel Verlag. ISBN 978-3-7913-3473-8 .
Радость жизни (1906)
Яркая и эмоциональная картина Матисса «Радость жизни» относится к постимпрессионистскому течению — фовизму. У дверей выставочного зала, где художник демонстрировал это полотно, собиралась возбуждённая толпа, и бурно обсуждало необычное и доселе невиданное безобразие. Улюлюканье, свист, выкрики осуждения — это первые отзывы о картине. Она была взрывом даже среди уже привычного импрессионизма.
На самом деле, картина полна радостных и ярких эмоций, чистых цветовых пятен, на фоне которых расположились обнажённые фигуры женщин и мужчин. В центре картины — хоровод танцующих женщин. Этот сюжет художник использует несколько раз, и впоследствии он станет визитной карточкой Матисса. Сам Матисс считал свою картину идеальным воплощением гармонии природы и человека.
7
Грусть короля (1952)
В российских источниках картина носит немного другое название «Грустный король», но от этого она не меняется. Для создания полотна «Грусть короля» Матисс вырезал кусочки бумаги, а его ассистенты придали им более благородный вид, покрасив гуашью. Затем он придал этим кусочкам необходимые формы, которые послужили сюжетом для картины.
Анри Матисс всегда говорил о необходимости эмоций за счет простых средств. Одним из таких средств для художника стал цвет, а другим – форма. Картина Матисса напоминает детскую простоту, с которой дети рисуют фигуры. Матиссу, для того, чтобы его картина оказалась лучшей из лучших, не понадобилась даже кисточка.
АНРИ МАТИСС
Слева внизу. Н. Mattisse
Одним из значительнейших событий художественной жизни Парижа начала XX столетия был Осенний салон 1905 года, открытие которого сопровождалось громким скандалом. Несколько молодых художников, сгруппировавшихся вокруг Анри Матисса, выставили там ряд работ, вызвавших взрыв негодования публики и привычной к сенсациям французской критики. Написанные яркими, пылающими красками, с подчеркнутым пренебрежением к правилам рисунка и перспективы, без всякой, казалось бы, заботы о правдоподобии, эти работы воспринимались как дерзкий вызов «здравому смыслу» и «хорошему вкусу». Зрители прозвали молодых живописцев Les fauves (т. е. «дикие звери»), откуда впоследствии возник термин фовизм.
К моменту первого выступления фовистов картины недавно умершего Гогена уже не вызывали возмущения большинства, хотя ряд черт и сближал их с работами молодых новаторов. У Гогена всегда присутствовал элемент экзотики, который в глазах публики оправдывал условность его художественного языка. Фовисты же воспроизводили обыденное, повседневное, но трансформировали изображаемое с небывалой смелостью. В известном отношении они были ближе к реальному изображению явлений, чем Гоген. Последний, как правило, отказывался от передачи освещения, в то время как Матисс и его товарищи воссоздавали на своих полотнах солнечные эффекты. Однако для своей цели они пользовались новым художественным языком. Цвет в работах фовистов чаще всего не передает реальной окраски предметов, ему отведена другая функция — он должен вызывать у зрителя определенные, притом совершенно отчетливые ассоциации.
Группа «фовистов» просуществовала недолго. Через один-два года молодые художники разошлись—каждый пошел собственным путем. В 1908 году в одной из статей Матисс следующим образом сформулировал свою задачу в искусстве:
«О чем я мечтаю — это об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном… которое являлось бы для всякого человека… чем-то вроде хорошего кресла, в котором человек отдыхает от физической усталости».
«Вид Коллиура» — написан Матиссом в знойный южный полдень в маленьком городке. Предметы лишены четких очертаний. Вначале зритель видит сплошное цветное марево, в котором плавают яркие, словно пульсирующие, красочные пятна. Постепенно он начинает ориентироваться в этом хаосе, пестром, как лоскутное одеяло. Небо в пейзаже бело от зноя. В белесой дымке тают очертания лиловых гор, в беспощадном солнечном блеске растворяется синий цвет моря, плавятся желтые и оранжевые пятна черепичных крыш. Раскаленная, словно пылающая от жара, земля на первом плане передана горячим красным цветом. По сравнению с почвой, даже побеленные стены маленьких домиков кажутся более прохладными, поэтому они написаны лиловой краской. Только узкая полоса темно-зеленой тени проходит вдоль домов. Той же холодной зеленой краской написаны окна: прохладный полумрак царит внутри зданий. Смелое новаторство Матисса заключается в том, что при помощи чистого цвета, используя его ассоциативные свойства, он передает не только световые, но и тепловые ощущения. Эту задачу художник продолжает разрешать и во многих своих более поздних произведениях.
Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.
Мастерская художника (1911)
Благодаря заказам и покупкам Сергея Ивановича Щукина (1854-1936) Анри Матисс уже в 1909 году смог стать полноправным владельцем дома в Исси-ле-Мулино над Парижем, где и было создано произведение «Мастерская художника». Историк, изучая работы Матисса, назвал картину «симфоническим интерьером».
Помимо «Мастерской художника» (или по-другому «Розовая мастерская») в сюиту Анри Матисса вошли работы «Семейный портрет», «Интерьер с баклажанами», «Красная мастерская». Все работы схожи культурой Востока и кричащей декоративностью. Ведущая роль в полотне Матисса отводится розовому цвету – он занимает почти все пространство интерьера.
Красные рыбки (1912)
Сокращая пространство до пределов, Анри Матисс изображает на холсте круглый стол с рыбками в аквариуме. Кажется, что рыбки двигаются, плывут одна за другой. Растения тоже выглядят оживленными. Фоном для картины служит сад, а центральная роль достается столу и рыбкам. Отражение рыбок в воде было несложно изобразить расплывчатыми пятнами. Стол изображен на картине так, будто бы художник рисует его сверху, но ножка, пририсованная к нему, в то же время создает ощущение, что рисование происходило сбоку. В картине преобладает круглая фигура, что задает полотну определенный ритм и вызывает умиротворение.
Скульптуры
Многие скульптуры Матисса были вылеплены из глины, а затем отлиты из бронзы , что позволяет сделать несколько копий. Из-за этого многие из этих работ существуют в нескольких экземплярах и находятся в коллекциях нескольких музеев.
Работа | Имя | Французское имя | Год | Техника | Высота | Город | Галерея | Заметки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Крепостной | 1900–1904 гг. | Бронза | 92,3 см | Нью-Йорк | музей современного искусства | |||
Мадлен I | Мадлен I | 1901 г. | Бронза | 59,7 см | Миннеаполис | Институт искусств Миннеаполиса | ||
Мадлен II | Мадлен II | 1903 г. | Бронза | 59,1 см | Нью-Йорк | Метрополитен-музей | ||
Крепостной | Le Serf | 1906-07 | Бронза | |||||
Спать | 1905 г. | Древесина | ||||||
Лежащая обнаженная, я | Nu couché, я (Аврора) | 1906-07 | Скульптура | |||||
Пробуждение | 1907 г. | Штукатурка | ||||||
Фигурное украшение | 1908 г. | Бронза | ||||||
(Изображение) | Спина я | 1908-09 | Бронза | Нью-Йорк | музей современного искусства | |||
Этюд стопы | c. 1909 г. | Бронза | 30 см | Санкт-Петербург | Эрмитаж | |||
(Изображение) | Спина II | 1913 г. | Бронза | Нью-Йорк | музей современного искусства | |||
(Изображение) | Спина III | 1916 г. | Бронза | Нью-Йорк | музей современного искусства | |||
Генриетта II | Генриетта II | 1927 г. | Бронза | 32,1 см | Оттава | Национальная галерея Канады | ||
Генриетта III | Генриетта III | 1929 г. | Бронза | 40 см | Санкт-Петербург | Эрмитаж | ||
(Изображение) | Назад IV | c. 1931 г. | Бронза | Нью-Йорк | музей современного искусства |
Пластов Летом сочинение 5 класс
Картину «Летом» написал известный советский живописец Аркадий Александрович Пластов. Художник за свою жизнь написал немало замечательных картин, которые сегодня считаются настоящим достоянием русского искусства. Одной из самых известных работ мастера является и та картина, которую мы рассматриваем здесь.
На переднем плане картины находятся женщина, девочка и собака. Центральным героем картины является девочка. Она одета в белоснежный сарафан и ярко-красный платок. На зелёной цветущей полянке она сама выглядит как цветочек. Девочка собирает с веточки ягоды и собирает их в кружку.
Позади девочки дремлет женщина в тёмно-синем платье. По всей видимости, это её бабушка, с которой они вместе пошли за грибами. По левую руку от девушки спит уставший пёс.
Бабушка с внучкой удачно сходили в лес за грибами. Обе корзинки заполнены доверху. Перед возвращением домой, грибники решили отдохнуть, подкрепиться и поспать. Рядом с грибниками стоит кувшин, в котором была вода. Они присели в тени деревьев, где прохладно и приятно обдувает ветерком. От приятной неги клонит в сон, но у девочки в её годы ещё много сил, потому она единственная продолжает бодрствовать.
Задний план картины — это красивейшая русская природа. Лесной пейзаж ярким летним днём. Деревенские жители сидят в тени берёз, а вот дальше можно увидеть, как разыгрался солнечный день. Поляна ярко освещена солнцем, так что можно самому почувствовать приятный знойный денёк, который пробуждает всё живое вокруг и благоухает запахами полевых трав. За поляной — тёмная стена леса, в котором царит полумрак, прохлада, растут грибы и поспевают ягоды.
Картина вызывает ощущение спокойствия, умиротворения. Такой простой сценкой Аркадию Пластову удалось передать невероятную красоту русского леса, всё очарование деревенской обыденной жизни. Обычный поход за грибами здесь изображён так живо и с таким чувством, что можно ощутить сам дух летнего леса.