Музей архитектурного рисунка / Museum für Architekturzeichnung
Местоположение: Германия, Берлин
Адрес: Christinenstraße 18A, 10119, Berlin
Стиль здания: Неомодернизм
Сайт музея:
Берлинский музей архитектурного рисунка придумал русский архитектор Сергей Чобан: он и сам известен своими графическими работами. Музей призван возродить интерес к утраченному искусству архитектурного рисунка. На первой выставке экспонировалась графика Пиранези.
Коллекция Сергея Чобана появилась в 2001 году, когда он купил рисунок итальянского архитектора Пьетро Гонзага. Сейчас собрание состоит из нескольких сотен листов, датирующихся от XVI века и до настоящего времени.
Музей открылся в историческом берлинском районе Пренцлау, на месте пивоварни середины XIX века. Постройка продолжает стену брандмауэра и встраивается в ряд классических берлинских домов. Четырехэтажное здание со стеклянной крышей своими очертаниями напоминает стопку строительных блоков.
Три бетонных фасада здания украшены рельефами в виде архитектурных эскизов. Они складываются в повторяющиеся паттерны и изображают рисунки Пьетро ди Гонзага и Анжело Тосселли, двух итальянских сценографов XIX века, работавших в России. Поверхность фасадов разбита на группы наслаивающихся друг на друга плоскостей — они имитируют стопки бумажных листов.
Музей Баухауса в Веймаре / Bauhaus-Museum Weimar
Местоположение: Германия, Веймар
Адрес: Stéphane-Hessel-Platz 1, 99423, Weimar
Стиль здания: Неомодернизм
Сайт музея:
Еще один музей Баухауса располагается на родине школы — в городе Веймаре. Новая институция открылась в 2019 году, на столетие основания Баухауса.
До появления нынешнего здания музей представителей радикального конструктивизма парадоксальным образом располагался в классицистическом здании конюшни. Там хранилось 250 работ преподавателей и студентов Баухауса. В новом музее находится 13 тысяч экспонатов, причем центральные предметы коллекции выбирал лично Вальтер Гропиус.
Музей выполнен в стиле Баухауса — он представляет собой минималистичный бетонный куб из пяти этажей. Они объединены двухуровневым открытым пространством. Поверхность фасада покрыта 24 линиями LED-светильников и прорезана горизонтальными желобками со словами ‘bauhaus museum’.
В экспозиции сделан акцент на ранние годы деятельности Баухауса, с 1919 по 1925. После 1925 года нацистское правительство заставило школу переехать в Дессау, где она и закрылась в 1933 году. На первом этаже расположена галерея, рассказывающая историю основания школы. На втором этаже находятся выставки, показывающие, как применялись идеи Баухауса. На верхних этажах обустроены галереи, посвященные директорам Баухауса разных лет — Вальтеру Гропиусу, Гансу Майеру и Мису ван дер Роэ.
Рядом со зданием находится ансамбль времен Веймарской республики, бывший нацистский форум и студенческое общежитие ГДР 1970-х годов. Музей объединяет эти стадии веймарской архитектуры, создавая топографию модернизма. Также рядом находится Новый музей Веймара и выставочное пространство с экспозицией, посвященной принудительному труду при национал-социализме. Все эти объекты образуют городской музейный квартал.
Музейный комплекс Мэйдзи-Мура / The Museum Meijimura
Местоположение: Япония, Инуяма
Адрес: 1 Uchiyama, Inuyama, Aichi 484-0000, Japan
Стиль здания: Мэйдзи
Сайт музея:
Еще один классический музей архитектуры — комплекс под открытым небом в японской Инуяме, посвященный постройкам эпохи . Его основали архитектор Ёсиро Танигути и вице-президент железнодорожной компании Nagoya Railroad Мотоо Цутикава.
В эпоху Мэйдзи Япония пережила самые серьезные изменения за всю свою историю: выйдя из многовековой изоляции, страна открылась идеям Запада. Заимствовали в том числе архитектурные стили и техники строительства. Эта практика сформировала облик архитектуры эпохи Мэйдзи.
Проезжая по трамвайной линии Яманоте в Токио, Ёсиру Танигути тосковал из-за сноса дворца Рокумейкан, символа архитектуры Мэйдзи. Он уговорил своего однокурсника Мотоо Цутикаву присоединиться к его работе по сохранению зданий Мэйдзи. 18 марта 1965 года на берегу озера Ирука открылся музей Мэйдзи-Мура из 15 построек.
Цель музея — сохранить ранние образцы архитектуры, возникшей под влиянием Запада. Многие постройки уцелели только благодаря счастливому стечению обстоятельств.
Самый заметный объект комплекса — здание отеля «Империал», построенное для центра Токио в 1923 году. В 1967 – 1985 годах постройку перенесли в музей, а на ее месте построили более обширное здание. От «Империала» остались только входная композиция и лобби, но это все равно самый большой экспонат Мэйдзи-Мура.
Архив Баухауса / Bauhaus Archiv
Местоположение: Германия, Берлин
Адрес: Berlin, Charlottenburg, Knesebeckstr. 1 – 2
Стиль здания:
Сайт:
Этот комплекс хранит коллекцию архивных материалов самой влиятельной в мире . Также здесь есть постоянная экспозиция, где среди прочего можно увидеть работы Василия Кандинского и Пауля Клее.
Впервые собрать коллекцию, рассказывающую историю Баухауса, предложил немецкий историк искусства Ганс Мария Винглер в 1960 году. Так он хотел популяризировать идеи закрывшейся в 1933 году школы. В формировании фондов участвовал — основатель Баухауса.
Коллекция расположилась в здании Эрнста Людвига в Дармштадте. Со временем предметов стало слишком много, и тогда Гропиус создал проект архива, чей внешний вид вступал бы в диалог с работами Баухауса. Местные власти не дали построить это сооружение, зато проект нашел отклик у муниципалитета Западного Берлина.
Здание архива было закончено только в 1979 году, через десять лет после смерти Гропиуса. В процессе строительства проект сильно изменился, однако некоторые черты видения архитектора остались. Например, рисунок крыши сохранился в том виде, каким его придумал Гропиус.
MAXXI
Местоположение: Италия, Рим
Адрес: Via Guido Reni, 4a, 00196 Roma RM, Italy
Стиль здания:
Сайт музея:
Первый национальный музей современного искусства и архитектуры построила в Риме . Сверхсовременное здание контрастирует с обликом города, однако при взгляде с высоты видно, что музей встраивается в планировку Рима и течение его реки. Крылья музея заканчиваются панорамными окнами.
Главные элементы здания — бетонные изогнутые стены, парящие в воздухе черные лестницы и открытый потолок, пропускающий дневной свет. Стены музея меняются по ходу своих изгибов, в некоторых местах перетекая в полы. Критики сравнивали стены MAXXI с треками для бобслея. Сама Хадид говорила, что хочет, чтобы стены музея «раскручивались, как лента в воздухе». Некоторые называют план музея «самым гипнотическим и манящим с тех пор, как больше 50 лет назад Фрэнк Ллойд Райт раскрыл свои, казалось бы, невыполнимые чертежи для нью-йоркского музея Гуггенхайм».
Погружение в музей начинается с огромного вестибюля, растянувшегося на всю высоту здания. На первом этаже можно выбрать свой путь: между галереями, лестницами или же лифтами. Две из этих дорог ведут в сердце выставочного пространства, третья же выходит из основного объема музея и ведет посетителя по застекленной дорожке, позволяя взглянуть на галереи со стороны.
«Для меня это все равно что стоять на римской Пьяцца-дель-Пополо», — говорит Хадид. «Когда смотришь на север, площадь расходится на три улицы, предлагающие неожиданный и захватывающий выбор направления. Однако все три дороги ведут к одной и той же точке».
MAXXI построен в районе Фламинио, где в последние годы проходит программа реновации публичных пространств. Например, здесь возведен Аудиториум Ренцо Пиано. MAXXI встраивается в плеяду объектов обновленного города. Музей заполняется по мере того, как протекает XXI век.
Кирпичный цех в Люберцах
1 / 4
Вид на фасад с надписью Люберецкого завода жатвенных машин им. Ухтомского. 2012 год Wikimapia
2 / 4
Завод имени Ухтомского в Люберцах. 2011 год Mapio.net
3 / 4
Завод имени Ухтомского в Люберцах. 2014 год Foursquare
4 / 4
Завод имени Ухтомского в Люберцах. 2013 год Foursquare
Еще один объект, примечательный сохранившейся дореволюционной вывеской, — кирпичный цех под пологой скатной крышей, стоящий на правой стороне железной дороги при подъезде к станции Люберцы-1 из Москвы. На фасаде виднеются выгоревшие надписи: «Международная к-я жатвенныхъ машинъ в Россiи. Люберецкiй заводъ» и «International Harvester Co in Russia. Lubertzy Works». Изначально окна были меньше (одно сохранилось у правого края фасада), над простенками окон видны части круглых логотипов с монограммами IHC. Это свидетельство былых торговых связей с легендарной американской компанией, выпускавшей грузовики и сельскохозяйственную технику.
Собственно, с этих цехов начинается история Люберец как города. В 1899 году в подмосковном селе появился завод паровых машин Карла Вейхельта, который вскоре стал международным тормозным заводом New York Air-Brake Co. А к 1910 году производство перекупил другой американский гигант, указанная на вывеске IHС. Вероятно, тогда же построен цех с вывеской. С 1924 года национализированное предприятие называлось Государственный Люберецкий завод жатвенных машин им. Ухтомского. Сейчас производство не действует, здание не состоит на госохране и судьба его неопределенна.
Немецкий музей архитектуры / Deutsches Architekturmuseum
Местоположение: Германия, Франкфурт
Адрес: Schaumainkai 43, 60596, Frankfurt, Germany
Стиль здания: Постмодернизм
Первый архитектурный музей в Европе — Немецкий музей архитектуры, или . Идея основать такой музей появилась во Франкфурте еще столетие назад, в начале 1920-х — тогда главой градостроительного комитета города был Эрнст Май. К этому плану вернулись уже в конце 1970-х, вместе со строительством Музейной набережной, где расположились городские культурные институции. В качестве консультанта пригласили историка искусства и архитектуры Хайнриха Клотца.
1 июня 1984 года Deutsches Architekturmuseum открылся выставкой The Revision of the Modern, осмыслявшей постмодернизм. Первые несколько лет существования музея сопровождались дебатами о постмодерне, зачинщиком которых стал Хайнрих Клотц, назначенный директором. Музей задуман как место, где проходят образовательные мероприятия и разрабатывается градостроительная политика.
Deutsches Architekturmuseum расположен в здании 1912 года. В 1979 – 1984 годах его реконструировал знаменитый немецкий архитектор Освальд Матиас Унгерс. Он превратил особняк начала XX века в концептуальную постройку, «дом внутри дома». Нетронутыми остались только внешние стены здания. Как говорил архитектор, он хотел создать «чистое пространство, граничащее с самой сущностью архитектуры».
Концепцию проекта придумал Хайнрих Клотц. Он считал, что в его основе лежит главный принцип постмодернистской архитектуры — соединение фасада здания и его интерьера в комплекс, который рассказывает историю. Кроме того, Deutsches Architekturmuseum — это один из первых примеров ревитализации обветшавшего исторического здания.
Как посетить Исторический музей
Государственный исторический музей имеет очень красивый адрес: Красная площадь, дом 1. Расположен он в северной части Красной площади. Со станций метро Площадь Революции, Театральная и Охотный ряд выходить надо по указателям «К Историческому музею»
Обратите внимание: вход в музей для посетителей со стороны Воскресенского проезда и, если идёте со стороны Манежной площади (т.е. от станций метро Театральная и Охотный ряд), то надо пройти Воскресенские ворота
Музей открыт с 10 до 18 часов, но летом, с июня по август, работает до 21 часа. Также летом нет выходного дня по вторникам. График работы музея может меняться в связи с проведением каких-либо мероприятий на Красной площади (парады, шествия и т.п.).
Основание Исторического музея
Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея
Фотография Исторического музея начала ХХ века
Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет
Вид на северный фасад Исторического музея. Слева видны Воскресенские ворота
Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады
Западный фасад Исторического музея
Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.
Вид на Исторический музей от гостиницы «Москва»
В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов
Декор южного фасада Исторического музея
Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов
В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли
С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.
Челябинский элеватор
1 / 7
Элеватор Государственного банка. Челябинск, 1929 годЧелябинский межрегиональный союз строителей
2 / 7
Здание бывшего Челябинского элеватора. 2012 год Wikimapia
3 / 7
Здание бывшего Челябинского элеватора. 2016 год TripAdvisor
4 / 7
Здание бывшего Челябинского элеватора. 2018 годWikimedia Commons
5 / 7
Здание бывшего Челябинского элеватора. 2018 годWikimedia Commons
6 / 7
Здание бывшего Челябинского элеватора. 2018 годWikimedia Commons
7 / 7
Надпись на здании бывшего Челябинского элеватора. 2018 годWikimedia Commons
Диковинный Челябинский элеватор был частью программы строительства сети элеваторов Госбанка Российской империи. Он возведен в 1914–1918 годах и в то время был самым высоким сооружением города. Здание представляло собой семиярусную, прямоугольную в плане башню с примыкающими некапитальными крыльями по сторонам. По тем временам это была весьма прогрессивная постройка, с бетонными опорами и перекрытиями. Здание стоит заброшенным с 1990-х, пристройки полностью разрушены, и похожая на донжон башня стала выглядеть еще монументальнее. Во фронтоне главного фасада сохраняется надпись в старой орфографии: «Челябинскій элеваторъ Государственнаго банка».
Суконная фабрика в Подмосковье
1 / 9
Чесальня бывшей суконной мануфактуры в Павловской Слободе Истра.рф
2 / 9
Один из цехов бывшей суконной мануфактуры в Павловской Слободе Истра.рф
3 / 9
Прядильно-чесально-паровой корпус, ставший позднее казармами. 2015 год Сергей Клычков / Московское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
4 / 9
Стригальня. 2015 год Сергей Клычков / Московское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
5 / 9
Ткацкий корпус. 2015 год Wikimapia
6 / 9
Ткацкий корпус. 2015 год Wikimapia
7 / 9
Инструментальный корпус. 2015 год Сергей Клычков / Московское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
8 / 9
Инструментальный корпус. 2015 год Сергей Клычков / Московское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
9 / 9
Конюшня. 2015 год Сергей Клычков / Московское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Суконная фабрика в селе Павловская Слобода Истринского района — один из старейших сохранившихся производственных комплексов России. Она была основана в середине XVIII века графом Сергеем Павловичем Ягужинским, в 1806 году передана комиссариатскому ведомству, обеспечивавшему армию снаряжением, провиантом и обмундированием, а в 1860-е годы переустроена под гренадерские казармы. И потому, в отличие от абсолютного большинства старинных фабрик, избежала серьезной перестройки в капиталистическую эпоху.
Павлопосадская фабрика мало похожа на промышленную постройку и скорее напоминает служебные корпуса богатой ампирной усадьбы. И все же это полноценный производственный комплекс: два протяженных ткацких корпуса, достроенная позже казарменная церковь, а также здания стригальни, ворсильни, чесальни, токарни и литейни. Большая часть построек относятся к началу XIX века, но не исключено, что и корпуса, выстроенные Ягужинскими, частично сохранились.
В советские годы здесь были военные склады, и историки архитектуры ничего не знали об этом закрытом объекте. Только в 2015 году было подготовлено распоряжение о постановке комплекса на госохрану, и по странному совпадению в то же время в пустующих зданиях произошли пожары, а постановление об охранном статусе до сих пор не принято. Сейчас за памятником приглядывают волонтеры, проводящие субботники по расчистке развалин.
Музей сэра Джона Соана / Sir John Soane’s Museum
Местоположение: Великобритания, Лондон
Адрес: 13 Lincoln’s Inn Fields, Holborn, London WC2A 3BP
Стиль здания: Неоклассицизм
Сайт музея: soane.org
Один из старейших музеев архитектуры находится в Лондоне. , великий британский архитектор неоклассицизма, превратил в музей собственный дом. Он наполнил его коллекцией картин, скульптур, моделей зданий, архитектурного декора с давно утерянных памятников. Соан также построил картинную галерею Далвич, которая стала прототипом для многих галерей современного искусства, например, Центра Гетти в Калифорнии.
Когда в 1806 году Соана назначили профессором архитектуры в королевской Академии, он задумался о том, чтобы обустроить в своем доме музей для студентов. В его коллекцию попали тысячи объектов: от предметов эпохи Древнего мира до моделей современных зданий. Один из самых заметных экспонатов — саркофаг египетского фараона Сети Первого. Это самый дорогой предмет в коллекции. Когда в марте 1825 года саркофаг прибыл к Соану, он устроил трехдневное празднование, на котором присутствовало 890 человек.
Музей отличается особенными пространством. Внутри здания — множество ниш, секретных дверей, двойных стен со спрятанными внутри картинами. Архитектор страдал от катаракты и поэтому придумывал новые приемы освещения пространства. Благодаря его изобретениям дом залит светом, преломляющимся в цветных витражных окнах и множестве зеркал. В музее сохраняют атмосферу времен жизни владельца: табличек почти нет, свет приглушен, а стойка информации и кафе отсутствуют.
Каждая комната дома представляет собой своеобразное произведение искусства. Соан постоянно менял экспозицию, добавляя новые предметы и подчеркивая качества разных объектов неожиданными сопоставлениями. В комнате моделей архитектор поставил модели своих построек рядом с моделями античных зданий, послуживших для него источником вдохновения.
Именно в музее Соана появилась первая в Великобритании галерея современной скульптуры. Она располагалась в маленьком помещении, которое отходило от главной лестницы здания и называлось Tivoli Recess. Миниатюрную галерею в 1918 году превратили в служебный туалет, а в 2001 году восстановили.
Сегодня музей широко известен своими программами реставрации. Например, в рамках проекта Opening up the Soane пространство дома реконструируют в соответствии с изначальной задумкой мастера. Это становится возможным благодаря тому, что дом есть на множестве акварелей XIX века.
В комнатах восстановили оригинальные цветовые схемы и расстановку предметов интерьера. Также отреставрировали три внутренних дворика, обустроенных Соаном, а в одном восстановили его пастиччио — колонну из архитектурных фрагментов.
Картинная галерея Славянского историко-краеведческого музея
Это замечательное место, где жители и гости города могут ознакомиться с величайшими произведениями Кубанских художников. Музей регулярно проводит выставки картин и произведений декоративно-прикладного искусства из собственных фондов, частных коллекций и других музеев.
В пополнении музейной коллекции картин принимают участие и известные художники. Например, народный художник Российской Федерации Николай Павлович Лой подарил около семидесяти своих замечательных произведений, самыми ценными из которых считаются этюды Заполярья.Кроме картин в галерее представлены очень интересные работы мастеров декоративно-прикладного искусства, графики и скульптуры.
Мраморно-известковый завод в Карелии
1 / 8
Мраморный завод в Рускеале. 1930-е годыMauno Mannelin / Heninen.net
2 / 8
Трубы печей для обжига мраморного завода в Рускеале. 1930-е годыHeninen.net
3 / 8
Мраморный завод в Рускеале. Конец 1930-х годовHeninen.net
4 / 8
Заброшенный мраморный завод в Рускеале. 2011 год Ivashko / Heninen.net
5 / 8
Заброшенный мраморный завод в Рускеале. 2011 год Ilinbori / Heninen.net
6 / 8
Заброшенный мраморный завод в Рускеале. 2012 год Pavel-skom / Heninen.net
7 / 8
Заброшенный мраморный завод в Рускеале. 2013 год Yora / Heninen.net
8 / 8
Заброшенный мраморный завод в Рускеале. 2019 год Fotodom
И наконец, самый необычный объект промышленного наследия на территории России — остатки мраморно-известкового завода в карельской Рускеале. Это старый скалистый каньон, находящийся на окраине туристического парка, пока совершенно не облагороженный. Завод был основан здесь в 1820-е годы Санкт-Петербургским университетом, а его сохранившая часть выстроена финнами в конце столетия. В искусственной низине стоит несколько печей для обжига извести, их высокие, перехваченные железными обручами трубы похожи на сужающиеся кверху минареты. Верхушки трех из семи труб рухнули, в остальных сохраняются высоко расположенные проемы, через которые по деревянным пандусам в печи загружали мраморную крошку. Производство умерло в 1990-е годы, с тех пор здесь ничего не происходит.
другие редкие архитектурные памятники, которые вот-вот могут исчезнуть
7 древних палат
Старинные каменные дома Москвы, Новгорода и других городов
7 старинных мостов
Древние плотины в Царицыно, валунная дамба на Соловках и мост, под которым Лермонтов пугал прохожих
12 уникальных деревянных храмов
Тройник, восьмерик, бочка и другие особенности церковной архитектуры XVII–XVIII веков
10 дореволюционных имений и дач
Где увидеть останки эклектики и модерна конца XIX — начала XX века
12 старинных усадеб, погибающих в российской провинции
Елизаветинский дворец под Дмитровом, роспись Брюллова в Ступино и Кваренги под Воронежем
8 исторических городов, исчезающих у нас на глазах
Почему нужно срочно спасать Вышний Волочек, Кимры, Вологду и другие городские поселения
8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть
Итальянский Ренессанс в Тверской области, калининградская готика и рококо под Липецком
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Нон-фикшн дня
Как The Beatles уничтожили рок-н-роллПушкин дня
Пушкин-русофилМонета дня
Сребреник
Архив
Скульптура, найденная на чердаке, и скульптура, разбитая на куски
1 / 2
Марина Рындзюнская. Лежащая девушка. Не позднее 1921 года Максим Глуховцев / Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
2 / 2
Акоп Гюрджан. Спящая девушка. 1918 годГосударственная Третьяковская галерея
В 1929 году по списку № 6 в Третьяковскую галерею были переданы две скульптуры — с очень похожими названиями: «Лежащая девушка» и «Лежащая женщина». Первая — авторства Марины Рындзюнской, вторая — Акопа Гюрджяна. Эти популярные в начале ХХ века скульпторы сегодня почти неизвестны. По ошибке обе работы были записаны в учетной книге Третьяковской галереи с одним и тем же инвентарным номером МЖК (594). А еще там есть запись о том, что в том же 1929 году обеих «Лежащих» отправили в Кубанский художественный музей им. Луначарского.
В конце 2017 — январе 2018 года, на одном из этапов подготовки выставки к 100-летию Музея живописной культуры, начались поиски этих двух скульптур. «Лежащую девушку» Рындзюнской нашли в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко только в апреле 2018 года. Впрочем, обнаружилась скульптура Рындзюнской не в экспозиции музея и не в запаснике, а на чердаке. Именно туда в 1929–1930 годах была выселена вся музейная коллекция авангарда. В 1946-м «Лежащая девушка» была признана работой, не имеющей музейной ценности, и включена в Обменный фонд Второстепенный по своей значимости фонд, куда помещали работы, не очень интересные для коллекции музея, но пригодные для обмена с другими музеями. Краснодарского художественного музея. В конце 1960-х, когда у музея появилось новое помещение для хранения, авангардную живопись вынесли с чердака, но «Лежащая девушка» так и осталась лежать в чердачном шкафу. И если бы не выставка, она, возможно, так и не вернулась бы в искусствоведческий обиход.
А что же случилось с «Лежащей женщиной»? Документа о прибытии скульптуры Гюрджяна в Краснодар найдено не было. Зато была найдена приписка, сделанная в книге учета Третьяковской галереи, вероятно, вскоре после 1929 года: «Нах в Г Т Г». Однако поиски скульптуры в Третьяковке ничем не увенчались. И так как инвентарные номера двух скульптур совпадали и почти совпадали их названия, было решено, что запись о работе Гюрджяна ошибочная: повтор, обычный для путаной документации Музея живописной культуры и Третьяковской галереи 1920–30-х.
Но на этом история «Лежащей женщины» не закончилась. В августе 2019 года неожиданно появилась информация о новой работе в коллекции Третьяковской галереи. Ею оказалась «Спящая девушка» Акопа Гюрджяна. В провенансе Провенанс (фр. provenance — источник) — история владения художественным произведением, его происхождение. скульптуры значилось: «САХП МК САХП МК — Специальный архив художественных произведений Министерства культуры СССР, Загорск, Московская область. В 1992 году архив вошел в состав РОСИЗО.; РОСИЗО; дар О. В. Яхонта». Несмотря на то, что МЖК в этом ряду отсутствовал, на всякий случай был сделан запрос в РОСИЗО РОСИЗО — государственная структура в составе Министерства культуры, которая занимается хранением, изучением, реставрацией и публичным представлением музейных предметов и коллекций.. Выяснилось, что в 1957 году скульптура была передана из Третьяковской галереи в Загорский архив художественных произведений — такова была судьба тех работ, которые, по мнению сотрудников Третьяковской галереи того времени, не имели музейного значения.
Долгое время «Спящая девушка» хранилась в одном из помещений Троице-Сергиевой лавры, где располагался фонд скульптуры Загорского архива. В 1994 году по приказу Министерства культуры работу — из-за плохой сохранности — списали с баланса РОСИЗО и передали реставратору Олегу Яхонту. По его словам, «Спящая девушка» была в катастрофическом состоянии — разбита более чем на 10 фрагментов. Олег Яхонт отреставрировал «Спящую девушку» и в 2019 году вместе с другими произведениями искусства подарил Третьяковской галерее. Проверка обстоятельств передачи и всех учетных номеров показала: это та самая «Лежащая женщина» из Музея живописной культуры, все совпало! Так, совершив невероятное путешествие и превратившись из «Лежащей женщины» в «Спящую девушку», скульптура вернулась в Третьяковскую галерею как раз накануне выставки, посвященной юбилею основания Музея живописной культуры.
Металлургический завод в Екатеринбурге
1 / 15
Литография издательства «Энгельман и К°» с изображением Верх-Исетского завода. Париж, 1828 годЕкатеринбург.рф
2 / 15
Верх-Исетский завод около Екатеринбурга. Фотография Сергея Прокудина-Горского. 1910 годПрезидентская библиотека
3 / 15
Заводские поселения Верх-Исетского завода. Фотография Сергея Прокудина-Горского. 1910 годПрезидентская библиотека
4 / 15
Верх-Исетский металлургический завод. 2009 год Александр Грошев / CC BY 3.0
5 / 15
Старинная контора Верх-Исетского завода во время надстройки новых этажейWikimapia
6 / 15
Здание заводоуправления. 2009 год skyscrapercity.com
7 / 15
Фрагмент фасада здания заводоуправления. 2015 год Павел Пименов / CC BY-SA 4.0
8 / 15
Здание заводоуправления. 2009 год skyscrapercity.com
9 / 15
Один из корпусов Верх-Исетского завода. 2013 год Wikimapia
10 / 15
Один из корпусов Верх-Исетского завода. 2013 год Wikimapia
11 / 15
Кричный цех. 2013 год Wikimapia
12 / 15
Плющильная фабрика с магазином листового железа. 2013 год Wikimapia
13 / 15
Госпиталь Верх-Исетского завода. Конец XIX — начало XX векаУправление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области
14 / 15
Госпиталь Верх-Исетского завода, главный корпус. 2014 год Марина Митрохина / CC BY-SA 3.0
15 / 15
Госпиталь Верх-Исетского завода, восточный павильон. 2014 год Марина Митрохина / CC BY-SA 3.0
Верх-Исетский железоделательный завод в Екатеринбурге — редкий пример заводских зданий, не перестраивавшихся в XX веке. Предприятие было основано в 1726 году. В 1816 году появилось каменное здание заводского управления, спустя еще десять лет — заводской госпиталь, в 1820–30-е — цеха. Автор построек неизвестен, но вполне возможно, над проектами работал Михаил Малахов, считающийся отцом уральского классицизма. Госпиталь состоит из трех купольных корпусов, которые соединяются полукруглой оградой. Еще недавно здание напоминало руину, но сейчас оно реставрируется. Кричный цех, в котором из чугуна вываривали железо, напоминает изящный садовый павильон или манеж с большими арочными окнами. Управление, надстроенное в середине ХХ века, сохранило тонкую лепнину фасадов, а цеха — классическую стать, хотя содержатся как рядовой пром, облепленный трубами и пристройками.
Датский архитектурный центр / Dansk Arkitektur Center
Местоположение: Дания, Копенгаген
Адрес: Bryghuspladsen 10, København
Стиль здания:
Сайт музея:
Датский архитектурный центр строило бюро OMA — его возглавляет . Здание находится в историческом порту Копенгагена, на месте бывшей пивоварни. Сквозь постройку проходит дорога — так архитектурный центр встраивается в городское пространство. Неожиданный элемент исторического ансамбля Копенгагена, здание находится напротив еще двух экспериментальных построек: Национального Парламента и Королевской библиотеки «Черный бриллиант».
Постройка представляет собой комплекс блоков из зеленого стекла. Архитекторы называют цветные облицовочные панели «пикселями». «Мы выбрали зеленый специально, потому что вода в копенгагенской реке окрашена в красивый глубокий зеленый цвет, а кроме того, зеленый на крыше здания связывает его со множеством башенок с медными крышами на горизонте», — говорила одна из руководительниц проекта, Элен ван Лон.
Центральная часть архитектурного центра — выставочное пространство, которое одновременно служит рабочим местом для архитекторов. «Людям не нужен стерильный музей. Им нравится наблюдать процесс производства, как мы работаем, как делаются модели. Для меня самое главное в этом здании то, что музей архитектуры воспринимается как производственный цех с выставочным пространством, а не как традиционный музей», — комментировала Ван Лон.