Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Произведений Эпохи Возрождения в Эрмитаже немного. Но среди них аж две работы Леонардо да Винчи. Это при том, что в мире всего 19 работ мастера! Музей приобрёл шедевр в середине XIX века. У итальянской аристократической семьи Литта.
Картина вернулась в Россию. Потому что она там уже гостила. За полстолетия до этого ее привёз с собой Джулио Литта, представитель рода, после того, как стал подданым России. Женился на племяннице Потёмкина. Однако его наследница, дочь падчерицы, после его смерти вернула картину своим итальянским родственникам.
Картина небольшая, 41 на 32 см. Но через несколько секунд вы перестаете это замечать. В маленькое пространство картины вмещается что-то очень величественное. Вневременное.
Мать с большой нежностью смотрит на младенца. Он припал к груди. Немного грустными глазами он смотрит в нашу сторону. Ведь за пять минут до этого разыгралась маленькая драма. Дева Мария решила отлучить ребёнка от груди. Вырезы для кормления были аккуратно зашиты.
Но она не устояла перед просьбами и плачем младенца. Один вырез был в спешке разорван. Так Леонардо изобразил милосердие и любовь матери к своему ребёнку.
О картине также читайте в статье «Мадонна Литта. Необычные детали шедевра».
Как происходит проход в Эрмитаж по новым правилам
Первый раз билет попросят показать перед воротами, теми самыми, которые в 25 октября 1917 года штурмовали революционные матросы. Пройти за ворота можно не ранее чем за 30 минут до начала сеанса. Внутренний дворик весьма симпатичный, там можно фотографироваться. Посмотреть на очередной шедевр современного искусства, в дворике их меняют.
Внутренний дворик Эрмитажа
Второй раз билеты попросят показать перед входом в здание. Потоки посетителей разделены, те кто купил билет по маршруту №1 или в Бриллиантовую кладовую проходят в правую дверь и раздеваются в основном гардеробе, те кто купил билет по маршруту №2 или в Золотую кладовую направляются в левую дверь и раздеваются в дополнительном гардеробе. Внутри здания перейти с одного маршрута на другой нельзя, если не подлезать под разграничительные ленточки, что запрещено.
Указатель на маршрут №1 и Бриллиантовую кладовую
Указатель на маршрут №2 и Золотую кладовую
Третий раз билет достаете перед турникетом и прикладываете штрих код. Турникет начинает срабатывать за 15 минут до начала сеанса, а заканчивает через 30 минут. Т.е. если опоздали более, чем на 30 минут ваш билет пропадает, возврату он подлежит не позднее, чем за 3 дня до визита. На сеансы с экскурсионным обслуживанием опаздывать нельзя совсем, даже на 30 минут, т.к. группа уйдет.
На билете написано: Продолжительность сеанса 2 часа. В правилах посещения на официальном сайте Эрмитажа написано: Рекомендованная длительность посещения – 2 часа. По факту длительность вашего визита никто не контролирует, выход свободный, без прикладывания штрих кодов к турникету.
Здания и экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Музейный комплекс состоит пяти зданий. И, конечно, самое известное из них — Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).
В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний), «Золотая кладовая», Отдел нумизматики.
Матисс. Танец. 1910.
Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Картину «Танец» заказал русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию панно показали на выставке в Париже. Публика работу очень ругала. Щукин привык к тому, что его называют собирателем всякого хлама.
Но на этот раз дрогнул. Отказался от заказа. Потом передумал, извинился перед художником за свою слабость. Картина вместе с парной к ней работой «Музыка» благополучно добралась до России.
Сейчас этот «хлам» считается одним из главных шедевров модернизма. На полотне — образ золотого века человечества. Такова была эпоха. Люди наслаждались прогрессом и искусством. Считали, что живут в самое благополучное время. Но это было лишь затишье перед бурей. Впереди — страшные испытания в виде мировых войн.
Картина написана лишь тремя красками. Это ещё больше подчёркивает символичность фигур. Они кружатся в неистовом танце. Это квинтэссенция страстного, чистого движения.
Но эта эмоциональность не хаотична. Она уравновешивается движением по кругу, центробежной силой. А ещё классическими очертаниями левой фигуры.
***
Коллекция Эрмитажа грандиозна. Недаром музей занимает 13-е место в мире по посещаемости. Но есть и свои особенности.
Целый век коллекция формировалась за счёт приобретения частных собраний. Владельцы не думали о том, чтобы показать будущим поколениям все вехи развития живописи.
Поэтому в коллекции очень много произведений барокко и рококо. Нимфы. Ангелочки. Пышнотелые красавицы. Натюрморты с изобилием фруктов и омаров, которые так хорошо смотрелись в столовых знатных особ.
В результате в коллекции есть «белые пятна». Например, в Эрмитаже — значительная коллекция голландских живописцев. Но среди них нет ни одной работы Босха.
Увы, коллекция Эрмитажа пережила ещё и серьёзные потери. После революции 1917 года советское правительство продало 48 шедевров!
Россию покинула «Венера у зеркала» Тициана. «Мадонна Альба» Рафаэля. «Поклонение волхвов” Боттичелли. Это тоже часть истории Эрмитажа. Печальная часть.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Самые красивые залы Эрмитажа
Павильонный зал отличается пышной роскошью. Здесь мало экспонатов, но рассматривать сам зал можно часами. Создавая этот зал, архитектор Андрей Штакеншнейдер опирался на идеи античности, ренессанса и стилистики мавританства.
Лоджии Рафаэля поражают обилием росписи. Не украшенным здесь не остались даже колонны. Сюжет росписи – истории Ветхового и Нового Заветов. Малахитовая комната это сочетание цвета морской волны, глубокого зеленого и блеск золота. Сама комната не большая, но отделка драгоценным малахитом делают помещение самым дорогим экспонатом в корпусе. Декор комнаты – работа Александра Брюллова.
Концертный зал поражает обилием скульптур. Здесь есть античные богини и музы, нимфы и герои мифов. Скульптуры не только украшают стены, но потолки, создавая особую атмосферу единения с миром искусства.
Гербовый зал создан для проведения самых торжественных мероприятий. Огромный зал украшен исполинскими люстрами, позолоченными колоннами и рядами арочных окон.
Подбор экскурсионных туров
«Спутник» регулярно обновляет информацию по действующим экскурсиям. Записаться на них и оформить бронь можно в режиме онлайн. Это удобно: даётся гарантия, что ваше место не займут. А ознакомиться с текущими предложениями вы сможете в каталоге экскурсий по Петербургу.
Музей Эрмитаж — место, которое нужно посетить обязательно. Здесь будет интересно даже тем, кто не претендует на звание эксперта в искусстве
Залы с множеством экспонатов привлекают внимание и вызывают желание узнать больше. А интерьером можно любоваться часами.
Поэтому выберите подходящую экскурсию и отправляйтесь лицезреть культурное достояние России и всего мира.
Дополнительные услуги Эрмитажа в Санкт-Петербурге
На первом этаже музея располагаются кафе-бар и интернет-кафе. В последнем находятся терминалы, при помощи которых можно найти справочную информацию о музее и его экспонатах. Такие же терминалы располагаются и в экспозиционных залах музея. Благодаря инновационным технологиям появились цифровые путеводители и электронные коллекции, которыми можно воспользоваться в музее.
Сегодня Эрмитаж в Санкт-Петербурге — это дворец-музей, потрясающий роскошными интерьерами и богатыми экспонатами. Комплекс продолжает развиваться, а количество посетителей достигает более трех миллионов в год.
Из старенького фотоателье – в коммуналку, от камеры-обскуры – к легендарной «Лейке»
У многих в памяти сохранилась картинка из советского прошлого: поздно вечером отец удаляется в одну из специально «отобранных» комнат. На несколько часов она превращается в нечто таинственное, темное, но очень уютное, куда даже одним глазком не заглянуть – в фотомастерскую.
Есть такое «святое» место и в МИФе: по уюту оно не уступает импровизированным фотомастерским наших отцов и дедов, света в нем, правда, куда больше. Эта комната – ателье петербургского фотоволшебника 2-й половины ХІХвека. В ее центре расположен ящик. Ящик непростой – светонепроницаемый, с отверстием в одной стенке и экраном в другой (роль экрана исполняет тонкий белый лист бумаги или матовое стеклышко). Имя ящику – камера-обскура. Вы приглядываетесь к экрану и видите, как лучик света, прорезая отверстие, создает на экране изображение «вверх тормашками». На полках в этом ателье можно увидеть настоящий раритет – первые в мире фотографии, называемые «дагерротипами».
Будь ты талантливейший из фотографов, без специальных принадлежностей мастерство свое тебе не проявить. Чем пользовались мастера в начале ХХ века, дабы фото вышло качественным, можно узнать во втором зале Музея истории фотографии. Непосильная задача – удержаться от соблазна потрогать-пощупать все это фотобогатство: когда-то каждый уважающий себе «ловец мгновений» считал огромной удачей владеть хотя бы одним из представленных в этом зале аппаратов. А стереоскоп, расположенный здесь же, позволял на заре ХХ столетия просмотреть объемные фото – своего рода тогдашнее 3D.
Если в стареньком фильме шпион, проникший в логово врага, торопясь, щелкает заветные бумаги, глядя в глазок фотоаппарата, не сомневайтесь: в его руках, как пить дать, Leica. В далеком 1925-м в продажу поступила премьерная партия фотоаппаратов ставшей впоследствии легендарной немецкой фирмы. И находитесь вы непросто в зале № 3, а в иностранном фотоагентстве тех времен.
Что же, играть – так играть, театр – так театр! Добро пожаловать в обычную ленинградскую коммуналку (или зал № 4, как вам будет угоднее)! Разрешите представить: владелец всего, что вы здесь видите, – обычный советский коллекционер, собиратель интереснейших экземпляров фототехники прошлого. Истинные знатоки фотоискусства утверждают: эти «Зениты», «Искры», «Зоркие», «Чайки» «ФЭДы» и подобные им раритеты во многом «дадут фору» самым современным аппаратам. Как раз тот случай, когда проверенное «ретро» не потеряло высшего качества.
Сердце Петербурга
Если захотите попасть в музей, то для вас у меня приготовлено несколько лайфхаков, которые упростят вашу экскурсию.
Как добраться
- Эрмитаж находится на главной площади города, называется она Дворцовая площадь.
- Добраться до Дворцовой можно метро. Выходить надо на станции Невский проспект (синяя ветка) или на станции Адмиралтейская (фиолетовая ветка). Можно выйти и на Гостином дворе (зеленая ветка), но идти до музея довольно далеко.
- На главном проспекте останавливается большое количество городских автобусов и маршруток.
Посещение и билеты
- Возьмите с собой паспорт, потому что гражданам Российской Федерации и Республии Беларусь предоставляются скидки. На счет Украины точно не можем сказать, но вроде сейчас граждан этой страны приписывают к иностранным. Следовательно, билет будет стоить дороже.
- Если у вас для экскурсии отведен всего один день или пару часов, берите стандартный билет за 400 рублей (цена на 2017-2018 год).
- Если хотите посетить еще и Дворец Меньшикова (находится он через мост от Эрмитажа) или уникальное хранилище (м. Старая деревня), тогда покупайте отдельный билет за 700 рублей.
- В Эрмитаже можно посмотреть уникальные выставки за отдельную плату. Стоимость около 300 рублей.
- Имейте ввиду, что при входе в музей стоят металлоискатели, и каждую сумку сканируют.
- Перед самым входом стоят стенды с планом музея. Желательно взять брошюру с собой и отмечать те места, где вы уже побывали.
- Туалет и кафе присутствуют.
- Одевайте удобную обувь, ходить придется много.
- Во многих залах есть скамейки, где можно передохнуть.
Скидки
- Студентам творческих вузов и пенсионерам вход бесплатный.
- В первый четверг месяца в Эрмитаж действует бесплатный вход. Очередь стоит даже зимой в -25 градусов.
- Можно ли фотографировать в Эрмитаже на мобильные телефоны и фотоаппараты? Да, на мобильные телефоны бесплатная съемка, а вот за качественные снимки на фотоаппарат придется заплатить.
Время работы
- Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10:30 – 18:00; среда, пятница 10:30-21:00.
- Желательно назначить посещение на будний день и приходить к открытию музея.
- В понедельник Эрмитаж не работает.
- Подумайте: сколько у вас времени, чтобы посмотреть Эрмитаж? Лучше всего идти на целый день и запастись бутылками с водой.
Роспись, под которую построили дворец: Лоджии Рафаэля в Эрмитаже
Прообразом галереи Лоджии Рафаэля в Эрмитаже послужила знаменитая галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная Рафаэлем. Находятся Лоджии в Новом Эрмитаже — в 1783—1792 годах построенном специально для проекта сооружении по проекту архитектора Джакомо Кваренги.
Художники работали прямо в Риме — К. Унтерпергер собрал команду, и далее они копировали уже на месте. Транспортировать работы было нетрудно, так как копии были выполнены на холсте. Когда холсты прибыли в Петербург на кораблях, на месте уже шло строительство: архитектор Джакомо Кваренги приехал в Петербург, уже зная желания Екатерины, так что у него были готовые чертежи Ватиканских лоджий Рафаэля.
Архитектурное решение лоджии немного отличается от оригинального ввиду петербургского климата — холсты помещены на стенах и потолке. Копии, конечно, не на сто процентов повторяют оригинал, но в основном разница состоит в небольших декоративных деталях».
Жемчужина Эрмитажа: Рембрандт Харменс ван Рейн, «Возвращение блудного сына» (1606−1669)
Эта работа Рембрандта находится в негласном списке must-see Эрмитажа — считается, что она являет собой финал пути самого художника: сначала он — беззаботный молодой человек с женщиной на коленях и бокалом в руке («», Рембрандт, 1635), а на этом полотне — взрослый мужчина, осознавший, что жизнь прошла и нужно обратиться к истокам.
Людмила Фролова, сотрудник научно-просветительского отдела: «Поздние работы Рембрандта на религиозные сюжеты — это тот пример произведений искусства, в которых нужно обратить внимание не на детали, а на эмоциональное состояние персонажей и по-человечески постараться сопереживать им. В сравнении с Рембрандтом 1630-х, с той же «Данаей» — ее экзотическим колоритом, деталями, — здесь живопись обобщенная, свободная, темная, высвеченные из полумрака лица, напряженный свет. Буквально несколько месяцев назад в экспозицию вернулась из реставрации еще она поздняя картина Рембрандта, которую традиционно называют «Падением Амана», — с нее удалили потемневшие слои лака, после чего мы можем с новой уверенностью сказать, что светлее картины Рембрандта после этого не становятся, это его оригинальный метод затемнения»
Буквально несколько месяцев назад в экспозицию вернулась из реставрации еще она поздняя картина Рембрандта, которую традиционно называют «Падением Амана», — с нее удалили потемневшие слои лака, после чего мы можем с новой уверенностью сказать, что светлее картины Рембрандта после этого не становятся, это его оригинальный метод затемнения».
История
Екатерина Великая стала основательницей величайшего мирового собрания. По ее велению к зданию Зимнего дворца сделали пристройку – Эрмитаж. В его стенах устраивали званые обеды, обсуждали политические новости и последние веяния в искусстве. Личное собрание императрицы, возникшее в 1764 году, послужило толчком для формирования грандиозной коллекции.
Началом собрания стали полотна нидерландских живописцев, картины были приобретены у И. Э. Гоцковского – крупного берлинского коммерсанта
Эмиссары императрицы занимались скупкой произведений искусства и порой выкупали целые собрания.
- Павел I продолжал собирательство, выбор преимущественно пал на итальянскую живопись. Все экспонаты получали отметку «П», что позволило точно установить все предметы коллекции Эрмитажа к началу XIX века.
- При Александре I собрание Эрмитажа разделили на части и к каждой приставили хранителя. Продолжился приток предметов искусства, большую часть составила английская и испанская живопись.
- При Николае I коллекция пополнилась большим количеством картин с батальными сценами, прошла реконструкция всех зданий музея.
Происхождение названия «Эрмитаж»
Историческое название «Эрмитаж» музей получил благодаря основательнице – Екатерине Великой. В переводе с французского термин означает уголок для затворничества, уединения. Императрица позиционировала место собрания произведений искусства как интимный уголок для приближенных ко двору.
Первый Эрмитаж
Строительство первого Эрмитажа возглавил архитектор Юрий Фельтен. В 1766 году появилось двухэтажное здание. Второй корпус с парадными залами, оранжереей и гостиными возводили с 1767 по 1769 года. На уровне второго этажа южный и северный корпус связывала между собой перемычка – висячий сад. Сегодня данная часть музейного комплекса носит название старый Эрмитаж.
Обнаженная Мона Лиза: Леонардо да Винчи (школа), «Донна Нуда»
Она смотрит на вас не как оригинальная Мона Лиза — с поворотом головы в три четверти и глазами, которые следят за вами вне зависимости от ракурса. Это одна из тех работ, которые в XVIII—XIX вв.еках покупали как картины самого да Винчи, хотя создано полотно было его учениками.
Ольга Махо: «Работа ездила на выставку, посвященную обнаженной Моне Лизе, в 2019 году. Подобных изображений есть порядка двадцати
А вот работа самого Леонардо из коллекции Эрмитажа «Мадонна Бенуа» ездила на выставку в Лувр, перед этим она в том же году была в Италии — пресса, писавшая о выставке в Лувре, обращала особое внимание на нашу Мадонну, потому что действительно это одна из значительнейших работ
«Донна Нуда» — это одна из хороших работ такого рода, которые по какой-то причине были востребованы в XVI веке, коль скоро до нас дошло целых двадцать. Это вариация на тему Джоконды, но Джоконду она повторяет условно, потому что ракурс фигуры не тот, но это интерпретация, которая меняет образ Джоконды, вне всякого сомнения».
Кладовые Эрмитажа
Посещения Эрмитажа будет неполным без посещения главных сокровищниц музейного комплекса:
- Золотая кладовая
- Бриллиантовая кладовая
Золотая кладовая, зал №121
На первом этаже Зимнего дворца находится одно из главных достояний музея – Золотая кладовая. В сокровищнице находятся изделия из золота VII — XIX века. Главенствующее место в собрании по праву занимает коллекция Петра Великого. В ходе раскопок на территории Сибири в татарских могилах было обнаружено большое количество украшений из драгоценных металлов, самые ценные находки были выкуплены Матвеем Гагариным по велению Петра.
В собрание Золотой кладовой вошли:
- ювелирные предметы Древней Греции
- восточная коллекция золота
Посещение золотой кладовой проходит только в составе группы. Для входа необходимо приобрести два билета – входной и экскурсионный в сокровищницу. Бронировать билеты следует заранее, минимум за пять дней до планируемой даты посещения.
Бриллиантовая кладовая, зал № 42
Первоначально эрмитажное собрание представляло собой коллекцию самодержцев. Постепенно положение дел менялось, и ценные предметы искусства и культуры становились достоянием народа. При Николае I была прочерчена граница между личным и государственным. В Зимнем дворце появилась отдельное помещение — Императорский Новый Эрмитаж, где находились ценности королевской семьи. С 1856 года зал становится публичным и открывает двери для ценителей прекрасного.
Для посещения необходимо приобрести два билета:
- первый – входной в Эрмитаж
- второй – экскурсионный в Бриллиантовую кладовую
Посещение возможно только в сопровождении гида. Экскурсионные программы проходят в строго определенные часы, по расписанию. Стоимость экскурсионного обслуживания в Бриллиантовую и золотую кладовую – 350 рублей.
Интересные факты об архитекторе Эрмитажа
Факт #1. Зимний дворец строился с 1754 по 1762. Архитектор — Б. Ф. Расстрелли.
Франческо Растрелли
Факт #2. Малый Эрмитаж был возведен в период с 1764 по 1767 год архитектором Ж. Б. Валлен-Деламот.
Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот
Факт #3. Старый Эрмитаж появился в период с 1771 — 1787 годы. Его архитектором стал Ю. М. Фельтен.
Юрий Матвеевич Фельтен
Факт #4. Новый Эрмитаж строился с 1842 по 1851 годы. Автором идеи был Лео фон Кленце, а строительство возглавил В.П. Стасов.
Лео фон Кленце
Факт #5. Театр Эрмитаж был возведен в период с 1783 по 1787 под авторством Дж. Кваренги.
Факт #6. Дворец Меншикова строился 10 лет. С 1710 по 1720 год. Авторы проекта дворца: Дж.-М. Фонтана и И.-Г. Шедель.
Факт #7. Главный штаб также строился деять лет — с 1819 по 1829. Архитектор стал К. И. Росси.
Карл Иванович Росси
Как добраться до Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Новый Эрмитаж находится на Миллионной улице вблизи Дворцовой площади. Наиболее простой способ добраться сюда — воспользоваться подземкой. Доехав до станции «Адмиралтейская», выходите на Невский проспект и двигайтесь по нему около 600 метров набережной Невы до площади. Прогулка займет 10–12 минут.
Карта метро Санкт-Петербурга
Можно доехать и наземным общественным транспортом. Остановка «Дворцовая площадь» расположена у сада Зимнего дворца в двух шагах от входа в музей. До нее следуют автобусы № 7, 10, 24, 191 и троллейбусы № 1, 7, 10, 11.
Третий вариант поездки — заказ такси. В северной столице России работают «Максим», «Яндекс. Такси», Uber, Gett и другие перевозчики. Для оформления поездки воспользуйтесь мобильным приложением.
Панорама Нового Эрмитажа:
Видео о Новом Эрмитаже:
Дань величию Венеции: Джованни Баттиста Тьеполо, «Призвание Цинцинната к власти диктатора» (1727−1729)
Ольга Махо: «Одна из десяти картин, написанных для палаццо Дольфин в Венеции и одна из пяти картин этой серии, хранящихся в Эрмитаже. Еще две хранятся в Художественно-историческом музее Вены, другие три — в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. А в 1997 году в Метрополитене выставлялись вместе семь работ из этой серии.
Серия собиралась скорее не как наглядная иллюстрация истории Древнего Рима (те, кто ходил в палаццо Дольфин, знали эту историю прекрасно) — эпизоды были выбраны скорее для того, чтобы говорить именно о Венеции. Это были эпизоды героические. Импульсом для того, чтобы выбрать именно их, стало то, что Венеция в XVIII веке была единственным независимым государством на Апеннинском полуострове — остальные или принадлежали другим странам, или находились под их сильным влияниям. Венеция же участвует в объединениях по поводу борьбы с турками и победу над турками воспринимает как свою победу, поэтому здесь представлен пафос величия Венеции».
Самые необычные экспонаты Эрмитажа
«Восковая персона» это фигура Петра I созданная после его смерти Б. Растрелли. Туловище выполнено из дерева, также как ноги и руки. А лицо, кисти рук и ног из воска. При этом фигура подвижна за счет шарниров в конечностях. Самое удивительное это волосы на голове «персоны», которые взяты с головы самого Петра. Одежда также подлинная.
Статуя богини Мут-Сохмет представляет собой женщину с головой льва. Богиня Древнего Египта выглядит устрашающе. Это не удивительно, ведь это кровожадная богиня войны. Смотрители неоднократно отмечали, что возле ее ног образуется непонятно пятно, похожее на кровь.
Маска, выполненная из золота, была найдена при раскопках в г. Керчи. Кому она принадлежала, установить не удалось. Предположительно это маска супруги правителя Боспорского царства Рескупорида. Но так это или нет, точно выяснить, пока не удалось.
«Гробница Гомера» также таит в себе немало загадок. Конечно, к Гомеру она не имеет отношения, ведь сделана почти через тысячу лет после его смерти. Но озадачивает историков то, что гробницу переделывали, а вот кто и по каким причинам пока установить не удалось.
Долой музей-классику! Даешь музей-аттракцион, музей-театр!
Не знаем, как у остальных, а у нашего МИФа есть пролог: однажды в Санкт-Петербурге – в Художественном училище, носящем имя Николая Рериха, свои сокровища презентовала широкому зрителю необычная экспозиция. Ее автором выступил признанный знаток мира фотографии, известный коллекционер Владимир Платонов. Судя по всему, успех экспозиции был огромен, ибо спустя некоторое время, в августе 2003-го года, на Петроградской стороне открыл свои двери для всех желающих Музей истории фотографии. Его вдохновителями стали Владимир Платонов (он же – главный хранитель музея) и фотограф Дмитрий Шнеерсон. Все, что, по их мнению, посетители должны знать о фотографии, Платонов и Шнеерсон уместили в 4-х залах на двух этажах. Довольно-таки долгое время (8 лет) устроители музея «играли» в классику, не отходя от принятых правил организации экспозиций, и вот в 2011-м… Стоп! Хватит классики, провозгласили, МИФ нуждается в игре! В аттракционе, в инсталляции, в театре, наконец! Попав в царство фотографии, посетитель не только должен стать свидетелем совершенствования технологий, но и пройти «сквозь» время.
Картина, облитая серной кислотой: Рембрандт Харменс ван Рейн, «Даная» (1606−1669)
5 июня 1985 года в Эрмитаже вандал облил серной кислотой и дважды порезал ножом эту картину. Это был литовец Бронюс Майгис, который позже объяснил свой поступок политическими мотивами. Его признали психически нездоровым и отправили на принудительное лечение.
Реставрация полотна заняла двенадцать лет, и если бы о картине не было известно так много, работу вряд ли удалось бы завершить успешно.
Рембрандт писал полотно в два этапа (к таким выводам в 1970-х пришел Юрий Иванович Кузнецов, который провел большое технико-технологическое исследование «Данаи»). По всей видимости, в 1636 году он закончил первый вариант, но в 1640-х внес существенные изменения. Например, был убран золотой дождь, который должен быть по сюжету из мифа о Данае (с его помощью, согласно сюжету мифа, Зевс оплодотворил Данаю. — Esquire), — его художник заменил на золотистое сияние. Изменилось положение служанки и ее ракурс. Изменилась поза самой Данаи.
Лицо было тоже переписано — видимо, чтобы придать ему более сложное выражение. Детали Рембрандт убрал, в частности, драгоценностей стало меньше. Именно благодаря этим исследованиям, тщательному изучению красочных слоев реставраторы смогли восстановить работу после тяжелейших повреждений. Интересно изменилось и положение руки — сейчас Даная протягивает руку в сторону свечения, а в более раннем варианте ладонь была повернута немного по‑другому, теперь же жест стал неоднозначным. Благодаря этому повороту руки считается, что фигура стала глубже — и встревоженной, и удивленной. Этот новый жест дал полотну бóльшую психологическую глубину.
Меншиковский дворец
Это первое каменное здание города, возведенное в 1714 г. в духе петровского барокко. Музею дворец передан в 1981 г. и в ходе восстановительных работ было решено воссоздать в нем интерьеры начала 18 века. Это, прежде всего, парадные залы и Ореховый кабинет.
Сейчас во дворце размещена экспозиция «Культура России первой трети 18 века». На ней представлены произведения живописи, скульптуры и предметы прикладного творчества этого периода. Из интерьеров особенно выделяются изразцовые комнаты, отделанные кафелем в голландском духе. Таких цельных образцов подобного жанра не существует даже в Европе.
Для знакомства с этим филиалом лучше подойти к строению со стороны стрелки Васильевского острова. С этого ракурса оно выглядит во всей красе.
Смотрите то, что интересует
Оптимальный вариант — выбрать экскурсию. Чтобы посмотреть все экспонаты, одного дня не хватит точно. Поэтому рекомендуется найти хорошего гида и отправиться туда, где вам будет интересно. Экскурсионные маршруты могут быть обзорными. Рассказы про историю Эрмитажа, проход по главным отделам, общая экскурсия с посещением мест, на которые вы хотели посмотреть. Вы будете переходить от одной тематики к другой, чтобы сформировать общее представление.
Существуют тематические экскурсии, если вы хотите посетить Эрмитаж в Санкт-Петербурге с конкретной целью. Например, при желании подробно изучить экспонаты экспрессионизма. Тогда нужно обращаться к гиду, который на этом специализируется. Экскурсия будет увлекательной и долго не наскучит. Подобным образом посетители записываются на демонстрацию интерьеров и рассказ об их особенностях — направлений множество.
Анонимная картина, оказавшаяся шедевром Веласкеса: Диего Веласкес, «Завтрак» (1617)
Знаменитая картина не менее знаменитого Веласкеса была написана художником, когда ему было всего 18 лет. В коллекции Эрмитажа она оказалась как картина без автора — и много лет спустя после покупки оказалось, что приобрели ее совсем не зря.
Ольга Махо: «По этикету того времени мужчины должны были снять в публичных пространствах шляпу и воротник. На полотне в воротниках сидят молодые, а самый старший персонаж снял и шляпу, и воротник. Это значит, он ведет себя прилично, чтит правила, а ребята ведут себя как типичные молодые люди — «не хочу и не буду».
На столе лежит самая естественная еда для стола в Испании того времени — ничего дешевле, чем хлеб и вино, там не было, а гранаты растут рядом прямо на дереве. Рыба плавает рядом в реке. Лук, который у старика в руках, тоже неприхотлив и хорошо растет. Есть разные интерпретации натюрморта на столе — например, некоторые говорят, что рыба — это отсылка к Христу, а хлеб и вино — символ евхаристии. Но не стоит слишком увлекаться стремлением расшифровать каждую деталь.
В XVIII веке эта картина считалась работой неизвестного фламандского мастера, потому что испанскую живопись за пределами Испании знали довольно мало, а уж тем более очень молодого Веласкеса. Автор «Завтрака» был определен только в конце XIX века».
Музей Императорский фарфоровый завод
Музей функционирует с 1844 г., когда Николай I решил собрать коллекцию образцов русского фарфора. За это время в нем скопилось больше 30 000 экземпляров фарфора не только из России, но и из Японии и Китая. Среди них есть предметы, не имеющие аналогов во всем мире.
Выставочный комплекс располагается на проспекте Обуховской обороны, 151 (территория завода).
Эрмитажные коты
В штате сотрудников Эрмитажа есть особенная должность – должность эрмитажного кота
Да, именно так — по Эрмитажу важно расхаживают сотни пушистых служителей музея
История их появления берет свое начало в середине 18 века. Тогда только строился Зимний дворец, но уже было очевидно, что его сожрут мыши и крысы еще до окончания строительства.
Стены представляли собой дуршлаг в результате мышиного господства. И тогда императрице Елизавете Петровне рассказали историю о казанских котах, избавивших город от мышей. Императрица тут же приказала привезти 30 котов из Казани для борьбы с Петербургскими грызунами.
Коты очистили Зимний от мышей и по ходу строительства филиалов постепенно завладели всеми его зданиями. Теперь они официально находятся в штате и пользуются всеми привилегиями ценных сотрудников.
Государственный Эрмитаж – жемчужина в коллекции шедевров России, является местом притяжения миллионов посетителей. Он радушно встречает гостей из разных стран и совершенно точно не служит «местом уединения», в соответствии с первоначальным значением этого слова.
Как попасть в Эрмитаж?
Сначала нужно понять, где находится Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Адрес — Дворцовая набережная, 34. Главный вход расположен со стороны Дворцовой площади. Нужно доехать до м. Адмиралтейская, пройти несколько метров по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейского парка, затем пойти на площадь. Запутаться сложно. Желательно смотреть актуальную информацию на сайте: в некоторых случаях вход посетителей с билетами будет с другой стороны.
Музей открыт каждый день, кроме понедельников. Также он не работает 1 января и в День Победы. Двери открываются в 10:30, а закрывается Эрмитаж в 18:00. Но среда и пятница — более удачные дни, когда музейный комплекс работает до 21:00. Билеты в Эрмитаж будут стоить по-разному, а дети, студенты и пенсионеры могут проходить бесплатно. Стоимость зависит от вашей цели посещения.
Руководство Эрмитажа в Санкт-Петербурге радует посетителей возможностью бесплатного посещения. В первый четверг каждого месяца вход свободный. Также это распространяется на 18.05 и 7.12. Но предупреждаем: в эти дни посещение не слишком комфортно. Приходится стоять длинную очередь — вплоть до центра Дворцовой площади. И внутри будет слишком людно — экспонаты рассмотреть сложно. Особенно когда сюда приводят толпы организованных групп.
Интересные факты об Эрмитаже
Факт #1. В Египетском Зале Эрмитажа находится коллекция мумий и саркофагов. Самая знаменитая – это мумия жреца Древнего Египта Па-ди-иста десятого века до нашей эры. Вторая знаменитая древнеегипетская мумия певицы после проведенных исследований оказалась жрецом по имени Па-кеш, привратника фараона. Возраст ее примерно 2,5 тысячи лет.
Факт #2. Висячий сад Эрмитажа – это гордость его и краса. Он находится между галереями, которые соединяют Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа. Сад был построен в 1764–1773 годах архитекторами Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном и перестроен в 1841 году В.П. Стасовым. А с 2004 года по 2011 год сад был закрыт на инженерно-техническую реконструкцию. Этот сад под открытым небом обладает уникальным микроклиматом из-за своего местоположения.
Факт #3. Главное здание Эрмитажа – Зимний дворец, неповторимый по своей красоте, как внешней, так и внутренней.
Факт #4. Главный зал Эрмитажа – самый величественный и просторный Гербовый зал Зимнего Дворца. Но надо отметить, что в Эрмитаже все залы поражают своей уникальностью и великолепием.
Факт #5. Главная лестница Эрмитажа – Посольская или Иорданская лестница в Зимнем Дворце. Иностранные послы поднимались по ней для аудиенций, а в Крещение царская семья спускалась к Иордани.
Факт #6. Сравним два знаменитых музея, Лувр и Эрмитаж. В Лувре выставочных экспонатов около 380 000, общая выставочная площадь 60 600 кв.м., а в Эрмитаже, количество выставочных экспонатов более 3 000 000 и общая выставочная площадь 127 480 кв.м. Государственный Эрмитаж существенно больше Лувра.
Факт #7. В Большом дворе Зимнего дворца стоит черная чугунная скульптура — голова красивой и изящной девушки. Подойдя ближе эта скульптура оказывается плоской. Девушку зовут Карлота. По словам ее создателя, Жауме Пленсы, испанского мастера иллюзий, она символизирует мечты человека.
Факт #8. Задавались ли вы вопросом: почему в Эрмитаже картины темные? Дело в том, что реставраторы Эрмитажа боятся исказить кисть художника и превратить старое полотно в яркую репродукцию. Не нарушить авторскую живопись – это основной принцип реставраторов Эрмитажа.
Факт #9. Эрмитажные коты – это тоже достопримечательность музея. Первый кот появился в 1724 году, благодаря Петру I, «для мышей и крыс устрашения». В 1745 году императрица Елизавета Петровна выписала из Казани несколько десятков котов, так как очень боялась разных грузунов. Сейчас в штате на постоянной основе состоят 50 котиков.
Коты Эрмитажа