Описание картины Исаака Левитана «Весна в Италии»
Весна в Италии, Исаак Левитан, 1890 год, Частная коллекция, Фото: muzei-mira.com
Название | Весна в Италии |
Страна, художник | Россия, Исаак Левитан |
Год | 1890 |
Жанр | пейзаж |
Где хранится | Частная коллекция |
Материалы | холст, масло |
Весна творит чудеса не только с природой, но и с душой и чувствами каждого человека. Озаренная весенним солнышком итальянская долина зацветает, источая тонкий аромат любви и новой жизни. Все выше и голубей над белыми шапками гор становится потеплевшее весеннее небо. Ничто в природе уже не ожидает холодов, весна все увереннее оживляет природу.
Отражаясь от белой шапки в горах, солнце все ярче в смелее освещает самые отдаленные закуточки. Холмы в долине уже покрываются зеленью. Таинственное сияние исходит от цветущих миндальных деревьев. От цвета они кажутся воздушными, вот-вот взлетящими над долиной.
Тончайшей пеленой расстилились по долине цветущие травы. Картина наполнена теплом и светом, света очень много. В деревьях виднеется домик, в этой долине кто-то живет. Вдоль проселочной дороги стоит невысокий заборчик, признак того, что зритель в этой долине не один.
Еще раз Левитан смог доказать свою гениальность, превзойдя все ожидания в итальянском пейзаже. Он тонко поймал нотки, присущие только итальянской природе.
Мощное, яркое эмоциональное полотно, наполненное множеством цветов и звуков проснувшейся природы. Ароматы носятся с ветерком по долине и улетают в горы, чтобы рассказать им, что пришла весна.
Левитан, приехавший в Италию, чтобы ознакомится с основными тенденциями европейской живописи, сам не мало удивил своим стилем и видением итальянских художников. Поездка предала мастеру индивидуальной стилистики и уверенности.
Левитан писал и во Франции и в Италии, применяя в своих работах полученный опыт и знания. За этот период он написал целый ряд пейзажей. Очень красива левитановская Венеция, красивы и свежи пейзажи в итальянский Альпах. Исаак Ильич чувствовал свободу и огромные возможности в Европе, однако милее его сердцу были родные, русские просторы и богатство красок.
Итальянская серия картин отличается от других чистотой первозданного цвета и мягкой бархатистостью. От великолепной итальянской весны Левитан был просто в нереальном восторге. Изумрудная молодая травка, высокое сине-голубое небо, нежно цветущие и благоухающие миндальные деревья.
Мягкие, почти незаметные переходы, игра света и тени, живость и нереальное настроение. Всем этим отличаются работы Исаака Левитана. Самые живописные уголки Италии, жизнерадостные и исполненные жизненной силой.
Описание картины
Пейзаж Левитана «У омута» — это довольно мрачное изображение, наполненное скрытым отчаянием. Работа выполнена тяжелыми мазками. Многие специалисты отметили, что художник специально отказался от присущей ему легкости. Атмосфера у омута получилась депрессивной и тягостной
Внимание привлекает пасмурное небо с гонимыми ветром рваными бесформенными облаками, которое как бы передает настроение возрастающего напряжения, а также депрессивное состояние мастера. Таинственность и мистичность подчеркивает раскидистый лес
Создается ощущение, что лесные массивы вплотную подступают к зрителю и готовы поглотить его, но преградой стал шаткий мостик. Кусты в виде шаров пробрались очень близко к переправе и неторопливо сходят к самой речке. В растительности, которая окружает омут, видятся чудовища и призраки. Символичным на картине является мостик, который разделил полотно надвое. Мост располагает в центре вертикально и сразу бросается в глаза.
Мостки выглядят какими-то ненадежными и скользкими, хотя свежие бревна в них смотрятся мощно. Если вглядываться в полотно, то вскоре станет заметно, что по обе стороны от моста картина совершенно разная. Внизу, с левой стороны, видно неспокойные воды, которые испещрены множеством маленьких волн и неровностей, появившихся от ветра или сильного течения. Здесь же, слева, находится деревянный мостик, обрывающийся у самого омута. Справа зритель наблюдает абсолютно другую картинку. Вода имеет зеркальную поверхность, она гладкая и ровная, словно натянутый барабан. Здесь же можно наблюдать плодородную почву, на которой сочная трава, доходящая до мостика. Тонкая деревянная дорога, состоящая всего лишь из трех бревнышек, резко меняет характер природы. Узкий мост символизирует тонкую грань между двумя мирами. Картина как бы подталкивает зрителя к выбору одного из путей: одного – солнечного и радостного, другого – волнующего и жестокого. Глубину пейзажа подчеркивает и непрерывная линия, которую составляют мостки, плотина и тропа. Она является стержнем композиции, и словно приглашает зрителя войти в чащу мрачного леса. Несмотря на то, что речка имеет небольшую ширину, преодолеть пространство оказывается сложно.
Ощущается тревога, страх, неуверенность и опасность, за счет как бы нависающей над «гиблым местом» тишины. Ощущение драматической неразрешенности сочетается с желанием броситься в «гибельное пространство». Мастер весьма сдержан в палитре, но не жалеет красок, чтобы донести гамму поверхности воды в лучах заходящего солнца. Картина пронизана особенным духом, роднившим ее с преданиями, легендами, сказками. Она создана таким образом, чтобы создать у зрителя впечатление, что омут застыл в ожидании следующих жертв. Водоем кажется ненасытным, его жадности нет предела. И даже вода в нем имеет красноватый оттенок, напоминающий кровь прошлых жертв. Содержание картины «У омута» не дает зрителю абсолютно никакой надежды на то, что исход будет счастливым. Само событие в картине отсутствует, но нечто зловещее и неуловимое напоминает, что здесь произошло что-то страшное. Хотя вполне возможно, что произойдет очень скоро.
«Свежий ветер. Волга», 1895
Праздничная, невероятно солнечная картина «Свежий ветер. Волга» кажется очень лёгкой. На картине преобладает огромное голубое небо с белоснежными облаками. Голубые воды Волги покрыты небольшой рябью. Розовые и сиреневые рефлексы на волнах придают Волге торжественности.
В правой части картины изображены баржи, сопровождаемые буксирами. В левой части картины навстречу баржам плывёт теплоход. На переднем плане лодка с рыбаком, над которой вьются чайки. Баржи и буксиры написаны в тёплой коричнево-красной гамме. Белый парус первой баржи надулся от ветра. Борта барж отмечены триколорами двух стран — России и Персии. Эта картина отображает всю мощь и красоту реки, объединяющей разные народы и страны.
15
Жизнь и творчество Левитана
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в Ковенской губернии. Его отец работал в Ковно переводчиком при французской строительной компании, давал частные уроки. В 1870 году семья художника в связи с материальными нуждами переезжает в Москву.
Вот что писал С. Шпицер о детстве Левитана со слов сестры художника:
В 1873 году Исаак поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1877 году Левитан переводится в открытую при училище пейзажную мастерскую, руководителем которой становится А. К. Саврасов. Левитан был любимым учеником Саврасова.
Годы учебы в училище для Левитана были самыми сложными в жизни: умерли родители и начались проблемы с платой за обучение. Избежать увольнения удалось благодаря некой С. Малкиель, оплатившей тайком учебу юного живописца. Не имея ночлега, ученику приходилось прятаться в верхнем этаже училища, чтобы провести ночь в тепле. В марте 1877 года на передвижной ученической впервые были представлены два пейзажа художника «Вечер» и «Солнечный день. Весна». Саврасов получает Малую серебряную медаль.
В 1979 году картину «Осенний день. Сокольники», представленную на выставке, приобрел сам П. М. Третьяков. Это было общественным признанием художника.
С 1882 года руководство мастерской было передано известному пейзажисту В. Д. Поленову, под влиянием которого сложился новый подход Левитана к пейзажной живописи.
Левитан был сыном своего времени, его беды были схожи с народными бедами и невзгодами. Даже в свои недолгие годы славы он жил в одиночестве. Его дважды выдворяли из Москвы за неимение «права жительства». Он не обладал крепким здоровьем и не познал простых житейских радостей. Его картины выражают особую «левитановскую грусть», но она исходила не от нужды, которую художник испытывал. Эту грусть правильно истолковал Паустовский: «Он смотрел на природу глазами измученного народа». Эта любовь к природе была глубокой, настоящей, сыновьей. От картин Левитана не веет тоской и безысходностью, они призывают к раздумью.
Левитан начинал свое творчество в Подмосковье. Он уезжал на лето в Саввинскую слободу, где не только писал картины, но и охотился, бродил по окрестностям с любимой собакой Вестой, наблюдая различные состояния природы. Так появились такие произведения, как «Осень», «Последний луч», «Пасека» …
Особое место в творчестве занимают годы, проведенные художником на Волге. В волжских пейзажах чувствовалась творческая зрелость Левитана.
Были у художника любимые уголки природы, где ему больше всего нравилось работать. Это живописный городок Плес и его окрестности. В Плесе были созданы многие известные картины: «Вечерний звон», «Вечер. Золотой Плес», «Ветхий дворик», «После дождя. Плес»
Исаак Левитан рисует весну
Чудесная подборка весенних картин мастера «пейзажа настроения» – Исаака Ильича Левитана.
Исаак Ильич Левитан (3 (15) октября 1860 или 18 (30) августа 1860 — 22 июля (4 августа) 1900) — русский художник, мастер «пейзажа настроения». Академик ИАХ (1898)
Из воспоминаний Константина Коровина:
«Левитан мало говорил о живописи, в противоположность всем другим. Он скучал, когда о ней говорили другие. Всякая живопись, которая делалась от себя, не с натуры, его не интересовала. Он не любил жанра. Увидев что-либо похожее на природу, он говорил: «Есть правда».
Любимым нашим развлечением, учеников мастерской Саврасова, было уйти за город, в окрестности Москвы, где меньше людей.
Левитан всегда искал «мотива и настроения», у него что-то было от литературы — брошенная усадьба, заколоченные ставни, кладбище, потухающая грусть заката, одинокая изба у дороги, но он не подчеркивал в своей прекрасной живописи этой литературщины.
Левитан был поэт русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглощала всю его чуткую душу, и этюды его были восхитительны и тонки. Странно то, что он избегал в пейзаже человека. Прекрасный рисовальщик и живописец, он просил моего брата Сергея написать в его картине «Аллея осенью» фигуру сидящего на скамейке.
Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы. Говорил мне с печалью:
«Художника не любят — он не нужен. Вот Саврасов, это великий художник — и что же? Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим. Писателя легче понять, чем художника.
Мне говорят близкие — напиши дачи, платформу, едет поезд или цветы, Москву, а ты все пишешь серый день, осень, мелколесье, кому это надо? Это скучно, это — Россия, не Швейцария, какие тут пейзажи? Ой, я не могу говорить с ними».
Весна. Белая сирень. 1890-е
В Альпах весной.1897
Март. 1895
Весна. Большая вода.
Весна в Крыму. 1900
Сочинение по картине Левитана «После дождя. Плёс»
Картина «После дождя. Плёс» написана художником в 1889 году. На ней изображёна часть речного города Плёс на берегу реки Волги, в облачный и пасмурный день. Изображение берега, занимает большую часть картины. На картине не видно людей, так как большинство из них не любят дождь, а так же грязь и слякоть после него. Жизнь в городе как бы на время приостановилась . Берег представлен в невзрачных грязных тонах, с безлиственными кустарниками.
Недавно прошёл дождь, воздух наполнен влагой, кругом лужи и слякоть. На небе, закрытом нежно – голубыми облаками,
низко плывущими над водой, уже своими первыми лучами пытается пробиться солнце. Солнечным лучам удалось слегка озарить своим мягким светом не только гладь речной воды, но и мокрые кустарники, и каменистый берег, и судна стоящие у берега, и верхушки крыш домов.
В центре полотна изображены лодки и баржи, стоящие покачиваясь у причала реки. Можно судить, что труд людей живущих в этом городе, напрямую тесно связан с рекой. Это судна возчиков грузов и рыбаков. По Волге плывёт белый теплоход, как светлое пятно на всей реке. На горизонте виднеется другой берег, с очертаниями густого леса. Похоже там дождь ещё не
прекратился.
На берегу видна окраина города с её домами и постройками. В глубине, среди домов, белеет церковь. Её три голубых купола, изящное строение, придают картине чувство нарядности и торжественности. Изображая церковь, возможно художник подразумевал связь духовной жизни людей с рекой, пароходами, пристанью, корабельные мачты как и три купола у церкви, подчёркивая материальные ценности в жизни. Она стоит на возвышенности, как и духовное состояние людей этого города.
Изображение на картине части маленького города на берегу реки Волга, с его невзрачными домами, баржами, связано с лирическим представлением о жизни русского народа. Картина приятно удивляет своим состоянием природы. После прошедшего дождя виден блеск мокрой травы, порыв ветра перемещает по поверхности реки серебристую рябь, но при взгляде на облака, видны слабые лучи солнца, которые подают небольшую надежду на тепло. Все эти тонкие моменты, помогли художнику передать зрителю настроение обновлённой природы.
Двойное название картины связано с сочетаемостью природы и самого городка, хотя и изображённого вдалеке. И снова большое место в картине отведено водному пространству и небу, подчёркивая свободу человека.
Исаак Ильич ЛевитанПолное собрание картин — Часть 4
Краткая биография —
Иван Евдокимов «Левитан»
1-100101-200201-300301-400401-500501-600601-697
Крымский пейзаж1887 |
Разлив на Суре1887 |
Волга с высокого берега (Сура с высокого берега)1887 |
Пейзаж с ульями (Пасека)1887 |
Снопы1887 |
Берег реки1887 |
У излучины реки1887 |
ПрудОколо 1887 |
Натурщик в венецианском костюме1887 |
Крымский пейзаж1887 |
После бури1887 |
На Волге1887-1888 |
Пейзаж с розовым закатомКонец 1880-х |
Пейзаж с пароходомКонец 1880-х |
ОдуванчикиКонец 1880-х |
ПлёсКонец 1880-х |
Лунный пейзаж (Пейзаж с луной)Конец 1880-х |
ПолденьКонец 1880-х |
В чащеКонец 1880-х |
Тропинка в лесуКонец 1880-х |
УльиКонец 1880-х |
Портрет А.А. ГрошевойКонец 1880-х — начало 1890-х |
Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой1888 |
Вечер на Волге1888 |
Речка1888 |
Осень. Мельница. Плёс1888 |
Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге1888 |
Вечер на Волге1888 |
Пасмурный день на Волге1888 |
Деревня. Зима1888 |
Деревня. Ранняя весна1888 |
Серый день. Лес над рекой1888 |
Деревня1888 |
На Волге. К вечеру1888 |
Серый день1888 |
На Волге1888 |
Уголок в Плёсе1888 |
Водяная мельница1888 |
Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца1888 |
Старик с окладистой бородой1888 |
Мельница. Закат солнца1888 |
Пейзаж с мельницей (Осень. Мельница. Плёс)1888 |
Вид на Оку1888 |
Золотая осень1888-1889 |
Ветхий дворик. Плёс1888-1890 |
Лесные дали1880-1890-е |
После дождя. Плёс1889 |
Лесные фиалки и незабудки1889 |
Золотая осень. Слободка1889 |
Плёс1889 |
Баржи. Волга1889 |
Вечер. Золотой Плёс1889 |
Вечер. Золотой Плёс1889 |
Волга1889 |
Осень1889 |
Избы, освещенные солнцем1889 |
Тростники и кувшинки1889 |
Под вечер1889 |
Вечер. Золотой Плес1889 |
Стадо1889-1890 |
Близ Бордигеры. На севере Италии1890 |
Берег Средиземного моря1890 |
Весна в Италии1890 |
Тихая обитель1890 |
Жилино близ Кинешмы. Пейзаж на Волге1890 |
Тихая обитель1890 |
Близ Бордигеры. На севере Италии1890 |
Свежий ветер. Волга1890 |
Дома близ Бордигеры1890 |
Высокий берег реки с лодкой и намеченным мостиком1890 |
Церковь с колокольней в Решме1890 |
Ветхие избушки у подножия лесистой горы1890 |
Весна в Италии1890 |
Канал в Венеции1890 |
Итальянский пейзаж1890 (?) |
Пейзаж на Волге1890 |
Дольче Аква. Замок Дориа1890 |
Пейзаж близ Бордигеры1890 |
Итальянские дома с деревьями1890 |
Пасмурный день1890 |
Венеция. Рива дельи Скьявони1890 |
В пасмурный день на Волге. Юрьевец1890 |
Перед грозой (Облако)1890 |
Река1890 |
Стена старого итальянского дома1890 |
На реке. Рыбак в лодке1890 |
Шторм1890 |
На пути к Сиону1890 |
Дом в Бордигере1890 |
Итальянский дом1890 |
Горные вершины1890 |
Горный пейзаж1890 |
Деревья1890 |
Ветка цветущего дерева. Ветка1890 |
Крона. Ветка. Часть кроны1890 |
Крона цветущего дерева. Дерево1890 |
Пейзаж1890 |
Дом близ Бордигеры1890 |
Дома в Ментоне1890 |
1-100101-200201-300301-400401-500501-600601-697
«Осенний день. Сокольники», 1879
Этот осенний пейзаж, с грустным настроением дождливого серого дня, Левитан написал в 19 лет. В это время его, как лицо иудейского вероисповедания, по высочайшему повелению выселили из Москвы. Поселившись в селе Салтыковка, Левитан пишет грустные виды. Огромное рваное серое небо, тёмные, качающиеся от ветра сосны, длинная, уходящая вдаль парковая дорожка, покрытая шуршащей листвой и одиноко идущая по ней маленькая женская фигурка.
Это единственный пейзаж Левитана, на котором изображена фигура человека. Он интересен ещё и тем, что её дописал совсем другой художник, Н.П. Чехов, брат знаменитого писателя и драматурга А.П. Чехова.
2
История одного шедевра: «Золотая осень» Левитана
Исааку Левитану не раз в жизни приходилось туго из-за еврейского происхождения. Неоднократно его семью выселяли из Москвы, из училища выпустили без диплома, а ранние работы называли дерзкими. Как вспоминал Константин Паустовский, мэтры считали, что еврейский мальчик, пусть и талантливый, не должен был касаться русского пейзажа — это было дело коренных русских художников. И тем не менее именно кисти Левитана принадлежат пейзажи, которые во всем мире считают самыми русскими из когда-либо написанных.
Пожалуй, лучше всего сюжет картины описывают строки Александра Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Вдали видны деревенские домики, поля, а надо всем этим — голубое небо в белых облаках. Левитан очень любил писать осень, но обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Видимо, за это ее относят к так называемой оптимистической серии Левитана.
Портрет Левитана. Валентин Серов, 1893
Левитан работал над картиной в Тверской области. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. С его женой у Левитана, кстати, закрутилась интрижка, которая ничем хорошим ни для художника, ни для почтенной дамы не закончилась. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.
Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она поехала по стране: Москва (где ее купил Третьяков), Нижний Новгород, Харьков. В последнем картину чуть было не уничтожили: на полотно упал медный козырек настенного калорифера и прорвал холст насквозь. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, вы не найдете «рану» — ее искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.
Левитан считал полотно, которое изначально называлось «Осень», грубым. Вскоре художник написал другую картину, которую назвал уже «Золотой осенью». По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.
«Золотая осень», 1896
Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в которой жила семья, Левитану приходилось нелегко. Московское училище живописи, ваяния и зодчества время от времени оказывало Исааку и его брату, который учился там же, материальную помощь, а затем и вовсе освободило их от оплаты. При этом звание художника по окончании заведения они не получили — только дипломы учителей рисования.
«Над вечным покоем» (1894)
Преподаватели по-снобски смотрели на виды Останкина и Саввинской слободы, исполненные Левитаном. По их мнению, еврейский мальчик не должен был покушаться на темы коренных русских художников. Между тем, именно Левитан ввел моду на Плес, на волжские просторы, леса и поля.
Из поездки во Францию и Италию Левитан вернулся воодушевленный тем, как работали импрессионисты. Он мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. И все же время от времени его мучила сильнейшая меланхолия. Раз он даже сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. Но получилось так неловко, что даже сомнений не возникло — все это был фарс.
Исаак Левитан умер совсем молодым, месяца не дожив до 40-летия. В его мастерской остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов.
Источник
«Над вечным покоем», 1894
Путешествуя по Тверской губернии близ озера Удомля, Левитан остановился в имении Островно, где написал своё самое «русское» и большое (150×206 см) полотно «Над вечным покоем». Художник изобразил гигантские, необъятные просторы русской земли, серебристые воды такого же бескрайнего озера и одинокую церквушку на крутом берегу небольшого мыса. Весь этот вид в совокупности с огромным чарующим грозным небом, покрытым тяжёлыми свинцовыми облаками создаёт необычайное, величественное и захватывающее дух впечатление.
Кстати, на most-beauty.ru есть подборка очень красивых пейзажей!
12
Этюды, вариант и рисунок с картины[править | править код]
Известны два акварельных этюда, написанные Левитаном при работе над полотном. Один из них — «На реке» (бумага, акварель, 15,2 × 22,4 см) — находится в собрании Государственного Русского музея (инв. Р-6084). Этот этюд, ранее находившийся в собрании С. С. Боткина, был написан Левитаном осенью 1889 года. Другой этюд — «После дождя. Плёс» (бумага, акварель, чёрный карандаш, 16,5 × 26,5 см), также 1889 года, — хранится в частном собрании в Москве (по данным на 1966 год — в собрании Ю. В. Невзорова). Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что эти этюды показывают, насколько интересовала художника «передача изменчивости летнего ненастного дня». По его словам, не очень отличаясь друг от друга по композиции, эти натурные этюды главным образом различаются изображением водной поверхности и облачного неба: «…в акварели „После дождя“ состояние более спокойное, в акварели „На реке“ усиливаются движение облаков и в особенности рябь на воде и колеблющиеся отражения в ней тёмных барж». Поэтому, по мнению Фёдорова-Давыдова, этюд «На реке» более близок к окончательной версии полотна. Оба акварельных этюда монохромны — они «исполнены лиловатой краской с использованием белого цвета бумаги для высветленных мест».
Акварельные этюды к картине «После дождя. Плёс» и вариант картины из дома-музея
После дождя. Плёс (1889, частное собрание)
На реке (1889, ГРМ)
Волга (1888—1890, дом-музей Левитана, Плёс)
В статье, опубликованной в 1960 году, Алексей Фёдоров-Давыдов также сообщал о существовании этюда маслом для картины «После дождя. Плёс» (22,7 × 33 см), хранившегося в частном собрании в Москве. По его словам, этот этюд «можно считать первичным и несомненно писанным с натуры». По сравнению с акварельными этюдами, он более отдалён от окончательной версии картины. Его живопись, «очень жидкая и однородная», носит явно этюдный характер. В масляном этюде отношение неба к земле составляет 1:1,5, а в обоих акварельных этюдах — 1,5:1.
В доме-музее Левитана в Плёсе хранится другой, несколько изменённый вариант картины «После дождя. Плёс», который носит название «Волга» (1888—1890, холст, масло, 35 × 57 см). Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее хранится рисунок с картины «После дождя. Плёс» (жёлтая бумага, акварель, 14,9 × 27 см, инв. 7601), исполненный художником для иллюстрированного каталога 18-й передвижной выставки.
История[править | править код]
В первый раз Исаак Левитан побывал на Волге в 1887 году, проведя там около двух месяцев. Вторая поездка Левитана на Волгу, в которой его сопровождали художники Софья Кувшинникова и Алексей Степанов, состоялась с апреля по октябрь 1888 года. Значительную часть времени они провели в Плёсе — небольшом городе, расположенном на правом берегу Волги (в XIX веке Плёс принадлежал к Костромской губернии, а в XX веке вошёл в Приволжский район Ивановской области). Левитан приезжал в Плёс в течение трёх лет, с 1888 по 1890 год, и там были задуманы и созданы многие его картины.
Вечер. Золотой Плёс (холст, масло, 84,2 × 142 см, ГТГ)
Полотно «После дождя. Плёс» было написано в 1889 году, по итогам второго пребывания Левитана в Плёсе, куда он опять ездил вместе с Кувшинниковой и Степановым. Левитан вместе со своими волжскими этюдами вернулся в Москву не позднее середины октября. В ноябре он переехал в дом-мастерскую в Большом Трёхсвятительском переулке, выделенную ему предпринимателем и меценатом Сергеем Морозовым. По-видимому, именно там в декабре 1889 года художник закончил работу над полотнами «После дождя. Плёс» и «Вечер. Золотой Плёс». По словам искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова, эти две картины, завершающие «впечатления и переживания художника от его трёх поездок на Волгу в 1887—1889 годах», представляют собой «как бы итог художественного осознания и образного претворения волжской природы».
Картины Левитана «После дождя. Плёс» и «Вечер. Золотой Плёс» (под более короткими названиями «После дождя» и «Вечер») экспонировались на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся 11 февраля 1890 года в Санкт-Петербурге, а в марте того же года переехавшей в Москву. Ещё до открытия выставки, 3 февраля 1890 года, обе картины были приобретены Павлом Третьяковым за 2000 рублей. В первой декаде марта Левитан выехал в заграничную поездку в Италию, где он пробыл до апреля
В письме к художнику Василию Поленову, посланном 31 марта из Бордигеры, Левитан просил позаботиться о его картинах, участвовавших в московской части передвижной выставки, и принять во внимание, что «они писаны не в сильном свету», так что «их выгоднее было бы поставить не в сильный свет и никак уже не у окон»
Петербургские издания (газета «Новое время», журнал «Всемирная иллюстрация» и другие), опубликовавшие отчёты и комментарии о 18-й передвижной выставке, в основном обошли произведения Левитана молчанием, так что сам художник опасался «окончательного неуспеха их и в Москве». Однако его опасения не оправдались: во время московской части выставки были опубликованы статьи художников и критиков Сергея Голоушева (литературный псевдоним — Сергей Глаголь) и Виктора Симова (в журнале «Артист» и в газете «Московские ведомости», соответственно), в которых работам Левитана была дана высокая оценка.
Впоследствии картина «После дождя. Плёс» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональных выставках Левитана, состоявшихся в 1938 году в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в 1939 году в Государственном Русском музее в Ленинграде, а также на юбилейной, посвящённой 100-летию со дня рождения художника выставке, проходившей в 1960—1961 годах в Москве, Ленинграде и Киеве. В 1971—1972 годах полотно принимало участие в приуроченной к столетию ТПХВ выставке «Передвижники в Государственной Третьяковской галерее», проходившей в Москве, а также в московской части выставки «Пейзажная живопись передвижников». Оно также было одним из экспонатов юбилейной выставки к 150-летию со дня рождения Левитана, проходившей с октября 2010 года по март 2011 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу.
В настоящее время картина «После дождя. Плёс» выставляется в «Левитановском зале» (зал № 37) основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.